что такое family therapy
Семейная терапия (family therapy)
Описание семейной терапии
С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход.
Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. «Идентифицированный пациент» может рассматриваться в качестве «проблемы», но «причиной» является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент.
Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы — система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью.
Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность — это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами.
Четыре исторических понятия
Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий.
1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений.
2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния — явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью «отцепить» членов семьи друг от друга.
3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали «псевдовзаимностью», характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление «запутыванием» («enmeshment»). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь «запутавшимся» друг с другом или же «разобщенным» членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна.
4. Двойная связь (The Double Bind). «Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся «строгими ограничениями», налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках «важных, эмоционально значимых отношений», результатом которого становится «неприемлемое решение», из которого его участники «не н состоянии выпутаться»» (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией, но тж, в более мягкой форме, встречаются и в здоровых семьях. Открытие «двойной связи» заставило исследователей уделить больше внимания законам, управляющим коммуникацией. С т. зр. Бейтсона, каждое послание имеет два аспекта: сообщение и команду. Командный аспект следует ряду правил, формирующихся с течением времени и имеющих тенденцию становиться самоподкрепляемыми. Это наблюдение привело к представлению о том, что нет необходимости углубляться в поиски причин симптомов для того, чтобы вызвать терапевтическое изменение, — следует лишь обратить внимание на поведение, поддерживающее систему.
Основные школы семейной терапии
В настоящее время осн. школами С. т. являются: теория объектных отношений, теория Боуэна, структурная семейная терапия и теория коммуникации.
Теория объектных отношений
Этот подход обязан своим происхождением Мелани Кляйн, к-рая утверждала, что взаимодействие с др. людьми служит не удовлетворению инстинктивных потребностей, а развитию Я в направлении разграничения себя и объектов.
Придерживающийся этой т. зр. терапевт обращает внимание прежде всего на отрицаемые бессознательные проекции и, в особенности, на сговор — сотрудничество членов семьи в этом процессе. Терапевты этой школы уделяют больше времени биографическим аспектам и проблемам взаимоотношений между поколениями, а не симптомам, рассматривая последние как следствие первых.
Теория Боуэна развилась в интегрированную систему и включает 8 взаимосвязанных понятий. Это: а) треугольники (под давлением стресса один из участников взаимодействия вступает в связь с третьим лицом); б) дифференциация Я (степень или объем слияния); в) эмоциональная система ядерной семьи (паттерны функционирования в рамках одного поколения); г) процесс семейной проекции (механизм, с помощью к-рого система ядерной семьи вызывает ухудшение положения ребенка); д) эмоциональный обрыв (отношения с родительской семьей); е) многопоколенная передача (как патология передается через поколения); ж) сиблинговая позиция (определяющая видение индивидуумом мира) и з) соц. регрессия (проблемы об-ва, сходные с проблемами, обнаруженными в семье).
Цель теории Боуэна — помочь индивидууму в его дифференциации или психол. отделении от семьи, в движении от состояния слияния к формированию «твердого» Я (в отличие от «псевдо-Я», при к-ром человек все еще остается психологически спаянным с семейной системой). Психотерапевт предстает в роли «тренера», обучающего членов семьи дифференциации. Подчеркивается важность не чувств, а мышления. Процесс дифференциации длится всю жизнь, поскольку индивидуум стремится сохранять связь с семейной системой, оставаясь при этом автономной единицей.
Треугольник является «краеугольным камнем любой эмоциональной системы» (Боуэн). Когда в системе диады нарастает уровень тревоги, они подключают «третье лицо» для поддержания равновесия системы. Эта идея оказалась плодотворной для С. т. и помогла множеству терапевтов понять роль симптомов, связей и психосоматических заболеваний в аспекте, ведущем к новым вариантам вмешательств.
Структурная семейная терапия
Сальвадор Минухин разработал методы краткосрочной терапии, направленной на реконструкцию семейных структур.
Приемы Минухина восходят к идеям о тенденции выравнивания, высказывавшимся Лайманом Уинном, и к теориям Г. С. Салливана. Целью Минухина является изменение структуры альянсов и коалиций членов семьи и, т. о., изменение их «восприятия» друг другом.
Минухин концентрирует внимание на актуальном взаимодействии членов семьи, подкрепляющем наблюдаемое поведение. Он считает организацию семьи источником проблемы семейной дезадаптации, поскольку она нуждается в носителе симптомов для своего функционирования. Он стремится изменить существующую структуру, не заботясь о ее происхождении. Семейная система является дисфункциональной в ситуации «здесь-и-сейчас» но причине ее существующей организации, а не вследствие предшествовавших в прошлом событий. Прошлое не интересует представителя структурной С. т.
Этот подход прямо восходит к теории двойной связи Бейтсона, в к-рой патология предстает как проблема коммуникации. Акцент здесь полностью ставится на актуальном системном взаимодействии без учета причин или происхождения проблемы.
Целью данного подхода является изменение правил системы. Это может означать предписывание симптомов или использование парадокса как способа изменения правил.
Семейная психотерапия: «Нам надо поговорить»
Стать ближе, укрепить чувства, перестать ссориться. Быть семьей.
Семейная терапия — это работа не только с супружескими отношениями. Если у одного из членов семьи проблемы, их корни могут уходить глубоко в семейную историю и привычные модели поведения. Так, проблемы ребенка нередко предлагают решать не на детской, а именно на семейной психотерапии.
Существует два основных подхода: системная семейная терапия и эмоционально-фокусированная терапия. Первый рассматривает семью как одно целое и налаживает саму систему. Второй работает в основном с отношениями внутри пары, помогает партнерам выйти из тупика, вернуть близость и доверие.
Семейное консультирование существовало и раньше, просто происходило в рамках уже существующих школ: например, психоаналитической, гуманистической, гештальт-терапии. В 70-е годы начала развиваться концепция системно-семейных взглядов на терапию. В дальнейшем ССТ по-разному развивалась в США и Европе. Сейчас этот подход во многих странах признается на государственном уровне.
«С детства мы принимаем некие семейные правила. Как должна функционировать семья, как должны вести себя жена и муж, как воспитывать детей, как распределять финансы. Это переходит из поколения в поколение. Когда мы рисуем генограмму, сразу виден семейный симптом. Взаимосвязь есть всегда: у каких-то поколений уже был такой же симптом. Также видно, что семейные правила в одном и другом роду могут не совпадать.
Например, в семье жены мальчиков очень оберегали, избавляли от любой работы, «закармливали» и опекали. А в семье мужа было правило «Ты мужчина, ты должен помогать». Такая пара будет ссориться даже из-за мытья полов: каждый будет стремиться делать это самостоятельно. В результате жена будет чувствовать отвержение («Ему не нужна моя забота и любовь»), а муж — униженность («Разве я ничего не могу сделать?»)».
Циркулярное интервью — техника, которая широко используется в семейной терапии. Терапевт по очереди задает всем членам семьи один и тот же вопрос — иногда по-разному сформулированный. Циркулярное интервью помогает прояснить отношение каждого члена семьи к проблемной ситуации — а также показать каждому скрытые мотивы их поступков и слов. При этом терапевт, как правило, не спрашивает про мысли и чувства клиента. Он лишь показывает, как вся ситуация выглядит со стороны, какие в ней отражаются паттерны — и всем становится понятно, почему происходит эта ситуация.
Примеры вопросов на циркулярном интервью:
Когда терапевт определился с «семейным диагнозом», он помогает клиенту изменить отношение к проблеме. Сначала он рассказывает семье, что их проблема не уникальна, и многие с ней сталкиваются. Это снимает часть напряжения. Затем он обращает внимание на плюсы ситуации и положительные мотивы поведения. Например, «вы так опекаете сына, потому что вы очень заботливый человек, и боитесь его потерять». Затем он обращает внимание на то, что выбранное поведение не соответствует тем мотивам, которыми оно побуждается — оно даже противоречит им. Например, окружая ребенка чрезмерной заботой, мать не способствует его безопасности — ведь так он не учится справляться с трудными ситуациями.
Последний шаг этой работы — предписание. Терапевт помогает семье сформулировать новое правило и дает домашнее задание — соблюдать его.
«Больше всего запросов лежит в плоскости супружеских и детско-родительских отношений. Индивидуальные клиенты приходят с очень разными вопросами: трудности в создании долговременных отношений, неудовлетворенность во взаимоотношениях с партнером и миром, переживание кризисов и утрат, невозможности определиться в каких-то важных жизненных выборах, зависимости.
Пожалуй, самые сложные запросы у каждого специалиста будут свои. Кому-то лучше удается работа с разводами или детско-родительскими отношениям — а клиентов с зависимостью он будет «передавать» коллегам. Кому-то трудно дается работа с конфликтующими семьями, а кому-то — с дистантными. Но для сложных случаев всегда есть супервизии и личная психотерапия».
В основу ЭФТ легла теория привязанности психоаналитика Джона Боулби. Он работал с детьми — в частности, наблюдал за тем, как развиваются и ведут себя дети в детских домах. Боулби заметил, что эти дети часто страдают от эмоциональных проблем, и им сложно устанавливать контакты и длительные отношения. Он предположил, что это происходит из-за отсутствия опыта тесной привязанности к матери. Тогда Джон Боулби начал развивать свою теорию привязанности, согласно которой поведение людей в отношениях зависит от того, какой контакт у них был в детстве с родителями (в частности — с матерью). Страх одиночества или чрезмерной опеки формируется в детстве и остается с людьми на всю жизнь. Из-за этого они формируют ненадежные стили привязанности, которые мешают им создавать прочные близкие отношения.
Создатели ЭФТ — канадские психологи Сьюзан Джонсон и Лесли Гринберг. Они начали разрабатывать подход в 80-х годах. Методологически он похож на синтез клиент-центрированной терапии Роджерса и ССТ. От клиент-центрированной терапии ЭФТ взяла эмоциональную вовлеченность терапевта и безоценочное принятие клиента. От ССТ — идею, что на взаимоотношения влияют негативные паттерны.
Подход постоянно развивался и совершенствовался. В 1998 году Сьюзан Джонсон создала The International Centre for Excellence in Emotionally Focused Therapy, в котором обучаются и сертифицируются терапевты ЭФТ, а также проводятся клинические исследования. Сейчас это международно признанный метод терапии супружеских пар.
Зачем идти к психотерапевту всей семьей
Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:
В среднем люди обращаются за помощью только спустя шесть лет после того, как в семье начались проблемы, а значит, все эти годы они копили обиды и злость. В результате пары приходят к терапевту на грани развода, а родители — когда ребенок окончательно от них отдалился. Вместе с эмоционально фокусированным терапевтом Яной Катаевой разбираемся, как работает семейная терапия и может ли она спасти чей-то брак.
Чем семейная терапия отличается от индивидуальной
Семейная терапия работает с семьей как целым, поэтому на такие сеансы приходят не по одному: муж и жена, родители и дети должны приходить вместе. Если у человека проблемы в семье, но он пришел на сеанс один, это будет уже не семейная терапия, а индивидуальная консультация по поводу семейных отношений.
Представим ситуацию. Ребенок-подросток не идет на контакт: не слушает родителей, врет, делает по-своему — поэтому в семье постоянно возникают конфликты.
Индивидуальная консультация по поводу семейных отношений | Семейная терапия |
На терапию идет мама, чтобы разобраться, как общаться и вести себя с подростком. Дома мама рассказывает все папе, и они пытаются применить те методики, которые предложил психолог. Либо на терапию отправляют ребенка, потому что родители считают, что психолог поможет ему справиться с агрессией. | Мама, папа и ребенок приходят на сеанс к терапевту вместе. Так психолог попадает внутрь системы, видит, как члены семьи общаются между собой, помогает им выстроить здоровую коммуникацию: не кричать, обвинять и ругаться, а спокойно говорить о своих чувствах. |
В основе семейной терапии лежит убеждение: раз проблема возникла в семье, то и решать ее нужно внутри семьи, а не изолированно.
Мария, 27 лет, 5 лет в браке:
— Когда старшей дочке было три года, у нас со Стасом родились близнецы. Я сходила с ума от недосыпа и усталости: вроде только уложила близнецов, как один из них просыпался, начинал кричать и будил второго.
Однажды я в очередной раз уложила детей, пошла развешивать белье и увидела, что муж спокойно пьет чай и смотрит телевизор. Я безумно разозлилась: мне было обидно, что Стас совсем мне не помогает, когда это так нужно. А на следующий день он и вовсе пошел с друзьями в бар и вернулся только под утро. Я завидовала свободе мужа, тому, что он может вот так взять и поехать развлекаться после работы, а я привязана к детям. Начались скандалы: он распоряжался временем, как хотел — тусовался с друзьями, отсыпался все выходные, а я говорила, какой он эгоист и что я вообще жалею, что вышла за него замуж.
На грани развода мы обратились к семейному терапевту. Психолог спросила, прошу ли я помощи у мужа. Я не просила, это казалось очевидным.
Психолог объяснила: то, что кажется очевидным одному партнеру, может быть совсем не очевидно для другого. Стас не мог ощутить, как я устаю с детьми, потому что у него нет этого опыта — он проводил меньше времени дома, больше работал. Со старшей дочкой я справлялась сама, вот и Стас считал, что и сейчас в семье всё хорошо. Муж на сеансе тоже выговорился. Только тогда я поняла, что он не только веселился и отдыхал, как я думала. У него в голове тоже есть свои заботы: к примеру, как заработать больше денег, чтоб и на жизнь хватало, и на отдых.
На терапии мы поняли, что нужно делиться друг с другом своими проблемами, а не ждать, пока кто-то догадается. А еще мы договорились, что раз в неделю — в субботу или воскресенье — я оставляю детей со Стасом и иду в кафе, к подруге или в кино.
Человек ждет, что партнер будет удовлетворять его потребности: откликаться по первому зову, много слушать, быть рядом при любых обстоятельствах. Из-за завышенных ожиданий отношения оказываются под большой нагрузкой. Вот почему многие люди со временем разочаровываются в браке, и вот зачем нужен семейный терапевт.
Как понять, что пора идти к семейному терапевту
Семейный терапевт нужен, когда в семье появляется проблема:
Чтобы было проще, можно выразить каждый пункт в баллах. Например, три года назад партнеры оценивали свое общение на 8 из 10, а сейчас на 3.
Екатерина, была замужем 23 года:
У нас с Евгением двое детей. Когда дети выросли и уехали учиться в другой город, в семье начались проблемы. Казалось, что нас объединяли только дети: если мы и общались, то в основном о них. Вскоре муж вообще стал ночевать в гостиной, потому что ему хотелось засыпать под включенный телевизор, который мне мешал. Отдыхали мы тоже по отдельности. Опять же, казалось, что это отличный компромисс: зачем мне страдать на рыбалке, а мужу в кино на исторических драмах, которые он ненавидит.
Муж не понимал, зачем это нужно, и согласился, просто чтобы я отстала. Психолог попросила каждого из нас составить две таблички: в первой написать то, что нам нравится друг в друге, а во второй — то, что не нравится. Я быстро справилась, а Женя все писал и писал. Когда мы озвучивали списки, я была в растерянности: у мужа был огромный перечень минусов, среди которых оказались ПМС, подруги, любовь к мелодрамам, навязчивость, плаксивость, зацикленность на чистоте, отсутствие хобби. Муж будто радовался, что может вылить на меня всю грязь, которая в нем копилась. Я не дослушала и ушла с сеанса.
Потом я пришла к психологу на индивидуальную консультацию. Психолог помогла мне понять, что я хочу сохранить отношения с мужем не из-за любви к нему, а ради детей. Поэтому на следующих совместных сеансах терапевт помогла нам спокойно развестись.
Люди могут попытаться решить проблему в отношениях сами. Начать можно с книг Джона Готтмана, например «Семь принципов счастливого брака» или «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей». Главное — установить дедлайн, чтобы решение проблемы не свелось к фразе «Я все делаю для наших отношений, а тебе хоть бы что». Люди должны договориться, что дают себе полгода на решение проблемы и, если за это время ничего не меняется, — идут к семейному терапевту.
Как работает семейная терапия
Семейная терапия, как правило, проходит раз в неделю, сеанс длится полтора часа. На первую сессию пара приходит вместе. Психолог наблюдает, как люди говорят о проблеме друг с другом, помогает понять, что на самом деле происходит в паре. Иногда терапевт может назначать и индивидуальные встречи, но с каждым из партнеров.
На первом сеансе важно обозначить цель: например, научиться договариваться друг с другом или пережить измену. Если пара не уверена, что хочет быть вместе, психолог предлагает поработать один-два месяца, а потом посмотреть, изменилось ли что-то.
Решение о том, стоит ли продолжать отношения, всегда принимает пара. Семейный терапевт не дает советов, не принимает ничью сторону, сочувствует всем одинаково и нейтрален относительно решений пары. Так ведет себя специалист, который отучился на семейного терапевта. Вот почему так важно, чтобы у психолога была лицензия на консультирование по семейной терапии, а не просто диплом психолога.
В семейной терапии существует множество направлений, которые используют разные методы работы с клиентами. Вот некоторые из них.
Системная семейная терапия. Рассматривает семью как среду, единый организм. Если меняется один из элементов системы, то меняется и вся система. Проблемы в семье разбирает с точки зрения борьбы за власть и ресурсы и с точки зрения треугольника Карпмана, когда каждый из членов семьи играет определенную роль: агрессора, жертвы или спасателя.
Психоаналитическая семейная терапия. Работает с подсознательным всех членов семьи — то есть учит их строить отношения на базе того, что есть в реальности, а не прошлого опыта. Например, отец Алены был алкоголиком, девочка очень злилась и грустила, но ничего не могла с этим сделать. Когда Алена выросла, она вышла замуж за такого же алкоголика. Но не потому, что ей это нравится, а из-за скрытых мотивов, которые девушка даже не осознает. Ей хочется спасти мужа, потому что в детстве она не смогла спасти отца.
Метод Джона Готтмана. В России он представлен слабо, но очень популярен за рубежом. Метод помогает создать сильные эмоциональные связи между супругами, разбирает, как каждый из партнеров вкладывается в отношения. Например, у Готтмана есть теория о счете пары в эмоциональном банке: каждый раз, когда муж и жена делают что-то хорошее друг для друга — помогают, поддерживают, — на счет падает монетка, а когда супруги холодны к друг другу или ссорятся, деньги списываются.
Эмоционально фокусированная терапия ориентирована на пары, но также работает с родителями и детьми. Этот подход рассматривает семью как эмоциональную связь между партнерами. Он основан на теории привязанности — каким стиль привязанности был у ребенка с родителями, таким же он будет и в отношениях. Например, если родители постоянно работали и были заняты, у ребенка формируется тревожный стиль привязанности: человек переживает, грустит и злится всякий раз, когда партнера нет рядом.
Каждый метод строится по одной схеме: диагностика, проработка конфликта, анализ результатов. Какой бы метод ни использовал семейный терапевт, задача у него одна — наладить контакт между людьми. Семейная терапия не занимается спасением брака или отношений, а дает людям понять, могут ли они оставаться вместе и не портить друг другу жизнь. Иногда люди приходят в семейную терапию, чтобы психолог помог им нормально развестись — без упреков, злости или ревности к новому партнеру.
В этой статье мы рассмотрим, как работает эмоционально фокусированная терапия.
Как эмоции определяют поведение
Эмоционально фокусированный терапевт исследует историю привязанности каждого из партнеров: разбирается, в какой семье человек вырос, как научился любить, как привык строить отношения, какие места в отношениях считает проблемными.
Стили привязанности формируются в детстве и зависят от того, какие отношения были у человека с родителями. Если родители адекватно реагировали на потребности ребенка, всегда были рядом и поддерживали, стиль привязанности будет надежным. Человек не боится, что его бросят, умеет доверять партнеру и делиться с ним своими чувствами. Когда родители уделяют ребенку мало времени, не показывают свою любовь, часто ругают или наказывают, у ребенка формируется один из ненадежных стилей — тревожный, избегающий или хаотичный. От стиля привязанности зависит то, как люди ведут себя в близких отношениях.
Рассмотрим это на примере.
Оля выросла в семье, где родители пропадали на работе, а дома были заняты выяснением отношений. Девушке не хватало любви и поддержки. В детстве Оля очень любила ласковую воспитательницу, которая говорила ей, что она хорошая девочка, а в школе Оля старалась заслужить любовь учительницы: первой поднимала руку, убиралась в классе. В детстве у Оли сформировался тревожный стиль привязанности: ей нужно постоянное подтверждение, что ее любят и ценят.
Вову растила эмоционально нестабильная мама. Она много ругалась, была требовательной и властной. Чтобы защититься от ее сильных чувств, Вова начал отстраняться от матери: сначала молча слушал, а потом стал уходить ночевать к друзьям. У Вовы избегающий стиль привязанности: когда близкие отношения начинают приносить боль, он закрывается в себе.
Оля и Вова поженились. Поначалу они проводили друг с другом много времени, поэтому Олина тревожность не выходила из-под контроля — она чувствовала, что муж ее любит. Оля была спокойной и расслабленной, в семье не было серьезных конфликтов, и Вове не приходилось отстраняться от негативных эмоций супруги.
В какой-то момент Вова потерял работу. Он сильно переживал из-за этого, ему было стыдно, что он, мужчина, сидит на шее у жены. Вове стало трудно возвращаться домой: каждый раз, когда он приходил с очередного собеседования, жена встречала его с надеждой, и парню было стыдно признаться в том, что работу он не получил. Поэтому он стал пропадать с друзьями в барах, поздно приходил домой, чтобы не столкнуться с Олей. Пара начала часто ссориться. Оля постоянно звонила и писала Вове, а он сбрасывал звонки и игнорировал сообщения. Он знал, что когда придет домой, жена будет играть в молчанку, потому что обиделась. Такой вариант устраивал Вову больше, чем выяснение отношений.
Однажды Оля сорвалась на Вову: «Может, чтобы найти работу, надо не с друзьями тусоваться, а прилагать усилия? Или ты ждешь, что работа на тебя с неба свалится?». Вова устал избегать конфликта и начал защищаться: «Думаешь, я не понимаю, что нам нужны деньги? Вместо того чтобы мозг выносить, лучше бы поддержала».
Стиль привязанности формирует привычку, а эмоционально фокусированный терапевт помогает изменить поведение и подход к отношениям. Вот два возможных исхода в истории Вовы и Оли — с терапией и без.
Возможный итог без терапии | Как могла бы помочь терапия |
Отношения Оли и Вовы становились напряженнее. Она срывалась все чаще, а он либо уходил от разговора, либо нападал в ответ. Через какое-то время Вова настолько отдалился от Оли, что жена перестала пытаться поговорить с ним. Отношения стали формальными. Несколько месяцев Оля и Вова прожили как соседи, а потом развелись. | На совместном сеансе Вова понимает: Оля кричит не потому, что она истеричка, — так она пытается до него достучаться. За Олиной руганью стояли такие мысли: «Мне одиноко и страшно! Дай мне почувствовать, что ты меня любишь и я могу на тебя рассчитывать». Оля поняла бы, что Вова сам расстроен из-за работы, поэтому ему сложно думать о ее чувствах. Муж отстранился не потому, что ему все равно, а потому, что это был его способ сохранить отношения — молчать чтобы не развивать конфликт. Оля сказала бы Вове: «Я знаю, что я могу на тебя рассчитывать. Просто когда ты пропадаешь, я начинаю паниковать». Вова бы ответил: «Нам сразу стоило все обсудить. Но ты разговаривала со мной так, будто я безответственный дурак. Я найду решение, вместе мы справимся». |
Чтобы связь между супругами оставалась надежной и безопасной, им нужно научиться правильно реагировать на проблемы друг друга. Когда жена плачет, муж не боится ее слез и не злится, а утешает ее. А когда один партнер рассказывает о чем-то другому, тот откладывает телефон и с интересом слушает. Когда партнеры умеют выражать свои чувства не через крики и обвинения, шансы на то, что их поймут, гораздо выше.