что такое sdr финансы
Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) — искусственно созданное средство платежных расчетов МВФ, не имеющее физической формы. Валютный курс SDR ежедневно определяется на основе обменных курсов корзины валют — доллара, евро, иены, британского фунта и юаня.
Допэмиссия SDR распределена пропорционально квотам стран в МВФ — по сути, их долям в капитале фонда. Самая большая квота у США — 17,4%, у России — 2,71%. Размер определяется исходя из формулы, учитывающей ВВП страны, показатели платежного баланса и уровень международных резервов. Страны в МВФ ведут постоянную дискуссию о более справедливом распределении квот, отражающем реальный сравнительный вес экономик.
Как можно использовать резервы SDR
Поскольку SDR не считаются физическим активом, их нужно конвертировать, чтобы иметь возможность использовать за пределами внутренних транзакций с МВФ.
Страны-участницы вправе продавать и покупать SDR, занимать, одалживать, отдавать в залог, обмениваться в рамках механизма свопов или получать в виде пожертвований. В отличие от кредитных программ МВФ само по себе распределение SDR не несет за собой условий и обязательств.
У стран есть несколько способов монетизировать SDR, рассказала РБК главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.
Кто не получит помощь от МВФ
Несмотря на то что средства МВФ призваны в том числе помочь в глобальной борьбе против пандемии, не все страны — участницы фонда получили SDR в рамках глобального раунда. Согласно правилам МВФ, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.
Венесуэле МВФ отказывает в помощи, потому что Запад официально признает президентом Хуана Гуайдо, а не фактически правящего страной Николаса Мадуро. Транзакции с Мьянмой фонд приостановил после того, как контроль в стране в начале 2021 года захватила военная хунта.
Дополнительное распределение SDR в норме сугубо «технический» вопрос, они поступают в распоряжение «политически нейтрального» института (Банк России), рассуждает Донец. В то же время это достаточно «политизированный» вопрос, поскольку речь идет о возможном канале помощи другим странам: такое политическое решение может принять Минфин, а возможно, и Кремль, предполагает она. «Такой практики раньше не было, поэтому сложно сказать, в чьей компетенции находятся такие решения», — указывает Донец. РБК направил запрос в Минфин (глава ведомства Антон Силуанов является управляющим в МВФ от России), который переадресовал запрос в ЦБ. В Банке России (отвечает за международные резервы страны) РБК не ответили.
Донец видит три теоретических сценария использования SDR Россией.
Между тем из материалов МВФ следует, что такая страна, как Белоруссия, сможет продать свои SDR только контрагенту, входящему в список из 31 страны (плюс ЕЦБ) и участвующему в так называемых добровольных соглашениях о торговле SDR. Это в основном экономически развитые страны (Франция, Германия, Великобритания, США), но также несколько развивающихся (Китай, Чили, Мексика). Если среди этих государств не найдется «добровольного покупателя SDR», предусмотрен механизм, по которому МВФ сам назначает страну с крепкими показателями платежного баланса и резервов (как, например, Россия), которая в таком случае обязана предоставить валюту нуждающейся стране. На практике этот механизм не использовался с 1987 года.
Есть ли санкционные риски
Находящаяся под давлением Запада Белоруссия заинтересована в получении от России новых кредитов, соглашается Катасонов. «России нужно оценить степень безопасности такой компоненты валютных резервов, как SDR. Вероятно, риск санкций по внутренней валюте МВФ ниже, чем по долларам и евро, поэтому теоретически Россия может вступить в такую сделку с Белоруссией», — заключает экономист.
МВФ выделил Беларуси около миллиарда долларов. Что это за деньги и сможем ли мы ими воспользоваться?
Что такое «специальные права заимствования»?
МВФ уже назвал рекордным по историческим меркам выделение помощи. В прошлый раз фонд выпускал SDR в 2009 году, чтобы поддержать экономику после мирового финансового кризиса.
Наша страна получила 0,923 миллиарда SDR или около миллиарда долларов в эквиваленте.
Почему МВФ выделил средства Беларуси?
— Это распределение SDR — история не про Беларусь, — объясняет научный сотрудник исследовательского центра BEROC Дмитрий Крук. — Это история про весь мир, а Беларусь как одна из 190 стран — членов МВФ получает эту часть SDR. Базовая идея состоит в том, что сейчас после пандемии в мире очень сильно обострилась угроза долговой устойчивости. Есть вопросы, насколько многие страны готовы исполнять обязательства по своим долгам.
В ответ на это МВФ (еще в марте этот вопрос начал обсуждаться) решил еще раз использовать механизм SDR, который уже применяли в 2009 году после мирового финансового кризиса. И распределить их между странами. Эти средства страны получили в зависимости от своей квоты в МВФ, она связана с размером экономики страны в отношении к мировой. Никаких дополнительных условий не предполагается. То есть фактически это «вертолетные деньги», которые просто сваливаются с неба.
Нам на счет просто дадут миллиард долларов?
Не совсем. МВФ выделил 0,923 млрд Special drawing rights (SDR), или специальных прав заимствования. Это искусственная валюта, у которой нет реального воплощения. Страна — участница МВФ может рассчитаться ею с другими странами или попросить обменять SDR на другую, более твердую валюту.
— Это не совсем живые деньги. SDR — это резервный актив. Они по умолчанию зачисляются в золотовалютные резервы страны. Что с ними можно сделать? SDR можно использовать в межстрановых расчетах или для межнациональных сделок на уровне стран. Конечно, если контрагент будет согласен.
— Также потенциально SDR можно обменять на самые распространенные резервные валюты — доллар, евро, фунт стерлингов, йена и юань — по соглашению с центробанком другой страны. При этом важно вот что. В уставе МВФ прописано, что, если кто-то добровольно хочет обменять SDR на доллары, но желающих нет, страна может обратиться в МВФ, и фонд может назначить кого-то, кто должен будет провести такую сделку. То есть этим обеспечивается определенная ликвидность (возможность быть быстро проданным по цене, близкой к рыночной. — Прим. Onlíner) SDR. По факту этот механизм практически не задействуется: последний раз его использовали в 1987 году.
На что разрешено потратить эти деньги? Можно ли поднять зарплаты бюджетникам или же перечислить предприятиям-банкротам?
— Условно владельцем этих средств будет Национальный банк. В бюджет они не поступят, — объясняет Крук. — Повторюсь, эти средства будут укреплять резервы, но высвободившиеся благодаря им деньги можно потенциально использовать на какие-то валютные интервенции и так далее.
Дмитрий Крук поясняет: деньги от МВФ прямиком в бюджет перевести нельзя, как и напрямую влить в госпредприятия-банкроты. Но при этом специалист пояснят, что возможна более сложная цепочка. Условный дефицит бюджета можно профинансировать при помощи SDR, но через множество различных процедур.
— Для того, чтобы использовать эти деньги, нам нужно, чтобы другой член МВФ согласился эти деньги принять в качестве платежного средства, — объясняет академический директор исследовательского центра BEROC Катерина Борнукова
— Например, мы можем попытаться договориться с другой страной, чтобы она могла принять эти SDR в качестве погашения государственного долга. Либо мы можем договориться с другой страной поменять эти деньги по какому-либо курсу на твердую валюту. Собственно, МВФ, когда раздает эти специальные права заимствования, указывает, что развивающиеся страны могут попросить развитые страны поменять SDR на валюту и за эту валюту: к примеру, купить вакцину или что угодно.
— Второй вариант — попросить страну, которой мы должны, для нас это Россия и отчасти Китай, принять эти единицы в счет уплаты внешнего долга, — отмечает Борнукова. — Конечно, об этом легче будет договориться, чем просить у России условный кредит, честно говоря.
Что страны делают с этими SDR?
— Их обычно просто хранят в резервах как неприкосновенный запас, — объясняет Дмитрий Крук. — За счет того, что запасы пополнились, ликвидную часть резервов — доллары, евро и другие валюты — можно более свободно использовать. Если мы знаем, что у нас пополнился неприкосновенный запас, другими средствами можно распоряжаться более активно. Поэтому обычно о том, что SDR можно обменять на более ликвидные валюты, речь не идет. Эти деньги просто будут зачислены в резервы Беларуси, и в следующем месяце ЗВР Беларуси вырастут на эту сумму.
А как же санкции? Сможет ли наша страна воспользоваться этими деньгами?
— В уставе МВФ нет каких-то ограничений на использование SDR, дополнительных процедур и так далее, — объясняет Дмитрий Крук. — Но такие прецеденты есть, когда МВФ со ссылкой на международное признание или непризнание властей страны говорит о том, что они не понимают, является ли власть той или иной страны полномочными представителями, и на основании этого замораживают возможность тех или иных властей распоряжаться средствами на счетах МВФ. В том числе и SDR.
Самый свежий прецедент — Афганистан. Буквально 17 августа было заявление МВФ, что поскольку правительство Талибана не признано на данный момент большинством стран международного сообщества, то талибские власти не смогут распоряжаться средствами Афганистана на счетах МВФ. Здесь вопрос легитимности и признания полномочности властей представлять свою страну. Это может стать барьером на пути использования этих денег.
Может ли МВФ отозвать свое решение?
— Потенциально да. Чтобы SDR функционировали, они должны признаваться МВФ. То есть это своеобразные обязательства МВФ. И даже если МВФ постфактум примет решение об ограничении доступа к SDR, то это может фактически заморозить их использование, — отмечает эксперт.
Но при этом вероятность того, что средства Беларуси в МВФ будут заморожены, не такая большая, считает эксперт.
Что будет, если Беларусь не получит эти деньги?
— Поскольку это такая «манна небесная», деньги, свалившиеся с вертолета, то вроде бы, на первый взгляд, не получим незапланированный подарок — и проблемы нет, — говорит Дмитрий Крук. — Но если такое гипотетически случится, то это повлечет за собой мощнейший информационный эффект. Если Беларусь вдруг не получает доступ к SDR, то сразу будет напрашиваться сравнение с Афганистаном. Это такой ну очень мощный негативный сигнал, если МВФ даже в рамках такого общемирового механизма выделяет Беларусь, это будет означать, что вести дела со страной, ее резидентами и бизнесом очень рискованно, это такая глобальная «черная метка» была бы, если бы это случилось.
Понятие и сущность СДР
Если взглянуть на структуру резервов Центрального Банка, то можно обнаружить, что часть резервов хранится в специальных правах заимствования или СДР. Сути и предназначению СДР и посвящена эта статья.
Понятие СДР
СДР — это потенциальное право на часть денег Международного валютного фонда. Нередко СДР еще называют синтетической валютой.
При вступлении в МВФ каждая страна делает взнос. Фонд в свою очередь выпускает СДР и распределяет их между странами пропорционально их взносам. В этот момент фактически происходит обмен части внесенных денег на СДР. По окончании этих операций у страны на счетах оказываются эти самые СДР.
Если стране потребуются деньги, то она может продать часть СДР другой стране или непосредственно Фонду, получив назад доллары (или другую валюту). Выходит, что СДР — это потенциальное право забрать часть своего взноса из фонда МВФ.
Это право является потенциальным, потому что страна может обменять СДР, только если у фонда есть в наличии свободные денежные средства.
Как устанавливается курс СДР?
Мы говорили, что страна может обменять СДР на доллары. Невольно возникает вопрос, по какому курсу это можно сделать? В этом случае СДР лучше представлять себе как «корзину» из четырех резервных валют (доллар США, иена, фунт стерлингов и евро), в которую каждая из них входит в определенном количестве. Таким образом, обменный курс СДР на доллары в точности равен стоимости в долларах вот такой «корзины» из валют.
Зачем нужны СДР?
Сегодня СДР в основном используются в качестве расчетной валюты МВФ и международной резервной валюты. Например, если Фонд выдает кредит какой-то стране, то номинирует он его в СДР и, соответственно, требует обратно его тоже в СДР — в этом и состоит расчетная функция. Кроме того, СДР во многих странах используется в качестве резервной валюты. Как видим, применение этой валюты сегодня крайне ограничено, однако так было не всегда.
Когда создавалась эта валюта, у нее было совсем другое предназначение. Она должна была поддержать систему фиксированных обменных курсов и золотой стандарт, так называемую бреттон-вудскую систему. Как мы знаем из истории, эти цели не были достигнуты, и после отмены золотого стандарта роль СДР стала значительно менее важной.
Если заглядывать в будущее, то некоторые прочат, что СДР как раз может стать именно той мировой резервной валютой, которой сейчас как раз не хватает мировой экономике для стабильности. Но пока это лишь мысли вслух, не более того.
Резюме
Специальные права заимствования — синтетическая валюта МВФ, которая представляет собой потенциальное право на часть внесенных в фонд денег. Используется СДР для взаиморасчетов между странами-участницами этой организации, а также в качестве резервной валюты.
Как расшифровывается СДР?
СДР расшифровывается как специальные права заимствования. Возникает резонный вопрос: почему СДР, ведь аббревиатура словосочетания «специальные права заимствования» должна быть СПЗ? Так произошло, потому что по-английски специальные права заимствования — Special Drawing Rights. Аббревиатура этого названия и есть SDR, что по-русски звучит как СДР.
«Прививка для мировой экономики»
«Это историческое решение — самое крупное распределение SDR в истории МВФ и прививка для мировой экономики во время беспрецедентного кризиса. Распределение SDR послужит на благо всех стран-членов», — объясняла Георгиева.
МВФ ожидает, что глобальная экономика в этом году вырастет на 6%, в следующем — на 4,9%. Общая оценка на этот год не изменилась, для развивающихся стран прогноз снижен на 0,4 процентного пункта до 6,3%. По России прогноз повышен на 0,6 п.п. на этот год — до 4,4%, но снижен на 0,7 п.п. на 2022-й — до 3,1%.
Что такое SDR
Допэмиссия SDR распределена пропорционально квотам стран в МВФ — по сути, их долям в капитале фонда. Самая большая квота у США — 17,4%, у России — 2,71%. Размер определяется исходя из формулы, учитывающей ВВП страны, показатели платежного баланса и уровень международных резервов.
Как можно использовать резервы SDR
Поскольку SDR не считаются физическим активом, их нужно конвертировать, чтобы иметь возможность использовать за пределами внутренних транзакций с МВФ. Страны-участницы вправе продавать и покупать SDR, занимать, одалживать, отдавать в залог, обмениваться в рамках механизма свопов или получать в виде пожертвований. В отличие от кредитных программ МВФ само по себе распределение SDR не несет за собой условий и обязательств.
У стран есть несколько способов монетизировать SDR. Один из них — обменять на твердую валюту. «Для этого нужно заключить добровольное двустороннее соглашение со страной, которая согласится такую валюту предоставить», — пояснила главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Второй распространенный способ — получить валютное финансирование по кредитной программе МВФ. В обмен на финансовую поддержку фонд потребует выполнения определенных условий от страны-участницы.
Как Россия может распорядиться средствами
Георгиева ранее заявляла, что ожидает от стран с большими квотами добровольного перераспределения SDR в пользу более бедных государств.
Еще один вариант — Москва присоединится к инициативе международного сообщества о добровольном перераспределении SDR от более богатых стран в пользу бедных. «России дополнительные резервы объективно не нужны, а участие в многосторонней программе помощи бедным странам может быть выгодно с точки зрения международного позиционирования», — полагает главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ. У такого перераспределения может быть целевое назначение — например, на вакцину от коронавируса для государств третьего мира, считает профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.
Кроме того, Россия может предоставить SDR для поддержки находящейся под санкциями Белоруссии (в долг или безвозмездно) или твердую валюту в обмен на полученные Минском SDR. Второй вариант более вероятен, считает Донец. По ее оценкам, передача российских SDR для увеличения белорусских резервов «сопряжена с политическими и репутационными издержками», хотя технических помех для нее нет.
«Москве нужно оценить степень безопасности такой компоненты валютных резервов, как SDR. Вероятно, риск санкций по внутренней валюте МВФ ниже, чем по долларам и евро, поэтому теоретически Россия может вступить в такую сделку с Белоруссией», — полагает Катасонов.
Кто не получит помощь от МВФ
Согласно правилам МВФ, он взаимодействует только со странами-членами (всего их 190), чьи правительства признаны международным сообществом. В числе изгоев оказались Венесуэла, Мьянма и Афганистан.
Что такое специальные права заимствования (СПЗ, СДР, SDR)
Special Drawing Rights или сокращённо SDR это некий аналог международной валюты созданный Международным валютным фондом для проведения взаиморасчётов между странами (членами МВФ) и предоставления кредитов в рамках экономической помощи.
Предпосылки создания SDR
Необходимость создания СПЗ была обусловлена противоречием назревшим в результате практического осуществления решения принятого в рамках Бреттон-Вудской конференции (1944 год) о том, чтобы сделать доллар США мировой резервной валютой. Если в двух словах, то суть этого противоречия состояла в том, что доллар просто не справлялся с возложенными на него функциями.
Для обеспечения банков всех стран необходимым количеством долларов, потребовалось бы такое их количество, которое подорвало бы в итоге доверие к ним. Это противоречие именуется — дилеммой Триффина (в честь Роберта Триффина впервые поднявшего эту проблему).
В итоге, в 1969 году МВФ эмитировал SDR — искусственную расчётно-платёжную единицу призванную устранить парадокс Триффина и облегчить осуществление взаиморасчётов между МВФ и странами-участниками.
Специальные права заимствования (SDR) существуют только в безналичной форме и имеют специфическую природу не позволяющую назвать их ни валютой (в чистом виде), ни долговыми обязательствами.
В настоящее время СПЗ используются не только в рамках взаимоотношений МВФ со странами-участницами. Помимо этого их используют и, так называемые, сторонние держатели СПЗ. В данном случае, они в основном применяются в качестве единицы для выражения цен, тарифов и т. п.
Как рассчитывается стоимость СПЗ
Изначально (в 1969 году) одна единица СПЗ приравнивалась к одному доллару США, который, в свою очередь, имел жёсткую привязку к золоту (за один доллар давали 1/35 тройской унции или 0,888671 грамма золота). Но после того, как США в 1971 году, в одностороннем порядке отказались от золотого обеспечения доллара, для расчёта СДР начали использовать курсы шестнадцати мировых валют. С 1981 года число базовых валют сократили до пяти: доллара, дойчмарки, французского франка, фунта стерлингов и йены. Затем, после введения евро, число этих валют сократилось до четырёх (марка и франк перешли в евро). Ну а с 2016 года, СДР снова стали рассчитывать на базе курсов пяти валют, на этот раз было решено добавить к ним китайский юань.
Сегодня для расчёта стоимости специальных прав заимствования используются установленные на Лондонской бирже курсы ведущих валют мира. В настоящее время это: доллар США, евро, китайский юань, японская йена и британский фунт. При этом влияние каждой из этих валют определяется согласно следующему ряду факторов:
В настоящее время состав валют для расчёта СДР такой:
Период | USD | EUR | CNY | JPY | GBP |
---|---|---|---|---|---|
2016–2020 | 41.73% | 30.93% | 10.92% | 8.33% | 8.09% |
МВФ периодически (раз в пять лет) пересматривает актуальность корзины валют и долю каждой из них для расчёта SDR. Итоговая (расчётная) стоимость СПЗ выражается в долларах США. Официальный курс специальных прав заимствования рассчитывается ежедневно и публикуется на официальном сайте МВФ:
Текущее значение курса можно всегда найти по адресу: https://www.imf.org/external/np/fin/data/rms_sdrv.aspx
Распределение СПЗ
Международный валютный фонд производит распределение СПЗ между странами-участниками в соответствии с той квотой, которая определена для каждой из них. Таким образом страны члены МВФ получают в своё распоряжение международный резервный актив, который впоследствии можно использовать как во взаиморасчётах между друг другом, так и для выплаты процентов и погашения кредитов выданных МВФ.
Обращение СПЗ организовано таким образом, что оно, по сути, является самофинансирующимся. Суть в том, что если государство имеет авуары в СПЗ превышающие ту сумму СПЗ, которая ей была выделена при распределении, то оно получает проценты (на величину избытка авуаров). А если, наоборот, распределённая сумма СПЗ превышает размер авуаров страны в них, то страна платит процент (на величину недостачи авуаров).
Размер процентной ставки по специальным правам заимствования рассчитывается исходя из процентных ставок по тем валютам (на рынке краткосрочных долговых финансовых инструментов), которые используются для расчёта их курсовой стоимости. Определение процентной ставки по СДР происходит каждую неделю.
Распределение СПЗ производится для пополнения существующих резервных активов государств членов МВФ и своей основной целью имеет поддержание мировой экономики в моменты спадов и кризисов. За всю историю такое распределение проводилось трижды:
Помимо этого, в 2009 году было ещё дополнительное распределение двадцати одного с половиной миллиарда СПЗ с целью исправить существующий дисбаланс или, если хотите, несправедливость, в результате которой более 1/5 стран участниц МВФ ни разу не получали подобного распределения (в силу того, что они присоединились к МВФ позже 1981 года.
Обеспечение ликвидности
Для поддержания должного уровня ликвидности необходимо наличие постоянного спроса и предложения. Предложение СПЗ возникает в тех случаях, когда государства участники МВФ желают продать часть своих активов в них, с целью корректировки состава имеющихся у них резервных средств. Спрос же зачастую продиктован необходимостью покупки СПЗ для выполнения перед МВФ своих обязательств (например — погашения кредита).
На рынке СПЗ имеет место ряд добровольных договорённостей между странами-членами о купле/продаже. В рамках этих договорённостей были установлены лимиты на покупку (продажу) для каждой из стран. В настоящее время, после последнего распределения СПЗ в 2009 году, существует тридцать две договорённости подобного рода.
Кроме этого, в том случае, если добровольных договорённостей будет недостаточно для поддержания необходимого уровня ликвидности СПЗ, Международный валютный фонд оставляет за собой право назначать покупателей в виде стран занимающих достаточно прочные позиции в мире. Покупка производится в пределах установленных лимитов за свободно конвертируемую валюту у стран занимающих, по мнению МВФ, более слабые позиции.
Таким образом Международный валютный фонд выступает гарантом ликвидности СПЗ и сохранения за ними статуса международного резервного актива.