что такое lesson study

Технология «Исследования урока» (lesson study): какие проблемы она решает, а какие — нет?

Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений.

На дистанционных курсах «Академии Директории» мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие — нет.

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Об исследовании урока

Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и «как бы исследует урок», но на самом деле скорее ищет изъяны.

Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:

Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает, а какие — нет. Ниже несколько типичных ответов.

Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?

Проблемы, которые решает исследование урока:

Одна из слушательниц наших курсов так описала потенциальные результаты внедрения технологии:

А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?

На курсе были такие цитаты:

«Готовность и мотивация самих учителей. К сожалению, часто звучит: „Я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями“».

«Не все и не сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе».

«Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов».

«Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах».

А как в вашей школе?

Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.

Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как форма организации методической работы в школе». Курс стартует 25 ноября, продлится 3 недели и позволит примерить технологию lesson study к своей организации.

Подробности и запись на курс по этой ссылке >>

Источник

Статья на тему Внедрение подхода Lesson Study в школьную практику

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Мухамедова Тлябуви Тохтахуновна

учитель геграфии ГКУ «Средняя школа имени Билала Назыма с дошкольным мини центром»

« Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

запомню! Дай мне попробовать, и я научусь!»

Не смотря на то, что только один учитель будет преподавать урок, вся группа принимает на себя ответственность за него и любые результаты оценивания процесса преподавания и учебного занятия в целом относятся к работе всей группы, а не отдельного учителя. Следующей демократичной особенностью Lesson Study является то, что учитель делится накопленным знанием с широкой педагогической общественностью.

23.12.2014года в средней школе имени Билала Назыма прошел районный семинар на тему «Инновациялық технологияларды пайдалана отырып, оқушылардың білім сапасын арттыру». Целью нашего семинара является:

1.Н аблюдения в ходе проведения Lesson Study было развитие критического мышления у разных групп учеников на разных уроках в одном классе.

2. О бмен опытом при внедрении подхода в своей школе. Lesson Study новый подход для нас поэтому хотелось найти единомышлеников и убедиться в правильности наших действий.

Открытые уроки, которые провели учителя, прошедшие уровневые курсы Баудинова Гульназ (математика в 5 «А» классе), Ниязова С А (русский язык в 8 «А»), Алаева Т Б (информатика в 6 «В» классе) – были проведены с использованием стратегий критического мышления.

«С выбором класса больших проблем не было.Выбрали 3класс «В». Класс со средне статистическими знаниями, почти по всем параметрам оценки класса.

Все были согласны с тем,что начальная школа основной фундамент в процессе получения знанаий и повышение качества знаний именно здесь- это наш вклад в будущее школы. Творческая группа в составе учителей: С С Шавдунова завуч по учебно методической работе, Т Т Мухамедова, Р А Ибрагимова учитель начальных классов, слушатель ІІІ-уровневых курсов, Г Т Джалилходжаева учитель русского языка, С А Абдукаримова учитель казахского языка на первом заседании определили наблюдаемых учащихся категории А,В,С, определенны цели и задачи педагогического подхода, составили график посещения уроков, определились с темой уроков. В процессе подготовки плана урока постарались чтобы все задания были направлены на выявление лучших качеств подопечных. Были составлены индивидуальные карточки для каждого, словом этапы урока были тщательно продуманны.При планировании Lesson Study опирались на высказывание Пита Дадли: «По причине своей чрезвычайной занятости учителя, как правило, желают видеть лично для себя результативность того, что они внедряют, в связи с чем, краткая текстовая информация и видеоматериалы оказывают в этом действенную помощь». Большая занятость учителей не помешала провести работу по внедрению подхода в школе. На урокккках математики,русского и казахского языков проводились наблюдения за подопечными А,Б,С. Сделаны выводы, выявлены новые барьеры. »

Рефлексия учителей после презентации была положительной. Большинство учителей сказали, что теперь знают с чего начинать и как действовать у себя в школе.

Первый этап подхода LessonStudy подходит к своему логическому концу. По учебнику Пита Дадли и японских ученных обязательно процесс должен вынесен на обсуждение коллег. Участники семинара поделились своим опытом и помогли определиться с дальнейшими целями и задачами второго этапа.

В завершении семинара оценки гостей семинара были только положительные.

Источник

Что такое lesson study

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. Понятие и практика Исследования урока/Lesson Study (Jugyou Kenkyuu на японском языке) берет свое начало в Японии и широко признана во всем мире.

Интерес к Исследованию урока/Lesson Study появился в англоязычном образовательном пространстве только в 1999 году, начиная с публикации Стиглера и Хиберта (Stigler&Hiebert) «Пробел в преподавании: лучшие идеи от учителей мира по улучшению образования в классе», где сравнивались уроки математики в США, Германии и Японии. Исследование урока с тех пор распространилось по всему миру, охватывая страны Азии, Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Как результат, в 2005 году была основана Всемирная Ассоциация Исследований Урока (WALS) с офисом в Гонконгском Институте Образования (www.walsnet.org).

Одним из основных объяснений Исследования урока/Lesson Study, появившихся в литературе, является утверждение, что это рефлексивный цикл совместной педагогической практики в области планирования, наблюдения и анализа, когда результат одного цикла выступает основой для рефлексивного обсуждения и дальнейшего планирования следующего урока (Lewis, 2002; Takahashi & Yoshido 2004; Nakano 2011).

Первым шагом для учителей, которые решили осуществить Исследование урока (Lesson Study), является определение фокуса или исследовательского вопроса (Lewis & Tsuchida, 1998; Dudley, 2011a). Как только учителя согласны с фокусом своих исследовательских уроков, прежде чем планировать урок, им необходимо провести предварительное исследование (Takahashi & Yoshido, 2004). Это исследование охватывает различные аспекты, связанные с темой урока, включая существующие учебные материалы, методы обучения, последние исследования (обзор литературы) а также информацию об учащихся (их предыдущие знания и способы обучения).

Следующая часть этого цикла — планирование урока. Уроки «тщательно планируются, как правило, в сотрудничестве с одним или несколькими коллегами» (Lewis & Tsuchida, 1998, p. 14). В модели Исследования урока, используемой в Великобритании (Dudley, 2011a), планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников — они могут быть теми, кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний).

Запланировав урок исследования, группа Исследования урока идентифицирует учителя в группе, который будет проводить урок, тогда как остальные должны наблюдать и записывать урок, уделяя особое внимание вопросам, указанным в плане исследования. В наши дни с развитием технологий, запись урока может быть выполнена более легко и точно. Однако, как заметил Такахаши и Йошидо (2004, стр.441), «уважение естественной атмосферы класса всегда является приоритетом во время исследовательского урока». Одним из наиболее ценных аспектов Исследования урока является то, что во время наблюдения преподаватели должны комментировать (записывать) обучение учеников, а не преподавание, что помогает перенести фокус с преподавания на обучение (Perry and Lewis, 2009; Ylonen & Norwich, 2013; Dudley, 2015). Более того, акцент на обучении в рамках Исследования урока можно рассматривать как основу его популярности среди учителей, поскольку учителя не боятся критики со стороны коллег, поскольку план урока подготовлен совместно (Dudley, 2015).

Анализ урока происходит на этапе обсуждения. Он проводится сразу же после исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и доказательств обучения учеников.

Источник

Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока

Школа-лицей №16 города Павлодара

Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока

Модернизация казахстанской системы образования предполагает подготовку педагогов новой формации, способных обеспечить воспитание личности, готовой не только жить в новых, меняющихся условиях, но и активно воздействовать на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Обучение в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников, разработанных АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом, явилось для казахстанских педагогов отличной возможностью изменить видение, понимание собственной практики обучения и преподавания. В 2013 году в республике началась подготовка лидеров первого (продвинутого) уровня на базе Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Учителя, прошедшие курсы нового формата, позиционируются в качестве лидеров в преподавании и обучении, вносят преобразования в школьную практику на уровне класса, уровне группы учителей одной школы, уровне всей школы и профессионального сетевого сообщества школ.

Lesson Study – педагогический подход, который характеризует особую форму исследования действий на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики [1]

Сущность Lesson Study заключается в обеспечении коллаборативного подхода в обучении учителей и развитии их практики по определенной проблеме. Выбор проблемы исследования был обусловлен приоритетным направлением «Критическое мышление». Данное тематическое предпочтение неслучайно: критическое мышление «позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые знания», оно необходимо «при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений», при этом думающий использует навыки, «которые эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи».[3]

Таким образом, реализация подхода Lesson Study состоялась по теме: «Как вопросы высокого и низкого порядка способствуют развитию критического мышления на уроках физики в 7Б классе?» Группа в составе 4 учителей естественно-математического направления (физик, два математика, информатик), изучив литературные источники, приступила к планированию серии последовательных уроков; учителя совместно разработали способы и формы обратной связи, исследования учеников категорий А, В, С. Предварительно было взято разрешение родителей данных учеников на участие их в данном исследовании: интервьюирование, анкетирование, видео- и фотосъемку. Менторинг группы осуществляла учитель 3 уровня, которая в свою очередь является Менти Лидера первого уровня. Учителя-наблюдатели собирали данные по закрепленному за ним ученику, после каждого урока состоялось обсуждение проведенного урока, привносилось изменение в ход следующего с учетом точки зрения наблюдаемых учеников. В результате наблюдения над учениками-участниками эксперимента, сложились определенные выводы. Так, ученик А (Кирилл) справляется со заданиями урока, самостоятельно выполняет задания высокого порядка, но не успевает их завершить, потому что ищет порой усложненные пути решения, зная простые способы. Ему интересен сам процесс решения задач, а не оценки как таковые. Будучи спикером, он волнуется, путается в ответе, хотя прекрасно осведомлен в учебном материале. Проблему свою видит в неумении выражать мысли вслух (Рисунок 1)

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Также ученик говорит наблюдателю, что его утомляет групповая работа, хотя мальчик понимает: в группе интересно. (Рисунок 2)

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Кирилл выразил желание потренироваться говорить перед одноклассниками. Поэтому учителя решили изменить ему условия, предложили ему попробовать себя в роли учителя. На двух последних уроках серии всех испытуемых посадили в одну группу. Ученик А получил задание: объяснить решение задач высокого порядка ученицам В, С. Вот как написал об этом: «Я научился объяснять людям свое мнение», – а в интервью мальчик сказал: «Мне нужно работать над речью, лексикой» (Рисунок 3)

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study​​​​​​​

Данное исследование показало, как развивается познавательная, социальная соморегуляция наблюдаемого ученика. Сотрудничая в группе по решению задач урока, выполняя партерские роли в группе (он был и лидером, и спикером), мальчик соотносит себя как ученика с одноклассниками, анализирует свои действия и делает выводы, причем сразу же отмечает: он хочет измениться.

Другая наблюдаемая, ученица В (Анна), на уроках внимательно слушает учителя, одноклассников, активно отвечает при фронтальном опросе, также бойко участвует в обсуждении учебных проблем. Охотно берет на себя роль лидера, спикера, умеет организовать работу группы, но принимается за выполнение заданий низкого, среднего уровней, успешно справляется с ними. Зная, что выполнение этих уровней гарантирует ей оценку «4», она снижает свою активность при решении задач высокого уровня. В интервью девочка сказала: ей трудны такие задания, она волнуется, что снизится ее успеваемость, ведь физика для 7 класса – новый предмет. Она некоторым образом даже побаивается этого предмета. Когда же Кирилл в течение двух уроков был для них в роли учителя, объясняющего заданную тему, девочка пишет: «Кирилл нам с Настей все хорошо объяснял», а партнеров своих она назвала «интересные коллеги». (Рисунок 4)

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Этот опыт показал: дети доверяют свои одноклассникам, которые более сведущи в предмете по сравнению с ними. Анна, которой физика представляла некую трудность среди других изучаемых предметов, приняла и поняла учебную информацию, которую ей объяснил Кирил, что показал контрольный тест, принесший ей успешную оценку.

Ученик С (Анастасия) – из разряда «слабых», физика ей дается с трудом, выполняя задания на уроке, она постоянно оглядывается на своих одноклассников в поисках объекта для списывания, справляется с заданиями репродуктивного характера, с опорой (например, «Распознай понятия, пользуясь словами для справок»). Вместе с тем роль ее в группе тоже ценна: она ищет информацию, записывает ее, оформляет в виде схемы под диктовку членов группы, слушает, но не берет на себя роли лидера, спикера. Такое положение девочку устраивает (Рисунок 5)

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Наблюдатель приняла решение посмотреть девочку на других уроках. Девочка активна на уроках гуманитарного направления, там она отвечает на вопросы учителя, ей интересны задания. В интервью Анастасия сказала, что ей с трудом дается математика, теперь вот еще физика. Для ученицы были составлены индивидуальные задания познавательного характера, алгоритмизированные задачи, чтобы адаптировать к предмету, который вызывал у нее полное отрицание. Так создавалась ситуация успеха, чтобы ученица могла расслабиться, выполняя задание, ощутила собственную значимость. Анастасии было комфортно работать в объединенной группе с Кириллом (ученики А,В,С), когда он как более знающий физику, интересующийся этим предметом, два урока объяснял способы решения задач высокого порядка. Кирилл готовился дома к уроку, брал у учителя опережающие задания; видно было, насколько он ответственен был в деятельности, которую ему предложили учителя группы (Рисунок 6

что такое lesson study. Смотреть фото что такое lesson study. Смотреть картинку что такое lesson study. Картинка про что такое lesson study. Фото что такое lesson study

Ментор группы, выступая в качестве Критического друга, вела свое исследование: она выделила количество вопросов, заданий высокого и низкого порядка, используемых учителем на серии уроках, рассчитала их процентное соотношение, определила, как их выполняли испытуемые ученики. Задания высокого и низкого порядка, используемые на уроке, основаны на Таксономии Б.Блума. Данные расчетов представлены в Таблице 1 и диаграмме 1.

Количество заданий по Таксономии Блума на уроках физики

Источник

Из опыта проведения Lesson Study в школе

Лаптева Наталья Борисовна, учитель начальных классов, КГУ «Средняя школа им. Ы. Алтынсарина», Республика Казахстан, Алматинская область, Карасайский район, ст.Жибек Жолы

Из опыта проведения Lesson Study в школе

Опыт проведения Lesson Study в школе

Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность становятся основой прогресса.

В образовательной системе Республики Казахстан происходят большие перемены с внедрением Программы обновления содержания образования. Учителю в таких условиях необходимо быть умелым практиком, исследователем, наблюдателем, ломая устаревшие стереотипы традиционного образования. Каждый из нас учителей ищет ответы на вопросы: «Как учить детей, как мотивировать учащихся к получению знаний, как преодолеть трудности в обучении?»

Решением данных проблемных вопросов было использование в школьную практику преподавания подхода Lesson Study. История данного педагогического подхода, основанного в Японии, известна в казахстанских школах. Он направлен на совершенствование знаний в области учительской практики.

Отличительная сторона Lesson Study заключается в том, что:

Для проведения данного исследования Администрацией нашей школы были выбраны уроки литературного чтения. Была создана команда учителей начальных классов. Члены команды посетили коучинг «Lesson Study в школе», ознакомились с методическим руководством Пита Дадли, почетного генерального секретаря мировой Ассоциации и материалами Интернет-ресурсов. Среди членов команды были распределены роли: модератора, учителя, который ведет урок, наблюдателей за фокусом учащихся АВС, секретаря и оператора. Для исследования был выбран 2 «М» класс, составлен план проведения процесса Lesson Study, график проведения уроков.

Команда учителей, проанализировав результаты проведения анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, наблюдения учителя-предметника, сделала следующие выводы: низкая мотивация к предмету вызвана из-за барьеров в речи учащихся, неумения высказать свои мысли, углубленно работать с контекстом, умения вести диалог, ставить определенные вопросы к тесту,слабый словарный запас.

Как повысить интерес к урокам, как пробудить желание учащихся к получению знаний? Решением данных вопросов, при совместном обсуждении группой учителей, стало применение на уроках литературы приемов и стратегий критического мышления.

Таким образом, была определена основная тема исследования Lesson Study «Как, используя приемы и стратегии критического мышления, развить речевую деятельность учащихся?»

Цель, направленная на действия команды учителей: улучшить навыки планирования и обсуждения трех уроков, уметь наблюдать за действиями учащихся АВС, решить проблемы в обучении исследуемого класса на основе рефлексии и сбора данных.

Цель, связанная с действиями учащихся: развить речевую деятельность учащихся, используя эффективные приемы и стратегии критического мышления.

Дальнейшая работа команды учителей была построена по алгоритму:

Таблица структурирования трех исследовательских уроков с использованием приемов критического мышления

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *