что значит аппаратура при нем
«Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем…»
5 октября — День учителя в России. Diletant.media поздравляет всех представителей этой замечательной профессии и публикует 5 ухищрений, на которые идут школьники и студенты, дабы не завалить экзаменационные испытания.
Авторство шпаргалки приписывается… Нет, не студенту-недоучке, а королю франков Карлу Великому! До наших дней дошли указы, подписанные его рукой, несмотря на то, что знаменитейший европейский монарх не умел ни читать, ни писать. Ученые мужи того времени разработали первые подсказки, на которых стояли образцы подписи. Таким образом, Карл Великий просто «списывал» свое имя и титул со шпаргалки.
Подпись Карла Великого
Сей факт, несомненно, оправдывает постоянных «списывальщиков»: если уж даже европейский король шпаргалками пользовался, почему ж им нельзя?! Правда, отдельным «читерам» никакие оправдания не нужны: они — настоящие мастера своего дела. А некоторые их «методики» списывания вообще граничат с серьезными научными изобретениями!
Использование телефонов и других гаджетов во время экзаменов строго запрещено, однако профессор, как известно, лопух, да и техника не стоит на месте. Сегодня школьники и студенты не заматывают ухо платком, чтобы спрятать огромный наушник, а покупают hands free Bluetooth-гарнитуру и находят себе помощника, который на другом конце «провода» диктует верный ответ.
Однако и это уже прошлый век: сейчас на пике популярности микронаушники — маленькие беспроводные устройства, вставляемые прямо внутрь ушного канала (даже волосами не надо прикрывать). В комплекте с таким наушником идет специальный кулон-передатчик, который можно надеть на шею и спрятать под одежду. Данный способ — самый высокотехнологичный, авантюрный, но, к сожалению, недешевый.
В Нюрнбергском университете есть целый музей, посвященный шпаргалке. Там можно полюбоваться диковинными подсобными средствами и даже позаимствовать идеи. К примеру, несложно изготавливаются так называемые «часики с секретом». Берем механические часы, вытряхиваем из них все, включая циферблат. На колесико прикрепляем стержень ручки, на который наклеиваем длинную полоску — то бишь, саму шпаргалку.
Даже если преподаватель своим «охотничьим чутьем» почувствует неладное, вряд ли ему придет в голову разбирать часы до малейших запчастей.
Кстати, впервые такая «шпора» была изготовлена в 1956 году. История даже сохранила имя автора — 16-летний Вильфред Ройтер. Его часы со встроенным рулоном, оригинальным механизмом перемотки шпаргалки, — настоящее произведение искусства списывания.
Впрочем, сегодня, в эпоху высоких технологий, процесс изготовления «часиков с секретом» заметно упрощен: «списывальщику» достаточно закачать шпаргалку в smart watch (умные часы) и в нужный момент нажать кнопку.
В свое время такая шпаргалка заняла почетное место в одном университетском музее в Германии. Действительно, у человека, который первым изготовил подобного рода подсказку, с выдумкой все было в порядке. Суть идеи заключалась в том, что текст на этикетке бутылки «Coca-cola», где указывается состав и прочая техническая информация, был с помощью графического редактора заменен на шпаргалку по нужной теме.
Можно лишь догадываться, но вряд ли экзаменатор стал бы искать «бомбу» на мирно стоящей на парте бутылке газировки.
Кстати, для любителей сока тоже есть выход.
Порой пронести «шпору» незамеченной гораздо труднее, чем списать с нее: личные вещи просят оставить в одном месте, телефоны отключить и сложить на первой парте В этом случае «читеры» идут на довольно оригинальный прием — прячут шпаргалку в каблуке обуви.
Это, конечно, не гарантирует им стопроцентный результат, но все-таки вселяет некий оптимизм в собственные силы и изобретательность.
«Не пойман — не вор», — гласит народная мудрость. Чтобы не оставлять «улик», некоторые мастера списывания используют в создании шпор съедобную бумагу.
Подобный концепт был предложен в 2010 году венским креативным агентством «Ogilvy & Mather», напечатавшем на рекламном флаере математические формулы.
Сейчас в продаже есть так называемая рисовая бумага, которая активно используется в кондитерской промышленности: с помощью специального принтера на нее наносятся различные изображения, которыми потом украшаются торты и прочие сладости. Эту технологию часто используют для свадеб, поэтому найти кондитерский принтер «списывальщику» — дело нехитрое, сложнее — быстро прожевать «шпору» в случае обнаружения.
Представленный список ухищрений, которыми школьники и студенты пользуются на экзаменах, не является исчерпывающим. Каждый «читер», претендующий на громкое звание профессионала в списывании, как правило, вырабатывает целую систему. В общем, на шпаргалку надейся, да сам не плошай!
«Ему было всего 40»: недолгая, но яркая жизнь профессора из «Операции «Ы» актера Владимира Раутбарта
Родился будущий советский актер в 1929 году в городе Николаев. По профессии его родители были парикмахерами, и сразу же после рождения Владимира они переехали в Ленинград.
Когда началась война Владимира и его маму эвакуировали в село Молотовской области. В 1941 году отец ушел на фронт добровольцем и через некоторое время его не стало. Через год вместе с мамой юный Володя переехал в город Березники. В этом же городе в эвакуации находился и Ленинградский ТЮЗ.
Владимир начал работать монтировщиком декораций в театре. В 16 лет юный актер стал выступать на сцене оперетты в Березниках.
Затем в Омском музыкальном театре Владимир в свои 19 лет переиграл всех стариков в спектаклях. Несмотря на свой молодой возраст, Владимир мог перевоплотиться в любого героя, передать характер. Омская публика его обожала.
Владимира Раутбарта заметил режиссер Л.М. Меерсон. Его пригласили работать в Омский областной драматический театр в 1955 году. Именно в этом театре Владимир смог раскрыться как настоящий трагик.
В 29 лет Раутбарт стал Заслуженным артистом РСФСР.
В 30 лет Владимир решил переехать в Москву. В столице актер работал во многих знаменитых театрах: Московском театре сатиры, Театре имени Гоголя, Московском драматическом театре имени Пушкина.
Позже стал служить в «Москонцерте». Параллельно с актерской работой Владимир активно занимался с молодежью, ставил спектакли, часто посещал свой любимый Омский театр. Актер постоянно находился в поисках нового. Работал преподавателем в ГИТИСе.
В 1962 году актер дебютировал в фильме «Как рождаются тосты».
В этом же году Раутбарт снялся в кинокомедии «Семь нянек», в котором исполнил роль смешного дирижера.
В 1965 году актера можно было увидеть в образе профессора в легендарной комедии Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Его герой чудаковатый ученый, который полностью погружен в свой предмет, который может понять студента и принять все его выходки, дать возможность ему исправиться.
Фраза «Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нем, при нем» стала крылатой, почти каждый зритель знает ее наизусть.
В 1969 году актер Раутбарт озвучил старуху Шапокляк в мультфильме «Крокодил Гена». Это была его последняя работа.
В июле 1969 года талантливого актера Владимира Раутберта не стало, ему было всего 40 лет.
Что значит аппаратура при нем
ТАК ГОВОРИЛИ В СОВЕТСКИХ КОМЕДИЯХ
Кинокомедия… Это звучное, радостное, уютное слово с детства знакомо каждому человеку, родившемуся в СССР (в постсоветские годы получил большее распространение термин «комедия», ранее относившийся прежде всего к театральным постановкам).
Советский народ, как известно, был не только самым читающим, но и самым «смотрящим» в мире. В 60-е и 70-е годы прошлого века, когда на буржуазном Западе популярность кинематографа стремительно сокращалась по причине расцвета многоканального телевидения, в нашей стране «десятая муза» по-прежнему считалась важнейшим и любимейшим из искусств.
И не существовало среди кинематографических жанров ни одного, что не был бы советским людям как-то особенно дорог; однако комический жанр все-таки являлся самым дорогим и близким. Неудивительно поэтому, что и наибольшее количество крылатых кинофраз содержится именно в наших старых комедиях. Притом подавляющее большинство самых «народных» из тех кинокомедий снято набором одних и тех же великих режиссеров: Гайдай, Рязанов, Данелия, Марк Захаров. Почти все их фильмы чуть ли не полностью состоят из афоризмов.
Многие и многие подобные выражения прочно вошли в нашу жизнь, приобретя ничуть не меньшее значение, чем русские народные пословицы и поговорки. Изучение этой своеобразной культурной ниши — тексты конкретных авторов-киносценаристов, разошедшиеся на цитаты и получившие активное хождение среди всех русскоязычных людей, — дело насущное и заведомо востребованное обществом.
В книге, которую вы держите в руках, сделана попытка систематизировать цитаты из нескольких популярнейших фильмов режиссера Леонида Гайдая. Особенность его лучших комедий в том, что каждую вторую (если только не первую) реплику из них смело можно увековечивать, как сейчас принято говорить, «на бумажном носителе». Как же все-таки этому выдающемуся комедиографу удалось снять сразу столько наших любимых кинолент, в которых что ни фраза, то афоризм? В какой-то мере книга «Так говорили в кинокомедиях Гайдая» отвечает и на этот вопрос.
Не подлежит сомнению, что Леонид Иович Гайдай (1923–1993) — самый любимый кинорежиссер в нашей стране. Таким он был в советское время — таким он остался для нас и сегодня.
Целых четыре его комедии входят в двадцатку абсолютных лидеров кинопроката за всю историю СССР, причем две из этих комедий («Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница») занимают соответственно третье и четвертое места.
В нашей книге представлены картины «золотого периода» гайдаевского творчества. Это шесть фильмов, вышедших в течение десяти лет, — с 1965-го по 1975-й. Все эти картины по сей день любимы огромным большинством населения России, о чем свидетельствуют их нескончаемые телепоказы.
Пожалуй, в плане народной любви Гайдай обогнал даже своих главных прижизненных конкурентов — вышеупомянутых режиссеров Георгия Данелию и Эльдара Рязанова. Просто эти последние зачастую снимали довольно грустные фильмы, более близкие к жанру трагикомедии. Гайдай же никогда не изменял своему коронному коньку — оптимистической эксцентрической кинокомедии, преисполненной гротеска и внушающей зрителю чувство невероятной бодрости и радости.
Наверное, очень многие могут сказать, что большинство фильмов Гайдая они знают буквально наизусть. И уж в особенности это, надо полагать, относится к шестерке гайдаевских комедий, выбранных нами для данного издания. С помощью этой книги читатель может как проверить самого себя на предмет знания любимых картин, так и просто воскресить их в памяти с максимальной полнотой.
Реплики и диалоги для каждого фильма даются в том же порядке, в каком они возникают в кинокартине. Выбранные нами словесные «фрагменты» разнятся по величине — от реплики из двух слов до диалога длиной в страницу. Это было сделано для того, чтобы сократить до минимума цитирование, выдернутое из контекста. Нашим главным приоритетом являлась целостность и полноценность каждой отдельной фразы, диалога, сцены.
Учитывая такой подход, можно предположить, что даже те, кто по какой-то причине не видел некоторые из великих гайдаевских комедий, смогут составить о них верное представление с помощью нашего издания.
1. «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965)
Авторы сценария: Я. Костюковский, М. Слободской, Л. Гайдай
До «Операции „Ы“» Гайдай уже успел снять крайне популярные короткометражки из жизни Труса, Балбеса и Бывалого — «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». Но именно первые «Приключения Шурика» стали первым же полнометражным и полноценным успехом режиссера.
После «Операции „Ы“» «проснулись знаменитыми» не только мало кому известные до этого молодые артисты Александр Демьяненко и Наталья Селезнева, но и сам Гайдай. Народ был поражен: такой комедии на советские экраны еще не попадало, даже из-за рубежа. Режиссера-постановщика следовало непременно запомнить, тем более что он же был одним из сценаристов.
Вообще-то саму идею о развеселых приключениях находчивого студента подал сценаристский дуэт в лице Якова Костюковского и Мориса Слободского. Их заявка на кинокомедию носила незатейливое название «Смешные истории» — и не больно-то выбивалась из ряда прочих легкомысленных киносюжетов тех лет. Первоначальный сценарий попал в руки начинающего режиссера Гайдая, который тут же решил доработать его до полноценной эксцентриады в духе обожаемого им Чаплина.
За пару лет до того Гайдай уже опробовал трехчастную структуру в черно-белом альманахе «Деловые люди» по новеллам О. Генри. В «Операцию „Ы“» из «Деловых людей» перекочевали восходящие комики Юрий Никулин, Георгий Вицин и Алексей Смирнов, а также отменный кинооператор Константин Бровин.
Но истории были уже совершенно другими — цветными, современными, советскими, во многом сатирическими. Сделанными на злобу дня — и вместе с тем вневременными. Годы показали, что это именно так: к 2010-м «Операция „Ы“» не устарела ни на йоту, чего не скажешь о большинстве прочих комедий полувековой давности.
Здесь еще не так много диалогов, как в «Бриллиантовой руке» и даже в «Кавказской пленнице». Но именно тут впервые проявилась отличительная черта Гайдая как режиссера и сценариста — оттачивание каждой реплики, произносимой в кадре, до максимального блеска.
Новелла первая. «Напарник»
Шурик — Александр Демьяненко
Верзила — Алексей Смирнов
Прораб — Михаил Пуговкин
Суровый милиционер — Владимир Басов
1. — Гражданин! Уступите место. Встаньте. (Пассажир)
— Если я встану, ты у меня ляжешь. (Верзила)
2. — Гражданин! Эти места специально для детей и инвалидов! (Пассажирка)
— А она что — дети или инвалиды? (Верзила)
— Она готовится стать матерью! (Пассажирка)
— А я готовлюсь стать отцом! (Верзила)
3. Ах, ты зрячий? Сейчас будешь слепой! (Верзила)
4. Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы! Кто хочет сегодня поработать? (Милиционер)
5. — На сегодня наряды: песчаный карьер — два человека. (Милиционер)
— Огласите весь список, пожалуйста. (Тунеядец)
6. — Есть наряд на строительство жилого дома… Цементный завод… (Милиционер)
— А на ликеро-водочный нет? (Верзила)