что такое self skills в образовании

Что такое Soft Skills навыки и как их развивать?

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

В этой статье вы узнаете, что такое Soft Skills и какие навыки к ним относятся. Почему их важно развивать и как это отразится на вашей карьере. Также вы найдете обзор полезных сайтов и тестов по теме.

Содержание статьи:

Soft Skills и Hard Skills: в чем разница?

В советские времена в цене были узкие специалисты. Тогда информация добывалась с трудом, технологии не менялись десятилетиями. Как правило, человек работал на одном месте всю жизнь.

Изменения в конце XX века сломали традиционное представление о профессионализме. Сейчас «узкие» знания можно получить в интернете за несколько секунд. Технологии постоянно обновляются. Формы занятости тоже меняются. Поэтому «узкий профессионализм» перестает быть преимуществом, а иногда начинает мешать успеху человека на рынке труда.

Появились два термина:

Soft Skills – это «мягкие» или «гибкие» компетенции, применимые во множестве профессиональных областей. Далее мы разберем, что это такое – Soft Skills – простыми словами, приведем примеры мягких навыков.

В последние годы работодатели стали все больше внимания уделять именно Soft-Skills. Это легко объяснимо. Развить узкопрофессиональные умения сейчас быстрее и дешевле, чем сформировать широкие, гибкие компетенции. А ведь именно последние определяют эффективность современного специалиста. Поэтому важно знать, что это такое – мягкие навыки – (англ. Soft Skills), и как развивать их.

Особенно необходимы эти компетенции фрилансерам, так как им приходится самим продвигать свои услуги на рынке.

Что такое Soft Skills простыми словами?

Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.

Разница между Hard Skills и Soft Skills

Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.

Умение написать читаемый код на Python.

Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе.

Нарисовать логотип в CorelDRAW.

Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику.

Осуществлять правовую оценку договоров компании.

Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий.

Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.

Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:

Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.

Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.

Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.

Soft Skills – это не про черты характера

Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.

Выражаются они глаголами:

анализировать и т.п.

Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.

Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:

Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.

Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).

Что относится к мягким навыкам? Полный список

Объяснить, что это такое – Soft Skills – простыми словами, проще на примерах мягких навыков. Их перечень достаточно обширен и периодически обновляется. Но можно выделить несколько групп и ключевые умения в каждой из них. Итак, посмотрим, что относится к Soft Skills и какие они бывают.

Уметь слушать и слышать.

Список социальных навыков Soft Skills:

Соблюдать трудовую этику.

Self-management (или проще – саморегулирование):

Навыки целеполагания и управления развитием (проекта, собственной карьеры и т.д.).

Список управленческих и исследовательских навыков Soft Skills:

Уметь распределять задачи и синхронизироваться с другими членами команды даже при больших различиях в стилях и содержании работы.

Иногда в список навыков Soft Skills добавляют также компьютерную грамотность. Но на сегодняшний день это уже скорее не гибкий навык, а базовое понятие «по умолчанию» – как читать или считать. Поэтому он не относится к Soft Skills. Дополнительно стоит упомянуть желательность хотя бы минимальной экономической и юридической «подкованности» у представителя любой востребованной в интернете профессии.

Мы рассмотрели, что такое Софт Скиллс компетенции. Далее разберем простым языком, в чем их ценность и кому их необходимо развивать.

Зачем нужны мягкие навыки и в чем их ценность?

Современный рынок труда не дает гарантий, что человек сумеет сохранить имеющуюся занятость достаточно долго. То же касается и фирмы в целом. Меняются форматы работы, занятость, спрос, технологии и продукты, появляются и исчезают профессии.

Необходимость развития мягких навыков, способности адаптивно трансформироваться наглядно продемонстрировала всему миру пандемия 2020 года. Сотрудникам и руководителям потребовалось неожиданно, быстро и эффективно перевести компании на удаленную работу. При этом не потерять продуктивность и конкурентоспособность. А то и найти способ вообще выжить в условиях запрета на ту или иную деятельность. Успешность решения этих задач практически полностью определялась развитостью гибких компетенций у сотрудников и руководителей.

Кому нужно развивать Soft Skills навыки?

Конечно, ответ – всем. Но особое внимание на развитие Soft Skills рекомендуется обращать тем, кто по ряду причин менее конкурентоспособен на рынке труда:

Представителям профессий, спрос на которые падает.

Как развивать Софт Скиллс, мы рассмотрим далее в статье.

Какие Soft Skills самые важные и почему?

Эксперты имеют разное мнение по поводу того, какие мягкие компетенции считать самыми ценными в современных условиях. Но по опросам работодателей в списке высоко востребованных навыков Soft Skills часто встречаются следующие:

Навык командной работы.

С точки зрения личной эффективности невозможно переоценить значимость способности учиться, регулировать свои состояния, принимать решения и устанавливать связи.

Как понять, что нужно развивать Софт Скиллс?

Существует множество диагностических методик, тестов, для оценки развития мягких навыков. Также человек может сам проанализировать список навыков Soft Skills и выделить те, с которыми есть затруднения. Поможет и известная методика 360 градусов: оценка уровня мягких навыков сотрудника несколькими людьми, имеющими с ним дело.

Еще много психологических тестов можно найти на сайте Psytests.org.

Как можно развивать Soft Skills? Советы и рекомендации

Есть специализированные методики, позволяющие совершенствовать отдельное умение из списка навыков Soft Skills.

Существуют курсы, на которых помогают освоить гибкие навыки. Примеры таких курсов в университете Нетология: Основы эффективной коммуникации, Деловые переговоры, Гибкие навыки для руководителей. Учиться можно онлайн из любой точки мира.

Также есть два неоценимых ресурса, позволяющих развивать Софт Скиллс не по отдельности, а комплексно. Это игры и создание собственных проектов. Как уже упоминалось выше – в отличие от Hard Skills, мягкие компетенции НАДпрофессиональны, принципы их формирования универсальны, а поэтому неважно, где человек получил их.

Создание своего проекта обнажит все сильные и проблемные Soft-Skills человека и одновременно поможет их развить. В данном случае речь идет не о простом участии, а именно об организации собственного проекта с нуля. Неважно, что это будет – турнир по стритболу для детей из соседнего двора, собственный стартап в бизнесе или благотворительный сбор в помощь беспризорным котятам. Развитию Soft Skills они будут способствовать в равной мере.

Как наличие Soft Skills влияет на карьеру в офисе и на фрилансе?

Даже суперпрофессионал в области Hard Skills без мягких умений останется рядовым исполнителем с непробиваемым «потолком» зарплаты и будет иметь высокий уровень риска оказаться в тупике проблем с трудоустройством в случае потери работы.

Развитие коммуникативных навыков, умений вести переговоры и договариваться, управлять командой может способствовать быстрому карьерному росту и успеху в целом.

Источник

Soft skills – что это такое и где этому научиться

Какие навыки называют гибкими, и кому они нужны

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Какие бывают навыки

Hard skills, или жёсткие навыки — профессиональные или технические навыки. Мы получаем их в процессе обучения и оттачиваем, применяя в работе. Жёсткие навыки поддаются довольно точному измерению: можно определить и указать свой уровень английского, степень владения той или иной программой, опыт вождения.

Soft skills, или гибкие навыки — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Кому и зачем нужны гибкие навыки

В современном мире гибкие навыки необходимые для достижения профессионального и личного успеха. Они считаются критически важными при трудоустройстве, обеспечивают быстрое построение карьеры и высокий заработок.

Топ-10 гибких навыков 2020 года

В 2016 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе были сформулированы десять гибких навыков будущего, которые к 2020 году понадобятся специалисту в любой профессии:

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Модель «4К»

В нашей стране десять гибких навыков будущего превратились в более простую и понятную модель «4К». Это четыре ключевых компетенции, названия которых начинаются на букву К. Их необходимо развивать каждому школьнику, чтобы в будущем быть востребованным на рынке труда.

Вот эти компетенции:

Что дают гибкие навыки

Гибкие навыки необходимы не только для построения карьеры. Они помогают успешно учиться и взаимодействовать с близкими людьми — родителями, родственниками, друзьями. Умение общаться и ясно излагать свои мысли помогает, например, быстро захватить внимание аудитории во время доклада или защиты курсовой, произвести хорошее впечатление на устном экзамене. Способность управлять своими эмоциями спасает от приступов плохого настроения, мешающих продуктивно заниматься. Умение управлять временем и выстраивать приоритеты позволяет сэкономить силы при подготовке к экзаменам, а навык планирования помогает быстрее достигать поставленных целей.

Необходимость гибких навыков подтверждают и в академической среде. Например, в 2018 году в Беларуси провели исследование востребованности гибких навыков для специалистов в IT. Изучали стереотип, что «технарям» необязательно уметь общаться, быстро принимать решения или управлять другими людьми.

Учёные опросили 262 сотрудника и руководителя IT-компаний. 97,4% из них назвали гибкие навыки необходимыми для их работы. Для сотрудников сервисных IT-компаний самыми актуальными оказались:

Как развивать гибкие навыки

Спортивные, настольные, интеллектуальные игры

Квесты. Учат нестандартно мыслить, быстро определять проблему и находить решение, распределять роли в команде, прислушиваться к мнению других, аргументировать свою точку зрения.

Спортивное ориентирование. Тренирует умение быстро думать, принимать решения, руководить и подчиняться, помогать другим членам команды, чувствовать и правильно определять время.

Настольные игры. Для развития гибких навыков подойдут не все настольные игры, а лишь те, которые требуют постоянного взаимодействия с другими игроками, умения распознавать эмоции, быстро принимать решения, договариваться, предугадывать действия игроков: «Манчкин», «Мафия», «Монополия».

Спортивные игры. Эстафеты, командные игры (футбол, волейбол, баскетбол) тренируют лидерские качества, дисциплинированность, умение воспринимать критику и достойно принимать поражения.

Проектная работа в школе

Во время выполнения школьных проектов развиваются умения распределять роли, руководить и подчиняться, обсуждать тему, приводить аргументы, анализировать информацию и делать выводы, тренируются навыки планирования и выступления на публике.

Внеурочная деятельность в школе

Для развития гибких навыков полезно принимать участие в подготовке праздников, выступлений, конкурсов, викторин. Драматический кружок или школьный КВН научат находить общий язык с разными людьми и уверенно держаться на сцене. Выпуск школьной стенгазеты научит понимать людей и их потребности, работать с информацией, предлагать разные варианты решения проблем. Чем разнообразнее внеурочная деятельность, тем больше гибких навыков можно приобрести.

Образовательные лагеря

Образовательный лагерь — одна из новых современных форм обучения, позволяющая одновременно тренировать и жёсткие, и гибкие навыки. В любом образовательном лагере обязательно есть два направления:

Курсы и тренинги

Многим гибким навыкам можно научиться на специальных тренингах или курсах, проходящих очно и онлайн. Курсы в интернете подойдут для обучения тайм-менеджменту и креативности, а вот коммуникативным и командным навыкам лучше обучаться очно. Существуют специальные курсы для подростков, развивающие навыки общения и совместной деятельности. Полезны для развития гибких навыков и тренинги по профориентации и самоопределению — они помогут определить сильные и слабые качества и понять, какие гибкие навыки уже освоены на достаточном уровне, а какие необходимо развивать.

Что нужно запомнить

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что такое SEL: модное слово или серьёзная новая концепция в образовании?

Разбираемся с технологией развития гибких навыков учащихся.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

О важности эмоционального воспитания говорили ещё древние философы, и в нашу эпоху оно тоже вышло на передний план. Аббревиатура SEL появилась в девяностые годы, но в России она стала на слуху не так давно. Рассказываем, что это такое.

Что такое SEL

С английского SEL расшифровывается как социально-эмоциональное обучение (англ. social emotional learning). Хотя у подхода нет чёткого, однозначного определения, можно сказать, что он преследует три основные цели:

SEL — не учебная дисциплина, а технология обучения. Её не стоит выделять в качестве отдельного предмета, как, например, психологию или обществознание. Социально-эмоциональное обучение внедряют в целый учебный план, задача учителей в этом случае — установить крепкую связь с учениками и спроектировать уроки так, чтобы занятия стали более личными.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Если коротко, то главная миссия SEL — создать благоприятную социально-эмоциональную обстановку для ученика и научить его грамотно работать со своими эмоциями и взаимодействовать с другими людьми.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Филолог, полиглот, IT-гик. В прошлом — преподаватель английского и литературы и рецензент Rolling Stone Russia. Ныне переводит для РБК и пишет о программировании и образовании для Skillbox Media.

Как и когда появился этот подход

SEL начало зарождаться в США ещё в конце 1960-х. Тогда детский психолог Джеймс Комер совместно с коллегами из Йельского детского учебного центра успешно испытал программу Comer School Development, которую разработали для двух самых неблагополучных школ Нью-Хейвена.

Программа Комера подразумевала, что школы должны были создавать комфортную среду обучения, где учеников ценили и любили, а их проблемы решали посредством диалога и эмпатии, а не строгого учительского тона. В процесс были также вовлечены родители, школьные психологи и медработники. Уже к 1980-м годам успеваемость школ стала выше средней, а проблемы с поведением и прогулами практически сошли на нет.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Успех программы Комера привлёк внимание других специалистов. В 1980-х появился проект W. T. Grant Consortium, который поддерживает фонд Уильяма Т. Гранта. Эксперты этого проекта разработали структуру внедрения социально-эмоционального обучения. Они также обозначили основные компетенции, которые может развить ученик в процессе такого образования. Среди них — умение определять, оценивать и контролировать свои эмоции, эмпатия и толерантное отношение к другим.

В 1990-х социально-эмоциональное обучение активно набирало обороты. В 1994 году была сформирована организация CASEL (the Collaborative to Advance Social and Emotional Learning), которая сегодня официально представляет концепцию SEL. В тот же год Институт Фетцера организовал первую конференцию CASEL, в которой приняли участие учителя и исследователи, активно работавшие с проблемами насилия и употребления наркотиков в американских школах.

Однако настоящий мейнстрим-бум по поводу эмоционального интеллекта в психологии и педагогике устроил американский психолог Дэниел Гоулман. В своих книгах 1990-х годов он часто размышлял о том, почему люди со средним IQ добиваются б ольших успехов, чем люди, которые показывают высокие академические результаты. Именно эта дискуссия и привлекла широкое внимание не только к трудам Гоулмана, но и ко всей идее социально-эмоционального обучения.

В последующие десятилетия психолог активно отстаивал важность эмоционального интеллекта, втягивая в диалог всё больше людей из сферы образования. И, несмотря на весь скепсис и критику, многие школы охотно экспериментировали с SEL-программами, чтобы улучшить социально-эмоциональные навыки учеников.

В конце 2010-х об эмоциональном интеллекте вообще и SEL в частности всерьёз заговорили и в России. Так, в 2018 году Институт управления образованием РАО совместно с Департаментом психологии НИУ ВШЭ провёл семинар, на котором академики обсуждали важность SEL, а также анализировали российский опыт и проблемы, с которыми педагоги сталкиваются, когда адаптируют этот подход для своей практики. А в 2020 году ряд зарубежных исследователей опубликовали метаанализ результатов практики SEL, который утверждает, что обучающиеся с более развитым эмоциональным интеллектом имеют и более высокие академические результаты.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Почему о SEL сейчас заговорили особенно активно

Как и многое другое, проблемы, вызванные нехваткой социально-эмоционального обучения, обострила пандемия. И ученики, и учителя во всём мире испытывали сильный стресс во время локдаунов. Многим педагогам также было сложно настроить дистанционное обучение: помимо технических проблем, они часто жаловались, что им было тяжелее контролировать детей онлайн, а учащиеся тоже жаловались, что учёба на дистанте стала настоящим испытанием для их нервной системы. Эти обстоятельства сделали социально-эмоциональное обучение необходимым как никогда.

Другой важный фактор популяризации SEL — растущий спрос на soft skills. В отчёте Всемирного экономического форума за 2020 год среди навыков, которые будут наиболее востребованы к 2025 году, названы критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, лидерство, способность быстро обучаться. Это во многом связано с новыми подходами к командной работе.

Не последнюю роль играет и рыночный тренд на дауншифтинг и удалёнку — зумеры не хотят работать во вред своему здоровью. Работодателям приходится теперь мириться с тем, что сотрудники не готовы убивать себя ради карьеры, поэтому для менеджеров очень важно уметь настраивать крепкий личный контакт.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Как работает SEL

Организация CASEL выделяет пять основных компетенций, которые ученик должен развить в процессе социально-эмоционального обучения:

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

CASEL также предлагает рекомендации, как сформулировать систему ценностей и внедрить SEL в школу. Если пересказать коротко, то их советы сводятся к следующим шагам:

Правда, все эти рекомендации требуют дополнительных денег, времени, специально обученного персонала. Да и сами фреймворки так и не предлагают шаблонов, которые учителя могли бы использовать для своих уроков. Поскольку речь по сути идёт о развитии софт-скиллов и налаживании крепкого, личного контакта с учениками, технология уже изначально требует от самих педагогов высокой гибкости, креативности и эмпатии.

В итоге на практике разные учителя и школы по-своему адаптируют эту систему. Одни меняют процесс работы всего учебного заведения — нанимают качественных психологов, стараются больше вовлечь в учебный процесс родителей, чтобы те эффективнее работали над домашним воспитанием. Некоторые также изменяют обстановку в классе — например, создают ‎антистресс-уголки.

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Например, вместо банального приветствия американский учитель Барри Уайт придумал применять с каждым из своих учеников индивидуальный стиль рукопожатия. По словам самого педагога, это не только помогает ему укрепить отношения с детьми и повысить кредит доверия, но и заряжает их энергией на весь урок.

Очень органично SEL вписывается в гуманитарные дисциплины. На уроках литературы и истории, например, можно давать больше рефлексивных сочинений, а также имитировать исторические события или сцены из художественных произведений.

Ещё одна хорошая практика — обратная связь обучающихся. Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести дневники, в которых те описывают свои эмоции и мнения по поводу прошедшего урока. В теории небольшие опросы можно делать и устно, но на практике это занимает больше времени, к тому же интровертные ученики будут чувствовать себя дискомфортно.

Источник

В образовании наступило время self skills – интервью с Александром Мурашовым

что такое self skills в образовании. Смотреть фото что такое self skills в образовании. Смотреть картинку что такое self skills в образовании. Картинка про что такое self skills в образовании. Фото что такое self skills в образовании

Какими навыками должен обладать учитель? Почему некоторые формируются «вопреки» школе, а не «благодаря»? Как мотивировать взрослых людей в процессе обучения? Кто такой нормальный человек и как спастись от выгорания в мире хаоса? На эти вопросы ответил Александр Мурашов – автор книги «Другая школа», экс-заместитель главного редактора проекта «Сноб» – CEO «Теории и практики» Наде Маковой.

Cамый первый и, наверное, очевидный вопрос: какие у тебя остались воспоминания со школьного времени, какой была твоя школа?

У меня их было три. И все средней степени ужасности. Школьное время для меня — это «упущенные возможности», ни в одной из трех школ я не понимал, зачем мне знать то, о чем нам рассказывают. Даже гимназия при Русском Музее, где у нас было 27 предметов вместо обычных 16, когда мы буквально жили в Эрмитаже и Русском музее. К выпускному классу я мог на лету отличать Мане от Моне, но заучивал это все по инерции, потому что иначе просто не получил бы аттестат. В целом все 10 школьных лет мне казались подобием подростковой угревой сыпи: это просто надо перетерпеть, это бывает у всех и это пройдет.

Школы, как недавно сформулировал один из героев моего проекта «Нормальные люди», — это опыт неволи. Некоторые формируются благодаря школе, некоторые вопреки. Моя личность сформировалось вопреки.

Это приговор всей системе школьного образования или только тебе так не повезло? У тебя есть знакомые с противоположным опытом и реальной ностальгией по школьным годам?

Конечно есть, и такие люди, и такие школы… Что касается системы, то у меня даже на обложке новой книги написано, что образование — это не система, а люди. Есть примеры, когда ни программа, ни требования не мешали людям объединяться и действовать по-другому. Такой пример у моей мамы был. В начале 70-х в Ленинграде существовала «Фрунзенская коммуна»: учителя просто объединились в группу и решили, что будут учить детей по-другому. Вместо «правильных произведений» из школьной программы читали с детьми Цветаеву и Пастернака. Часами разговаривали о влиянии искусства на их жизнь. В качестве домашней работы должны были пройти через несколько населенных пунктов Ленинградской области и помочь каждому, кого встретят на пути. Эти вещи были совершенно за пределами школьного образования, но формировали личность. Благодаря им моя мама стала тем человеком, которого я знаю.

Где в мире, на твой взгляд, наиболее благоприятная для ребенка система? Вот чтобы ты пришел в школу в данный момент и сказал: «Я хочу, чтобы мой сын здесь учился».

Меня по-настоящему удивила Дания. Обычно мы говорим про Финляндию, про Швецию, а про датское образование, максимум, мигранты рассказывают о том, как у них все классно. Все мы знаем про soft и hard skills, но сейчас, как отлично сформулировала профессор МГПУ Татьяна Ковалева, наступает время self skills, навык заботы о себе. Сейчас образование глобально проходит удивительную парадигму, когда в центре появляется человек. Не его результаты, не его оценки, а он сам, его личность. Не только с какими навыками, но в каком психологическом состоянии он выходит из школы.

Я считаю, что интерес — это важнейший ключевой элемент обучения. Но, к сожалению, у нас, в силу советского прошлого, он воспринимается очень превратно. Сразу возникает мысль, что нужно заходить в класс с бубенчиками, развлекать ученика, танцевать вокруг него, что в корне неверно. Интерес — это эмоциональная реакция на то, что происходит. Это вовлечение в то, что ты слышишь, что приводит к самостоятельному изучению. В Дании после каждого класса проводят опросы, цель которых узнать, насколько ребенку скучно учиться. Датчане быстро выявили, что с каждым годом все скучнее и скучнее учиться. Так вот, в Дании школы по закону должны быть интересными для своих учеников. Директору каждого учебного заведения нужно придумать программу, чтобы разнообразить учебный процесс.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать учитель, который с большой буквы?

Он, как и родитель, всегда должен быть на стороне ученика. Это очень просто сказать и очень сложно сделать. Блестяще сформулировал мой знакомый преподаватель литературы одной московской школы: хороший урок — это не про тебя, как учителя, и даже не про твой предмет, это про них, про твоих учеников.

Один из моих любимых примеров: учительница литературы должна была пройти с пятиклассниками биографию Лермонтова, но понимала, что эта биография для них будет такой же интересной, как инструкция к холодильнику. Она выяснила, что в 5 классе дети читают сами, с интересом. Оказалось, что это — о ужас — не Лермонтов, а Гарри Поттер. Два дня она выписывала сквозные темы из книг Джоан Роулинг: трудности в отношениях с родителями, неспособность выразить свои чувства, «грязнокровки-полукровки»… Потом сравнила все получившееся с биографией русского классика, выписала все схожие моменты и начала следующий урок с фразы «Ребята, Лермонтов — это же Гарри Поттер». Восторг был у всех.

Для детей школа — это один мир, где взрослые разговаривают с ними каким-то другим, неестественным языком. И есть их основной реальный мир, где все понятно и интересно. Миссия хорошего учителя — построить между ними мостик. Чтобы урок был продолжением жизни, а не искусственно созданной реальностью.

Как родителям школьников помочь своему ребенку сделать его школьный опыт позитивным и максимально ценным?

Самое простое — это говорить с ребенком и идти от него. Проблема в том, что детей катастрофически редко спрашивают о том, что они реально хотят, что им нравится, что не нравится в учебе, что им самим хочется узнать. Когда ты начинаешь ребенка искренне расспрашивать, когда он понимает, что его слушают не с целью назидания, вот тогда случаются важные откровения. Это, наверное, единственно важное, что должен сделать родитель, потому что все остальное — это только производные.

Как ты считаешь, учить детей и учить взрослых одинаково сложно?

Я считаю, что одинаково устроена наша мотивация погружаться в какую-то тему или нет.

Как взрослым, особенно с не самым позитивным образовательным опытом, мотивировать себя дать второй шанс и стать адептом непрерывного развития, ну или хотя бы периодически обновлять свои навыки профессиональные на курсах. Как опять захотеть учиться, если желание напрочь отбили?

Также, как побороть любое выгорание. Ты отходишь в сторону, какое-то время не занимаешься этим делом, а потом смотришь, погружаешься в здоровую среду и начинаешь заново. У меня были журналистские проекты, отбивавшие всякую охоту что-то писать. Потом ты выдыхаешь, возвращаешься уже в другую, здоровую среду и начинаешь с новой силой дело, которое, как оказывается, может приносить радость.

У тебя есть примеры хороших образовательных проектов для взрослых?

Сергей Волков классные вещи делает в «Новой школе». Он преподает литературу взрослым, которые ненавидели школьную классику, и рассказывает ее так, что непреодолимо хочется перечитать все это заново. И люди благодарны: «Слушайте, благодаря Вам я ее перечитал, увидел то, что вы мне показали». Вот пример, как можно негативный школьный опыт переосмыслить во взрослом возрасте.

Получается, секрет мотивации взрослых к непрерывному обучению — это найти своего идеального учителя.

Да, найти человека, который тебе покажет, что на самом деле все не так. Можно заставить прочитать себя 350 страниц на уроке выразительно, как нам говорили в школе, а можно сделать, как Сергей Волков. Его пост «тизеры для русской литературы» набрал две тысячи репостов в первые две недели. Простые однострочные-двустрочные анонсы каждой книги, которые вызывают сразу же желание ее срочно перечитать.

Мне кажется, сейчас самое важное в преподавании — освоить искусство «ЦУЦУМИ». «Цуцуми» — смешное японское слово, которое буквально означает «искусство упаковки». Если ты была в Японии, то ты помнишь, что там каждая вещь филигранно упакована. Не для того, чтобы подороже продать, а потому, что это форма уважения к содержимому и к тому, кому ты это даришь. Упаковка твоего знания становится не менее важна, чем сама его суть, желание вызвать интерес — это форма уважения к ученику. Сергей Казановский рекомендует своим учителям читать Станиславского «Моя жизнь в искусстве», чтобы они были интересны своим ученикам. И когда слышишь в ответ: «Я что, должен пытаться быть интересным ученикам?», он говорит: «А как иначе вы хотели? Конечно».

Спасение от потери смысла — встретить людей, которые тебя вдохновят.

Погрузиться в среду, которая может тебя зажечь. Найти поддерживающую среду, где тебе не говорят, что ничего у тебя не получится. У всех нас очень много источников раздачи энергии, где ты отдаешь себя целиком: работа, хобби, семья.

Важно найти место, где ты будешь подзаряжаться. Часто наша проблема в том, что мы забываем найти такое место и оставляем себя без заряда

У тебя такой источник есть?

Мне в этом смысле везет. Я заряжаюсь от своих героев, которых я нахожу для проекта «Нормальные люди». Я был автомобильным журналистом, был телевизионным корреспондентом несколько лет, но какого-то практического смысла в работе не видел. И так получилось, что я начал встречать людей, у которых были ответы на те вопросы, которые мучали меня: «Зачем ты живешь?», «Как стать счастливым?», «В чем смысл жизни?», «Как победить свои страхи?». Они стали героями проекта «Нормальные люди», а проект — моим смыслом, местом неиссякаемого заряда энергии и жизненных сил.

Давай поговорим об этом проекте. Ты сравнительно недавно его анонсировал, но написал, что готовил его пять лет, это было параллельно с книгой?

Проект на YouTube вырос из книги «Нормальные люди» и группы в Facebook. Я публиковал истории людей, но всегда чувствовал, что формат текста ограничивает. Знаешь, у меня всегда была мечта сделать вневременный медиапроект. Когда через 50 лет достаешь журнал, стряхиваешь с него пыль и понимаешь: это история про тебя. Известные люди, которых мы раскрываем максимально откровенно, те самые нормальные люди, которых я искал 5 лет, и учителя, которые по-настоящему нас формируют — это три кита, на которых держится проект «Нормальные люди».

Как ты выбираешь героев? Каким должен быть человек, чтобы стать нормальным?

Это должна быть история про меня и про каждого зрителя. Я шесть лет занимался изучением человеческого внимания.

Причина, почему одни тексты или видео цепляют, а другие нет, довольно банальна — потому что это «про меня»

Если я делюсь у себя на странице какой-то историей, это значит, что я хочу быть таким, я считаю, что я такой, и я хочу, чтобы мир был таким. Есть тонкая грань между историей, которую легко на себя переложить, и просто классной wow-историей. История про то, что в Индии человек сдвинул гору и обеспечил 300 000 человек водой — это очень круто, но ты вообще ни разу не переложишь ее на себя. А история про Игоря Айрапетяна, который увидел на фейсбуке, что в предолимпийском Сочи расстреливают бездомных собак ампулами с ядом, надел куртку, и за 48 часов, без сна, в два подхода, перевез 75 собак, без помощи, один, — это история про ложные и настоящие ценности. Это история, которую очень просто на себя переложить. Ты бы сам так поступил, ты бы сам это сделал, и вот такие я истории ищу. Истории нормальных людей.

Название проекта заслуживает отдельных восторгов креаторов. Оно у тебя возникло сразу?

Я его еще в 2015 году придумал, в нем большая ирония. Часто те вещи, которыми мы восхищаемся, к примеру, новость о спасении человека, утопающего в проруби, набирают миллион лайков, люди оставляют комментарии «Герой! Это подвиг, это ПОДВИГ»! А потом кто-то один отмечает: «Ребят, да это же просто нормально».

Ты видишь человека, который тонет, и ты не пройдешь дальше. Это нормально — спасти его. Мы просто об этом забываем

Ненормально — пройти мимо.

Да! В этом и вся ирония.

Какие три книжки нужно прочитать каждому человеку в жизни?

Булат Окуджава «Путешествие Дилетантов», Джек Керуак «В дороге» и Алла Драбкина «Марина».

Приєднуйтесь до нашої сторінки і групи у Фейсбуці, спільнот у Viber та Telegram

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *