что такое автостопом путешествовать
Как путешествовать автостопом
Если денег нет, а на море хочется
За последние десять лет я проехал автостопом около 50 тысяч километров.
Каждое лето я путешествовал на море из Белгорода в Крым, навещал друзей в Москве, Воронеже, Твери и Калуге.
Меня подвозили дорогие иномарки и дальнобойщики на фурах, хрупкие девушки и бородатые кавказцы, священнослужители и бандиты. Однажды я автостопил скорую помощь.
Автостоп — это весело, бесплатно и не так страшно, как кажется. Но нужно соблюдать несколько простых правил.
Выбирайте оживленные автотрассы
Чем больше машин проезжает по трассе, тем выше шанс, что путешественника подберут. Чтобы узнать интенсивность движения, посмотрите на тип дороги.
Автодороги федерального значения — самые оживленные. В российской классификации их обозначают буквой «М», в европейской — «Е». Например, трасса «Москва — Белгород» на картах называется М2 «Крым» или Е105. Именно по ней я и поехал в первый раз. Скорость передвижения автостопщика по такой дороге днем около 40 км/ч.
Автодороги регионального и муниципального значения менее загружены автомобилями. В атласах и на картах возле номера у региональной трассы будет стоять буква «Р», «А» или «К». Такие дороги могут связывать два крупных города, и тогда на них будет встречаться много машин.
Но некоторые региональные трассы проложены между областными и районными центрами, движение здесь слабое, и средняя скорость может снижаться до 10 км/час. На муниципальных проезжает всего несколько машин в час, можно целый день стоять и никуда не уехать.
Планируя путешествие, старайтесь прокладывать маршрут по федеральным автотрассам. Если из одного города в другой можно добраться двумя разными маршрутами, надо выбирать не самый короткий, а самый быстрый — по оживленным магистралям.
Если водитель сворачивает с федеральной трассы на небольшую дорогу, попросите остановить машину и ловите следующую. Если вы окажетесь на муниципальной трассе, то можете долго ловить попутку.
На скорость автостопщика влияют и другие факторы. Днем передвигаешься быстрее: на дорогах больше машин и водители в светлое время суток не боятся брать попутчиков.
Ловите машину в удобном для водителя месте
Лучше всего стартовать оттуда, откуда машины едут на дальние расстояния. В больших городах это развязки объездных дорог с крупными автомагистралями, в мелких поселках — зона окончания жилой застройки.
Я всегда стараюсь встать в таком месте, чтобы водитель меня видел издалека и ему было удобно остановиться: на прямом участке с широкой обочиной. Лучше пройти пять минут пешком по обочине до хорошей точки и сразу уехать, чем стоять два часа на плохом месте и смотреть, как мимо мчатся автомобили.
Быть заметнее помогает яркая одежда. У меня есть анорак ярко-желтого цвета с нашитыми светоотражающими полосами. Его видно издалека даже ночью. Он просторный, и его можно надеть поверх зимней одежды. Полосы на анораке нашиты вертикально, чтобы водители не перепутали меня с сотрудником ГИБДД. Водители часто подбирают меня со словами: «Сразу видно, что вы путешественник!»
В городах обычно останавливаются таксисты, а они бесплатно не подвозят. Поэтому я всегда стараюсь выбраться из зоны плотной застройки на трассу. Если по пути встречается большой город, то я не заезжаю в него, а прошу водителя высадить меня перед объездной дорогой. Маленькие поселки лучше пройти пешком насквозь.
Установите зрительный контакт с водителем
Если выйти на оживленную дорогу и стоять столбом на обочине, то можно никуда и не уехать. Чтобы поймать машину, нужно выбирать конкретные автомобили. Это может звучать странно, но автостопщик сам выбирает машину, которую хочет остановить.
Я обращаю внимание только на тех, кто неторопливо едет в ближнем к обочине правом ряду. С каждым водителем метров за триста пытаюсь установить контакт: пристально смотрю, улыбаюсь и поднимаю руку.
В фильмах показывают, как путешественники на трассе голосуют большим пальцем вверх. В России почему-то такая практика не прижилась. Все мои знакомые автостопщики просто поднимают руку с открытой ладонью.
Некоторые стоят на трассе и держат в руках табличку с названием пункта назначения. Но так лучше не делать: скорее всего, водители не успеют прочитать, что на ней написано. А если размахивать табличкой с надписью «Иркутск», то можно пропустить машины, которые подвезут до Новосибирска.
Предупредите, что едете бесплатно
Остановив машину, я не спешу садиться. Возможно, водителю со мной не по пути, или он готов довезти меня только до определенного места. Я сразу уточняю, куда меня отвезут, и предупреждаю, что еду бесплатно. Это обычно происходит так:
Важно сразу сказать, что платить не будете. Однажды я не предупредил водителя об этом и попал в неприятную ситуацию. Когда мы приехали, водитель настойчиво требовал деньги — он был уверен, что я ему должен. Платить было нечем, и мне пришлось выслушать в свой адрес много неприятного. С тех пор я всегда заранее говорю, что еду без денег.
Станьте приятным попутчиком
На дальние расстояния одному ехать скучно. Попутчика берут, чтобы скрасить долгую дорогу. Я всегда стараюсь развлечь водителя разговорами, анекдотами, историями из жизни. Если хочется спать, то надо перетерпеть. Не исключено, что водитель подобрал автостопщика специально, чтобы было с кем поговорить и не заснуть самому.
Нужно быть доброжелательным
Когда садитесь в чужой автомобиль, надо помнить, что вы находитесь на чужой территории и принимаете установленные на ней правила. Если автостопщик — интеллигентный некурящий любитель Шопена, а водитель смолит одну за одной, громко ругается матом и напевает блатные песни, то придется терпеть.
За проезд платят доброжелательностью. Если нет сил выносить такие моральные страдания, то лучше ехать поездом в СВ.
Если захотите открыть окно или закурить — спросите разрешения. В туалет лучше сходить перед автостопом. Водители не любят, когда их просят остановиться на пустынном участке дороги.
Если я еду далеко и беру с собой большой рюкзак, то прошу водителя положить его в багажник. Если там нет места, то ставлю между ног на пол автомобиля. На сиденья лучше не класть: в пути рюкзак быстро покрывается пылью и может испачкать чехлы.
Не садитесь к подозрительным людям
Если предпринимать разумные меры безопасности, то автостоп не опаснее любого другого способа передвижения.
Прежде чем сесть в автомобиль, посмотрите, кто в нем находится. Я обычно не сажусь в машину, если:
Девушкам я советую не садиться к одиноким мужчинам, а лучше путешествовать в паре с молодым человеком.
Мне приходилось ездить в машине с сомнительными личностями. Но мой опыт показывает, что если вести себя адекватно, то никто не попытается изнасиловать, ограбить или избить. На всякий случай стараюсь не разговаривать о политике, музыке, спорте и религии.
Самой большой риск для автостопщика — это попасть в ДТП. Я всегда пристегиваюсь в чужой машине. Если вижу, что водитель предпочитает опасный стиль езды, то просто прошу остановить автомобиль и ловлю следующую попутку.
«В Чечне мне ко лбу приставили пистолет» Россияне рискуют жизнью ради дешевого отдыха. Как они путешествуют автостопом?
Автостоп привлекает огромное число путешественников своей доступностью. Для многих сегодня это не только возможность бесплатно увидеть мир, но также и страсть к дикому отдыху и острым ощущениям, а порой и настоящее испытание на прочность. И пока одни скептически относятся к таким перемещениям, другие месяцами исследуют российские глубинки и отправляются в кругосветки с одним рюкзаком на плечах. Как россияне решаются путешествовать на попутках, насколько опасен такой вид перемещения и к чему должен быть готов начинающий автостопщик — в материале «Ленты.ру».
Дорога — мой дом
Впервые об автостопе как способе бесплатного передвижения на попутном транспорте стало известно в 1930-е годы во времена Великой депрессии в США. Хитч-хайкинг (от англ. hitch-hiking) стал настоящим спасением для миллионов американцев, стремившихся объездить всю страну в поисках работы и лучшей жизни без единого цента в кармане.
Эпоха битников, а потом и хиппи стала настоящим расцветом для автостопа. Жажда приключений, причуд, мимолетных знакомств с новыми людьми и бесконечных путешествий вдоль дорог никак не укладывалась в строгую картину мира американской мечты: стабильность, семья, уютный дом и постоянная работа. Противопоставление идеалам новой Америки вылилось в стиль вечных странников, которые не зависели от обстоятельств окружающего мира, в частности от денег, наличия крыши над головой или еды. Их главными козырями были открытость миру, уверенность в себе и готовность сорваться в путешествие в любой момент.
Кадр: фильм «На дороге»
Воспетая дорожная романтика и дух авантюризма в романе Джека Керуака «В дороге» на долгие десятилетия стала эталоном жизни безбашенного поколения, которое ищет свое счастье в пути. Желание путешествовать много и бесплатно стало превыше всего. Водители, бескорыстно берущие попутчиков, так или иначе встраивались в систему изобильного и доброго мира, всегда готового улыбнуться тебе в ответ. Однако статистика происшествий как с одинокими автостопщиками, так и с решившими помочь незнакомцам автомобилистами утверждала обратное. Участились случаи убийств, похищений, грабежей и изнасилований. Впрочем, настоящим концом для наивного и беспечного времени стало строительство магистралей и запрет властей на автостоп в некоторых штатах.
В путешествие только по талонам
В советское время автостоп активно пропагандировался среди населения — туристов завлекали возможностью практически бесплатно посетить интересные места страны, а водителей — ценными призами вроде бытовой техники или туристических путевок. Такая инициатива появилась в 1960-х годах в Ленинградской области, Белорусской, Литовской и Эстонской ССР. Чтобы стать «автостоповцем», надо было приобрести красно-желтую книжечку в киоске «Союзпечати» с отрывными талонами на километраж и выйти с ней голосовать на дорогу.
В конце автостопного сезона водители по своим накопленным талонам участвовали в лотерее. Можно было выиграть телевизор, холодильник, магнитофон, фототехнику и даже мотоцикл. Особо отзывчивые автомобилисты участвовали в дополнительных розыгрышах. Тем не менее советский автостоп, который даже успел обзавестись официальной эмблемой — красный треугольник, вписанный в круг, — медленно увязал в организационных нестыковках. Талоны теряли привлекательность и превращались в простые бумажки.
Новый виток в истории независимых бюджетных путешествий случился в 1978 году с созданием Ленинградской Лиги Автостопа (ЛЛАС, или позже ПЛАС). Это было абсолютно новое спортивное движение в форме автостопных гонок и марафонов. Люди впервые заговорили о тактике и стратегии передвижения — теперь научиться быстро ловить попутки можно было по специальным правилам и техникам. Узнаваемые ярко-желтые костюмы автостопщиков стали визитной карточкой клуба. Потихоньку начали появляться похожие сообщества в других регионах, однако сакральные знания о том, как превратить счастливые случайности на дороге в закономерности, все так же передавались путем личных контактов.
Российская практика вольных путешествий
Расцвет культа бюджетных и доступных каждому путешествий пришелся на 1990-е годы. Развал СССР и финансовый крах одновременно принес открытие границ и полную свободу перемещений — люди начали активнее ездить на попутках по всей стране и за ее пределами. В это время появляется Московская школа автостопа (МША) под руководством Валерия Шанина и Академия Вольных Путешествий (АВП) Антона Кротова.
В 1994 году Валерий Шанин выпустил свою книгу «Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе», впервые описав опыт автостопа за границей. Всю свою жизнь он посвятил развитию и популяризации доступных путешествий — без денег и виз. В 1999 году он отправился в свое первое кругосветное путешествие автостопом — чтобы обогнуть планету, ему потребовалось меньше трехсот долларов и 1080 дней. О том, как он «дошел до жизни такой», Шанин рассказал в своей самой популярной книге «Вокруг света за 280 долларов».
Кротов тоже начал нести учение о самостоятельных путешествиях в массы — его книга «Практика вольных путешествий» стала настоящей библией для всех, кто хотел бесплатно посмотреть мир. Опыт и знания предшественников в виде практических советов и рекомендаций, упорядоченные в тоненькую книгу в желтом переплете, буквально были для каждого мечтателя реальным пособием о том, как правильно исследовать новые страны и континенты.
Кротов всегда был готов принять и приютить у себя всех путешественников — на его небольшой квартире у метро Речной вокзал в Москве постоянно проводились шумные и тесные посиделки вольных странников. Но он пошел дальше, создав концепцию «Дома для всех» — места, где любой путешественник мог найти бесплатный ночлег, отдохнуть с дороги и пообщаться с единомышленниками. Первый благотворительный проект запустился в Иркутске в 2006 году, позже инициативу подхватили во многих других городах России и мира.
Несколько молодых россиян рассказали «Ленте.ру» о том, как они начали заниматься автостопом и как эти путешествия изменили их жизнь.
«Страха лучше не подавать»
Алексей, блогер. Путешествовал автостопом в Турции и Юго-Восточной Азии
Началось все с того, что мне очень хотелось путешествовать, а денег на это не было. В 2017 году я в первый раз автостопом отправился в Крым из Волгограда, а когда вернулся, то подумал, почему бы мне не поехать до Байкала. С собой у меня было всего 15 тысяч рублей. Некоторые считают, что автостоп — это как будто ты побираешься и унижаешься, но я считаю, что если у тебя действительно большое желание увидеть мир, то тебя ничто не остановит.
Лишь однажды мне показалось, что ситуация выходит из-под контроля, когда меня подвозили два бывших заключенных на Дальнем Востоке. Когда я сел в машину, начались шуточки в стиле «о, парень, ты эту поездочку на всю жизнь запомнишь» и рассказы, как они вывозили людей в лес и вымогали деньги. Прямо за рулем они употребляли запрещенные вещества. Я очень хотел выйти, но подумал, что, если покажу эту слабость, все пойдет не так. Это как встретиться со стаей собак — страха лучше не подавать. Я решил расслабиться, и сделал вид, что ничего особенного не происходит. В итоге все обошлось, через полтора часа мы разминулись по пути.
Но ни на одну чрезвычайную ситуацию ни у кого нет планов. Я знаю историю, когда парень с девушкой автостопили в Таиланде. Им попался очень странный водитель — прямо за рулем он закатил истерику, плакал и жаловался, что ему надоело жить. Потом он начал разгонять автомобиль до предела и норовить вылететь с дороги. В общем, ребята вовремя сориентировались, им удалось как-то самим остановить машину и выскочить из нее. Таец внезапно кинулся за ними, размахивая ножом. В итоге на крик сбежались местные и схватили его. Такие случаи действительно большая редкость, однако от них не застрахован никто.
С негативным отношением к автостопщикам я столкнулся лишь в единственном регионе России, на Алтае. Но у меня сложилось ощущение, что русских там вообще не любят. Алтайцев раздражает, что туристы ездят и ходят по заповедным территориям, не уважают их землю, мусорят или оставляют на скалах надписи. Местные могут даже матом послать. Один раз остановился водитель, спросил, нужно ли подвезти. Я ответил положительно, рассказал, что еду автостопом, и попросил подкинуть куда сможет. А он в ответ: «Автостопщик? Ну и вали сам!» — хлопнул дверью и уехал.
Как путешествовать автостопом: пошаговая инструкция
В период пандемии, когда границы закрыты, а денег на путешествия стало меньше, мы представляем пошаговую инструкцию к автостопу.
Автостоп — это не только способ бесплатно путешествовать, но и прокачка навыков общения c незнакомыми людьми, ориентирования по картам, дух настоящих приключений и азарт! Эта пошаговая инструкция ориентирована на тех, кто никогда не пробовал путешествовать автостопом. Она состоит из семи шагов, включающих подготовку и порядок действий на трассе. Метод автостопа сформулирован в 12 правилах, которые встречаются в тексте и представлены в конце для запоминания.
Шаг 1. Разработка маршрута
Передвижение автостопом доступно везде, где есть дороги и колесный транспорт. Можно путешествовать на попутных поездах, кораблях и даже самолетах, но эти разновидности автостопа, включая спортивный, оставим для профессионалов.
Сначала надо понять, откуда и куда вы хотите поехать – в деревню к дедушке или в кругосветку? Если вы не знаете, а попробовать очень хочется, то присмотритесь к классическому маршруту Москва–Петербург ( сэкономите 1500 рублей на самолет) или выберите интересное направление в России.
Откройте Google Maps и найдите наиболее крупные дороги, которые соединяют начало и конец маршрута.
Google Maps — один из лучших инструментов для автостопщика.
Чем крупнее автотрасса и чем выше ее значение, тем больше она выделяется на карте. В каждой стране принята своя система классификации трасс, поэтому перед поездкой хорошо изучите маршрут. В России буквой М обозначаются дороги федерального значения, которые соединяют Москву со столицами иностранных государств и административными центрами субъектов, буквой Р — дороги регионального значения, буквой А — дороги, которые ведут до крупнейший транспортных узлов, буквы К и Н — прочие дороги.
Федеральная трасса М-10 «Россия» идет через Великий Новгород и является частью европейского маршрута E-105. Скоростная магистраль М-11 «Нева» напрямую соединяет Москву и Петербург, поэтому стопить надо на ней.
Выбирайте для путешествия магистраль М-11, потому что там выше скорость и удобно стопить прямо на пунктах оплаты за проезд, которая взимается целиком за автомобиль, а не за количество пассажиров. Теперь рассчитаем, сколько времени займет дорога из Москвы в Петербург по М-11 длиной 704 км.
Это значит, что на трассу нужно выйти пораньше, чтобы управиться за световой день. В идеале вы должны начать стопить в семь-восемь утра, чтобы попасть в утреннюю волну трафика.
Как путешествовать автостопом: инструкция и полезные советы для начинающих
И снова здравствуйте, дорогие путешественники! В прошлой статье мы узнали, что такое автостоп.
Сегодня мы с вами помчимся по крутой дороге из деревушки теории в мегаполис практики. А потому настройтесь на позитивную волну и ловите попутные советы о том, как путешествовать автостопом правильно, какие вещи брать в дорогу, как подыскать себе хорошего попутчика и в чём принципиальное отличие КАМАЗа от асфальтоукладчика.
Трудности подготовки
Если вам очень хочется отправиться в путешествие автостопом, но вы не знаете, как, есть два способа.
Первый — начать обширную теоретическую подготовку. Изучить сайты, посвященные самостоятельным путешествиям в целом и автостопу в частности, вписать к себе залётных стопщиков и послушать их советы, сходить в местный клуб хичхайкеров, посмотреть соответствующие фильмы.
Это всё, безусловно, интересно и познавательно, и даже бывалые путешественники могут получить из хороших источников ценную информацию. Самая полезная информация — это, конечно, новые знакомства — ваши возможные друзья, хосты, гости и попутчики.
Возможно, встреча с ними будет настолько судьбоносной, что вы в одночасье поменяете не только маршрут, но и свою жизнь.
Второй способ — выйти на трассу и поднять руку. Без подготовки. Но с надеждой и отвагой. Способ работает не хуже первого.
Первый способ хорош, когда вам недостаёт уверенности в себе, информации или хорошей компании. Второй способ подойдёт людям, принимающим решения молниеносно. Или тем, кто оказался в безвыходной ситуации.
Например, мы с сестрой впервые сели в фуру, когда из Владимира в Нижний Новгород ушла последняя электричка. Дальнобойщик оказался настолько милым и заботливым, что мы влюбились с первого взгляда. В автостоп.
Походный рюкзак — собираем вещи в автостоп
Итак, мысли собраны и приведены в порядок, решимость бурлит выше 100-градусной отметки — осталось собрать рюкзак. Как выбрать верного спутника ваших путешествий и какими вещами его наполнить? Тут всё зависит от нескольких факторов:
Размер рюкзака зависит, скорее, от цели и дальности вашей поездки. Лично мне всегда хватало обычного школьного (я не путешествую с палаткой и спальником, ночую в фурах или хостелах).
Опытные путешественники, непрерывно колесящие по миру, предпочитают более увесистые рюкзаки объёмом 25-35 литров, со множеством карманов и ремнём на поясе. Кое-кто готов таскать и все 40. При этом, по их словам, более удобен длинный и узкий, чем короткий и широкий рюкзак.
Что касается сезона, тут всё само собой разумеется. Ну, разве что не забудьте взять в дальнюю дорогу запасные тёплые носки и пару обуви. Это, кстати, касается не только зимы.
Дальнее путешествие предполагает смену погоды, ночёвки и море новых впечатлений. Поэтому для безопасности не лишним будет взять фонарик, одежду со светоотражающими полосами (кстати, меня уже штрафовали за её отсутствие), средство от комаров (а зимой — от обморожения), лекарства, если вы их употребляете, и минимальную аптечку (хотя бы бинт, йод, анальгин и средство от отравлений).
Для гигиены — зубную щётку, сменное бельё и влажные салфетки, а если путь ваш предполагает ночёвки на природе, то и мыло.
Для комфорта — тёплую кофту, дождевик, головной убор (вязаная шапочка может пригодиться даже летом, ведь в горах или на трассе ветер иногда буквально сбивает с ног), спальник и туристический коврик (я, правда, за 10 лет автостопа не пользовалась этими вещами, но пригодиться они могут в любое время).
Уверены, что перенесёте ночь на природе — смело пакуйте палатку. Кто-то считает её непременным автостопным атрибутом, без которого ехать не стоит. Лично я считаю, что в случае непредвиденной ночёвки на природе, палатку может заменить коврик и спальник, поэтому не утяжеляю свой рюкзак. Кстати, проведя опрос на тему необходимых в поездке вещей, я получила следующие результаты:
Последнее предложил знакомый, у которого за плечами более 60 000 км всесезонного автостопа. Горелка ему, и правда, пригождалась.
Для поездок по миру обязательно возьмите загранпаспорт (если вы не планируете путешествие в страну, где он необходим, можно взять на всякий случай: никто не знает, какой дорогой вы будете возвращаться обратно). Во избежание лишних вопросов распечатайте бронь гостиниц (не планируете останавливаться в гостиницах — отмените бронь после распечатки). Ну и, конечно, не забудьте телефон, фотоаппарат и зарядные устройства к ним. И туристические сим-карты, если пользуетесь.
Я в список необходимых вещей внесла бы обычную шариковую ручку. Тем более, что мой простенький телефон не имеет органайзера.
Также вы можете продумать свой досуг и от души запастись книгами (или их электронными аналогами), шахматами (если их нет в вашем телефоне) и удочкой. Только подумайте, выдержит ли всё это ваш терпеливый рюкзак и выносливая спина?
Попутчик — ваш товарищ боевой
Кому-то лучше ездить одному, а кто-то не мыслит путешествия без человека, с которым можно поделиться впечатлениями. На вкус и цвет товарища нет, а вот в пути товарищ может пригодиться, особенно, если вы только вступаете в колею автостопа.
Верный товарищ может помочь вам в том, чего вы не умеете сами (ставить палатку, варить суп из консервов с китайской вермишелью, ориентироваться в лесу, развлекать водителя или говорить на языке мумбо-юмбо). Если вы — девушка, то вдвоём вам будет безопаснее. Поиск попутчиков — задача непростая, особенно, если вы хотите, чтобы ваш спутник разделил с вами все тяготы путешествия, а не приумножил их. Итак, оглянемся вокруг!
Хорошо, если среди ваших друзей или знакомых найдётся человек (или компания, но в паре автостоп даётся лучше), разделяющий ваши взгляды на автостоп. Идеально, если друг не испытывает панического страха перед неизвестностью и незнакомыми людьми. В противном случае вам придётся тащить на себе горе-мечтателя морально, а то и физически. Поэтому, если друг оказался вдруг, испытайте его на прочность на небольших расстояниях.
Если же среди ваших знакомых никто не мечтает о дальних горизонтах, увиденных из окна случайной машины, придётся найти попутчика в интернете. Советы по поиску попутчиков даются на различных сайтах, посвящённых автостопу.
Выбирая верного спутника, постарайтесь узнать друг друга получше: пообщайтесь в соцсетях, выясните предпочтения по способу передвижения (например, мой попутчик, с которым мы чуть не угодили на пир с резнёй козлёнка у нетрезвого джигита, старается не ездить ночью, а я, напротив, очень люблю), расходу наличных (еда или ночлег — перед таким выбором рано или поздно вы можете встать), уровню комфорта (хостел, палатка или гостиница) и т. п. Не лишним будет осведомиться о личных пристрастиях.
Как ловить машину автостопом?
Конечно, лучше, если вы всё же не один. Но это уже как получится. И вот вы стоите на обочине и ловите машину. Важно, где ловить, как ловить и зачем ловить.
Место дислокации
Итак, где? Если вы находитесь в центре крупного города, то вам, наверное, кто-то остановит, но предложит подвезти по городу (и не факт, что бесплатно). А вот те, кто, как и вы, направляется в сторону моря или гор, проедут мимо. Поэтому придётся вам добраться до выезда и ждать своего водителя там. Кстати, добраться можно и на маршрутке. И это даже лучше.
Определяясь с местом дислокации, подумайте не только о своём комфорте, но и об удобстве водителя. Конечно, в жару приятнее стоять под раскидистым деревом, но, если оно раскинулось у моста или крутого подъёма, не ждите, что вам остановят.
Чудеса, конечно, случаются (проверено на собственной шкуре), но благоразумнее ожидать машину вашей мечты в установленном или просто удобном месте: на остановках, возле дорожных карманов или на широкой обочине, после переезда или поворота.
Можно даже у поста ГАИ. Гаишники, как правило, не жалуют нашего брата, но по просьбе могут остановить комфортабельную фуру (в идеале) в желательном направлении. Кстати, все дальнобойщики, с которыми меня знакомила ДПС, оказывались замечательными людьми и весёлыми собеседниками. Один даже денег подкинул на дорогу. Воистину, мир не без добрых людей!
Люди добрые, ау!
Теперь о том, как правильно «изловить» этих самых добрых людей и внушить им мысль подкинуть вас бесплатно.
Классический жест российских автостопщиков — поднятая на 90 градусов рука. В Америке на этой руке ещё и большой палец оттопыривается в знак того, что вы действительно клёвый попутчик. У нас этому и без пальца верят. А вот сигнал SOS подавать не стоит: вам остановят даже те, у кого и мест в машине нет, и вряд ли они будут благодарны вам за неправильно изложенную просьбу.
Подняли руку — улыбнитесь навстречу благоприятной поездке. Привлекайте радость и удачу.
Вы можете сориентировать водителя табличкой с указанием места, куда добираетесь. Это работает, но, увы, не всегда. Однажды дальнобойщик мне признался: «Только из-за таблички тебя и подобрал. А сначала не за ту принял». Вот поэтому ручка всегда со мной. А картонки в пути находятся.
Иногда, правда, табличка, особенно, если на ней вместо названия города указан код региона, вводит людей в заблуждение. Оказывается, далеко не все водители знают эти самые коды и не догадываются, что цифры у вас на листочке — это город, а не возраст.
Во время голосования смотрите в первую очередь не на марку машины (ибо тут действуют стереотипы или ваши перфекционистские наклонности), а на количество пассажиров, код региона и главное — выражение лица водителя.
Водитель должен внушать вам доверие и симпатию — это залог удачной поездки. Если вам трудно составить впечатление за секунду, пока водитель распахивает перед вами окна и двери своей «ласточки», поговорите с ним подольше (не полчаса, разумеется) — за это вас никто не накажет.
Как показывает практика, есть такие места, в которых автостоп даётся тяжело. Это не обязательно город или целый регион — это может быть всего лишь километровый участок дороги. Если, простояв там полчасика, вы никого не остановили, смело можете перебираться дальше. При этом старайтесь передвигаться по трассе с соблюдением правил безопасности: на расстоянии не менее метра от полосы и желательно навстречу движению.
Что сказать, ну что сказать?
Выясните маршрут и почувствуйте настроение вашего собеседника. Доверьтесь интуиции. Если по какой-то причине водитель вам не понравился или внушил беспокойство, лучше откажитесь от поездки.
Что же сказать водителю, чтобы установить контакт и сообщить намерение бесплатно доставить вас в нужную точку?
Во-первых, поздороваться. Во-вторых, назвать свой маршрут (кроме случаев, когда вы едете из Москвы в Улан-Батор, и у деревни Гадюкино вам останавливает трактор). Заветное «без денег» лучше не говорить, но дать понять, что вы — бюджетный путешественник, можно и нужно. Например, так:
— Добрый день! Я в Китай еду, до Астаны не подбросите? (или: подвезите, куда сможете).
Молодые люди могут использовать выражения, сокращающие дистанцию:
— Отец (брат), до Казани не подбросишь?
Как правило, новоиспечённые родственники не отказывают.
Некоторые водители, особенно на легковых автомобилях, тем паче с женой на соседнем сиденье, могут всё-таки уточнить насчёт стоимости. В таких случаях не стоит вводить человека в заблуждение. Если вам отказали, не печальтесь — ваш водитель едет сзади.
Но бывает, что скромная сумма, заплаченная за подвоз, существенно меняет ваше положение. Ведь не секрет, что есть места, где никто не «клюёт». Платить водителю сейчас или ждать его более щедрого коллегу — решать вам. В Китай вы всё равно доберётесь — это лишь вопрос времени.
Тачки
И коротко о машинах. Логично предположить, что покрывать дальние расстояния лучше (и комфортнее) всего на фурах с уютными спальниками. Впрочем, некоторые стопщики предпочитают легковые автомобили, которые едут ближе, но быстрее и, в отличие от дальнобойщиков, чаще подбирают путешественников мужского пола. Тут уж каждому своё.
Я однажды недалеко от Тбилиси поймала легковушку до Саратова, но пришлось из неё выйти, т. к. водитель не спал предыдущую ночь и не планировал спать следующую, а безопасность на дороге превыше всего.
Если вам останавливает хлебовоз, молоковоз или почтовый фургон, приготовьтесь, что всю дорогу он будет заезжать по разным точкам и не увезёт вас далеко. То же касается маршруток, с которыми также можно договориться бесплатно, и тракторов вкупе с асфальтоукладчиками.
Не забывайте смотреть на код региона, хотя и тут возможны несовпадения: сам водила живёт в Москве, номера ростовские, сажает вас в Грузии и едет в Новосибирск.
Полночь за окном непроглядная — где ночевать?
За разговором время пролетело незаметно, водитель доехал до нужного места, а вы оказались лицом к лицу с ночью. И тишина. И мёртвые с косами… Но не будем о грустном.
Чтобы этого избежать, давайте разберёмся, где можно ночевать во время автостопных приключений.
На этот вопрос я бы ответила коротко — везде.
Но обо всём по порядку.
Давайте разделим ночлег на цивилизованный и дикий. К цивилизованному я бы отнесла гостиницы, хостелы, вписки по каучсёрфингу и остановки у случайно попавшихся под руку добрых людей.
Под определение дикого ночлега попадает всё остальное: палатка в поле, аэропорты, вокзалы, придорожные кафе и другие места, которые находятся за неимением лучшего.
Хостелы и гостиницы
Итак, гостиницы и хостелы. Вы можете забронировать их заранее, а можете заселиться внезапно. В любом случае, если вы едете в незнакомый город, наличие таких учреждений лучше уточнить заранее. Кстати, если в букинге значится отсутствие свободных мест в понравившемся отельчике, знайте, что это не всегда так. Просто отели не все свободные номера вносят в букинг. За это готова поручиться.
Кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого
Если ночёвка за деньги никоим образом не входит в ваши планы, попробуйте найти ночлег при помощи каучсёрфинга. Там, чаще всего, зарегистрированы такие же путешественники, как и вы, поэтому есть шанс найти тёплое местечко. Как говорится, «кто сам просился на ночлег, скорей поймёт другого».
Случайное везение
Бывает и так, что случайно встреченные люди, узнав о вашем статусе бюджетного путешественника, зовут к себе в гости. Меня звали неоднократно, но ночевать не приходилось ни разу: либо я понимала, что сегодня целесообразнее продвинуться дальше по пути, либо мне, как девушке, было немного страшно оставаться. Но, если вас эти факторы не смущают, почему бы и нет?
Подари мне рассвет у зелёной палатки
Если вы продвигаетесь со своей палаткой, отсутствие гостеприимных хозяев не должно вас смущать. Тщательнее выбирайте места для ночёвки. Опытные путешественники предпочитают ночевать подальше от населённых пунктов, в скрытом от глаз месте (например, в лесу).
Если ночь застала недалеко от посёлка, можно удалиться с рассветом, чтобы не привлекать лишнего внимания. Подыщите себе место, защищённое от сильного ветра, так будет не только теплее вам, но и лучше вашему костру.
Из соображений гигиены, удобнее разбивать лагерь вблизи источника воды. Однако, летом вблизи водоёмов, в высокой траве и в кустах живёт очень много комаров — учтите и этот фактор.
Вокзалы и аэропорты
Очевидные плюсы подобного пристанища:
Солдат спит — фура идёт
Ночёвка в едущей машине — одно из самых действенных средств сократить километраж и совместить приятное с полезным. Если, конечно, вы не боитесь, что водитель уснёт за рулём. Если же боитесь — будьте добры, запаситесь интересными историями на несколько часов вперёд. Иногда этого требует сам хозяин фуры, и он прав: за удовольствие нужно платить.
Выспитесь утром в следующей фуре.
Если же автомобиль встал на ночёвку, водитель, скорее всего, подыщет тёплое местечко и для вас. Но, если вы — девушка, сразу обозначьте границы дозволенного, чтобы не было сюрпризов.
Прочие интересные неожиданности
За 10 лет автостопа мне приходилось ночевать и в фурах, и в аэропорту, и на железнодорожном и автовокзале, и даже на заправке. Конечно, на заправке мы не спали, а танцевали всю ночь под музыку из ближайшего кафе (до сих пор под песни «Чи-Ли» вспоминаю ростовскую АЗС). В это кафе мы заходили перекусить, но ничего, кроме чая с дорогой шоколадкой, не нашли. Возможно, с далёкого 2007 года у них что-то изменилось в лучшую сторону.
Создавая эту статью, я опросила друзей, знакомых и незнакомых, в каком самом необычном месте ночевали они. И спешу вас обрадовать: список мест, которые человек может облюбовать в качестве ночлега, оказался крайне широк.
Опытные люди ночевали в мечети, на лавочке в сквере (это было в Стамбуле, причём не только в передаче «Орел и решка»), в душе и туалете магазина (Испания), на кладбище (не заметили ночью — круто, да?), посередине конской тропы (а утром лошади пришли и разбудили).
В качестве пристанища может сойти даже крыльцо магазина: один респондент притулился под его ступеньками. Так что ищите и обрящете!