что значит автономное плавание для подлодки
Автономное плавание
Смотреть что такое «Автономное плавание» в других словарях:
Китобойный промысел — отрасль промышленности, занимающаяся добычей и переработкой китов, а также производством продукции из китового сырья. В 9 10 вв. прибрежный промысел вели жители Кольского и Пиренейского полуостровов. Наиболее интенсивной была охота на… … Большая советская энциклопедия
К-27 (подводная лодка) — K 27 История корабля Государство флага … Википедия
Аварии на подводных лодках (с 1945 года) — Список аварий на подводных лодках начиная с 1945 года документирует происшествия, имевшие место после Второй мировой войны. Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, десять атомных подводных лодок (3 США, 5 СССР, 2 Россия),… … Википедия
ARA San Luis (S-32) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сан Луис. Сан Луис ARA San Luis (S32) … Википедия
К-27 — Координаты: 72°31′27″ с. ш. 55°30′06″ в. д. / 72.524167° с. ш. 55.501667° в. д. … Википедия
Подводные лодки проекта 645 ЖМТ «Кит» — K 27 История корабля Государство флага … Википедия
Проект 645 ЖМТ — K 27 История корабля Государство флага … Википедия
Сан Луис (подводная лодка) — Сан Луис ARA San Luis (S32) Сан Луис (S32) История корабля Государство флага … Википедия
Европейская валютная змея — Европейская валютная змея, змея в тоннеле (англ. European Currency Snake, Snake in the Tunnel) соглашение о координации действий стран членов Европейского экономического сообщества в отношении регулирования возможных колебаний валют этих… … Википедия
Новое в блогах
75 лет назад подводная лодка Щ-117 завершила рекордное автономное плавание
Сегодня походы на боевую службу, в автономное плавание, стали обыденностью. А ведь были первые автономки, начало которым положили легендарные подводные лодки типа Щ («Щуки»). Первая субмарина – Щ-117 («Макрель») 20 февраля 1936 года завершила рекордное автономное плавание продолжитльностью 40 суток. За этот поход было пройдено 3022 мили, в том числе 315 под водой. В море экипаж «Щуки» вышел 11 января.
Тактико-технические данные серии V-бис по сравнению с нынешними крейсерскими подлодками вызывают просто удивление. Полное подводное водоизмещение «Щуки» – всего 715 тонн, автономность – 20 суток, предельная глубина погружения – 90 метров, дальность плавания при полном запасе топлива 55 тонн – 4200 миль при скорости 8,8 узла, подводная экономическим ходом два узла могла достигать 100 миль.
Уже через 10 лет после Гражданской войны и постигшей страну разрухи началось проектирование подводных лодок и 5 февраля 1930 года были заложены три головные лодки 3-й серии типа «Щука». Присутствующий при этом начальник Морских сил Республики Ромуальд Муклевич сказал тогда: «Мы имеем возможность этой подводной лодкой начать новую эру в нашем судостроении. Это дает возможность приобрести необходимые навыки и подготовить нужные кадры для развертывания производства». Субмарины типа «Щука» совершенствовались в ходе строительства. Новая серия под шифром V-бис: Щ-117, Щ-122 и Щ-123 открыла в 1936 году на Тихоокеанском флоте эру автономных плаваний.
Первой была Щ-117, которая, начав свой поход 11 января 1936 года, закончила его 20 февраля, превысив проектную автономность в два раза (40 суток вместо 20). Затем были Щ-122 («Сайда» серии V-бис-2) и Щ-123 («Угорь» серии V-бис-2). Но рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня. Конечно, надо понимать, что эти походы не были в прямом смысле автономными. Запасы, расчитанные на 20 суток, не могли обеспечить весь стосуточный рейс, так что приходилось дозаправляться всем необходимым в море. Но главное при таких рейсах – выдержка личного состава.
“Рекорд 1936 года по продолжительности плавания принадлежит Щ-113 (командир Михаил Клевенский). Ее автономка продолжалась с 14 сентября по 25 декабря и длилась 102 дня”
Важным моментом является сплаванность экипажа, находящегося в малом закрытом пространстве отсеков. Естественно, что большую роль играют и бытовые условия. А они, надо отметить, на отечественных субмаринах были весьма спартанскими. Говорят, что сегодня при проектировании субмарин этому уделяют больше внимания, что логично.
На «Щуке» с экипажем 36–38 человек были только одна крошечная командирская каюта, маленькая кают-компания для офицеров, одновременно служившая и спальней, и 30 легко снимаемых «заваливаемых» коек. Запас пресной воды в одной цистерне был небольшим и в море его не восполнить, все необходимое для жизни ограниченно, и только воля человека могла вершить чудеса. Именно железная стойкость людей, а не обитаемость подводных лодок типа Щ нашла отражение в тех первых «стахановских походах» 30-х годов прошлого века и позволила кратно превышать 20-суточную автономность подводных лодок этого проекта.
Начатые походы ради рекордов давали огромный эффект. В них командиры и экипажи получали не только богатый опыт эксплуатации и обслуживания техники, но и боевые навыки. Недаром в командировку в республиканскую Испанию был послан командир Щ-117 Николай Египко, который командовал испанскими подлодками С-6 и С-2 под именем Северино де Морено Лопес. На ПЛ С-6 он по просьбе республиканского правительства вывез ценный груз из порта Сантандер в порт Хихон. После гибели этой субмарины принял командование над С-2, которая находилась на ремонте во Франции, и когда французы попробовали интернировать подлодку, угнал ее в Испанию. По просьбе испанского правительства ему одному из первых подводников было присвоено звание Героя Советского Союза (22 февраля 1939 года).
В Великую Отечественную войну советские подводные лодки вместо автономок выходили на боевые задания. Но уже в 50-е годы прошлого столетия начались новые попытки автономных плаваний. Например, за 30-суточную автономку лодки 613-го проекта (бытовые условия мало чем отличались от «Щук») командиры получали ордена.
С развитием ракетного вооружения подводного флота возрастало и водоизмещение лодок, и конечно, увеличивалась автономность. Уже ДЭПЛ проекта 629 при водоизмещении около трех тысяч тонн имели автономность при полных запасах около 70 суток, но бытовые условия улучшились ненамного. На первом месте стояли вооружение и другое оснащение. Но уже в 60-е годы прошлого столетия походы на боевую службу (БС) – в автономку – стали обыденностью.
С появлением во флоте АПЛ автономные плавания становятся нормой подводного флота. Бытовые условия стали гораздо лучше, чем на дизель-электрических подлодках, но признать их идеальными нельзя. Конечно, теперь экипаж не зависел от запасов пресной воды и топлива, но автономность ограничивал запас провизии. Только дух подводников, как всегда, оставался на высоте. При этом на ум приходят слова военного поколения подводников: «Выдержало бы железо, а мы выдержим!».
Подводная лодка Щ-117, состоявшая в списках Тихоокеанского флота (ТОФ), переименованная в 1949 году в тип С, окончила свой путь трагически. В декабре 1952 года в ходе тактического учения пропала и не найдена до сих пор. На лодке С-117 погибли 50 моряков. По данным на начало 2016 года, субмарина эта считается пропавшей без вести, точное время и причины гибели не установлены. Странная история. По предположениям вице-адмирала Египко, возможно, она столкнулась с американской подлодкой: в то время шла корейская война и американские ВМС вели разведку у наших берегов.
Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга, ветеран-подводник
Автономное плавание: приятного аппетита
-ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ, какие физиологические изменения происходят у подводников, уходящих на длительное время в автономное плавание?
Проблема профилактики избыточного питания по энергетической квоте приобрела особую актуальность для личного состава ВМФ. С увеличением продолжительности походов у подводников, кроме того, развиваются нарушения обмена кальция, фосфора, магния, витаминного и липидного обмена, возрастает содержание холестерина и триглицеридов в крови.
— Как компенсировать эти неблагоприятные процессы?
— Результаты исследований состояния фактического питания и пищевого статуса личного состава ВМФ подтвердили необходимость совершенствования нормирования и организации питания экипажей субмарин.
Норма пайка, определенная постановлением правительства РФ от 10 июля 1992 года # 479-28 и введенная в действие приказом министра обороны России от 22 июля 2000 года # 400, в основном обеспечивает потребности подводников в энергии и пищевых веществах в количествах, адекватных условиям их профессиональной деятельности. Однако даже энергетически адекватный рацион не всегда сбалансирован с физиологической потребностью. Чтобы решить эту проблему, следует обогащать традиционные продукты массового потребления незаменимыми компонентами, создавать новые комбинированные продукты с низкой калорийностью, но богатые белком, витаминами, минеральными веществами.
Современные пищевые технологии позволяют разрабатывать нормативно-техническую документацию на выработку консервированных и концентрированных продуктов функционального назначения, то есть с заранее заданными свойствами. Тем самым решается задача повышения пищевой плотности на единицу калорийности. В этом случае энергетически адекватный рацион становится полноценным источником всех пищевых веществ.
— В чем суть происшедших изменений в организации продовольственного снабжения АПЛ?
— До 1999 года продовольственное обеспечение атомных подводных лодок, уходящих в море на боевую службу, осуществлялось через береговые базы (склады) флотов. Нередко в провизионные кладовые субмарин загружалось продовольствие, которое было в наличии на береговых базах, узкого ассортимента, из которого не всегда можно было приготовить на камбузах вкусную и калорийную пищу.
С этой целью Военно-научным комитетом (ВНК) ЦПУ Минобороны России был разработан бортовой подводный комплект (БПК), основу которого составили новые консервированные блюда с повышенной биологической ценностью. Количество продуктов, входящих в комплект, рассчитано на штатный экипаж подлодки, отправляющейся в автономное плавание на определенное количество суток.
В число продуктов улучшенного назначения, входящих в состав БПК, включены хлеб длительного хранения, консервированный теплом (взамен хлеба длительного хранения спиртовой стерилизации), хлебцы «Армейские» из муки пшеничной первого сорта, смесь для блинчиков на сухом молоке, консервированные обеденные блюда (мясные, мясорастительные и мясоовощные) в упаковке из комбинированного материала «ламистер», сухие яичные смеси «Омлет», картофель и овощи пастеризованные с биологически активным веществом «Супер Низолакт», компоты плодовые и ягодные пастеризованные с «Супер Низолактом», концентраты для напитков в виде порошков «Адапт-лимонник» и «Адапт-элеутерокок».
Применение специальных продуктов «армейского» назначения позволило расширить ассортимент продуктов питания подводников с 50 до 135 наименований. Таким образом, удалось добиться не только большего разнообразия блюд, но и повысить их качество.
Появившийся в результате этого у моряков отменный аппетит благотворно отразился на их работоспособности. Да и на камбузах работы поубавилось: наличие продуктов в мелкой упаковке, максимально готовых к употреблению, заметно снизило нагрузки на коков, расширило возможности индивидуального питания. Если боевое задание подлодки в походе уточняется и соответственно меняется продолжительность плавания, БПК разрешено делить на нужный (требуемый) пропорционально сроку «автономки».
— Да. Все, что входит в состав БПК-90, выдается морякам.
— Скажите, в чем преимущество использования «Супер Низолакта» по сравнению с традиционными способами сохранения плодоовощной продукции для войск?
Энергетическая ценность пастеризованных консервов с «Супер Низолактом» в 2-3 раза выше, чем в стерилизованных с уксусом. Содержание в консервах витамина С и группы В в 2-2,5 раза выше, чем в приготовленных обычным способом.
Низкотемпературная пастеризация консервов (75-85 градусов) вместо обычно применяемой стерилизации (120 градусов) позволяет не только сохранить все питательные компоненты растительного сырья, его структуру, вкусовые качества, но и экономить энергоресурсы на 40-60%.
По сравнению с антимикробным консервантом (производства Англии и Дании) «Низином», «Супер Низолакт» имеет следующие преимущества:
— позволяет получать плодово-ягодные культуры в виде концентрированных компотов, которые при употреблении в пищу разводятся водой не менее, чем в 3 раза (это в 3 раза сокращает расход тары и транспортные перевозки, а также объемы складских помещений для запасов питания в наземных частях армии и, что особенно важно, на флоте);
— с точки зрения консервирования картофеля позволяет получать действительно картофель-полуфабрикат, который может быть использован и для первых, и для вторых блюд.
Мы также уделяем внимание производству сублимированной продукции. Делаем для экипажей подводных лодок сублимированные абрикосы и клубнику.
— Мы осуществляем поставки уже в течение трех лет. И подводники дают высокую оценку. Были отзывы с Северного флота и ТОФа, командующих, начальников тыла, которые считают, что решение о централизованном обеспечении спецконтингента полностью себя оправдало.
Каждый раз, бывая на флотах, генерал армии Владимир Исаков проверяет, как организовано продовольственное обеспечение подводных лодок (недавно такая проверка прошла на ТОФе). Он высказал ряд замечаний, над которыми мы будем работать в 2003 году. Замечания существенные, они касаются улучшения питания, упаковки продуктов и т.д.
— Планируется ли распространить практику централизованных поставок продкомплектов для экипажей стратегических бомбардировщиков и боевых расчетов РВСН?
— Начальником ЦПУ МО РФ генерал-лейтенантом Анатолием Петриченко поставлена задача председателю Военно-научного комитета управления полковнику Сергею Маслову представить предложения по разработке целенаправленных комплектов, аналогичных БПК, для экипажей ВВС, расчетов РВСН, несущих боевое дежурство, а также для экипажей надводных кораблей в автономном плавании.
— На подводных лодках выдают алкогольные напитки. Какие, и где вы их берете?
— Это сухие вина типа «Каберне», которые мы берем на московских разливочных заводах с представлением ими сертификатов соответствия на продукцию. В соответствии с приказом министра обороны РФ от 2000 года # 400, вино сухое в количестве 50 граммов выдается на каждого члена экипажа подводной лодки только в автономном плавании.
— Вы комплектуете БПК продукцией отечественных производителей или же там есть импортное продовольствие?
— В соответствии с Федеральным законом РФ # 53 и # 60 от 1994 года, а также # 97 от 1999-го продовольствие закупается только у российских товаропроизводителей, изготовленное из отечественного сырья.
— Я знаю, что в советские времена в продовольственном пайке подводников очень славились своим качеством бочонки с вяленой воблой. Они остались сегодня?
— Был период, когда в силу экономических проблем об этой вобле забыли. Ну а сейчас мы делаем ее не только для экипажей субмарин. Руководство Центрального продовольственного управления МО РФ поставляет эту воблу и на надводные корабли. Этому виду продукции дана высокая оценка. Моряки любят воблу, особенно при качке, морской болезни она уменьшает неблагоприятное самочувствие.
Мы производим ее в жестяных банках по специальной технологии. В Астрахань от нас выезжают представители, которые отбирают сырье, чтобы оно было с икрой, делают закатку в банки, и вобла сохраняет свои качественные показатели длительное время.
— Над чем вы сейчас работаете в плане улучшения продовольствия для спецконтингента?
— В настоящее время в рацион питания подводников входят сублимированный творог и сметана, которые при неправильном восстановлении не всегда отвечают вкусовым качествам. Поэтому в 2001 году мы договорились с фирмой «Совагротех», которая работает с ЗАО «Карат», создать консервированные сметану и творог со сроком хранения не менее года, а также с Бирюлевским экспериментальным заводом по разработке запеканки творожной. В Центральном продовольственном управлении МО прошла их дегустация, которая получила достаточно высокую оценку. В 2003 году планируется закупить опытно-промышленную партию данной продукции, и если она получит хорошие отзывы, в 2004-м консервированные сметана, творог и запеканка войдут в состав БПК и будут поставляться в войска.
В феврале 2002 года ГУП «Бирюлевский экспериментальный завод РАСХН» по заданию ВНК ЦПУ проводил дегустационное совещание по оценке качества и целесообразности использования в войсках разработанных и улучшенных продуктов питания. Это суп-пюре гороховый с гренками и брикетированные картофель с луком, картофель со вкусом и ароматом копченостей, горох отварной с картофелем и т.д. Комиссия выставила продуктам оценку «хорошо». Если опытные партии успешно пройдут испытания в войсках, мы также рассмотрим возможность их включения в рацион для подводников.
Таким образом, работа по совершенствованию питания личного состава проводится постоянно.
— Насколько своевременно рассчитывается за поставки Министерство обороны России?
Секреты «автономки». Как действуют российские АПЛ в дальних походах
МОСКВА, 22 мая — РИА Новости, Андрей Коц. Месяцами не видеть неба над головой и жить по выверенному до секунд распорядку, непрерывно ощущая незримое присутствие вероятного противника и колоссальный груз ответственности, — служба экипажей атомных подлодок считается одной из самых трудных и престижных в ВМФ России. В море эти плавучие города обычно действуют в отрыве от союзных сил. Их командиры вправе принимать решения, влияющие на геополитическую картину мира. О том, как российские АПЛ готовят к «автономкам» и о быте подводников, — в материале РИА Новости.
Отбор из лучших
«Моя рекордная «автономка» — более 90 суток под водой», — рассказывает РИА Новости капитан первого ранга в отставке Владимир Мамайкин, участник 13 боевых служб. Он ходил в море на торпедных атомоходах знаменитой 3-й дивизии подводных лодок Северного флота и командовал АПЛ К-462 с 1981-го по 1984-й. «В таких походах ты предоставлен сам себе — по сути, сам себе государство. В море могут возникнуть любые ситуации, и командир АПЛ вправе самостоятельно принимать решение, как действовать в той или иной обстановке», — продолжает подводник.
После того как все возвращаются на борт, АПЛ покидает базу и погружается. Всплывает только через несколько месяцев — вернувшись из похода.
Плавучий город
Распорядок дня на атомоходе — стандартный для крупных боевых кораблей: две вахты в сутки. В каждой — три боевые смены по четыре часа. Быт на АПЛ налажен, как и в любой сухопутной воинской части. Есть дежурства, наряды, тренировки, учебные тревоги. Регулярно проводятся помывочные дни, когда матросы могут постираться и принять душ из забортной воды. Продуман и досуг: на многих атомоходах есть библиотеки, постоянно организуются различные соревнования, кинопоказы. На ракетном подводном крейсере стратегического назначения (РПКСН) «Дмитрий Донской» есть даже бассейн с сауной. С питанием тоже все неплохо, и хлеб всегда свежий — выпекают на корабельном камбузе.
Боевая служба на атомной подводной лодке действительно очень напоминает работу космонавтов на орбитальной станции. И там, и там люди длительное время находятся в замкнутом пространстве — нельзя выйти на улицу и подышать свежим воздухом. И в космосе, и под водой экипажам приходится рассчитывать исключительно на свои собственные силы.
Единственная «вольность», позволительная для экипажа подлодки, — подвсплыть для сеанса связи. В заранее оговоренные дни и в определенное время командир АПЛ дает приказ выставить антенну. Штаб выходит с ним на связь или не выходит, но график экипажем должен соблюдаться неукоснительно. В экстренной ситуации субмарина может подвсплыть когда угодно, чтобы передать важную информацию — на берегу сигнал принимают круглосуточно.
Встречи с противником
«В 1980-м я служил на АПЛ К-398 старпомом, — говорит Владимир Мамайкин. — Мы следили за американским подводным крейсером, шли за ним на малом ходу и на малой дистанции — всего два-три кабельтовых (370-550 метров). «Американец» нас не слышал и в какой-то момент сбавил скорость, двинувшись наперерез. Мы не успели среагировать и навалились на него бортом. Лодку сильно тряхнуло, развернуло на 50 градусов. Осмотрелись в отсеках и выдохнули — все было в порядке, никаких поломок. Американский крейсер тут же дал деру. Мы подвсплыли на перископную глубину, но в перископ ничего не увидели — море штормило. Думали, потеряли цель, однако почти сразу вновь поймали акустический контакт и еще несколько часов следили за «американцем»… Наши современные АПЛ, например проекта «Ясень», на порядок совершеннее тех, на которых мы служили в 1970-80-х. На них можно и на 30 кабельтовых уверенно держать акустический контакт с противником. Я уже старый морской волк, в дальних походах давным-давно не бывал. Но как же хочется подняться на капитанский мостик нового «Ясеня» и посмотреть, на что он способен».
Автономность плавания
Смотреть что такое «Автономность плавания» в других словарях:
Автономность плавания по условиям экологической безопасности — длительность эксплуатации судна без необходимости подхода к приемным устройствам для сдачи подсланевых нефтесодержащих вод, сточных вод, мусора и других отходов. Источник: НАСТАВЛЕНИЕ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ ПРИ… … Официальная терминология
Автономность корабля — У этого термина существуют и другие значения, см. Автономность. Автономность корабля (сокр. автономность) элемент тактико технических данных, характеризующий время (в сутках), в течение которого корабль способен находиться в море, выполняя… … Википедия
Автономность корабля — продолжительность непрерывного плавания корабля без пополнения запасов. Обеспечивается запасами топлива, воды, продовольствия, боеприпасов и других материальных средств, а для подводной лодки также запасом кислорода и условиями… … Большая советская энциклопедия
Дальность плавания — Дальность плавания одна из основных характеристик судна. Определяется как максимальное расстояние, которое может пройти корабль (судно) без дозаправки топливом и смазочными материалами, а также пополнения запасов котельной воды (для… … Википедия
Судно — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно … Википедия
Подводные лодки типа «Крейсерская» — ДПЛ серии XIV / типа «Крейсерская» («К») … Википедия
Малые противолодочные корабли проекта 1124 — У этого термина существуют и другие значения, см. Проект 1124. Малые противолодочные корабли проекта 1124 … Википедия