что такое underground в рэпе
Что такое Хип-хоп андерграунд?
В последнее время можно часто увидеть двигающегося подростка из спальных районов с натянутым капюшоном и утверждающим, что он слушает хип-хоп андерграунд. Хип-хоп можно разделить условно на два направления: коммерция и андерграунд. Что же такое этот хип-хоп андерграунд? Андерграунд происходит от английского слова underground, в переводе на русский – подземелье, метрополитен, подпольная организация.
Из перевода с английского языка, можно понять, что словом андерграунд можно наградить организации или действия, которые существуют неофициально, нелегально, в обход общеустановленным правилам. Конечно, рэп исполнители на этом ничего не зарабатывают.
Если сравнивать андерграунд и коммерцию, то можно выделить много особенностей.
Откуда взялся андерграунд?
Конечно, сам рэп пришел от афро-американцев из США. Многие ошибочно считают, что андерграунд пришел вместе с ними. На самом деле, русский андерграунд развился сам с приходом рэпа в эту страну. Да, русская подземка это российское детище. Андерграунд в США выглядит, как движение гангстеров у себя на районах. Но ведь образ жизни в России в бедных районах и у бедных людей категорично отличается от американцев! Поэтому утверждение, что российский андерграунд — это последовательность за стилем из США, верно лишь частично. Образцом произведений «из-под земли» образованные ценители рэпа стихи Маяковского. Он писал о своем несогласии с некоторыми сложившимися образами жизни и бюрократии, что можно увидеть в русском андерграунд рэпе сегодня.
Будь в теме: что такое андеграунд на молодежном сленге
Новые слова появляются в языке постоянно, и в данной рубрике мы объясняем значения популярных сленговых выражений. Что такое чилить с крашем, шипперить знакомых и не только, мы уже рассказали. А сегодня поговорим про андеграунд – слово, которое часто встречается на просторах Интернета и в повседневной речи.
Что такое андеграунд на молодежном сленге
Андеграунд (от английского underground – подпольный, нелегальный) – понятие более широкое, чем РОФЛ, кринж или вайб. Андеграунд объединяет целое течение в культуре (в частности, в современном искусстве), которое противостоит классическим канонам и мейнстриму (массой культуре). Чаще всего андеграунд ассоциируется с чем-то запрещенным, бунтарским и смелым, он напрямую конфликтует с общественно-одобряемыми устоями и идеологией. Деятели андеграунда эпатируют общество и стремятся снимать негласные табу в разных сферах жизни.
Андеграунд в музыке, изобразительном искусстве и не только
Чаще всего андеграунд связывают с искусством – андеграунд в музыке, изобразительном творчестве, кино и так далее. При этом нередко деятельность, которая начиналась как «подпольная», со временем превращается в массовую.
Например, так произошло с рэпом – если в 2000-х провокационные песни с обсценной лексикой и табуированными темами вызывали волны негодования и общественного осуждения, то сейчас рэп-артисты выступают на одной сцене со звездами шоубизнеса, появляются на федеральных каналах и даже сотрудничают с политическими партиями. Такой процесс закономерен, ведь бунтарские выходки делают артиста популярным, а слава приносит финансовое благополучие, крупные контракты и обязательства. Получается, что некогда «андеграундный» артист начинает подчиняться общим правилам и подвергается критике, что «он уже не тот». Плюс сам жанр становится популярным и массовым, что прямо противоречит «подпольности».
Тем не менее граница андеграунда и массовой культуры крайне размыта и зачастую субъективна. Важно помнить, что смена интересов и направления деятельности в творчестве и жизни – вполне нормальный процесс.
Как использовать «андеграунд» в современном языке
Вы слышали фразу «это настоящий андеграунд!» или «он уже не андеграунд»? Суть таких молодежных выражений вытекает из предыдущего пункта: если деятель перестал спорить с обществом и начал подчиняться негласным правилам, значит, он больше «не андеграунд».
В обратной ситуации, когда человек продолжает делать смелые, но социально-осуждаемые поступки несмотря на препятствия, преследования и критику, то он имеет право называть себя «андеграунд».
В обычной речи это слово можно использовать и менее серьезно, например:
Конечно, слова современного сленга применяются в разных ситуациях, и их значение варьируется в зависимости от контекста, интонации и самих участников диалога. Но теперь вы знаете исконный смысл молодежного слова «андеграунд» и можете смело применять его в своей речи!
Что такое андеграунд в молодежном сленге
Значение слова «андеграунд»
Андеграунд – это термин, появившийся в молодежной среде на стыке веков, в начале двухтысячных, и первоначально известный лишь малому кругу разбирающихся в теме людей.
Пришедший из США и западной Европы, данное понятие хоть и было ново для слуха российских обывателей, однако характеризует явление, знакомое российской действительности. Итак, андеграунд дословно означает “подземный”, “скрытый под землей”.
Первоначально так стали называть музыкальные стили, культивируемые в Соединенных Штатах Америки, в которых слова были политически тяжеловесными, касающимися запретных тем, таких как расизм, ущемление прав чернокожей американской диаспоры.
Поскольку такие песни имели ограниченный круг слушателей, да и у тех могли возникнуть проблемы с законом, такие выступления проводились на отшибах городов, под мостами, в подвальных помещениях.
Вход на такие вечера был строго контролируемым: чужаков просто не впускали.
Развитие направления
Сначала андеграунд получил распространение исключительно среди чернокожего населения, но далее стали вовлекаться неравнодушные белые, и андеграунд перестал быть явлением, возникшим только в рамках одной расы.
Особое развитие это направление получило, слившись с субкультурой метро. Огромные залы, узкие переходы и тупики путей, лестницы и эскалаторы, темные вагоны поездов – все это служило прекрасной площадкой для выступления андеграундных певцов, танцоров.
На просторах подземного лабиринта разыгрывались инсценировки и мини-спектакли (правда полиция быстро разгоняла такую самодеятельность), которые собирали толпы зевак.
Бродячие проповедники социализма и прочих диковатых для среднего американского обывателя идей ходили из вагона в вагон, раздавая буклеты и листовки. Андеграунд в метро – это совершенно особый социально-культурный феномен.
Андеграунд в культуре
Как андеграундное направление в Советском Союзе звучали песни Высоцкого, переложенные на песни стихотворения Иосифа Бродского и многие иные произведения диссидентов или иначе – инакомыслящих. Только слово такое в Советском Союзе не употребляли.
В 2000-е в России андеграундом считались музыкальные стили рэп, хип-хоп, драм-энд-басс. Их играли в элитных и строго специализированных клубах, собиравших только ценителей подобных стилей. Намного позже такие песни стали проникать на общероссийскую сцену.
Сейчас представителями андеграунда можно назвать таких исполнителей как Noise MC, Каста, Бранимир, Алиса Апрелева, Гарри Топор, Многоточие, Иезекииль 25:17, Анатолий Благовест и многие другие артисты.
Главным посылом андеграунда было и остается – задеть человека “за живое”, заставить его думать и чувствовать, спровоцировать его “вылезти” из уютного кокона его действительности. Конечно, в ритме андеграунда может творить не только смелый музыкант, но и любой иной представитель творческой интеллигенции и людей, которым близко искусство и небезразличны проблемы современного социума.
Андеграундом может быть шокирующее граффитти на стене многоэтажного дома или смелая социальная реклама на тему беспризорности, в общем, любой плод человеческой креативности, который не может смириться с существующим положением дел.
Можно сказать, что настоящий андеграунд – это всегда противопоставление массовой культуре, это сражение против поп-культуры, против засорения умов людей шаблонными образами и стереотипами мышления. К сожалению, судьбой любого андеграунда становится постепенное включение его в эту самую массовую культуру, против которой он был изначально направлен.
Многие люди, проникаясь идеями, декларируемыми данным направлением, начинают служить цели распространения послания. Таким образом, узкий круг сочувствующих расширяется до внушительных масс, что выводит андеграунд “из подполья”.
Значение слова в молодежном сленге
В молодежном сленге андеграунд более широкое понятие, порой не сопряженное с искусством. Андеграунд – это стиль и способ самовыражения, нечто эпатажное, привлекающее внимание, броское и кричащее.
Андеграунд не понятен всем: он доступен лишь для людей, открытых к новому, не боящихся экспериментировать. Исполнители этого стиля не боятся отвержения публики, потому что они следуют своим уникальным путем.
В заключение выделим основные черты андеграундного влияния в искусстве:
За кем стоит андеграунд?
Внимание. Данная статья содержит «творчество» самых подземных представителей хип-хопа в России, а также большее количество мата, чем все остальные статьи данного ресурса вместе взятые и катастрофический объем сарказма.
Настоятельно рекомендуем запастись святой водой, иконами, заучить пару молитв и держать курсор мыши на крестике браузера. В противном случае вы рискуете призвать в свой мир ужасных демонов, неспокойных духов или заразиться приступами беспочвенной ненависти.
Давно собирался написать статью про андеграунд-рэп. Казалось бы, сценарий проще некуда: андеграунд – говно, уж лучше слушать Витю Ак. Но в процессе знакомства с представителями андера и их подземным творчеством пришлось пересмотреть свое мнение относительно данного направления в русском хип-хопе. И даже провести кое-какое расследование и выяснить за кем же стоит андеграунд, а точнее кто его делает и в каких целях.
Получился своеобразный бестиарий. Но прежде чем перейти к экспонатам, давайте разберемся, что же такое андеграунд вообще.
Андеграунд – это творчество, которое противопоставляется массовой культуре. То есть весь хип-хоп, в принципе изначально подземный. Но ведь никого не удивишь выступлением рэперов по телевизору. Даже вновь объединившийся Центр, «музыка протеста, как и десять лет назад», успешно двигает свой протест на первом канале.
Те, кто только мечтает попасть на голубые экраны, обычно обзывает тех, кто уже попал, продажной попсой. Ну а они, не попавшие в телек, уж точно настоящий тру-рэп, подземка. Для них немыслимо «продаться», сделать рэп во имя выгоды. Но такие мысли обычно до первого хита. Как только их заметили, они резко перестают бояться заработать деньги. Кто-то в угоду славе начинает делать все подряд, лишь бы это было на данный момент популярно. Кто-то продолжает творить на своей волне, но все равно с оглядкой на слушателя, дабы не разочаровать его. Совсем уж единицы продолжают делать то, что нравится, не зависимо от того, что хочет слушатель.
Но это все просто рэп, не андеграунд. Потому что при упоминании этого слова у человека, который более или менее разбирается в рэпе, в голове всплывают образы конкретных личностей. Тех, кто вечно живет в подземке, а уж если выходит из нее, то только за тем, чтобы сделать подземным тот уровень, на котором он сейчас. Это те, кто якобы реально протестует, или просто высмеивает рэп во всех его проявлениях.
Но как оказалось, даже самый подземный андеграунд – понятие достаточно абстрактное, не имеющее строгих рамок и постоянного актерского состава, который с легкостью интегрируется в систему, против которой протестует.
Далее будем разбираться на примерах. Кстати, в этой статье собраны далеко не все представители андера, а только те, которые попали в поле зрения автора.
Красное дерево или же Михаил Краснодеревщик
Наверное, самый безобидный представитель андера на данный момент, потому что о нем ничего не слышно. Имеет один из лучших сайтов среди русских рэперов — krasnoederevo.com – котором и можно узнать все – от биографии и концертов, до творческих идеалов. Также, порывшись на рэп.ру можно найти интересное интервью семилетней давности.
Кровосток
Тоже имеет великолепный сайт — krovostok.ru.
Про Кровосток написано много различных хвалебных статей. Это наглядный пример того, что будет, если рэпом начнут заниматься художники и писатели. Вообще, особенность многих андеграунд-рэперов в том, что они пришли в рэп, будучи уже в зрелом возрасте.
Типичная история многих рэперов – начал слушать в детстве, увлекся, сам начал пробовать, вот теперь зарабатываю музыкой на хлеб (ну или просто она имеет большое значение в жизни).
А андеграудщики? У кого бизнес свой, кто художник, просто ради интереса решили сделать что-то похожее на рэп. И понеслось.
Самое главное – не воспринимать их всерьез. Забавные придуманные рассказы под монотонно, почти гипнотически прочитанные унылый бит – вот гангста-рэп от Кровостока в исполнении Шила. Оригинально? Очень! Можно даже давать концерты без бэк-вокалиста:
Странно слышать отзывы, что Кровосток – это лучшее, что есть в русском рэпе, что он «убирает» всех своими текстами. Никого он не «убирает», создателям Кровостока попросту плевать на весь остальной рэп-движ. Все что сделал Шило для рэпа — сфоткался с Оксимироном.
Даже если рэпа вообще не было, интеллигенты Шило, Доктор Фельдман и диджей Полутруп придумали бы «художественный гангста-рок».
Еще одна особенность андеграундщиков – называть свое творчество не рэпом, а чем-то более интересным. У ТВЖ например «ассоциативный стих». Вообще, читая интервью с участниками Трагедии Всей Жизни можно подумать, что они нормальные адекватные люди. Но находятся люди, которые серьезно воспринимают трэки ТВЖ, ища там сакральные истины и тайны мироздания. Хотя авторы прямым текстом говорят: «смысла в нашем действе искать не нужно».
Но куда там, истинные фаны не читают интервью, вот например мнение о самом харизматичном участнике ТВЖ – Раскольникове (орфография сохранена):
«Раскол — это как высотский, который переродился в наше время. Его не дано понять многим, точнее в наше время никто не может это делать, а те кто может те давно уже смотрят в завтрашний день мира хип-хопа в россии.»
Нет, я отказываюсь верить, что это написано на полном серьёзе. Да в Джонибое больше Высоцкого, чем в вашем Раскольникове! Высоцкий даже через десять реинкарнаций не стал бы напяливать на себя свиную голову и спускать штаны при виде объектива камеры.
Сам Раскольников, тем временем успешно катается на подлодке Азимут-звука, где под крылышком Слима выдает вполне интересные подземные вещи:
Бухенвальд Флава
Не знаю, круто или нет, но самое популярное видео с Бухенвальд Флава это версус Саша Скул vs Джон Рай. Хотя данное произведение выигрывает у него по всем параметрам.
Кроме посещения модных рэп-баттлов, Скул в своем творчестве пропагандирует здоровый образ жизни, толерантность и терпимость. Даже названия альбомов говорят сами за себя «Мой друг Гитлер», «Белая горячка». Это вам не унылый патриотичный хип-хоп от 25/17 или Грота, это суровый рэп из Сибири!
Блин, хотел же не скатываться в сарказм(
Kunteynir
Вот настала очередь самой подземной из андеграунд-групп.
Ребята из Kunteynir настолько суровы, что Ютуб блокирует их клипы. Но это не мешает им штурмовать новые рэп-олимпы и двигать свое позитивное и познавательное творчество в массы. А все потому, что их ведет сильный и несгибаемый лидер, которому не страшны ни тюрьма, ни полный зал людей, испытывающих к нему лютую ненависть. Герой андеграунда, рыцарь нечистот, Паша Техник. МС с богатым жизненным опытом, он расскажет и покажет вам, что такое жизнь, как быть сильным и как делать настоящий «авангардный рэп»!
Техник – провокатор (как и вышеперечисленные товарищи). Чтобы я не написал про него, похвалил, ужаснулся, попытался унизить – в любом случае он останется в плюсе, в любом случае я его попиарю. Ну, или он меня пропиарит.
Какое первое впечатление производит Техник? Безбашенный отморозок, вызывающий отвращение.
Но нет, снова обращаемся к интервью, там говорит сама адекватность. Он удивляется, что люди находят в его творчестве, ему даже страшно представлять, что кто-то вырос на его песнях.
Интересный феномен, стоит преодолеть брезгливость, возникающую при первом знакомстве с этим персонажем, то он начинает… нравиться! Ты пересматриваешь и угораешь с его версуса, ты до слез смеешься, репитя его видео-ответы и приглашения. Ты, начинаешь использовать его фразы вроде: «Эй, петушня, подтягивайтесь на концерт!».
Этот засранец в маске обезьяны начинает просто притягивать.
Но все же ты прекрасно понимаешь, что Техник исключительно клоун. Мерзкий, противный, убогий, но смешной клоун. Ни в коем случае не музыкант и не рэпер.
Как говорит мой друг, если его можно считать эталоном, то только эталоном ебанутости.
И все, скажете вы, да тут же нет и половины наших любимых андеграунд-артистов?
Да, ребята все, тут и так материала достаточно, чтобы сойти с ума, получить контузию, разрыв барабанных перепонок, неизлечимую душевную травму, но что самое страшное – начать самому делать андеграунд. Кстати, кто не знает, фит с Пашей Техником стоит 2000 рублей.
Так что же такое андеграунд? Лучшее, что есть в хип-хопе, его авангардное направление? Музыка будущего? Или же бред сумасшедших? Или же стеб, но хорошо завуалированный и мало кому заметный?
Лично я склоняюсь к последнему. Если рэп вообще это цирк, то андер — цирк в кубе. Да, возможно, во многих подземных трэках присутствует и глубокий смысл и интересная философия, но их бывает очень трудно выделить из кучи грязи, в перемешку с которой они и подаются. Поэтому сам поиск чего-то интересного среди ужасного качества записи, мерзких сравнений и прочих фирменных атрибутов подземки — занятие очень сомнительное.
10 комментариев
Я вот решил склепать маленький список, что можно выделить из грязи :
полумягкие, ежемесячные, Бутер Бродский, ATL, R V M, замкнутость 8, galafo, KODLA(EMCXXA), эхопрокуренныхподъездов, alfaro, УННВ, Твёрдый Мики, риталити, плст, Обильный, Слава КПСС, Жёлтая Ветка, Дрим, Мутант Ъхвлам, ХИТРЕЦ, чёрный куст, kanada…
А вообще этот список можно продолжать бесконечно.
ATL уже не андер, а мейнстрим) Я думаю он лишний в этом списке.
Что такое underground в рэпе
Меньше оглядок на требования рынка, хотя и они есть, безусловно. Есть свободные артисты и в мейнстриме, те же Outcast, но их мало. Так что андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать жестким правилам
Давай попробуем с тобой определить понятие «андеграунд». Что означает это слово и как реализуется в хип-хопе? Мы сейчас говорим именно о американском.
Есть достаточно простой формальный способ определить, андеграунден ли артист – зайти на сайт undergroundhiphop.com и посмотреть, что они продают. Это почти точно ответит на ваш вопрос. Именно это принято называть «андеграундным хип-хопом». Это большой интернет-магазин и там намеренно не продается никакой мэйнстрим, никакой «dirty south». Даже Nas’а там, кажется, нет. Это один из способов понять для новичка, кого же называют «подземщиками».
Но ведь и в «dirty south» есть свой андеграунд?
Но ведь Mos Def выходил на Geffen.
Стало быть, в какой-то момент он относился к мейнстриму. Но нужно всегда иметь в виду, что деление это весьма формальное. Оно нужно просто для ориентира. Безусловно, есть какие-то исполнители, которых можно безоговорочно отнести к той или иной стороне, но будет и множество промежуточных вариантов, с оговорками.
Например?
Да тот же Mos Def. Раньше он был, можно сказать, королем андеграунда.
За счет чего?
За счет того, что где-то с середины 90-х он выпустил ну очень много синглов, которые стали культовыми, знаковыми для этой сцены. В период расцвета лейбла Rawkus он был фигурой № 1. Времена сборников «Soundbombing», «Lyricist Lounge», потом, конечно, его альбом с Талибом Квели. Это был настоящий прорыв. С одной стороны, там все было основано на корнях хип-хопа – черная самосознательность, позитивное отношение к музыке, стремление чему-то хорошему научить. Без давления, это не пропаганда была. С другой стороны, это было сделано очень доступно и без забывания того, что это все-таки музыка, а не курс лекций. Гораздо мягче, чем Public Enemy. А по значению Blackstar, думаю, на тот период были, как PE восьмидесятых. Так вот в середине 90-х Mos Def, никаких сомнений, был именно королем андеграунда. Хотя всегда был и другой король – Kool Keith. И до сих пор остается. Вот от себя всегда противопоставлял и мэйнстриму и backpack-движению. Он просто другой. Другая музыка, другой месседж. У него очень небольшие продажи, но его знают абсолютно все. Знают, но 90% не подозревают, чем он занимается последние 5 лет. Эпохальные вещи, от Ultramagnetic Mc’s до Dr.Octagon, остались в прошлом, а сегодняшние его вещи знают немногие. Одной своей строчкой «smack my bitch up» он уже вошел в историю, а после нее Kool Keith написал более 20 альбомов. Вот парадокс – почти никто его не слушает, а король все равно – он. Потому что нет другой такой фигуры.
Давай попробуем так: можно ли услышав какого-то неизвестного артиста, сразу определить, к кому он относится?
Не всегда. Нужно знать, кто это, где вышел, чего хочет. Нужно еще и принимать во внимание, что маленькие лейблы часто пользуются возможностями больших. Вот у E-40 есть свой Sik Wid It Records, но он считается подлейблом большого Jive Records.
Сейчас он будет сотрудничать с Lil Jon, а это ведь артист из мэйнстрима.
Ну стилистически этот тандем не будет звучать странно. Вот если Lil Jon спродюсирует кого-то с Anticon – это другое дело. Сейчас в плане творческих пересечений ни чему не надо удивляться. На предпоследнем альбома Prefuse 73 в одном треке сошлись El-P и Ghostface. То есть трек 3-х людей из разных пластов музыки. И нормально.
Разный ли слушатель у мейнстримной музыки и андеграундной?
У него 700 000 только предзаказа на альбом.
Да, а почему? Потому что есть сингл, клип, реклама, постоянное мелькание в СМИ. И вот представь, что через какое-то время его выпускает маленький лейбл без такой поддержки. Купят его тысяч 30, не больше. И это будут его постоянные слушатели, другие даже не узнают про выход альбома.
То есть слушатель мэйнстрима в массе своей пассивен? Послушав Black Eyed Peas он не будет искать сольники их лидера, Will I Am?
Да, поэтому у них и тираж гораздо меньше. А вот слушатели «подземки» ищут сольники участников интересных им коллективов. Кстати, у них (у поклонников) есть такая немного «детская» особенность – чуть какой-нибудь артист из их среды добивается успеха, как его перестают слушать бывшие поклонники.
А почему? Они считают себя умнее, элитарнее других?
Есть такой пунктик, конечно. Они сами целенаправленно искали эту музыку, тратили время, а потом это кому-то легко досталось.
Мне кажется, что сейчас артист, который звучит альтернативно мейнстриму, не может добиться успеха. Тогда как несколько лет назад отлично продавались первые альбомы Cypress Hill, Beastie Boys…
Нет, и сейчас есть такие новаторы. Например, Neptunes. Не могу назвать себя их поклонником. Фаррелл, конечно, попсовик, но к музыке он подходит инновативно. Я когда его слышу – всегда удивляюсь. А Outkast?! Думаю, альтернативнее по звучанию группу трудно себе представить, а продаются они великолепно. Ну а Kanye West? Его сольник я в жизни не куплю, так как он как рэппер – нулевый. А вот продюсер интересный. У Common’а или John Legend’а он отличный продакшн сделал. Собственно, таков же и Puff Daddy. Хороший битмейкер, послушайте альбомы Notorious – серьезная работа. А вот сольные работы нормальный человек воспринимать не будет. Конечно, мир изменился. Я недавно купил альбом Public Enemy «New Whirl Odor», там был бонус-двд с 4-мя клипами. Не могу себе даже представить, где их сейчас могли бы поставить на ТВ. А раньше такие же клипы крутили вовсю. Я не буду говорить, что мы катимся в какую-то глубокую задницу, но если бы можно было включить МТВ в 1990-ом, в 1995-ом, в 2000-ом и в 2005-ом, то разница была бы очень заметна. Сейчас крутят из хип-хопа только клубняк. Я не говорю, что клубняк – плохо, но «сознательной» музыки на канале уже не увидеть. И заметь, полностью исчезло на телевидении такое движение, как «позитивный» рэп. Arrested Development, De La Soul, да масса таких раньше всегда были в ротации. В мэйнстриме из таких остались только The Roots и Common.
Успех портит артиста?
Ну скажем, Nas. С удовольствием слушаю его ранние работы, но после альбома «God’s Son», где все построено вокруг того, какой он замечательный, серьезно к нему не отношусь. У него это уже в «Hate me now» с Puff Daddy появилось. А Jay-Z, скажем, ничуть не испортился. Он, в принципе, и не был андеграундным. Его первая группа Original Flava в 92-94 исполняла такой jazz-rap. Но тогда и не было такого четкого разделения на андеграунд и мэйнстрим хип-хоп.
Когда появились первые независимые лейблы?
Где-то с конца восьмидесятых. Как тенденция – уже в начале 90-х. Например, у Eazy-E Rustless Records – один из первых. Rap-a-Lot. Были и раньше, хотя бы у Sugar Hil Gang был свой Sugar Hill. Думаю, таких лейблов становилось все больше потому, что крупные начали жестче проводить свою политику, давить на артистов. Сейчас Public Enemy уже не представишь на Def Jam.
Как эти лейблы существуют де-факто? Сколько там людей работает, какие тиражи?
На лейбле может работать от одного, до, скажем, 50. Они же тоже разные. Например, Warp – независимый лейбл, а народу там немало, несколько десятков. А вот Lex – хип-хоп подлейбл Warp’а – это один человек, Том Браун. На Stones Throw порядка десяти человек. Anticon’ом занимается не больше трех. Тиражи небольшие, конечно. От 100 экземпляров. Самые продаваемые из андеграунда – тысяч сто. Но это самые хиты. Например, последний альбом dj Vadim вместе с синглами и инструментальной версией – чуть меньше 50 000. И это все вместе – на виниле и cd. А это один из самых известных индепендент рэп артистов.
А концертные гонорары?
Невелики. У большинства таких артистов – меньше 1000 долларов. Есть, конечно, вроде Necro, он просит несколько тысяч, но это исключение. Американский рынок переполнен, предложение разнообразно – много не попросишь.
Про 50 Cent тоже говорят – «вышел из андеграунда». Это что еще за андеграунд такой?
Скорее, он из тех, кто в журнале The Source проходят под знаком Unsigned Hype. То есть те, которые еще не вошли в мэйнстрим, но вот-вот ворвутся туда или, по крайней мере, способны это сделать. Они уже взяли напрокат золотую цепь и ждут контракта. Их подход отличается он «сознательного» андеграунда. Они в нем находятся по необходимости. Eminem, кстати, тоже из таких.
Не так давно появилась новая разновидность андеграундных рэпперов. Они преимущественно белые, сильно отличаются от просто бэкпекеров – арт фэги (art fag). Расскажи о них поподробнее.
Это люди не нашедшие себя в уличном хип-хопе. Немного условно, но примерно так. Их еще называют «концептуальными» рэпперами. Лейбл Anticon весь такой. Def Jux или Galapagos4 балансируют между уличным и концептуальным хип-хопом. Я, кстати, не стал бы говорить, что только белые занимаются концептуальным. Скорее, различие в следующем: true school, т.е. классический андеграунд всегда имеет ту или иную отсылку к улице, опирается на сам хип-хоп. А в некоторых случаях, исполнитель берет шире, базируется на более универсальном, можно сказать, классическом искусстве. Так и получается «концептуальный» хип-хоп. Например, у Public Enemy до сих пор все отсылки ограничиваются «черной» культурой, «черной» политикой. А Sole из Anticon, которой по сути тот же Public Enemy, тот же Ice Cube, тот же Big Daddy Kane, но он ссылается не на Луиса Фарракана или Малькольма Икс (оба – борцы за права черных – прим.), а либо на самих Public Enemy либо на людей, далеких от хип-хопа. На Ноама Хомского, например, на современную политическую мысль, на любой культурный пласт – кино, литература. Но дело не в цвете кожи. Взять того же Big Juss (ex-Company Flow), он не ограничиватся только хип-хоп культурой. А Beans (ex-Anti-Pop Consortium)? Он цитирует поэтов-сюрреалистов в своих тестах. Mr.Lif с лейбла Def Jux читает и пишет научную фантастику и на ее основе сочиняет свои тексты. Есть искусство внутрижанровое, она варится внутри себя, обращается к своим корням, а есть искусство, преодолевающее эти барьеры. И чтобы понимать его, нужно знать больше, чем просто хип-хоп. Dos One из Themselves легко оперирует поэзией Алена Гинзберга, у Buck 65 много отылок к авторскому кино типа Дэвида Линча, Годара. Таких черных меньше, но они есть.
Давай попробуем подытожить. Что же такого есть в андеграунде, что нравится людям? Почему они готовы искать того или иного исполнителя?
На мой взгляд, больше искренности и свободы. Все условно, конечно, но там больше свободы выражения, экспериментов. Меньше оглядок на требования рынка, хотя и они есть, безусловно. Есть свободные артисты и в мейнстриме, те же Outkast, но их мало. В целом, так что андеграунд привлекает своей непредсказуемостью и отказом следовать каким-то жестким правилам.
В следующий наш разговор речь пойдет об отечественном хип-хоп андеграунде.