что значит бдение в православии

Всенощное бдение, или Всенощная

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – 1) тор­же­ствен­ная хра­мо­вая служба, объ­еди­ня­ю­щая в себе службы вели­кой вечерни (иногда вели­кого пове­че­рия), утрени и пер­вого часа; 2) одна из форм пра­во­слав­ной аске­ти­че­ской прак­тики: молит­вен­ное бодр­ство­ва­ние в ночное время суток.

что значит бдение в православии. Смотреть фото что значит бдение в православии. Смотреть картинку что значит бдение в православии. Картинка про что значит бдение в православии. Фото что значит бдение в православии

Почему все­нощ­ное бдение так назы­ва­ется?

Все­нощ­ное бдение назы­ва­ется так потому, что в древ­но­сти оно начи­на­лось с вечера и про­дол­жа­лось всю ночь до рас­света. Со вре­ме­нем, из снис­хож­де­ния к немо­щам веру­ю­щих, это бого­слу­же­ние начали совер­шать несколько раньше, кроме того, оно заметно сокра­ти­лось, поэтому закан­чи­ва­ется теперь не утром, а вече­ром того же дня, когда нача­лось. Однако преж­нее назва­ние этого бого­слу­же­ния – все­нощ­ное бдение – сохра­ни­лось.

В какие дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение слу­жится нака­нуне:

Между вели­кой вечер­ней и утре­ней, после екте­нии «Испол­ним вечер­нюю молитву нашу Гос­по­деви» бывает лития (от греч. – уси­лен­ное моле­ние). На рус­ских при­хо­дах она не слу­жится нака­нуне вос­крес­ных дней.

Какие бого­слу­же­ния вклю­чает в себя все­нощ­ное бдение?

Все­нощ­ное бдение состоит из трех бого­слу­же­ний: вели­кой вечерни, утрени и пер­вого часа. На прак­тике, перед Все­нощ­ным бде­нием может совер­шаться служба девя­того часа.

Какая самая тор­же­ствен­ная часть все­нощ­ного бдения?

Все­нощ­ное бдение имеет несколько таких частей. Одна из них – поли­е­лей (от греч. πολυέλεοσ (поли­е­леос) (от греч. πολύς – многий, и ἔλεος – милость). Поли­е­лей – это тор­же­ствен­ное пес­но­пе­ние утрени, состав­лен­ное из псал­мов 134-го («Хва­лите имя Гос­подне») и 135-го («Испо­ве­дай­теся Гос­по­деви»). Другая не менее важная часть все­нощ­ного бдения, о кото­рой нередко забы­вают, – вели­кое сла­во­сло­вие. Явля­ю­ще­еся одним из древ­ней­ших пес­но­пе­ний Церкви, оно про­слав­ляет Бога Творца, Про­мыс­ли­теля, Иску­пи­теля, Спа­си­теля и Жиз­но­давца и пред­ва­ря­ется воз­гла­сом свя­щен­ника: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет!» В древ­но­сти этим воз­гла­сом свя­щен­ник встре­чал первый луч утрен­него солнца, так как вели­кое сла­во­сло­вие в составе утрени при­хо­ди­лось на раннее утро.

Когда появи­лось все­нощ­ное бдение?

Древ­ний обычай совер­шать все­нощ­ное бдение осно­ван на при­мере моле­ний Спа­си­теля и Святых Апо­сто­лов. Общий вид бого­слу­же­ния офор­мился ко вре­мени свя­того Иоанна Зла­то­уста. В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамас­кин, святой Феодор Студит и многие другие пес­но­творцы допол­нили все­нощ­ное бдение мно­гими молит­во­сло­ви­ями и пес­но­пе­ни­ями, кото­рые входят в состав все­нощ­ной, совер­ша­е­мой в Пра­во­слав­ной Церкви поныне.

Что сим­во­ли­зи­рует все­нощ­ное бдение?

Первая часть все­нощ­ного бдения – вечерни – сим­во­ли­зи­рует и по своему содер­жа­нию напо­ми­нает исто­рию Вет­хого Завета. Молит­во­сло­вия и пес­но­пе­ния этого бого­слу­же­ния гото­вят нас к утрени, на кото­рой вспо­ми­на­ются глав­ным обра­зом ново­за­вет­ные собы­тия.

Почему важно посе­щать все­нощ­ные бдения?

Конечно, глав­ное бого­слу­же­ние Церкви есть Литур­гия. Но про­пус­кая все­нощ­ное бдение, мы тем самым остав­ляем боль­шой пробел в своем духов­ном раз­ви­тии, лишаем себя зна­ком­ства со свя­то­оте­че­ским гим­но­гра­фи­че­ским насле­дием. Ведь основ­ная духов­ная и смыс­ло­вая нагрузка, празд­ну­е­мого в этот день собы­тия при­хо­дится именно на все­нощ­ное бдение: напри­мер, сти­хиры, паре­мии, поли­е­лей с чте­нием Еван­ге­лия, каноны. Кроме того, полезно и само­сто­я­тель­ное озна­ком­ле­ние с бого­слу­жеб­ными тек­стами все­нощ­ного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, напри­мер, кано­нами. Нако­нец, пре­бы­вая на все­нощ­ном бдении, мы участ­вуем в собор­ном молит­вен­ном дела­нии.

Сколько в насто­я­щее время длится все­нощ­ное бдение?

В при­ход­ских храмах Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви сред­няя про­дол­жи­тель­ность все­нощ­ного бдения состав­ляет около двух часов. Начи­на­ется оно, как пра­вило, в 18 (иногда в 17) часов, а закан­чи­ва­ется в 20 (или в 19, если нача­лось в 17).

Инте­рес­ный факт

В начале XX века в Киев­ской духов­ной ака­де­мии был пред­при­нят опыт рекон­струк­ции все­нощ­ного бдения в полном соот­вет­ствии с бого­слу­жеб­ным Уста­вом. Под­го­товка дли­лась несколько меся­цев и потре­бо­вала зна­чи­тель­ных мате­ри­аль­ных затрат. Сама все­нощ­ная дли­лась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы исполь­зо­ва­лись обык­но­вен­ные, четы­рех­го­лос­ные. Орга­ни­за­тор этого необыч­ного меро­при­я­тия про­фес­сор М. Ска­бал­ла­но­вич так вспо­ми­нает о нем: «Трудно пере­дать сло­вами, что чув­ство­вали слу­ша­тели этой службы, назван­ной кем-то «исто­ри­че­ской все­нощ­ной»… Два руко­во­ди­теля службы, зна­ю­щие наизусть 2‑ю главу Типи­кона… по оче­реди за все­нощ­ной теряли голову и должны были про­ве­рять друг друга, это ли сле­дует далее. Боль­шин­ство испол­ни­те­лей службы… в тече­ние все­нощ­ной были как бы пьяные… Один сту­дент, люби­тель поспать, несколько раз уходил из церкви, раз­де­вался, укла­ды­вался в постель, но, не будучи в состо­я­нии заснуть от мысли, что в несколь­ких шагах идет такой ори­ги­наль­ный, неслы­хан­ный кон­церт, воз­вра­щался в цер­ковь. Одна кур­систка до все­нощ­ной выучила все псалмы, сти­хиры, каноны и биб­лей­ские песни, имев­шие петься… При повто­ре­нии пред­по­ла­га­ется все петь боль­шим зна­мен­ным рас­пе­вом, что удли­нит все­нощ­ную часа на 3–4».

В. Духа­нин, из книги «Во что мы веруем»:

Мы настолько погру­жа­емся в земную суету и попе­че­ния, что для обре­те­ния под­лин­ной духов­ной сво­боды нам тре­бу­ется очень про­дол­жи­тель­ное бого­слу­же­ние. Тако­вым и явля­ется Все­нощ­ное бдение – оно совер­ша­ется по вече­рам нака­нуне вос­крес­ных и празд­нич­ных дней и спо­собно осво­бо­дить нашу душу от мрака земных впе­чат­ле­ний, рас­по­ло­жить пости­же­нию духов­ного смысла празд­ника, к вос­при­я­тию бла­го­дат­ных даров. Все­нощ­ное бдение всегда пред­ше­ствует Литур­гии, глав­ному бого­слу­же­нию Церкви. И если Литур­гия по своему сакра­мен­таль­ному смыслу сим­во­ли­зи­рует Цар­ство буду­щего века, вечное Цар­ство Божие (хотя этим зна­че­нием Литур­гия не огра­ни­чи­ва­ется), то Все­нощ­ное бдение сим­во­ли­зи­рует то, что ему пред­ше­ствует, исто­рию Вет­хого и Нового Заве­тов.

Начи­на­ется Все­нощ­ная с Вели­кой вечерни, кото­рая изоб­ра­жает основ­ные вехи вет­хо­за­вет­ной исто­рии: сотво­ре­ние мира, гре­хо­па­де­ние первых людей, молитву их и надежду на буду­щее спа­се­ние. Напри­мер, первое отвер­зе­ние Цар­ских врат, каж­де­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лями алтаря и воз­гла­ше­ние: «Слава Святей, и Еди­но­сущ­ней, и Живо­тво­ря­щей, и Нераз­дель­ней Троице…» зна­ме­нует тво­ре­ние Святой Тро­и­цей мира, когда Дух Святой, сим­во­ли­зи­ру­е­мый клу­бами кадиль­ного дыма, обымал пер­во­здан­ный мир, вдыхая в него живо­нос­ную силу. Далее поется сто третий псалом «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода», про­слав­ля­ю­щий пре­муд­рость Творца, явлен­ную в кра­со­тах види­мого мира. Свя­щен­ник в это время кадит весь храм и моля­щихся, а мы вспо­ми­наем рай­скую жизнь первых людей, когда Сам Бог обитал рядом с ними, испол­няя их бла­го­да­тью Духа Свя­того. Но чело­век согре­шил и был изгнан из рая – закры­ва­ются Цар­ские врата, теперь молитва совер­ша­ется перед ними. А пение стихов «Гос­поди, воз­звах к Тебе, услыши мя» напо­ми­нает бед­ствен­ное поло­же­ние чело­ве­че­ства после гре­хо­па­де­ния, когда появи­лись болезни, стра­да­ния, нужды, и люди в пока­я­нии искали мило­сти Божией. Пение завер­ша­ется сти­хи­рой в честь Пре­свя­той Бого­ро­дицы, во время кото­рой свя­щен­ник, пред­ше­ству­е­мый све­ще­нос­цем и диа­ко­ном с кади­лом, выхо­дит из север­ных дверей алтаря и тор­же­ственно входит через Цар­ские врата, что обра­щает наш мыс­лен­ный взор к пред­ска­за­ниям вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков о при­ше­ствии в мир Спа­си­теля. Вот так каждый фраг­мент вечерни заклю­чает в себе воз­вы­шен­ный смысл, в основ­ном свя­зан­ный с вет­хо­за­вет­ной исто­рией.

А затем сле­дует утреня, озна­ча­ю­щая наступ­ле­ние ново­за­вет­ного вре­мени – явле­ние Гос­пода в мир, Его Рож­де­ние в чело­ве­че­ском есте­стве и Его слав­ное вос­кре­се­ние. Так, уже первые стихи перед шесто­псал­мием: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние» напо­ми­нают сла­во­сло­вие анге­лов, явив­шихся виф­ле­ем­ским пас­ту­хам в момент Рож­де­ства Хри­стова (ср. Лк. 2:13–14). Особое зна­че­ние на утрене имеет поли­е­лей (что значит «мно­го­мило­стив» или «многое осве­ще­ние») – тор­же­ствен­ная часть Все­нощ­ной, заклю­ча­ю­щая в себе про­слав­ле­ние мило­сти Божией, явлен­ной в при­ше­ствии Сына Божия, Кото­рый спас людей от власти диа­вола и смерти. Начи­на­ется поли­е­лей с тор­же­ствен­ного пения хва­леб­ных стихов: «Хва­лите имя Гос­подне, хва­лите, раби Гос­пода. Алли­луйя», в храме воз­жи­га­ются все све­тиль­ники, а Цар­ские врата отвер­за­ются в знак осо­бого бла­го­во­ле­ния Божия к людям. Нака­нуне вос­крес­ных дней поются особые вос­крес­ные тро­пари – радост­ные песни в честь Вос­кре­се­ния Гос­пода, повест­ву­ю­щие, как ангелы яви­лись женам-миро­но­си­цам у Гроба Спа­си­теля и воз­ве­стили им о Вос­кре­се­нии Иисуса Христа. Тор­же­ственно чита­ется Еван­ге­лие, посвя­щен­ное празд­нику, а затем испол­ня­ется канон – собра­ние особых крат­ких песен и молитв, посвя­щен­ных празд­ну­е­мому собы­тию. Вообще, стоит заме­тить, что помимо ука­зан­ного зна­че­ния каждое Все­нощ­ное бдение посвя­щено опре­де­лен­ному празд­нику – собы­тию свя­щен­ной исто­рии или памяти свя­того или иконе Божией Матери, и потому на про­тя­же­нии всего бого­слу­же­ния испол­ня­ются пес­но­пе­ния и чита­ются молитвы, посвя­щен­ные именно этому празд­нику. Так что смысл Все­нощ­ной воз­можно постичь, не только зная пре­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние бого­слу­жеб­ных дей­ствий, но и вникая в смысл пес­но­пе­ний каж­дого празд­ника, для чего хорошо еще дома озна­ко­миться с содер­жа­нием бого­слу­жеб­ных тек­стов. А самое глав­ное – во время бого­слу­же­ния научиться молиться вни­ма­тельно, с теплым и искрен­ним чув­ством, ведь лишь при этом будет достиг­нута глав­ная цель служб цер­ков­ных – бого­об­ще­ние.

Источник

Бдение

Бде́ние — 1) молит­вен­ное, дела­ние, совер­ша­е­мое в состо­я­нии бодр­ство­ва­ния во время, соот­вет­ству­ю­щее вре­мени сна у обыч­ных людей (как пра­вило это отно­сится к ноч­ному пери­оду суток); 2) бодр­ство­ва­ние; состо­я­ние акти­ви­за­ции вни­ма­ния, моби­ли­за­ции внут­рен­них сил, свя­зан­ное с аске­ти­че­ским дела­нием; 3) фраг­мент наиме­но­ва­ния регу­лярно совер­ша­е­мой хра­мо­вой службы — Все­нощ­ного бдения); 4) наиме­но­ва­ние аске­ти­че­ской прак­тики, свя­зан­ное с наро­чи­тым огра­ни­че­нием про­дол­жи­тель­но­сти сна.

что значит бдение в православии. Смотреть фото что значит бдение в православии. Смотреть картинку что значит бдение в православии. Картинка про что значит бдение в православии. Фото что значит бдение в православии

Для чего подвиж­ники молятся ночью? Неужели для спа­се­ния недо­ста­точно утрен­них, днев­ных и вечер­них молитв?

Сви­де­тель­ствуя о необ­хо­ди­мо­сти в деле спа­се­ния сер­деч­ной молитвы, Свя­щен­ное Писа­ние учит: «непре­станно моли­тесь» ( 1Сол.5:17 ). Но озна­чает ли это, что любой чело­век, при­со­еди­нив­шийся к Церкви, не имеет права на сон (ведь во сне он не в силах застав­лять себя дей­ство­вать так же, как и во время бодр­ство­ва­ния)? Разу­ме­ется, нет. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, живя земной жизнью и осу­ществ­ляя дело Спа­се­ния чело­века, пре­да­вался отдыху и сну. Между тем Он мог молиться и ночью.

Вспом­ним апо­стола Павла, кото­рый, при­зы­вая слу­ша­те­лей к бодр­ство­ва­нию, под­чер­ки­вал, что сам он непре­станно «со сле­зами» учил их «три года день и ночь» ( Деян.20:31 ). В данном случае слово “непре­станно” не должно интер­пре­ти­ро­ваться в том зна­че­нии, что будто в тече­ние ука­зан­ного пери­ода святой Павел совер­шенно не поз­во­лял себе ника­ких пере­ры­вов, в том числе на сон, и что он всегда имел на своих глазах слёзы. Сле­до­ва­тельно, это поня­тие, «непре­станно», тре­бует такого про­чте­ния, что он учил непре­станно настолько, насколько воз­можно.

При­бли­зи­тельно то же можно ска­зать и о непре­стан­но­сти бого­угод­ной молитвы. Едва кре­стив­ше­муся хри­сти­а­нину сложно настро­ить себя на непре­стан­ную молитву, трудно бороться с иску­ше­ни­ями лено­сти, немо­щью плоти. Даже апо­столы, причём избран­ные Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, несмотря на Его призыв бодр­ство­вать ( Мф.26:38 ) и после­до­вав­ший затем спра­вед­ли­вый укор в ослу­ша­нии ( Мф.26:40 ), спали, когда Он молился о чаше ( Мф.26:42 ).

Что каса­ется подвиж­ни­ков, доб­ро­вольно и осо­знанно избрав­ших для себя путь осо­бого слу­же­ния Богу, — по мере воз­рас­та­ния их духов­ного опыта, по мере внут­рен­него пре­об­ра­же­ния в них воз­рас­тает умение и жела­ние молиться. Меня­ется и само отно­ше­ние к молитве. То, что для кого-то пред­став­ля­ется сухим пра­ви­лом, кото­рое необ­хо­димо читать утром и перед сном потому что «так надо», для них, в полной мере, — сред­ство обще­ния с Богом, сред­ство еди­не­ния с Ним. Именно жела­ние быть вместе с Богом ста­но­вится глав­ным жела­нием в их аске­ти­че­ской жизни.

Поэтому они с радо­стью, хотя, конечно же, и не без борьбы со своей физи­че­ской немо­щью, молятся даже и по ночам. Так они в боль­шей сте­пени, нежели другие, ста­но­вятся испол­ни­те­лями тре­бо­ва­ния о непре­стан­ной молитве. Как отме­ча­ется в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, резуль­та­том такого молит­вен­ного дела­ния ста­но­вится то, что даже и во время сна душев­ное состо­я­ние Божьих угод­ни­ков, в нрав­ствен­ном плане, соот­вет­ствует состо­я­нию молит­вен­ного настроя, харак­тер­ного для молит­вен­ного бодр­ство­ва­ния (в част­но­сти, это может ска­зы­ваться и на сно­ви­де­ниях (см. подроб­нее: Можно ли дове­рять сно­ви­де­ниям?)).

Кроме того, неко­то­рые подвиж­ники отме­чали, что невоз­мож­ность моле­ния во время сна может вос­пол­няться молит­вами бодр­ству­ю­щих братий, молит­вами Церкви (за ближ­них).

Источник

О бдениях

От переводчика:

Действительно, в чем смысл бдения? Мы с нашей краткой всенощной, длящейся в среднем два часа с небольшим, во многом утратили само понятие о длительной ночной молитве. Но, заглянув в Толковый Типикон М. Скабаллановича, мы с удивлением узнаем, что вообще-то наше всенощное бдение должно длиться около 8 часов, если его исправно служить по Типикону. А если мы обратимся к опыту Древней Церкви, то увидим, что агрипния (всенощное бдение) действительно продолжалась всю ночь – от заката (вспомним слова гимна «Свете тихий»: «пришедше на запад (т.е. закат) солнца») и вплоть до восхода (неслучаен возглас утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет»). А затем совершалась Божественная литургия. И возникает вопрос: а не из ночной ли молитвы проистекает ясность догматического сознания Древней Церкви, духовная высота жизни ее членов и удивительная просветленность древних молитвенных текстов?

Бдение учит многому. Во-первых, бдительности и собранности. Неслучайно Спаситель призывал апостолов: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26: 41). Ночное бдение служит мобилизации духовных сил христианина и является образом той постоянной бдительности, которую он должен проявлять в своей жизни относительно пороков, страстей и лукавых помыслов. Во-вторых, оно учит трезвению. Как и сейчас, в древности, особенно в южных странах, ночь для многих была временем разгула и пьянства. В противоположность этому святой апостол Павел учит в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (Фес. 5: 7–10). Обычная уже сцена на улицах наших городов: одурелые молодые люди, возвращающиеся после дискотеки и (или) пьянки, и бодрые старушки, спешащие на раннюю обедню. И некоторых молодых людей это заставляло задуматься и измениться.

В-третьих, ночное бдение – школа подвига, превозможения своей немощной плоти. И, наконец, это урок духовной тишины и чистой хвалы Господа. В одном раннехристианском памятнике – «Завете Господа нашего Иисуса Христа» – говорится о том, что в полночь замирает всё творение и звезды, луна, ручьи, деревья хвалят Творца.

Всем этим смыслам бдения и посвящена удивительно простая, ясная и глубокая проповедь святителя Никиты Ремесианского. Она не только предоставляет исчерпывающую подборку цитат и примеров из Ветхого и Нового Завета, но являет собственные весьма глубокие мысли и наблюдения святителя. Например:

«Глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля».

Проповедь написана кратким, энергичным и поэтичным стилем, многие строки напоминают стихи:

«Бдением страх всякий исключается, вера рождается, плоть истощается, пороки истаявают, благодать укрепляется, отходит глупость, приходит мудрость».

Это произведение святителя Никиты Ремесианского заслуживает самого глубокого внимания.

Текст переведен с издания: Burn A.E. Niceta of Remesiana. His life and works. Cambridge: University Press. 1905. P. 56–66. Цитаты из Священного Писания несколько отличаются от синодального текста, так как переводились с латинского оригинала, поскольку святитель Никита использовал т.н. Италу – версию Библии, отличающуюся и от масоретского еврейского Ветхого Завета, и от Септуагинты, а также греческого текста.

О бдениях

что значит бдение в православии. Смотреть фото что значит бдение в православии. Смотреть картинку что значит бдение в православии. Картинка про что значит бдение в православии. Фото что значит бдение в православии

Достойно есть и приемлемо, братия, придя в собрание, произнести и поведать речь о святых бдениях, когда подобный ночной труд требуется из-за беспокоящихся о них. Ночь есть мрак для тела, который удерживает во сне не только людей, но и всех одушевленных существ, чтобы, восстановив силы чрез дремание, они, бодрствуя, могли выдержать дневные труды.

Благой Бог так предусмотрел, так установил, чтобы человек, имеющий «выйти на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23), имел свободное время, в которое он отдохнул бы от тяжелых работ и многого утомления. Следовательно, Он сотворил день для дела, ночь для покоя, и за это, как и за всё, мы должны благодарить Того, Кто прежде это установил. Однако мы знаем многих из людей, которые, или желая угодить своим господам, или получить для себя в чем-либо пользу, отделяют частичку ночи для какого-либо дела и считают особой выгодой то, что, воруя от сна, они могут работать. Соломоном восхваляется жена, которая бодрствует и прядет свой «урок» при свете светильника (см.: Притч. 31: 13, 23). Добавляет, что от сего рождается похвала мужу ее во вратах и слава. И хотя тот, кто бодрствует ради плотских средств, то есть ради еды и одежды, не подвергается упрекам, но, напротив, восхваляется, то я утверждаю, что удивляюсь тем, кто считает священные бдения, столь плодотворные для духовного делания, обильные молитвами, песнопениями, чтениями, или излишними, или утомительными, или, что еще хуже, тягостными.

2. И не удивительно, если так чувствуют люди, далекие от нашей религии. Каким образом религиозные дела могут нравиться непосвященным (profanis)? Если бы им они нравились, то они были бы нашими, ибо мы – до сих пор христиане. А если наши суть те, кого оскорбляет спасительное действие бдений, то, чтобы не подозревать их в чем-либо худшем, они или ленивы, или сонливы, или старцы, или больные. Если они лентяи, то пусть покраснеют, когда писание провозглашает: «О ленивец, доколе спишь? Когда же восстанешь от сна? Немного поспишь, немного посидишь. Мало подремлешь, мало ты посидишь, сложив руки на груди. Затем придет к тебе, как прохожий, бедность и нужда, как добрый и легкий бегун, придет к тебе» (Притч. 6: 9–11). Если ты старец, то кто тебя заставляет бодрствовать? И хотя ты и не принужден бдеть из-за возраста, однако бодрствуешь. И если ты не можешь стоять и понимаешь свою немощь, то не должен призывать юношей и сильных к твоему оцепенению, ибо по причине различных искушений юности они должны быть более расположены тяготиться от бдений. Если ты немощен членами, то не смей упрекать, что не можешь работать, но лучше орошай и ты, по словам пророка, постель твою (см.: Пс. 6) и говори: «Если поминал Тебя на постели моей» (Пс. 62: 7). Присоединись тем самым к бодрствующим, чтобы помогли тебе своими молитвами, чтобы с помощью Господней мог на одре болезни и ты когда-нибудь с полным правом сказать: «Во утро буду поучаться у Тебе, Господи, ибо Ты был помощник мой» (Пс. 62: 7). Иначе говоря, глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля.

Люби бдения… Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой

3. Не слишком утомительным или трудным должно казаться даже для нежных тел уделить Богу как некую часть две ночи в неделю, то есть в субботу и воскресенье. Ведь это как бы очищение пяти дней и пяти ночей, в каковых мы отягощаемся плотским оцепенением или ветшаем в мирских делах. И пусть не стыдятся некоторые в благом изучении святости, ибо не стыдятся нечестивые в совершении мерзостного дела. Справедливо говорит Писание в Притчах: «Есть смущение, ведущее в грех» (Притч. 4: 25). В благом деле грешно смущаться, как погибельно не смущаться, творя зло. Если ты свят, люби бдения, чтобы, бодрствуя, сохранить сокровище твое, и сам сохранишься в святости. Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой, когда, бия в грудь, ты часто вопиешь: «От тайных моих очисти меня и от чуждых пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14). Тому, кто желает от тайных очиститься, следует, чтобы его не забавляло осквернение этими несчастиями.

4. Итак, дело требует, дорогие, чтобы мы сказали немного о значении и древности бдений, а также об их пользе. Больший труд подъемлется, если пред очами предлагается польза. Древним является служение бдений, знакомым благом для всех святых. Ведь Исаия пророк вопиет к Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26: 9). Давид, освященный царским и пророческим помазанием, так поет: «Господи Боже, возможность спасения моего, во дни воззвал я и в ночи пред Тобою» (Пс. 87: 2). Он же говорит: «Помянул я в ночи имя Твое, Господи, и сохранил я закон Твой» (Пс. 118: 55). Но, возможно, лежа на своей постели, он воспевал это, поскольку некоторые ленивцы считают достаточным, если кто-либо молится на постели своей или, скорее, бормочет псалом. Впрочем, и это – благо: спасительно есть всегда и везде вспоминать о Боге. Но еще лучше – присутствовать стоящим под Божественным взором. Восприими же и иное изречение того же пророка, которое являет и место, и время, и обычай молящегося: «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133: 2). И чтобы ты не думал, что здесь названы только вечерние часы ночи, то пророк выходит навстречу и говорит: «В полуночи я восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118: 62). Ты имеешь и определенное время восстания, и очевидную заботу, как исповедаться Богу.

5. До сих пор, когда я обсуждаю намерение святых, то навстречу выходит нечто большее и утомительное, и считается оно превыше состояния человеческой природы, когда я слышу того же пророка, поющего: «Если и взойду на постель ложа моего, если дам сон очам моим, и зрачкам моим дремание, и покой векам моим, пока не найду место Господу, святилище Богу Иакова». Кто же столь застынет в любви к Богу и в преданности духа, чтобы полностью отвергнуть сон, без которого человеческие тела увядают, пока царь и пророк не найдет место для храма Господнего, имеющего создатися? Каковое дело должно нас твердо уверить, если мы сами хотим быть местом Господа и обиталищем Его, а также желаем оказаться Его вечным храмом, как удостоверяет Павел, говоря: «Вы есте храм Бога живаго» (1 Кор. 3: 16). Насколько возможем, возлюбим по примеру святых бдения, чтобы о нас не было сказано, как поется во псалме: «Уснули сном своим и ничего не нашли» (Пс. 75: 6). Но лучше кто-нибудь, имея возблагодарить, скажет: «В день скорби моей Господа я взыскал руками моими ночью пред Ним и я не обманулся» (Пс. 76: 3), ибо «благо есть исповедаться Господу и петь имени Твоему, Вышний, возвещать заутро милость Твою и истину Твою на ночь» (Пс. 91: 2–3).

Это и таковое так здесь святые пели и оставили писания, пусть мы, их потомки, возбудимся равными примерами для празднования по ночам стражи нашего спасения.

6. Но от древних перейдем к новым, от служителей закона к служителям Евангелия: от Нового Завета удостоверяется благодать бдений. В Евангелии читаем, что Анна, дщерь Фануилева, вдова, служа Господу постоянными молитвами и постами, не отходила от храма днем и ночью. Сии священнейшии пастыри, когда совершали ночные бдения над своими стадами, удостоились увидеть и ангелов, и Христа рожденного. И разве всеобщее установление Спасителя не воздвигает слушателей к бдению? [1] Или притча о добром сеятеле, в которой говорится: «Когда спали, пришел злой человек и засеял сверху сорняки в пшеницу и отошел» (Мф. 13: 25). Если бы они не спали, то, вероятно, злодей не мог бы засеять плевелы. Или когда говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи в руках ваших. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. И если придет в вечерний час, и в полуночи, и при пении петухов, и найдет их бодрствующими, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал отец семейства, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12: 35–40).

Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали, что подобает творить

И не только словами Он учит бдениям, но также учит и примером. Ведь в Евангелии удостоверяется, что «Иисус бодрствовал всю ночь в молитвах» (Лк. 6: 12). Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали нищие и немощные рабы, что подобает творить, когда Господь, богатый молитвами и ни в чем не нуждающийся, пребывал в молитве как сильнейший. Так, Он упрекает Петра, говоря во время страсти: «Ты не мог единый час бодрствовать со Мной?» (Мф. 26: 39). И для всех Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидете в искушение (Мф. 26: 41). Эти слова и примеры подобного рода, молю вас, кого не смогут воздвигнуть от сна глубокого и высшей смерти подобного?

Ум заостряется, заблуждение поражается, глава преступлений диавол мечом Духа поражается. Что необходимее сей пользы?

Надлежит заботиться, чтобы душа имеющего бодрствовать не отягчилась неумеренностью пищи или питья

Этих слов достаточно о значении и древности, а также пользе бдений. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *