что такое edh в mtg
Magic: The Gathering Online
Слово «магия» рождает в голове массу ассоциаций. Кто-то в первую очередь вспомнит Гарри Поттера, Хогвартс и волшебные палочки, кто-то – фокусников, достающих из цилиндра кроликов, а кому-то придёт на ум песня шотландской группы Pilot. Найдутся и те, у кого «магия» прочно закреплена в сознании за коллекционной карточной игрой Magic: The Gathering.
MTG была придумана ещё в начале девяностых и даже спустя почти 30 лет продолжает активно развиваться. В этом году «Магия» решила сделать максимальный упор на один из самых необычных своих форматов – Multiplayer Commander, или, как его ещё называют, EDH (сокращённо от Elder Dragon Highlander).
Магию может победить только магия
Начать рассказ о формате «Командир» стоит с пояснения, какими в принципе бывают режимы игры в MTG. Все они отличаются особенностями сбора колоды, разрешёнными картами и, разумеется, правилами.
Например, существует формат «Стандарт» – это один из самых популярных базовых режимов, с которого начинают знакомство с «Магией» большинство новичков. В этом формате разрешены карточки только из нескольких последних изданий, которые обычно выходят четыре-пять раз в год. В «Стандарте» можно относительно недорого собрать себе деку как для игры с друзьями, так и для участия в турнирах.
В противоположность ему существует формат «Винтаж», популярный среди истинных ценителей старых карт «Магии». В нём нет никаких запретов и легальны практически все карты, изданные за историю MTG.
Учись, солдат, – командиром будешь
Впрочем, правила существуют для того, чтобы их нарушать. И формат «Командир» – как раз из таких нарушителей. Взять хотя бы слово Multiplayer, которое стоит перед названием режима. Оно означает, что одновременно в партии могут участвовать три и более человека (обычно играют вчетвером). Помимо того, что «Командир» чихать хотел на ваши дуэли, он также отличается от всего, к чему привыкли игроки в другие форматы, тем, что в нём разрешено играть только одной копией каждой карты (не считая базовых земель), а всего карточек в деке должно быть ровно сто. Плюс в «Командире» разрешены почти все карты, которые были выпущены в «Магии» за многие годы. А ещё в этом режиме нет и не может быть «скамейки запасных» – той самой дополнительной колоды, которая есть в других форматах.
И, пожалуй, самое важное – в «Командире» есть, собственно, командир, военачальник, ведущий за собой войска и творящий могущественные заклинания. Именно вокруг него строится вся дека. Для командира на столе существует специальная зона – вместо того чтобы лежать у вас в руке или в колоде, он всегда размещён у всех на виду, рядом с полем сражения. Уже оттуда его можно разыгрывать и вводить в игру, чтобы он лично возглавил ваши войска.
Неунывающий и мужественный Командор
Аналог современного формата «Командир» появился ещё в середине девяностых и назывался тогда Elder Dragon Highlander. Тем самым командиром мог быть один из Старших Драконов, выпущенных в изданиях того времени.
Непосредственно режим «Командир» придумали турнирные судьи «Магии», которые затем распространили и популяризировали его по всему миру. С тех пор прошло много лет, однако интерес к формату не угасал, и вот на него обратили внимание сами разработчики игры – в 2009 году Commander, как его стали называть, был добавлен в онлайн-версию «Магии», а с 2011-го начался выпуск и бумажной продукции, созданной специально для этого формата.
Хоть компания Wizards of the Coast и поддерживает этот режим, признавая его одним из официальных, его развитием управляют те самые судьи, которые его и придумали. Во главе стоит Шелдон Менери (Sheldon Menery) – именно он основал комитет, устанавливающий правила формата, и он же ведёт бан-лист запрещённых для режима карточек, а также пишет философию «Командира» и занимается просветительской деятельностью.
На разведку!
«Командир» набирал популярность, так что Wizards of the Coast не стала мелочиться и объявила 2020-й годом данного формата. Это означает, что в нынешнем году в новых выпусках «Магии» будет издаваться больше продукции, посвящённой именно «Командиру». Если с 2011-го ежегодно выходило четыре «прекона» (это готовые колоды для игры в Multiplayer Commander), то в 2020-м нас ждёт, по слухам, до девяти. Пять из них стартуют уже 15 мая.
В этих наборах содержатся уникальные карточки Magic: The Gathering, которых нет ни в одном другом издании. Колоды тематически связаны с новым выпуском «Икория: Логово Исполинов» – одним из основных сетов, которые в «Магии» печатаются несколько раз в год. Мир Икории – это земля огромных монстров и вечной борьбы за выживание. Колоды «Командира» пересекаются с этим миром сюжетно: трое из новых военачальников – ужасающие чудовища-мутанты. Кроме того, в 2020 году в рамках грядущего релиза Zendikar Rising выйдут ещё две готовые колоды.
Но и на этом Wizards of the Coast не думает останавливаться – игроков в Multiplayer Commander ждёт отдельный выпуск Commander Legends. В нём будут карты, «заточенные» исключительно под «Командира», включая 70 новых легендарных существ, которые смогут возглавить вашу армию. Это «драфтовый» набор для формата, то есть не готовая колода, а набор карт, которые вы собираете в собственную, уникальную деку. А для тех, кто пока не готов самостоятельно собирать колоду, Wizards of the Coast пообещала ещё два готовых набора для «Командира».
Multiplayer Commander – режим, в котором найдут себя и те любители коллекционных карточных игр, которые хотят просто сразиться на интерес, потратив часок-другой на бой с друзьями на кухне, и ориентированные на соревновательный подход игроки, желающие участвовать в турнирах и побеждать. Доступ ко всем возможным картам «Магии», выпущенным за четверть века, делает этот формат весьма гибким и интересным. В течение всего года для «Командира» будут выходить новые карты и колоды, так что вы сможете выбрать любую готовую деку (или даже попробовать свои силы и собрать всё с нуля) и сразу начать играть – это проще, чем кажется.
Что такое edh в mtg
Что же это за формат?
В этом формате вы играете колодой из 100 разных карт (кроме базовых земель) и ваша армия действует под предводительством генерала (или его ещё называют командиром).
Все это делает играбельными практически все существующие карты и колода больше не зависит в своей силе от дорогих и редких карт. Тут главное мозг, дорогие карты уже практически никак не помогут и более того, те карты которые в обычных форматах вообще никак себя не проявляют, в этом формате начинают выглядеть очень солидно.
Далее более подробнее:
— КОЛОДА И ЕЕ СОСТАВЛЕНИЕ:
Основой колоды для EDH является «командир» или «генерал» — легендарное существо, от цветов которого зависят цвета всей остальной колоды. Колода состоит ровно из 100 карт (одна из которых ваш генерал) и составляется по принципу «синглтон»: все карты, кроме базовых земель, могут присутствовать лишь в одном экземпляре. В колоду можно включать только карты тех же цветов, что у командира, и бесцветные карты (помните: в двойных и гибридных картах учитываются все их цвета). Более того, если где-либо в тексте карты встречается мана-символ, не являющийся цветом вашего командира, такую карту нельзя включать в колоду! По ходу игры, если вы должны получить ману, цвет которой не совпадает ни с одним из цветов командира, вместо этого вы получаете бесцветную ману.
Сайдборд в EDH, как правило, не используется.
— ПРОЦЕСС ИГРЫ:
Перед началом игры существо-командир удаляется из игры и помещается в специальную «командную зону». Вы можете играть его из командной зоны за его обычную стоимость плюс 2 за каждый раз, когда вы уже играли его из командной зоны в этой партии (т.е. первый вызов командира будет стоить его обычный манакост, второй — манакост+2, третий — манакост +4 и т.д). Если командир должен попасть на кладбище (например, он получил летальные повреждения или был уничтожен) или в изгнание, вместо этого вы можете поместить его в командную зону и потом снова его оттуда сыграть (но можете положить и в грейвярд, хотя выбор явно будет не лучшим 🙂 но может у вас комба или ещё там что интересное), при попадании в командную зону с поле битвы, командир не вызывает эффектов связанных с кладбищем, как если бы он был убит и отправлен туда (например таких как «When put into a graveyard from the battlefield, target opponent sacrifice a creature»). Разумеется, разыграть существо-командира из командной зоны вы можете только тогда, когда могли бы разыграть его из руки: т.е. для существ без способности «Миг» — только в свою главную фазу.
В EDH можно играть как обычные дуэли 1х1, так и мультиплеер «Все против всех».
Допускаются любые карты формата vintage. Исключения:
Shahrazad тоже легальна
* Balance
* Coalition Victory
* Protean Hulk
* Biorhythm
* Sway of the Stars
* Upheaval
* Panoptic Mirror
* Worldgorger Dragon
* Kokusho, the Evening Star
* Limited Resources
* Riftsweeper
* Tinker
* Gifts Ungiven
* Black Lotus
* Ancestral Recall
* Mox Sapphire, Ruby, Pearl, Emerald and Jet
* Time Walk
* Library of Alexandria
* Yawgmoth’s Bargain
* Recurring Nightmare
* Grindstone
* Lion’s Eye Diamond
* Time Vault
* Karakas
* Metalworker
* Fastbond
Нельзя использовать в качестве генерала (но в деку класть можно):
* Braids, Cabal Minion
* Rofellos, Llanowar Emissary
Также нельзя использовать следующие карты, из-за того, что в их абилках есть мана стоимости с отличными цветами от тех, что находятся в мана стоимостях самих существ:
Bosh, Iron Golem
Daughter of Autumn
Memnarch
Rhys the Exiled
Thelon of Havenwood
Для людей, увлечённых или готовых увлечься MTG, хочу рассказать об одном формате, полностью завладевшим моим сердечком))
(Статья из нашего паблика ВК https://vk.com/mtgedh )
У всего есть начало и конец.
Неизвестно, когда наступит закат Командира, но вот о дне его рождения можно сказать с определённой долей уверенности: был вторник. Или пятница. Что? Я же сказал «с долей»!
Магия прекрасна тем, что является, по сути, игровым движком, на основе которого можно придумать бесконечное число вариаций правил, из которых на свет появляются пользовательские форматы. Командир (а точнее EDH — Elder Dragon Highlander) из их числа.
У Командира были все шансы так и остаться местечковой вариацией, если бы не стечение обстоятельств. Или божественное провидение, кому как ближе.
В начале было слово.
И слово это было Duelist.
Осенью 1993-го года начал выходить журнал «Дуэлянт» для сопровождения набирающей популярность Магии. В нем печатались различные статьи о стратегиях, дизайне игры, вопросы по правилам и тому подобное.
В июле 1996-го года вышел 11-й выпуск журнала, в котором, вроде, и не было ничего необычного. На тот момент. Просто в разделе «House Rules», в котором предлагались варианты игры в магию, была опубликована статья Elder Dragon Legend Wars. (Обратите внимание на имя автора. Шах и мат, атеисты).
— Рекомендуется играть втроём или более.
— Игроки выбирают (или получают случайным образом )Легендарного Древнего Дракона в качестве предводителя своей армии.
— Дракон должен поддерживаться существами и заклинаниями, соответствующими цветам мана стоимости дракона.
— Игроки включают в колоду по восемь базовых земель для каждого из этих цветов.
— В колоде должно быть 20-24 существа и одно и тоже существо не может присутствовать дважды. Рекомендуется играть существ 3/3 и больше, если только у них нет каких-либо полезных способностей.
— В начале партии игроки выбирают из cвоих существ трёх в качестве военачальников и двух в качестве капитанов.Если противник уничтожает капитана, контролирующий его игрок получает 2 урона, а уничтоживший получает 2 жизни. Если противник уничтожает военачальника, то он получает 3 жизни, а владелец получает 3 урона. За Древнего дракона владелец получает 4 урона, а уничтоживший его игрок — 4 жизни. Не более одной копии заклинания может быть включено в колоду.
— Игроки начинают партию с одной базовой землей каждого типа уже в игре.
— Игроки начинают игру с 25-ю жизнями.
— Колода должна состоять минимум из 60-ти карт, включая земли, которые выкладываются в начале партии.
Даже по прошествии 20 с лишним лет можно разглядеть основы Командира, заложенные в этой статье: Мультиплеер, легендарное существо в качестве предводителя и синглтон основа.
Доподлинно неизвестно сколько людей прочитали и взяли на вооружение эту идею.
Шло время, «Дуэлянт» прекратил печататься и стал онлайн изданием, началась и закончилась комбо зима, стартовал MTGO и произошло еще примерно миллион событий разного значения, но нам интересно только одно из них.
Что общего между Аляской и МТГ, помимо ледников? На Аляске появился на свет Командир, тогда еще называвшийся EDH. Произошло это чудесное событие где-то между концом 90-х и началом 00-х. Самая ранняя дата, которую мне удалось найти — 15 октября 2002 года. В этот день описание формата было размещено на сайте Alaska Magic, либо Wayback Machine не может копнуть глубже:
Возможно, благодаря статье в «Дуэлянте», молодой человек из Анкориджа по имени Адам (шах и мат, аметисты) Стэйли и придумал EDH.
Вот что по этому поводу говорит один из апостолов формата Шелдон Менери в одном из своих интервью:
«Пока я был на Аляске, каждый вечер понедельника мы собирались у моего друга Дэфида Пфайфера, чтобы поиграть во что-нибудь. Как раз там Адам сказал: «У меня есть одна безумная идея для формата». Поначалу, я не был заинтересован, но после того, как посмотрел на игру, я понял, что в этом что-то есть».
…это было в районе 2001-2002 года.
К слову, без Шелдона формат, скорее всего, так бы и остался посреди нигде. Дело в том, что Менери был не только военнослужащим ВВС США, находившимся на Аляске по долгу службы, но и судьёй в МТГ. Ему настолько понравилась идея (хотя, по его словам, он так и не сыграл ни одной партии, пока был на Аляске), что он увёз её с собой.
20 августа 2004 года Шелдон опубликовал статью в своей колонке на StarcityGames, в которой представил формат читателям. После чемпионата мира 2004 формат обзавёлся бан-листом: один из игроков выложил кучу моксов на стол и сыграл Баланс, лишив тем самым остальных рук, земель и возможности поиграть любимыми картами.
Как только сообщество судей влилось в формат, он начал быстро расти и распространяться. А в 2005-м году с Шелдоном связался Гевин Дугган и предложил обзавестись Комитетом по правилам и сайтом. С тех пор, при поддержке судей, формат начал расти как снежный ком.
За прошедшее время Командир претерпел ряд изменений, но их можно назвать, скорее, косметическими:
— стартовый уровень жизней перестал быть привязан к количеству игроков и стал равен 40.
— Игроки получили возможность генерировать ману не только в цветах своего командира.
— Появилась командная зона, в которой располагались командиры, исчезло правило о том, что командира нельзя убрать из игры.
— Изменились правила, касающиеся смены зон командиром. В ранних вариантах его всё ещё можно было практически насовсем убрать из игры, замешав в библиотеку. Сейчас же при каждой смене зоны, владелец может отправить своего командира в командную зону.
В 2011 был напечатан первый официальный продукт для игры в Командира.
В 2012 вышел Арсенал Командира, включивший в себя некоторые основные карты для формата.
Начиная с 2013 официальные наборы готовых колод выходят каждый год.
В 2019 году колоды для Командира впервые были выпущены на русском языке.
«Магия» без правил
Есть такая шутка: «Аркадий взрывает газету за базовым лесом и ломает луну грибом», которая показывает как частенько выглядят фразы игроков в МТГ.
Она означает, что игрок активировал способность карты Expedition Map, нашёл в библиотеке карту базового Леса, чтобы у него была зелёная мана для розыгрыша карты Krosan Grip, с помощью которой он уничтожил Чары Blood Moon оппонента.
У меня не стоит задача сделать самый полный словарь «магических» терминов, а скорее дать некую начальную базу, которую стоит освоить новичку, чтобы погрузиться в тему и начать понимать опытных товарищей в клубах и на форумах. В соответствующих местах я оставил ссылки на другие и более полные глоссарии.
Свою подборку я сделал не в алфавитном порядке (хотя так и, возможно, проще было бы искать термины, как в обычном словаре), но сгруппированной по темам. Мне кажется, что так проще осваивать терминологию, постепенно погружаясь в мир Magic: the Gathering.
Оглавление
Общие термины
МТГ = Мотыга = Мэджик = Магия — наша с вами любимая игра Magic: the Gathering.
ККИ = TCG = коллекционная карточная игра = Trading Card Game — жанр игры, к которому относится МТГ.
Визарды = Wizards = Вотки = WotC — компания Wizards of the Coast, дочка игрового гиганта Hasbro. С 1993 года выпускает МТГ.
Мазершип, от англ. mothership — официальный сайт «Визардов» про МТГ, magic.wizards.com/
Локатор — раздел на официальном сайте, где можно найти ближайший клуб, в котором играют в МТГ.
Оракл — официальная база с актуальным описанием того, что делает каждая карта. За годы существования МТГ многие формулировки («вординги») на картах были исправлены для удобства чтения и понятности. Появились ключевые слова для замены каких-то формулировок или сменились игровые термины, правила, появились новые типы существ или были убраны старые. Поэтому напечатанный текст способности на старых картах часто не соответствует тому, что карта делает на самом деле сейчас. А то, что она делает «сейчас» как раз и описано в «Оракле». При этом новые перепечатки старых карт выходят с новым, актуальным текстом на момент печати.
Текст карты по Ораклу:
Creature — Drake
Flying
When Gilded Drake enters the battlefield, exchange control of Gilded Drake and up to one target creature an opponent controls. If you don’t or can’t make an exchange, sacrifice Gilded Drake. This ability still resolves if its target becomes illegal.
Проверить актуальный текст любой карты по Ораклу можно на официальном сайте в разделе Gatherer
Формат — режим, который накладывает ограничения на сбор колоды и правила игры. Например, Стандарт — легальны карты последних двух лет, колоды минимум по 60 карт, есть список запрещённых карт, игроки начинают партию с 20 очками жизни. Командир — формат с колодами из ровно 100 карт, каждая лишь в одной копии, и есть генерал колоды, в цветах которого собирается вся колода, у игроков по 40 стартовых жизней.
Статья о форматах и список с подробным описанием каждого
Ротация — событие, которое случается каждой осенью, когда из формата «Стандарт» выходят («ротируются») старые сеты и карты из них больше нельзя использовать для сбора колод. Вместо старых сетов в формате становятся легальны новые сеты с новыми картами, то есть формат постоянно «обновляется».
Репринт — перепечатка ранее выпущенной карты в новом сете, иногда с новой иллюстрацией. Если карту «порепринтили», то в формате, где сейчас легальна эта версия карты, легальны и все её старые издания.
Банлист — список запрещённых к использованию в формате карт.
Сайт со списком забаненных карт популярных форматов bangic.ru/
Рестрикт, от restricted — список ограниченных к использованию в формате карт до одной копии на колоду. Обычно имеет смысл в формате «Винтаж», в котором легальны практически все изданные карты.
РЛ, от RL = reserved list — список из нескольких сотен старых карт из выпусков от Alpha до Urza’s Destiny, которые WotC пообещали впредь не перепечатывать, чтобы сохранить их коллекционную ценность.
Сет, от set = выпуск — набор карт, которыми обычно выпускают МТГ. Каждый год выходит 4 основных сета, которые формируют формат «Стандарт». Один из них — базовый сет, с чуть более простыми механиками.
Корсет, от core set — базовый сет, выходит летом. Его целевая аудитория прежде всего новички, поэтому в нём стараются не использовать новые механики, зачастую выпускают много репринтов. До 2009 и выпуска M10 года в корсетах были только репринты. До 2003 года карты из базовых сетов печатали с белой рамкой, вместо чёрной. Это никак не влияет на легальность карт, и их можно использовать наравне с чёрнорамочными.
Блок — раньше сеты объединялись в блоки. Какое-то время были блоки по 3 сета, потом по 2 и снова по 3. Сеты внутри блока обычно были связаны общим сюжетом и миром. Механически сеты одного блока так же были связаны: первый сет был большим, остальные с меньшим количеством карт и в них были пересекающиеся механики. Лимитед турниры (в ограниченных форматах, см. ниже) по большим сетам игрались только на бустерах этого сета, а когда выходил маленький сет блока, то на смеси большого и маленьких.
Сейчас блоки отменены и каждый сет играется отдельно. Но если того требует сюжет, несколько сетов подряд могут быть в одном мире или иметь общие механики.
Supplemental set — побочный выпуск. Помимо 4 основных сетов за год выпускают и другие сеты, карты из которых не попадают (нелегальны) в формат Стандарт. Например, это может быть шуточный выпуск — Unglued, Unhinged, Unstable.
МО = МОДО = МТГО = MTG: Online — электронная версия МТГ, в которой доступны практически все карты, которые есть в бумаге, в ней проходят официальные турниры. В отличие от МТГ Арены, здесь доступны вечные форматы типа Винтажа и Легаси. Можно покупать не только бустеры как в Арене, но и отдельные карты, вложив настоящие деньги. Отдельные карты, правда, покупают как и в жизни, у другиих игроков, а не просто в виртуальном магазине.
Тики, от ticket = tix — виртуальная валюта для Magic: the Gathering Online. Например, стоимость карт для МТГО указывают в «тиках».
МТГА = Арена = MTG Arena — электронная версия МТГ, которая существует с 2017 года и в ней сделан акцент на форматы, что используют карты последних лет — Standard и Brawl. Чуть более казуальная (не нужно так чётко отслеживать все фазы и шаги) и с красивой графикой. Работает по принципу free-to-play, то есть, в отличие от МОДО, в Арену можно не вливать настоящих денег, чтобы играть в неё, но «нафармить» всё нужное, вложив только своё время.
Кокатрис = Cockatrice — программа для PC, Mac и Linux, которая эмулирует игру в любые ККИ, в том числе в МТГ. Можно загрузить любые карты, можно играть в другими оппонентами, создавая свои «комнаты» на публичных серверах и играть любые форматы. Все действия (смена фаз и шагов, триггеры) выполняются вручную игроками. Удобна тем, что позволяет поиграть с кем угодно в любой формат и бесплатно потестировать колоды. Другие эмуляторы — Xmage, Untap. in, Virtualplaytable.
ИРЛ, от in real life = IRL — часто используют, когда имеют в виду настоящую, бумажную «Магию», в противопоставлении к онлайновой версии.
Tabletop — бумажная МТГ.
ССГ = SCG = «Сити» = StarCityGames — популярный американский ритейлер, организатор турниров и сайт-магазин с полезными статьями. Часто является ориентиром цены для покупки-продажи и обмена в России. Например, говорят «продам карты, по курсу сити x 50₽». То есть смотрят цену на ССГ за карту в долларах и умножают на 50 и получают цену в рублях.
ТЦГ = TCGPlayer — другая популярная площадка, на цены которого ориентируются игроки при покупке-продаже и обмене. На его цены часто ссылаются другие сайты или программы, т. к. сайт позволяет «тянуть» их цены по апи.
ПВ = пластблокер = планоходец, от planeswalker — мироходец. В игре это уникальные маги, единицы на миллионы, которые умеют перемещаться между мирами (по планам бытия, plane) Мультивселенной благодаря своей «искре» — нематериальной сущности, частичке их души.
Также тип карты. Мироходцами частенько называют игроков Визарды, подразумевая, что игроки это такие вот могущественные маги. Конечно, игроки по правилам игры не имеют никакого отношения к такому типу карт. Визарды же в переводных статьях и на картах используют всегда вариант planeswalker вместо русскоязычного термина «мироходец», видимо потому что это зарегистрированная марка.
Мультивселенная — вымышленная фентезийная вселенная МТГ. Ранее носила название Доминия.
План бытия = плейн, от plane — миры, в которых по сюжету происходят события выпусков МТГ. Какие-то похожи на привычные нам планеты, как Доминария, другие могут быть в форме планет, но состоять из металла, в каких-то законы физики совсем непривычные и их форма совсем необязательно шаровидная, и в план бытия может входить несколько планет, спутников или светил и всё пространство между ними.
Слепая вечность, от Blind Eternities — некое пространство между планами бытия Мультивселенной. Через него «ходят» мироходцы, как через дверь, путешествуя между мирами. Обычные существа погибнут в ней, в отличие от мироходцев, у которых есть «искра», которая считается кусочком этой слепой вечности, что и позволяет им выживать в ней. В физическом смысле это не пространство или космос между мирами, но нечто наполненное хаотичной энергией, маной и эфиром.
Characteristic creatures — характерные для каждого цвета маленькие существа, которые обычно печатают в частой (common) редкости.
Iconic creatures — иконичные для каждого цвета большие существа, которые обычно печатают в редкой (rare) частотой.
Игровые составляющие
Картон — жаргонное название карт МТГ.
Силедная продукция, от sealed = запечатанная продукция — любая продукция, которую распространяют WotC. Может быть как со случайным содержимым, как бустер, так и с заранее известным, как готовая колода.
Бустер = booster — запечатанный набор (обычно) из 15 случайных карт выпуска. Состоит из 10 карт частой редкости (common rare), 3 карт нечастой редкости (uncommon rare), 1 редкой (rare) или мифической (mythic rare) карты и 1 базовой земли. В бустеры последних лет кладут 16-ю «карту» — фишку (токен) или рекламный вкладыш. Я написал «карту» в кавычках, т. к. по правилам игры фишка не считается картой. Просто выполнена в таком же размере и внешне похожа. У токенов даже специально делают рубашку с рекламой, чтобы было меньше соблазка спутать с классической картой МТГ. Последнее время им даже сильно изменили дизайн, чтобы токены ещё меньше были похожи на обычные карты MTG.
Дисплей = booster box — коробка из (обычно) 36 бустеров. Именно дисплеями и распространяют чаще всего «Магию», из которого в магазине игроку могут продать отдельный бустер-два или сколько он пожелает.
Фетпек, бандл (от fat pack, bundle) — коробка с 10 бустерами и пачкой базовых земель. Другая форма распространения бустеров, более «подарочная». Бустеры там те же самые, что и в дисплеях. Раньше такой продукт называли фетпеком, теперь переименовали в бандл, но по привычке игроки продолжают называть их фетпеками.
Прекон, от preconstructed deck — любая заранее собранная колода, которую выпускают WotC. Списки содержащихся в них карт заранее известны.
Синглы, от single — просто любые отдельные карты МТГ. Например, говорят «не покупай бустеры, чтобы собрать себе колоду, а просто накупи синглы».
Комплект — 4 копии карты. Максимум в обычные форматы с собранной колодой (не singleton) можно класть до 4 копий каждой карты, кроме базовых земель. Поэтому часто говорят «ищу комплект такой-то карты».
Кардпул, от card pool — в ограниченных форматах (limited, см. ниже) как драфт и силед, это карты, которые игрок получил или выбрал на турнире, и которые может использовать, чтобы составить свою колоду. В более общем смысле — все карты игрока, которые у него есть и из которых он может собирать свои колоды.
Прокси, от proxy — неоригинальная карта Магии, которая не маскируется быть настоящей, то есть не подделка. Игроки печатают прокси, если хотят протестировать новую колоду «в бою», прежде чем вкладывать деньги в покупку настоящих карт. Использовать прокси в санкционированных турнирах нельзя. Единственное исключение, когда карта была повреждена во время турнира и судья заменяет повреждённую карту на базовую землю с пометкой какую карту она теперь замещает.
Репак, от re-pack — переупакованный бустер, который предварительно вскрыли, вытащили ценные карты для себя или на продажу, остальное же оставили в упаковке и продают. Такие репаки годятся, например, для тренировки драфтам. Иногда вместо ценной карты в репак кладут другую, аналогичной редкости, но дешёвую.
Пайло, от pile = куча — ненужные и недорогие карты, которые скапливаются с годами у всех игроков.
Базик, от basic — земля с базовым супертипом: Равнина, Остров, Болото, Гора или Лес.
Фойла, от foil — карта МТГ, покрытая специальным фольгированным слоем. Переливается на свету, попадается в бустере реже, чем обычная версия. Раньше 1 к 67, теперь 1 к 45.
Промка — промо-версия карты МТГ. Часто с блестящим фольгированным покрытием и альтернативным оформлением. Выдаётся в качестве награды за победы или участие в турнирах.
Стейпл, от staple — знаковая карта в формате, которая определяет колоду, и вокруг которой может строиться весь план игры колодой.
Р9 = power nine — девять самых сильных карт, которые выпустили в первом сете Магии, и которые почти везде забанены из-за своей силы: Ancestral Recall, Black Lotus, Mox Emerald, Mox Jet, Mox Pearl, Mox Ruby, Mox Sapphire, Timetwister, Time Walk. Очень дорогие.
Дека, от deck — колода.
Мейн, от main — основная часть колоды. В некоторых форматах допускается иметь основную колоду, ту, которой начинают первую партию. И дополнительные карты, на которые можно заменить часть основной колоды перед следующей партией с этим же оппонентом. Например, в соревновательных форматах, таких как Стандарт, Модерн, используется не менее 60 карт в основной колоде, и до 15 карт в дополнительной.
Другое значение — главная фаза хода игрока (см. ниже).
Сайдборд, от sideboard — дополнительная колода. См. выше.
Деккипер, от deck keeper — предмет, который игроки держат рядом с колодой «на удачу», либо просто для красоты. Это может быть какой-то красивый жетон, фигурка или карта МТГ, значимая для игрока. В этом случае карта должна быть явно отличима от любых карт колоды.
Декбокс, от deckbox — коробочка для хранения и переноски колоды.
Токен, от token — фишка. Любой предмет, который представляет какой-то игровой перманент, например, существо. В бустеры вкладывают токены, которые выглядят как карты, но по правилами не являются картами МТГ.
Протекторы = кармашки = сливы, от sleeves — пластиковые пакетики, которые защищают карты от влаги, пыли, царапин и других повреждений. Например, когда перемешивают колоду и карты трутся друг об друга. Кроме того, по правилам требуется упаковать карты в протекторы если в колоде, например, есть двухсторонние карты (без рубашки). Ещё в протекторах карты не слипаются друг с другом как без них, поэтому колода лучше перемешивается.
Каунтер, от counter — жетон. Любой предмет, который позволяет отмечать некие виртуальные объекты или характеристики. Например, жетон +1/+1. Часто используют стеклянные камушки или шестигранные кубики.
Термины игровой партии
Антап, от untap — разворот карты. Ещё шаг разворота начальной фазы хода игрока.
Апкип, от upkeep — шаг поддержки начальной фазы хода игрока.
Первый мейн, второй мейн — первая и вторая главные фазы хода игрока.
Комбат, от combat — фаза боя.
Грейв, от graveyard — кладбище.
Стек — игровая зона (наряду с библиотекой, кладбищем, полем боя и другими зонами), в которой находятся заклинания и способности до момента пока они не разрешатся или не будут отменены.
Спелл, от spell — заклинание.
Абилка, от ability — способность.
Крича, от creature — существо.
Перманент — карта или токен на поле битвы. Например, Существо, Артефакт, Чары — перманенты. Мгновенное заклинание и Волшебство — не перманенты.
Голдфиш, от goldfish — шикарная раздача (стартовая рука), с которой можно выиграть партию.
Мулиган, от mulligan — пересдача стартовой руки, с которой игрок начинает партию. Изначально игрок берёт 7 карт. Если эти карты не устраивают, то можно пересдать стартовую руку. Существовали разные правила пересдачи. Текущее (2020 год) — игрок замешивает непонравившуюся руку в колоду, снова берёт 7 карт. Если решает оставить руку, то убирает 1 карту под низ библиотеки. Если не понравилась и эта рука, то снова замешивает, берёт 7, и если решает оствить, то кладёт под низ уже 2. И так далее.
Шафл, от suffle — перемешивать библиотеку.
Топдек, от topdeck — верхняя карта библиотеки игрока. Используется, например, во фразе «положить на топдек». Или «сижу на топдеке» — значит на руке карты закончились, полагаюсь на везение, что в верхней карте библиотеке будет что-то крутое, что поможет изменить положение дел в партии.
Другое значение — самый популярный форум про МТГ на русском, где ещё можно купить и продать карты.
Манапул, от manapool — вымышленное место, где хранится мана, полученная с земель или с эффектов, до момента пока не будет израсходована или не исчезнет при смене шагов или фаз.
Термины по игровым действиям
Лендроп, от land drop — разыгрывание земли. «Я делал лендроп в этом ходу?»
В респонс, от response — ответ. Практически после каждого действия игрока передаётся приоритет другому игроку, чтобы тот мог предпринять какие-то игровые действия «в респонс». Например, Андрей назначает своё существо в атаку на Олега, а Олег в респонс разыгрывает заклинание, которое возвращает это существо в руку Андрея.
Баунс, побаунсить, от bounce — эффект, который возвращает перманент в руку владельца.
Блинк, от blink — эффект, который изгоняет перманент и сразу же его возвращает. Обычно это умеют белый и синий цвета.
Флик — часто аналог блинка, так как пошло от карты Flicker, которая была напечатана раньше, чем Momentary Blink. Иногда имеют в виду эффект, который изгоняет перманент, но возвращает его в конце хода. Можно запомнить эту карту:
Сами разработчики не используют термин «блинк» дабы избежать путаницы, а только flickering и instant flickering.
ETB, от enter the battlefield — способности срабатывающие при выходе на поле боя.
Кантрип, от cantrip — заклинания с дополнительным эффектом взятия карты.
Дроубэк, от drawback — недостаток. Например у «шоклендов» есть дроубэк в виде 2 единиц урона, в случае если игрок хочет ввести их в игру неповёрнутыми. То есть шокленд — это дуалка (двойная земля) с дроубеком.
Милл, от mill — неофициальный термин, означающий перемещение карты с верха библиотеки в кладбище игрока. «Смилил 3 карты» или «Смилил библиотеку / оппонентов». Пошло от карты Millstone.
Лутинг — эффект, названный от карты Merfolk Looter, когда сначала берут, а потом сбрасывают карту.
Сфизлился, от fizzle — ситуация, когда на разрешении заклинания или способности её цель стала нелегальной. Тогда заклинание не разрешается и ничего не происходит.
Посакать, от sacrifice — пожертвовать перманент.
Поскраить, от scry — посмотреть верхнюю карту библиотеки, после положить её на верх или под низ библиотекии по желанию.
Дискард, от discard — сбросить карту с руки в кладбище.
Пингать — эффект, который наносит небоевой урон цели. Например:
Словарь на Топдеке в разделе Unlimited для продвинутых игроков, которые слышат прошников, читают их статьи или слушают их подкасты, полные англицизмов вроде «тракшн» и «велосити»
Ремувал, от remove — заклинание или способность, которые позволяют избавиться от перманента на поле битвы. Например, уничтожить или изгнать.
Контра, от counter — заклинание или способность, которые отменяют другие закланиания или способности.
Про турниры и колоды
DCI, от Duelists’ Convocation International — уникальный номер, который получает каждый игрок в клубе, чтобы участвовать в турнирах и рейтинге игроков.
Матч = раунд — серия игр (партий).
Бо1, от best-of-one — матч до одной победы.
Бо3, от best-of-three — матч из максимум 3 партий, обычно до 2 побед.
Попариться — распределить пары (паринги) игроков в турнире.
Бай, от bye — автопобеда. Например, когда у игрока нет пары, ему присуждается автоматическая победа.
Draw — ничья. Например, когда игра входит в бесконечный цикл, она заканчивается ничьей.
Айди, от ID = intentional draw — договорная ничья.
Дроп (нуться), от drop — добровольно закончить участие в турнире.
Лимитед, от limited — ограниченные форматы, например, драфт или силед, когда игроки получают бустеры, вскрывают и составляют из полученных карт колоду для турнира.
Констрактед, от constructed — форматы с собранной колодой, когда игроки приходят на турнир с заранее подготовленной колодой. Например, Стандарт, Пионер, Модерн, Командир.
Тип-2 = type II — формат Стандарт.
Тип полтора = type 1,5 — формат Легаси.
Пик, от pick — взятие карты из бустера во время драфта.
Кипнул, от keep — оставил. Обычно имеют в виду про стартовую руку «Делаю мулиган. Кипнул».
На ходе / На дрове — кто ходит первым в игре и пропускает свой первый шаг взятия карты, а кто вторым.
Деклист — список карт в колоде с названиями. Требуется для участия в турнирах. Ну и просто игроки составляют деклисты, выкладывают их для критики и советов.
Нетдекинг — составление колоды по чужому готовому списку из интернета.
Посплешиться, от splash — добавить небольшое число карт не в основные цвета колоды. Например, на драфте стараются собрать двухцветную колоду. Но иногда полезных карт в два цвета мало, поэтому сплешатся в третий цвет для 2−5 карт, когда на другие 2 цвета приходятся 18−21 карты.
Сайдиться — замена во время матча некоторых карт между основной колодой, мейном, и дополнительной, сайдбордом.
Компот, компетив, от competitive play — соревновательная игра. Часто используют для cEDH, сompetitive EDH / Commander, как противопоставление казуальной игре. Где проходит водораздел между тем и другим никто не знает ☺️ А сколько потрачено сил и нервов для выяснения правды хотя бы на том же Топдеке, подсчитать не представляется возможным.
Мультик — мультиплеерная игра.
Союзные цвета — пять пар, которые соседствуют на круге маны: белый и синий, синий и чёрный, чёрный ии красный, красный и зелёный, зелёный и белый.
Вражеские цвета — пять пар, которые находятся друг напротив друга на круге маны: белый и чёрный, синий и красный, чёрный и зелёный, красный и белый, зелёный и синий.
Азориус, Абзан, Бэнт, Борос, Голгари, Гриксис, Груул, Джанд, Джескай, Димир, Иззет, Марду, Найя, Оржов, Ракдос, Селезния, Симик, Султай, Темур, УВР Эспер и пр. — названия цветовых сочетания. Здесь же осколки — shards, и клинья — wedge. Статья со всеми примерами.
Манаскрю, покрючило — когда игроку не приходят земли из библиотеки.
Манафлуд, пофлудило — обратная ситуация, когда идут земли, вместо полезных заклинаний.
Шоткат, от shortcut — турнирные сокращения.
Реактивная игра — когда игрок строит стратегию партии от реакции на действия другого игрока.
Жаргонные названия карт
Манадорк — существо с маленькимии показателями силы и выносливости, которое может производить ману. Классический пример — Llanowar Elves.
Лорд — существо, которое «прокачивает» других существ того же типа. Например, Гоблинов, Зомби и пр. Пошло от Lord of Atlantis.
Мишка — любое существо 2/2 за две маны. Пошло от Grizzly Bears.
Ванильная крича — существо без способностей. Пошло от ванильного мороженого, то есть базового, без добавок. «Мишки» — классический пример ванильных существ.
Французская ваниль — существо со способностями, описанные лишь ключевым словом. Например, 2/2 с Полётом.
Квадратная крича — существо с равными параметрами силы и выносливости: Например, 4/4 и пр.
… «на ножках» — существо с эффектом другой карты. Например, Magus of the Moon = «Луна (Blood Moon) на ножках».
Рыбы — мерфолки. Так же называется колода на них — «играю рыбами».
Трон — три земли (Urza’s Mine, Urza’s Power Plant и Urza’s Tower), которые, находясь вместе на поле боя, дают много маны. По отдельности каждая по <1>, а вместе аж <7>.
Так же называют и колоды, которые основаны на использовании такой манабазы.
Дуалка — небазовая земля, которая может давать ману одного из двух цветов. Подробнее о видах двойных земель — playmtg.ru/faq/duallands/
Мэнленд, от man land — земля, которая может становиться существом до конца хода. Например, Treetop Village.
Фечка, пейнленд, шокленд, карушка и пр. — условные названия разных циклов небазовых земель. Подробная статья с примерами таких циклов — playmtg.ru/faq/shocklands/
Аристократы — существа, у которых активируемая способность включает жертвование другого существа. Пошло от Falkenrath Aristocrat.
Антенна — Glorious Anthem и другие чары с аналогичным эффектом.
Врас — Wrath of God и другие карты с подобным эффектом.
Кольцо — Oblivion Ring и аналоги вроде Banishing Light, Prison Realm.
ЛД, от land destroy — заклинания и способности уничтожающие земли.
Чармы, от сharm — карты, у которых можно выбрать 1 из 3 способностей. Например, Boros Charm.
Команды, от command — карты, у которых можно выбрать 2 из 4 способностей. Например, Cryptic Command.
Пакт — цикл одноцветных карт с манастоимостью 0, требующие оплаты на следующий ход, либо заставляющие проиграть. Например, синий — Pact of Negation, зелёный — Summoner’s Pact, чёрный — Slaughter Pact.
Тутор — карты, которые позволяют найти нужную в текущий момент карту. Например, Demonic Tutor.
И конкретные карты
Барабан — Springleaf Drum
ББЕ — Bloodbraid Elf, а не мем с Сюткиным.
Библиотека — Sylvan Library
Боб — Dark Confidant
Болт — Lightning bolt
В6 — Wrenn and Six
Вастик — Wasteland
Газета — Expedition Map
Гайка — Gaea’s Cradle
Гриб — Krosan Grip
Дед — Sakura-Tribe Elder
Беби Джейс — Jace, Vryn’s Prodigy
Жаба — The Gitrog Monster
ЖТМС — Jace, the Mind Sculptor
Игла — Pithing Needle
Инженерка — Engineered Explosives
Большой Карн — Karn Liberated
Маленький Карн — Karn, the Great Creator
Квартира — Ghost Quarter
Коза — Zedruu the Greathearted
Коко — Collective company
Конец — Living End
Лом — Life from the Loam
Луна — Blood Moon
Мать — Mother of Rune
Ножницы — Ensoul Artifact
Овощ — Vengevine
Пас — Path to Exile
Пробка — Gitaxian Probe
РИП — Rest in Peace
Большой Тефери — Teferi, Hero of Dominaria
Т3фери — Тефери с манакостом 3, то есть Teferi, Time Raveler
ТНН — True-Name Nemesis
Сворд — Swords to Plowshares
Суржик — Surgical Extraction
Тошнилка — Ad Nauseam (так же и называется колода на такой карте)
Финик — Kitchen Finks
Форса — Force of Will
Халк — Protean Hulk
Хеликс — Lightning Helix
Червяк — Wurmcoil Engine
Шапка — Cranial Plating
Юла — Sensei’s Divining Top
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.