что такое айти поле
IT-словарик для не-айтишников
Приходилось ли вам объяснять IT-понятия людям из других сфер? Это хитрая задача: при объяснении одного термина нельзя пользоваться другими, потому что они тоже будут непонятными. Представим, что ваш знакомый захотел «войти в айти», впервые открыл Хабр и офигел — как объяснить такому человеку хотя бы основные слова?
Мне захотелось описать популярные понятия неформальным языком — так, чтобы доходчиво донести главное, а не запутывать нюансами. Для этого местами пришлось пойти на упрощения. Но думаю, новичкам не требуется знать «правильнее писать Linux или GNU/Linux». Для начала понять бы, что в разговорах айтишников слово «перформанс» — это не про современное искусство.
Конечно, большинству хабравчан уже не требуется читать такой текст. Смысл публикации в том, чтобы ссылку можно было кидать неайтишным знакомым. А ещё хабрачитатели могут помочь дополнениями в комментариях: у меня описана лишь часть важных понятий, и мои описания наверняка несовершенны, так что совместными усилиями можно сделать всё полезнее.
Оглавление
Технологии
Люди и роли
Технологии
Все знают, что программисты пишут код. А где они его пишут? По сути своей код — просто набор символов, так что в принципе можно хоть в программе «Блокнот». Но это как ретушировать фотографию в Paint, вручную меняя цвет отдельным пикселям: странно мучиться так, когда есть программы помощнее, куда встроены специальные инструменты. И для того, чтобы писать код, тоже делают «программы помощнее».
Есть «редакторы кода», там базовый набор инструментов: например, подсветка разных составляющих кода разными цветами, помогающая быстро видеть нужное. Самый популярный такой редактор в мире — Visual Studio Code от Microsoft.
А есть более мощный вариант — IDE (вообще произносится «ай ди и», но в России говорят «и дэ е»). Аббревиатура означает «integrated development environment» («интегрированная среда разработки»), и это значит, что туда включен не только редактор кода, но и другие инструменты для самых разных задач разработчика (подробнее о них ниже) — компиляции, отладки, контроля версий, вёрстки интерфейса. То есть это такой «швейцарский нож».
Компиляция
Как известно, в компьютерах вся информация хранится единичками и ноликами. Но человеку воспринимать информацию такими битами неудобно. Поэтому, когда мы пишем текст, компьютер показывает нам понятные буквы, а дальше сам разбирается, как ему их внутри себя сохранить единичками и ноликами.
Нечто подобное с кодом. Компьютер принимает в качестве команд машинные инструкции, но ему они понятны, а вот человеку с ними иметь дело неудобно. И люди создали современные языки программирования, где код куда более человекочитабельный. А когда человек написал на таком языке понятную ему программу, дальше требуется перевести её в формат, подходящий для исполнения компьютером. Примерно это и происходит при компиляции. В больших проектах она может требовать много времени, что даёт поводы для шуток:
Отладка
Как люди представляют себе работу разработчика: человек с умным видом пишет код, который делает что надо. Как на практике эта работа выглядит заметную часть времени: человек с глупым видом пытается понять «почему уже написанный код не делает что надо».
Слово «debugging» в России то просто произносят как «дебаггинг», то переводят как «отладка». Как можно догадаться по самому слову, речь о процессе избавления от багов. Есть популярная шутка «отладка — это как быть детективом в фильме, в котором ты сам и есть убийца». Ты где-то накосячил, а теперь надо ещё суметь разобраться, где именно и как.
В этом могут помочь разные инструменты, в первую очередь — созданные как раз для этого отладчики (debuggers). Отладчик позволяет, запустив программу, следить за происходящим «внутри» неё, и помогает заметить, где именно что-то пошло не так, как задумывалось.
Контроль версий и git
Вам когда-нибудь приходилось совместно с другими людьми работать над файлами, когда все поочерёдно вносят в них изменения, и на всякий случай требуется сохранить промежуточные версии? Обычно такое заканчивается папками «finally_final_v5_2021» и письмами «Re: Re: Re: Fwd: Re», во всём этом чёрт ногу сломит.
А заглядывали ли вы в историю правок у страниц на Википедии? Там вместо груды файлов есть одна сущность (страница) с её историей, где автоматически отмечается, какой пользователь какие изменения в страницу внёс. Благодаря этому можно сравнить две разных версии, увидеть, что именно изменилось, и при необходимости откатить всё к старой версии.
Над кодом тоже работают совместно, обращаться к истории изменений приходится регулярно, и чтобы не сойти при этом с ума, всё делают примерно как в Википедии. Для этого созданы системы контроля версий (version control system, сокращённо VCS). Самая популярная из таких систем, ставшая стандартом — git.
Также есть целый набор понятий, связанных с этим, вот только некоторые:
Коммитить (commit) — вы что-то сделали и теперь вносите эти изменения в git.
Бранч (branch) — ветка: это как создать отдельную копию файла, с которой можно смело экспериментировать, не боясь испортить «основную», с которой в это время может работать кто-то другой.
Мёрджить (merge) — объединять код: если удачно поэкспериментировали, надо влить результат в основную ветку, которая тем временем могла ощутимо измениться.
Open source
Представим, что программист написал код, скомпилировал — получилось то, что можно запустить. Дальше можно делиться с миром этим результатом работы, и люди смогут им пользоваться, не зная, как именно он сделан «внутри». Но можно, кроме готовой программы, поделиться и её исходным кодом тоже. Тогда другие программисты, разобравшись в нём, смогут предложить свои улучшения или создать на основе программы что-то своё. Когда код открыт всему миру, это и называют open source.
Звучит здорово, но есть нюансы. Например, на программе с открытым кодом сложнее зарабатывать: больше не требуется покупать её, когда можно взять код и самостоятельно скомпилировать. И в Microsoft не спешат делиться кодом Windows. Зато с операционными системами Linux всё наоборот: ядро Linux — это открытый бесплатный проект, куда вносили вклад разные люди и компании со всего мира, а основать на нём свою ОС может кто угодно, поэтому у Linux есть много разновидностей.
Производительность
Английское слово performance применяется не только к художественным представлениям, но и к компьютерам, где его используют в значении «производительность».
Разработчики заняты не только тем, чтобы код выполнял нужные действия, но и оптимизируют производительность, чтобы он делал это быстрее. Есть случаи, когда это означает «чтобы не тормозило»: например, если мобильное приложение очень долго запускается и это раздражает пользователей, можно попробовать исправить эту ситуацию. А есть случаи, где раздражения пользователей нет, но ускорять всё равно есть смысл: если код работает на сервере, и там выполняется сколько-то операций в секунду, а потом всё оптимизировали и стало выполняться больше операций, то понадобится меньше серверов и можно будет сэкономить на них.
Чтобы улучшать производительность, для начала её надо измерять: точно определять, сколько времени требуется на выполнение какого-либо кода, разбираться, где всё «застревает». Поэтому рядом с «перформансом» нередко можно встретить ещё слово «бенчмаркинг», и это отдельное искусство — измерять нужно уметь.
Фронтенд и бэкенд
Зачастую, пользуясь чем-то, мы видим только «надводную часть айсберга». Можно столько ездить на автомобиле, что руль и приборная панель начнут сниться, но ни разу не заглядывать ему под капот: «ну оно там как-то работает, в автосервисе разберутся».
В софте «руль и приборная панель», которые пользователь видит и с которыми взаимодействует — это фронтенд, а часть «под капотом», где хранятся данные и обрабатывается логика — бэкенд. Слева от любого хабрапоста есть кнопка «вверх» — её добавил фронтендер, и когда вы её нажмёте, на это отреагирует ваш браузер. Но если вместо этого вы напишете комментарий, то кнопка «отправить» (тоже добавленная фронтендером) приведёт уже к взаимодействию с бэкендом: ваш комментарий отправится на сервер и будет там сохранён.
Хайп: AI/ML, VR/AR, blockchain
Не-айтишники слышат в новостях про самые хайповые технологии, поэтому могут думать, что все программисты занимаются такими и ежеминутно двигают мир в будущее. На самом деле всё скучнее, обычных фронтендеров наберётся куда больше, чем VR-специалистов (просто потому что пользователей сайтов куда больше, чем пользователей VR-шлемов). Но свои ниши у этих технологий есть:
«ИИ» (искусственный интеллект) или «AI» (Artificial Intelligence) — это расплывчатое бессмысленное понятие, которое люди исторически применяли к самым разным вещам. Но в последние годы так обычно обозначают машинное обучение (ML, machine learning), и вот это куда более конкретная штука. Её суть в том, чтобы учить компьютер выполнять задачи не стандартными строгими алгоритмами («если на фото есть такие-то элементы, то изображена кошка»), а другим подходом: «вот тысячи фотографий, на них всех кошки, сам реши, что у них общего, и дальше ищи на новых снимках то же». Для многих задач, где чёткий алгоритм составить затруднительно (как с тем же распознаванием изображений), это оказывается куда эффективнее.
VR (virtual reality) — виртуальная реальность, когда видишь вокруг полностью другой мир, как со шлемами Oculus. AR (augmented reality) — дополненная реальность, когда к настоящим объектам вокруг пририсовывают какие-то ненастоящие: как в случае, когда Google на вашем телефоне готов показать тигра прямо в вашей комнате. Над VR и AR работают давно не первый год, и супервзрыва пока не произошло, но развитие продолжается.
Блокчейн — технология, лежащая в основе Bitcoin и других криптовалют, но подходящая и для других задач, связанных с хранением данных. Одна из её главных идей в децентрализованности: у блокчейн-систем нет единоличного «владельца» (в случае с Bitcoin люди даже не знают, как выглядит его создатель Сатоши Накамото, но это и не принципиально). Несколько лет назад с ростом стоимости биткоина возник бум, когда людям казалось «достаточно реализовать любой проект с использованием блокчейна, чтобы озолотиться». Этого не произошло, и волна хайпа схлынула, но сама технология осталась и ещё может пригодиться.
Люди и роли
Программист / разработчик / кодер
В детстве мы все привыкли к слову «программист». Сейчас в вакансиях пишут «разработчик» («developer») или «software engineer». А ещё можно встретить слово «кодер». В чём разница? В интернете (в том числе и на Хабре) есть дискуссии об этом, и некоторую разницу там находят: например, «кодер» порой считают уничижительным определением, когда человек механически пишет код, сам не вполне его понимая.
Но определения из разных текстов расходятся друг с другом, а сами представители профессии не заморачиваются и называют себя как придётся. Так что, в принципе, можно считать это всё синонимами. В индустрии самый распространённый вариант — «разработчик», но в целом можете говорить как вам удобнее. Куда важнее осознать, что все эти определения относятся именно к пишущим код, и не говорить «тыжпрограммист, почини мой принтер» — это задача совсем другого профиля.
Джуниор, миддл, сениор
Разработчиков делят по градациям опытности. Junior — начинающий, за которым нужен глаз да глаз, middle — «крепкий середнячок», а senior — опытный, который может хорошо присмотреть за джунами и наставить их на путь истинный.
Про «синьора Помидора» пошутили уже миллион раз, но это по-прежнему смешно, так что, если разработчики пишут «помидор», они про это. Ну или про тайм-менеджмент по технике Pomodoro, тут уж смотрите по контексту.
В вакансиях, как правило, сразу указывают, ищут в конкретном случае джуна или сениора, и в зависимости от этого зарплата может различаться радикально. Сениоров не хватает, компании за них конкурируют, так что они в выгодном положении — но до сениора надо ещё дорасти, пройдя этап джуниора, когда вы нужны работодателям куда меньше. Так что не слишком верьте платным курсам программирования, которые обещают золотые горы немедленно после прохождения.
А стадия «senior» — это тупик, дальше неё развиваться некуда? Не совсем так. Есть роли «архитектор» и «тимлид», порой можно увидеть должности вроде «principal engineer» (отвечает не за конкретный проект, а за разработку во всей компании). Но всё это уже не линейное движение «кодить лучше прежнего», развитие здесь идёт не в сторону непосредственного написания кода, а в сторону других задач.
Full stack developer и T-shaped-специалист
В любой деятельности можно развиваться по-разному: «вглубь» (очертить узкий круг задач и становиться асом конкретно в них) и «вширь» (уметь больше, но не настолько хорошо). У обоих вариантов свои преимущества и недостатки (как говорилось про «вглубь» ещё в XIX веке у Козьмы Пруткова, «специалист подобен флюсу: полнота его одностороння»).
«Фуллстек» — это про развитие разработчика вширь. О точном значении слова можно спорить (писал об этом отдельный пост), но общий смысл в том, что фуллстек-разработчик — это «человек-оркестр», совмещающий разные умения. Самое частое сочетание умений — «фронтенд + бэкенд», то есть такой человек способен в одиночку сделать сайт, от кнопочек в браузере до базы данных.
А «специалист в форме буквы Т» — это совмещение развития вглубь и вширь. Идея в следующем: есть главное направление, куда забираешься глубже всего, и есть смежные, где проходишься по верхам. Вертикальная черта в букве «Т» отвечает за основное глубокое, горизонтальная — за смежные.
После слайда из доклада @jbaruch вы не сможете забыть понятие «T-shaped», даже если захотите
Тестирование, QA, QC
В случае с IT чаще всего говорят о разработчиках, но вообще-то есть много других специалистов: например, тестировщиков. Сделать что-то — это полдела, надо ещё проверить «всё ли сделано как задумывалось», убедиться «не всё» и разобраться, что надо переделать. В сложных системах неизбежны баги, с которыми поведение продукта не будет соответствовать ожидаемому, и очень желательно выявлять их до того, как продукт выйдет на рынок.
О тестировщиках то вообще не задумываются (всем ясно, что кто-то пишет код, но не что кто-то его проверяет), то считают их какими-то врагами разработчиков, цель которых — «сломать всё к чертям». Но это не просто безумные крушители, а поиск багов — не просто небольшое дополнение к программированию: это отдельная трудоёмкая область работы со своими особенностями. Разработчики тоже участвуют в тестировании, но ещё не факт, что хороший программист будет хорошим тестировщиком (и наоборот).
Существуют свои различия между понятиями «тестирование», «QA» (quality assurance) и «QC» (quality control), но на первых порах можно не вдаваться в них и воспринимать все три термина как примерно одно и то же. Зато вот различие, которое понятно сразу: одно дело — проверить «точно ли сайт при нажатии на кнопку отреагирует как должен», а другое дело — проверить «точно ли сайт выдержит нагрузку в миллион запросов». То есть внутри тестирования есть очень различающиеся задачи, поэтому возникают подвиды вроде «нагрузочное тестирование».
DevOps
Код пишут, затем тестируют, затем он выполняется на каких-то устройствах (серверах, смартфонах, чём угодно) — и всё это создаёт много вопросов, связанных не с самим кодом, а с инфраструктурой. Возникают задачи администрирования — вот и у Хабра, помимо раздела «разработка», есть отдельный раздел «администрирование». А в английском есть слово «operations», которое сокращают до «ops».
Такими задачами могут заниматься отдельные люди. Но в последние годы постоянно слышно слово «девопс», которое родилось как объединение «development» («разработка») и «operations». Как можно по нему догадаться, речь о том, чтобы эти две составляющие шли навстречу — и разработчик не просто писал абстрактный код в вакууме, а разбирался в инфраструктурных вопросах. Это помогает избегать ситуации «лебедь, рак и щука», когда люди, вроде бы занятые общим делом, не могут наладить диалог и винят в проблемах друг друга.
С тестированием ситуация похожая (между ним и разработкой тоже нужен общий язык и понимание), поэтому иногда в понятие DevOps включают и его:
Энтерпрайз, аутсорс, фриланс
Были слова о том, какие специалисты могут работать в IT — а теперь напоследок пара слов о разных вариантах компаний, где они могут работать.
Одно из различий: бывают маленькие юркие стартапы, а бывает крупный консервативный «энтерпрайз». В начинающих компаниях больше свободы, но зачастую и больше хаоса. Солидные корпорации обычно бюрократичнее, зато стабильнее.
Другое различие — продуктовая компания против аутсорса. В первом случае компания разрабатывает собственный продукт, во втором — занимается разработкой на заказ для других компаний. К своему продукту можно «прикипеть душой», а переключение между проектами разных заказчиков позволяет поработать с разными технологиями.
Ну и можно вообще не работать в компании, а быть фрилансером, находя заказы на бирже вроде Upwork. Но среди разработчиков это не так распространено, как среди, скажем, фотографов.
Заключение
Вполне допускаю, что можно написать такой текст гораздо лучше, чем это сделал я. Поэтому давайте считать его опенсорсным проектом: если хочется дополнить, исправить, послать к чёрту за слишком грубое упрощение — смело делайте это в комментариях, и в итоге страница станет полезнее для всех оказавшихся на ней не-айтишников.
А напоследок — минутка рекламы:
Мы в JUG Ru Group проводим конференции для опытных IT-специалистов. Так что, если при чтении поста вы поплёвывали в потолок «ну это всё понятно» — вам будет интересно на наших конференциях, там вы узнаете куда больше нового, чем из этого текста. Сейчас у нас анонсированы пять весенних конференций: Heisenbug (тестирование), Mobius (мобильная разработка), JPoint (Java), HolyJS (JavaScript), DotNext (.NET).
А.Т. поле
А.Т. поле Сакиила, когда Евангелион: Модуль-01 вступает в контакт с ним
В сериале
Свойства А.Т. поля
Евангелион: Модуль-01 генерирует А.Т. поле, от чего всё вокруг размывается
Как правило, А.Т. поля невидимы. Они могут взаимодействовать с предметами, передвигая их; предполагается, что поля помогают некоторым Ангелам левитировать (в частности, Каору и Сакиилу). При активации А.Т. поле может искажать воздух, как показано в эпизоде 03, когда Евангелион: Модуль-01 активирует своё поле. Такой же эффект виден и во время боя между Евангелионом-01 и управляемой Каору Евой-02. Поле становится видимым при сильном столкновении с чем-либо, образуя концентрические восьмиугольные жёлтые линии. [2] Это можно увидеть в эпизоде 02, когда Евангелион: Модуль-02 сталкивается с А.Т. полем Сакиила. Это также видно в эпизоде 22, когда А.Т. поле Ариила отражает выстрелы из винтовки.
Позже в сериале Каору Нагиса уверяет, что у каждого живого существа есть своё А.Т. поле, а у Ангелов и Евангелионов А.Т. поля настолько мощные, что они физически проявляются. А.Т. поля, которые генерируют обычные люди, отделяют людей друг от друга. В каждом Евангелионе есть человеческая душа: А.Т. поля генерируются человеческой душой, содержащейся в Еве. А.Т. поля Ангелов также генерируются их душами.
А.Т. поле и анти-А.Т. поле
В кульминации «Конца Евангелиона» гипер-существо Рей/Адам/Лилит генерирует вместе с серийными Евангелионами и Евой-01 массивное анти-А.Т. поле, которое нейтрализует все А.Т. поля по всему миру, превращая всё человечество в первичный бульон LCL и сливаясь в один супер-организм в кульминации проекта совершенствования.
Уничтожение А.Т. поля
Простейший способ уничтожить А.Т. поле — по существу, противостояние другим А.Т. полем, что неоднократно демонстрировали Евы. Примером могут послужить эпизод 01, когда вышедшая из-под контроля Ева-01 разрушила [4] А.Т. поле Сакиила в бою.
Психологический слух
С самых ранних дней анализа «Евангелиона» ходили слухи, что А.Т. поле — это реальный психологический термин, который описывает барьер, отделяющий пациентов с аутизмом от окружающего мира. Тем не менее, обширный поиск онлайн-психологических исследований и форумов не смог показать использования этого термина, кроме как в отношении «NGE». Поэтому этот слух можно смело назвать ложным.
Rebuild of Evangelion
Оружие из «геометрических фигур» перед атакой
В «Evangelion 2.0» во время битвы с Зеруилом вышедший из-под контроля модуль-01 превращает своё А.Т. поле в луч, выстреливающий из глаз.
АТ-поле (Евангелион)
Это глоссарий терминов не вошедших в базовые статьи о линейке аниме и манги Neon Genesis Evangelion.
Содержание
Снаряжение
AT-Поле
AT-поле [1] это сокращение от «Absolute Terror Field» (англ. «Поле Абсолютного Страха»). В то время как персонажи в сериале постоянно упоминают о нём как о «AT-поле», начальная заставка показывает полноценное выражение.
В финале фильма «The End of Evangelion», после Третьего Удара заново пробужденная Лилит создает огромное анти-АТ-поле, которое нейтрализует АТ-поля всех человеческих существ, этим возвращая их в недифференцированное состояние — «Море LCL», первичный суп видов, содержащий неразделимое сознание всей человеческой расы.
Концепция АТ-поля могла быть образована философским движением экзистенциализма или, возможно, концепцией страха и беспокойства. Она так же несет сходство с «морфогенетическим полем (англ.)» Руперта Шелдрейка (англ.).
В 24 серии аниме-сериала, Каору утверждает, что АТ-поле это «Свет Души», предположительно, имея ввиду (физическую и/или метафизическую) стену, которая окружает душу человека. [4]
В «The End of Evangelion» показано что все люди состоят из LCL и первозданное состояние разделенных сущностей поддерживается собственными АТ-полями. Поэтому когда индивидуальное АТ-поля исчезает, тело сформированное АТ-полем распадается обратно в LCL.
Головной интерфейс
Аска почти постоянно носит их, в повседневной жизни и в школе.
Контактный костюм (Plug suit)
В 10 серии для операции по захвату Сандалфона Аска надевает вариант её контактного костюма спроектированный для защиты от жара. Этот костюм расширялся до состояния шара для получения дополнительной тепловой защиты пока Ева-02 будет находится внутри вулкана.
Как показано в 1-м томе манги и в 1-й серии аниме-сериала, рукава контактного костюма Рэй могут быть отсоединены. Сделано это специально, по обдуманным причинам, таким как медицинская необходимость (из-за ранений рук), а так же есть ли такая возможность у остальных костюмов — нигде не пояснено.
«Jet Alone» (англ. «Реактивный Одиночка»)
Рицуко, оказавшись в затруднении, вероятно саботировала программу Jet Alone, и когда его активировали управление роботом и его охлаждающая система отказали, в результате Jet Alone продолжил движение к близлежащему городу с реактором готовым оплавится в ближайшие нескольких минут. Мисато решает что Синдзи с помощью Евы-01 перенесет её внутрь робота, так чтобы она могла в ручную отключить его реактор. Ей не удается сделать это, но программа-саботажник реактивирует охлаждающую систему и отключает Jet Alone за несколько секунд до взрыва.
Из-за этого публичного позора Проект Jet Alone вскоре закончился.
Название «Jet Alone» происходит от названия робота «Jet Jaguar» (англ. «Реактивный Ягуар»), из кайдзю-фильма «Godzilla vs. Megalon (англ.)» 1973 года. Дизайн и название робота Jet Jaguar были выбран по пожеланиям зрителей, когда он был только анонсирован его имя звучало как «Red Alone» (англ. «Красный Одиночка»). «Jet Alone» это комбинация этих двух имен, и, похоже, является своеобразной пародией.
В кратком резюме программы Jet Alone можно заметить что машина обладает 640 + 2048 ТБ памяти.
Копьё Лонгиния
Копьё было использовано в «контактном эксперименте» с Адамом, что привело к пробуждению Ангелов и Второму Удару. Копьё было использовано как «оружие последней надежды» для атаки на 15го ангела, Ариила, который находился на орбите вне досягаемости для Ев или другого наземного вооружения. После броска Евой-00 оно уничтожило Ангела, но превысило первую космическую скорость и зависло на лунной орбите, оказавшись потерянным для Nerv. Оно в конце концов врезалось в поверхность Луны (конкретно, в кратер Уолтера). Копьё возвращено в «The End of Evangelion», в момент перед Третьим Ударом. Копьё Лонгиния это ключевая часть процесса Комплементации.
В аниме происхождение Копья так и не было полностью объяснено, кроме того что оно было найдено в земле: в удалённой сцене из 21 серии, утверждалось, что Копьё было перевезено из Мертвого Моря в Антарктику для «контактного эксперимента» с Адамом экспедиции доктора Кацураги.
N² Бомба
S² Двигатель
S², или «СуперСоленоид», это безграничный источник энергии изначально найденный на телах Ангелов. В «Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone» говорится о том что S² двигатель это то, что позволяет Ангелам принимать физическую форму в человеческих измерениях. Действие S² двигателя объясняется Теорией Суперсоленоида, предложенной доктором Кацураги, отцом Мисато Кацураги. Будучи изначально лишенными этого двигателя, Евангелионам приходится быть постоянно соединенными с внешним источником энергии, и используя только собственную внутреннюю батарею, они могут функционировать только от одной минуты до 16 часов (в зависимости от активности Евы). Термины «S² Орган» и «S² Двигатель» взаимозаменяемы, поскольку одно и то же японское слово используется для обоих вариантов.
Была сделана попытка установить S² двигатель в Евангелион-04. Когда начался тест S² двигателя «все постройки в радиусе 89 километров от центра исчезли», что привело к полному исчезновению отделения Nerv-2 в США. Официального объяснения не было дано, некоторые из персонала Nerv предположили, что S² двигатель создал море Дирака, как то, что было создано 12ым Ангелом, или что двигатель ушел в перегрузку и превратил всю материю в достижимом радиусе в энергию. Так же, была версия саботажа.
После инцидента Seele пытался избегнуть использования S² двигателя в оригинальных Евах, но эти попытки провалились когда Ева-01 в бешенстве, поглотила тело и двигатель Зеруила, 14го Ангела (19 серия, «Интроекция»). Это привело к тому что Ева-01 была признана Seele «богом», что комитет посчитал крайне нежелательным. Тем не менее, когда Копьё Лонгиния было потеряно Nerv и Лилит стало невозможно использовать, Ева-01 становится возможной альтернативной заменой.
События
Первый Удар
В сопутствующей видеоигре Playstation 2 «Neon Genesis Evangelion 2» тем самым «метеором» оказалась Черная Луна, несущая Лилит. Когда Черная Луна столкнулась с Землёй, она срикошетила и стала Луной, спутником Земли, во время столкновения, маленькая её часть, содержащая Лилит, отделилась и была захоронена в Земле, став фактической Черной Луной, известной как Геофронт миллионы лет спустя. (Смотрите #Термины не входящие в основной сериал для деталей).
Реальная научная теория того, как Земля получила свой спутник, называется теорией гигантского столкновения и утверждает, что планетоид называемый Тейя, размером примерно с Марс, сформировался в одной с Землей точке Лагранжа и затем врезался в Землю 1 (планету Земля до Первого Удара), выбросив часть материи сплавившихся планет, будующую Луну, в космос.
Второй Удар
В результате Второго Удара и подъёма уровня мирового океана нанесен обширный урон окружающей среде и произошли глобальные изменения климата. Эти эффекты были всемирными, но во время сериала нам показывают только недавние изменения заметные в Японии, где подъём уровня моря затопил множество старых прибрежных городов. Кроме того Япония стала страной вечного лета. Тонкий намёк на это проходит через весь сериал — в сценах вне помещений очень часто слышно как поют цикады, в то время как обычно в Японии они появляются только в летние месяцы. Фуюцуки намекает на это когда вспоминает первую встречу с Гендо Икари, когда «эта страна ещё имела времена года» (до Второго Удара), и что потеря времен года стало худшим что пришлось вытерпеть Японии.
Высказывается предположение, что некоторым лицам не связанным с Seele или его дочерними организациями становится известно (или по крайней мере, они подозревают) об прикрытии Второго Удара, как было показано профессором Козо Фуюцуки. Предполагается, что большинство из этих людей Seele вынудил молчать тем или иным способом, хотя сам Фуюцуки и был нанят для Gehirn по просьбе Гендо Икари.
Третий Удар
Места действия
Антарктика
Антарктика была эпицентром Второго Удара, во время которого и была уничтожена; сейчас безжизненный континент полностью находится ниже уровня моря, хотя ледяные зубья всё ещё выступают через его красную поверхность. Люди не могут выживать здесь и должны быть защищены толстыми барьерами. Антарктика стала настоящим «Мёртвым Морем», даже микроскопические формы жизнь не выжили во взрыве Второго Удара.
Токио (Токио-1)
Руины Старого Токио были использованы как место тестового запуска для робота Jet Alone в 7 серии.
Вместо старого Токио были отстроены обновленные города — Токио-2 и Токио-3.
Токио-2
Строительство Токио-2 было инициировано Временным Правительством Японии. Когда Хюга Макото упоминает «Токио-2» в 25 серии («Воздух»), он имеет в виду Токио-2 в контексте расположенного там же правительства Японии.