что такое dark market

Тренды в дарк-маркете

На территории рекламного рынка, находящегося в условиях ограничений со стороны законодательства: фармацевтические, алкогольные бренды и другие.

Дарк-маркет – это обозначение сегмента рекламного рынка, находящегося в условиях особенно жестких ограничений со стороны законодательства. Такие ограничения касаются в основном трех отраслей: алкоголя, табака, лекарственных средств / медицинских услуг.

Хотя все три отрасли объединяют под общим термином «дарк-маркет», но ограничения рекламы алкоголя и табака, с одной стороны, лекарственных средств и медицинских услуг, с другой стороны, значительно отличаются, поэтому о них лучше говорить отдельно. В этой статье мы ограничимся трендами в алкогольной и табачной индустриях, а тренды в фарме затронем в одном из следующих выпусков.

Известно, что российское законодательство в отношении алкоголя и табака является одним из самых строгих в мире. Этими ограничениями и вызвано такое явление, как дарк-маркет. Тем не менее отрасль нашла способы приспособиться к этим ограничениям и научилась эффективно использовать те немногие инструменты, которые еще доступны.

Законодательство обновляется часто, поэтому ситуация может измениться в любой момент. Например, после Чемпионата мира по футболу 2018, депутаты выступили с инициативами по снятию некоторых ограничений на рекламу пива:

– продление разрешения на рекламу пива после 1 января 2019 г. при трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований (за исключением детско-юношеских), в печатных изданиях, а также на телеканалах и радио, специализирующихся на спортивной тематике;

– снятие ограничений на рекламу пива с 23 до 7 часов утра;

– снять ограничения на использование образов людей и животных;

– выведение пива и пивоваренной продукции с точки зрения регулирования розничных продаж из-под понятия алкогольной продукции.

Кроме того, Минфин предложил легализовать онлайн-продажи алкоголя с начала 2020 года.

С другой стороны, Минздрав в рамках борьбы с курением, предложил приравнять системы нагревания табака (IQOS, Glo) к табачной продукции. И, по-видимому, это изменение будет принято.

Последние исследования показывают несколько важных трендов: россияне потребляют все меньше алкоголя в целом, формируется культура потребления алкогольных напитков.

Водка больше не является доминирующим алкогольным напитком в России. Чаще всего люди отдают предпочтение пиву, винам. Популярностью пользуются виски, вермут, настойки и тому подобное.

На изменения вкусов россиян уже отреагировали ритейлеры. В программах лояльности популярных сетей появляются различные алкогольные «клубы», участники которых получают специальные предложения на алкоголь. Например, «Виски клуб» есть у «Перекрестка» или «Винный клуб» у «Азбуки вкуса». Интеграция в один из таких клубов — отличный канал продвижения для любого бренда.

Один из макротрендов – это стремление к здоровому образу жизни, экологичности и безвредности. Но интересно, как он пересекается со стремлением к гедонизму, особенно характерному для поколения Y,
и преломляется в дарк-маркете. В результате формируется другой тренд – стремление получать удовольствие, но без вреда или с меньшим вредом для здоровья.

Например, по данным Nielsen, в 2018 году продажи безалкогольного пива выросли на 36,6%.

Если раньше безалкогольные SKU пивных брендов были в большей степени одним из способов обхода ограничений на коммуникацию в условиях дарк-маркета, то теперь они являются драйверами роста в категории.

Хотя в России тренд на снижение содержания алкоголя пока хорошо заметен только в пиве, в других странах он уже захватывает и другие категории. По-видимому, в ближайшее время мы увидим подобную картину и у нас.

Развиваются и альтернативные способы курения. Системы нагревания табака, такие как IQOS или Glo, которые по количеству поисковых запросов обходят крупнейшие бренды сигарет (источник: Wordstat.Yandex).

По данным Nielsen, более 50% товаров в ритейле сейчас продается по промо, и с каждым годом эта цифра растет. В такой ситуации бренды вынуждены применять новые подходы и механики в промо.

В последнее время мы видим, что для чековых промо все чаще используют чат-ботов. Так как это удобно для пользователя и позволяет увеличить конверсию в регистрации. По нашему мнению, такие механики в ближайшее время де-факто станут стандартом отрасли, а бренды алкоголя действуют в этом направлении наиболее активно. Примеры активаций: Jameson bot и Miller Music bot.

Другое перспективное направление – интеграция в программы лояльности ритейлеров. В последний год крупнейшие торговые сети активно занимаются развитием таких программ. Для алкогольных брендов это дает две важные возможности:

Пока такие интеграции проходят относительно редко и требуют сложных договоренностей между ритейлером и брендом. Кроме того, не все торговые сети готовы сотрудничать с производителями алкоголя. Но мы думаем, что это то направление, в котором будет двигаться вся отрасль в ближайшее время.

Материал подготовлен креативно–стратегической командой Dark Agency (Affect Group).

Источник

Что такое dark market

Куда идет dark market, зачем им нужен PR и почему алкоголь и табак не ждет ничего хорошего

Чем отличается продвижение в dark market сегменте от других

Тем, что оно почти запрещено! И практически каждый шаг бренда сопряжен с определенными рисками. В первую очередь я имею ввиду алкогольные и табачные бренды. Именно поэтому офлайн-активность, работа с инфлюенсерами и PR являются самыми рабочими инструментами в условиях дарк маркета.

Какие сейчас основные тренды в этом сегменте?

Создание новой сущности на основе бренда, эдакий саб-бренд, напрямую не связанный с алкоголем или табаком. Скорее всего эта алиби-платформа названа созвучно бренду, на 100% передает его ценности и совершенно точно может свободно продвигаться в любых каналах коммуникации. Музыкальный (или любой другой) фестиваль, названный почти так же, как и бренд, геймерская премия, баржа с развлечениями, курсирующая все лето по Москве-реке, серия вечеринок, поп-ап бар и т. д.

Какая самая сложная сфера в dark market? Почему?

Безусловно, это рецептурные препараты. Запрещено почти все: поп-ап пространство не откроешь, фестиваль не проведешь. Если серьезно, то единственным «PR-ом» могут стать результаты очередного исследования лекарства, поэтому фармацевтическим компаниям приходится массово вкладываться в медицинских работников, а нам, рекламщикам, пересекаться с рецептурными брендами доводится крайне редко.
Второе место занимают сигареты. Сигарету «нулевку» не создашь (хотя можно создать iqos, logic pro и иже с ними). Летний бар с сижками не откроешь. Да и UGC красивого почти нет. Деятельность офлайн почти полностью запрещена. Вставка.

Привести людей на закрытую промо-платформу архисложно. Табачники успели накопить огромные CRM-базы, но по факту ведут коммуникацию в digital с упоротыми призоловами. И эту ситуацию очень сложно изменить.

Почему PR — последняя надежда креативщика в условиях dark market?

Потому что именно для креативщика (!) — это практически единственная возможность не просто воплотить в жизнь хорошую идею, но и сделать так, чтобы ее услышали за пределами промо-сайтов за семью эйдж-гейтами.
Мне в целом интересна работа пиарщиков. Это те же креаторы и копирайтеры, но процесс рождения идей у них довольно сильно отличается от нашего.

Есть что-то общее в дарк маркетинге и influencer-маркетинге?

Influencer-маркетинг — один из инструментов дарк маркетинга. Дарк маркетинг — маркетинг скрытый, замаскированный. Но в связи с тем, что сейчас только ленивый не пытается сделать нативную (как все об этом мечтают) интеграцию у инфлюенсеров, реально искренне подать продукт получается у единиц.

Работают ли Telegram-каналы для дарк маркета?

Можно сказать, что сам Telegram ушел в дарк. Лично я обожаю Telegram с его каналами и ботами и верю в него на 100%. А главное — сделать что-то внутри платформы можно почти бесплатно. Вы можете загрузить какой угодно стикерпак и (если что) поменять его в любую минуту, да и сами стикеры можно превратить в новое медиа (что мы недавно, кстати, и сделали) и наблюдать за тем, как они перебегают без всякого продвижения из чатика в чатик, особенно если не стесняться и сделать что-то реально трешовое.

А стикеры, работающие в связке с ботом, — это сказка!

Другой вопрос, что крупные бренды просто не могут на такое пойти из-за репутационных рисков. А вещи, сделанные аккуратно и качественно, в Telegram не работают.

В конце января в госдуму был внесен законопроект, который разрешит на радио, ТВ и прессе рекламу винной продукции, произведенной в странах ЕАЭС (Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстане и России). Если его примут, как это повлияет на рекламную индустрию в целом?

Любые действия государства, направленные на либерализацию действующего законодательства, — это позитивные для категории изменения.
Но если изменения коснутся только вина (и только российского), сомневаюсь, что это сильно повлияет на индустрию. То ли дело пиво и крепкий алкоголь — вот кто готов тратить миллионы.

Можно ли это считать трендом на вывод алкогольных напитков из темной зоны?

С 2012 года было уже столько и слухов, и реальных попыток рекламу алкоголя так или иначе вернуть, что назвать это положительным трендом можно с очень большой натяжкой. Нас постоянно штормит. Сегодня ты услышал про законопроект, что-то разрешающий, а завтра Минздрав запретит рекламу алкоголя с помощью использования зонтичных брендов.

Какие рекомендации вы можете дать креативщикам, работающим с компаниями с законодательными ограничениями?

Не смиряйтесь! Посмотрите на бриф как на уникальный челлендж, сложное уравнение, над которым нужно потрудиться. Поверьте, если вы нашли решение для дарк маркета, вы найдете решение для всего! И да, вам будет полезно пару раз поштормить с пиарщиками, у них совершенно по-другому устроены мозги.

Фармацевтическая отрасль сейчас спокойно размещает рекламу безрецептурных препаратов на ТВ и других медийных каналах. Почему сейчас ее все чаще стали относить к дарк маркету?

Даже у безрецептурных препаратов есть свои ограничения, пусть и не связанные с продвижением, что всегда загоняет креативщиков в довольно тесные рамки.
Но, конечно, фарму скорее относят к дарк маркету по причине наличия рецептурных препаратов.

Три рекомендации, которые помогут правильно паразитировать на хайповых событиях:

— не паразитировать на слишком хайповых событиях. Вы рискуете стать в глазах потребителей пятым брендом, хайпанувшим на тему;

— сейчас мало просто отреагировать на событие и посмеяться над ним на свой лад. Нужно переваривать инфоповоды и возвращаться к потребителям с полезными решениями. Создать новый сервис или услугу, дать особую привилегию на день, создать новый продукт и т. д.;

— в отдельных случаях эффективнее бойкотировать событие!

Источник

Тренды в дарк-маркете: чему можно научиться у онлайн-казино?

Как корпорации и агентства научились эффективно работать “в темноте”

Каждый маркетолог отслеживает тренды в медиасреде и рекламе, однако, в некоторых отраслях обнаружить их довольно сложно. Самый закрытый сегмент рынка не случайно называют дарк-маркетом. Более пяти лет ФАС жестко регулирует рекламу табачных, алкогольных и фармацевтических брендов, оставляя им очень ограниченный набор каналов для продвижения.

За это время корпорации и агентства научились эффективно работать “в темноте”, но далеко не всегда демонстрируют кейсы публично. Тем не менее, даже в дарк-маркете можно выделить определенные тенденции. Что такое поп-ап пространства? Чему можно научиться у онлайн-казино? Зачем нужны интерактивные экраны на пивной полке? Я расскажу о нескольких трендах, которые наверняка заинтересуют бренд-менеджеров, ограниченных в рекламных инструментах.

Чемпионат мира по футболу стал настоящим подарком алкогольным брендам в России, поскольку Госдума отменила многие запреты на рекламу пива по требованию FIFA. Однако с начала 2019-го года все ограничения вернутся, и директорам по маркетингу придется искать новых партнеров для спонсорства. Рекомендуем обратить внимание на сегмент киберспорта, российская аудитория которого пока ещё не так велика (около трех миллионов зрителей), но стремительно растет с каждым годом, как и количество рекламодателей. Алкогольные бренды тоже идут в киберспорт: например, William Lawson’s проводит чемпионат по виртуальному футболу “Кубок Лоусона”, посмотреть который можно на стриминговой платформе Twitch.tv.

Автор подборки: Александр Сопенко, креативный директор Affect, сооснователь Dark Market Agency

что такое dark market. Смотреть фото что такое dark market. Смотреть картинку что такое dark market. Картинка про что такое dark market. Фото что такое dark market
Ирина Мошева
Бренд-менеджер Efes Rus

Ограничения, продиктованные дарк-маркетом, привели к тому, что инструменты, которые используют бренды для коммуникации с потребителем, становятся всё более креативными и нестандартными. Наиболее эффективны те, на мой взгляд, когда происходит непосредственное взаимодействие потребителя с продуктом. Ярким примером служит #OstrovEFES – уникальное пространство, созданное для погружения потребителя в летний мир бренда. Проект нашел отклик у аудитории и вызвал массу положительных эмоций.

что такое dark market. Смотреть фото что такое dark market. Смотреть картинку что такое dark market. Картинка про что такое dark market. Фото что такое dark marketЭлеонора Афьюни
Младший бренд-менеджер Ballantine’s

К методам дарк-маркета мы относимся положительно, используем их по возможности и при согласовании с юристом – как бренд-менеджеру мне важно проверять все связанные с активностями риски.

Ballantine’s работает на территории музыки. Самое интересное для нас – коллаборация с артистами, спецпроекты на медийных площадках и проведение вечеринок. В рамках партнерства с Boiler Room устраивает техновечеринки Boiler Room TRUE MUSIC по всему миру (2 из них проходили в 2017 году в России – в Москве и СПб) и региональные музыкальные события – в сотрудничестве с Noize MC и группой и «Мумий Тролль».

Под каждое событие создается спецпроект. Московский TRUE MUSIC был в сотрудничестве с музыкальным порталом promo.dj, питерский – с изданием электронной музыки Mixmag.io.

что такое dark market. Смотреть фото что такое dark market. Смотреть картинку что такое dark market. Картинка про что такое dark market. Фото что такое dark marketЕвгения Бардиж-Малова
Директор по маркетинговым коммуникациям
Группа компаний Simple

Если говорить про онлайн продвижение, то инструменты для дарк-маркета не отличаются принципиально от тех, которые использует любая другая категория на рынке. Только список в разы ограничен законодательством. И если ничего не нарушать, то нужно постоянно создавать качественный контент, искать неожиданные каналы, всегда быть первым, чтобы получить целевой органический охват.

Simple активно тестирует разные форматы контента, в том числе видео. Нам намного сложнее, чем брендам крепких спиртных или игристых напитков, потому что мы занимаемся развитием культуры потребления, а не просто формированием имиджа бренда. Несмотря на то, что тренд сейчас очевиден, и винные бары открываются с завидной регулярностью, но, как показывает аналитика, люди в вине не разбираются и не умеют о нем говорить. Поэтому наш фокус сейчас – edutainment видео.

На фоне других алкогольных брендов в русскоязычном Facebook и Instagram выделяется группа компаний Simple. При полном запрете на рекламу, стабильный органический прирост аудитории страницам обеспечивает качественный контент. Группы экспериментируют с форматами: видео, привлечение лидеров мнений, гиф-анимация, прямые трансляции, тесты, инфографика и др. Контент всегда свой – никаких фотобанков и шаблонов. При этом страницам удается находить баланс и говорить на одном языке с разной аудиторией: и теми, кто только открывает мир вина, и профессионалами. Завоевывает доверие Simple в том числе скоростью ответов на вопросы в комментариях, дельными советами в личной переписке, помогают даже с выбором вина на вечер.

что такое dark market. Смотреть фото что такое dark market. Смотреть картинку что такое dark market. Картинка про что такое dark market. Фото что такое dark market
Анастасия Грицкова
PR-директор агентства интегрированных коммуникаций
Louder
Часть Serviceplan Group

Более 6 лет наше агентство работает с алкогольными брендами, и мы застали переход и ужесточение законодательства. Мы видим значительные различия между методами продвижения, которые бренды использовали до ужесточения закона, и новыми механиками, вызванными dark-маркет условиями.

Дмитрий Кимельман
Маркетинг-директор
Remy Cointreau

Ни для кого не секрет, что диджитал и все, что с ним связано – это наиболее привлекательный и перспективный инструмент работы. Мы верим в силу видео с интересным, понятным и релевантным для ЦА контентом. Безусловно, велика доля работы с KOLs, а также важность и влияние социальных сетей. Яркий пример – наша глобальная кампания One Live / Live them, включающая серию разнообразных маркетинговых активностей с привлечением ключевых опинион-мейкеров. Ну и, конечно, спецпроекты, которые разрабатываются совместно с партнерами в индивидуальную программу под требования бренда и ЦА – такие инструменты являются наиболее эффективными с точки зрения построения связи с потребителями.

Источник

Как продают запрещённые для рекламы товары

Для далёкого от рекламы человека дарк-маркет ассоциируется с чёрным рынком, запрещёнными веществами и теневым интернетом. На самом деле термин означает жёсткое ограничение на рекламу табачной, алкогольной и некоторой фармпродукции. Общее с подпольными рынками — это изощрённые способы продвижения, разработанные корпорациями и рекламными агентствами. Я расскажу, как компании обходят запреты и какие легальные способы придумывают, чтобы рекламировать свои продукты.

Память и эмоции на службе брендов

Реклама «работает преимущественно за счёт того, что освежает, а время от времени и формирует структуры памяти», объясняет профессор Университета Южной Австралии Байрон Шарп в своей книге «Как растут бренды». Проникнуть в память людей непросто, сознание отсеивает массу рекламных сообщений. Приходится изобретать яркую творческую идею или хотя бы пытаться наладить связь продукта с запоминающимся моментом в жизни потребителя. Успешные бренды десятилетиями трудятся над тем, чтобы ассоциироваться с сильными эмоциями. Например, Coca-Cola всегда стремилась быть частью ярких событий в жизни людей: празднования Нового года, посещения футбольных матчей, отдыха на пляже с мячом.

В 2011 году в ходе эксперимента профессор маркетинга Николь Вотолато Монтгомери из колледжа Уильяма и Мэри и Прайэли Ракджагопал из Южного методистского университета показывали группе студентов разную рекламу вымышленного бренда попкорна, после чего половина участников попробовала продукт, а другая половина ела попкорн неизвестной марки.

Через неделю студенты, которые видели рекламу с яркими картинками и красочным описанием вкуса, утверждали, что ели попкорн из рекламы. Те, кто действительно его пробовал, не могли вспомнить марку попкорна, если раньше видели скучную рекламу с кратким описанием и без картинок. То есть яркая реклама так хорошо работает, что даже если человек видит её всего несколько раз, она может сформировать ложные воспоминания. Эмоции действуют на память, а та, в свою очередь, — на выбор товара в момент покупки.

Пиво: охватные стратегии в дарк-маркете

Главная маркетинговая стратегия для товаров повседневного спроса — обеспечение охвата, то есть внимания широкой аудитории. Поэтому ФАС закрыла для табака и алкоголя каналы с максимальным охватом: ТВ, радио, наружную рекламу и интернет-медиа. Как же бренды находят широкую аудиторию в дарк-маркете?

Часто компания создаёт и продвигает суббренд, который визуально напоминает бренд пива и содержит атрибуты его дизайна. Например, Heineken несколько лет назад развивал фестиваль под названием Insight, зарегистрированный как отдельный бренд. Это позволило свободно рекламировать его в интернете и на телевидении. Однако встаёт вопрос, связывают ли потребители суббренд с продуктом? Многие компании задолго до наступления эры дарк-маркета успели внедриться в «структуры памяти» людей, и теперь им действительно хватает «стимула-подсказки»: узнаваемых элементов упаковки (зелёная звезда) и эмоциональной ситуации потребления (музыкальный фестиваль). Для запуска новой марки такая стратегия не сработает.

Распознать бренд помогает яркая идея и дизайн. Например, в прошлом году Velkopopovický Kozel построил огромного деревянного козла, погрузил его на баржу, отправил в плавание по Москва-реке, и об этом рассказали несколько телеканалов. Марку пива СМИ не упоминали, но формулировка была такая: «Чешские пивовары отправили в Москву плывущего козла!» Любители пива сразу понимают, о каком бренде идёт речь.

Спровоцировать PR-эффект — ещё один способ добиться охвата. Для этого даже необязательно создавать суббренд. Чтобы заинтересовать медиа, нужна нестандартная идея. Так, телеканалы рассказали о необычном фестивале пивной йоги, организованном брендом Efes. В каждом кадре они демонстрировали пиво (правда, безалкогольное), хотя за рекламу им не платили — это были редакционные репортажи.

Иногда корпорации запускают сезонные поп-ап-площадки — летний Heineken Bar на Лубянке в прошлом году или корабль Ostrov Efes с бассейном и пляжем. Иногда компании брендируют уже существующие пространства. Например, клуб Yotaspace недавно поменял название на «Главклуб Green Concert» в честь бренда Tuborg Green. Это делается не столько для того, чтобы стимулировать потребление в клубах, сколько для охвата с помощью анонсов. На мероприятие придёт много людей, но ещё больше увидят его рекламу, а потом — отчётные фото и ролики в социальных сетях. Наконец, охват также обеспечивают репортажи блогеров, которые за деньги или бесплатно приходят на какое-то событие.

Накануне чемпионата мира по футболу Россия разрешила ограниченную рекламу алкогольных напитков на несколько лет. На телевидении сразу появились ролики безалкогольного пива, причём с участием людей — впервые с 2005 года. Так получают охваты бренды, которые выпускают не только «нулёвку». Сразу вспоминается старая пародия South Park на рекламу алкоголя, в которой высмеиваются типичные приёмы маркетологов.

Сигареты: бренд-платформы и программы лояльности

Алкогольным брендам ещё легко живётся по сравнению с сигаретными. После громких судов на Западе корпорации штрафовали на миллионы долларов за недобросовестную рекламу. Поэтому политика табачных компаний стала даже жёстче, чем этого требует закон о рекламе. Поскольку рекрутировать новых курильщиков запрещено, почти все сигаретные марки поддерживают базу лояльных потребителей, общаясь с ними через email, телефон или закрытые сайты.

По главной странице такого сайта не всегда понятно, что это рекламная платформа. Там может публиковаться часть контента без упоминаний бренда, но самое интересное — конкурсы с ценными призами — доступно после регистрации. Сначала пользователи указывают, что они курильщики, а затем заполняют длинную форму с персональными данными и предпочтениями. Финальный шаг — загрузка скана паспорта для подтверждения совершеннолетия. Только тогда потребитель попадает в базу, а бренд раскрывает все карты и предлагает ему выиграть, например, билет на концерт или поездку на курорт. В лучшем случае только один из десяти пользователей доходит до конца.

Как же ещё аудитория попадает на закрытый сайт? Например, их регистрируют сотрудники бренда на развлекательных мероприятиях. Иногда компания мотивирует потребителей приглашать друзей на бренд-платформу за дополнительные призы. Это может быть эффективно, потому что рекомендациям знакомых доверяет 83% потребителей, согласно исследованию компании Nielsen. Всё это формально не противоречит закону о рекламе, но и не даёт больших охватов.

От сигарет к фарме: торговые представители

Поскольку корпорация может обращаться только к курильщикам, она предлагает им свой бренд вместо бренда конкурентов. Для этого она использует «матрицу переключения» — алгоритм, который показывает похожие бренды в той же ценовой категории. Например, если совершеннолетний курильщик в беседе с промоутером Philip Morris указал, что предпочитает Winston компании JTI, то промоутер предложит ему в обмен сигареты Bond Street (алгоритм может меняться в зависимости от позиционирования брендов).

Иногда промоперсонал предлагает сыграть в игру на планшете, например в гонки. Такие приложения называются icebreakers, поскольку помогают «растопить лёд» при первом общении и начать ассоциироваться с определёнными темами — спортом или технологиями. За выигрыш можно получить небольшой приз (например, зажигалку) или баллы, которые сохранятся на закрытой платформе.

Представители брендов работают не только с потребителями, но и с продавцами. Особенно это востребовано на фармацевтическом рынке, где от рекомендации врача или фармацевта зависит выбор покупателя. Торговые представители фармкомпаний приезжают в аптеки или поликлиники с планшетами, показывают интерактивные презентации новых продуктов и предлагают вознаграждение за рекомендацию потребителям конкретных брендов (это запрещено только для рецептурных препаратов). Программное обеспечение для торговых представителей — это ещё и виртуальное рабочее место, учитывающее время на каждый визит и помогающее вести документооборот.

Для фармацевтов, продавцов, владельцев магазинов и барменов тоже создаются закрытые сайты и программы лояльности, которые дают премии за продажи и просто интересный контент. Когда-то я участвовал в разработке программы лояльности для табачной корпорации, нацеленной на продавщиц в небольших магазинах. Эта программа называлась «Девчата» и не просто предлагала материальные поощрения за рекомендации брендов, но и развлекала продавщиц, обделённых вниманием корпораций. Торговые представители приглашали «девчат» на специальные мероприятия или дарили им билеты в кино. Эффективность программы подтвердили тайные покупатели — сотрудники компании, которые под видом обычных клиентов оценивают качество сервиса.

Другие каналы

В дарк-маркете есть ещё немало рекламных инструментов — от страниц брендов в соцсетях до вирусного маркетинга и скрытой рекламы, когда бренд как бы ни при чём и случайно попал в кадр. Всё зависит от внутренней политики компании. Кто-то сразу закладывает в бюджет на рекламу штрафы, а кто-то соблюдает дух закона. Например, фармкомпании очень осторожны, поскольку их конкуренты часто жалуются друг на друга в ФАС. Для рекламных специалистов работа в дарк-маркете — это хороший повод проявить свои стратегические навыки. Лично мне интереснее искать неочевидные каналы продвижения, чем закупать показы роликов и баннеров в интернете.

Фотография на обложке: Valentin Flauraud / Reuters

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *