что такое vgb оксимирон
«Отвлекающий манёвр»: что говорят в сети о новом альбоме Oxxxymiron
Российский рэпер Oxxxymiron выпустил первый альбом за шесть лет. Выложенный в сеть 12 ноября сборник «Смутное время» представляет собой микстейп из 36 треков, в числе которых преимущественно старые работы исполнителя, выходившие с 2014 по 2016 год. Среди ранее неопубликованных композиций — только треки «Мох» и «Колесо», занимающие первую и последнюю строчки в альбоме.
Пользователи социальных сетей и поклонники музыканта неоднозначно отреагировали на долгожданный релиз. Некоторые комментаторы выражают опасения, что новые треки выйдут ещё нескоро. «Концептуального альбома ждать будем ещё шесть лет?» — задаётся вопросом поклонник творчества Oxxxymiron.
«Всё, конечно, хорошо, но остался один и тот же вопрос: когда альбом?» — пишет пользователь YouTube.
«Смысла микстейпов в 2021 году не понимаю. Все слушают музыку на цифровых площадках, а не на кассетах. Собрать себе плейлист из старых треков я и сам, ****, могу. Или я чего-то не понимаю? Тогда объясните, пожалуйста», — отмечает один из комментаторов в Twitter.
Поклонники творчества артиста шутят, что новый альбом призван облегчить поиск и прослушивание песен. Пользователь YouTube иронизирует: «Столько треков было у Окси внеальбомных, и они все терялись в аудиозаписях, а тут вот добрые люди за шесть лет всё в один микстейп собрали». Некоторые иронично благодарят Oxxxymiron за плейлист, который «как раз было лень собрать».
Информация о том, что новый альбом рэпера выйдет 12 ноября, появилась в сети в начале недели. В качестве доказательства ряд СМИ опирались на рекламу сервиса «СберЗвук», размещённую в паблике «Грайм зоопарк». Пост вскоре был удалён.
Некоторые пользователи считают, что обнародованный микстейп стал рекламой будущего альбома. По мнению комментаторов, сборник был выпущен, чтобы сохранить необходимое для продвижения настоящего альбома напряжение.
«Я думаю, что микстейп — в качестве подогрева, чтобы мы вспомнили, а альбом будет уже позже через какое-то время», — пишет один из поклонников творчества рэпера.
Некоторые фанаты рэпера уверены, что настоящий альбом он опубликует 13 ноября — именно в этот день в 2015 году вышел предыдущий сборник Oxxxymiron «Горгород».
«Окси умеет создать шум, альбом, похоже, будет завтра, как «Горгород» (вышел 13 ноября). Так и здесь, не зря последний трек — «Колесо». Это про цикличность, Окси часто об этом говорит», — отмечают в сети.
На отдельные размышления фанатов Oxxxymiron подвиг временной отрезок 2014—2021, указанный после названия «Смутное время». Пользователи сети предполагают, что представленный микстейп может стать рубежом, отделяющим один творческий этап в карьере рэпера от другого.
«Думаю, суть в том, что все эти песни — это один альбом всей его прошлой жизни, всё, что он держал в себе. И сейчас это закончилось для него, и этот период жизни был для Окси «смутным временем», вскоре он выпустит новый альбом с другим названием», — пишут комментаторы на YouTube.
Выпуск альбома, состоящего из старых песен, послужил темой для многочисленных шуток.
«У меня после этого «альбома» Оксимирона ощущение, как будто тебе 11, у тебя день рождения, и мама говорит: «Какой подарок? Мы же тебе куртку зимнюю купили, это и был подарок», — иронизируют в Twitter.
Автор другого комментария пишет, что «уже запомнила 90% текста нового альбома Оксимирона, а он вышел полчаса назад».
Пользователи Twitter также делятся скриншотом новости, опубликованной в паблике «Рифмы и панчи»: они предполагают, что сообщество по ошибке выставило заранее заготовленный текст с описанием «третьего студийного альбома» и «аутентичного, неповторимого стиля».
Единственное реально смешное в ситуации с микстейпом Оксимирона это то как рип заранее написали восхваляющее описание НОВОГО АЛЬБОМА СПУСТЯ 6 ЛЕТ МОЛЧАНИЯ ОТЦА РУССКОЙ РЭП ИНДУСТРИИ pic.twitter.com/P37O8Yr7QW
Впрочем, многие остались довольны релизом.
Oxxxymiron через книги: какая литература на него повлияла + полный список всех книг, которые он упоминал в творчестве
Главный стереотип и одновременно образная черта Оксимирона – что это самый книжный человек в русской музыке. В массовом сознании он воспринимается как человек, который постоянно сыплет терминами, именами, культурными отсылками. И строит язык на читательском опыте. Плюс закончил Оксфорд по направлению «английская литература» и получил диплом литературоведа.
А какой он – литературный опыт Оксимирона? Какие книги для него важны, что использует в текстах чаще всего, на кого ссылался?
Тут мы собрали в одном месте всю литературу, которая его формировала. И полную коллекцию книг: из треков, баттлов, интервью, его страницы вконтакте, твиттера и форума hip-hop.ru.
Главные писатели в жизни Оксимирона и почему именно они
Джон Толкин
Оксимирон упоминает его везде и со старта карьеры. Вероятно, ни один другой писатель не отпечатался в нем сильнее.
В треке «Восточный Мордор» Оксимирон ассоциирует с Мордором тот Лондон, в котором варится. В «Признаках жизни» описывает собственный путь и первые строчки там: «Из Муми-долов, Хоббитонов и слонопотамов». Финальные слова одного из раундов в баттле с ST: «А я как хоббит Фродо Беггинс из романа «Колец». Я дойду до цели, хотя я *** [нифига] не храбрец». Даже название альбома «Горгород» созвучно с толкиновским вулканическим плато – Горгоротом. И так далее.
Что Оксимирон в разное время писал про Толкина:
«Хоббита» я прочел в шесть лет, «Властелин колец» в девять, а потом «Сильмариллион», я его *** [стащил] из Библиотеки Блока на Невском, где работала мама.
Разница между Роулинг и Толкином, что Роулинг – это феномен масс-культа, как «Секс в большом городе» или Леди Гага. А Толкин (до фильмов, я еще хорошо помню это время) был феноменом подпольного культа и именно поэтому имеет культовый статус на века.
Главная сила Толкина – сама мифология. Как и в случае с Лавкрафтом. Ни Толкин, ни Лавкрафт не являются великими писателями. Но их мифологии имеют странную самостоятельную жизнь. Это меня и поразило, когда я прочитал «Властелина» в девять лет, и определило мои приоритеты на ближайшие годы».
Молодой Oxxxymiron не ищет в его романах особую идеологию или философский концепт. Для него Толкин важен умением создавать миры, образы и персонажей. Эстетика средневековой атмосферы и европейского эпоса − это, кажется, во все периоды жизни любимое культурное пространство Оксимирона.
С образами хоббитов все понятно − тихие ботаники, которым вдруг пришлось выживать и бороться среди суровых авантюристов. Такой тип персонажа вписывается в вводные данные биографии Оксимирона (о чем он постоянно говорит): неспортивный интеллектуал, который толкается сквозь суровых эмигрантов, брутальных рэперов, опасных дельцов. Фродо и Бильбо откликались ему сильнее изначально заточенных на подвиги ребят вроде шпионов, рыцарей или супергероев.
Говард Лавкрафт
Оксимирон выпускал мерч с Лавкрафтом, часто ссылался на него и даже посвятил его произведениям отдельный трек. Который так и назвал – HPl (Howard Phillips Lovecraft). В нем он воссоздал атмосферу и мифологию Лавкрафта, его героев и сюжеты.
Что он писал о нем до этого:
• «Из трешового же одним из любимых у меня был и остался Лавкрафт, думаю, это уже вряд ли изменится. С удовольствием перечитываю его».
• «Лавкрафт для меня вообще центральная фигура, опять же, не конкретные произведения, а его мироощущение в целом, его космос».
• «Случай Чарльза Декстера Варда» в числе любимых, отчасти потому что длинная, как и «Хребты безумия».А так все *** [зашибись] и читать надо подряд».
• В твиттере кто-то написал: «Преобладающее большинство произведений Кинга можно описать одной фразой: ужасное нечто в провинциальном городке». Оксимирон ответил: «То ли дело HPL – пористое, осклизлое, перепончатое, колышущееся, бородавчатое, слоящееся, клейкое, миазмическое, гнилостное нечто, везде».
Эдуард Лимонов
Его фотография есть в альбоме «Ориентиры» на странице Оксимирона вконтакте, куда он заливал людей или явления, повлиявших на него в разное время. Что писал про Лимонова:
«В первую очередь ранние произведения. Все, что было написано до конца 90-х. «Подросток Савенко», «Молодой негодяй» (это из «Харьковской трилогии», но первая часть – «У нас была великая эпоха» – скучная, так что стоит читать только вторую и третью).
Он только о себе и умеет писать. Вопрос в том, КАК он пишет.
Мне, кстати, не сильно нравится Лимонов как личность, но стиль отличный. Ну и для 15-16 [лет] это, мне кажется, просто обязательная литература. Возраст, когда хочется оторванности и героизма, а у Лимонова только это и есть».
В 2012 году Оксимирон сказал, что два главных произведения его жизни: «Книга мертвых» Лимонова» и «Ich bin so wild nach deinem Erdbeermund» Клауса Кински: «Вот уже пять-десять лет я осознанно и неосознанно живу по этим книгам».
Иосиф Бродский
В 2005 году Мирон писал на форуме: «Бродский-то всего-навсего неплохая, но совершенно неоригинальная копия Одена. На западе, кстати, к нему так и относятся, это у нас он стал национальным героем. Бродский – это такое нечто очень среднее и неоригинальное. Хотя изредка попадаются и хорошие стихи».
Но в 2011-м мнение поменялось: «Он сильно на меня повлиял. Вообще стихи я в свое время перестал писать именно из-за влияния Бродского, которое было настолько велико, что стихи выходили позорными и нечитабельными. При этом Бродский, хоть и силен, далеко не мой любимый поэт. У него просто очень привязчивый стиль, который, как паразит, въедается в голову и его потом очень тяжело вывести. Но в целом его стихи для меня слишком продуманные: в них не хватает спонтанной безуминки. Для рэпа это как раз подошло бы, но стихи – другое, излишняя сухость их душит. Достаточно почитать Мандельштама, Хлебникова или обэриутов, чтобы почувствовать разницу».
В 2013 году Оксимирон выложил фотографию Бродского в «Ориентиры» с подписью: «Всю жизнь этому сопротивлялся, но все-таки – да». Еще говорил, что в начале трека «Нет связи» есть прямая отсылка к стихотворению «Пилигримы».
Про остальных писателей Оксимирон публично делился не так много. Возможно, они влияли на него даже больше, чем Толкин, Лавкрафт, Лимонов и Бродский. Но говорил он про них меньше. К тому же в последние годы Окси практически ничего не говорил о предпочтениях.
Но вот еще авторы, о влиянии которых известно:
Андрей Платонов. «Это писатель с самым завораживающим языком. Как будто он с луны упал. У него самый запоминающийся слог. «Котлован» + «Чевенгур» – вот рецепт для крышесноса».
Федор Достоевский. «ФМ Дост – вся моя жизнь».
Эдгар Аллан По. «Если ты еще не читал По, я тебе по-хорошему завидую».
Мишель Уэльбек. «Расширение пространства» – лютая. Но «Плафторма» все же хороша. Герой Уэльбека от обесчеловеченного мира не утирает слезы и не ставит еще одну джазовую пластинку, а вместо этого озлобляется до иссиней черноты и с ножом в руке, полусумасшедший, бродит между светящихся витрин провинциальных парижских городов. В этом и выражается агрессивный экзистенциализм. Мне этот вариант больше по душе».
Сергей Довлатов. «Близок к гениальности. Думаю, со временем встанет в один ряд с Чеховым как автор коротких рассказов».
Даниил Хармс. «Театр абсурда, квинтэссенция бреда. Посмотри, сколько поколений писателей и поэтов выросли на этом безумии – возьми стихи Лимонова, альбом Аквариума «Треугольник», да до фига всего – это все прямое продолжение безумия 30-х годов, и в этом Хармс велик. Прочитай «Елизавету Бам», «Горло бредит бритвою», все эти рассказы про то, как у старичка выпал из носа маленький квадратик. По-моему, это просто офигительно, Но верю, что кому-то это просто не нравится эстетически».
И те, про кого Мирон ничего не говорил. Но либо включал в список любимых, либо выкладывал в «Ориентиры», либо посвящал треки.
Списки книг, которые Оксимирон составлял в молодости
Какие еще книги хвалил молодой Оксимирон:
📗 «Перевернули сознание. В 9 лет «Властелин Колец», в 13 лет «Братья Карамазовы», в 15 лет «Молодой Негодяй» Лимонова и рассказы Лавкрафта».
📗 «Только что прочитал Кундеру «Невыносимая легкость бытия» – отлично, мне очень по душе такая литература. Удивительная книга».
📗 «Из художественной литературы за последние месяца два больше всего понравилась автобиографическая книга Оруэлла «Фунты лиха в Париже и Лондоне», это такой маргинальный крик души 20-х годов. Оруэлл работал официантом в грязном русском притоне в Париже, жил с бомжами в Лондоне и т.п. Это совсем не тот Оруэлл, что потом написал плоские, бьющие в лоб «Свиноферму» и «1984».
📗 «Сейчас читаю «Франкенштейн» Шелли. Незаслуженно обиженная большой литературой книга».
📗 «Подвиг» Набокова – просто замечательно, зачислена в одну из любимых книг».
📗 «Разгром» Фадеева – а очень даже неплохо, удивляюсь, как ее в советской школе проходили, уж больно «неблистательными» изображены красные».
📗 «Глазами Клоуна» – это замечательная книга, абсолютный шедевр, так ничто за душу не берет».
Все в том же вк-альбоме «Ориентиры» у Оксимирона добавлены: «Петербургские зимы» Иванова («Эта книга мне впервые объяснила, по каким принципам существует любая «околокультурная тусовка» и какие в ней бывают типажи), «Над пропастью во ржи» Сэлинджера (ей Оксимирон посвятил татуировку), «Культура времен Апокалипсиса» Адама Парфея.
Есть еще две его цитаты о книгах:
Полный список книг, которые Оксимирон упоминал в треках и баттлах
Сразу − главное. Вот как выглядит топ-лист самых часто употребляемых произведений в текстах Oxxxymiron за все эти годы.
Теперь посмотрим отдельно на каждый период его творчества.
Пояснение к списку. Для удобства и краткости мы не включали повторы произведений. То есть: если какая-то книга впервые появилась в его текстах, например, в 2012-м и потом появилась снова в 2016-м, то в разделе про 2016-й мы ее пропускаем.
2008-2009. Период, когда Oxxxymiron только появился. В основном с короткими баттловыми треками и кучей жестких панчей. Тогда он удивил новыми для русского рэпа рифмовкой, флоу и культурными отсылками. Но на книги ссылался не так много. Еще в то время у него было много шуточных вставок по с каламбурами типу:«Ты думал, книга «Тихий дон» про молчаливых испанцев».
• «Архипелаг ГУЛАГ» Александр Солженицын.
• Мифология Древней Греции.
• «Тихий Дон» Михаил Шолохов.
• Мифология Древнего Египта.
• «Код да Винчи» Дэн Браун.
• «Жестяной барабан» Гюнтер Грасс.
• «Отцы и дети» Иван Тургенев.
• Русские народные сказки.
14 независимый баттл (2009), в котором Оксимирон дошел до полуфинала. Тут его стиль стал искуснее, а ссылок на литературу больше. И они стали сильнее. Например: «Мы садились, вовсю залипая на клейкой ленте. А повелители мух предлагали нам нейролептики».
• «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой.
• Легенды о ходже Насреддине.
• «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди.
• «Сирано де Бержерак» Эдмон Ростан.
• «Пилигримы» Иосиф Бродский.
• «Робинзон Крузо» Даниэль Дефо.
• «Заповедник гоблинов» Клиффорд Саймак.
• Легенда о Вечном Жиде (Агасфере) – используется в нескольких произведениях разных авторов.
• «Повелитель мух» Уильям Голдинг.
• «Горе от ума» Александр Грибоедов.
• «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойл.
• «Питер Пэн в Кенсингтонском саду» Джеймс Барри.
• «Снежная Королева» Ханс Кристиан Андерсен.
• «Последний из могикан» Джеймс Купер.
• «Винни-Пух» Алан Милн.
• «Простоквашино» Эдуард Успенский.
• «Гадкий утенок» Ханс Кристиан Андерсен.
• «Собор Парижской Богоматери» Викто Гюго.
• «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспир.
• «Пикник на обочине» Аркадий и Борис Стругацкие.
• «Остров сокровищ» Роберт Льюис Стивенсон.
• «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков.
• Вселенная Джона Толкина.
• «Так говорил Заратустра» Фридрих Ницше.
• «Палата номер 6» Антон Чехов.
Первый альбом «Вечный жид» (2011). Уже совсем другой уровень. Язык Оксимирона стал гибче, рифмы интереснее, отсылки − менее считываемыми.
• «Темные аллеи» Иван Бунин.
• «Книги джунглей» Редьярд Киплинг.
• «До свиданья, друг мой, до свиданья. » Сергей Есенин.
• «Два капитана» Вениамин Каверин.
• «Три мушкетера» Александр Дюма.
• «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзак.
• «Четыре танкиста и собака» Януш Пшимановский.
• «Гадкий утенок» Ханс Кристиан Андерсен.
• «38 попугаев» Григорий Остер.
• Средневековые арабские сказки.
• «Двадцать тысяч лье под водой» Жюль Верн.
• «Жук в муравейнике» Аркадий и Борис Стругацкие.
• «Волшебник страны Оз» Лаймен Баум.
• «Сыпь, гармоника! Скука… Скука…» Сергей Есенин.
2012-2015. Это период Оксимирон сам описывал как переход от нонконформистского к более доступному. Вероятно, он имел в виду звучание и форму треков. Потому что тексты наоборот стали сложнее, а литературные отсылки – еще мене доступными.
• «Юному поэту» Валерий Брюсов.
• «Гамлет» Уильям Шекспир.
• «Тайна третьей планеты» Кир Булычев.
• «Американский психопат» Брет Истон Эллис.
• «Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов.
• «Венецианский купец» Уильям Шекспир.
• «Бойцовский клуб» Чак Паланик.
• «Генералы песчаных карьеров» Жоржи Амаду.
• «Над пропастью во ржи» Джером Сэлинджер.
• «Песни Мальдорора» Лотреамон.
• «О дивный новый мир» Олдос Хаксли.
• Все о муми-троллях» Туве Янссон.
• «Голубятня на желтой поляне» Владислав Крапивин.
• «Закат Европы» Освальд Шпенглер.
• «Король Генрих IV» Уильям Шекспир.
• «Старуха Изергиль» Максим Горький».
• «Больше бена» Сергей Сакин.
• «Голый завтрак» Уильям Берроуз.
• «Голубое сало» Владимир Сорокин.
• «Тайная книга Иоанна».
• «Цвет из иных миров» Говард Лавкрафт.
• Тень над Иннсмаутом» Говард Лавкрафт.
• «Empire V» Виктор Пелевин.
• «Виртуальный свет» Уильям Гибсон.
• «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд.
• Борис Виан (без указания произведений).
• «Путешествия Гулливера» Джонатан Свифт.
Второй альбом «Горгород» (2015). Здесь Оксимирон создал свой мир и сюжеты, поэтому отсылок на другие произведения совсем немного. Вероятно, есть сюжетные отсылки или темы альбома взяты из каких-то произведений. Какие книги мы заметили:
• «Божественная комедия» Данте
• «Оловяный солдатик» Ханс Кристиан Андерсен.
• «Евгений Онегин» Александр Пушкин
• «Молох» Александр Куприн.
• «Государь» Никколо Макиавелли
• «Гарри Поттер» Джоан Роулинг.
• «Десять негритят» Агата Кристи.
• «Легенды о короле Артуре»
• «Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл
• «Машина времени» Герберт Уэллс.
• «Фунты лиха в Париже и Лондоне» Джордж Оруэлл.
• «Камо грядеши» Генрик Сенкевич.
• «Записки простодушного» Аркадий Аверченко.
• «Бег» Михаил Булгаков.
• «Хроники Нарнии» Клайв Льюис.
• «Метро 2033» Дмитрий Глуховский.
• «Остров мертвых» Роджер Желязны.
• «Стихи о неизвестном солдате» Осип Мандельштам.
• «Человек-невидимка». Герберт Уэллс.
• «Мертвые души» Николай Гоголь.
• «Кто виноват?» Александр Герцец.
• «Что делать?» Николай Чернышевский.
• «Преступление и наказание» Федор Достоевский.
• «Гроза» Николай Островский.
• «Двенадцать стульев» Ильф и Петров.
• «Что в имени тебе моем?» Александр Пушкин.
• «Куда приводят мечты?» Мэтисон Ричард.
• «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Хорас Маккой.
Оффлайн-баттлы
Тут Оксимирон тоже много опирается на книги: если сначала это были точечные использования, то в поздних баттлах книги стали целыми блоками и даже фундаментом. Например, баттл с ST: сравнение себя с Фродо Беггинсом (негеройским, пугливым, но прытким и расторопным) и противопоставление мещанскому и непритязательному ST. В баттле со Славой КПСС вообще посвящает целый раунд книге «Тысячеликий герой» и чуть ли не целиком рассказывает стихотворение Гумилева.
«Мальчики открыли ротики». Как Оксимирон спровоцировал противостояние мужчин и разозлил женщин
«Молчание — это клад, золото либо кляп./ Но я не подозревал, как оно изменит меня», — говорит Оксимирон и впервые публично рассказывает о конфликте с рэпером Жиганом и видео 2011 года, на котором последний дает стоящему на коленях Мирону пощечину. Эта запись и становится «кляпом», постыдной тайной, которая повлияла на жизнь Оксимирона и от которой он наконец освободился. Не без помощи психотерапии, о чем также говорится в треке.
Многие его так и восприняли. Но следом за хвалебными комментариями и словами поддержки последовали и другие реакции. От «пацанов» с обвинениями в слабости, некрутости и пиаре. От женщин, напомнивших, что они годами говорят в сети о травмах и пережитом насилии, но сталкиваются только с обесцениванием и травлей со стороны мужчин, да и вообще. Не мелковат ли повод для чествования «героя»? Наконец, от близких некогда людей, например бывшей девушки Мирона Веры Маркович, которую трек подтолкнул к рассказу об истории ее отношений с рэпером, в которой герой новой маскулинности предстает далеко не в лучшем свете.
Oxxxymiron (Мирон Федоров) Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Через два дня после выхода трека Маркович, которой на момент встречи с Оксимироном было всего 15 лет, написала пост о многолетнем абьюзе и потребительском отношении со стороны исполнителя и добавила, что после расставания долгое время боролась с клинической депрессией. Получилось не музыкально, как у Оксимирона, но тоже неожиданно и откровенно.
На Маркович обрушилась тонна хейта со стороны поклонников рэпера и всех тех мужчин, кто под постами #metoo до сих пор пишет комментарии в стиле «Почему так долго молчала?», «Да просто хочет пиара» и т. д. Оксимирон молчать и отпираться не стал. Поговорил со своей бывшей девушкой, публично извинился и попросил не писать ей гадости. Маркович удалила свои публикации и написала пост о том, что обвинять в насилии она никого не хотела, но ей было важно рассказать о своих чувствах публично.
На этом история вполне могла бы закончиться. Да и вывод получился бы вполне в духе новой этики: можно одновременно быть «экологичным» и уязвимым сегодня и токсичным абьюзером в условном вчера.
И это ни в коем случае не снятие ответственности или оправдание действий Мирона по отношению к Вере. Это в большей или меньшей степени касается большинства из нас. Подростков суровых 90-х (не говоря уже о взрослых), которые еще десять лет назад мало что знали о личных границах, абьюзе, психологическом насилии, токсичности и даже психотерапии. И вывозили, как могли.
Хорошо, что мир меняется. Хорошо, что можно меняться вместе с ним и даже больше — менять его самостоятельно. Велика ли вероятность того, что наши собственные публичные откровения о перенесенных травмах заденут кого-то, кому мы в прошлом причинили боль? Она точно есть. Важно ли в таком случае найти смелость и признаться самому себе и другим, что ты можешь одновременно быть и чьей-то жертвой, и чьим-то палачом? Б езусловно. В конце концов, не всем от природы дана достаточная эмпатия и осознание, что слова, поступки и действия могут причинять боль другому. Кому-то только признание собственных травм и насилия в свой адрес поможет понять это и впоследствии сознательно выбирать путь ненасилия.
Процесс приживания этой самой новой этики не может не быть болезненным и неудобным. Главное здесь — что процесс, пусть медленно, но идет. Блуждать в нем, периодически натыкаясь на подводные камни, — это нормально. Как и ошибаться. Мы можем себе это разрешить. И простить себя прошлых за ошибки. И простить за ошибки прошлого других. Иначе мы все тоже рискуем стать палачами.
Оттого и настораживает обесценивание публичных переживаний Оксимирона со стороны женщин и постов в стиле «мальчики наконец открыли ротики и заговорили о своей ранимости».
Да, мы живем в обществе, где все еще считается нормой мизогиния, виктимблейминг и сексизм. Да, гендерный разрыв в проживании травмы очевиден. Пока женщины годами публично говорили о харассменте, физическом, сексуальном и психологическом насилии, мужчины высмеивали и обесценивали откровения, обличающие тотальную проблему культуры насилия и угрожающие патриархальному строю.
И да, это может вызывать досаду и даже злить. Ведь, когда гремели #mеtоо и #янебоюсьсказать, женщин не называли смелыми, а обзывали обидными словами. Зато Оксимирону с историей о пощечине вчерашние критики женщин рукоплещут.
Но, повторюсь, процесс идет. И осознание того, что патриархат с его токсичной маскулинностью и установками вроде «будь сильным», «парни не плачут», «терпи боль» вредит и самим мужчинам, приходит.
Откровения Оксимирона в патриархальной России, где мальчики в принципе не говорят о своих проблемах не то что публично или у психотерапевта, но даже с близкими, — это и правда шаг.
У травмы нет гендера. Она у каждого своя, но говорить и работать с ней сложно всем. Делать это или не делать — выбор каждого. Как и реагировать на подобные публичные откровения. Так стоит ли уподобляться тем, чей выбор — обесценивание и месть? Такая вендетта мало чем отличается от методов, используемых сторонниками культуры насилия. А битва полов с обесцениванием чужих переживаний отнюдь не поможет борьбе за права женщин, и уж точно не приведет нас к светлому будущему.
Оксимирон — не мой герой и даже не исполнитель, которого я слушаю. Но его поступок кажется мне хорошим знаком того, что российское общество меняется. Что когда-нибудь новая этика приживется, токсичная маскулинность, стереотипизация и культура насилия канут в Лету, а феминизм таки победит. И осознание того, что ты не кремень, а живой человек, а значит, уязвимый, ранимый, иногда слабый, чувствительный, со своими травмами и переживаниями, от которых больно тебе, а значит, и другим, кажется мне важным шагом со стороны всех мужчин на пути к этим переменам и преодолению патриархальных скреп. Так что плачьте, парни. Это круто.
Больше текстов о политике, культуре и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь