что значит азербайджан в переводе
Значение слова «Азербайджан»
Столица — Баку. Государственный язык — азербайджанский. Является светским государством.
Азербайджан — многонациональная и многоконфессиональная страна. Большинство населения республики исповедует ислам (преимущественно шиитского толка), меньшинство христианство и иудаизм.
Унитарное государство, президентская республика. В октябре 2003 года пост президента занял Ильхам Алиев. Подразделяется на 66 районов, 11 городов республиканского подчинения и 1 автономную республику — Нахичеванскую Автономную Республику. Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией (эксклавы Кярки, Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара). Азербайджан контролирует часть территории Армении (анклав Арцвашен).
Омывается водами Каспийского моря. Имеет сухопутную границу с Россией, Грузией, Арменией и Ираном. Нахичеванская Автономная Республика — эксклав Азербайджана — граничит с Арменией на северо-востоке, Ираном на юго-западе, Турцией на северо-западе.
Аграрно-индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности в 2012 году составил 98,776 миллиардов долларов США (10 624 доллара США на душу населения). Денежная единица — азербайджанский манат.
Независимость страны провозглашена 28 мая 1918 года. Азербайджанскую Демократическую Республику, провозглашённую в 1918 году, называют первой демократической светской республикой в мусульманском мире.
Азербайджа́н
1. государство в восточной части Закавказья на юго-западном побережье Каспийского моря, граничащее на севере с Россией, на северо-западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном, на крайнем юго-западе с Турцией ◆ Я разъяснял, что все национальности, проживающие в Азербайджане, будут иметь равные права и равные возможности для развития своей культуры. Анастас Микоян, «Так было», 1971–1974 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В пятницу в Азербайджане стартовала президентская предвыборная кампания. Кирилл Зубков, «Азербайджану угрожают «оранжевым» сценарием», 2008 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нерасторжимый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Значение слова азербайджан
Топонимический словарь Кавказа
государство в Закавказье. Азербайджан впервые упоминается в трудах греческих и латинских авторов античного времени в форме Антропатена; в иранском источнике III веке нашей эры приведена форма Антурпатакан. В трудах более поздних персидских географов уже указывается Адарбадаган (Азарбадаган), в арабских источниках Абарбаиджан или Азарбайджан. Последний вариант названия объясняют из персидского как «собирающий огонь» (азар – «огонь», бадаган – «собирающий») и связывают с имевшим здесь распространение древним культом поклонения огню.
Католическая Энциклопедия
(Azərbaycan Respublikasi) — гос-во на Юж. Кавказе; столица — Баку; офиц. яз. — азербайджанский; терр. 86,6 тыс. кв. км; нас. 7,9 млн. чел.: мусульмане — 93,4% (из них 60% шиитов, 40% суннитов), православные — 2,5%, иудаисты — 0,3%; существуют катол. и протест. общины, а также др. рел. движения.
А., в настоящее время являющийся ареалом распространения ислама, исторически прошел этапы офиц. принятия в качестве гос. религий зороастризма, а затем христианства.
На территории совр. А. в древности существовало гос-во Албания (Агвания) Кавказская. В первых веках н.э. в Албании Кавказской появились христ. миссионеры из Иерусалима и Сирии и были созданы первые христ. общины. Второй период христианизации А. связан с именами Григория Просветителя и албан. царя Урнайра (IV в.). Быстрое распространение христианства было приостановлено с возвышением Сасанидской династии в Персии, офиц. религией которой был зороастризм. В 313 албан. царь Урнайр объявил христианство гос. религией, рассчитывая объединить разноплеменное гос-во и противостоять зороастрийской Персии; эту политику продолжали и его преемники. По свидетельству историка X в. Моисея Каланкатуйского албан. цари Аршакиды — Урнайр, Ваче II, Вачаган III — вели борьбу с различными местными языческими верованиями. Монарх и феодальная знать Албании Кавказской создали материальную базу Албанской Церкви, к клиру которой перешла значительная часть земель и богатств языческих храмов; в пользу Церкви также взималась церк. десятина со всего населения. Албан. правители пытались уравнять христ. духовенство со светской знатью, создав наряду со светским судом церковный. К кон. IV в. в Албании Кавказской уже сложилась церк. иерархия и Церковь стала независимой (автокефальной).
После Халкидонского собора (451) произошел окончательный отход Албан. Церкви от Византии и сформировалось монофизитское направление (монофизитство) ее богословия. Патриархи албан. католикосата с 551 носили титул католикосов Албании, Лпинии и Чола. Центром Албан. Церкви в IV в. была столица Кабала, а с V в. — новопостроенная столица Партав (Барда). В кон. VI — нач. VII в. в связи с усилением в Закавказье полит. влияния Византии Албанская Церковь приняла халкидонское вероучение. После завоевания Закавказья арабами в нач. VIII в. Албан. Церковь при активном содействии Армян. Церкви (Армения) порвала с халкидонским вероучением. Арабский халифат подчинил Албан. Церковь Армянской Церкви. После падения Албанского гос-ва (705) началась деэтнизация населения: принявшие ислам ассимилировались тюркоязычными племенами, исповедующие христианство монофизитского толка сближались с армянами, а последователи халкидонского вероучения — с грузинами. Сохранившиеся албаны — удины (проживающие в горных районах) сумели противостоять этим процессам и сохранить свою самобытность.
С нач. XIV в. усилиями многочисл. миссий доминиканцев, францисканцев, кармелитов и августинцев в А. стало распространяться католичество. В 1320 Баку и др. города А. посетил франц. миссионер Журден Катали де Северак, а чуть позже — францисканец Одорик Порденонский. Именно в это время начинают появляться в регионе многочисл. катол. миссии; в самых крупных городах А. — Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани — были основаны катол. монастыри, миссии и школы. В одной только Нахичевани того периода было 12 катол. монастырей. Особую роль в распространении католичества в Юж. и Сев. А. сыграл франц. король Людовик XIV, обратившийся к шаху Султан-Хусейну со специальным посланием, в котором призывал шаха милосердно относиться к христ. подданным. Аналогичные послания были отправлены шаху и Папой Климентом XI. В результате были подписаны два франко-перс. договора (1708 и 1715). Согласно первому из них, катол. миссионерам и их пастве из числа местного населения разрешалось свободно исповедовать и проповедовать католичество на терр. Ирана и А., катол. миссии также брались под защиту местных властей. В ист. документах сохранились многочисл. примеры благотворительной, переводческой и врачебной деятельности катол. миссионеров. Вместе с тем миссион. деятельность часто наталкивалась на противодействие мусульм. населения и представителей Армян. Церкви, усматривавших в католиках своих основных конкурентов. Известны случаи избиения и даже убийств катол. миссионеров. В 1680-х вслед за франц. и нем. миссионерами в регионе появились миссии польск. иезуитов (первая из них — в Гяндже).
В XVI–XVII вв. терр. А., входившего в состав Персии, периодически подвергалась нападениям со стороны Османской империи; в эту же эпоху началась рус. экспансия в прикаспийских странах. Борьба России за влияние в Закавказье продолжалась два столетия, пока по Туркманчайскому договору (1828) терр. совр. А. не вошла в состав Российской империи. В 1836 Россия упразднила самостоятельность Албан. Церкви на терр. А. и подчинила ее Армянской Апост. Церкви Эчмиадзина. Наследники албан удины проживают до наст. времени в Огузском и Кабалинском районах А. (оставшись верными древним традициям и не приняв вероучения Армян. Церкви) и в с. Октембери в Грузии.
В нач. XIX в. под влиянием хилиастических (хилиазм) пророчеств (в частности, Юнг-Штиллинга) тысячи нем. протестантов устремились на Кавказ, где они собирались основать Новый Иерусалим и ожидать Второго пришествия Иисуса Христа. В 1816 сорок семей протест. общины по приглашению имп. Александра I двинулись на Кавказ и были размещены в Елизаветпольской губ. недалеко от г. Гянджи. В 1819 вюртембергские колонисты основали в А. первую нем. колонию Еленендорф (ныне Ханлар), а в 40 км от нее другую — Анненфельд (ныне Шамкир). В 1897 в Бакинской губ. проживало уже 3430, а в Елизаветпольской — 3194 немцев.
После завоевания А. Россией поселение в этом регионе представителей русского и др. народов, исповедующих христианство, стало причиной возведения здесь правосл. храмов и молитвенных домов. После заключения в 1813 Гюлистанского договора в Баку и других районах А. начался рост числа христиан, особенно русских, за счет военных, чиновников, их семей и переселяемых из центр. районов России старообрядцев, а также молокан и др. сектантов. 1.01.1815 главнокомандующий рус. войсками в Шемахинской губ. генерал Н.Ф. Ртищев принял решение открыть в Баку первую рус. правосл. церковь, освященную в честь св. Николая. Кроме собора Св. Николая и самой большой правосл. церкви Закавказья — храма Св. Александра Невского — в Баку имелось 7 приходских правосл. церквей и часовен. До 1920 Рус. Правосл. Церковь А. подчинялась экзархату Грузии.
Во 2-й пол. XIX в. в Баку в связи с развитием нефтяной промышленности и притоком рабочей силы началось сооружение новых христ. храмов различных конфессий. По некоторым сведениям, катол. община существовала в Баку с 1860-х. К дек. 1894 был построен приходский дом, в котором разместилась квартира священника и была устроена часовня Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. Однако из-за отсутствия офиц. регистрации прихода здание было сочтено возведенным незаконно и конфисковано. Ок. года свящ. Конрад Келлер совершал богослужения в арендуемой квартире, пока они не были запрещены властями. После того как в 1900 власти дали согласие на создание бакинского катол. прихода, был начат сбор средств на постройку церкви Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. В 1909–12 была построена катол. церковь в неоготическом стиле. К 1917 в единственном катол. приходе А. (в Баку) насчитывалось 2550 верующих, большинство из которых были иностранцами.
После большевистского апрельского переворота 1920 и установления сов. власти в А. все рел. организации стали подвергаться постоянно нараставшему давлению со стороны властей. В 1920–30-е прошли массовые репрессии против духовенства, были закрыты многие храмы, репрессированы и высланы десятки тыс. священнослужителей и простых верующих. В 1931 катол. церковь в Баку была разрушена, а администратор прихода свящ. Стефан Демуров (1871–1938) в 1937 арестован. В А. остались лишь 4 правосл. и одна армян. церковь.
В 1991 А. провозгласил независимость. В 1992 в Баку были предприняты попытки возродить катол. приход. В 1995–96 бакинскую катол. общину посещал секретарь Представительства Св. Престола в Грузии о. Тымон Хмелецкий. В авг. 1997 в Баку прибыл о. Ежи Пилусь, ставший настоятелем местной катол. общины, насчитывавшей в 1998 ок. 50 чел., и капелланом общины иностранцев-католиков, проживающих в Баку. В нояб. 2000 в А. основана миссия sui iuris, которую возглавил салезианец о. Й.Д. Правда.
Лит-ра: Каганкатваци М. История Агван. СПб., 1861; Орманиан М. Армянская Церковь. М., 1913; Гош Мхитар. Албанская хроника. Баку, 1960; Шанидзе А.Г. Язык и письмо кавказских албанцев // Вестник Отдела обществ. наук АН Груз. ССР 1 (1960); Ашурбейли С.Б. Католические миссионеры в Азербайджане в XVIII в. // Средневековый Восток. М., 1980, с. 20–28; Актуальные проблемы изучения и создания письменных исторических источников. Тбилиси, 1982; Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984; Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985; Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986; Dowsett C.I. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. L., 1961; Swietochowski T., Collins B.C. Historical Dictionary of Azerbaijan. L., 1999.
Ф. Мамедова, А. Абасов
Энциклопедический словарь
Большая Советская Энциклопедия
«Азербайджан», ежемесячный литературный и общественно-политический журнал. Орган СП Азербайджанской ССР. Издаётся в Баку с 1923. Менял название: в 1923 ≈ 27 «Маариф вэ мэдэниjjэт» («Просвещение и культура»), в 1928≈36 (╧ 1≈5) «Ингилаб вэ мэдэниjjэт» («Революция и культура»), в 1936≈41 «Ревоаjycnja вэ культура» («Революция и культура»), в 1941≈46 «Вэтэн угрунда» («За родину»), в 1946≈52 «Ингилаб вэ мэдэниjjэт» («Революция и культура»); с 1953 «Азербайджан». Журнал освещает основные события азербайджанской культурной жизни, развития общественной и литературно-критической мысли. На его страницах печатались произведения азербайджанских. писателей, переводы с русского и иностранного языков, историко-литературные материалы.
азербайджан
1 Azərbaycan
2 Azərbaycan
3 bütöv
4 cənubi
5 çoxdan
6 eləcə
7 güney
8 günəşli
9 məskən
10 orden
11 redaksiya
12 səltənət
13 şimali
14 şərqi
15 uzunömürlü
16 yeritmək
См. также в других словарях:
Азербайджан — Азербайджанская Республика, гос во в Закавказье Впервые упоминается у др. греч. и латин. авторов как Атропатена; в Иран, источнике III в. Атурпатакан; у более поздних перс, географов Адарбадаган (Азарбадаган), в араб, источниках Адарбаиджан или… … Географическая энциклопедия
Азербайджан — Азербайджан. Вид старой части г. Баку. АЗЕРБАЙДЖАН (Азербайджанская Республика), государство в восточной части Закавказья, омывается Каспийским морем. Площадь 86,6 тыс. км2. Население 7136,6 тыс. человек, городское 53%; азербайджанцы (82,6%),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
АЗЕРБАЙДЖАН — (Азербайджанская республика), государство в восточной части Закавказья, омывается Каспийским морем. Площадь 86,6 тыс. км2. Население 7136,6 тыс. человек, городское 53%; азербайджанцы (82,6%), армяне (5,6%), русские (5,6%) и др. Официальный язык… … Современная энциклопедия
АЗЕРБАЙДЖАН — (Азербайджанская республика Азербайджан Республикасы), государство в восточной части Закавказья; на востоке омывается Каспийским м. 86,6 тыс. км². Население 7398 тыс. человек (1993), городское 54%; азербайджанцы (5805 тыс. человек; 1989,… … Большой Энциклопедический словарь
азербайджан — страна огней Словарь русских синонимов. Азербайджан Страна огней Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
Азербайджан — АЗЕРБАЙДЖАН, бывшие Дербентское, Кубинское, Ширванское, Шекинское, Гянджинское, Карабахское, Бакинское и Талышское ханства, присоединенные к России по договору 1813 и не имевшие в 40 е гг. 19 в. общего территориально административного… … Лермонтовская энциклопедия
Азербайджан — (Azerbaijan), гос во на Кавказе к 3. и Ю, от Каспийского моря, центр мн. древн. цивилизаций. Часть терр. А. принадлежала Ирану, а др. в 18 19 вв. завоевала Россия. В 1914 г. азербайдж. месторождение нефти с центром в Баку считалось самым крупным… … Всемирная история
АЗЕРБАЙДЖАН — Республика, расположенная в восточной части Закавказья, на востоке омывается Каспийским морем. Территория 86,6 тыс.кв.км, население 7137 тыс.человек (1990). Около 1/2 части территории занято горами. Климат субтропический. Основная отрасль промыш … Мировое овцеводство
Азербайджан — У этого термина существуют и другие значения, см. Азербайджан (значения). Азербайджанская Республика Azərbaycan Respublikası, Азәрбајҹан Республикасы … Википедия
АЗЕРБАЙДЖАН — Азербайджанская Республика, государство на западе Азии, в Закавказье. Площадь 86,6 тыс. кв. км. Граничит на севере с Россией, на северо западе с Грузией, на западе с Арменией, на юге с Ираном, на востоке омывается Каспийским морем. Азербайджаном… … Энциклопедия Кольера
Азербайджан — Азербайджанская Республика, Азербайджан Республикасы, государство в восточной части Закавказья. На востоке омывается Каспийским морем 86,6 тыс. км2. Население 7570 тыс. человек. (1996), городское 53%; азербайджанцы (5805 тыс. человек.; 1989,… … Энциклопедический словарь
Значение слова «азербайджан»
Что означает слово «азербайджан»
Топонимический словарь Кавказа
Азербайджан
государство в Закавказье. Азербайджан впервые упоминается в трудах греческих и латинских авторов античного времени в форме Антропатена; в иранском источнике III веке нашей эры приведена форма Антурпатакан. В трудах более поздних персидских географов уже указывается Адарбадаган (Азарбадаган), в арабских источниках Абарбаиджан или Азарбайджан. Последний вариант названия объясняют из персидского как «собирающий огонь» (азар – «огонь», бадаган – «собирающий») и связывают с имевшим здесь распространение древним культом поклонения огню.
Энциклопедический словарь
Азербайджан
Католическая Энциклопедия
Азербайджан
(Azərbaycan Respublikasi) — гос-во на Юж. Кавказе; столица — Баку; офиц. яз. — азербайджанский; терр. 86,6 тыс. кв. км; нас. 7,9 млн. чел.: мусульмане — 93,4% (из них 60% шиитов, 40% суннитов), православные — 2,5%, иудаисты — 0,3%; существуют катол. и протест. общины, а также др. рел. движения.
А., в настоящее время являющийся ареалом распространения ислама, исторически прошел этапы офиц. принятия в качестве гос. религий зороастризма, а затем христианства.
На территории совр. А. в древности существовало гос-во Албания (Агвания) Кавказская. В первых веках н.э. в Албании Кавказской появились христ. миссионеры из Иерусалима и Сирии и были созданы первые христ. общины. Второй период христианизации А. связан с именами Григория Просветителя и албан. царя Урнайра (IV в.). Быстрое распространение христианства было приостановлено с возвышением Сасанидской династии в Персии, офиц. религией которой был зороастризм. В 313 албан. царь Урнайр объявил христианство гос. религией, рассчитывая объединить разноплеменное гос-во и противостоять зороастрийской Персии; эту политику продолжали и его преемники. По свидетельству историка X в. Моисея Каланкатуйского албан. цари Аршакиды — Урнайр, Ваче II, Вачаган III — вели борьбу с различными местными языческими верованиями. Монарх и феодальная знать Албании Кавказской создали материальную базу Албанской Церкви, к клиру которой перешла значительная часть земель и богатств языческих храмов; в пользу Церкви также взималась церк. десятина со всего населения. Албан. правители пытались уравнять христ. духовенство со светской знатью, создав наряду со светским судом церковный. К кон. IV в. в Албании Кавказской уже сложилась церк. иерархия и Церковь стала независимой (автокефальной).
После Халкидонского собора (451) произошел окончательный отход Албан. Церкви от Византии и сформировалось монофизитское направление (монофизитство) ее богословия. Патриархи албан. католикосата с 551 носили титул католикосов Албании, Лпинии и Чола. Центром Албан. Церкви в IV в. была столица Кабала, а с V в. — новопостроенная столица Партав (Барда). В кон. VI — нач. VII в. в связи с усилением в Закавказье полит. влияния Византии Албанская Церковь приняла халкидонское вероучение. После завоевания Закавказья арабами в нач. VIII в. Албан. Церковь при активном содействии Армян. Церкви (Армения) порвала с халкидонским вероучением. Арабский халифат подчинил Албан. Церковь Армянской Церкви. После падения Албанского гос-ва (705) началась деэтнизация населения: принявшие ислам ассимилировались тюркоязычными племенами, исповедующие христианство монофизитского толка сближались с армянами, а последователи халкидонского вероучения — с грузинами. Сохранившиеся албаны — удины (проживающие в горных районах) сумели противостоять этим процессам и сохранить свою самобытность.
С нач. XIV в. усилиями многочисл. миссий доминиканцев, францисканцев, кармелитов и августинцев в А. стало распространяться католичество. В 1320 Баку и др. города А. посетил франц. миссионер Журден Катали де Северак, а чуть позже — францисканец Одорик Порденонский. Именно в это время начинают появляться в регионе многочисл. катол. миссии; в самых крупных городах А. — Баку, Шемахе, Гяндже, Нахичевани — были основаны катол. монастыри, миссии и школы. В одной только Нахичевани того периода было 12 катол. монастырей. Особую роль в распространении католичества в Юж. и Сев. А. сыграл франц. король Людовик XIV, обратившийся к шаху Султан-Хусейну со специальным посланием, в котором призывал шаха милосердно относиться к христ. подданным. Аналогичные послания были отправлены шаху и Папой Климентом XI. В результате были подписаны два франко-перс. договора (1708 и 1715). Согласно первому из них, катол. миссионерам и их пастве из числа местного населения разрешалось свободно исповедовать и проповедовать католичество на терр. Ирана и А., катол. миссии также брались под защиту местных властей. В ист. документах сохранились многочисл. примеры благотворительной, переводческой и врачебной деятельности катол. миссионеров. Вместе с тем миссион. деятельность часто наталкивалась на противодействие мусульм. населения и представителей Армян. Церкви, усматривавших в католиках своих основных конкурентов. Известны случаи избиения и даже убийств катол. миссионеров. В 1680-х вслед за франц. и нем. миссионерами в регионе появились миссии польск. иезуитов (первая из них — в Гяндже).
В XVI–XVII вв. терр. А., входившего в состав Персии, периодически подвергалась нападениям со стороны Османской империи; в эту же эпоху началась рус. экспансия в прикаспийских странах. Борьба России за влияние в Закавказье продолжалась два столетия, пока по Туркманчайскому договору (1828) терр. совр. А. не вошла в состав Российской империи. В 1836 Россия упразднила самостоятельность Албан. Церкви на терр. А. и подчинила ее Армянской Апост. Церкви Эчмиадзина. Наследники албан удины проживают до наст. времени в Огузском и Кабалинском районах А. (оставшись верными древним традициям и не приняв вероучения Армян. Церкви) и в с. Октембери в Грузии.
В нач. XIX в. под влиянием хилиастических (хилиазм) пророчеств (в частности, Юнг-Штиллинга) тысячи нем. протестантов устремились на Кавказ, где они собирались основать Новый Иерусалим и ожидать Второго пришествия Иисуса Христа. В 1816 сорок семей протест. общины по приглашению имп. Александра I двинулись на Кавказ и были размещены в Елизаветпольской губ. недалеко от г. Гянджи. В 1819 вюртембергские колонисты основали в А. первую нем. колонию Еленендорф (ныне Ханлар), а в 40 км от нее другую — Анненфельд (ныне Шамкир). В 1897 в Бакинской губ. проживало уже 3430, а в Елизаветпольской — 3194 немцев.
После завоевания А. Россией поселение в этом регионе представителей русского и др. народов, исповедующих христианство, стало причиной возведения здесь правосл. храмов и молитвенных домов. После заключения в 1813 Гюлистанского договора в Баку и других районах А. начался рост числа христиан, особенно русских, за счет военных, чиновников, их семей и переселяемых из центр. районов России старообрядцев, а также молокан и др. сектантов. 1.01.1815 главнокомандующий рус. войсками в Шемахинской губ. генерал Н.Ф. Ртищев принял решение открыть в Баку первую рус. правосл. церковь, освященную в честь св. Николая. Кроме собора Св. Николая и самой большой правосл. церкви Закавказья — храма Св. Александра Невского — в Баку имелось 7 приходских правосл. церквей и часовен. До 1920 Рус. Правосл. Церковь А. подчинялась экзархату Грузии.
Во 2-й пол. XIX в. в Баку в связи с развитием нефтяной промышленности и притоком рабочей силы началось сооружение новых христ. храмов различных конфессий. По некоторым сведениям, катол. община существовала в Баку с 1860-х. К дек. 1894 был построен приходский дом, в котором разместилась квартира священника и была устроена часовня Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. Однако из-за отсутствия офиц. регистрации прихода здание было сочтено возведенным незаконно и конфисковано. Ок. года свящ. Конрад Келлер совершал богослужения в арендуемой квартире, пока они не были запрещены властями. После того как в 1900 власти дали согласие на создание бакинского катол. прихода, был начат сбор средств на постройку церкви Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии. В 1909–12 была построена катол. церковь в неоготическом стиле. К 1917 в единственном катол. приходе А. (в Баку) насчитывалось 2550 верующих, большинство из которых были иностранцами.
После большевистского апрельского переворота 1920 и установления сов. власти в А. все рел. организации стали подвергаться постоянно нараставшему давлению со стороны властей. В 1920–30-е прошли массовые репрессии против духовенства, были закрыты многие храмы, репрессированы и высланы десятки тыс. священнослужителей и простых верующих. В 1931 катол. церковь в Баку была разрушена, а администратор прихода свящ. Стефан Демуров (1871–1938) в 1937 арестован. В А. остались лишь 4 правосл. и одна армян. церковь.
В 1991 А. провозгласил независимость. В 1992 в Баку были предприняты попытки возродить катол. приход. В 1995–96 бакинскую катол. общину посещал секретарь Представительства Св. Престола в Грузии о. Тымон Хмелецкий. В авг. 1997 в Баку прибыл о. Ежи Пилусь, ставший настоятелем местной катол. общины, насчитывавшей в 1998 ок. 50 чел., и капелланом общины иностранцев-католиков, проживающих в Баку. В нояб. 2000 в А. основана миссия sui iuris, которую возглавил салезианец о. Й.Д. Правда.
Лит-ра: Каганкатваци М. История Агван. СПб., 1861; Орманиан М. Армянская Церковь. М., 1913; Гош Мхитар. Албанская хроника. Баку, 1960; Шанидзе А.Г. Язык и письмо кавказских албанцев // Вестник Отдела обществ. наук АН Груз. ССР 1 (1960); Ашурбейли С.Б. Католические миссионеры в Азербайджане в XVIII в. // Средневековый Восток. М., 1980, с. 20–28; Актуальные проблемы изучения и создания письменных исторических источников. Тбилиси, 1982; Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. Баку, 1984; Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985; Мамедова Ф. Политическая история и историческая география Кавказской Албании. Баку, 1986; Dowsett C.I. The History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. L., 1961; Swietochowski T., Collins B.C. Historical Dictionary of Azerbaijan. L., 1999.
Ф. Мамедова, А. Абасов
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор слова «азербайджан»
Фонетический разбор слова «азербайджан»
Значение слова «азербайджан»
Синонимы «азербайджан»
Карточка «азербайджан»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!