что значит архиерейское богослужение
Архиерейская служба в храме
Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.
Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.
Чем архиерейская служба отличается от обычной
Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.
Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.
Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.
Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.
Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.
Переоблачение
Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.
Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.
В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.
Орлецы
Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.
На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.
Особенные свечи
Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.
Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.
Омовение рук
Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.
В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.
Место для сидения
Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.
С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.
Чтение Символа Веры
Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.
Омофор
Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.
Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.
Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.
Специальные опахала
Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.
Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.
Полнота богослужения
Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:
Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.
Архиерейская литургия
Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской. Она имеет некоторые отличия от литургии, которую совершает священник.
Особенности архиерейской литургии
Во время чтения девятого часа епископ выходит из алтаря на кафедру — небольшое возвышение среди храма. По пути к кафедре он двумя перстами ограждает молящихся, и они кланяются ему в землю (без крестного знамения).
Малый вход на архиерейской Литургии совершается более торжественно: священнослужители выходят из алтаря и спускаются с амвона к кафедре. Затем вместе с епископом торжественной процессией поднимаются на амвон. Священнослужители заходят в алтарь, а епископ остается на амвоне и осеняет дики́рием и трики́рием (подсвечники с двумя и тремя свечами) поочередно правый и левый клирос, затем — всех молящихся в храме. Те, кого он осеняет, кланяются в землю без крестного знамения.
Молящиеся кланяются
Перед Апостолом, в то время, как хор и духовенство в алтаре поочередно поют «Святыи Боже» и во время евхаристического канона на возгласе «Милость, мир», епископ также выходит на амвон и осеняет дикирием и трикирием поочередно правый и левый крылос, затем молящихся. Они кланяются в землю без крестного знамения.
Архиепископ осеняет молящихся дикирием и трикирием
После чтения Евангелия, пения Херувимской, возгласа «Спаси, Боже, люди своя» (в конце литургии, после причащения верующих), после исходных поклонов хор поет «Испола эти, деспота» («Много лет ти, Владыко» — с греческого). Епископ осеняет молящихся дикирием и трикирием, все совершают земной поклон без крестного знамения.
Комментариев пока нет
Отменить ответ
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Да просветится свет твой пред человеки
Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.
— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.
Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.
Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.
— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?
— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.
— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…
— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.
— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?
— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.
— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?
— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).
— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?
— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.
— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?
— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение погречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.
— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?
— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.
— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?
— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.
Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.
Газета «Православная вера» № 8 (532)
Архиерейское богослужение
Архиерейское богослужение [греч. αρχιερατική λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — богослужение, совершаемое архиереем (лицом в епископском сане).
По апостольскому церковному устройству епископ является главой своей церковной области, символизируя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» (Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Смирнянам. Гл. 8); поэтому и в богослужебном собрании епископ занимает то же место, какое занимал Христос среди Своих учеников. В связи с этим архиерею принадлежит право (а в древности — зачастую и обязанность) предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии; викарными епископами и священниками службы совершаются постольку, поскольку им позволяется это епархиальным архиереем: «Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это» (Там же). Согласно древним описаниям христианского богослужения — «Апостольскому преданию» (III в.), «Апостольским постановлениям» (ок. 380), «О церковной иерархии» (одному из трактатов «Ареопагитик», кон. V — нач. VI в.) и др.,— епископ возглавлял сонм священнослужителей при совершении не только таинств Евхаристии и Священства, но и Крещения, Мvропомазания, Покаяния. Следы этого есть и в более поздних богослужебных книгах: в РНБ. О. п. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV в., и во мн. др. рукописях говорится об архиерее, совершающем Крещение и Мvропомазание; принятый ныне в греч. Церквах Архиератикон содержит особый чин обручения и венчания, совершаемый архиереем (за Божественной литургией или отдельно — Άρχιερατικόν. Σ. 126—139); чины отпеваний по совр. печатным Требникам считают обычным участие архиерея (Требник Большой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое богослужение может быть архиерейским.
В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники. Тем не менее литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать… если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvром, а мvро освящается одним архиереем… Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения… И также не может крестить без мvра… Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства… И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мvра, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (Симеон Солунский. О священном помазании. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епископа и прихода постоянно подчеркивается: имя правящего архиерея возглашается почти за всяким богослужением; Евхаристия совершается на антиминсе, подписанном архиереем.
Несмотря на то что каждому священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе,— таинство Священства и некоторые священнодействия могут быть совершены только епископом: «Божественное законодательство уделило посвящение иерархических чинов, освящение божественного мvра и священное совершеннодействие жертвенника (т. е. освящение престола. — Ред.) единственно совершеннодействующим силам боговдохновенных иерархов» (Агеор. ЕН. 5. 5). Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме), поэтому А. б. принято называть именно указанные таинство и священнодействия, а также те особенности в чинопоследованиях литургии и др. служб, которые связаны с участием в них архиерея.
Священнодействия, совершаемые только архиереем. В визант. обряде, принятом ныне в правосл. Церкви, только епископом могут быть совершены следующие священнодействия: рукоположения во епископа (в отличие от проч. рукоположений совершается при обязательном участии неск. епископов), пресвитера, диакона; хиротесии во иподиакона, чтеца, певчего, свещеносца (с сер. XVII в. этот чин в РПЦ, как правило, не отделяется от хиротесии чтеца; в греч. Церквах эти чины разделены — Άρχιερατικόν. Σ. 99–100); хиротесии во архиипротодиакона, протоиерея и протопресвитера, игумена и архимандрита (а также в церковные чины иконома и др.); награждения клириков за Божественной литургией наградами церковными; чины освящения храма (кроме архиерейского в РПЦ иногда практикуется сокращенный иерейский чин, т. н. малое освящение — см. в ст. «Освящение храма») и антиминса; чин освящения мvра (может совершаться только Главой автокефальной Церкви или по его поручению); чин венчания на царство (совершается только Предстоятелем Церкви в монархическом гос-ве); большинство действ литургических (чины шествия на осляти, пещного действа и др.) предполагают обязательное участие архиерея. Большой Требник (со ссылкой на Дионисия Ареопагита — см. Areop. EH. 5. 5) вкратце указывает: «Три убо действа суть, от нихже ни единнаго священннкъ кроме самаго точию архиерея совершати может. Первое, мvра свящние. Второе, жертвенника, и храма священие. Третие, рукоположение священства» (гл. 109. Л. 2 ⁄ 6). Порядок всех перечисленных священнодействий см. в соответствующих статьях.
Особенности в порядке др. священнодействий при участии в них архиерея. Уставное А. б. требует участия большого числа клириков: протодиакона, неск. пресвитеров и диаконов, иподиаконов — два подают архиерею дикирий и трикирий (они же обычно постилают для архиерея орлецы), двум (или четырем) вручаются рипиды, один (т. н. книгодержец) держит перед архиереем богослужебные книги, один (т. н. посошник) носит архиерейский жезл, одному (при совершении службы правящим архиереем в своей епархии) вручается примикирий — выносная свеча; за Патриаршими богослужениями еще один иподиакон держит во время богослужения выносной Патриарший крест. За совр. греч. А. б., как правило, функции иподиаконов исполняют диаконы.
Архиерей облачается особенным образом, что символизирует полноту почивающей на нем благодати. Одно из древнейших свидетельств облачения архиерея в одежды, отличающиеся от одежд проч. клириков, содержится в «Апостольских постановлениях» (VIII 12. 4). В вост. традиции главным знаком отличия епископа от пресвитеров служит омофор, упоминаемый как обычное архиерейское облачение уже преп. Исидором Пелусиотом (1‑я пол. V в.) (Κούρκουλα. Σ. 63–65). Вплоть до XI–XII вв. омофор был единственным знаком отличия архиереев и надевался поверх полного священнического облачения, но со временем к архиерейским облачениям добавились и др., так что с XVIII в. полный комплект архиерейских облачений в правосл. традиции включает архиерейский камисий (т. н. подсаккосник), епитрахиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заменяться фелонью), 2 омофора (большой и малый, из коих 1‑й надевается во время процессий, 2‑й — во время собственно тайнодействий), панагию (архиерей за богослужением также носит крест и вторую панагию, если он награжден ею), митру; как архипастырь архиерей имеет архипастырский жезл (в рус. традиции украшается сулком; в поздней греч. практике сулком украшают свои жезлы предстоятели Поместных Церквей; в РПЦ Патриарх, как правило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архиерей облачается также в монашеские одежды, из них богослужебное значение имеют архиерейская мантия, клобук или куколь, у Патриарха — второй параман (Дмитриевский. Ставленник. С. 265—329). В греч. практике дикирий и трикирий украшаются лентами и эмблемой с вышитыми на ней символом Христа и буквами альфа и омега. См. в ст. «Облачения церковные».
Для А. б. в России принято устраивать в центре храма возвышение — т. н. архиерейский амвон (др. названия — рундук, облачальное место; в Чиновнике изд. 1982–1983 неправильно назван кафедрой), на к‑ром стоит архиерей, когда находится не в алтаре, а в храме, и с к‑рого читается Евангелие. Сооружение высоких амвонов (метр и более высотой) в центре храма в Византии и на Руси было обычным явлением, не связанным исключительно с А. б.,— с амвона читалось Свящ. Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. В греч. практике уже с XIV в. архиерейский амвон часто не устраивается.
За рус. А. б. нередко звучат оставленные непереведенными греч. тексты: «Εις πολλά έτη, δέσποτα» (На многая лета, владыко — см. Ис полла эти, дэспота); «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε» (Владыку и архиерея нашего, Господи, сохрани), «‘’Αξιος» (Достоин — см. Аксиос), «Κύριε, έλέησον» (Господи, помилуй) и др.; в конце Патриаршей службы поется полихронион. Это след того, что РПЦ в течение долгого времени возглавляли греч. иерархи (Голубцов. С. 115–120).
В Византии книгой, содержавшей чинопоследования А. б., был Евхологий; на Руси рукописи Евхология (в слав, традиции разделяется на Служебник и Требник), приспособленные для А. б., обычно называли «святительскими Служебниками». С сер. XVII в. за епископской редакцией Евхология закрепилось название Чиновник архиерейский (в слав. Церквах) или Архиератикон (в греч. Церквах). Первые печатные издания: слав. — Венеция, 1538–1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.— Венеция, 1714 (переиздан в 1773, 1777, 1778); К‑поль, 1820. Первые печатные униатские издания: Супрасль, 1716 (под названием: «Понтификал, си есть Служебник святительский»); Унев, 1740; Супрасль, 1793. В 1910 г. в Москве с благословения Святейшего Синода был напечатан единоверческий Чиновник (тексты в нем скопированы из рукописей ГИМ. Син. № 909 и 680, XVI в.). Основными богослужебными книгами, регламентирующими совершение А. б. в наст, время, являются: в РПЦ — Чиновник архиерейского священнослужения (М., 1982–1983, 2 т.); в греч. Церквах — Άρχιερατικόν. (Αθήναι, 1999).
Божественная литургия. Из-за скудости данных трудно судить о том, отличался ли архиерейский чин Божественной литургии от иерейского в I–IV вв., однако общая простота древних чинопоследований, а также то, что ординарным совершителем Евхаристии был епископ, позволяют утверждать, что священнический чин литургии в раннехрист. эпоху был простым повторением епископского.
Особенности архиерейской литургии визант. обряда сложились не сразу. Поскольку древнейшие сохранившиеся списки к‑польских литургий свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого датируются кон. VIII в. (Vat. Barber, gr. 336 — Parenti, Velkovska. Eucologio), источниками, позволяющими судить о развитии к‑польского евхаристического чина в V–VIII вв., являются литургические комментарии (в первую очередь трактат «О церковной иерархии» (кон. V — нач. VI в.) и «Церковная история» свт. Германа I К‑польского († 733)), а также косвенные свидетельства святых отцов и церковных писателей (см. классификацию источников в кн.: Taft. Great Entrance. P. XVII–XLII, источники по истории архиерейского чина литургии: idem. The Pontifical Liturgy. Pt. 2. P. 89–97). Из творений свт. Иоанна Златоуста († 407) можно заключить, что в нач. V в. только архиерей мог восседать на горнем месте в отличие от пресвитеров, садившихся по сторонам от него (Paverd F. van de. P. 417–428). Это отличие до сих пор сохраняется за А. б. Вторым древнейшим и важнейшим отличием архиерейской литургии следует считать возможность включения в нее чинопоследований хиротоний: епископской — после Трисвятого, т. е. до начала литургии, которая во времена свт. Иоанна Златоуста начиналась с возгласа «Ειρήνη πάσι» (Мир всем); пресвитерской — после великого входа; диаконской — после анафоры.
Место хиротонии в службе соответствует месту, занимаемому в евхаристическом собрании епископом (возглавлять литургию), пресвитером (участвовать в совершении таинства Евхаристии или совершать его самостоятельно), диаконом (помогать епископу и пресвитеру). При наличии пресвитерской хиротонии чин литургии усложняется вручением новорукоположенному т. н. Залога, части св. Агнца, во время анафоры (а при диаконской — дополнительным осенением дикирием и трикирием после анафоры и хиротонии).
Прп. Исидор Пелусиот свидетельствует о наличии в V в. практики снимать за литургией омофор во время чтения Евангелия: «Омофор епископа, сделанный из шерсти, а не из льна, означает кожу заблудшей овцы, которую Господь, взыскав, воспринял на рамена Свои… Когда приходит при открывании достопокланяемого Евангелия Сам истинный Пастырь, тогда и епископ восстает и слагает с себя уподобляющий его Христу образ, давая тем знать, что предстоит Сам Господь, Вождь пастырей, Боги Владыка» (Письмо 136). В трактате «О церковной иерархии» (Areop. EH. 3. intr.) отмечено совершаемое епископом каждение после входа в церковь, т. е. каждение после малого входа, поскольку литургия в то время начиналась с этого.
В V–VIII вв. возникает целый ряд характерных моментов в к‑польской литургии, связанных в т. ч. и с особенностями церковной архитектуры К‑поля (см. об этом: Mathews.P. 105—176). Впоследствии некоторые из обрядов, сопряженных с первыми, исчезли из иерейского чина Евхаристии, но следы их сохранились в архиерейском и стали ассоциироваться только с А. б. (хотя и не были изначально специфически епископскими). Среди таких моментов: использование Трисвятого в качестве входного песнопения; прибавление к литургии в VII–VIII вв. энарксиса (3 начальных антифонов литургии), еще долго после этого считавшегося необязательным; совершение протесиса (т. е. проскомидии) в отдельном от храма здании — скевофилакионе (сосудохранительнице), откуда приготовленные для Евхаристии хлеб и вино приносили диаконы во время великого входа (т. о., предстоятель не участвовал в процессии с Дарами), умовение рук после великого входа всеми епископами и священниками, чтение предстоятелем и сослужащими диалога accessus ad altare, во время которого сослужащие говорили предстоятелю (как епископу, так и священнику) слова: «Дух святый найдет на тя и сила вышнего осияет тя» ( Лк 1, 35 ), что в евхаристическом контексте выражает правосл. взгляд на участие Св. Духа в освящении Даров.
Древнейшие рукописи визант. Евхология VIII–Х вв., как правило, вовсе не содержат рубрик (примечаний уставного и обрядового характера), поэтому с достаточной степенью подробности визант. А. б. известны, начиная с появления в X в. уставов литургии (Jacob. La concelebration. P. 249–252). Порядок Патриаршей литургии в К‑поле X в. известен из опубликованной в XVII в. Ж. Гоаром рукописи, открытой диак. Исидором Пиромалисом на о‑ве Патмос (Goar. Euchologion. P. 180–184; ркп. ныне утрачена), а также по опубликованному еще в XVI в. лат. переводу Патриаршего чина литургии (ркп., ныне также утраченная, хранилась в мон-ре Йоханнисберг в Германии — Cochlaeus. P. 119–132).
Особенности чина этого времени:
Собственно архиерейскими особенностями здесь являются только № 2 и 3 (хотя из лат. перевода литургии свт. Иоанна Златоуста, сделанного Львом Тосканом ок. 1173–1178 гг., следует, что и № 3 не был исключительной особенностью А. б. — Jacob. La traduction. P. 147).
Следующий этап развития визант. архиерейского чина Божественной литургии отражен в памятниках XI–XII вв.: Hieros. S. Crucis. 109, XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 34060. Fol. 511–515 (неск. пергаменных листов XII в., вставленных в ркп. XV в.); араб. переводе архиерейской литургии свт. Иоанна Златоуста (С. Bacha); литургических толкованиях: «Протеории» Николая и Феодора Андиды (XI в.) и «Литургическом комментарии» (XII в.), носящем имя Патриарха Иерусалимского Софрония (VII в.).
Согласно этим источникам, архиерейская литургия имеет следующие отличия:
Чин греч. А. б. XIV–XVI вв. известен по большому числу памятников. Это в первую очередь уставы архиерейской литургии — написанный диаконом, протонотарием Великой ц. Димитрием Гемистосом (Hieros. Patr. 362 (607), XIV в.; Alexandr. Patr. 371, 1407 г.; Ath. Laur.A. 80,1541. — Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 301–319; Hubert. P. 1–304), Диатаксис Феодора Агаллиана (Χριστόπουλος. Σ. 48–51), XV в., и чин, опубликованный А. А. Дмитриевским по рукописи XV в. из б‑ки Андрея an. скита на Афоне (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 164–172; он же. Современное богослужение. С. 44–54). Кроме того, сохранились многочисленные греч. архиерейские Евхологии того времени (см. также в ст. «Чиновник архиерейский»). Наконец, ценные сведения содержатся в литургических трактатах Николая Кавасилы († ок. 1391) и Симеона, архиеп. Фессалоникийского († 1429).
Греч. архиерейский чин литургии XIV–XVI вв. имеет следующие особенности:
Памятники, описывающие совершение архиерейской литургии на Руси в X–XIV вв., неизвестны (древнейший рус. Чиновник РНБ. Соф. No 1056, 2‑я пол. XIV в., не содержит литургии), однако можно утверждать, что и пресвитеры, и епископы использовали единый литургический формуляр (комплекс богослужебных текстов). Особенности А. б. — осенение свечами и проч.— фиксировались, по-видимому, устной традицией. Это предположение подтверждается следующим: а) зафиксировано использование архиереями иерейских Служебников, напр. Варлаама Хутынского Служебника, где присутствуют позднейшие пометки, относящиеся к А. б. (ГИМ. Син. № 604, нач. XIII в. Л. 11 об., 16 об.—17 об.), свт. Киприана Служебника (ГИМ. Син. 601, кон. XIV — нач. XV в.); б) в святительских Служебниках часто выписан иерейский формуляр литургии (напр., РГБ. Рогож. No 679, XIX в. (копия ркп. 1416 г.; ср. с РГИА. Ф. 834. Он. 3. No 4026)).
По архиерейскому Служебнику (ГИМ. Син. № 600, 1400 г.) особенности литургии, совершаемой епископом, ограничиваются тем, что он осеняет свечами после малого входа, читает стихи Пс. 79, 15–16 во время Трисвятого и совершает особое благословение иереев во время чтения Апостола.
Достаточно большое число рус. архиерейских Служебников XV — 1‑й пол. XVII в. содержит чин литургии, близкий к греч. чину XIV–XVI вв. (ГИМ. Син. № 310 (нач. XVI в.), 680 и 909, XVI в.; БАН. Новг. No 918 (21. 4. 13), XVI в. и др.; ср. со славянско-лат. ркп. сер. XVII в., хранящейся в белорус. б‑ке Франциска Скорины в Лондоне (факсимильное изд.: The Pontifical Liturgy. P. 9–112), со слав. ркп. из Боснии (Lond. Brit. Lib. Add. 16373, Л. 2—148 об. 1706 г.) и с др. южнорус. и южнослав. памятниками XVII — нач. XVIII в.). Специфическими для рус. редакции этого чина являются:
В ходе подготовки реформы рус. богослужения в сер. XVII в. встает вопрос о несоответствиях между греч. и рус. традициями совершения архиерейской литургии, подробно описанных Арсением (Сухановым) (Ивановский. С. 249–279) и, следовательно, о новом переводе греч. чина (греч. чин, записанный по наблюдениям Арсения, напр., в ГИМ. Син. No 698. Л. 165–199, XVII в.). В 1653 г. по просьбе царя Алексея Михайловича и Патриарха Никона находившийся в Москве Патриарх К‑польский Афанасий III Пателларий записывает порядок архиерейской литургии (греч. оригинал, написанный рукой Афанасия — ГИМ. Син. греч. No 245). Рус. перевод этого чина был положен в основу нового изд. Чиновника архиерейского священнослужения 1668 г. (сохранился кавычный экземпляр этого Чиновника, где видно, что именно было исправлено в чине, предоставленном Патриархом Афанасием — РНБ. СПбДА. А I. 331/1–2) и определил тот порядок архиерейской литургии, к‑рый существует в РПЦ до наст. времени. Вряд ли можно говорить о том, что чин Патриарха Афанасия отражал повсеместную практику греч. Церквей в XVII в., напр., уже в слав. ркп., созданной в Боснии в 1706 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 16373), содержатся особенности, характерные частично для рус. традиции XVI в., частично для поздней греч. практики, но не для чина Патриарха Афанасия.
Архиерейская литургия в современной русской практике (формуляр: Чиновник. Т. 1. С. 49–118; уставные указания: Чиновник: Прил. С. 28–47; НКС. Т. 1. С. 292–309; Руководство. С. 3–90) включает в себя следующие отличия от иерейской (опущены указания о снятии/надевании митры):
Следует отметить, что епископ может совершать службу т. н. иерейским чином, т. е. по иерейскому формуляру, от особенностей А. б. сохраняется только то, что епископ служит в архиерейском облачении, не снимая малый омофор; ему постилают орлецы, он восседает на горнем месте и сам влагает фимиам в кадило при каждении перед Евангелием, не выходит из алтаря на малый и великий входы (если, конечно, в службе также участвует хотя бы один священник). Такую службу принято совершать в день хиротонии.
Архиерейская литургия в современной греческой практике (см: Άρχιερατικόν. Σ. 24–55; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), άρχιεπ.]. Σ. 39–64) в основном совпадает с рус., однако имеет целый ряд характерных отличий:
При сослужении неск. архиереев возглавлять службу должен или Предстоятель автокефальной Церкви, или местный правящий епископ (когда они присутствуют), т. к. «Евхаристия совершается от имени местного епископа» (Άρχιερατικόν. Σ. 13); А. б. в чужой епархии совершается только с благословения местного правящего архиерея, имя к‑рого обязательно возносится за литургией (Ibidem). В рус. практике при сослужении архиереев честь предстоятельства за службой может быть передана правящим епископом архиерею, старшему по хиротонии или по титулу. За Патриаршей литургией Патриарх облачается в храме, сослужащие архиереи — в алтаре; возглавляющий службу надевает большой омофор, остальные, как правило, малый. Сослужащие архиереи исходят в центр храма к началу литургии, в греч. практике это сопровождается возглашениями диаконов: «Εξέλθετε, αρχιερείς» (Изыдите, архиереи).
Литургия преждеосвященных Даров. При совершении архиереем литургии преждеосвященных Даров (Чиновник. Т. 1. С. 173–200) встреча и начальные обряды совершаются так же, как и на полной литургии, однако не читаются обычные стихи на облачение (сохраняется лишь стих «Тако да просветится» перед осенением свечами), хор в это время поет «Свыше пророцы» или ирмосы Великого канона прп. Андрея Критского. Всю часть службы до вечернего входа архиерей находится на архиерейском амвоне; в это время царские врата закрыты и отворяются на все ектений. Вечерний и великий входы совершаются так же, как на полной литургии, только на вечернем входе вместо «Приидите, поклонимся» поется «Свете тихий» (с повторением окончания певцами), на великом входе и дискос (с преждеосвященным Хлебом), и чашу несут пресвитеры. Далее литургия совершается с теми же особенностями, что и полная (после анафоры). За литургией преждеосвященных Даров может совершаться рукоположение только во диаконы.
Вечерня и утреня. Согласно принятому ныне в правосл. Церкви Иерусалимскому уставу, чины вечерни и утрени (и их праздничное соединение — всенощное бдение)имеют монастырское (а не кафедральное в отличие, напр., от песенного последования) происхождение: совершителями их по Типикону (гл. 2, 9) являются чередные священник и диакон, в то время как общую молитву возглавляет игумен мон-ря, восседающий (без священных облачений) на особом троне в храме и читающий оттуда наиболее важные псалмы и молитвословия. Присутствующему за вечерней или утреней епископу средневек. практика усваивала роль игумена: епископ (не облачавшийся в священные одежды) всю службу восседал на троне у правого переднего столпа храма (Голубцов. С. 124–150).
Эта практика в общем сохраняется и в совр. греч. традиции (Άρχιερατικόν. Σ. 12–25; [Χριστόδουλος (Παρασκευαϊ’δης), άρχιεπ.]. Σ. 5–38):
В современной русской практике (см: НКС. Т. 1. С. 312; Чиновник архиерейского священнослужения: Прил. С. 50) во время вечерни и утрени архиерей, как правило, находится в алтаре, здесь он прочитывает светильничные и утренние молитвы; в начале всех священнодействий клирики кланяются епископу; со своего места епископ благословляет вечерний вход. Со времен Патриарха Никона в России под влиянием греч. практики того времени принято, чтобы при совершении литии на вечерне епископ, облачившись в епитрахиль, поручи, мантию, малый омофор и клобук, исходил в притвор вместе со священниками, диаконами и иподиаконами с дикирием и трикирием, а в конце вечерни сам благословлял хлебы, пшеницу, вино и елей. В рус. традиции при совершении праздничной утрени епископ в полном облачении исходит в центр храма (в сопровождении иподиаконов с рипидами, дикирием и трикирием) во время пения полиелея, кадит, сам читает Евангелие; совершив помазание елеем, удаляется в алтарь. Особенности архиерейских вечерни и утрени, близкие к описанным, отмечаются в рукописи ГИМ. Син. 690, сер. XVII в. Утрени праздников — Рождества Христова, Великой пятницы, Пасхи — и вечерни вечером в эти дни, как правило, от начала и до конца возглавляются архиереем, стоящим в полном облачении в центре храма.
Благословения и отпусты. Обладая полнотой священнических даров, архиерей может преподавать пастырское благословение не одной, а двумя руками. При этом в присутствии архиерея священники вовсе не преподают благословения; исключение делается только для новорукоположенного иерея (если совершалась хиротония). За богослужением в присутствии архиерея (даже и не служащего) иерей не осеняет народ рукой. Особое почтение к епископскому сану подчеркивается тем, что в начале каждения диакон кадит архиерея не просто трижды, а трижды по трижды (НКС. Т. 1. С. 312–313; Чиновник: Прил. С. 50–51; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), άρχιεπ.]. Σ. 18). За А. б. (а также в кафедральных соборах и на архиерейских подворьях) обычная формула испрашивания благословения на малых часах «Именемъ Господним благослови, отче» заменяется на «Именемъ Господним, Преосвященнейший [или Высокопреосвященнейший, Святейший — в зависимости от титула архиерея] владыко, благослови», а ответный возглас «Молитвами святых отецъ наших» — на «Молитвами святаго Владыки нашего» (это связано с тем, что под упоминаемыми в возгласе «святыми отцами» преподобные составители Типикона и Часослова имели в виду не почивших святых, а своих духовников и, шире, всех здравствующих монашествующих). «Благослови» перед отпустом заменяется на «Преосвященнейший [или Высокопреосвященнейший, Святейший Владыко, благослови». Кроме того, после отпуста прибавляется «Εις πολλά έτη, δέσποτα», а на многолетии поминается служащий архиерей. В греч. практике после отпуста за А. б. всегда поется: «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε. Εις πολλά έτη, δέσποτα», архиерей возглашает: «Δι’ ευχών των αγίων πατέρων ημών» (Молитвами святых отец наших), иерей отвечает «Δι’ ευχών των αγίου Δεσπότου ημών» (Молитвами Святаго Владыки Нашего)
Источники:
литургические:
патриотические: