что такое mac в авиации

Правительство наступило на «МАКовое» поле

Межгосударственный авиационный комитет, который сегодня расследует авиакатастрофы, хотят лишить последних полномочий

Старые лица новых споров

Именно Росавиация отказалась «спасать» компанию от банкротства, хотя у оказавшегося в кризисе перевозчика даже был потенциальный покупатель — группа компаний S7.

В ведомстве Александра Нерадько ответили, что МАКу «хорошо известны результаты расследования инцидентов с самолетами SSJ-100».

Сможет ли Россия без МАКа?

Однако переговоры с партнерами — не единственная проблема правительства на пути создания нового бюро по расследованию авиапроисшествий.

В Росавиации добавили, что в январе 2018 года ведомство подписало соглашение в области летной годности и сертификации авиационной техники с Европейским агентством авиационной безопасности (EASA). Кроме того, власти согласовали Дорожную карту развития сотрудничества с EASA. Сейчас Росавиация вместе с европейскими авиационными властями сертифицируют отечественные и иностранные самолеты, в том числе разрабатываемый в России новейший МС-21, а также отечественный двигатель двигатель ПД-14, серийное производство которых планируется запустить в ближайшие годы.

П о словам представителя ведомства, Росавиация работает и с авиационными властями других государств, которые импортируют российскую технику или потенциально могут стать импортерами. К примеру, в вопросах экспорта машин холдинга «Вертолеты России» Росавиация работает с властями Китая, Индии, Южной Кореи, Пакистана, Бразилии, Мексики, Колумбии, Перу и Канады. С Китаем, к примеру, удалось договориться о поставках вертолета МИ-171А2.

С Индией, которую российские власти считают перспективным рынком поставок отечественных вертолетов, планируется заключить соглашение до конца текущего года. Позднее могут быть достигнуты договоренности с бразильским авиационным ведомством (ANAC), отмечают в Росавиации.

С авиационными властями США (FAA) и Италии (ENAC) у российских авиаторов есть договоры на уровне правительства РФ. Это, например, соглашение о повышении безопасности полетов (подписано правительствами РФ и США 2 сентября 1998 года). С Италией межправительственное соглашение у России было заключено в 1989 году. В 2017 году Росавиация подписала с итальянскими коллегами график реализации соглашения.

Росавиация настаивает, что ни один экземпляр самолета «Сухой Суперджет», предназначенный для экспорта в Европу, не был задержан по причине непризнания европейскими авиационными властями документов российских коллег.

В а виационном ведомстве считают, что полномочия по сертификации уже давно должны были быть переданы российским органам. Это работает именно так во всех цивилизованных странах», — уверяют в Росавиации, добавляя, что процесс образования цен на сертификацию техники после передачи полномочий российским властям стал прозрачнее.

Источник

Козырь в руках Анодиной. Почему МАКу выгодно держать в секрете отчет о посадке А321 на кукурузное поле

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Расследование аварийной посадки А321 на кукурузное поле под Москвой стало тайным. Этому есть объяснение

Как устроен МАК

Межгосударственный авиационный комитет появился в 1991 году — после распада Советского Союза. Союз прекратил свое существование, но авиакатастрофы на занимаемой им когда-то огромной территории никуда не делись. Ранее их расследованием занимался Госавианадзор СССР, в новых же условиях перед получившими независимость государствами встал выбор — либо каждое учреждает свое собственное ведомство со всеми бюрократическими проблемами встраивания в международную систему таких органов, либо все договариваются и образуют один Межгосударственный авиационный комитет — преемник Госавианадзора СССР, которому и делегируют соответствующие полномочия. Так и произошло.

При этом попыткам лишения Межгосударственного авиационного комитета полномочий активно противостоит его основатель и бессменный руководитель с 1991 года Татьяна Анодина, чем очень раздражает российских правительственных чиновников и руководство Росавиации.

Кто такая Татьяна Анодина

Татьяна Григорьевна Анодина — легенда и железная леди российской авиапромышленности. Вдова министра радиотехнической промышленности СССР генерал-полковника Петра Плешакова и, независимо от этого, настоящая селфмейдвумен, в свое время заправлявшая Главным техническим управлением Министерства гражданской авиации СССР.

Анодина — инженер-конструктор старой школы, приложившая руку к созданию и сертификации более десятка воздушных судов советского и российского производства. Разработчик систем аэронавигации аэропортов, доктор технических наук, профессор и один из самых авторитетных мировых специалистов в своей области. Как уже было сказано, руководит Межгосударственным авиационным комитетом с момента его создания вот уже 30 лет, уходить с поста не планирует. Ах да, ей 82 года.

Кроме всего прочего, Татьяна Анодина — мать Александра Плешакова и свекровь Ольги Плешаковой — владельцев и руководителей обанкротившейся в 2017 году авиакомпании «Трансаэро». Анодина владела трехпроцентным пакетом акций перевозчика и это владение доставило ей проблем, как в процессе банкротства компании, так и много позже — осенью 2021 года.

В середине сентября 2021 года Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области неожиданно наложил арест на имущество Александра и Ольги Плешаковых, а также на имущество Татьяны Анодиной.

Арест имущества четы Плешаковых и Анодиной был осуществлен по требованию конкурсного управляющего обанкротившейся авиакомпании Алексея Белокопыта. Он пытается привлечь экс-акционеров к субсидиарной ответственности по долгам перевозчика.

Банкротство «Трансаэро» — это такая древняя и забытая всеми история, что решение суда действительно стало неожиданным для всех, поскольку по результатам нескольких лет шедших ранее судебных процессов все претензии к собственникам компании давно были сняты.

Примечательно, что сама Татьяна Анодина, крайне редко выступающая в публичном поле, прокомментировала решение суда даже не в прессе, а на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета, где напрямую связала его с деятельностью возглавляемого ей ведомства.

Татьяна Анодина, руководитель Межгосударственного авиационного комитета:

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Удар по Анодиной вполне может быть следствием ее нежелания дать «нужную» оценку случившемуся в Жуковском. Ровно как и приглашением к торгу по поводу такой оценки. Возможна и такая ситуация, что, заранее зная о готовящейся в отношении нее атаке, Анодина сознательно придержала отчет у себя, чтобы распорядиться имеющейся информацией в зависимости от того, как будет развиваться конфликт. В случае своего проигрыша железная леди вполне может использовать отчет о происшествии для приготовления блюда, которое по традиции принято подавать холодным.

Источник

В России может появиться аналог Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сотрудники новой структуры будут изучать последствия катастроф, а также расследовать авиационные происшествия. Работать комитет будет совместно с представителями стран-участниц. Что изменится с появлением новой структуры, разбирался «360».

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Правительство РФ одобрило проект соглашения о создании аналога Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в странах Евразийского экономического союза. Предложение об этом внес Минтранс, а проект соглашения подготовили совместно с представителями государств ЕАЭС: России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.

«Реализация соглашения в случае его подписания обеспечит создание межгосударственного органа, уполномоченного государствами ЕАЭС на проведение расследований авиационных происшествий и серьезных инцидентов, формирование актуализированной в соответствии с документами Международной организации гражданской авиации правовой базы, регулирующей отношения в этой сфере, и подготовку соответствующих специалистов», — отметили в правительстве.

Новая структура

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиацииИсточник фото: РИА «Новости»/Антон Денисов

После того как в государствах СНГ появились свои воздушные законодательства, соглашение 1991 года практически утратило функции. Формирование нового комитета приведет к созданию новой правовой базы, а также необходимости готовить специалистов в области расследования авиационных происшествий. «Это создаст необходимые условия для обеспечения выхода России из соглашения 1991 года», — сказано на сайте кабмина.

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Трезвое небо. Минтрансу предложили отбирать летные права за пьянство

«В соответствии с Федеральным законом „О международных договорах Российской Федерации“ соглашение после подписания будет подлежать ратификации, поскольку содержит положения, отличные от предусмотренных российским законодательством», — сказали в правительстве.

Глава аналитической службы «АвиаПорт» Олег Пантелеев отметил в беседе с «360», что необходимо иметь поддержку со стороны авиационных властей всех государств, которые входят и в дальнейшем будут входить в ЕАЭС.

«Сегодня нужно констатировать, что СНГ стало мало что значить, и с этой точки зрения имеющиеся сегодня межправительственное объединения ЕАЭС — это уже совершенно другая структура, для которой вполне разумно и оправданно иметь собственную организацию, которая будет заниматься расследованием авиационных происшествий, причем не только аварий, катастроф, но и серьезных инцидентов», — сказал собеседник.

От Минтранса России будет полная поддержка в осуществлении всей деятельности, так что с этой точки зрения никаких проблем не предвидится. Но есть и другой вопрос: деятельность по расследованию происшествий требует наличия высококвалифицированного персонала и серьезной материально-технической базы, которая позволила бы прибывать на место происшествия и производить работу с теми или иными обломками, проводить расшифровку бортовых самописцев и так далее

Для создания нового комитета потребуется время. Больше всего сил уйдет на подготовку квалифицированного персонала во всех странах-участницах. «Качество расследований будет на высоком уровне», — уверен эксперт.

Паралич авиации

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиацииИсточник фото: РИА «Новости»

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Boeing против Space X. Черный пиар добрался до космоса

«Противоречия и разногласия остались. Принято решение сделать следующий шаг и отказаться от услуг этой организации, создав аналогичный орган», — подытожил Гусаров.

Источник

«Ростех» не слушает Росавиацию в вопросе сертификации самолетов и двигателей

Авиастроительные холдинги госкорпорации «Ростех» вопреки мнению Росавиации не прекращают и даже расширяют сотрудничество в вопросе сертификации авиатехники с Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (АРМАК, филиал МАК), рассказали «Ведомостям» два человека, близкие к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), и человек, близкий к Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). ОАК и ОДК входят в «Ростех».

После перехода полномочий по сертификации к Росавиации у последней возникли проблемы с их реализацией. Во-первых, не было соответствующих специалистов, они были сосредоточены в АРМАКе и большинство не захотело переходить. Во-вторых, возникли сложности с международным признанием: у АРМАКа были соглашения с большим количеством авиационных властей мира, в том числе с европейской EASA – у Росавиации соглашений не было и ее сертифицирующие документы иностранные органы не признавали. Например, в 2016–2017 гг. ОАК поставила ирландской авиакомпании Cityjet семь самолетов SSJ100, экспортные сертификаты на них выдавал давно лишенный в России полномочий АРМАК, потому что сертификаты Росавиации EASA не признавала.

Скандал с «Трансаэро»

Сотрудничество с АРМАКом никакими законами или актами производителям не разрешено. Просто документы этой организации не имеют силы в России, зато признаются международными авиавластями. Росавиация всегда выступала резко против того, чтобы холдинги «Ростеха» сотрудничали с опальной организацией. «Необходимости подачи заявок в АРМАК, который утратил все сертификационные полномочия в России, нет.

Если «ОДК-авиадвигатель» – компания с государственным участием – нецелевым образом расходует средства на получение документов с непонятным статусом, то это вопрос не Росавиации, а уполномоченных надзорных органов», – отвечал представитель Росавиации на запрос «Ведомостей» о сертификации АРМАКом двигателя ПД-14. Руководитель Росавиации Александр Нерадько называл документы АРМАКа «нелегитимными фантиками».

В июне 2020 г. замруководителя Росавиации Олег Сторчевой написал в Минтранс, что организации, входящие в контур госкорпорации «Ростех» (ОАК, ОДК, «Вертолеты России»), продолжают заключать договоры на проведение параллельной [с Росавиацией] сертификации авиатехники с АРМАКом. «С целью исключить нецелевые затраты на нелегитимную сертификацию АРМАКом предлагаем рассмотреть возможность рекомендовать «Ростеху» ввести запрет на целевое расходование денежных средств», – писал Сторчевой. «Ведомости» ознакомились с копией письма. Минтранс переслал письмо в холдинги «Ростеха», но действия оно не возымело.

«Самолет МС-21 проходит программу летных сертификационных испытаний для получения российского и европейского сертификата типа. В рамках испытаний на текущий момент существует два соглашения с Росавиацией и с EASA, соответственно»,- говорит представитель «Ростеха». В части двигателей ПД-8 и ТВ7-117СТ-01 мы проходим необходимые процедуры сертификации всей авиационной техники в Росавиации, а ПД-14 – сертифицирован в Росавиации в 2018 году»,- добавляет собеседник.

У АРМАКа сохранились серьезные компетенции в сертификации техники, холдинги «Ростеха» привлекают эту организацию на договорной основе, поясняет источник в ОАК.

Источник

Официальный сайт международного авиационного комитета

Специальное ведомство было создано для наблюдения за порядком в любой отрасли, касающейся деятельности воздушного транспорта. Организация сотрудничает с ИКАО, осуществляющей надзор за гражданской авиацией, и выполняет важную миссию.

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

В конце 1991 года между двенадцатью странами планеты было заключено особое Соглашение, разработанное с целью обеспечения максимальной безопасности и эффективности воздушным судам, выполняющим гражданские авиаперевозки.

В данном документе прописано множество нюансов, затрагивающих особенности развития пассажирских перевозок, а поскольку за соблюдением принятых правил необходим контроль, было решено создать ведомственный орган – Межгосударственную организацию по делам авиации. Официальный сайт международного авиационного комитета рассказывает о деятельности учреждения:

Всего через полгода Комитет попал в список органов, имеющих статус международных, то есть оказывающих влияние на определенные отрасли многих мировых государств. Для этого была проделана огромная работа, ведь все нормы, предлагающиеся к принятию, обязательно проверялись на соответствие законодательству стран, присоединившихся к Соглашению. Однако, в итоге, консенсус был достигнут. Перечень участников на сегодняшний день выглядит таким образом:

Основная сфера деятельности межгосударственного альянса

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

Полномочия, которыми наделена организация, подтверждены официальными указами, постановлениями и другими документами, принятыми на территории конкретной страны. В основном, представители общества занимаются следующими пунктами:

1. Выдача сертификатов и разрешений на изготовление летательных аппаратов и их технических элементов. Чтобы обеспечить пассажирам безопасность во время рейсов, а самолетам – долгий срок службы, были подготовлены нормативы, в соответствии с которыми сертификация выполняется ступенчатым методом. Основой послужили общемировые и европейские стандарты, то есть данная процедура проводится адаптированно к мировым нормам. Предприятия, прошедшие проверку, получают сертификат, действие которого распространяется, помимо стран-участников, на следующие государства:

2. Оценка взлетно-посадочных территорий, их устройства и функционирования, присвоение категорий и проведение сертификации. Согласно принятым нормам, после разрешения комиссии, организованной Комитетом, аэродромы стран-партнеров имеют право принимать и отправлять самолеты, а также при необходимости осуществлять техническое обслуживание авиалайнеров.

3. Разбор ситуаций, требующих проведения проверки независимыми экспертами. Авиакатастрофы и чрезвычайные происшествия периодически случаются с воздушными судами многих государств планеты, в том числе экстренные ситуации происходят и с самолетами стран, входящих в Межгосударственный АК. Международный авиационный комитет расследует причины возникших проблем на территории любой страны, если лайнер принадлежит к подведомственной местности.

Состояние Комитета в наши дни

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

После более чем двух десятилетий напряженного труда и успешной деятельности полномочия организации были практически ликвидированы по распоряжению руководства Российской Федерации. В 2015 году сертификацией и расследованием воздушно-транспортных происшествий стали заниматься Министерство по транспорту России и Федеральное агентство воздушного транспорта. Тем не менее, Комитет не был упразднен, и определенная активность пока сохраняется.

К катастрофе привело прекращение работы большей части двигателей, перестали функционировать три, а всего их было четыре. Специалисты Комитета заявили, что пилотом была допущена ошибка, которая, вкупе с переполненностью лайнера, и привела к крушению воздушного судна. Однако, учитывая, что выдача разрешения на эксплуатацию также производилась работниками Международного авиационного комитета, было решено привлечь к работе дополнительных независимых экспертов. После проведенного осмотра, они выявили нарушения в работе отказавших двигателей.

Через четыре года трагедия произошла в Крыму, где проводились учения российских и украинских военно-воздушных сил. Ракета, пущенная украинцами, сбила авиалайнер воздушного перевозчика S7 Airlines. Сотрудники авиационного комитета однозначно решили вопрос не в пользу украинских военных, но киевский судебный орган счел предоставленные аргументы недостаточными для положительного решения о материальном возмещении. На данный момент ситуация до сих пор не разрешена, так как ни одна сторона не признает себя виновной в случившемся.

что такое mac в авиации. Смотреть фото что такое mac в авиации. Смотреть картинку что такое mac в авиации. Картинка про что такое mac в авиации. Фото что такое mac в авиации

В итоге накопившихся прецедентов стало настолько много, что Международный авиационный комитет вынужден был приостановить свою деятельность. Помимо подозрения в подтасовке результатов аварий, произошедших в воздухе, вышестоящее руководство выказало недовольство слишком долгими сроками делопроизводства.

МАК приостановил действие сертификата типа Boeing 737 в России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *