что такое nos радиолампы

Звучание винтажных радиоламп, NOS

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

Звучание винтажных радиоламп NOS

Это обобщенные выводы, в таком огромном количестве радиоламп могут быть исключения из правил, но надо от чего отталкиваться, выбирающему впервые.

Европейские лампы:

Широкая звуковая сцена, упругий мид-бас, протяженные верхние частоты, лучшая в тестах динамика. Лампа Telefunken поразительно натурально воспроизводит вокал, голоса с этой лампой становятся как живы. Безусловно, это лучшие лампы, такой живости и музыкальности нет больше ни в одной радиолампе. Останется только закрыть глаза, и слушать музыку.

P.S. Также надо заметить, что лампы более поздних выпусков 80-ых годов довольно яркие по звуку, хорошо это или плохо другой вопрос.

Широкая звуковая сцена, хороший мид-бас, шелковистый верх, у этой лампы довольно комфортный звук. Valvo похожи по звучанию на Telefunken, но немного не хватает той динамики в звуке, Очень хорошая музыкальная лампа, часто очень недооценённая любителями хорошего звука. Хорошо подходит в яркие аудио системы.

Siemens

Прекрасная лампа, имеет упругий мид-бас, четкий ясный верхний диапазон, средняя динамика. Довольно неплохо воспроизводит вокал, конечно до Valvo не дотягивает, но вполне оправдывает свои цена качество. Радиолампы более поздних выпусков 75-80-ых годов довольно яркие по звуку,

Звучание Amperex очень универсально, оно и динамично, имеет довольно линейную частотную характеристику, ровный сбалансированный звук средних частот. ( По живости вокала они проигрывают Telefunken). Звук открыт во всем диапазоне частот, даже порой кажется вульгарным. Радиолампы Amperex, наверное, самые универсальные лампы в тесте, подойдут тем меломанам, которые слушают много разных стилей музыки. Прекрасная лампа, смело можно назвать одной из лучших (после Telefunken)

Радиолампы Mullard 50-ых известны своей реалистичной плотной серединой, что придает натуральность звучанию вокальной музыки. Хотя лампы с начала 60-ых, имеют довольно мониторный звук, слышны любые звуки в музыке. Настоящая аудиофильская лампа, довольно универсальна в музыке, имеет свой неповторимый шарм, стоит на одной ступеньке с Amperex

Радиолампы Brimar хороши своей плотной чистой серединой, имеют довольно мониторный звук, Звучание ламп Brimar можно описать как настоящий английский звук 60-70г.

Американские лампы:

RCA, General Electrics

Большинство этих ламп дешевле европейских. Подавляющее большинство аудиофилов считает заслуживающими внимания американские лампы, выпущенные только до 1975 года. Наиболее сбалансированными по звуку считаются лампы ранних выпусков. Звучание довольно ровное, напористое, иногда яркое (в зависимости от конструкции ламп). Безусловно, эти лампы лучше всех современных, и привнесут улучшение в звучание аудио системы, но такой гармонии в звуке, такой утонченности как в европейских лампах, нет.

Последние хорошие лампы выпускались в Европе до 80-ых годов. Покупать лампы более поздних годов выпуска не имеет смысла.

Неплохие лампы в чем то похожи на RCA и General Electrics, но имеют свой звук. Звучат не так напористо, больше мягкости в звуке. Хороши в недорогих ярких комплектах для сбалансированности звучания. Хороши для джаза и вокала, в недорогих аудио системах.

Звучание Tung-Sol очень недооценено, эта лампа спокойно может стоять в ряду с такими как Amperex, Valvo и уж точно не хуже Siemens. Звучание чистое во всем диапазоне, середина и мид-бас имеют плотный звук, широкая звуковая сцена, шелковистый верх. Лучшие по звучанию это 50-60гг.

Последние хорошие лампы выпускались в Европе до 80-ых годов. Покупать лампы более поздних годов выпуска не имеет смысла.

Для Hi-Fi усилителей отработанные лампы не представляют интереса, пусть даже именитых брендов. Речь может идти только о полностью тестированных NOS лампах, в очень хорошем состоянии.(5-10%) В отдельных случаях бывают NOS лампы, оригинальная упаковка от которых не сохранилась и радиолампы пере упаковываются, в современную упаковку.

Энергичные средние\ приличный бас, \ заметно выделяющийся вокал \ мягкие высокие:

Amperex Bugle Boy Holland
Philips Holland
Philips Miniwatt Holand

Четкость звучания \ прозрачность \ улучшенная детальность:

12AX7 Siemens
E83CC Siemens triple mica
12AX7WA Sylvania

Теплый \ сглаженный \ насыщенный звук:

12AX7 Mullard ‘long plates” 50-ых
12AX7 RCA black plates (насыщенный кремовый звук)
12AX7A RCA gray plates (весьма сглаженный звук, очень «тихая» лампа)
12AX7 Mullard (заметные бас и средние)
12AX7 Ediswan изготовленный Brimar («тихая» лампа, детальный и текучий звук)
CV4004 Brimar (сбалансированный, расслабленный звук)

Детальный \ артикулированный \ теплый звук:

CV4004 Mullard box plates
12AX7 Telefunken smooth plates
12AX7 Tung-Sol начала 60-ых

12AU7 = 17
12AY7 = 40
12AT7 = 60
12AX7 = 100

Источник

Битва ламп: NOS vs новодельных

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

Введение
Ламповая техника подходит не каждому. И вопрос здесь скорее не в извечной битве ламповых и каменных усилителей «кто лучше», а в том, что ламповая техника требует особого подхода, отбирающего много ресурсов (временных и финансовых). Однако если все сделать правильно, то результат определённо вас обрадует.

С интегральными усилителями у вас есть возможность «поиграться» только проводами (акустический, сетевой, межблочный) и коннекторами, и если все мимо – придется заниматься поиском другого усилителя. Основное же преимущество лампового усилителя заключается в том, что у вас есть дополнительный инструмент в поисках «нужного» звучания в виде ламп, которые вы можете подобрать под свою систему, исходя из ваших личных музыкальных предпочтений и наличия свободного времени.

Я примерно в течение года мониторил и покупал на е-Bay лампы, проверял их на тестере. Также купил ряд ламп с завода в Саратове.
(www.dastereo.ru/t/novodel…ion-kt-88/30384/107?u=cpx).

Несколько слов обязательно стоит сказать о проблемах покупки, тестирования и подбора парных и живых ламп. Многие продавцы с отличными рейтингами пишут красивые циферки «мы все измерили-проверили», хотя по факту оказывается, что цифры написаны от балды и проверочных приборов у них скорее всего и нет. Поэтому нужно заранее смириться с тем, что 50% покупок будут с необходимостью открывать споры.

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

Также нет никакой гарантии, что новодельные лампы при покупке будут подобраны парно, или даже, что они будут иметь заводские параметры «новых» ламп. О своем приключении по покупке новодельных саратовских ламп я писал на портале Dastereo (проблема описана тут: www.dastereo.ru/t/novodel…ion-kt-88/30384/113?u=cpx, а благополучное, но не быстрое ее решение – тут: www.dastereo.ru/t/novodel…ion-kt-88/30384/126?u=cpx).

Каждая лампа уникальна, и все лампы звучат по-разному. Целью моего поиска была подобрать наиболее интересные и универсальные лампы, подходящие моей системе, т.к. мои штатные Luxman ECC82 и ECC83 совсем уже севшие.

Тестирование
В тесте участвовали следующие треки:
— Frank Sinatra – Duets (Barbra Streisand – I’ve Got A Crush On You и Bono – I’ve Got You Under My Skin);
— Keri Noble – Last Warning;
— Michael Jackson – Thriller;
— НФОР (рук. Владимир Спиваков) — Петр Чайковский — Балетные сюиты;
— Toccata and Fugue in D minor, BWV 565;
— Eagles — Hotel California (live, acoustic);
— Aerosmith – Crying.

KT88 (квартет)
1. Luxman (штатные, 2013) – максимально нейтральные и сбалансированные лампы, обладают большим разрешением, динамичные и прозрачные.

2. Genalex Gold Lion (2020, Саратов) – дают теплый, жирный звук, рисуют большие образы. Обладают хорошей динамикой и напором, достаточно музыкальные, но мне не хватает разрешения и прорисовки фоновых звуков.

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

3. GE 6550A Triple Getter (1968, USA) – утонченные лампы, также обладают теплым звучанием, но при этом очень мягким, не такие динамичные и резкие как GL. Ощущение, что они никуда не спешат, напрягаться не любят. Наиболее музыкальные из всех, джаз и вокал на них звучат очень хорошо. В них мне также как и в GL не хватило разрешения и прорисовки фоновых звуков.

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

Выбор был не велик. Genalex Gold Lion и GE 6550A немного похожи по манере, но звук не мой. Я решил оставить штатные Luxmann, т.к. они максимально нейтральные и не красят звук. Вероятно, стоит еще попробовать саратовские Tungsol (американский (правильный) Tungsol не смог найти NOS квартет за целый год, а покупать его на авито за 70тр ради попробовать я не готов, особенно с учетом того, что от GE ожидал чего-то большего).

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

ECC83
Эти лампы более дорогие, их тяжело найти в хорошем варианте. Поэтому купил я их не много, а за редкими и дорогими вариантами даже не стал гоняться. Мой рейтинг ламп будет по убыванию, от лучшей к худшей:

1. Tung-Sol 803(2020, Саратов) – самые детальные, точные, с высоким разрешением и абсолютно нейтральные.
2. Tung-Sol 5751 Dual Support Rods Disc Getter (196x, USA) – неплохие лампы, очень похожи на современные Tung-Sol 803, но немного зажаты и им чуть-чуть не хватает динамики. С учетом сложности найти NOS и парные – выбор очевиден в пользу современных.
3. SYLVANIA GG (196x, USA) – неплохая лампочка, достаточно ровная, немного проигрывает по разрешению Tung-Sol 803, НЧ не такие плотные как у Tung-Sol 803. У Barbra Streisand появились заметные сибилянты.
4. Genalex Gold Lion (Gold Pins) (2020, Саратов) – обладают мягкой тягучей подачей, сглаживают звук по краям. Добавляют существенное мыло.
5. Baldwin red print (196x, USA) – обладают мягкой подачей. Более мутные, чем современные GL, при этом еще и НЧ подгуживают, разрешение заметно ниже Tung-Sol 803 и немного ниже GL.

ECC82
Выбор ECC82 значительно шире, и они дешевле, чем 83е. Все 82е лампы слушал на лампах ECC83 Tung-Sol 803 и лишь некоторые попробовал с ECC83 Genalex Gold Lion. Тут все лампы идут очень близко и отличия некоторых чисто вкусовые, поэтому разделю их на группы.

Группа 1:
• JAN Sylvania 6189 (1969, USA) – самый интересный вариант, ламы очень ровные и сбалансированные. У них высокое разрешение, детальность, динамика, имеют деликатно мягкие ВЧ. Это мои фавориты и они заняли свое законное место в усилителе. Разрешение и детальность у них выше GL.

• Telefunken (1962, Germany) – эти лампы мне случайно удалось попробовать и приобрести уже сильно после проведения тестирования. Поэтому я сравнивал их уже сразу с моим фаворитом JAN Sylvania 6189. В НФОР на этих лампах духовые стали более акцентированные и вышли на передний план. Арфа стала играть по-другому – более мягко и деликатно, даже как будто почище стала. Keri Noble – чуть сильнее доигрывают послезвучия у фортепиано. Barbra Streisand – нет ощущения «взлета» и легкости, но при этом очень хорошая динамика и напор. Aerosmith – Crying – самый низ играет очень чисто, но мид-басс немного размытый и не собранный. Michael Jackson – гром был с одним отражением, втрое отражение было еле заметное. Орган в Toccata and Fugue – сыграл все ноты, нч не накапливаются и не накладываются друг на друга.

что такое nos радиолампы. Смотреть фото что такое nos радиолампы. Смотреть картинку что такое nos радиолампы. Картинка про что такое nos радиолампы. Фото что такое nos радиолампы

Группа 2:
• Toshiba (1961, Japan) – очень похожи на Raytheon 12AU7A Halo Getter, но более сбалансированные, НЧ присутствуют в меру, не гудят. СЧ играют натурально и красиво. Им чуть-чуть не хватило, чтобы попасть в группу 1. Их я детально сравнивал с JAN Sylvania 6189, меняя местами не один раз.

• Genalex Gold Lion (Gold Pins) (2020, Саратов) – смягчают подачу, при этом играют музыкально. Категорически плохо сочетаются со своими собратьями ECC83, им нужны максимально точные и нейтральные, на эту роль хорошо подошли Tung-Sol 803.

• GE (1951, USA) – достойные, ровные лампочки с мягкой подачей – понятно, почему они популярны. Возможно, чуть менее детальные, чем Toshiba, разрешение существенно ниже JAN Sylvania 6189, Telefunken, RCA, GL.

• RCA 5963 (1968, USA) – ровные, чуть больше детальность чем у Genalex Gold Lion, но немного чувствуется поджатость звука (не понятно уйдет ли это с прогревом или нет). Лампочка слишком правильная, с нейтрально-стерильной подачей, хочется добавить немного вовлекатора (музыкальности). В целом, отличное сочетание цены и качества.

• Baldwin (1961, USA) – музыкальные, имеют хорошее разрешение, воздушнее японских собратьев, но НЧ у них немного задраны, играют очень жирно и при этом подгуживают. ВЧ немного крикливые, имеют особенность доигрывать послезвучия.

• Raytheon 12AU7A Halo Getter (1965, Japan) – неожиданно не плохие и музыкальные. Делают акцент на ВЧ, необычное исполнение струнных инструментов. А вот в вокале хочется добавить бархатистости и обертонов, слишком просто звучат голоса, например Bono в Frank Sinatra – Duets.

Вывод
Ламповый усилитель требует ухода и подбора ламп под свой вкус, а для этого нужно самому переслушать не один десяток разных производителей и типа ламп, чтобы понять характер каждой отдельной лампы. Влияние ламп на звук не менее, а в чём-то даже более заметно, чем влияние проводов (сетевых, акустических, межблочных).

Для себя сделал вывод, что:
1. Вполне можно подобрать нужные лампы из новодельных, благо в том же Саратове есть 5 производителей и по несколько моделей каждого типа ламп.
2. Действительно NOS лампы очень тяжело найти и купить, с учётом того, что нет никаких гарантий, что лампа будет в параметрах. NOS КT88 не стоят тех денег и усилий, что за них просят, современные стоят в 4 раза дешевле и звучат достойно. Да, есть люди, которые привыкли к характеру звука NOS ламп и его невозможно найти в новодельных, но это можно в должной степени поправить «игрой» с компонентами и проводами.
3. Позволить себе покупку NOS ламп без предварительной прослушки могут только аудиофилы с опытом, которые успели переслушать и даже купить себе в коллекцию не одну пару.

Источник

Статьи

Как определить, что пора менять лампы? 07.01.2014 06:36

Как определить, что пора менять лампы?

Как заменить радиолампы в усилителе?

Для начала нужно обязательно выключить усилитель из сети и на всякий случай подождать еще несколько минут. Теперь можно открывать доступ к лампам, это зависит от устройства конкретного прибора. Не забывайте, что если лампы недавно работали, то они ещё очень горячие, без перчаток не трогайте их. Лампы просто вынимаются из гнезд, поворачивать их не нужно. Если лампа не идет, можно слегка покачать ее из стороны в сторону. Иногда на лампах бывают защитные металлические колпачки, их надо повернуть и снять. У ламп оконечного усилителя могут быть упругие металлические держатели, которые прижимают лампу за цоколь. Их нужно отжать одной рукой, а другой вынуть лампу. Также встречаются держатели на пружинках, поддерживающие лампу за верх баллона. У них обычно есть резиновая прокладка, старайтесь не терять её.

Обратная установка ещё проще, нужно только убедиться, что вы вставляете лампы ровно и в правильном положении. Если не вставляется, значит нужно проверить взаимное расположение лампы и гнезда. У пальчиковых ламп проверьте, чтобы не были загнуты ножки.

Очень рекомендуем перед установкой ламп почистить контакты в гнезде, особенно если усилитель старый. Для этого можно использовать четырехгранное шило или специальное средство для очистки контактов.

Как определить, где какая лампа стоит?

Зачем нужен отбор предусилительных ламп? И что означают все эти V1, regular, standard и balanced?

Наконец, мы отдельно отбираем те, которые имеют усиление больше других. Такие лампы получают характеристику hi-gain, они помогут любителям тяжелой музыки добиться от своего усилителя или преампа максимально возможного перегруза. С такой характеристикой может быть лампа с любым отбором, соответственно, количество категорий отбора достигает шести.

Источник

Статьи

Метод подбора радиоламп 25.09.2018 20:14

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДОБРАННЫХ ЛАМП.

Радиолампы могут отбираться разными способами. Основные параметры, по которым производится отбор:

Любой ламповый усилитель в режиме А или АВ, имеющий сигнальные, драйверные и выходные лампы, имеет определенные токи покоя, которые определены анодным напряжением, напряжением смещения и характеристиками самих ламп.

2. Крутизна характеристики.

Крутизна определена, как gm = изменение анодного тока/изменение напряжения сетки в данной рабочей точке. Крутизна обычно изменяется при разных анодных токах и анодных напряжениях, поэтому заявленная в паспорте крутизна характеристики верна лишь в том случае, когда приводится рабочая точка для данной крутизны. Крутизна падает при старении лампы. Правильно подобранные лампы будут иметь одинаковую крутизну, но лампы с одним значением крутизны не обязательно окажутся, одинаковы по другим параметрам, так что крутизна сама по себе не является полным показателем хорошего подбора.

Определяется изменением напряжения на аноде к изменению напряжения сетки в данной рабочей точке и является показателем коэффициента усиления в триодах. Усиление, в основном, не меняется в различных режимах и с возрастом лампы, кроме случая, когда лампа выходит из строя или теряет эмиссию. Усиление также само по себе не является показателем хорошего подбора.

4. Выходная мощность

В усилителях мощности можно обнаружить, что с одних ламп можно выжать большую максимальную мощность, чем с других (подобных). Как правило, это вызвано различными характеристиками, когда рабочая точка отдельной лампы сдвигается в область максимальной мощности. Иногда выходная мощность может быть ограничена недостаточностью эмиссии катода.

5.Разброс от партии к партии при производстве

Даже если две лампы абсолютно подобраны, но при этом они из разных партий или имеют разный ресурс до подбора, они могут со временем «развалится» по характеристикам. Это, особенно, важно для слабо сигнального усиления и в усилителях постоянного тока, где критичен дрейф постоянного напряжения. Чем больше различий в параметрах подбираемой пары, тем меньше шансов, что в дальнейшем она этой парой и останется.

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДБОРА ЛАМП

Не все схемы требуют подобранных ламп, но есть такие, которые требуют только конкретно подобранных параметров.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ЛАМП

Лампы включают параллельно для достижения более высокой выходной мощности или для получения более низкого выходного сопротивления. Передаточная характеристика (зависимость анодного тока от отрицательного смещения на сетке) является суммарной характеристикой каждой лампы. Если подбора по крутизне не было вовсе, то передаточная кривая будет иметь изломы. Тем не менее, при параллельном включении большого количества ламп незначительные несовпадения уравниваются. Одинаковость по анодному току здесь менее критична.

ДВУХТАКТНЫЕ ВЫХОДНЫЕ КАСКАДЫ

Существуют две причины необходимости подбора ламп в выходных каскадах: для уменьшения несбалансированного постоянного тока через выходной трансформатор и для компенсации четных гармоник. Разбаланс токов по плечам может вызвать насыщение сердечника, что в результате приведет к снижению индуктивности и росту искажений. Насыщения возможно избежать.

На примере НЧ-технологии, прим. RW3AY. Для снятия проблемы с насыщением сердечника, делается воздушный зазор в сердечнике, как это делается в SE выходных трансформаторах, за счет снижения индуктивности. В свою очередь снижение индуктивности должно быть скомпенсировано увеличением количества витков, что усугубляет высокочастотные проблемы. Вот, поэтому большинство производителей НЧ трансформаторов предпочитают доводить воздушный зазор до минимума, для того, чтобы схема работала с минимальным разбалансом по постоянному току. Что касается тороидальных трансформаторов, так они вообще не имеют воздушного зазора! Как быть?

Кроме этого, точная балансировка пушпульной схемы позволяет исключить любые четные (2, 4, б и т. д.) гармоники, появившиеся в ее усилительных элементах (но это не касается подавления четных гармоник, присутствующих во входном сигнале!). Отсутствие разбаланса по плечам особенно важно для усилителей в режиме АВ и В, где лампы выключаются на часть периода. Поэтому в тщательно сбалансированной схеме суммарные искажения будут снижены путем подавления четных гармоник. Таким образом, пытаясь абсолютно сбалансировать лампы, можно, уменьшить суммарные искажения, особенно, на малых уровнях сигнала.

Подбор на больших уровнях сигнала также необходим для предотвращения эффекта «выпрямления», когда лампы несбалансированны. Такой эффект создает условие для протекания несбалансированного тока, пропорционального уровню сигнала. Степень требуемого подбора выходных ламп зависит от цепей смещения и схемы драйвера. Если применяется нерегулируемое фиксированное смещение (как в большинстве дешевых усилителей), или единая регулировка смещения на оба плеча одного канала в более серьезных «машинах», то необходим полный отбор ламп по анодному току.

Любой разбаланс по плечам ведет к потерям в выходном трансформаторе. Если же имеется регулировка смещения отдельно для каждой лампы или регулировка баланса смещения (иногда, называемая DC-коромысло), то одинаковость самих ламп по анодным токам менее важна и достаточно лишь сходства характеристик. Когда обеспечен баланс по переменному току, то требование абсолютной одинаковости выходных ламп на предельных токах еще менее критично. К сожалению, процедура балансировки по переменному току без соответствующих приборов затруднительна.

При исследованиях использовалось большое количество ламп EL34 и 6BQ5 и при поиске лучшего способа подбора их в пары, были разработаны следующие технологии подбора;

ИЗМЕРЕНИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА В СТАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

Лучший способ подбирать лампы в пару по анодному току. Для этого их надо установить их в тестовый прибор, который задает условия, идентичные рабочему усилителю, выставить смещение для требуемого тока и отметить его. Одинаковость на максимальных режимах проверяется на больших напряжениях и токах для уверенности, что подобранные лампы имеют одинаковые характеристики в разных рабочих точках. Будьте осторожны, не превышайте мощность рассеяния анодом или экранной сеткой слишком долго, пока проводите эти испытания!

ДИНАМИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ В КАСКАДЕ

Одним из методов подбора парных ламп является проверка их в живой усилителе. Например, в НЧ усилителях баланс по постоянному току может быть проведен на частоте насыщения сердечника. Это делается путем подачи на вход синусоидального сигнала, дающего полную мощность на эквивалент нагрузки, и понижения частоты до тех пор, пока сигнал не станет отчетливо искажаться на экране осциллографа. Для хороших трансформаторов это частота сигнала от 40 Гц и ниже.

Критерием подбора ламп в динамическом режиме является наличие минимальной второй гармоники. Отбор ламп в каскаде так, как описано выше, дает хорошие результаты только в том случае, если подобранные в пару лампы отбирались на усилителе, где они будут использованы в дальнейшем. Тем не менее, из-за возможных разбалансов в тестовом усилителе специальные приборы все равно требуются, так как лампы могут не подойти для использования в другом усилителе. Довольно трудно таким способом подобрать более чем одну пару ламп.

Самым быстрым способом подбора ламп в Пару, согласно их рабочим характеристикам во всем диапазоне, является использование лампового характериографа, наподобие Tektronix 570. Кривые характеристик двух ламп могут быть ясно сравнимы на экране электроннолучевой трубки. Если кривые совпадают, то лампы можно считать парными. Численные значения токов и напряжений с экрана получить несколько сложнее, поэтому хорошим способом подбора является использование характериографа с предварительным измерением по постоянному току в статическом режиме, методом, описанным выше. Затем пары с одинаковым значением смещения могут быть измерены на характериографе. Как правило, они будут совпадать в этой точке. Если нет, выберите другую пару с похожей величиной смещения. Очевидно, таким способом можно сделать подбор если не всех, то большинства ламп.

НЕКОТОРЫЕ ТОНКОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ХАРАКТЕРИОГРАФОМ

Если кривые имеют непривычно изломанный вид или изображение на экране слегка размыто, возможно, лампа влетела в паразитную генерацию. Попытайтесь подвигать соединительные провода относительно друг друга и убедитесь, чтобы антипаразитные резисторы в сетках (управляющей и экранной) были припаяны непосредственно к лепесткам панелек с минимальной длиной выводов. Если эти манипуляции не дадут нужного результата, попробуйте подключить конденсатор малой емкости (0,001 мкФ) с анода и/ или второй сетки на катод, естественно, непосредственно на выводах панельки.

ЧТО ТАКОЕ «ПОДОБРАННЫЕ ПАРЫ» В ПРОДАЖЕ

Эта статья не вызвана желанием дать оценку лампам, продаваемым как подобранные пары, но призвана заострить внимание на тех моментах, которые необходимо знать при их покупке. Опыт приобретения парных ламп у продавцов ранее уже обсуждался на встречах «огнепоклонников» в Сан-Франциско. Обычно на вопрос о применяемых технологиях подбора продавцы либо не знали, как это делалось, либо мололи чепуху, говоря, что это их частные (секретные) методики. Некоторые покупатели отмечали, что купленные ими лампы оказались абсолютной парой, Другие наоборот, что характеристики заметно разошлись при проверке ламп на характериографе.

Вот несколько вопросов, которые уместно задать продавцу при покупке парных ламп:

Подвергались ли лампы термотренировке? Как долго? Происходило ли это с токоотбором, либо грелись только нити накалов? (Прогрев только накалов, без токоотбора, ничего не даст для стабилизации ламп.)

При каких анодных и сеточных напряжениях проводился отбор? (В идеальном случае они должны быть близки условиям работы в вашем усилителе.)

Происходил ли подбор по одному-единственному значению, либо в нескольких точках? (Компьютеризованные тестеры или аналоговые характериографы обычно проводят измерения в широком диапазоне характеристик.)

Подбор ламп по парам не является магией, но так ли уж нужны пары в любом случае? Однако если придерживаться следующих советов, вы наверняка добьетесь лучших результатов за те деньги, которые потратили. Лампы для усиления слабых сигналов редко требуют подбора, исключением являются усилители постоянного тока (что в настоящее время мало актуально) и полностью балансные схемы.

Строго подобранные пары нужны только в усилителях, где отсутствует балансировка плеч по анодному току (как ни смешно, это касается как раз дешевых усилителей). Убедитесь, что подбор Ламп производился после тренировки, а критерием их подобия является равенство анодных токов при едином напряжении смещения на управляющей сетке. Не приобретайте ламп, парность которых гарантирована только ламповым измерителем.

Хотя, этот момент более психологический, нежели практический, покупатель, найдя внешние различия при взгляде на пару подобранных ламп, может решить, что это вовсе не пара и качество работы из-за этого может пострадать.

СЛАБОСИГНАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ И УСИЛИТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Подобранные лампы или одинаковые половинки ламп (в двойных триодах) обычно используются в усилителях постоянного тока с тем, чтобы свести до минимума разность параметров, связанных со старением и непостоянством тока накала. В звуковых и измерительных схемах для компенсации помех входных сигналов используются дифференциальные усилители.

В этих схемах помехоустойчивость максимально зависит от подбора. Элементы управления балансом по постоянному току помогают минимизировать разброс ламп не только в момент включения подобранной пары, но и при старении ламп. Для дифференциальных усилителей типовой подбор ламп необходим почти по всем параметрам:

Дифференциальные усилители также используются как фазоинверторы, но здесь всегда имеется присущий данному типу схемы некоторый разбаланс, который делает тщательный подбор менее необходимым, чём в полностью балансном дифференциальном усилителе. В звуковых усилителях балансные схемы, требующие подбора ламп, как правило, не используются. Однако исключением являются полностью балансные схемы, которые применяются в современных усилителях с балансным входом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *