что такое авторский курс
Викиверситет:Авторский курс
Авторский курс — обучающий курс, выполненный отдельным участником, который имеет соответствующие тематическое образование и ученную степень не ниже магистра (полное высшее образование). Для работы над авторскими курсами в Викишколе требуется педагогическое образование и практика учителя. Альтернативный вариант — необходимо рецензирование и одобрение членами Наблюдательного совета. Участник, желающий написать авторский курс, должен предоставить данные о своем имени, фамилии и образовании, и при необходимости подтвердить это через OTRS.
Размещение в Викиверситете [ править ]
Все авторские курсы должны быть отмечены шаблоном с указанием автора и его образования. Править такие курсы другим участникам без явного разрешения автора нельзя (за исключением грамматики). Но другие участники могут обсуждать содержание курса и советовать автору то или иное на странице обсуждения курса. Но последнее решение каким должен быть курс принимает автор курса. Настойчиво рекомендовать изменить те или иные части курса могут члены Наблюдательного совета, обязательно это аргументируя. Если курс будет нарушать правила Викиверситета или игнорировать наиболее принципиальные рекомендации членов Наблюдательного совета, то хранители Викиверситета могут заморозить, а затем удалить соответствующий курс. Возможна также переработка авторских курсов другими участниками, но с обязательной ссылкой на первоначального автора курса.
Как авторы в Практикуме пишут образовательные курсы
За каждым из курсов в Яндекс.Практикуме стоит большая команда: разработчики, иллюстраторы, дизайнеры, методисты, наставники, код-ревьюеры и, конечно, авторы и редакторы, которые пишут материал курса.
Если коротко, программа курса создается так:
Даже после всех этих этапов программа дополняется и обновляется. Выходят новые версии языков программирования и фреймворков, меняется контекст использования инструментов, приходит обратная связь от студентов — всё это учитывается при составлении свежей версии курса.
В этом посте мы расскажем, как процесс написания курсов устроен со стороны авторов. Под катом — главные правила создания полезных курсов, концепция смерти автора, топ-5 вещей, которые не надо делать, если вы хотите написать хороший курс, и немного личных историй. Пост пригодится специалистам, которые участвуют в процессе передачи знаний: тимлидам, техноблогерам и создателям обучающего контента.
Как подавать материал
В Практикуме есть курсы для начинающих и продолжающих. В этом посте мы будем говорить о первой группе.
Чаще всего к нам приходят студенты, которые либо совсем ничего не знают по теме, либо знают довольно мало. Хотя есть и те, кто уже изучал что-то самостоятельно, мы всё равно ориентируемся на первых и стараемся подавать материал простым языком.
Чтобы студентам было просто воспринимать материал, мы строим его на примерах из реальной жизни. Так мы можем объяснять работу переменных, функций, циклов и всего остального, не используя сложные термины. Как правило, студенты-новички очень благодарны, когда мы объясняем циклы не на примере других циклов, а, например, на примере хождения к холодильнику.
Нам очень помогает опыт самих авторов. Они хорошо помнят, как сами добывали знания. Многие из них не просто зубрили документацию, а пересказывали себе суть темы в упрощённом формате, на привычных примерах, с понятными сравнениями. Теперь они делают то же самое для других людей.
С помощью бабули, клубка ниток и свитера мы объясняем, что такое ORM, на курсе «Мидл python-разработчик»
Навык объяснения сложных вещей самому себе или своей команде простым языком — краеугольный камень в работе автора.
Как поддерживать интерес студента
Даже понятный и полезный текст всё равно может наскучить, поэтому мы всегда стараемся учитывать современный культурный контекст. Мы считаем, что авторам полезно следить за медиа, быть в курсе культурного кода, помнить старую добрую классику и смотреть новые фильмы.
Часто мы используем пасхальные элементы. Например, курс по Java, который мы сейчас готовим к запуску, построен как путешествие с героем, который по мере прохождения решает различные задачи. Мы зашиваем в процесс пасхалки, чтобы студент не просто решил задачу, а ещё и улыбнулся в процессе, увидев отсылку к любимому сериалу или известной песне.
На многих курсах внимание студентов удерживают при помощи сторителлинга. Даже если герой и его история выдуманы, материал становится более интересным и запоминающимся для читателя-новичка.
Например, на новом курсе «React-разработчик» студент в самом начале знакомится с героиней, которая устраивается в захолустную космическую бургерную официанткой и мечтает её улучшить. На протяжении всего обучения студент разрабатывает сайт для космобургерной, а герои истории его поддерживают: когда в проектной работе ему предстоит создать CRA-заготовку и структуру папок под компоненты, героиня представляет свой план по улучшению бургерной, а когда студент должен написать весь JSX и сверстать, герои приступают к ремонту в бургерной и красят стены.
Космическая официантка сопровождает студентов на курсе «React-разработчик»
В бесплатной части курса «Python-разработчик» студенты создают собственного персонального помощника Анфису. Анфиса умеет запрашивать информацию на сторонних сервисах и использовать полученные данные в работе. Она хранит список друзей (как в записной книжке), может определять погоду в городе каждого друга и угощать друзей мороженым. Друзья в списке Анфисы — это ребята из нашей команды, которые готовили курс (небольшая пасхалочка от авторов). А города, в которых живут друзья, — это города, где на самом деле родились ребята из команды. Анфиса постепенно увеличивается по мере прохождения курса. В самом начале Анфиса маленькая, так как ещё мало что умеет. Но постепенно студент пишет код, добавляет ей разные функции, и Анфиса растёт.
Иллюстрация из курса «Python-разработчик»: открытая коробка — это пройденный урок, в ней предметы, метафорично связанные с Django, а новая коробка — это то, что ещё предстоит узнать
Какие сложности возникают
Очень важно объяснять сложные технические явления на простых примерах и привычных ассоциациях. Но далеко не всё из мира программирования можно быстро и понятно переложить на повседневность. Некоторые примеры довольно очевидны, но ряд понятий сложно объяснить просто.
Например, как объяснить, что такое фреймворк? На курсе «Python-разработчик» мы делаем это так:
Предположим, нужно обзавестись жильём.
Можно сделать всё самостоятельно. Изготовить кирпичи и сложить стены. Напилить досок и сделать окна, двери и табуретки. Не забыть бы про плитку в ванной, трубы и тысячу других вещей.
Долго. Дорого. Неэффективно. Сложно в обслуживании (никто не знает, как у вас всё устроено). А можно купить готовую квартиру: у неё есть внешние стены, подведены вода, отопление, канализация и свет. Останется установить внутренние стены, наклеить обои и расставить мебель.
Такая квартира — это фреймворк, основа проекта. Перенести несущие стены или сделать из неё самолёт или корабль не получится, но всё, что внутри, можно менять в довольно широких рамках. Мраморный пол, махровый халат в ванной и мягкий кот? На здоровье. Чёрные стены, кованые шторы и свирепый доберман? Пожалуйста.
Можно сделать всё что угодно. Фреймворк позволит быстро обустроиться и жить с комфортом.
Это неожиданный и серьёзный вызов. Может показаться, что нет ничего сложного, когда автор в теме, — пусть сядет и объяснит. Но именно из-за того, что автор хорошо разбирается в теме, он будет объяснять что-либо на примерах, которые требуют отдельного объяснения.
Однако когда у автора получается подобрать правильную (и понятную!) аналогию — это повод для отдельной и бурной радости.
Вот ещё несколько примеров, как мы объясняем сложные понятия:
Какую роль выполняют авторы
У каждого автора свой стиль, и мы стараемся его сохранить. В корпоративной среде популярна концепция смерти автора. Её идея такова: в готовом материале не должно быть видно автора. Главное — передать смысл, факты и опыт. Дальше редактор сделает текст максимально обезличенным и выверенным.
Мы не согласны с этой концепцией. Как нам кажется, она разрушает наш формат подачи материала. Да, у нас есть редакторы, вместе с методистами они отсматривают тексты авторов, поправляют, ставят себя на место студентов. При этом автор может по-особенному шутить в рамках своих представлений о прекрасном. Если это не вредит смыслу, редакторы оставляют подобные штуки в тексте.
Авторы продумывают внутренние связки этапов, названия модулей, связки с событиями сторителлинга и многое другое. Редакторы следят за тем, чтобы программа курса усложнялась постепенно, без резких рывков. Методист может предложить перенести информацию в дополнительные материалы, чтобы не перегружать студента в самом начале.
Текст кочует туда-сюда, пока не станет достаточно информативным и однозначным, однако авторская подача из него не пропадает.
Как разработчики становятся авторами
Люди приходят к авторству разными путями и из разных специальностей. Было бы логично, если бы к нам приходили те, кто писали статьи или уроки раньше, но таких кандидатов довольно мало. Чаще всего авторы — это разработчики, которым интересна сфера образования и которые хотят делиться знаниями с другими. Помимо опыта в конкретной области программирования нам важно, чтобы автор умел интересно писать и объяснять так, чтобы его понял человек не из IT. Ещё важно, чтобы автор умел проводить точные аналогии, придумывать метафоры, примеры и задачи из практики.
Вот несколько историй авторов Практикума.
Артемий Верещинский, автор курса «React-разработчик», руководитель разработки пользовательских интерфейсов в компании АО «Нетрис»
Артемий всегда хотел заниматься интерфейсами, верстать начал ещё будучи сисадмином, затем освоил разработку с CMS (WordPress), после чего работал с европейскими брендами пищевой промышленности. Потом были полтора года фриланса и освоение дизайна и JS.
Работал frontend-разработчиком у дистрибьютора Razer, Pantone и других компаний, сделал ЛК и корзину. Совмещал две роли и в дочерней компании Ростелекома осваивал fullstack-разработку, реализовал вместе с командой продукт для управления видеотрансляциями и наблюдением для мировых судов.
Сейчас Артемий управляет командой дизайнеров, создающих дизайн-систему и разрабатывающих B2G-проекты в сфере видеонаблюдения, пишет код в роли фронта.
Освоение digital-профессии сейчас — это полноценная возможность серьёзно поменять свою жизнь, знания и уровень заработка, а распространение знаний и экспертизы через неклассические методы — это очень важно. Можно вообще всю жизнь заниматься созидательной деятельностью, став программистом или дата-сайентистом, например. Вы не привязаны к конкретному городу, можно так или иначе из глубинки работать на ту же Москву.
И на самом деле приятно осознавать, что мы можем делиться экспертизой, доносить полезные знания и в итоге делать жизнь людей лучше.
Сергей Озеров, автор курса «Веб-разработчик», фронтенд-разработчик в nebenan.de
Знакомый позвал Сергея преподавать детям основы программирования. До этого он учился в физмат-лицее, затем в техническом вузе на физика, но программирование во время учёбы давалось ему с трудом. В очередной раз в попытках разобраться в теме он решил объяснить её самому себе, как ребёнку, максимально разжёвывая все термины и определения.
Этот подход в будущем помог ему объяснять не сферическое программирование в вакууме, а показывать на пальцах, где, как и для чего какой код можно применять, какие программы можно писать, что они делают и где встречаются в реальной жизни.
Когда ты объясняешь что-то детям, даже то, что ты давно прошёл и вроде бы отлично знаешь, начинаешь разбираться в этом ещё лучше. На старте я сам только вливался в некоторые темы, и подготовка материалов для детей помогла мне отлично их освоить.
Андрей Строгов, лид контента первого этажа веб-факультета
Андрей учился в меде и в свободное время изучал программирование. Ему тоже случайно предложили преподавать школьникам JS и основы вёрстки.
Я долго не соглашался, думал, это не моё. Но потом провёл пару пробных занятий и втянулся: это реально круто, когда сидишь и занимаешься своими делами в четыре утра, а тебе ученик пишет в дискорд: «Андрей, зацени, я тут сбацал приложение на реакте». Причём на тот момент я вообще им про реакт ничего не рассказывал, парень сам до этого докопался и пришёл ко мне с рабочим примером.
А когда меня позвали в Практикум, я долго выбирал между наставничеством и созданием контента для курсов. В результате понял, что хочу именно понятно и просто доносить до новичков свою экспертизу. Мне вообще кажется, что базовые штуки из computer science можно преподавать кому угодно, вне зависимости от возраста и бэкграунда.
Настя Рагозина, автор курса «Java-разработчик»
Настя несколько лет работала программистом на Java в B2B-сегменте, но со временем потеряла к этому интерес. Спустя пару месяцев после ухода с работы начала искать парттайм, связанный с образованием, — хотела сохранить собственные навыки, а также ей всегда нравилось помогать новичкам. Настя начала с роли ревьюера на одном из курсов, затем написала несколько материалов для курса.
Я поняла, что готова работать в этой сфере, и на данном этапе мне бы хотелось сделать это своей основной занятостью. Мне повезло: именно в этот момент в Практикуме начали набирать авторов для курса по Java.
Как не надо доносить знания до новичков
В процессе работы мы составили для себя отдельный список из того, чего надо всеми силами избегать.
Кому принадлежат онлайн-курсы? Авторские права и подводные камни
Признаюсь: до своего первого онлайнового курса я смотрел на авторское право совершенно иначе – с формальной точки зрения юриста. Теперь, когда я еще и преподаватель, многое в нашем законодательстве кажется мне непоследовательным или неправильным; что-то, наоборот, оказалось приятной неожиданностью – например, полные права сотрудников на созданный контент. Об этих открытиях и пойдет речь.
И — да, онлайновые курсы почти не отличаются от прочего контента, который создают педагоги: от пособий, учебников и так далее. Поэтому с известными допущениями моя статья применима вообще к любому образовательному контенту.
Заблуждения заказчика
Работодатели – и мой вуз не исключение – обычно считают, что права на контент, созданный штатными педагогами, по умолчанию принадлежат организации. На самом деле, это совершенно не так. Ни работа, созданная на оборудовании работодателя, ни работа, созданная в рабочее время, не становится собственностью работодателя автоматически.
Приведу пример: если рядовой токарь на заводском станке в свою смену вместо работы выточил гениальный механизм, получит ли завод патентные права? Конечно, нет, ведь рабочий действовал вне рамок своей трудовой функции. Все, что создано «за пределами» трудового договора, принадлежит только работнику.
Точно так же закон работает для онлайновых курсов – если, конечно, создание таких курсов не является прямой обязанностью работника. В остальных случаях контент (курс, учебник, методичка – любой) станет собственностью работодателя лишь при одновременном выполнении следующих условий:
Договор на курс
Иногда авторов курса несколько – и они могут не знать о существовании друг друга. Скажем, если курс содержит интерактивные элементы (вроде алгоритмов проверки задач а-ля Stepic), то полноправным соавтором курса станет разработчик алгоритмов. Если в курсе есть видео, соавтором станет режиссер; если есть музыка, то права получит композитор и так далее. Можно найти миллион подобных ситуаций, и о большинстве создатели курса даже не подозревают. А договоры нужно заключать со всеми.
Примерно так я представляю лица потенциальных соавторов, которые это сейчас читают.
К счастью, автор / соавтор курса всегда может надавить на вуз: ведь он не только передает курс, а обычно еще и курирует. Автор правит тесты по необходимости, управляет проверяющими, отвечает на сложные вопросы на форуме. В интересах вуза не разругаться, и самый сознательные заключают комплексные договоры с авторами: на разработку курса, передачу материалов (по лицензии или полностью) и поддержку в течение определенного срока. Правда, пока я видел такой договор (в комплекте с NDA) только в НИУ ВШЭ.
Цитируем в научных целях
В ходе разработки курса я столкнулся и с другими неожиданностями. Например, Гражданский кодекс допускает цитирование материалов в учебных целях (даже в коммерческих продуктах), если при этом:
Даже «Голубь мира» и более поздние произведения Пикассо все еще охраняются авторским правом; что уж говорить о современных художниках?
Историческое наследие
Еще пара проблем специфична для постсоветских стран. Во-первых, есть масса материалов, авторство которых установить в принципе невозможно. Скажем, они публиковались без подписи — рядовая ситуация со старыми фотографиями. В СССР до 60-х годов авторские права на фотографии действовали всего 5 лет, и с авторством никто не носился. Впоследствии срок защиты увеличили больше чем в двадцать раз, и фото 30-х годов вдруг вернулись из общественного достояния – по-прежнему без авторов. В этой ситуации использовать архивные снимки (скажем, в курсе по новейшей истории) можно только на свой страх и риск: в любой момент наследники могут появиться и предъявить права на снимок.
Есть и современные российские нюансы. Скажем, по нашему законодательству официальные музеи и собственники объектов культурного наследия обладают «правом вето» на публикацию фото зданий и всего, что внутри. Это значит, что использование картины, которая, по идее, давно в общественном достоянии, может быть ограничено или запрещено по иску музея. Такая практика есть, особенно отличился в этом отношении Эрмитаж.
Последний запрет касался использования «Данаи» Рембранта в рекламе матрацев. Казалось бы, оправданно; но, знаете, «сначала они пришли за матрацами – я молчал. »
«Исходящие» авторские права
Кому бы ни принадлежал курс — преподавателю или вузу — всегда стоит устанавливать рамки, в которых его могут использовать пользователи и авторы других курсов. Юридически это делается отдельным лицензионным соглашением со слушателями. Тут можно указать, будет ли курс распространяться на условиях открытых лицензий типа CC. Стоит разъяснить и узкие вопросы: можно ли переводить курс на другие языки или включать, скажем, в учебные программы; можно ли показывать видео на чужих лекциях или выкладывать на youtube.
В «лицензии курса» важно указать еще один момент — права на использование студенческих материалов. Скажем, если студенты пишут на курсе эссе, по умолчанию их нельзя использовать в курсе (даже в качестве примеров), поскольку авторские права сохраняются за студентами. Поэтому лично я прописал в первоначальных материалах курса, что все ответы на задания, анкеты и даже посты на форуме курса могут использоваться авторами курса в любых целях без дополнительного уведомления. Разумеется, кроме персональных данных — впрочем, это «уже совсем другая история».
«Только через авторские курсы можно достучаться до студентов»
В этом уверен Яков Сомов, генеральный директор «Лекториума», одного из крупнейших просветительских онлайн-проектов России. Благодаря ему все желающие могут бесплатно и в открытом доступе смотреть лекции лучших отечественных преподавателей. Как задумывался проект, почему онлайн-курсы должны быть авторскими и в чем особенность российских студентов, Яков рассказал «Учебе.ру».
Мне всегда казалось, что многие люди находятся не на своих местах: хороший сапожник работает экономистом, хороший экономист — юристом и так далее. Так происходит, потому что в какой-то момент люди ошибаются с выбором образования, поступают не в те учебные заведения. Кстати, я не исключение: не закончил физфак университета, поскольку изначально выбрал не тот вуз. Чтобы помочь молодым людям с профориентацией, мы с Александрой Скородумовой решили создать платформу, на которой можно увидеть лекции лучших отечественных вузов. Это дает старшеклассникам возможность в два-три клика посмотреть, что происходит за закрытыми дверьми, познакомиться с преподавателями, оценить их манеру подачи.
Мне всегда казалось, что многие люди находятся не на своих местах: хороший сапожник работает экономистом, хороший экономист — юристом и так далее.
В 2009 году мы прежде всего начали искать видеозаписи лекций по математике, физике, сomputer science ‒ и тут неожиданно выяснилось: в академической среде вообще отсутствует собственный видеоархив. Нам ничего не оставалось, как взяться за видеопроизводство. Мы начали снимать сами, потом к проекту подключились волонтеры, появились коммерческие заказы и информационные партнеры. Сегодня в нашей команде работает 25 человек, у нас две студии в Москве и одна в Петербурге.
На своей платформе мы продолжаем размещать записи наших партнеров и видео, которые снимаем сами. В результате на «Лекториуме» сейчас собрана самая большая отечественная медиатека ‒ более 3000 академических лекций на русском языке. Еще одно направление работы «Лекториума» — создание МООС-курсов. Благодаря им все желающие могут бесплатно получать знания в концентрированном, информационно-плотном режиме. Каждый курс длится в среднем полтора месяца и состоит из 6-12 еженедельных выпусков десятиминутных видеороликов. Они снимаются в студии и разрабатываются специально для онлайн-просмотров. Студенты находятся в постоянном взаимодействии с преподавателями, выполняют домашние задания, тесты, общаются на форуме. Кроме этого, мы реализуем большой совместный проект с Центром педагогического мастерства в Москве, в рамках которого готовим целый блок онлайн-курсов по повышению квалификации для школьных учителей. Сейчас очень важно научить представителей вузов самостоятельно производить курсы. В июне мы открываем спецпроект «Лаборатории новых профессий», где научим всех желающих специальности «продюсер онлайн-курсов».
Поймите: люди не верят актеру. Они верят профессионалу, который может мгновенно «вынуть из головы» массу интересной информации. У нас нет задачи сделать все курсы нескучными. Один преподаватель может быть настолько скрупулезным по натуре, что обывателям покажется, что он скучно читает лекции. Хотя на самом деле эта педантичность помогает ему с успехом заниматься наукой и подходит студентам. А может быть преподаватель-весельчак с отменным чувством юмора и необычной манерой подачи. Все авторы разные. Я уверен: только через авторские курсы можно достучаться до студентов. За казенным словом «кафедра» скрываются конкретные люди, личности которых мы хотим раскрыть. О том, что «пифагоровы штаны на все стороны равны», все рассказывают примерно одинаково, но при этом студенты должны понимать, почему именно этот преподаватель стоит перед ними, какой путь он прошел, прежде чем оказаться в аудитории. Подчеркнуть авторские особенности преподавания помогает команда наших продюсеров.
Профессор ИТМО Александр Сергеевич Чирцов раз за разом делает потрясающие курсы по физике, один из которых ‒ «Небесная механика». Недавно он записал очередной красивый курс. На этот раз по кинематике. В трейлере к нему Александр Сергеевич демонстрирует принципы движения, съезжая с горнолыжного склона.
Конечно. Для меня очень важны два курса: по истории русской Арктики и по истории российской космонавтики. Это две темы, к которым я лично неравнодушен.
Все они очень голодные до знаний. Поскольку у них долгое время не было доступа к записям лекций, сейчас можно сделать курс по любой тематике и получить на нем многообразную аудиторию в несколько тысяч заинтересованных слушателей. У нас так происходило многократно. Например, осенью мы запускали курс по русской литературе «Петербургские перекрестки» в расчете на старшеклассников. Каково же было наше удивление, когда выяснилось: помимо школьников, на курс записались более двухсот учителей русского языка и литературы. Мне вообще кажется, что гуманитарные курсы пока недооценены, в их сторону мы постепенно движемся. Хотя при этом возникает одна большая сложность ‒ непонятно, каким образом проверять у гуманитариев домашние задания.
Онлайн — это лишь небольшой инструмент для улучшения образовательной сферы. С помощью него мы можем помогать в профориентации, давать дополнительные материалы для обучения.
Пока мы выдаем сертификаты, и в связи с этим существует главная проблема ‒ как подтвердить, что именно этот студент прослушал курс? А если это надо сделать для 10 000 человек? Сейчас это решается через систему сертификационных центров: слушатель прослушал курс, с паспортом приехал в определенное место и сдал тест. При этом возникает интересная ситуация: крупные компании, например «Яндекс», сертификаты, даже неподтвержденные, уже принимают. А большинство вузов ‒ нет. Насколько мне известно, в России сертификаты о прохождении онлайн-курсов сейчас официально учитывают только в Высшей школе экономики. Изменить ситуацию могут поправки в законодательстве. Мы их ждем.
Знаете, чего я боюсь после каждого интервью? Потом многие журналисты пишут примерно такой «замечательный» слоган: «Получи образование, не вставая с дивана». Это не так. В недавнем докладе Сколково «Эпоха „гринфилда“ в образовании» говорится о том, что в будущем образование будет включать в себя множество как онлайн-, так и офлайн-практик. Получить диплом, сидя на диване, все равно не получится. Онлайн ‒ это лишь небольшой инструмент для улучшения образовательной сферы. С помощью него мы можем помогать в профориентации, давать дополнительные материалы для обучения. Но в любом случае я уверен: хорошее образование можно получить только очно. Магия плохо передается по проводам.