что такое азартные игры по закону
Что такое азартные игры по закону
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 169-ФЗ, от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 13.06.2011 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 25 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 25.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 358-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 26 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 26.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 358-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 27 введен Федеральным законом от 13.06.2011 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 28 введен Федеральным законом от 13.06.2011 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 29 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 30 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ)
(п. 31 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения пункта 3.1 без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ в пункт 10 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июня 2011 г. N 133-ФЗ в пункт 14 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ в пункт 15 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ в пункт 19 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ в пункт 20 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 222-ФЗ в пункт 24 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения пункта 25.1 без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения пункта 26.1 без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения пункта 29 без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
Информация об изменениях:
Изменения применяются с 1 октября 2021 г.
ГАРАНТ:
В отношении правоотношений, связанных с государственным регулированием деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в том числе с осуществлением целевых отчислений от азартных игр, которые возникли в период с 1 сентября до 1 октября 2021 г., применяются положения настоящего Федерального закона без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 493-ФЗ
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 244-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственном регулировании деятельности по организации ипроведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
Принят Государственной Думой 20 декабря 2006 года
Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года
(В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 211-ФЗ, от 22.04.2010 № 64-ФЗ, от 03.11.2010 № 281-ФЗ, от 04.05.2011 № 99-ФЗ, от 13.06.2011 № 133-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 16.10.2012 № 168-ФЗ, от 23.07.2013 № 198-ФЗ, от 21.07.2014 № 222-ФЗ, от 22.07.2014 № 278-ФЗ, от 01.05.2016 № 121-ФЗ, от 28.03.2017 № 44-ФЗ, от 27.11.2017 № 358-ФЗ, от 18.12.2018 № 468-ФЗ, от 25.12.2018 № 479-ФЗ, от 03.07.2019 № 169-ФЗ, от 26.07.2019 № 239-ФЗ, от 27.12.2019 № 495-ФЗ, от 20.07.2020 № 242-ФЗ, от 31.07.2020 № 270-ФЗ, от 30.12.2020 № 493-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 02.07.2021 № 355-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах». (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)
Статья 2. Законодательство о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр
Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
Статья 3. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр
1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) предоставления лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; (В редакции федеральных законов от 31.07.2020 № 270-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
5) осуществления государственного контроля (надзора) за организацией и проведением азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность. (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)
2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 5. Ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр
1. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
2. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъекто
Уголовная ответственность за незаконную игорную деятельность
С 2009 года в России введен запрет на игорную деятельность вне специальных зон. Спустя два года Уголовный кодекс пополнился статьей 171.2, предусматривающей ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр. Как реализуется на практике механизм привлечения к ответственности за такие преступления?
Государство в борьбе с азартными играми
История ограничительных мер в отношении азартных игр в нашей стране уходит в средние века. Первоначальным инициатором таких мер являлась церковь.
С 16 века устанавливается система регулирования азартных игр для пополнения казны. Участие в азартных играх и даже присутствие при их проведении являются наказуемыми.
При первом царе из династии Романовых – Михаиле вводится новый порядок налогообложения и «откупы» за проведение азартных игр, представляющие собой систему, при которой азартные игры (кости, карты и др.) дозволены с разрешения местных властей по установленным ими ставкам.
При этом азартные игры осуждаются властями, а их нелегальное проведение строго карается. В 17 веке государство балансирует между запретительными мерами и фискальными интересами. Несложно догадаться, куда склонилась чаша весов.
С 18 века азартные игры появляются при государственном дворе, широко распространяются среди высшего света. В отношении же простого люда продолжают применяться наказания: от штрафов до тюремного заключения.
Увлечение азартными играми постепенно проникает во все слои населения и приобретает невероятные масштабы, несмотря на продолжение политики ужесточения мер против азартных игр.
Во времена «перестройки» азартные игры вышли на новый уровень: в конце 80-х стали появляться игровые автоматы и первые казино, сперва в элитных гостиницах для иностранных туристов.
Игровая индустрия достигла своего расцвета к 2006 году, когда в стране работали тысячи «одноруких бандитов» и игровых столов, а число выданных лицензий на игорный бизнес превысило 6 тысяч. До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась главой 29 Налогового кодекса и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 244) наступило время жесткого законодательного регулирования данной сферы.
Введен запрет на игорную деятельность с использованием игрового оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет и средств связи.
Игорная деятельность, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, с 2009 года может осуществляться лишь в четырех специально организованных игорных зонах в Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, а также в Калининградской области. Позже к ним добавилась Республика Крым.
В 2011 году Уголовный кодекс пополнен статьей 171.2, в соответствии с которой преступлением признана организация или проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», сопряжённые с извлечением дохода в крупном размере.
Ожидаемо, что нелегальный игорный бизнес продолжил свое существование, выбрав более изощренные формы. Такая деятельность продолжила осуществляться с соблюдением конспирации в закрытых клубах, под видом букмекерских контор, интернет-кафе, через зарегистрированные в других странах интернет сайты.
Что есть игра?
В соответствии со ст. 5 данного закона деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр исключительно в игорных заведениях, расположенных в пределах игорных зон. Согласно ч. 1 ст. 6 организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В большинстве случаев физические слот-машины — это компьютеры, а выпадение комбинаций происходит за счет генератора случайных чисел. Такая же система используется и в онлайн-слотах.
С момента введения в 2011 году диспозиция ст. 171.2 УК изменилась и стала более громоздкой: теперь преступлением считается организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или средств связи, в том числе подвижной связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок организаторами азартных игр в букмекерских конторах и (или) тотализаторах, а равно систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.
Квалифицирующими признаками являются совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, использование служебного положения и извлечение дохода в крупном (свыше полутора миллионов рублей) или особо крупном размерах (свыше 6 миллионов рублей).
Самая строгая санкция предусматривает лишение свободы на срок до шести лет со штрафом.
Учитывая, что незаконная игорная деятельность направлена на извлечение прибыли и ее размеры напрямую зависят от количества игорных заведений (терминалов) и задействованных лиц, она зачастую характеризуется высокой степенью организованности, заранее разработанным планом преступной деятельности, распределением функций между участниками, применением различных технических средств и ухищрений при совершении и сокрытии своей преступной деятельности, в том числе при помощи привлеченных сотрудников правоохранительных органов, в связи с чем нередко квалифицируется по ст. 210 УК (организация преступного сообщества или участие в нем).
В общем массиве преступлений незаконная игорная деятельность далеко не на первом месте, но, например, для столичных правоохранителей дела рассматриваемой категории уже не являются чем-то уникальным с туманной перспективой расследования: в суды в среднем направляется около 50 уголовных дел в год.
Некоторые уголовные дела отличаются масштабом выявленных эпизодов преступной деятельности и количеством привлеченных к ответственности лиц. Например, в настоящее время главком Следственного комитета по г. Москве расследуется уголовное дело по факту организации незаконной игорной деятельности с использованием слот-машин, покерных столов и другого игрового оборудования в более чем в 10 законспирированных игорных клубах, по которому свыше 60 лиц проходят обвиняемыми.
Выявление и расследование преступлений
Само обнаружение игорного зала и инициирование уголовного дела может быть предельно элементарным: оперативники в ходе обследования или осмотра места происшествия изымают оборудование, проводят его исследование, опрашивают администраторов, охранников и иных лиц, после чего направляют материалы в органы Следственного комитета, к чьей компетенции отнесено расследование данной категории дел.
При таком подходе оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия сводятся лишь к изъятию игрового оборудования и опросу лиц, находившихся в заведении, что в дальнейшем влечет сложность установления как события преступления, так и привлечения организаторов к уголовной ответственности.
Выявление законспирированных схем незаконной игорной деятельности требует грамотного проведения оперативно-розыскных мероприятий для фиксации происходящего в помещениях: распределению ролей между соучастниками по охране, приему денежных средств, выдаче вознаграждения и др. Естественно, необходимо зафиксировать и изъять игровое оборудование и установить алгоритм его работы. Проведению обследований помещений могут предшествовать иные оперативно-розыскные мероприятия: наблюдение, прослушивание телефонных переговоров, проверочная закупка и другие.
Конечно, оперативники заинтересованы установить и привлечь к ответственности не только персонал игорных залов, но и организаторов преступной деятельности и иных соучастников.
Сами организаторы незаконной игорной деятельности, как правило, дистанцируются от непосредственных исполнителей и самих игорных заведений. Их участие можно доказать только при долгой и тщательно спланированной оперативной работе, направленной на установление обстоятельств организации нелегального бизнеса, аренды помещений, созданию и администрированию интернет сайтов, сборки игровых терминалов и установки на них программного обеспечения, организации процесса распределения преступного дохода, а также финансирования преступной деятельности.
После проведения мероприятий материалы оперативно-розыскной деятельности направляются в следственные органы.
Минимум следственной работы по получению доказательственной базы заключается в осмотре изъятого оборудования, денежных средств, документов, а также предоставленных оперативниками носителей с результатами оперативно-розыскных мероприятий, допросов работников игорных заведений (кассиров, охранников, администраторов) и других лиц (посетителей, собственников помещений).
Особое значение по данной категории дел имеет компьютерно-техническая судебная экспертиза для установления наличия на изъятом оборудовании программного обеспечения, предназначенного для организации игрового процесса с получением денежного выигрыша, его алгоритма, а также статистических данных (суммы введенных в аппарат денежных единиц, периода проведения игр и др.). Объектами исследования обычно являются игровые автоматы, платы, терминалы, жесткие диски.
Несмотря на позицию ряда представителей органов внутренних дел и Следственного комитета, считающих, что для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, проведение экспертизы на предмет признания оборудования игровым не является обязательным, судебная практика идет по другому пути.
При этом следователи сталкиваются проблемой, связанной с проведения компьютерно-технической экспертизы изъятого оборудования в государственном экспертном учреждении.
Так, подразделения ЭКЦ МВД России не проводят экспертизы оборудования, функционирующего с использованием сети «Интернет» (в динамичной среде), ссылаясь, на отсутствие необходимых средств. Вместе с тем, подобным оборудованием обладают частные некоммерческие экспертные учреждения, к помощи которых следователи стараются прибегать лишь в крайнем случае по причине возможной спорности их выводов.
Свежая практика
Буквально на днях прокуратура города Москвы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 25 лиц, обвиняемых в организации и проведении незаконной игорной деятельности.
Сторона обвинения считает, что под прикрытием лицензии на право осуществления букмекерской деятельности действовала организованная преступная группа из числа сотрудников крупной букмекерской конторы.
В пунктах приема ставок посетителям предоставлялась возможность принять участие в азартных играх, которые скрывались под программой «Угадай, где мяч», сутью которой являлось угадать линию или несколько линий, в которых произойдет совпадение мультипликационных картинок, после прокручивания игровых барабанов. Внешний вид игры, ее цель и суть аналогичны азартной игре на игровом автомате, а поверх указанных картинок хаотично передвигался футбольный мяч. При этом техническая составляющая игрового автомата представляла собой системный блок, в котором отсутствовал накопитель информации, а сама игра загружалась через сеть Интернет. Сервер, с которого осуществлялась загрузка азартных игр, располагался на территории иностранного государства.
К уголовной ответственности привлечено 5 организаторов, которым предъявлено обвинение по 14 эпизодам преступной деятельности, в том числе генеральный директор организации и 4 технических сотрудника, разработавших и поддерживающих работоспособность программы с азартными играми. По версии следствия, в состав преступной группы также входил управляющий игровым залом и 19 исполнителей – операторы игровых автоматов.
Вместе с тем, стороной защиты занята позиция о предоставлении букмекерских услуг (соответствующая лицензия у организации имеется), а все ставки на имеющемся у организации оборудовании возможны лишь на реальные международные спортивные события. При этом статистические сведения о результатах игр получались из иностранной компании, с которой имеется соответствующий договор.
А что с законным букмекерским бизнесом?
Легальные букмекерские конторы также находятся под постоянным пристальным вниманием. Интерес налоговых и правоохранительных органов к такой деятельности понятен – букмекерский бизнес у всех на слуху благодаря обилию рекламы и ассоциируется с огромными доходами «на грани фола».
Сама отрасль стала жестко законодательно урегулированной, а над организаторами букмекерского бизнеса висит риск уголовного преследования за создание преступного сообщества и незаконное проведение азартных игр. При этом за последние 10 лет оперативники и следователи наработали достаточную практику выявления и расследования преступлений, связанных с незаконными организацией и проведением азартных игр, а соответствующая статья уголовного закона превратилась в реально работающую.