что такое терминоэлементы в латинском языке
Материалы
2. Сравните значение терминов: Психотерап и я — система лечебного воздействия психическими средствами на организм больного. Психиатр и я — область клинической медицины, изучающая психические болезни.
3. Конечный терминоэлемент – paedia имеет два значения: первое значение «ребенок, детский» употребляется достаточно редко, основное значение этого термина не имеет отношения к понятию «детский» и обозначает «обучение, исправление дефектов». Обычно, это раздел медицины, занимающийся исправлением каких-либо дефектов, например: logopaedia – отрасль медицины, занимающаяся исправлением речевых расстройств (как у взрослых, так и у детей).
4. Конечный терминоэлемент – plasia означает развитие ткани, органа, части тела. Чаще всего, речь идет о «дисплазии» – аномалии развития различных органов, например, myelodysplasia — общее название аномалий развития спинного мозга. Крайним выражением аномалии развития является аплазия — врожденное отсутствие органа или части тела.
5. Терминоэлемент –ptōsis может употребляться как самостоятельный термин, птоз — врожденное или приобретенное опущение верхнего века (в том числе pseudoptosis – ложное опущение века). В составе сложного термина данный терминоэлемент имеет значение «опущение органа».
6. Терминоэлемент – trophia образован от греческого trophē – питание, однако в составе сложных терминов данный терминоэлемент применяется для обозначения не самого процесса тканевого или клеточного питания, а для обозначения патологических состояний, в основе которых лежат нарушения клеточного или тканевого питания, обмена веществ. Как правило, речь идет об атрофии и различных видах дистрофии.
· Атроф и я — это уменьшение массы и объема органа или ткани, сопровождающееся ослаблением или прекращением их функции; в основе атрофии лежат расстройства питания тканей.
· Дистроф и я — патологическое состояние, возникающее при хронических расстройствах питания, характеризующееся задержкой роста и развития, понижением сопротивляемости организма.
7. Конечный терминоэлемент – c ē le означает «грыжу, выпячивание». Гр ы жа (hernia) — это выпячивание органа или его части через отверстия в анатомических образованиях под кожу, в межмышечные пространства или в полости.
8. Терминоэлемент – pn ŏё обозначает, как правило, различные патологии дыхания, обычно dyspn ŏё – одышка. Од ы шка — нарушение частоты, глубины или ритма дыхания, сопровождающееся, как правило, субъективно тягостными ощущениями нехватки воздуха, затрудненного дыхания.
Латинский язык. Анатомическая номенклатура, фармацевтическая терминология и рецептура, клиническая терминология : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов / Д.К. Кондратьев [и др.]; под общ. ред. Д.К. Кондратьева – 2-е изд. – Гродно : ГрГМУ, 2009. – 416 с.
Материалы
1. Анализы крови и мочи являются самыми распространенными методами лабораторной диагностики. Терминоэлемент – uria обозначает «наличие или повышенное содержание каких-либо веществ в моче» (например: лейкоцитурия), однако иногда он может обозначать также «относящийся к мочеиспусканию» (например: никтурия). Терминоэлемент – aemia обозначает «наличие или повышенное содержание каких-либо веществ в крови» (например: гиперинсулинемия), однако иногда он может обозначать также «относящийся к крови, её объем» (например: олигемия, гиперемия).
2. Терминоэлементы – algia и – odynia – синонимы, иногда они взаимозаменяемы (например: акралгия и акродиния). Первый терминоэлемент, однако, употребляется значительно чаще. – odynia применяется, большей частью, в отношении опорно-двигательного аппарата (например: акродиния, спондилодиния).
3. Терминоэлемент – pathia , как правило, обозначает не какое-то конкретное заболевание, а служит для обозначения общих названий заболеваний какого-то органа (например: артропатия – общее название заболеваний суставов). При выполнении упражнений рекомендуется, указывая значение термина, начинать с «общее название заболеваний…». Терминоэлемент – pathia может также иметь значения «чувство», «чувствительность» (см. перечень терминоэлементов).
Материалы
Корневые терминоэлементы
Греческий ТЭ
Значение терминоэлемента
aden (o)-
1. железа (лимфаденография);
2. аденоиды (аденотомия)
audi(o)- (лат.)
cardi(o)-
chol(e)-
cholecyst(o)-
желчный пузырь (холецистопатия)
cyst(o)-
мочевой пузырь (цистоскопия)
lapar(o)-
брюшная полость, живот (лапароскопия)
macr ( o ) —
большой по размеру, крупный (макроцефалия)
megal(o)- (-megalia)
большой по размеру, увеличенный (мегалодонтия, цефаломегалия)
men(o)-
менструация, менструальный цикл (дисменорея)
metr(o)-
-metra
hyster(o)-
micr(o)-
малый по размеру, небольшой, мелкий (микромастия)
mogi-
с трудом выполняемое действие (могиграфия)
olig(o)-
малый по количеству, недостаточный (олигемия)
ophthalm(o)-
глаз, зрение (офтальмоскопия)
phleb(o)-
poly-
много (по количеству), множественный (полиурия)
pyel(o)-
почечная лоханка (пиелография)
salping(o)-
маточная труба (сальпингоскопия)
sphygm(o)-
tomo-
слой, послойный (томография)
thyr(o)-
щитовидная железа (гипотиреоз)
Конечные терминоэлементы
Греческий ТЭ
Значение терминоэлемента
-gramma
1. рентгенограмма (флебограмма);
2. графическое изображение результатов нерентгенологических исследований (гемограмма)
-graphia
1. рентгенологическое исследование (ангиография);
2. графическая регистрация (нерентгенологические методы исследования) (кардиография);
3. относящийся к письму (аграфия)
-metria
-ōsis
1. болезнь, патологическое состояние (хейлоз);
2. повышенное содержание форменных элементов крови (эритроцитоз);
3. множественный (фурункулёз)
-penia
недостаточное, пониженное количество форменных элементов крови (тромбоцитопения)
-scopia
исследование, осмотр (осмотр с помощью эндоскопа) (гастроскопия)
Префиксы
Греческий ТЭ
Значение терминоэлемента
нарушение функции, отклонение от нормы, затруднение
endo-
Латинский язык. Анатомическая номенклатура, фармацевтическая терминология и рецептура, клиническая терминология : учебно-методическое пособие для студентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и медико-диагностического факультетов / Д.К. Кондратьев [и др.]; под общ. ред. Д.К. Кондратьева – 2-е изд. – Гродно : ГрГМУ, 2009. – 416 с.
Материалы
1. Терминоэлемент – graphia , в большинстве случаев, обозначает рентгенологическое исследование ( phlebographia – рентгенологическое исследование вен), однако, он может обозначать и нерентгенологический метод исследования (electroencephalographia – графическая регистрация биопотенциалов мозга), а также «относящийся к письму» (dysgraphia – расстройство письма). Иногда определить точное значение термина по терминоэлементам достаточно затруднительно, например: gastrographia – общее название методов графической регистрации различных функций желудка, hepatographia – рентгенологическое исследование печени.
3. Терминоэлемент — scopia обозначает визуальное обследование, осмотр с помощью каких-либо инструментов или, для исследования внутренних органов, специальных эндоскопов ( gastroscopia – исследование желудка с помощью гастроскопа, angioscopia – осмотр внутренней стенки сосуда с помощью эндоскопа). Эндоскоп – это оптический прибор с осветительным устройством для визуального исследования полостей тела, который вводят через естественные или искусственные отверстия.
4. Аппараты, приборы для проведения «скопии» называются «скопами», например: arthroscop – эндоскоп для осмотра полости сустава.
5. Повышенное или, наоборот, пониженное содержание форменных элементов крови обозначается следующим образом: -ō sis – повышенное содержание форменных элементов крови, -penia – пониженное содержание форменных элементов крови:
· thrombocytōsis – thrombocytopenia ( может быть и thrombopenia).
· leucocyt ō sis – leu с ocytopenia (может быть и leucopenia ).
8. Следует различать терминоэлементы, обозначающие размер, величину и терминоэлементы, обозначающие количество:
10. Обратите внимание на термины: hyperthyreosis – повышенная функция щитовидной железы и hypothyreosis – пониженная функция щитовидной железы.
Тема: «Клиническая терминология. Терминоэлементы»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж №6»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Раздел 3. Клиническая терминология
Тема: «Клиническая терминология. Терминоэлементы»
Дисциплина ОП 01 Основы латинского языка и медицинской терминологии
Специальность : 31.02.02. Акушерское дело
Invia est in medicina via sine lingua latina
2019-2020 учебный год
предметной (цикловой) комиссией
от «21 » _ноября_ 2019 г.
Председатель П(Ц)К ОПД
на заседании методического совета
Председатель методического совета
Методист – Полоса С.В.
Зулунова Г.Т. преподаватель основ латинского языка первая квалификационная категория.
Пашедко О.В. преподаватель основ латинского языка
ГБПОУ ДЗМ «МК №6» председатель ПЦК ОПД
высшая квалификационная категория
Методическая разработка практического занятия предназначена для проведения практического занятия по теме «Клиническая терминология. Терминоэлементы» с обучающимися 1 курса специальности 31.02.02 Акушерское дело.
Учебно-методическая разработка по дисциплине ОП 01«Основы латинского языка с медицинской терминологией» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) специальности 31.02.02 Акушерское дело
В методической разработке подробно изложены современные подходы к освоению знаний посредством разработанных педагогических технологий и методов оценки знаний. Кроме методического материала работа содержит контрольно –оценочный материал, таблицы, схемы, что существенно облегчает самостоятельную работу студентов.
Актуальность практического занятия заключается в акцентировании внимания обучающихся на акушерской терминологии, умении конструировать термины и объяснить их значение. Занятие проводится в интерактивной форме. Занятие логически структурировано в соответствии с целями. В структуру занятия включен контроль исходных знаний студентов, предусмотрено изучение студентами информационного блока. При освоении и закреплении знаний, обучающимся предлагается решение разноуровневых тестовых заданий, решение ситуационной задачи, заполнение таблицы. Содержание обучения переведено в задачи и задания для студентов на уровне профессионально – практической деятельности, максимально приближенной к реальной работе акушерки.
Латинский язык как самостоятельная дисциплина ОПД является основой изучения и использования терминологии не только в колледже, но и при последующей профессиональной деятельности, а также является средством совершенствования личности будущего медика.
Подготовка квалифицированного специалиста невозможна без овладения специальной терминологией. За время обучения в медицинском колледже будущая акушерка встречается с множеством частных терминологий различных медико-биологических и клинических дисциплин. Это помогает ей овладеть современным научным языком своей профессии. Профессиональное овладение клиническими дисциплинами включает в себя понимание и использование медицинской терминологии на латинском языке. Изучение данной темы позволит научить учащихся понимаю и владению медицинской терминологией, а также выделять греческие корни и другие словообразовательные элементы и «конструировать» клинические термины.
Медицинская терминология состоит из трех основных разделов: анатомо-гистологического, клинического и фармацевтического. Во всех разделах для образования терминов широко используются терминоэлементы (корни), префиксы, суффиксы греко-латинского происхождения, которые сохраняют определенное, предписанное им в терминологии значение. Клиническая терминология включает термины, обозначающие названия болезней, симптомов, методов обследования и лечения, а также названия инструментов и приборов, патологические состояния.
Тема занятия непосредственно связана с предыдущими и последующими темами по лексическому и грамматическому материалу. Применение презентации в программе «Power point» не только иллюстрирует различные этапы занятия, но и помогает при проверке различных заданий, наглядно демонстрируя правильные ответы, что способствует усвоению материала.
Методическая разработка содержит следующие блоки: методический блок с подробным описанием хода занятия; блок информации; блок контроля с эталонами ответов на задания; приложение с инструкцией для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, презентацию к занятию.
Работа студентов на занятиях индивидуальная и в микрогруппах.
Пособие поможет сформировать ответственное отношение к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.