что такое автомобильное многоборье
Что же такое автомногоборье?
Автомногоборье – это комплексные соревнования на участвующих в обычном дорожном движении автомобилях, соответствующих Правилам Дорожного Движения Российской Федерации.
Состав этого комплекса оговаривается обязательным к прочтению каждым участником Регламентом соревнования (РС).
Основные дисциплины комплекса автомногоборья:
классическое скоростное маневрирование;
нестандартное скоростное маневрирование;
автомобильный слалом и др.
Дополнительные дисциплины, связанные с использованием автомобиля:
проверка знаний ПДД;
упражнения по эксплуатации автомобиля и др.
Цели и задачи:
Пропаганда безопасного поведения на дорогах, привлечение молодежи к занятиям автомобильным спортом и автомобильной техникой;
Повышение безопасности дорожного движения путем повышения уровня мастерства водителей;
Привлечение молодёжи к здоровому образу жизни и занятий физической культурой;
Возрождение традиций массовых соревнований по автомобильному спорту.
Оценивает выступление участников приглашенная судейская бригада из судей, прошедших соответствующую подготовку. По результатам участия победители и участники награждаются памятными подарками, почетными грамотами, кубками.
Что такое юношеское автомногоборье?
Юношеское автомногоборье — детский автомобильный спорт, с которого начинали многие знаменитые гонщики, например Виталий Петров. В 1973 году по инициативе Главного управления ГАИ МВД СССР были созданы отряды юных инспекторов дорожного движения, в которых и зародилась данная дисциплина. Первый Всероссийский чемпионат по юношескому автомногоборью проведен в 1996 году в городе Ростов-на-Дону.
Несмотря на то, что этот вид автомобильного спорта существует уже более двадцати лет, большинство поклонников автоспорта ничего не знает о нём. Давайте же попробуем разобраться, что такое автомногоборье и с чем его едят.
Как правило, в автомногоборье существует три возрастных группы: 7-11 лет, 12-17 лет, 18-25 лет. Главная группа — 12-17 лет, дисциплина ориентирована именно на неё, больше всего соревнований проходит в этой группе. В группе 7-11 лет соревнования проходят на маленьких автомобилях с двигателями от картов. В остальных — на автомобилях для дорог общего пользования.
Первая часть всех соревнований — Правила Дорожного Движения. В ходе этого этапа участникам предстоит ответить на 20 вопросов ПДД из разных билетов и не просто правильно, а быстро, ведь это часть соревнования, по итогам которого тоже награждают, а также из него складывается результат в абсолютном зачёте. Результат высчитывается так: первое место занимает тот, кто решил быстрее всех и без ошибок, за ним идёт второй по скорости и без ошибок. После участника, который решил билет медленнее всех, но без ошибок идёт самый быстрый участник с одной ошибкой и т.д.
Второй этап — фигурное вождение или «классика». На асфальтовой площадке выставляются фигуры. Некоторые из них присутствуют на экзаменах в ГАИ, но в автомногоборье они усложнённые. За каждый сбитый столбик начисляется штраф, для каждой фигуры — свой.
Иногда всё ограничивается двумя этапами, но бывает, что организаторы проводят третий — автослалом нестандарт. Здесь выставляется одна фигура. Главное — не запутаться как её проезжать, потому что схема проезда весьма непростая.
Казалось бы, замечательный вид спорта — к 18-ти годам вырастают грамотные водители, но не всегда всё так хорошо. Этап ПДД выигрывает не тот, кто лучше всех знает правила, а тот, кто больше всех зарешал их дома. К примеру на Первенстве России первая 10-ка участников укладывается в 11-20 секунд. 20 вопросов — 11 секунд! То же самое происходит и с вождением. К Первенствам России школы-лидеры закатывают три конфигурации трассы весь год! Ну и как же здесь выявить лучшего водителя? Но и это не всё. Автомногоборьем в России занимаются две организации — Всероссийская Организация Автомобилистов и Ассоциация Юношеских Автошкол. Эти две организации — злейшие враги. То соревнования нарочно в одну и ту же дату проведут, тем самым не собрав всех сильнейших в одном месте, то засудят спортсменов из автошкол, которые принадлежат другой организации. Кроме того каждое соревнование проводит какая-то автошкола, которая, конечно, выставляет свои команды, которым нередко очень подсуживают. Нет, я не говорю, что так происходит всегда и везде, но сам я с этим сталкивался не раз. Как подсуживают? Например, в регламенте пишут, что запрещены любые доработки автомобиля, резина дорожная, подобие сликов запрещено. А на тех.комиссии комиссары как будто первый раз машину видят.
Или вот ещё случай был на Первенстве России 2015. Организатор — ВОА Татарстан. Эта команда единственная, кто приехала участвовать на LADA Granta, сказав остальным, что будут на 2109. Все и приехали на 2109 и 2114. Разумеется, тех.комиссия такая, как в предыдущем примере. LADA Granta, по правилам РАФа, проходит под размеры «mini», как и 2109, но как только наступает очередь Татарстана, вся команда оперативно переставляет все размеры фигур под «maxi», что значительно больше, несмотря на то, что они могли выиграть честным путём. А, ведь, на соревнованиях такого уровня можно получить КМС!
На областных соревнованиях такого рода «судейство» наблюдается гораздо реже. Во-первых машина одна на всех участников, которую предоставляет организатор, да и атмосфера другая — все свои, все друг друга знают.
Что в итоге?
Стоит ли заниматься автомногоборьем для подготовки к экзаменам в ГИБДД и приобретения начальных навыков вождения? — Да, однозначно, это то, что нужно.
Стоит ли заниматься автомногоборьем ради приобретения начальных гоночных навыков? — Стоит, это хорошая школа базовых навыков.
Стоит ли заниматься автомногоборьем по приколу? — Стоит. Ведь, кроме соревнований есть дорога на соревнования, проживание на соревнованиях, тренировки в кругу единомышленников. Какая-то ламповость, всё же, в этом есть. 🙂
Спасибо за внимание. С вами был чемпион Самарской области 2015, участник Первенств России по автомногоборью☺
Автомногоборье: тренинг по ПДД или самостоятельный спорт?
Считается, что автоспорт зародился во Франции в 1894 году – именно тогда была организована и проведена первая в мире гонка на автомобилях. Примерно в это же время подобные соревнования стали проводить в других странах Европы и в США.
Поначалу автогонки считались своеобразной экзотикой, экстравагантным развлечением состоятельных людей – поклонников технического прогресса. Однако вместе с развитием автомобильной промышленности это направление стремительно расширялось, набирало популярность, и уже в начале XX-го века заняло почетное место в спортивном мире.
Что представляет собой автомногоборье
В настоящее время существует множество разновидностей состязаний на автомобилях:
К отдельному виду автомобильных соревнований относится автомногоборье. Об этой дисциплине и пойдет речь в данной статье.
Автомногоборье – это разновидность автомобильных соревнований, возникшая в 1970-х годах в СССР и распространенная на постсоветском пространстве. Ее суть заключается в выполнении на транспортном средстве разнообразных элементов, таких как слалом, скоростное маневрирование, развороты и т. д. Может также включать этап проверки знаний по правилам дорожного движения, а в некоторых дополнительных программах, помимо прочего – стрельбу из пневматической винтовки и оказание первой помощи.
Состязательный момент автомногоборья заключается в выполнении элементов трассы и решении заданий за максимально короткое время и с минимальным количеством ошибок.
В данной дисциплине существуют три возрастные группы:
Состязания в детской группе осуществляются на небольших машинах с двигателями для картов, а в остальных группах – на обычных автомобилях, которые отвечают требованиям правил дорожного движения (ПДД).
Существует также Регламент соревнования (РС), которым устанавливается набор элементов для выполнения участниками. Популяризация автомногоборья преследует следующие цели:
Чтобы разобраться в особенностях данного вида автоспорта, следует ознакомиться с его общими положениями, определениями и терминами.
Общие правила автомногоборья
В автомногоборье существует свод правил, единых для всех дисциплин данного вида спорта:
Перезаезд допускается только в случаях, оговоренных в РС, либо, когда его необходимость вызвана причинами, не зависящими от водителя.
Терминология
Как и в любой другой дисциплине, в автомногоборье существует своя система терминов. Их список приведен в таблице.
Основные понятия в автомногоборье
Термин | Значение |
Ограничитель | Некая помеха, которая устанавливается на трассе с целью изменения направления движения транспортного средства или для его замедления. Ограничителями могут служить конусы, фишки, стойки и т.д. |
Конус | Эластичный дорожный конус либо цилиндр, изготовленный из упругого материала, высотой от 50 см. |
Фишка | Ограничитель небольших размеров: колея, брусок пенька и т. п. |
Стойка | Стержень, установленный вертикально на специальном основании. Высота стержня – не менее 1 м. |
Фигура | Система ограничителей (одного или нескольких), которые устанавливаются на трассе в соответствии с условными обозначениями, нанесенными на покрытие площадки. Условия движения автомобиля относительно ограничителей утверждаются РС. Разметка фигуры не меняется до конца соревнования, и в случае смещения ограничителей (к примеру, при сбивании автомобилем) они устанавливаются на свои исходные места. |
Упражнение | Комплекс зачетных действий, выполняемых водителем на фигуре либо трассе. Объем упражнения устанавливается РС. |
Нарушение схемы движения по трассе (фигуре) | Искажение установленного РС порядка проезда трассы (фигуры). |
Линия старта | Начальный пункт трассы. Обозначается линией с ограничителями, размещенными по краям. Длина – 3 м, ширина может варьироваться в зависимости от РС. Исключение: стартовый/финишный квадрат. Данное обозначение имеет размеры 50х50 см и наносится ярким цветом, который должен быть отчетливо виден участникам соревнований. |
Линия финиша | Конечный пункт трассы. Представляет собой линию с ограничителями по краям. Длина – 3 м, ширина – до 15 см. Допускается совмещение линии старта и финиша. |
Финиш базой | Вариант остановки автомобиля, когда финишная линия оказывается между его колесами, но не касается их. |
Вид соревнования | Определенные условия прохождения дистанции с набором фигур, либо иные состязания, проводимые в рамках правил РС. |
Попытка | Все действия, которые участник совершает на трассе после старта по команде. |
Зачетная попытка | Совокупность действий участника (попытка), результаты которой будут учитываться при подведении итогов состязания. |
Исключение Водителя из зачета | Операция, при которой участнику заезда засчитывается худший результат и дополнительно начисляется 20 секунд. |
Помимо вышеперечисленных понятий в автомногоборье также используются общие термины, относящиеся к сфере автоспорта и автомеханики.
Регламент проведения соревнований
Данный документ должен быть составлен в соответствии с положениями Спортивного кодекса РАФ и включать в себя информацию по следующим пунктам:
После того как официально открыт прием заявок на участие в соревнованиях, изменения регламента недопустимы (кроме замены официальных лиц по согласованию).
Однако эта статья имеет ряд исключений. В регламент соревнований допускается вносить поправки в следующих случаях:
Кроме того, регламентом может быть предусмотрена возможность переноса либо отмены соревнования. Если же этот вопрос не оговорен, сроки проведения мероприятия менять недопустимо (за исключением случаев возникновения угрозы безопасности или форс-мажора – тогда такое решение принимает КСК).
Система оценивания
Определение результатов в соревнованиях по автомногоборью происходит в соответствии с общими правилами (за исключением тех случаев, когда РС предусмотрен другой вариант):
По результатам соревнований допускается составление классификации командного зачета, порядок которого также устанавливается РС.
Уравнивание условий участия в соревнованиях
Чтобы уравнять условия выполнения различных фигур классического скоростного маневрирования, организаторы вправе поделить автомобили, участвующие в соревновании, на зачетные группы в соответствии с длиной:
Размеры фигур на трассе будут изменяться для каждой группы автомобилей в соответствии с их габаритами.
Также с целью уравнивания условий проведения соревнований для всех участников организаторы имеют право делить транспортные средства, принимающие участие в заезде, на зачетные группы по различным параметрам (например, по типу привода: полноприводные, переднеприводные, заднеприводные). Однако возможность такого разделения должна быть описана в РС.
В рамках одного соревнования водитель имеет право участвовать только в одной зачетной группе.
Административная проверка
Данная процедура осуществляется перед стартом по расписанию, указанному в РС, и включает в себя проверку пакета следующих документов участников:
В случае если участник по каким-либо причинам не прошел административную проверку в рамках отведенного для нее времени, к старту он не допускается. Однако он может получить разрешение к участию в соревнованиях по решению КСК.
Техническая инспекция
Данная проверка проводится в обязательном порядке перед стартом и включает в себя контроль следующих параметров автомобиля:
Помимо этого, могут проводиться дополнительные технические проверки в любой момент в ходе соревнования, кроме нахождения автомобиля на зачетной дистанции.
Требования безопасности
Автомобиль – это источник повышенной опасности, а на спортивной трассе риск угрозы здоровью и жизни водителя намного выше, чем на обычной дороге. Поэтому для обеспечения безопасности при проведении соревнований по автомногоборью должны строго соблюдаться следующие меры:
В случае выявления нарушений требований безопасности участник может быть не допущен к участию в соревнованиях.
Медицинский контроль
Внезапное ухудшение состояния здоровья водителя за рулем может привести к потере управления автомобилем, и, как следствие, к аварии. В связи с этим, согласно рекомендациям, до начала соревнований все участники проходят обязательный медосмотр, по объему эквивалентный предрейсовому осмотру водителей. В него входят:
Допуск к участию в соревнованиях дается при отсутствии у водителя жалоб, симптомов заболеваний, признаков алкогольного или наркотического опьянения. Медицинский работник имеет право отстранить водителя от участия в соревнованиях, если в результате осмотра будут выявлены признаки ухудшения состояния здоровья.
Основные дисциплины в автомногоборье
Как было указано выше, первым этапом практически всех соревнований по автомногоборью является проверка теории – решение тестов на знание ПДД. Здесь результат зависит от количества допущенных ошибок и времени, затраченного на выполнение заданий, поэтому решать их надо быстро и не допуская неверных ответов.
По итогам теоретического этапа соревнований происходит награждение лучших участников, а полученные очки также идут в общий зачет. В связи с этим знание теории не менее важно, чем практические навыки.
Второй этап – соревнования по вождению. Здесь водителям нужно показать свое мастерство в прохождении различных фигур, которые зачастую намного сложнее, чем на экзамене в ГАИ.
В автомногоборье существует несколько видов соревнования:
Рассмотрим эти дисциплины подробнее.
Классическое скоростное маневрирование (фигурное вождение, «классика»)
Классическое скоростное маневрирование заключается в скоростном преодолении трассы. На дистанции размещаются фигуры разной степени сложности, имитирующие всевозможные условия на дороге.
Количество фигур, их сложность, расположение и порядок прохождения должны заранее определяться организатором с обязательным указанием данной информации в РС, либо жеребьевкой перед началом соревнований (в том случае, если данный вариант утвержден в РС). Вне зависимости от установленной последовательности прохождения фигур, трасса должна завершаться упражнением «стоп».
Фигуры располагаются на площадке с учетом их размеров и особенностей, и при построении применяется общее правило: стойки, выступающие в роли ограничителей, не должны располагаться ближе 1 м друг к другу.
Ниже приведено описание стандартных фигур, которые используются в соревнованиях по автомногоборью.
Основные фигуры трассы
Фигура | Описание | Условия выполнения/упражнения |
«Эстафета» | Металлическое кольцо диаметром 20 см, которое нанизывается на специальный кронштейн на стойке, установленный на уровне середины бокового окна автомобиля. Существует два варианта данной фигуры: а) «эстафета круговая» – с использованием одной стойки; б) «эстафета линейная» – с применением двух стоек, расставленных на расстоянии минимум 15 м одна от другой. | а) в «эстафете круговой»: снятие кольца с кронштейна, объезд стойки, возвращение кольца на место; б) в «эстафете линейной»: снятие кольца с первой стойки, движение ко второй, надевание кольца на кронштейн. Существует разновидность «эстафеты линейной» с одной стойкой: участник снимает кольцо с кронштейна, выполняет другие упражнения (их перечень указан в РС), и только после этого возвращает кольцо на место. Допускается надевать кольцо через верх стойки. |
«Круг» | Две окружности с общим центром, отмеченные ограничителями, которые образуют кольцевую проезжую часть. На внешней окружности обозначены «ворота» – место въезда и выезда из фигуры. | Въезд в фигуру, объезд полного круга, выезд. Ограничители задевать нельзя. Существует стандартный порядок проезда данной фигуры: 1) в направлении по часовой стрелке передним ходом; 2) в обратном направлении задним ходом. Все действия внутри окружности считаются отдельными упражнениями. |
«Крест» | Фигура, являющаяся аналогом «круга». Отличается иным расположением ограничителей. | Порядок проезда фигуры определяется в РС. |
«Стоянка» | Прямоугольник, который с трех сторон отмечен ограничителями. Последняя сторона (длинная) открыта, и отмечена линией по наружному краю. Данная фигура применяется на экзамене в ГАИ (изображает параллельную, или боковую, парковку). | Заезд в фигуру с открытой стороны, остановка внутри периметра прямоугольника и выезд. Условия правильного выполнения: — отсутствие выступающих за периметр фигуры частей автомобиля в момент нахождения в ней (за исключением бокового зеркала заднего вида и фаркопа); — при выезде не задеты ограничители. Заезд на «стоянку» может осуществляться любым бортом и ходом. |
«Бокс» | Аналог «стоянки», с той разницей, что в прямоугольнике открыта короткая сторона. Также может использоваться на экзамене по вождению и является имитацией перпендикулярной парковки или гаража. | Заезд в «бокс» задним ходом (при отсутствии иных оговоренных условий), остановка внутри и выезд. Условия правильного выполнения те же, что и для «стоянки». |
«Колея» | Две пары небольших ограничителей (брусков) выкладываются параллельно в два ряда, образуя подобие колеи с таким расчетом, что между ними может проехать колесо. Торцы брусков срезаны со стороны прохождения колес. Ограничители устанавливаются поверх специально нанесенной разметки, точно повторяющей их очертания, чтобы в случае задевания брусков колесами это можно было зафиксировать визуально. Также разметка позволяет возвращать сдвинутые фишки на место. | Проезд фигуры (движение колес между двух рядов брусков) колесами одной стороны автомобиля без касания фишек. Возможны варианты проезда любой стороной, передним и задним ходом. |
«Пеньки» | Две фишки цилиндрической либо прямоугольной формы, которые выставляются на расстоянии колесной базы автомобиля. Высота пеньков не должна превышать клиренс автомобиля (или наименьший дорожный просвет – параметр, равный расстоянию от самой низкой центральной части транспортного средства до поверхности дорожного покрытия) в соответствии с его технической характеристикой. Если все участники соревнований используют один автомобиль, допустимо использовать пеньки, руководствуясь фактическим просветом. | Проезд над пеньками передним ходом. |
«Змейка» | Стойки, которые устанавливаются в одну линию на равном расстоянии друг от друга таким образом, чтобы между двумя соседними стойками мог проехать автомобиль. Обычно используется не менее 5 стоек. | Проезд между всеми стойками по очереди без задевания их. Упражнение выполняется сначала передним, потом задним ходом. |
«Габаритные ворота» | Фигура, состоящая из стоек и двух пар стержней (консолей), расположенных на них горизонтально по уровню максимальной габаритной ширины автомобиля. Стержни лежат свободно и не закреплены. На покрытие площадки наносится разметка, обозначающая основания стоек и свободные концы консолей – это необходимо для контроля проезда. Консоли могут снабжаться мягкими наконечниками для защиты автомобиля от случайных царапин в случае их падения. В этом случае размер наконечников тоже входит в зачетный габарит. | Проезд фигуры сначала передним, а затем задним ходом без касания ограничителей. |
«Стоп» | Линия финиша (параметры описаны выше), перед которой на расстоянии 1 м наносится вторая линия для ограничения фигуры. Обе линии должны быть параллельны. | Пересечение финишной линии с последующей остановкой автомобиля в точке, в которой обеспечивается контакт обоих зачетных колес с линией «стоп». Важно! При выполнении этого элемента запрещено отпускать педаль тормоза без разрешения судьи. Участник выполняет упражнение «стоп» после того, как его финиширование зафиксировано. Возможны варианты касания стоп-линии передними колесами после движения передним и задним ходом. Допускается частичный контакт колеса с линией «стоп». |
В разных соревнованиях для каждой фигуры могут встречаться иные варианты упражнений, помимо вышеописанных, однако они должны быть оговорены в РС.
Упражнения, которые выполняются в пределах одной фигуры передним и задним ходом, считаются самостоятельными. В целях безопасности в схему вида допускается включать дополнительные ограничители. В этом случае пенализация за их смещения должна быть также указана в РС.
Порядок старта и движение по трассе
В «классике» допускается только индивидуальный старт, и на трассе одновременно может находиться только один автомобиль. До момента подачи стартовой команды автомобиль не двигается, но мотор должен работать (если иное не оговорено в РС), передние колеса не должны выходить за линию старта. В том случае, когда используется автоматический хронометраж, запускающие его части автомобиля должны находиться не ближе 10 см к стартовой линии. В момент старта водитель должен находиться в кабине.
Если на площадке параллельно оборудовано несколько трасс, порядок их проезда решается жеребьевкой (при отсутствии в РС других вариантов).
При прохождении трассы водитель имеет право использовать любые маневры, за исключением остановки в «мертвой» зоне линии финиша. Завершение одного упражнения считается началом следующего.
Как и обычный водитель, участник может не только смотреть в зеркала, но при необходимости даже выглядывать в окно с опущенным стеклом, чтобы лучше рассмотреть, что находится сзади – правилами это не запрещено.
Судьи могут принудительно остановить автомобиль, но это допускается только в двух случаях:
Однако если водитель сбился со схемы трассы и решил приехать к той точке, где впервые допустил ошибку, судьи этому не препятствуют, и участник имеет право повторно проехать дистанцию и получить зачет. В этом случае все упражнения, которые участник выполнил дважды, фиксируются в протоколе тоже два раза.
Пенализация и исключение из зачета
Штрафные секунды водитель может получить, если:
Рекомендуемая пенализация за разные нарушения установлена общими правилами и может составлять от 5 до 20 секунд. К примеру, за фальстарт или задевание кронштейна (фигура «габаритные ворота») дается по 5 секунд, а за открытие дверцы на трассе или неполный заезд в «бокс» – по 20 секунд. При использовании иных вариантов пенализации должны быть оговорены в РС.
При грубых нарушениях и несоблюдении определенных условий участника могут исключить из зачета. Это происходит в следующих случаях:
Помимо обычного варианта «классики» существует вариант «Б», который имеет свои особенности.
Например, здесь участнику на каждое упражнение, кроме «стоп-линии», предоставляется по две попытки и право на отказ от прохождения одного любого на выбор. Водитель должен следить за сигналами судьи, который находится непосредственно в зоне его видимости.
Так, при верном прохождении элемента судья сигнализирует об этом при помощи зеленого флажка, и остальные судьи на дистанции повторяют этот знак. Если водитель ошибся, ему показывают желтый флаг, и текущая попытка завершается. Если же участник не смог завершить элемент и со второй попытки, сигнал подается при помощи обоих флажков, что означает разрешение перейти к следующей фигуре (возможен вариант сигнализации одним желтым флагом, тогда горизонтальное поднятие означает зачет упражнения, а вертикальное – ошибку).
В том случае, если водитель не смог выполнить два элемента трассы или задел штрафную стойку, он из зачета исключается и покидает трассу.
Нестандартное скоростное маневрирование («нестандарт»)
Как и в «классике», суть данной разновидности автомногоборья заключается в преодолении трассы с комплексом фигур на время. В данном виде могут использоваться как наборы элементов, подобранные самим организатором, так и специальные (например, созданная спортивно-техническим центром «Автоспортивное многоборье» «универсальная решетка», состоящая из четырех «крестов» с особенным расположением лучей).
Помимо общих правил, одинаковых для всех дисциплин автомногоборья, в «нестандарте» имеются свои особенности. К примеру, ограничители здесь можно обозначать дополнительными элементами (яркими чехлами, цветными флажками) для облегчения распознавания условий езды.
Порядок старта и движения по трассе
РС устанавливаются условия старта и число заездов, которые могут проходить в одном комплексе фигур. Допустимо любое маневрирование, если оно не нарушает последовательность выполнения схемы. А если водитель все же нарушил порядок прохождения, он имеет право вернуться к нужной точке и исправить свою ошибку. Для удобства фиксации нарушений судьями дистанция делится на условные участки.
Пенализация и исключение из зачета
Если иное дополнительно не оговорено в РС, в «нестандарте» начисляется пенализация в размере пять секунд за:
Водитель может быть исключен из зачета, если он:
Помимо этого, участники исключаются также на общих условиях, таких как превышение лимита времени, пользование рацией и пр.
Автомобильный слалом
Это вид автомобильного соревнования, которое проводится на трассе, оборудованной таким образом, что водитель вынужден постоянно менять скорость и направление езды. С этой целью на дистанции устанавливаются разнообразные ограничители.
Из-за своей специфики слалом имеет одну особенность – в отличие от других видов соревнований, в день проведения слалома тренировочные заезды по трассе запрещены, если иной вариант не предусмотрен РС.
Требования к трассе
Трасса в слаломе отличается большим количеством поворотов и разнообразных помех для движения. Согласно правилам, на 100 м дистанции должно приходиться десять и более препятствий, таких как ограничители (одиночные и последовательно установленные), ворота и коридоры. Могут быть использованы также фигуры «классики» для повышения безопасности участников путем понижения скорости. Для организации каждого препятствия установлены свои правила и условия размещения на площадке.
То же касается и поворотов – они размещаются не далее 100 м друг от друга, но в то же время не должны быть слишком крутыми. Так, максимально допустимый угол поворота на трассе составляет 45°.
Порядок старта и движения по трассе
Общий порядок старта такой же, как и в фигурном вождении.
Количество заездов, очередность и интервалы между ними оговаривается в РС.
Водитель вправе использовать одни и те же элементы на трассе несколько раз в разных направлениях.
Пенализация и исключение из зачета
Правила пенализации те же, что и в «нестандарте».
Помимо перечня условий исключения из зачета, указанных в «классике» и «нестандарте», в слаломе водитель может удаляться с трассы, если допустил фальстарт (действует при проведении двух и более зачетных заездов), и в случае пропуска более двух проездов.
Существуют две разновидности автомобильного слалома: линейный и спринт. Каждый из них отличается характерной формой трассы и имеет свои особенности, которые отражены в таблице ниже.
Сравнительная характеристика видов слалома
Параметр | Линейный | Спринт | ||
Требования к трассе | Трасса имеет вид «змейки» с одной особенностью: по направлению к середине дистанции ширина каждого следующего проезда между стойками сужается на 1 м. Если размеры площадки не позволяют разместить всю дистанцию на одной линии, разрешается однократный изгиб трассы (это оговаривается в РС). В этом случае за последним ограничителем «змейки» размещается специальная разворотная стойка (на том же расстоянии, что и точка старта от первой стойки трассы). Точка старта и финиша обозначается при помощи стартового/финишного квадрата. | Трасса состоит из комбинации прямолинейных и слаломных участков. Соседние стойки должны размещаться на расстоянии 10 м одна от другой, если в РС не принято иное. Трасса обычно замкнутая, две зоны старта-финиша располагаются на противоположных прямых участках. | Тот же, что и в «классике», с тем условием, что до начала движения одно колесо автомобиля участника (левое переднее) касается соответствующей разметки. | Отдаются в прямом и обратном направлении. |
Движение по трассе | Допустимо в обоих направлениях любым ходом. Осью разворота служит последний ограничитель или разворотная стойка (при ее наличии). | Любым ходом | ||
Финиширование | Условия оговорены в РС. Время фиксируется при пересечении автомобилем соответствующей разметки, и участник продолжает движение, пока не выполнит условие финиша – колесо должно дотронуться до квадрата. | Финиш «базой». |
В данных видах слалома помимо стандартных допустимы и другие условия старта/завершения заезда, однако они должны быть утверждены в РС.
Развороты
Еще один вид соревнований, присутствующих в автомногоборье.
Выглядит он следующим образом: на площадке располагаются два прямоугольника на некотором расстоянии друг от друга, отмеченные фишками, и стойка.
Тронувшись с места, водителю нужно заехать в первую фигуру, пересечь ее и выехать с противоположной стороны задним ходом. Продолжая двигаться таким образом, участник должен войти во вторую фигуру багажником вперед и выехать из нее снова передним ходом с другой стороны. После этого водителю нужно совершить разворот вокруг стойки и снова ехать к первому прямоугольнику для повторения маневра. После выполнения всех действий автомобиль должен финишировать базой.
Автомобиль может осуществлять разворот внутри прямоугольника любой стороной (в РС сторона не оговаривается). Для выполнения разворотов рекомендовано использование на площадке двух параллельных трасс. В РС должны быть оговорены пенализация и условия, при которых участник исключается из зачета.
Резюмируя, следует отметить, что такая дисциплина как автомногоборье, несомненно, интересна широкому кругу зрителей благодаря своей зрелищности и динамичности. Однако основная задача этого вида спорта заключается в другом.
Автомногоборьем можно заниматься подросткам и молодым людям для приобретения и отработки практических навыков вождения, а также с целью подготовки к сдаче экзаменов на права.
Очевидно, что после прохождения школы автомногоборья молодые водители будут чувствовать себя увереннее на дороге, вследствие чего снизится вероятность возникновения ДТП.
Помимо этого, благодаря увлечению данным видом спорта молодые люди научатся разбираться в устройстве и принципах работы автомобиля, что является полезным навыком в повседневной жизни.