что такое fine art фотография
Привет, друзья! В этой статье, я подробно расскажу про стиль Fine art, в котором работаю.
Его основные признаки:
— съёмка на фото-плёнку
— естественный свет
— художественность кадра
— особое внимание к деталям.
Fineart-фотограф действует как художник. Он продумывает композицию и акцентирует внимание на деталях, необходимых для достижения гармонии. Каждый такой фотограф-художник может снимать как на пленку, так и на цифру. Выбирать постановочное фото или репортаж. Под общей эстетикой fine art могут объединяться мастера с очень разным взглядом на процесс.
На мой взгляд этот стиль просто создан для съемки свадеб. Он позволяет сделать стильную и светлую картинку, в которой будет много мягкости и воздуха. Ведь именно воздух и цвет так ценятся в пленочной фотографии. Fine art и свадьбы имеют общую эстетику, которая ассоциируется с такими словами как «мягкость», «естественность», «нежность», «пастель». Они сочетаются по настроению и равномерности внимания к портретам пары, репортажным кадрам и декору. Мои клиенты хотят получить светлые снимки, обычно даже не зная о «fine art». Они прислушиваются к своим собственным ощущениям красоты и художественному вкусу.
Файн арт гармонично сочетается и с другими стилями, что помогает решать различные сложности. Например, утренние сборы и свадебная прогулка сняты в светлом ключе и нежной атмосфере, а банкет запланирован в помещении с приглушенным светом, где файн арт реализовать будет сложно. В такой ситуации я переключаюсь и делаю репортаж более динамичным и эмоциональным, чтобы лучше передать атмосферу вечера.
Мой PRESET для обработки фото в стиле FINE ART
Если вы хотите научиться обрабатывать цифровые фотографии в стиле fine art, могу предложить вам изучить мой fine art preset. К пресету идет приложение с видео уроком, где я показываю наглядно особенности пленочного цвета и чем он отличается от цифровой фотографии. Так же в этом видео я даю советы по съемке и рассказываю какие настройки нужно применять для fine art обработки.
Выбираем фотографа: что такое Fine Art?
Максим Колибердин:
В мир фотографии я пришел семь лет назад. Купил фотоаппарат и стал снимать простые сюжеты, потом более сложные, творческие: стрит, портрет, экспериментировал с отражением, смешанным светом, длинной выдержки. Многими теми фотографиями я до сих пор горжусь, по ним видно, что фотография для меня была новым и по-настоящему захватившим меня миром. Естественно, я стал изучать, кто и как снимает, какие стили и звезды есть в свадебной фотографии.
На Западе был стиль, которого у нас я никогда не видел, – Fine Art Wedding Photography. И одним из ярких его представителей был и остается Хосе Вийя. Я долго не мог понять, как он добивается таких акварельных цветов, плавности перехода тонов, пока не узнал, что все это снято на пленку. И с тех пор пленка – это моя большая любовь. Кроме того, я снимаю на средний формат, что дает просто изумительный объем изображению.
Такое изображение «роднее» глазу человека. Еще мне нравится психология съемки на пленку. В отличие от цифры, количество кадров на ней ограниченно, поэтому снимать приходится более вдумчиво, каждый кадр стараешься сделать как можно лучше и отличным от других. Только с использованием пленки я по-настоящему понял, что такое работа фотографа. Когда работа с изображением делается не в фотошопе, а непосредственно в момент съемки.
Цифровую фотографию, как ни странно, я тоже люблю. У нее есть одно большое преимущество. Как говорит фотожурналист Сергей Максимишин: «Не жалейте нажатий, может случиться неожиданный подарок от Бога». Как вы понимаете, такие нажатия при съемке на пленку слишком дорогое удовольствие, а цифра дает возможность получить этот самый подарок бесплатно.
Fine Art – это художественная фотография. Многие считают, что Fine Art – это обязательно светлая, с мягким фокусом, в пастельных оттенках фотография, но это не так. Художественной может быть и темная резкая фотография. Однако светлое изображение лучше подходит под свадебную тематику.
В сравнении с Америкой у нас не так много фотографов, снимающих в этом стиле. В России за последние несколько лет свадебная индустрия качественно сильно выросла. Агентства, декораторы, стилисты стремятся сделать интересные проекты, а Fine Art с его вниманием к деталям лучше всего подходит для отображения этой командной работы.
За прошлый сезон появилось порядка 20 таких фотографов. В начале всегда идет копирование. И нужно сказать, что период этот мы преодолели очень быстро – всего за пару лет. Сейчас российская Fine Art фотография довольно сильная. На Западе в этом стиле снимают уже как минимум 10–15 лет, и там сложились некие каноны того, как это должно выглядеть.
В России в силу климата фотография имеет свои особенности. Например, известно, что так называемый золотой час в наших северных широтах по своим оттенкам сильно отличается от золотого часа в южных широтах, скажем в Калифорнии, где делалось 90% файнартовых фотографий.
Также у нас свадебные традиции отличаются от европейских или американских. Наши свадьбы роскошнее и динамичнее. Если бы у нас еще были такие локации, как в Европе, то русские свадебные фотографы были бы самыми счастливыми. И главное отличие – это, конечно, невесты. Говорить про красоту русских женщин все равно что повторять прописную истину, но все же повторюсь!
В любой фотографии, в том числе и в Fine Art, самое важное – это свет. Но в то же время от мастерства фотографа зависит, как будет использован этот свет. Хороший фотограф может обыграть, показать красиво и интересно «плохой» свет, а непрофессиональный будет говорить, что ему чего-то не хватает.
Мой главный совет паре, которая выбирает фотографа на свадьбу: оценивайте его работы не с позиции зрителя, а с позиции человека, который будет изображен на этих фотографиях. Хотели бы вы, чтобы вас, ваших гостей запечатлели именно так? Какими бы вы хотели увидеть себя на этих фотографиях, скажем, через 30 лет, какими бы вас увидели на них ваши дети, внуки?
И второй важный момент: попросите, чтобы фотограф показал вам несколько съемок от и до. Немаловажно, чтобы это был человек примерно одного с вами уровня интересов и внутреннего мира. Свадьба – атмосферное событие, и, если фотограф не настроен на одну с вами волну, часть важных кадров он просто может не увидеть. Также будьте готовы к тому, что пленочный фотограф обойдется дороже, так как часть гонорара идет на пленку, проявку и сканирование.
Алексей и Марина Муравник:
Почему именно Fine Art? Потому что в этом стиле сочетается все, что нужно для самых красивых свадебных фотографий. Это дыхание ветра, тепло закатного солнца, океанский бриз, нежность цветочных лепестков, легкость шелка и сложность узоров кружева ручной работы. Это сочетание естественного света, мягких полутонов, глубины пленочных цветов, это элегантность и хороший вкус – фотографии вне времени, которые хочется поставить на камин своего будущего загородного дома. Если сравнивать свадебную Fine Art фотографию с живописью, то для меня она импрессионизм – «возможность естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления».
Среди западных свадебных фотографов мои любимцы – это Erich McVey, Laura Gordon, Kurt Bumer, Jen Huang. В России фотографы заново открывают для себя пленку, приходят к выводу, что живая наполненная эмоциями классика всегда будет актуальна, и отходят от экстремальных ракурсов и обработок. Визуально российский Fine Art отличается от американского. У нас другие типажи лиц, цвет зелени, свет, свадебные локации, культура и традиции. Но я надеюсь, что внимание к эстетике кадра останется трендом надолго.
Если вы решили выбрать фотографа, снимающего в стиле Fine Art, в первую очередь обратите внимание на портфолио реальных свадеб. Съемка творческих проектов в тепличных условиях и свадьбы со всеми ее сложностями, форс-мажорами и компромиссами – это совершенно разные вещи.
Во-вторых, я рекомендую обязательно встретиться с фотографом и убедиться, что вам будет комфортно провести вместе с этим человеком ваш важный день.
Советую поговорить о том, какие условия нужны фотографу, чтобы показать идеальный результат. Для стиля Fine Art ключевую роль играет хорошее естественное освещение.
Без правильно составленного тайминга, учитывающего эту особенность, у фотографа просто не будет возможности сделать для пары фотографии ее мечты.
Если же говорить о декоре, то в Fine Art картинку создает гармоничное сочетание всех элементов, живые цветы, изысканные детали, качественные материалы.
Для свадьбы до 100 человек необходимо и достаточно двух фотографов. Важно, чтобы эти они были из одной команды, постоянно работали вместе, знали и понимали задачи друг друга. Для меня идеальный микс – это сочетание цифры и пленки. Пленка – для красоты, магии, съемки всех этапов дня с хорошим освещением: сборов, церемонии, прогулки. Цифра – для скорости, безопасности, съемки банкета.
Фото: Максим Колибердин, Марина Муравник
Интервью: Марина Кобрина
Fine Art портрет, что это?
Вы, вероятно, уже знакомы с портретной фотографией, но имели ли вы удовольствие от создания Fine Art портрета? Если нет, то самое время сделать это. В последние годы на рынке предметов роскоши портретная фотография в стиле Fine Art испытывает мощный подъем.
Fine art портретисты — это, по сути, художники. Чтобы работать в этом жанре, необходимы высокий уровень восприятия, творческого видения и технического мастерства.
Что такое Fine Art?
Fine art — это визуальное искусство, произведения которого несут интеллектуальную или эстетическую ценность, но не обязательно предполагают практическое применение. Согласно Оксфордскому словарю, Fine art это:
Исторически изобразительное искусство охватывало живопись, скульптуру, архитектуру, музыку и поэзию, но теперь включает и фотографию, в том числе Fine art портрет. Давайте посмотрим, чем этот жанр отличается от традиционного портрета.
Что такое портретная фотография?
Портретная фотография — это изображение человека или группы людей, с лицом (или лицами), с основными чертами лица и выражением лица в качестве основного объекта внимания. Традиционный портрет предполагает несколько вариантов кадрирования — крупный портрет, поясной или ростовой. Важно отметить, что портретная фотография пытается показать характер и уникальные черты человека. Искусство заключается в том, чтобы уловить сущность портретируемого.
Портретная фотография базируется на технически совершенной композиции. Это навык, требующий терпения и практики. Важно вынести на первый план характер человека, не скатываясь до уровня простой констатации, как в фото на документы, поскольку портретная фотография не предполагает бесстрастной передачи изображения.
Хороший портрет всегда тщательно спланирован и отрепетирован. Перед съемкой все должно быть подготовлено, реквизит, локация, расположение освещения, ракурс и поза.
Что такое Fine Art портрет?
Начнем с того, чем НЕ является Fine Art фотография. Она не является фотографией какого-либо события или фото на память без художественной мотивации. Это не фотожурналистика.
В Fine Art фотограф — художник, и фиксирование изображения человека не является главной целью. Цель — создать художественный образ. Fine art портрет создается фотографом как художником, и не только камерой. Видение фотографа выходит на центральное место.
Fine art портрет иногда можно охарактеризовать как «декор-фотография» или «фото-декор». Этот стиль фотографии контрастирует с фотожурналистикой, с документальным стилем, в которых люди и события изображаются в реальной обстановке и обстоятельствах.
Здесь фотографу требуется обеспечить максимальный вау-эффект и вызвать у зрителя яркие эмоции. Эти портреты являются вневременными и фиксируют сущность характера модели в образе, создаваемом фотографом. Фотограф может использовать локацию, реквизит или сюрреалистическое освещение, чтобы манипулировать образом, который пытается достичь.
Мнение: Ксения Милушкина о fine art фотографии
Сегодня в рубрике «Мнение» фотограф Ксения Милушкина расскажет о стиле fine art в свадебной фотографии. Несмотря на свою популярность, fine art фотография у многих по-прежнему вызывает множество вопросов. В чем ее секрет: в цвете, в свете, в декоре, а может, в работе с пленкой? Об этом читайте в нашей статье!
Основы
Фотография — это не цвет, свет, композиция или поза, это произведение множества элементов, которые рождают единое целое. То, что заставляет тебя смотреть на нее снова и снова, искать и находить что-то свое. Любой вид искусства — это нечто субъективное, нельзя любить что-то, чего не понимаешь, не чувствуешь. Также и фотография. Если она заставляет зрителя чувствовать — значит, она задевает нужные струны внутри него и была создана не зря.
Я чаще всего отзываюсь на работы, сделанные в стиле fine art — будь то фотография или живопись. Этот стиль способен лучше других передавать пластику и объем, свет, мягкость линий, их гармонию и неконфликтность.
Что такое fine art фотография?
Fine art — не постановка и не репортаж. В классическом понимании fine art фотография вообще никак не связана с пленкой, свадьбой или декором. Это скорее техника использования света и цвета в кадре, построение композиции, расстановка доминирующих и слабых нот в общем рисунке. Словом, все то, что дает элементам в кадре звучать, как музыка.
Fine art — это умение делать простые вещи красивыми. Сегодня мы говорим о стиле fine art в свадебной фотографии, законодателем которого является Jose Villa. По крайней мере, он так утверждает. Спорить не будем, он действительно был первым фотографом, использующим это название для своих работ.
Что отличает этот стиль от других?
Прежде всего — внутренний вкус, чувство стиля, стремление к прекрасному и уровень визуального образования. Это гораздо важнее, чем найти нужный цвет или готовый пресет, ведь цвет — только один из элементов, его также нужно учиться чувствовать. Например, в репортажной съемке он не так важен. Цвет не влияет на жанр, только помогает идентифицировать автора. При этом в свадебной fine art фотографии есть свои стандарты, которые помогают зрителю сразу выделять такие снимки, и цвет и свет являются первичными визуальными признаками.
Обратная сторона
Конечно, тут же мы получаем обратную сторону такой стандартизации — отсутствие индивидуальности. То же самое произошло с популярными фильтрами vsco и стилем kinfolk — все стали одинаковыми. Поэтому фотографу надо учиться прыгать выше этих стандартов и выделяться другими качествами — вкусом, чувством стиля – т.е. вторичными признаками, которые и станут его отличительной чертой. Снимает он при этом на пленку, на цифру или на спичечный коробок, уже не имеет значения.
Стиль вне времени
Многие думают, что свадебный fine art — это определенные позы и статичность. Полагаю, что такое мнение формируется из-за многочисленных стилизованных съемок, которые очень похожи друг на друга. Получить достойный результат в стерильных условиях гораздо проще: профессиональные модели, декораторы, время и место с хорошим светом – и даже свадебным фотографом быть необязательно.
Это обратная сторона жанра — визуально его легко скопировать. Хотя подготовка к действительно вдохновляющим стилизованным съемкам бывает порой такой же длительной и кропотливой, как и подготовка к свадьбе. Это большая работа и благодаря таким съемкам повышается свадебная культура, невесты и вендоры свадебной индустрии черпают в них свое вдохновение. Ведь fine art фотография — это квинтэссенция запросов большинства невест, и я бы назвала этот стиль идеальным для свадебной съемки, стилем вне времени.
Репортаж или файн-арт: мнения фотографов
Андрей Настасенко и Максим Колибердин о своих взглядах на жанры
— Назовите три составляющих идеального кадра.
Андрей: Идеальный свет, эмоция человека и уникальность момента.
Максим: В идеальном кадре должна быть эстетика самой картинки: композиция, цвет, эмоция – не обязательно позитивная или бьющая через край. Зачастую спокойное выражение лица и взгляд в камеру говорит о человеке больше, чем его радость, например. Оригинальность – это то, что делает этот кадр выдающимся. Это может быть необычный взгляд фотографа, интересная ситуация, момент.
— Если придётся выбирать, то какой кадр вы скорее назовёте удавшимся: с яркой эмоцией, но с полным отсутствием красивого антуража, или же постановочный, портфолийный, но с полным отсутствием у пары эмоциональности?
Андрей: Я всегда выбираю эмоциональный кадр с красивым антуражем. Для меня эмоция имеет большое значение. Но бывает, что все вокруг красивое, а той нужной эмоции как раз таки нет. Например, просто потому, что человек в моем кадре – интроверт. Да и не всем эмоции к лицу: для кого-то больше подходит улыбка во все 32, кому-то – более сдержанная.
Максим: Теоретически я скорее предпочту второй вариант. Но на практике постараюсь все же, чтобы у пары были эмоции.
— Чем файн-арт отличается от репортажа?
Андрей: Файн-арт – это художественная фотография, а репортаж – событийная. Их можно совмещать, пригласив фотографа, который снимает репортаж, но имеет свое художественное видение. Можно получить 2 в 1. Каждый свадебный фотограф, работающий с файн-артом, – эстет.
Максим: Файн-арт – это не обязательно светлая фотография, сделанная на пленку, с мягким фокусом. В файн-арте, на мой взгляд, в первую очередь фотограф обращает внимание на художественность фотографии, а в репортажной главное – момент. Но, на самом деле, четких границ не существует. Тем более, в свадебной фотографии. Круто, когда в файн-арте есть момент и эмоция, и так же круто, когда в репортаже присутствует не только пойманный момент, но и художественность.
— Как вам кажется, почему невестам нравятся ваши фотографии?
Андрей: Невесты всегда хотят получить на память снимки, где они – самые красивые и настоящие. И я думаю, что у меня это хорошо получается, ведь в моих фото они видят себя именно такими.
Максим: В своей работе я стремлюсь получать обратную связь и часто спрашиваю, что понравилось в моих фотографиях. Невесты (и женихи) отмечают красивые эмоции, легкость в моих фото. Им нравится цвет и тональность. Но, как правило, выбирают не по одной фотографии, а по сериям.
— Какие фотографии есть в каждой вашей свадебной серии?
Андрей: Обязательных пять фотографий: портрет невесты, совместный портрет влюбленных со взглядом в камеру, фотография с родителями, портрет жениха и красивый репортажный кадр, в котором они не смотрят в камеру, а ведут себя более естественно.
Максим: В моих сериях есть и портреты, и детали, и эмоции, и репортаж.
— Что для вас значит понятие «сложный клиент»?
Андрей: Тот, который не доверяет мне и не может расслабиться. Еще он почему-то выбирает нескольких фотографов, и мы только мешаем друг другу.
Максим: В свадебной фотографии случаются парадоксы, по крайней мере, у меня. Например, я никогда не могу сразу, на первой встрече, понять, будет ли это «сложный» клиент или нет. В принципе, на первой встрече бывает сложно понять портфолийность той или иной свадьбы.
— С какой парой легче всего работать: с той, которая красиво получается на фото с любых ракурсов, или с любящей друг друга и счастливой?
Андрей: Нужно помнить, что свадьба – это не профессиональная фотосессия, а семейный праздник. Поэтому, я выберу второе. У такой пары больше эмоций, счастья, и они сами по себе красивые от своей любви.
Максим: Для меня определяющим является отношение людей, как они общаются, чем живут, их личности. Поэтому, мне приятней работать с любящими друг друга людьми, которые проявляют свою любовь в кадре. Но, как я уже сказал, бывают парадоксы. В фото вообще много случайностей.
— А какая пара получит от вас лучший результат?
Андрей: Как правило, лучший результат получает та пара, которая может мне довериться.
Максим: Часто случаются парадоксы. В фото вообще много случайностей. Иногда получаются интересные кадры на свадьбе «сложных» людей, которые не показывают своих эмоций, или на свадьбах, на которых, казалось бы, все складывается плохо – идет дождь, времени на фото нет, все нервничают, а фотографии все равно получаются.
— Если паре сложно определиться, можно ли пригласить на свадьбу и файн-арт фотографа, и репортажника? И кто будет главным? У вас был такой опыт работы?
Андрей: В этом году меня пригласили на 7 свадеб, где я работал с несколькими фотографами. Признаюсь честно, что это было сложно. Все же лучше приглашать одного фотографа.
Максим: Я и моя команда снимаем репортаж. Если не хватает одного или двух фотографов, как у меня в команде, когда на свадьбе присутствует более сотни гостей, то часто приглашают еще фотографов, которые не обязательно будут репортажниками. Но главных не бывает, у каждого есть свои задачи.
— Чему вы хотели бы поучиться у своих коллег-фотографов?
Андрей: К каждому из них я бы с удовольствием сходил вторым фотографом, чтобы «повпитывать» и поучиться. Друзья, берите меня вторым, я буду полезным!
Максим: Я постоянно слежу за своими коллегами, и не только теми, которые снимают свадьбы. Вообще свадебная фотография активно развивается, и всегда можно подметить что-то у своих коллег.