что такое тембр голоса или звука

Значение слова «тембр»

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звука

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т. п.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора, а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные).

В строго научном отношении обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров — один из элементов музыкальной драматургии.

В музыке XX века возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания (параллелизмы, кластеры). Особыми областями для использования художественных свойств и выразительных возможностей тембральной палитры являются сонорика и спектральная музыка.

Весьма обширные банки новых (в основном — искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки.

ТЕМБР [тэ], а, м. [фр. timbre]. Характерная окраска, сообщаемая звуку того или иного инструмента или голоса обертонами, призвуками. Мягкий т. Резкий т. Виолончельный, скрипичный т. Гласные звуки речи отличаются между собой по способу образования и по тембру.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тембр

1. характерная окраска звука, качество, по которому различаются друг от друга звучания одной и той же высоты ◆ Певучий и согретый чудным тембром звук скрипки и виолончели представляется односторонним достоинством рядом с царем инструментов, а этот последний тщетно старается показать, что и он может петь, как его соперники. П. И. Чайковский, «Переписка с Н.Ф. фон-Мекк», 1880 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И голос у него оказался такой, какого следовало ожидать: густой и самоуверенно-сочный, но не слишком громкий, с некоторой даже ласковостью в тембре. И. С. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звукаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: освежевать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Что такое тембр голоса🤔: виды и возможность определения собственного

Доброго времени суток! Что такое тембр голоса – это функция, отвечающая за яркость и индивидуальность звучания, проявляющаяся в момент пения. Звук можно определить по основному тону и дополнительным звукам, которые называют обертоном. Если количество обертонов будет большое, то голос будет звучать ярче и красочнее. Чтобы у мужчин или у женщин голос был завораживающий, необходимо тренировать дикцию и обладать большим количеством обертонов.

Виды тембра голоса

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звука

Какие бывают тембры голоса? Самым приятным звучанием можно считать обладателей верной модуляцией низких и высоких тонов. Хороший нюанс в том, что добиться поставленного голоса, как и профессионального звучания может любой человек. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо научиться управлению частотности голоса и эмоционального окраса. Добиться этого возможно благодаря учителю по пению.

Разновидность звучания:

Мужское

Женское

От чего зависит тембр голоса

Основным моментом при формировании звука выступают связки голоса. Обнаружить одинаково поющих людей не представляется возможным. Звучание не подлежит кардинальным изменениям, разве что в редких случаях. Но при помощи преподавателя, у вас появится такая возможность.

Как определить тембр

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звука

К сожалению, самостоятельно мало кому удастся разобраться с определением собственного тембра. Самостоятельно имеется возможность только предполагать к какому виду голоса имеется предрасположенность. Чтобы определить наиболее точно свою предрасположенность, нужно воспользоваться спектрометром. Этим оборудованием изучается исходящий звук, а в дальнейшем классифицируется его направленность.

Как изменить тон голоса

Очень много людей желают изменить звучание и тембр голоса. Чаще всего этого желают певцы, актеры и телеведущие, да и в принципе все, у кого деятельность связана с большим количеством общения.

Тембр бывает разным и какой тональности именно он может быть зависит от индивидуальности индивида. Особое внимание уделяют возможному объему и формам трахеи и резонатора во рту. В том числе стоит обратить внимание на возможную плотность соприкосновения связок голоса. По этой причине тембр не изменяется по желанию.

Но имеется возможность поменять окрас исходящего звука, разнообразив его низкими и высокими обертонами, определив необходимый баланс. Главное упражняться, как минимум, в произношении мягкого звука «г».

Большое влияние на звук имеют как губы, так и расположение языка. Пробуйте экспериментировать, менять расположение челюсти и разговаривать с фиксированной нижней губой.

При достижении 3-х летнего возраста, можно заметить изменения в модели произношения звуков, проявляется зажатость. Начинает контролироваться громкость и интонация, напрягаются связки и по итогу используются небольшие возможности организма.

Что влияет на звучание

Вот и стали известны виды тембров. Что можете сказать о видах голосов людей? Поделитесь своей информацией в комментариях.

Источник

Тембр

По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т. п.

Тембр того или иного музыкального инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и условиями колебания его вибратора, различными свойствами его резонатора, а также акустикой того помещения, в котором данный инструмент звучит. В формировании тембра каждого конкретного звука ключевое значение имеют его обертоны и их соотношение по высоте и громкости, шумовые призвуки, параметры атаки (начального импульса звукоизвлечения), форманты, характеристики вибрато и другие факторы.

При восприятии тембров обычно возникают различные ассоциации: тембральную специфику звука сравнивают с органолептическими ощущениями от тех или иных предметов и явлений, например, звуки называют яркими, блестящими, матовыми, тёплыми, холодными, глубокими, полными, резкими, насыщенными, сочными, металлическими, стеклянными; применяются и собственно слуховые определения (например, звонкие, глухие, шумные).

В строго научном отношении обоснованная типология тембра ещё не сложилась. Установлено, что тембровый слух имеет зонную природу.

Тембр используется как важное средство музыкальной выразительности: при помощи тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты; изменение тембров — один из элементов музыкальной драматургии.

В музыке XX века возникла тенденция средствами гармонии и фактуры усиливать, подчёркивать тембровую сторону звучания (параллелизмы, кластеры). Особыми областями для использования художественных свойств и выразительных возможностей тембральной палитры являются сонорика и спектральная музыка.

Весьма обширные банки новых (в основном — искусственно синтезированных) тембров созданы сегодня в области электронной музыки.

Источник

Тембр — все что нужно знать

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звука

Тембр – это окраска звука, его индивидуальность, специфическая особенность. Тембр является средством музыкальной выразительности. Он придаёт музыке настроение, передает характер. Именно благодаря неповторимой окраске, вы можете отличить голос Муслима Магомаева от голоса Баскова. Различать тембры умеет даже ребенок, но от чего зависит окраска звука? Давайте разбираться.

Тембр

У каждого звука, в музыке особенно, есть точные характеристики:

Представьте себе, что вам предложили определить на слух разные звуки. Эти звуки будут одинаковыми по высоте и громкости. Сможете ли вы отличить:

Думаю, вы справитесь без труда. Но по какому признаку? Ведь высота звука одинаковая, длительность и громкость тоже. При этом все голоса звучат по-разному. Почему? Потому что имеют разный тембр.

Как я уже сказал, тембр – это окраска звука и его индивидуальность. В переводе с французского языка timbre означает «колокольчик», «отличительный знак», «метка». Часто, характеризуя звук голоса или инструмента, мы говорим: бархатный, визгливый, глубокий, журчащий, мягкий. Мы как бы окрашиваем подходящими словами то, что слышит наше ухо.

Семь основных цветов радуги имеют тысячи оттенков. Тембры музыкальных звуков так же разнообразны. Наш слух, как и зрение, может улавливать разные мелочи. Порой для цвета и звука мы используем одни и те же эпитеты. Тёплый и холодный, яркий и приглушённый, бледный и насыщенный. Так отчего зависит музыкальная палитра? Попробуем рассмотреть ответ с разных точек зрения.

Тембр с точки зрения физики

Тембр с точки зрения теории музыки

Единого определения тембра с точки зрения музыкальной теории пока не выработано. По терминологии, принятой музыковедами, тембр делится на четыре основных вида:

Тембральная окраска звучания разных инструментов

Итак, мы выяснили, что инструментальный тембр зависит от особенностей того или иного инструмента. И у каждого инструмента – свой голос. От чего он зависит?

В группе струнных инструментов источником звука являются струны. По способу игры на них различают два вида.

Какие слова чаще всего используют, чтобы описать тембр этих инструментов? Певучие, журчащие, струящиеся, нежные, мягкие. Тембр виолончели сравнивают с человеческим голосом.

Музыканты знают, что два одинаковых с виду инструмента могут звучать по-разному. Например, гитара с металлическими струнами звучит громче и звонче. А с нейлоновыми – мягче и тише. На звук влияет порода дерева, из которой сделан корпус инструмента. Верхнюю деку скрипки, гитары, балалайки чаще всего делают из ели или кедра. Нижнюю деку и обечайку – из клёна, красного дерева или палисандра. Каждая порода придаёт тембру специфическое звучание. И профессиональные музыканты это ценят.

Клавишные инструменты отличает от всех других наличие клавиатуры. Она может быть разного вида. Фортепиано, орган, аккордеон – клавиши. Баян и гармонь – кнопки. Клавишные тоже делятся на две группы.

Тембры этих инструментов очень разные. За счёт большого количества октав звучание бывает звонким, бархатистым, серебристым, прозрачным. Орган, конечно, стоит особняком. Его звук – мощный, трубный – не перепутать ни с чем. Фортепиано тоже, порой оно может заменить целый оркестр. Баян и аккордеон часто снабжены дополнительными переключателями регистров. Они делают их тембр похожим на другие инструменты: кларнет, гобой, орган, челесту и т.д.

Духовые – те, в которые музыканты вдувают воздух с помощью своих лёгких. Всевозможные трубы, рожки и гуделки. По материалу изготовления также делятся на две группы.

Кстати, всеми любимый саксофон можно отнести к обеим группам. Корпус у него металлический, а язычок – деревянный.

Тембральная окраска духовых тоже яркая и легко узнаваемая. Металлические, звонкие, гудящие у медных. Более мягкие, переливчатые, струящиеся у деревянных. Могут напоминать пение птиц и бурчание недовольного человека, журчание ручья и поступь бегемота.

Сергей Прокофьев очень умело использует тембры инструментов в симфонической сказке «Петя и волк». Послушайте самое начало:

Если вас заинтересовала эта сказка, предлагаю вашему вниманию замечательный мультфильм, в основе которого лежит музыка Прокофьева:

Тембр человеческого голоса

Итак, с музыкальными инструментами разобрались. А что с голосом человека, спросите вы? Вроде бы «материал» у всех людей один и тот же, и конструкция – тоже: головной аппарат у всех устроен одинаково. Воздух проходит через связки, они колеблются, и получается звук. А звучат все голоса по-разному… И без труда можно угадать, кто говорит или поёт, даже с закрытыми глазами.

Прежде всего, все голоса можно разделить на мужские, женские и детские. Заметили, что детские не делятся на девочек и мальчиков? Потому что на слух их отличить невозможно. Все одинаково звонкие и мимимишные. Хотя каждый отличается, то есть уже имеет свой тембр.

Что влияет на окраску голоса человека? Конечно, строение его голосового аппарата. Ширина и толщина голосовых связок, размеры гортани и основных резонаторов. Да, у голоса человека тоже есть «корпус инструмента». Это полости, которые усиливают проходящий через них звук:

Понятно, что двух одинаковых людей не бывает. Все мы – уникальны, каждый – единственный в своём роде экземпляр. И уникальный голос нам даётся от природы, как цвет глаз или отпечатки пальцев. Но, в отличие от них, один раз в жизни наш голос (или его тембр) меняется кардинально. Когда это происходит?

Вернёмся к девочкам и мальчикам. Вступая в подростковый возраст, дети постепенно становятся взрослыми. Под действием гормонов мальчики превращаются в юношей, затем в мужчин. А девочки – в девушек и женщин. Именно в этот период происходит мутация голоса. У девочек эта перемена происходит плавно и незаметно. А у мальчиков – более резко и отчётливо. Вам знакомы ситуации, когда вчерашний юнец вдруг заговорил басом? Это как раз наглядное проявление внутренних изменений. Гортань «выросла», приняла взрослые очертания. И теперь она останется такой на всю жизнь. А вместе с ней и тембр голоса.

На то, как звучит наш голос, могут влиять многие факторы. Простуда, усталость, стресс. Но эти изменения временны и обратимы. Вылечились, отдохнули – и вернули себе прежнее звучание. Можно изменить голос, если начать ему вредить целенаправленно. Курение, хронические простуды, недосып и постоянное напряжение голосовых связок – не лучшие спутники нашего голоса.

Можно ли существенно изменить тембр голоса? Тут однозначного мнения нет. Как нет пока и однозначного определения – что же такое тембр. Одни считают, что тембр можно изменять, если овладеть вокальной техникой. Но это не значит, что можно радикально «исправить» тип голоса. Например, был тенор, стал бас. Скорее речь идёт именно об окраске звука, умении сделать его более насыщенным и красивым. То есть вокальная техника не изменяет тембр голоса, а обогащает его новыми красками.

Другие приводят в пример пародистов. Ведь иногда их пародии так похожи на оригинал, что отличить практически невозможно! Но это скорее – технические приёмы, рассчитанные на короткий срок действия. Они слышны, пока вокалист поёт или выступает артист разговорного жанра. Возвращается он к обычной повседневной речи – и тембр его голоса становится таким, каким мы его привыкли слышать.

Самым талантливым пародистом всех времен я считаю Виктора Чистякова. И вы можете насладиться его талантом:

А теперь, позвольте познакомить вас с Имой Сумак — певицей, которая по материнской линии является прямым потомком Атауальпы — последнего императора инков. Диапазон ее голоса составляет 5 октав, а тембр невозможно перепутать с чьим-либо еще:

Исследованиями тембра голоса занимаются многие службы, весьма далёкие от пения и музыки. Политики изучают, какой тембр вызывает наибольшее доверие у избирателей, и призывает их голосовать «правильно». Социологи и психологи убеждены, что голоса лидеров и успешных людей отличаются от голосов обычных людей. Криминалисты делают спектральный анализ голосовых аудиозаписей. Ведь тембр каждого человека уникален как молекула ДНК или отпечатки пальцев. И порой запись телефонного разговора помогает выявить преступника. С помощью голоса можно закодировать сейф в банке или доступ к своему телефону.

Но как говорится лучше 1 раз увидеть:

Мне понравилось 12

Заключение

Над научным определением термина «тембр» наука бьётся уже несколько столетий. «Физики» и «лирики» объясняют его по-разному. Физики рисуют графики и сложные математические формулы. Лирики (они же музыканты) больше доверяют чувствам, эмоциям и настроению.

Любой из нас безошибочно узнает на слух голос мамы. Или любого другого человека. По нескольким музыкальным фразам мы легко отгадаем фамилию эстрадного или оперного певца. На слух отличим звучание одного музыкального инструмента от другого. Нам не нужны для этого сложные приборы и измерения. Всё это мы просто слышим.

Надеюсь, теперь вам понятно что такое тембр, от чего он зависит и на что влияет. Если остались вопросы – пишите в комментариях.

Источник

Урок 5. Тембр и высота голоса

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звукаТема данного урока – тембр и высота голоса. В начале курса мы изучили все основные свойства и характеристики голоса в общем и целом, а последующие уроки посвящаем более подробному знакомству с каждой из них.

Сегодня мы более подробно рассмотрим такие характеристики голоса как высота и тембр. Цель нашего урока – научиться управлять высотой голоса и тембром, передавать при помощи высоты и тембра различные эмоции, делать акценты голосом.

В этом уроке мы изучим различные типы тембра, зависимость высоты голоса от тембра, и поймем, как можно пользоваться этим на практике.

Содержание:

Наши задачи понятны, поэтому в путь!

Классификация тембров и взаимосвязь с высотой голоса

Для начала напомним вкратце материал предыдущих уроков, чтобы вы могли двигаться дальше. Начнем с пояснения понятий и терминов. Высота голоса – это способность говорить выше или ниже. У среднестатистического человека диапазон до полутора октав, а в повседневном общении большинство использует 3-4 ноты. Расширение диапазона сделает коммуникации более выразительными.

Тембр голоса – это его индивидуальная окраска, совокупность дополнительных колебаний или обертонов, которые возникают наряду с основной частотой. Проработка резонаторов может обогатить тембр голоса.

Высота и тембр голоса – это тесно взаимосвязанные характеристики. Общепринятая классификация певческих голосов как раз и построена на прямой зависимости тембра от высоты голоса. Подобная классификация, как мы уже говорили ранее, весьма условна, потому что есть люди, чей голос может охватывать диапазон баса и баритона, баритона и тенора, контральто и меццо-сопрано, а то и гораздо больше.

Например, певец Димаш имеет диапазон в 6 октав плюс 5 полутонов от «ля» контроктавы до ноты «ре» 5-й октавы. Таким образом, его голос полностью вмещает диапазон, в котором поет баритон, тенор, альт и сопрано, а также захватывает верхнюю часть басового регистра и часть так называемого «свисткового регистра», который выходит за пределы верхних нот сопрано.

Тем не менее у большинства людей голос находится в рамках диапазона или баса, или баритона, или тенора (у мужчин), либо в рамках контральто, либо меццо-сопрано, либо сопрано (у женщин), даже не достигая крайних нот диапазона. Поэтому традиционная классификация голосов для определения тембра большинства людей полностью пригодна. Итак, давайте разберемся, что же означает каждый тип голоса.

Тембры голоса у мужчин:

На представленном ниже рисунке диапазоны обозначены на клавишах фортепиано зеленым цветом. По 3-4 ноты справа и слева, выделенные желтым – это крайние ноты диапазона, которые человек, в принципе, может взять, но не полным голосом, а, как сказали бы фониатры, на разомкнутых связках.

что такое тембр голоса или звука. Смотреть фото что такое тембр голоса или звука. Смотреть картинку что такое тембр голоса или звука. Картинка про что такое тембр голоса или звука. Фото что такое тембр голоса или звука

Тембры голоса у женщин:

Детские голоса не делятся по признаку пола. Низкий голос называется альт, высокий – сопрано, причем как у мальчиков, так и у девочек. У мальчиков высокий голос имеет второе название: дискант.

Для чистоты эксперимента сравнивали голоса некурящих студенток в возрасте 18-25 лет, дабы исключить влияние на голос различных факторов вроде курения, нервной работы, большого количества родов, возраста, гормональной перестройки организма. Оказалось, что за почти полвека среднестатистическая основная частота женского голоса понизилась на 23 Гц. Если в 1945 году среднестатистическая молодая женщина разговаривала на частоте 229 Гц (примерно «ля диез» малой октавы), то уже в начале 1990-х молодые женщины вещали в среднем на частоте 206 Гц (примерно «соль диез» малой октавы). Таким образом, женский голос за полвека понизился почти на ноту [ВВС, 2018].

Интересно, что когда из исследования начала 90-х решили исключить молодых женщин, принимающих гормональные противозачаточные средства, которые, как известно, могут незначительно менять гормональный фон организма и влиять на голос, общие результаты исследования никак не изменились.

Ученые склонны считать это следствием успеха в борьбе за гендерное равенство. Желая использовать открывшиеся в жизни возможности, женщины быстро переняли и освоили скиллы лидера, позволяющие добиться успеха в карьере, науке, бизнесе, политике. А ввиду того, что более низкий голос традиционно считается более пригодным для лидерства, женщины научились манипулировать и этой способностью своего организма.

Кроме того, мужское окружение в трудовом коллективе и топ-менеджменте, необходимость доказывать свою компетентность и профессиональную состоятельность приводят к тому, что женщины, попавшие в такие обстоятельства, подсознательно начинают говорить в более низком диапазоне, чем раньше.

Данную гипотезу волне подтверждает еще одно исследование, сделанное Джой Чен из Университета Иллинойса. Участники эксперимента, разделенные на группы от 4 до 8 человек, должны были выстроить в порядке важности предметы, необходимые астронавту, попавшему в аварию на Луне [ВВС, 2018]. Это была коллективная часть задания.

Далее с участниками беседовали один на один и просили выстроить на основе личных впечатлений рейтинг лидерства и влиятельности остальных участников группы. Разговоры записывались и, изучая затем аудиозаписи, ученые увидели (услышали), что большинство участников изменяло высоту собственного голоса в первые же минуты беседы. Тех участников, чей голос был ниже, остальные оценивали как более влиятельных и авторитетных. Данная закономерность наблюдалась как в отношении мужчин, так и в отношении женщин.

Значение тембра голоса для успеха в карьере подтверждают и другие исследования. Например, аналитическая компания Quantified Impressions из Техаса изучила спичи 120 топ-менеджеров путем использования специального программного обеспечения для сегментации характеристик голоса и опроса более тысячи человек. Среди опрошенных было 10 экспертов и тысяча обычных слушателей.

23% оценок опрошенных, так или иначе, касались тембра и других характеристик голоса оратора, и только 11%, оценивая выступление в целом, пытались как-то оценить содержание речи [S. Shellenberger, 2013]. Остальные участники опроса оценивали эмоциональность, личное обаяние и компетентность как таковую, независимо от текста выступления.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что, слушая слабые, уставшие или писклявые голоса, люди воспринимают спикера как пассивного, наряженного или некомпетентного. Спикеры с нормальным тембром, темпом и выразительностью речи кажутся более успешными, интеллектуальными и компетентными.

Значит ли это, что природный голос человека заранее предопределяет его успех или неуспех в жизни? Конечно же, нет! Человек всегда может улучшить природные данные и развить способность красиво говорить как в нижнем диапазоне своего голоса, так и в верхнем. Как это сделать? Сейчас будем разбираться!

Как управлять тембром и высотой голоса

Итак, как же управлять тембром и высотой голоса? Как вы поняли из вышеприведенных экспериментов и исследований, немного поднять или слегка снизить тональность голоса может практически каждый человек, даже не проходивший специальную подготовку по постановке голоса. Различные факторы психологического свойства тоже могут влиять таким образом, что человек начинает говорить тише или выше.

Коль скоро тональность и тембр голоса, в принципе, поддаются влиянию, почему бы не взять этот факт на вооружение и не пытаться влиять на голос осознанно и осмысленно? И не просто чуть-чуть, а столько, сколько нам нужно для достижения красивого тембра… Идея заманчивая и, что самое главное, полностью реальная для воплощения в разумных пределах!

Голос, который формируется исключительно «в голове» без участия грудного резонатора, будет или слабым и писклявым, или бездыханным и неразборчивым, или визгливым, а то и просто сорвется.

Если вы захотите говорить низким бархатистым голосом, но у вас от природы металлический тенор, то и нижний диапазон без тренировки соединения резонаторов будет или скрипучим, или сиплым, или вы вообще посадите голос.

Кроме того, чтобы голос (любой!) звучал красиво и убедительно, вам всегда следует помнить о глубоком дыхании со вздохом в нижнюю часть легких. Такое дыхание еще называют диафрагменным или диафрагмальным.

Еще следует помнить о дикции и артикуляции, которые должны быть достаточными, но не должны быть избыточными. Так, если вы почти не открываете рот и не задействуете артикуляционные мышцы, звук будет застревать во рту и полноценного звучания не получится. Если артикуляция избыточна, а вы слишком широко открываете рот там, где это не нужно, звук получится грубым.

Все эти аспекты работы с голосом – постановка дыхания, опора для звука, дикция, артикуляция, соединение резонаторов – мы изучили в уроке 2. Это базовые знания для постановки глосса, которые нам уже неоднократно понадобились и понадобятся в следующих уроках тоже. Поэтому если что-то осталось непонятным, прочитайте и проработайте материал урока 2 еще раз.

В принципе, чтобы умело управлять звуковысотностью собственного голоса, вам нужно запомнить и применять на практике два важных момента:

Кроме того, не забывайте, что ротовой резонатор обеспечивает более открытое, громкое звучание голоса, способствует снятию зажимов с горла, помогает говорить более свободно, а носовой резонатор выступает соединительным звеном для всех резонаторов, придает четкость и ясность звучанию каждого резонатора и голоса в целом.

Напомним еще раз, что резонаторы – это природные усилители нашего голоса внутри нашего организма. Они позволяют сделать голос выше или ниже, звонче или тише, обогатить окраску тембра. Научившись управлять потоком воздуха и направлять его в тот или иной резонатор, вы сможете раскрыть свой голос по-новому и мгновенно менять многие из тех характеристик голоса, о которых вы узнали в первой части урока.

Поэтому, если хотите расширить диапазон – работайте над резонаторами, и со временем вы сможете звучать выше или ниже, чем сейчас. Более того, при работе над той или иной частью диапазона часто можно наблюдать некоторую симметрию результатов. Если вы работаете над верхними нотами и расширением диапазона вверх, нижние ноты начинают звучать более уверенно и рабочий диапазон расширяется не только вверх, но и чуть-чуть вниз.

И еще один немаловажный аспект. Мы не зря начали практическую часть урока с темы осмысленности и осознанности в работе над тембром. Дело в том, что вы можете планировать не только содержание и структуру речи, паузы и логические ударения, но и все аспекты звукоизвлечения! Вкратце мы затронули этот момент в предыдущих уроках, а сейчас самое время продолжить.

В уме, а затем вслух можно репетировать не только текст будущего сообщения, но также его эмоциональную насыщенность, громкость, высоту, темп. Можно попытаться задать тот или иной тембр и репетировать речь с разными интонациями. Знания анатомии голоса, полученные на нашем курсе, и понимание, как те или иные движения и положения органов звукоизвлечения влияют на ваш голос и вашу речь, помогут вам в этом.

Интересный момент: словарь ассоциаций предлагает около 70 возможных определений к слову «тембр» [Словарь ассоциаций, 2020]. Поэтому если вы затрудняетесь с тем, как можно разнообразить вашу речь, такая подборка ассоциаций вполне может вам помочь.

Кроме того, наработать осмысленный подход к звуковедению, научиться управлять высотой и менять (в пределах разумного!) тембр голоса вам помогут специальные упражнения, котоорые предлагает профессор из Франции Филипп-Николя Мело, обучающий пению профессионалов и любителей.

Упражнения для контроля над тембром и высотой голоса:

1Сделайте из ладоней «наушник» и «микрофон»: одну ладошку поднесите к уху, вторую – ко рту, и начинайте читать текст (считать ворон, напевать песню). Так вы услышите свой голос в максимальном приближении к тому, как его слышат окружающие, при этом сохраните мобильность и возможность тут же что-то поменять и попытаться отрегулировать высоту или тембр голоса, если вам что-то не нравится. Это не вместо записи голоса на диктофон и контроля результата. Это в придачу, чтобы иметь возможность быстро уловить взаимосвязь между своими усилиями по голосоведению и результатом.
2Делайте зарядку для лицевых мышц, чтобы снять нагрузку с горла и голосовых связок и максимально задействовать диафрагму и артикуляцию. Произнесите слоги «кью», «икс» один за одним, но на «кью» губы должны округляться, а на «икс» расходиться в широкой улыбке. Повторить 30 раз. Если вы попытаетесь рассказать что-то сразу после этого, то услышите, что речь стала более внятной и свободной.
3Читайте вслух тексты (стихи, рассказы, песни), искусственно растягивая гласные. Можно даже просто пропускать согласные буквы, если это поможет сосредоточиться на гласных. Это поможет сделать речь более мелодичной. К слову, носителям французского языка Филипп-Николя Мело советует именно пропускать согласные и тянуть гласные (напомним, что Филипп-Николя Мело француз). Так что если вы репетируете речь или песню на французском, тяните гласные без согласных. Теперь тот же текст нужно прочитать, чеканя и артикулируя согласные. Так ваша речь станет более внятной.
4Теперь читайте текст с резкой гневной интонацией. Представьте, что этот гнев идет будто бы у вас изнутри. Для контроля ощущений нужно положить руки на солнечное сплетение. Это добавит насыщенности вашему звучанию. Можно репетировать и с другими эмоциями.
5Стоя на полу без обуви, спокойно дышите, надувая воздухом бока и живот. Затем начинайте медленно переносить вес тела с пятки на носок и обратно. Продолжайте раскачиваться уже с закрытыми глазами, сосредоточив внутреннее внимание на стопах. Это для того, чтобы не потерять равновесие. Контролируйте только ступни – так вы научитесь распределять энергию внутри себя, использовать энергию и мышцы тела для лучшего звучания речи.

Посмотреть, как правильно делать эти упражнения, можно в специально подготовленном видео:

Задать голосу нужный тембр, научиться регулировать его высоту в зависимости от ситуации вам помогут советы Лиллиан Браун, профессора Северо-Восточного университета в Бостоне (США). Свои советы она адресовала англо-говорящим соотечественникам, однако в адаптированном для русскоязычной аудитории виде эти рекомендации полностью приемлемы. Она считает, что независимо от того, какой у человека глосс от рождения, он всегда может улучшить его практикой [L. Brown, 2020].

Советы для улучшения голоса от Лилиан Браун:

И, конечно, огромное значение тембр голоса и способность петь выше и ниже имеет для вокалистов. В нашем курсе вокалу посвящен отдельный урок, однако начать тренироваться вы можете уже сейчас. Вы помните, что за доступ к высоким нотам отвечает головной резонатор, а низкие ноты мы поем с помощью грудного резонатора. Поэтому стоит дополнительно поработать над грудным и головным резонаторами.

Советы новичкам, как справиться с высокими нотами:

Более мужественный плач, а также другие упражнения продемонстрировал в своем видео певец, музыкант, автор блога, посвященного вокалу, Иван Радьков:

К слову, обратите внимание, что, когда вам на видео показывают, как открывать рот, язык у певца лежит ровно, а кончик языка находится у нижних зубов. Не забывайте повторять (и применять!) материал предыдущих уроков на практике. И помните, что каждая новая тема – это совсем не повод забыть то, что вы выучили ранее. Если у вас получились упражнения из предыдущего видео, можете попробовать выполнить более сложные упражнения:

Похожие мысли и, в придачу к этому, советы, как снять зажимы с голоса, можно найти у певицы, блогера и вокального коуча Александры Стройцевой. Обратите внимание, что к своему голосу нужно относиться адекватно и не требовать от него тех высоких нот и тех оттенков тембра, которых в нем пока что нет. И ноты, и оттенки звучания достигаются упорными тренировками и осознанным контролем за своим голосом:

Давно известно, что обладатели низких голосов мечтают заполучить в свое распоряжение высокие ноты, а обладатели высоких голосов почти всегда хотят освоить нижний диапазон. На самом деле, помочь можно и тем, и другим.

Советы новичкам, как справиться с низкими нотами:

И, конечно, видео на эту тему:

Итак, в этом уроке мы разобрались с такими характеристиками голоса как высота и тембр, и поняли, как влиять на эти характеристики своего голоса. Если формированию красивого голоса и тембра мешает гнусавость, персонально для вас видео, как избавиться от гнусавости в голосе:

Нам остается только закрепить полученные знания с помощью проверочного теста и продолжить работу над прочими характеристиками голоса в следующем уроке.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь давайте изучим тему громкости и силы голоса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *