что значит архиерейское богослужение

Архиерейская служба в храме

Церковная жизнь каждого православного христианина состоит из череды богослужений. Мы ходим на вечерние службы, литургии, молебны. Но эти службы могут существенно отличаться в зависимости от того, кто их проводит.

Зачастую новоначальному христианину сложно понять, что богослужение какое-то особенное. Для того, чтобы видеть разницу в происходящем, нужно стараться как можно чаще бывать в храме. Сегодня рассмотрим особенности службы, которую ведет архиерей.

Чем архиерейская служба отличается от обычной

Для большинства простых прихожан, которые не очень сильны в богослужебных тонкостях, архиерейская служба будет отличаться только лишь длительностью и громкостью пения. К сожалению, даже смысл привычной многим литургии понимают не все.

Что же говорит об архиерейском служении, на которое попасть можно не так уж и часто, особенно прихожанам отдаленных храмов, небольших церквей? Тем временем, такое богослужение наполнено глубоким смыслом и символизмом.

Кто вообще такие архиереи в современной Церкви? Можно сказать, что это люди, которые по цепочке переняли благодать Божью и священнический сан от самих апостолов. В древности апостолы проповедовали Слово Божие во время своих путешествий по разным землям, а епископы же имели постоянное место служения.

Дальнейшая же иерархия в нашей Церкви начала образовываться тогда, когда приходы расширялись и возможностей одного епископа становилось недостаточно. Тогда стали появляться более низкие иерархические чины, служение которых благословлялось уже епископами.

Итак, зайдя в храм, как же можно определить, что вы попали на архиерейскую службу? Рассмотрим некоторые отличительные моменты.

Переоблачение

Традиционно приехавшего на службу архиерея торжественно встречают в притворе, а далее облачают в центре храма. При этом во время одевания каждого элемента священнической одежды поются специальные молитвы.

Одним из элементов такой одежды является так называемый саккос — аналог фелони у священников. По форме саккос похож на тунику, которая не сшивается по бокам, имеет вырез для головы и небольшие широкие рукава.

В нашей Церкви саккос известен примерно с 15 века, он символично связан с ризой Христа, с великим смирением. Когда архиерей облачается посреди храма в саккос — это момент воспоминания страданий Господа. Помогают совершить это переодевание иподиаконы.

Орлецы

Отличить необычную службу можно по специальным круглым коврикам на полу храма. Они носят необычное название «орлецы», поскольку на них изображается орел. Традиция их использования относит нас к далекому 13 веку. Изначально орлец был почетным даром византийского императора патриархам.

На орлеце символично изображается город и парящий над ним орел. Становясь на это изображение, епископ как бы принимает высочайшую ответственность своего сана. Он должен так же стремиться от низшего к высшему, духовному, как орел взлетает ввысь. Кроме того, орел часто используется как символ высшей твари, небесных чинов.

Особенные свечи

Торжественным и очень красивым является епископское благословение, ниспосылаемое на всех присутствующих в храме. Для этого архиерей использует специальные свечи в подсвечнике — дикирий или трикирий. На дикирии укрепляется сразу две больших свечи, а на трикирии — три.

Две свечи знаменуют собой двойственную природу Господа — Божественную и человеческую одновременно. Три свечи символизируют Святую Троицу и исходящий от Нее нетварный свет благодати. Благословение такими свечами дарует всем присутствующим особую благодать, если люди искренне стремятся жить христианской жизнью.

Омовение рук

Интересный момент можно увидеть во время чтения ектеньи на архиерейской служе — мытье рук епископом. Эта древняя традиция сохранилась еще с 5 века, когда все участники богослужения мыли руки перед тем, как готовить Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. Тогда подобное омовение носило исключительно практический и гигиенический характе.

В современной Церкви перенесение будущих Тела и Крови Христовых отображается во время Великого Входа. Традиция омовения рук сохранилась только на архиерейском служении, в качестве воспоминания о древней практике богослужений. Несмотря на то, что практической цели такое омовение не несет, подобные традиции подчеркивают связь веков, единство современной и древней Церкви во Христе.

Место для сидения

Когда в алтаре совершается проскомидия, епископ в это время восседает посреди храма на специальном архиерейском амвоне. Раньше такие возвышения были практически повсеместной практикой, не связанной с архиерейской службой.

С таких амвонов читали Священное Писание, произносились просительные ектении, пелись особые торжественны песнопения. Сейчас такие амвоны в каждом храме не стоят, а их можно увидеть лишь там, где епископы служат постоянно.

Чтение Символа Веры

Именно на архиерейском богослужении есть место, когда епископ преклоняет голову подле престола, а остальные присутствующие священники как бы веют воздухом над священной утварью, стоящей на престоле. Один из священнослужителей в это время читает Символ Веры. При этом практически все богослужение подле Врат стоит служитель, который держит жезл архиерея — древний символ высшей церковной власти.

Омофор

Один из особенных элементов архиерейского облачения является омофор — широкая лента, которая спускается на грудь и на спину епископа.

Интересно! Эта лента характеризует те дарования Божественной благодати, которые епископ получает вместе со своим рукоположением и должен пронести через всю жизнь.

Также епископ с надетым омофором символизирует Пастыря Доброго, который на своих плечах должен вынести каждую пропащую овцу. Также и епископ или любой другой служитель Церкви должен заботится о каждом человеке.

Специальные опахала

Во время чтения Священного Писания с архиерейского амвона, над ним стоят помощники (иподиаконы), которые держат специальные веера. Они носят название рипиды. Об их использовании есть указание в Апостольских постановлениях, где говорится, что служители должны держать веера из тонкой кожи, перьев или другого материала, и отгонять насекомых.

Возможно, такая традиция идет еще со времен, когда на древних алтарях закалали жертвенных животных. В условиях восточной жары вокруг жертвенников очень быстро собирались полчища насекомых. В современной Церкви рипиды символизируют крылья херувимов и серафимов, которые находятся на каждом богослужении в храме.

Полнота богослужения

Множество моментов церковного богослужения совершенно невозможны без участия архиерея. К ним относится:

Можно сказать, что архиерей имеет право и благодать совершать все Церковные Таинства, и это право унаследовано от самих святых апостолов. Конечно же, служба, которую ведет епископ, будет отличаться особой торжественностью и величием. Стоит немного разобраться в сути происходящего в храме, и тогда каждая служба будет восприниматься нами как реальное соприкосновение с Богом.

Источник

Архиерейская литургия

Литургия, во время которой Божественную службу совершает Архиерей (Епископ), называется архиерейской. Она имеет некоторые отличия от литургии, которую совершает священник.

Особенности архиерейской литургии

Во время чтения девятого часа епископ выходит из алтаря на кафедру — небольшое возвышение среди храма. По пути к кафедре он двумя перстами ограждает молящихся, и они кланяются ему в землю (без крестного знамения).

Малый вход на архиерейской Литургии совершается более торжественно: священнослужители выходят из алтаря и спускаются с амвона к кафедре. Затем вместе с епископом торжественной процессией поднимаются на амвон. Священнослужители заходят в алтарь, а епископ остается на амвоне и осеняет дики́рием и трики́рием (подсвечники с двумя и тремя свечами) поочередно правый и левый клирос, затем — всех молящихся в храме. Те, кого он осеняет, кланяются в землю без крестного знамения.

что значит архиерейское богослужение. Смотреть фото что значит архиерейское богослужение. Смотреть картинку что значит архиерейское богослужение. Картинка про что значит архиерейское богослужение. Фото что значит архиерейское богослужениеМолящиеся кланяются

Перед Апостолом, в то время, как хор и духовенство в алтаре поочередно поют «Святыи Боже» и во время евхаристического канона на возгласе «Милость, мир», епископ также выходит на амвон и осеняет дикирием и трикирием поочередно правый и левый крылос, затем молящихся. Они кланяются в землю без крестного знамения.

что значит архиерейское богослужение. Смотреть фото что значит архиерейское богослужение. Смотреть картинку что значит архиерейское богослужение. Картинка про что значит архиерейское богослужение. Фото что значит архиерейское богослужениеАрхиепископ осеняет молящихся дикирием и трикирием

После чтения Евангелия, пения Херувимской, возгласа «Спаси, Боже, люди своя» (в конце литургии, после причащения верующих), после исходных поклонов хор поет «Испола эти, деспота» («Много лет ти, Владыко» — с греческого). Епископ осеняет молящихся дикирием и трикирием, все совершают земной поклон без крестного знамения.

Комментариев пока нет

Отменить ответ

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Да просветится свет твой пред человеки

Наша очередная беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным посвящена особенностям архиерейского богослужения. Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую особую значимость священнодействия, совершаемого архипастырем.

что значит архиерейское богослужение. Смотреть фото что значит архиерейское богослужение. Смотреть картинку что значит архиерейское богослужение. Картинка про что значит архиерейское богослужение. Фото что значит архиерейское богослужение

— С первых лет христианства епископ (в переводе с греческого — «видящий сверху» или «надзиратель») в общине верующих — символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им — рукополагали епископов (см.: 1 Тим. 3, 1–5), и епископы становились представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих. Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем, по мере увеличения количества верующих и открытия новых приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе помощников, так возникло священство. И сегодня без епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство священства, то есть рукоположение, совершает только епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает «по всему целому»: Церковь не ограничена ни временем, ни пространством, ни земными законами; в применении к каждой отдельно взятой общине это означает, что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея — Своего представителя. Это отражено в устройстве храма: горнее место в алтаре — символический престол Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно различать два связанных между собой значения слова «епископ»: архиерей вообще (т. е. и архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная, младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не означают разницы в благодатных дарах, но лишь в административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем внимание — возвышение посреди храма, на которое встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого возвышения епископ или священник читали Евангелие и произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея встречали у его дома и с пением сопровождали до храма. Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям храма, его встречают колокольным звоном, а когда он переступает порог, настоятель храма на специальном блюде, покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей целует крест, дает его для целования духовенству, затем священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы, благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия, то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении, но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно, то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва из входных: «Господи, ниспосли руку Твою…» — и затем владыка, как всегда перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя, владыка святый, прости нас и благослови». Далее архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается облачение.

— Почему облачение епископа происходит иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма соответствует торжественности архиерейского богослужения. Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей облачается до входа в алтарь. Так было и в древности. Только на архиерейском богослужении мы можем непосредственно увидеть, как совершается облачение духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее отличие — омофор. Без омофора архиерей не может совершать богослужение. Слово «омофор» в переводе с греческого означает «носимый на плечах». Символически омофор означает ту самую овцу, которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк. 15, 5): архиерей призван подражать Христу в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности. При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит: «На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество, вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо «Да возрадуется душа моя…» (надевание иереем подризника или подсаккосника на архиерея) — «Да возрадуется душа твоя о Господе…». Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения, которых нет у священника. Надевание митры, например — «Положи Господь на главу твою венец от камений драгих…». По окончании облачения протодиакон торжественно возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это — парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь, если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть Литургии, предшествующая малому входу, появилась относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для ранних христиан Литургия начиналась с момента входа священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас архиерей входит в алтарь в тот момент, который является древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское богослужение возвращает нас в первые века христианской Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход на обычной Литургии, входный стих («Приидите поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение. С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет «Исполла эти деспота» — в переводе «На многие лета, владыко». Немаловажная подробность: именно чинопоследование архиерейского богослужения включает песнопения на греческом языке. (На обычном иерейском богослужении пение по­гречески не обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя» (см.: Пс. 79, 15–16), благословляя народ крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас — к Церкви. По завершении облачения архиерея поется «Тон деспотин кэ архиереа…» — молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь, проскомидия священниками уже совершена, предложение Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого входа.

— А почему архиерей не выходит вместе с духовенством во время Великого входа, почему он остается в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики, согласно которой Дары освящались в отдельном помещении («предложении»; по-гречески оно именовалось скевофилакион — «сосудохранительница»), и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит целование мира: архиерей говорит каждому подходящему священнику: «Христос посреди нас», а священник отвечает: «И есть и будет», целуя при этом плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с целованием друг друга в плечи и руку происходит между священниками (такое целование бывает на каждой Литургии, просто на Литургии архиерейским чином выглядит более торжественно). Евхаристический канон и причащение духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких отличительных особенностей. Однако есть практика — архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Источник

Архиерейское богослужение

Архи­ерей­ское бого­слу­же­ние [греч. αρχιερατική λειτουργία, лат. liturgia pontificalis], в визант. обряде — бого­слу­же­ние, совер­ша­е­мое архи­ереем (лицом в епи­скоп­ском сане).

По апо­столь­скому цер­ков­ному устрой­ству епи­скоп явля­ется главой своей цер­ков­ной обла­сти, сим­во­ли­зи­руя Христа — Главу всей Церкви: «Где будет епи­скоп, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Хри­стос, там и кафо­ли­че­ская Цер­ковь» (Игна­тий Бого­но­сец, сщмч. Посла­ние к Смир­ня­нам. Гл. 8); поэтому и в бого­слу­жеб­ном собра­нии епи­скоп зани­мает то же место, какое зани­мал Хри­стос среди Своих уче­ни­ков. В связи с этим архи­ерею при­над­ле­жит право (а в древ­но­сти — зача­стую и обя­зан­ность) пред­сто­я­тель­ство­вать за всяким бого­слу­же­нием в своей епар­хии; викар­ными епи­ско­пами и свя­щен­ни­ками службы совер­ша­ются постольку, поскольку им поз­во­ля­ется это епар­хи­аль­ным архи­ереем: «Только та Евха­ри­стия должна почи­таться истин­ною, кото­рая совер­ша­ется епи­ско­пом или тем, кому он сам предо­ста­вит это» (Там же). Согласно древним опи­са­ниям хри­сти­ан­ского бого­слу­же­ния — «Апо­столь­скому пре­да­нию» (III в.), «Апо­столь­ским поста­нов­ле­ниям» (ок. 380), «О цер­ков­ной иерар­хии» (одному из трак­та­тов «Аре­о­паги­тик», кон. V — нач. VI в.) и др.,— епи­скоп воз­глав­лял сонм свя­щен­но­слу­жи­те­лей при совер­ше­нии не только таинств Евха­ри­стии и Свя­щен­ства, но и Кре­ще­ния, Мvро­по­ма­за­ния, Пока­я­ния. Следы этого есть и в более позд­них бого­слу­жеб­ных книгах: в РНБ. О. п. I. 14. Л. 48 об. 68 об., XIV в., и во мн. др. руко­пи­сях гово­рится об архи­ерее, совер­ша­ю­щем Кре­ще­ние и Мvро­по­ма­за­ние; при­ня­тый ныне в греч. Церк­вах Архи­ера­ти­кон содер­жит особый чин обру­че­ния и вен­ча­ния, совер­ша­е­мый архи­ереем (за Боже­ствен­ной литур­гией или отдельно — Άρχιερατικόν. Σ. 126—139); чины отпе­ва­ний по совр. печат­ным Треб­ни­кам счи­тают обыч­ным уча­стие архи­ерея (Треб­ник Боль­шой. Л. 104 об., 126) и т. д. Т. о., всякое бого­слу­же­ние может быть архи­ерей­ским.

В ходе исто­рии в Церкви уста­но­ви­лась при­ход­ская система, так что основ­ными совер­ши­те­лями бого­слу­же­ний в каждом при­ходе стали свя­щен­ники. Тем не менее литур­ги­че­ская жизнь при­хода все­цело зави­сит от пра­вя­щего архи­ерея: «Ни один свя­щен­ник не может свя­щен­но­дей­ство­вать… если не имеет руко­по­ло­же­ния, руко­по­ло­же­ние же — от архи­ерея; сле­до­ва­тельно, чрез него (свя­щен­ника) дей­ствует бла­го­дать архи­ерей­ская. Далее, свя­щен­ник не совер­шает таинств без пре­стола, пре­стол же освя­ща­ется мvром, а мvро освя­ща­ется одним архи­ереем… Еще: никто не кре­стит, если не имеет руко­по­ло­же­ния… И также не может кре­стить без мvра… Сле­до­ва­тельно, архи­ерей­ство совер­шает все боже­ствен­ные таин­ства… И без него не будет ни пре­стола, ни руко­по­ло­же­ния, ни св. мvра, ни Кре­ще­ния, ни, сле­до­ва­тельно, хри­стиан» (Симеон Солун­ский. О свя­щен­ном пома­за­нии. Гл. 77 (в рус. изд. (45)). Идея связи епи­скопа и при­хода посто­янно под­чер­ки­ва­ется: имя пра­вя­щего архи­ерея воз­гла­ша­ется почти за всяким бого­слу­же­нием; Евха­ри­стия совер­ша­ется на анти­минсе, под­пи­сан­ном архи­ереем.

Несмотря на то что каж­дому свя­щен­нику вве­рено совер­ше­ние Евха­ри­стии и проч. служб в своем при­ходе, он не обла­дает пол­но­той апо­столь­ского дара, почи­ва­ю­щей на епи­скопе,— таин­ство Свя­щен­ства и неко­то­рые свя­щен­но­дей­ствия могут быть совер­шены только епи­ско­пом: «Боже­ствен­ное зако­но­да­тель­ство уде­лило посвя­ще­ние иерар­хи­че­ских чинов, освя­ще­ние боже­ствен­ного мvра и свя­щен­ное совер­шен­но­дей­ствие жерт­вен­ника (т. е. освя­ще­ние пре­стола. — Ред.) един­ственно совер­шен­но­дей­ству­ю­щим силам бого­вдох­но­вен­ных иерар­хов» (Агеор. ЕН. 5. 5). Кроме того, поря­док Боже­ствен­ной литур­гии и отча­сти служб суточ­ного круга может доста­точно сильно изме­няться, если епи­скоп воз­глав­ляет бого­слу­же­ние (или даже просто при­сут­ствует в храме), поэтому А. б. при­нято назы­вать именно ука­зан­ные таин­ство и свя­щен­но­дей­ствия, а также те осо­бен­но­сти в чино­по­сле­до­ва­ниях литур­гии и др. служб, кото­рые свя­заны с уча­стием в них архи­ерея.

Свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые только архи­ереем. В визант. обряде, при­ня­том ныне в пра­восл. Церкви, только епи­ско­пом могут быть совер­шены сле­ду­ю­щие свя­щен­но­дей­ствия: руко­по­ло­же­ния во епи­скопа (в отли­чие от проч. руко­по­ло­же­ний совер­ша­ется при обя­за­тель­ном уча­стии неск. епи­ско­пов), пре­сви­тера, диа­кона; хиро­те­сии во ипо­ди­а­кона, чтеца, пев­чего, све­ще­носца (с сер. XVII в. этот чин в РПЦ, как пра­вило, не отде­ля­ется от хиро­те­сии чтеца; в греч. Церк­вах эти чины раз­де­лены — Άρχιερατικόν. Σ. 99–100); хиро­те­сии во архии­про­то­ди­а­кона, про­то­и­е­рея и про­то­пре­сви­тера, игу­мена и архи­манд­рита (а также в цер­ков­ные чины ико­нома и др.); награж­де­ния кли­ри­ков за Боже­ствен­ной литур­гией награ­дами цер­ков­ными; чины освя­ще­ния храма (кроме архи­ерей­ского в РПЦ иногда прак­ти­ку­ется сокра­щен­ный иерей­ский чин, т. н. малое освя­ще­ние — см. в ст. «Освя­ще­ние храма») и анти­минса; чин освя­ще­ния мvра (может совер­шаться только Главой авто­ке­фаль­ной Церкви или по его пору­че­нию); чин вен­ча­ния на цар­ство (совер­ша­ется только Пред­сто­я­те­лем Церкви в монар­хи­че­ском гос-ве); боль­шин­ство действ литур­ги­че­ских (чины шествия на осляти, пещ­ного дей­ства и др.) пред­по­ла­гают обя­за­тель­ное уча­стие архи­ерея. Боль­шой Треб­ник (со ссыл­кой на Дио­ни­сия Аре­о­па­гита — см. Areop. EH. 5. 5) вкратце ука­зы­вает: «Три убо дей­ства суть, от нихже ни един­наго свя­щенннкъ кроме самаго точию архи­ерея совер­шати может. Первое, мvра свящ­ние. Второе, жерт­вен­ника, и храма свя­ще­ние. Третие, руко­по­ло­же­ние свя­щен­ства» (гл. 109. Л. 2 ⁄ 6). Поря­док всех пере­чис­лен­ных свя­щен­но­дей­ствий см. в соот­вет­ству­ю­щих ста­тьях.

Осо­бен­но­сти в порядке др. свя­щен­но­дей­ствий при уча­стии в них архи­ерея. Устав­ное А. б. тре­бует уча­стия боль­шого числа кли­ри­ков: про­то­ди­а­кона, неск. пре­сви­те­ров и диа­ко­нов, ипо­ди­а­ко­нов — два подают архи­ерею дики­рий и три­ки­рий (они же обычно пости­лают для архи­ерея орлецы), двум (или четы­рем) вру­ча­ются рипиды, один (т. н. кни­го­дер­жец) держит перед архи­ереем бого­слу­жеб­ные книги, один (т. н. посош­ник) носит архи­ерей­ский жезл, одному (при совер­ше­нии службы пра­вя­щим архи­ереем в своей епар­хии) вру­ча­ется при­ми­ки­рий вынос­ная свеча; за Пат­ри­ар­шими бого­слу­же­ни­ями еще один ипо­ди­а­кон держит во время бого­слу­же­ния вынос­ной Пат­ри­ар­ший крест. За совр. греч. А. б., как пра­вило, функ­ции ипо­ди­а­ко­нов испол­няют диа­коны.

Архи­ерей обла­ча­ется осо­бен­ным обра­зом, что сим­во­ли­зи­рует пол­ноту почи­ва­ю­щей на нем бла­го­дати. Одно из древ­ней­ших сви­де­тельств обла­че­ния архи­ерея в одежды, отли­ча­ю­щи­еся от одежд проч. кли­ри­ков, содер­жится в «Апо­столь­ских поста­нов­ле­ниях» (VIII 12. 4). В вост. тра­ди­ции глав­ным знаком отли­чия епи­скопа от пре­сви­те­ров служит омофор, упо­ми­на­е­мый как обыч­ное архи­ерей­ское обла­че­ние уже преп. Иси­до­ром Пелу­сио­том (1‑я пол. V в.) (Κούρκουλα. Σ. 63–65). Вплоть до XI–XII вв. омофор был един­ствен­ным знаком отли­чия архи­ереев и наде­вался поверх пол­ного свя­щен­ни­че­ского обла­че­ния, но со вре­ме­нем к архи­ерей­ским обла­че­ниям доба­ви­лись и др., так что с XVIII в. полный ком­плект архи­ерей­ских обла­че­ний в пра­восл. тра­ди­ции вклю­чает архи­ерей­ский ками­сий (т. н. под­сак­кос­ник), епи­тра­хиль, пояс, поручи, палицу, саккос (может заме­няться фело­нью), 2 омо­фора (боль­шой и малый, из коих 1‑й наде­ва­ется во время про­цес­сий, 2‑й — во время соб­ственно тай­но­дей­ствий), пана­гию (архи­ерей за бого­слу­же­нием также носит крест и вторую пана­гию, если он награж­ден ею), митру; как архи­пас­тырь архи­ерей имеет архи­пас­тыр­ский жезл (в рус. тра­ди­ции укра­ша­ется сулком; в позд­ней греч. прак­тике сулком укра­шают свои жезлы пред­сто­я­тели Помест­ных Церк­вей; в РПЦ Пат­ри­арх, как пра­вило, служит с особым жезлом без сулка); как монах архи­ерей обла­ча­ется также в мона­ше­ские одежды, из них бого­слу­жеб­ное зна­че­ние имеют архи­ерей­ская мантия, клобук или куколь, у Пат­ри­арха — второй пара­ман (Дмит­ри­ев­ский. Став­лен­ник. С. 265—329). В греч. прак­тике дики­рий и три­ки­рий укра­ша­ются лен­тами и эмбле­мой с выши­тыми на ней сим­во­лом Христа и бук­вами альфа и омега. См. в ст. «Обла­че­ния цер­ков­ные».

Для А. б. в России при­нято устра­и­вать в центре храма воз­вы­ше­ние — т. н. архи­ерей­ский амвон (др. назва­ния — рундук, обла­чаль­ное место; в Чинов­нике изд. 1982–1983 непра­вильно назван кафед­рой), на к‑ром стоит архи­ерей, когда нахо­дится не в алтаре, а в храме, и с к‑рого чита­ется Еван­ге­лие. Соору­же­ние высо­ких амво­нов (метр и более высо­той) в центре храма в Визан­тии и на Руси было обыч­ным явле­нием, не свя­зан­ным исклю­чи­тельно с А. б.,— с амвона чита­лось Свящ. Писа­ние, пелись важ­ней­шие пес­но­пе­ния, про­из­но­си­лись екте­нии. В греч. прак­тике уже с XIV в. архи­ерей­ский амвон часто не устра­и­ва­ется.

За рус. А. б. нередко звучат остав­лен­ные непе­ре­ве­ден­ными греч. тексты: «Εις πολλά έτη, δέσποτα» (На многая лета, вла­дыко — см. Ис полла эти, дэс­пота); «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε» (Вла­дыку и архи­ерея нашего, Гос­поди, сохрани), «‘’Αξιος» (Достоин — см. Аксиос), «Κύριε, έλέησον» (Гос­поди, поми­луй) и др.; в конце Пат­ри­ар­шей службы поется поли­хро­нион. Это след того, что РПЦ в тече­ние дол­гого вре­мени воз­глав­ляли греч. иерархи (Голуб­цов. С. 115–120).

В Визан­тии книгой, содер­жав­шей чино­по­сле­до­ва­ния А. б., был Евхо­ло­гий; на Руси руко­писи Евхо­ло­гия (в слав, тра­ди­ции раз­де­ля­ется на Слу­жеб­ник и Треб­ник), при­спо­соб­лен­ные для А. б., обычно назы­вали «свя­ти­тель­скими Слу­жеб­ни­ками». С сер. XVII в. за епи­скоп­ской редак­цией Евхо­ло­гия закре­пи­лось назва­ние Чинов­ник архи­ерей­ский (в слав. Церк­вах) или Архи­ера­ти­кон (в греч. Церк­вах). Первые печат­ные изда­ния: слав. — Вене­ция, 1538–1540; Москва, 1600, 1610, 1668, 1677, 1688, 1721, 1722, 1760, 1798; греч.— Вене­ция, 1714 (пере­из­дан в 1773, 1777, 1778); К‑поль, 1820. Первые печат­ные уни­ат­ские изда­ния: Суп­расль, 1716 (под назва­нием: «Пон­ти­фи­кал, си есть Слу­жеб­ник свя­ти­тель­ский»); Унев, 1740; Суп­расль, 1793. В 1910 г. в Москве с бла­го­сло­ве­ния Свя­тей­шего Синода был напе­ча­тан еди­но­вер­че­ский Чинов­ник (тексты в нем ско­пи­ро­ваны из руко­пи­сей ГИМ. Син. № 909 и 680, XVI в.). Основ­ными бого­слу­жеб­ными кни­гами, регла­мен­ти­ру­ю­щими совер­ше­ние А. б. в наст, время, явля­ются: в РПЦ — Чинов­ник архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния (М., 1982–1983, 2 т.); в греч. Церк­вах — Άρχιερατικόν. (Αθήναι, 1999).

Боже­ствен­ная литур­гия. Из-за ску­до­сти данных трудно судить о том, отли­чался ли архи­ерей­ский чин Боже­ствен­ной литур­гии от иерей­ского в I–IV вв., однако общая про­стота древ­них чино­по­сле­до­ва­ний, а также то, что орди­нар­ным совер­ши­те­лем Евха­ри­стии был епи­скоп, поз­во­ляют утвер­ждать, что свя­щен­ни­че­ский чин литур­гии в ран­не­христ. эпоху был про­стым повто­ре­нием епи­скоп­ского.

Осо­бен­но­сти архи­ерей­ской литур­гии визант. обряда сло­жи­лись не сразу. Поскольку древ­ней­шие сохра­нив­ши­еся списки к‑польских литур­гий свт. Иоанна Зла­то­уста и свт. Васи­лия Вели­кого дати­ру­ются кон. VIII в. (Vat. Barber, gr. 336 — Parenti, Velkovska. Eucologio), источ­ни­ками, поз­во­ля­ю­щими судить о раз­ви­тии к‑польского евха­ри­сти­че­ского чина в V–VIII вв., явля­ются литур­ги­че­ские ком­мен­та­рии (в первую оче­редь трак­тат «О цер­ков­ной иерар­хии» (кон. V — нач. VI в.) и «Цер­ков­ная исто­рия» свт. Гер­мана I К‑польского († 733)), а также кос­вен­ные сви­де­тель­ства святых отцов и цер­ков­ных писа­те­лей (см. клас­си­фи­ка­цию источ­ни­ков в кн.: Taft. Great Entrance. P. XVII–XLII, источ­ники по исто­рии архи­ерей­ского чина литур­гии: idem. The Pontifical Liturgy. Pt. 2. P. 89–97). Из тво­ре­ний свт. Иоанна Зла­то­уста († 407) можно заклю­чить, что в нач. V в. только архи­ерей мог вос­се­дать на горнем месте в отли­чие от пре­сви­те­ров, садив­шихся по сто­ро­нам от него (Paverd F. van de. P. 417–428). Это отли­чие до сих пор сохра­ня­ется за А. б. Вторым древ­ней­шим и важ­ней­шим отли­чием архи­ерей­ской литур­гии сле­дует счи­тать воз­мож­ность вклю­че­ния в нее чино­по­сле­до­ва­ний хиро­то­ний: епи­скоп­ской — после Три­свя­того, т. е. до начала литур­гии, кото­рая во вре­мена свт. Иоанна Зла­то­уста начи­на­лась с воз­гласа «Ειρήνη πάσι» (Мир всем); пре­сви­тер­ской — после вели­кого входа; диа­кон­ской — после ана­форы.

Место хиро­то­нии в службе соот­вет­ствует месту, зани­ма­е­мому в евха­ри­сти­че­ском собра­нии епи­ско­пом (воз­глав­лять литур­гию), пре­сви­те­ром (участ­во­вать в совер­ше­нии таин­ства Евха­ри­стии или совер­шать его само­сто­я­тельно), диа­ко­ном (помо­гать епи­скопу и пре­сви­теру). При нали­чии пре­сви­тер­ской хиро­то­нии чин литур­гии услож­ня­ется вру­че­нием ново­ру­ко­по­ло­жен­ному т. н. Залога, части св. Агнца, во время ана­форы (а при диа­кон­ской — допол­ни­тель­ным осе­не­нием дики­рием и три­ки­рием после ана­форы и хиро­то­нии).

Прп. Исидор Пелу­сиот сви­де­тель­ствует о нали­чии в V в. прак­тики сни­мать за литур­гией омофор во время чтения Еван­ге­лия: «Омофор епи­скопа, сде­лан­ный из шерсти, а не из льна, озна­чает кожу заблуд­шей овцы, кото­рую Гос­подь, взыс­кав, вос­при­нял на рамена Свои… Когда при­хо­дит при откры­ва­нии досто­по­кла­ня­е­мого Еван­ге­лия Сам истин­ный Пас­тырь, тогда и епи­скоп вос­стает и сла­гает с себя упо­доб­ля­ю­щий его Христу образ, давая тем знать, что пред­стоит Сам Гос­подь, Вождь пас­ты­рей, Боги Вла­дыка» (Письмо 136). В трак­тате «О цер­ков­ной иерар­хии» (Areop. EH. 3. intr.) отме­чено совер­ша­е­мое епи­ско­пом каж­де­ние после входа в цер­ковь, т. е. каж­де­ние после малого входа, поскольку литур­гия в то время начи­на­лась с этого.

В V–VIII вв. воз­ни­кает целый ряд харак­тер­ных момен­тов в к‑польской литур­гии, свя­зан­ных в т. ч. и с осо­бен­но­стями цер­ков­ной архи­тек­туры К‑поля (см. об этом: Mathews.P. 105—176). Впо­след­ствии неко­то­рые из обря­дов, сопря­жен­ных с пер­выми, исчезли из иерей­ского чина Евха­ри­стии, но следы их сохра­ни­лись в архи­ерей­ском и стали ассо­ци­и­ро­ваться только с А. б. (хотя и не были изна­чально спе­ци­фи­че­ски епи­скоп­скими). Среди таких момен­тов: исполь­зо­ва­ние Три­свя­того в каче­стве вход­ного пес­но­пе­ния; при­бав­ле­ние к литур­гии в VII–VIII вв. энарк­сиса (3 началь­ных анти­фо­нов литур­гии), еще долго после этого счи­тав­ше­гося необя­за­тель­ным; совер­ше­ние про­те­сиса (т. е. про­ско­ми­дии) в отдель­ном от храма здании — ске­во­фи­ла­ки­оне (сосу­до­хра­ни­тель­нице), откуда при­го­тов­лен­ные для Евха­ри­стии хлеб и вино при­но­сили диа­коны во время вели­кого входа (т. о., пред­сто­я­тель не участ­во­вал в про­цес­сии с Дарами), умо­ве­ние рук после вели­кого входа всеми епи­ско­пами и свя­щен­ни­ками, чтение пред­сто­я­те­лем и сослу­жа­щими диа­лога accessus ad altare, во время кото­рого сослу­жа­щие гово­рили пред­сто­я­телю (как епи­скопу, так и свя­щен­нику) слова: «Дух святый найдет на тя и сила выш­него осияет тя» ( Лк 1, 35 ), что в евха­ри­сти­че­ском кон­тек­сте выра­жает пра­восл. взгляд на уча­стие Св. Духа в освя­ще­нии Даров.

Древ­ней­шие руко­писи визант. Евхо­ло­гия VIII–Х вв., как пра­вило, вовсе не содер­жат рубрик (при­ме­ча­ний устав­ного и обря­до­вого харак­тера), поэтому с доста­точ­ной сте­пе­нью подроб­но­сти визант. А. б. известны, начи­ная с появ­ле­ния в X в. уста­вов литур­гии (Jacob. La concelebration. P. 249–252). Поря­док Пат­ри­ар­шей литур­гии в К‑поле X в. изве­стен из опуб­ли­ко­ван­ной в XVII в. Ж. Гоаром руко­писи, откры­той диак. Иси­до­ром Пиро­ма­ли­сом на о‑ве Патмос (Goar. Euchologion. P. 180–184; ркп. ныне утра­чена), а также по опуб­ли­ко­ван­ному еще в XVI в. лат. пере­воду Пат­ри­ар­шего чина литур­гии (ркп., ныне также утра­чен­ная, хра­ни­лась в мон-ре Йохан­нис­берг в Гер­ма­нии — Cochlaeus. P. 119–132).

Осо­бен­но­сти чина этого вре­мени:

Соб­ственно архи­ерей­скими осо­бен­но­стями здесь явля­ются только № 2 и 3 (хотя из лат. пере­вода литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста, сде­лан­ного Львом Тос­ка­ном ок. 1173–1178 гг., сле­дует, что и № 3 не был исклю­чи­тель­ной осо­бен­но­стью А. б. — Jacob. La traduction. P. 147).

Сле­ду­ю­щий этап раз­ви­тия визант. архи­ерей­ского чина Боже­ствен­ной литур­гии отра­жен в памят­ни­ках XI–XII вв.: Hieros. S. Crucis. 109, XI в.; Lond. Brit. Lib. Add. 34060. Fol. 511–515 (неск. пер­га­мен­ных листов XII в., встав­лен­ных в ркп. XV в.); араб. пере­воде архи­ерей­ской литур­гии свт. Иоанна Зла­то­уста (С. Bacha); литур­ги­че­ских тол­ко­ва­ниях: «Про­тео­рии» Нико­лая и Фео­дора Андиды (XI в.) и «Литур­ги­че­ском ком­мен­та­рии» (XII в.), нося­щем имя Пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского Софро­ния (VII в.).

Согласно этим источ­ни­кам, архи­ерей­ская литур­гия имеет сле­ду­ю­щие отли­чия:

Чин греч. А. б. XIV–XVI вв. изве­стен по боль­шому числу памят­ни­ков. Это в первую оче­редь уставы архи­ерей­ской литур­гии — напи­сан­ный диа­ко­ном, про­то­но­та­рием Вели­кой ц. Димит­рием Геми­сто­сом (Hieros. Patr. 362 (607), XIV в.; Alexandr. Patr. 371, 1407 г.; Ath. Laur.A. 80,1541. — Дмит­ри­ев­ский. Опи­са­ние. Т. 2. С. 301–319; Hubert. P. 1–304), Диа­так­сис Фео­дора Агал­ли­ана (Χριστόπουλος. Σ. 48–51), XV в., и чин, опуб­ли­ко­ван­ный А. А. Дмит­ри­ев­ским по руко­писи XV в. из б‑ки Андрея an. скита на Афоне (Дмит­ри­ев­ский. Опи­са­ние. Т. 1. С. 164–172; он же. Совре­мен­ное бого­слу­же­ние. С. 44–54). Кроме того, сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные греч. архи­ерей­ские Евхо­ло­гии того вре­мени (см. также в ст. «Чинов­ник архи­ерей­ский»). Нако­нец, ценные све­де­ния содер­жатся в литур­ги­че­ских трак­та­тах Нико­лая Кава­силы († ок. 1391) и Симеона, архиеп. Фес­са­ло­ни­кий­ского († 1429).

Греч. архи­ерей­ский чин литур­гии XIV–XVI вв. имеет сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти:

Памят­ники, опи­сы­ва­ю­щие совер­ше­ние архи­ерей­ской литур­гии на Руси в X–XIV вв., неиз­вестны (древ­ней­ший рус. Чинов­ник РНБ. Соф. No 1056, 2‑я пол. XIV в., не содер­жит литур­гии), однако можно утвер­ждать, что и пре­сви­теры, и епи­скопы исполь­зо­вали единый литур­ги­че­ский фор­му­ляр (ком­плекс бого­слу­жеб­ных тек­стов). Осо­бен­но­сти А. б. — осе­не­ние све­чами и проч.— фик­си­ро­ва­лись, по-види­мому, устной тра­ди­цией. Это пред­по­ло­же­ние под­твер­жда­ется сле­ду­ю­щим: а) зафик­си­ро­вано исполь­зо­ва­ние архи­ере­ями иерей­ских Слу­жеб­ни­ков, напр. Вар­ла­ама Хутын­ского Слу­жеб­ника, где при­сут­ствуют позд­ней­шие пометки, отно­ся­щи­еся к А. б. (ГИМ. Син. № 604, нач. XIII в. Л. 11 об., 16 об.—17 об.), свт. Кипри­ана Слу­жеб­ника (ГИМ. Син. 601, кон. XIV — нач. XV в.); б) в свя­ти­тель­ских Слу­жеб­ни­ках часто выпи­сан иерей­ский фор­му­ляр литур­гии (напр., РГБ. Рогож. No 679, XIX в. (копия ркп. 1416 г.; ср. с РГИА. Ф. 834. Он. 3. No 4026)).

По архи­ерей­скому Слу­жеб­нику (ГИМ. Син. № 600, 1400 г.) осо­бен­но­сти литур­гии, совер­ша­е­мой епи­ско­пом, огра­ни­чи­ва­ются тем, что он осе­няет све­чами после малого входа, читает стихи Пс. 79, 15–16 во время Три­свя­того и совер­шает особое бла­го­сло­ве­ние иереев во время чтения Апо­стола.

Доста­точно боль­шое число рус. архи­ерей­ских Слу­жеб­ни­ков XV — 1‑й пол. XVII в. содер­жит чин литур­гии, близ­кий к греч. чину XIV–XVI вв. (ГИМ. Син. № 310 (нач. XVI в.), 680 и 909, XVI в.; БАН. Новг. No 918 (21. 4. 13), XVI в. и др.; ср. со сла­вян­ско-лат. ркп. сер. XVII в., хра­ня­щейся в бело­рус. б‑ке Фран­циска Ско­рины в Лон­доне (фак­си­миль­ное изд.: The Pontifical Liturgy. P. 9–112), со слав. ркп. из Боснии (Lond. Brit. Lib. Add. 16373, Л. 2—148 об. 1706 г.) и с др. южно­рус. и южно­слав. памят­ни­ками XVII — нач. XVIII в.). Спе­ци­фи­че­скими для рус. редак­ции этого чина явля­ются:

В ходе под­го­товки реформы рус. бого­слу­же­ния в сер. XVII в. встает вопрос о несо­от­вет­ствиях между греч. и рус. тра­ди­ци­ями совер­ше­ния архи­ерей­ской литур­гии, подробно опи­сан­ных Арсе­нием (Суха­но­вым) (Ива­нов­ский. С. 249–279) и, сле­до­ва­тельно, о новом пере­воде греч. чина (греч. чин, запи­сан­ный по наблю­де­ниям Арсе­ния, напр., в ГИМ. Син. No 698. Л. 165–199, XVII в.). В 1653 г. по просьбе царя Алек­сея Михай­ло­вича и Пат­ри­арха Никона нахо­див­шийся в Москве Пат­ри­арх К‑польский Афа­на­сий III Пател­ла­рий запи­сы­вает поря­док архи­ерей­ской литур­гии (греч. ори­ги­нал, напи­сан­ный рукой Афа­на­сия — ГИМ. Син. греч. No 245). Рус. пере­вод этого чина был поло­жен в основу нового изд. Чинов­ника архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния 1668 г. (сохра­нился кавыч­ный экзем­пляр этого Чинов­ника, где видно, что именно было исправ­лено в чине, предо­став­лен­ном Пат­ри­ар­хом Афа­на­сием — РНБ. СПбДА. А I. 331/1–2) и опре­де­лил тот поря­док архи­ерей­ской литур­гии, к‑рый суще­ствует в РПЦ до наст. вре­мени. Вряд ли можно гово­рить о том, что чин Пат­ри­арха Афа­на­сия отра­жал повсе­мест­ную прак­тику греч. Церк­вей в XVII в., напр., уже в слав. ркп., создан­ной в Боснии в 1706 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 16373), содер­жатся осо­бен­но­сти, харак­тер­ные частично для рус. тра­ди­ции XVI в., частично для позд­ней греч. прак­тики, но не для чина Пат­ри­арха Афа­на­сия.

Архи­ерей­ская литур­гия в совре­мен­ной рус­ской прак­тике (фор­му­ляр: Чинов­ник. Т. 1. С. 49–118; устав­ные ука­за­ния: Чинов­ник: Прил. С. 28–47; НКС. Т. 1. С. 292–309; Руко­вод­ство. С. 3–90) вклю­чает в себя сле­ду­ю­щие отли­чия от иерей­ской (опу­щены ука­за­ния о снятии/надевании митры):

Сле­дует отме­тить, что епи­скоп может совер­шать службу т. н. иерей­ским чином, т. е. по иерей­скому фор­му­ляру, от осо­бен­но­стей А. б. сохра­ня­ется только то, что епи­скоп служит в архи­ерей­ском обла­че­нии, не снимая малый омофор; ему пости­лают орлецы, он вос­се­дает на горнем месте и сам вла­гает фимиам в кадило при каж­де­нии перед Еван­ге­лием, не выхо­дит из алтаря на малый и вели­кий входы (если, конечно, в службе также участ­вует хотя бы один свя­щен­ник). Такую службу при­нято совер­шать в день хиро­то­нии.

Архи­ерей­ская литур­гия в совре­мен­ной гре­че­ской прак­тике (см: Άρχιερατικόν. Σ. 24–55; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), άρχιεπ.]. Σ. 39–64) в основ­ном сов­па­дает с рус., однако имеет целый ряд харак­тер­ных отли­чий:

При сослу­же­нии неск. архи­ереев воз­глав­лять службу должен или Пред­сто­я­тель авто­ке­фаль­ной Церкви, или мест­ный пра­вя­щий епи­скоп (когда они при­сут­ствуют), т. к. «Евха­ри­стия совер­ша­ется от имени мест­ного епи­скопа» (Άρχιερατικόν. Σ. 13); А. б. в чужой епар­хии совер­ша­ется только с бла­го­сло­ве­ния мест­ного пра­вя­щего архи­ерея, имя к‑рого обя­за­тельно воз­но­сится за литур­гией (Ibidem). В рус. прак­тике при сослу­же­нии архи­ереев честь пред­сто­я­тель­ства за служ­бой может быть пере­дана пра­вя­щим епи­ско­пом архи­ерею, стар­шему по хиро­то­нии или по титулу. За Пат­ри­ар­шей литур­гией Пат­ри­арх обла­ча­ется в храме, сослу­жа­щие архи­ереи — в алтаре; воз­глав­ля­ю­щий службу наде­вает боль­шой омофор, осталь­ные, как пра­вило, малый. Сослу­жа­щие архи­ереи исхо­дят в центр храма к началу литур­гии, в греч. прак­тике это сопро­вож­да­ется воз­гла­ше­ни­ями диа­ко­нов: «Εξέλθετε, αρχιερείς» (Изы­дите, архи­ереи).

Литур­гия пре­ждео­свя­щен­ных Даров. При совер­ше­нии архи­ереем литур­гии пре­ждео­свя­щен­ных Даров (Чинов­ник. Т. 1. С. 173–200) встреча и началь­ные обряды совер­ша­ются так же, как и на полной литур­гии, однако не чита­ются обыч­ные стихи на обла­че­ние (сохра­ня­ется лишь стих «Тако да про­све­тится» перед осе­не­нием све­чами), хор в это время поет «Свыше про­роцы» или ирмосы Вели­кого канона прп. Андрея Крит­ского. Всю часть службы до вечер­него входа архи­ерей нахо­дится на архи­ерей­ском амвоне; в это время цар­ские врата закрыты и отво­ря­ются на все екте­ний. Вечер­ний и вели­кий входы совер­ша­ются так же, как на полной литур­гии, только на вечер­нем входе вместо «При­и­дите, покло­нимся» поется «Свете тихий» (с повто­ре­нием окон­ча­ния пев­цами), на вели­ком входе и дискос (с пре­ждео­свя­щен­ным Хлебом), и чашу несут пре­сви­теры. Далее литур­гия совер­ша­ется с теми же осо­бен­но­стями, что и полная (после ана­форы). За литур­гией пре­ждео­свя­щен­ных Даров может совер­шаться руко­по­ло­же­ние только во диа­коны.

Вечерня и утреня. Согласно при­ня­тому ныне в пра­восл. Церкви Иеру­са­лим­скому уставу, чины вечерни и утрени (и их празд­нич­ное соеди­не­ние — все­нощ­ное бдение)имеют мона­стыр­ское (а не кафед­раль­ное в отли­чие, напр., от песен­ного после­до­ва­ния) про­ис­хож­де­ние: совер­ши­те­лями их по Типи­кону (гл. 2, 9) явля­ются черед­ные свя­щен­ник и диакон, в то время как общую молитву воз­глав­ляет игумен мон-ря, вос­се­да­ю­щий (без свя­щен­ных обла­че­ний) на особом троне в храме и чита­ю­щий оттуда наи­бо­лее важные псалмы и молит­во­сло­вия. При­сут­ству­ю­щему за вечер­ней или утре­ней епи­скопу сред­не­век. прак­тика усва­и­вала роль игу­мена: епи­скоп (не обла­чав­шийся в свя­щен­ные одежды) всю службу вос­се­дал на троне у пра­вого перед­него столпа храма (Голуб­цов. С. 124–150).

Эта прак­тика в общем сохра­ня­ется и в совр. греч. тра­ди­ции (Άρχιερατικόν. Σ. 12–25; [Χριστόδουλος (Παρασκευαϊ’δης), άρχιεπ.]. Σ. 5–38):

В совре­мен­ной рус­ской прак­тике (см: НКС. Т. 1. С. 312; Чинов­ник архи­ерей­ского свя­щен­но­слу­же­ния: Прил. С. 50) во время вечерни и утрени архи­ерей, как пра­вило, нахо­дится в алтаре, здесь он про­чи­ты­вает све­тиль­нич­ные и утрен­ние молитвы; в начале всех свя­щен­но­дей­ствий кли­рики кла­ня­ются епи­скопу; со своего места епи­скоп бла­го­слов­ляет вечер­ний вход. Со времен Пат­ри­арха Никона в России под вли­я­нием греч. прак­тики того вре­мени при­нято, чтобы при совер­ше­нии литии на вечерне епи­скоп, обла­чив­шись в епи­тра­хиль, поручи, мантию, малый омофор и клобук, исхо­дил в при­твор вместе со свя­щен­ни­ками, диа­ко­нами и ипо­ди­а­ко­нами с дики­рием и три­ки­рием, а в конце вечерни сам бла­го­слов­лял хлебы, пше­ницу, вино и елей. В рус. тра­ди­ции при совер­ше­нии празд­нич­ной утрени епи­скоп в полном обла­че­нии исхо­дит в центр храма (в сопро­вож­де­нии ипо­ди­а­ко­нов с рипи­дами, дики­рием и три­ки­рием) во время пения поли­е­лея, кадит, сам читает Еван­ге­лие; совер­шив пома­за­ние елеем, уда­ля­ется в алтарь. Осо­бен­но­сти архи­ерей­ских вечерни и утрени, близ­кие к опи­сан­ным, отме­ча­ются в руко­писи ГИМ. Син. 690, сер. XVII в. Утрени празд­ни­ков — Рож­де­ства Хри­стова, Вели­кой пят­ницы, Пасхи — и вечерни вече­ром в эти дни, как пра­вило, от начала и до конца воз­глав­ля­ются архи­ереем, сто­я­щим в полном обла­че­нии в центре храма.

Бла­го­сло­ве­ния и отпу­сты. Обла­дая пол­но­той свя­щен­ни­че­ских даров, архи­ерей может пре­по­да­вать пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние не одной, а двумя руками. При этом в при­сут­ствии архи­ерея свя­щен­ники вовсе не пре­по­дают бла­го­сло­ве­ния; исклю­че­ние дела­ется только для ново­ру­ко­по­ло­жен­ного иерея (если совер­ша­лась хиро­то­ния). За бого­слу­же­нием в при­сут­ствии архи­ерея (даже и не слу­жа­щего) иерей не осе­няет народ рукой. Особое почте­ние к епи­скоп­скому сану под­чер­ки­ва­ется тем, что в начале каж­де­ния диакон кадит архи­ерея не просто трижды, а трижды по трижды (НКС. Т. 1. С. 312–313; Чинов­ник: Прил. С. 50–51; [Χριστόδουλος (Παρασκευαΐδης), άρχιεπ.]. Σ. 18). За А. б. (а также в кафед­раль­ных собо­рах и на архи­ерей­ских подво­рьях) обыч­ная фор­мула испра­ши­ва­ния бла­го­сло­ве­ния на малых часах «Име­немъ Гос­под­ним бла­го­слови, отче» заме­ня­ется на «Име­немъ Гос­под­ним, Прео­свя­щен­ней­ший [или Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший, Свя­тей­ший — в зави­си­мо­сти от титула архи­ерея] вла­дыко, бла­го­слови», а ответ­ный воз­глас «Молит­вами святых отецъ наших» — на «Молит­вами свя­таго Вла­дыки нашего» (это свя­зано с тем, что под упо­ми­на­е­мыми в воз­гласе «свя­тыми отцами» пре­по­доб­ные соста­ви­тели Типи­кона и Часо­слова имели в виду не почив­ших святых, а своих духов­ни­ков и, шире, всех здрав­ству­ю­щих мона­ше­ству­ю­щих). «Бла­го­слови» перед отпу­стом заме­ня­ется на «Прео­свя­щен­ней­ший [или Высо­ко­прео­свя­щен­ней­ший, Свя­тей­ший Вла­дыко, бла­го­слови». Кроме того, после отпу­ста при­бав­ля­ется «Εις πολλά έτη, δέσποτα», а на мно­го­ле­тии поми­на­ется слу­жа­щий архи­ерей. В греч. прак­тике после отпу­ста за А. б. всегда поется: «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε. Εις πολλά έτη, δέσποτα», архи­ерей воз­гла­шает: «Δι’ ευχών των αγίων πατέρων ημών» (Молит­вами святых отец наших), иерей отве­чает «Δι’ ευχών των αγίου Δεσπότου ημών» (Молит­вами Свя­таго Вла­дыки Нашего)

Источ­ники:

литур­ги­че­ские:

пат­ри­о­ти­че­ские:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *