что ж так имя твое звенит словно августовская прохлада
Августовской прохладой имя звучит
По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях.
Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе,
А теперь вдруг растут слова Самых нежных и кротких песен.
Не хочу я лететь в зенит,Слишком многое телу надо.
Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада?
Я не нищий, ни жалок, ни мал И умею расслышать за пылом:
С детства нравиться я понимал Кобелям да степным кобылам.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
С. ЕСЕНИН.
(Записала
Татьяна МЕЛЬНИКОВА, собкор «Вятского Края». Газета «ВК» 5.10.95.)
«Когда я окончательно заболела Есениным, его циклом «Любовь хулигана», его любовью, тогда поняла, ЧТО я много лет назад упустила. Ведь было рядом, рядом, а я не верила, не приняла.
Я к этой женщине, Августе Леонидовне Миклашевской, единственно no-настоящему любимой С.А. Есениным, пришла через упрямое детское неприятие. Я её не любила, не признавала, ничего не хотела о ной слышать. Это было в мои проклятущие 13 лет, в военные годы, когда только начала мало-мальски соображать.
Я не просто его поклонница. Я его люблю. Это мой поэт. Читая все подряд, обратила внимание: есть серия стихов особенно нежных, чувственных, проникновенных и. адресных. «Заметался пожар голубой. », «Ты такая ж простая, как все. », «Пускай ты выпита другим. «, «Дорогая сядем рядом. », «Ты прохладой меня не мучай. » и еще, и еще.
В 1942 г. в Слободской приехал и расположился в клубе им. Горького Кировский драмтеатр, так как в Киров эвакуировался Ленинградский Большой драматический. Августа Леонидовна Миклашевская, актриса Московского камерного театра, приехала с кировчанами. Я не знаю, с каких пор была она в Вятке, как оказалась в театре, я не знаю о ее Жизни здесь. Я знаю только, что в одной из гримерных клуба жила она, вдохновившая Поэта России на вечные его стихи.
Мои подруги целый день пропадали за кулисами театра. Они не просто общались с Августой Леонидовной, они были с ней близки, как могут быть близки восторженные девочки с одинокой женщиной в чужом городе,
Только что им мои опасения! Они: хвастались, как Миклашевская учила их при помощи пластыря менять черты лица. Чего только мы не лепили, чтобы воспроизвести эту науку дома, и хохотали над собой. В их рассказах звучали имена Таирова, Качалова, Мейерхольда.
И читала, читала она им стихи С.А Есенина. Она писала, что после смерти Есенина ее приглашали читать его стихи, посвященные ей, в концертах. Она отказывалась. А этим пичугам она читала его стихи. Я не слышала, меня там не было, но как, я думаю, это могло звучать!
0ни, надо думать, рассказывали ей обо мне, о моем увлечении музыкой, потому что однажды она переслала мне с ними ноты. Ах, где теперь эти ноты Миклашевской?! Баллада «Лесной царь» Шуберта. Я яро играла, Нина истошно читала: «. к отцу, весь издрогнув, малютка приник (по сей день помню слова баллады), прижав его, греет и гладит старик. » Не зная мелодекламации, мы «не спелись», и я в сердцах бросила Нине: «Забирай свои ноты. Пусть твоя Миклашевская сама играет и читает».
Но вот я думаю: где она тогда была? Ходила ли незаметной по нашему городу, привычному к эвакуированным, стояла ли в очереди за хлебом? Ведь что-то готовила она для себя, чем-то грелась в холода, стирала, кто-то ее видел, говорил с ней. Она рассказывала девочкам о сыне, была озабочена его судьбой, ничего о нем не знала и была, наверное, очень одинока в Слободском. И мои подруги,эти три воробышка ей душу отогревали, пока она уводила их в свой театральный мир.
И попомните меня: они, эти женщины, мелькнули здесь с интервалом в 100 лет; где-то в 2040-х годах приедет сюда еща одна драгоценная женщина какого-то российского народного любимца и пройдет незаметной среди нас, как Наталья Николаевна и Августа Леонидовна. До поры. До времени.