что значит бороться со своими демонами
«Договорись с внутренними демонами»: 7 признаков того, что вы в гармонии с собой
Абсолютно в каждом человеке есть две составляющие — добро и зло, хорошая и плохая его части. Очень важно, чтобы внутренний мир пребывал в гармонии, чтобы не случалось спонтанных всплесков негативной сущности. Есть несколько признаков того, что ваш внутренний мир в порядке.
Научиться гармонии можно — для этого можно воспользоваться мантрами спокойствия. Также полезно быть предельно честными по отношению к себе. Вы можете договориться со своими страхами и демонами, но для этого придется потрудиться.
Вы приняли себя и свои недостатки
Наши минусы и темные стороны не приносят нам удовлетворения, но делают нас теми, кто мы есть. С некоторыми аспектами нашего тела и души невозможно бороться. Можно лишь понемногу перевоспитывать себя или и вовсе смириться и принять свои изъяны.
Равновесие внутри нас — это принятие как хорошего, так и плохого. Более того, признание проблемы — это первый шаг к ее исправлению, так что признание является не только признаком баланса между светом и тьмой внутри нас, но и возможностью стать лучше в будущем.
В вас уживается две сущности: скромность и сила
Человек, который не позволяет вытирать об себя ноги, но при этом все равно добр и скромен, является примером гармоничной личности. Сочетать это непросто, но возможно.
Человек, который не позволяет другим издеваться над собой, не позволяет им указывать ему, что делать, полноценен и самодостаточен. Если это достигается не грубой силой, а мудростью, то это прекрасный показатель того, что личность сумела договориться с внутренними демонами.
Спокойствие
Люди, которые умеют открывать хорошее и принимать плохое, всегда остаются спокойными. Это указывает на равновесие души, на истинную мудрость и духовный баланс.
Такие люди не сдерживают плохие мысли — они трансформируют их в такие слова, которые не обижают окружающих, не разжигают скандалов и не провоцируют никого на негатив, на злобу и месть. Избавиться от обид и негатива помогут пять эффективных способов.
Умение не притворяться и верить в себя
Люди с внутренней гармонией света и тьмы не носят масок. Они честны с самими собой и с окружающими. Эксперты сайта dailyhoro.ru отмечают, что истинной честности и открытости достичь крайне непросто, но это действительно возможно.
Вера в себя и отсутствие притворства — два очень важных шага на пути к обретению гармонии с внутренними демонами, ведь без уверенности в себе невозможно будет признавать наличие у себя каких-то важных недостатков.
Умение учиться на ошибках
Слишком негативных людей ошибки заставляют отказываться от мечты. Слишком уверенных в себе они не учат необходимому. Истинно просветленные и достигшие равновесия люди не оставляют ошибки незамеченными. Они учатся на них и воспринимают их как часть жизни.
Ошибки заставляют таких людей расти, поэтому после очередной проблемы или неудачи им удается вырасти, измениться, стать другими. Человек с равновесием тьмы и света не позволяет прошлым поступкам определять себя настоящего, пусть они и были неправильными. Необходимо помнить о том, что ошибки, совершенные в прошлом, совсем не значат, что человек не может стать лучше. Нужно избавляться от этого давящего груза прошлого.
Умение прощать других
Умение прощать себя — это ничто, если человек не умеет прощать других. Не нужно ожидать, что все люди вокруг будут совершенными и безгрешными.
Тот, кто искренне прощает людей за их проступки и неправильные слова, силен и мудр. Этому учит большинство религий мира. Научитесь прощать, чтобы обрести свободу и радость.
Принятие того факта, что совершенства не существует
Есть люди, которые думают, что могут стать идеальными, самыми лучшими в чем-то, либо сделать таковыми окружающих. Важно помнить, что совершенных людей не бывает. У всех есть проблемы. От них можно избавиться, но не полностью. Всегда будет что-то, что мешает и тянет вниз. Вместо того, чтобы отрицать это, стоит это принять и научиться с этим справляться.
Сюда же стоит добавить умение не навязывать никому своего мнения. У каждого из нас есть свой идеал совершенного человека, к которому мы стремимся.
Чтобы достичь равновесия, необходимы быть готовыми к тому, что вам придется пройти сквозь тернии и трудности. Нужно продолжать двигаться вперед, несмотря на то, что происходит вокруг и внутри. Вплотную приблизиться к гармонии и ощутить внутренне равновесие помогут медитации, мантры и другие духовные практики, а также следование пяти законам равновесия Вселенной.
Как победить своих демонов
Когда я был моложе, внутри меня сидел тихий, угрожающий голос. Я жаждал внимания и ласки, но всякий раз, когда я начинал получать внимание и ласку, этот голос спокойно призывал меня уйти. «Ты угодишь в ловушку, – говорил он. – Ты потеряешь свою независимость». И внезапно в моей голове стали появляться мысли о том, что я больше никогда не смогу насладиться вкусным бифштексом, поскольку девушка, которая мне нравилась, была вегетарианкой, или о том, что переезд к друзьям означает, что я каждый вечер буду вынужден играть с ними в Scrabble всю оставшуюся жизнь.
В результате я провёл большую часть своей молодости, будучи ненадёжным (и часто эгоистичным) человеком. Я был из тех, кто говорил, что не может дождаться встречи с вами, а потом не приходил на неё. Я был из тех, кто, побывав на трёх свиданиях с женщиной, внезапно отказывался идти на четвёртое, придумав кучу оправданий. Я был из тех, кто уходил посреди концерта, фильма, вечеринки, не объясняя ничего, и отправлялся в другое место.
Не то чтобы мне не нравились те люди. Как раз наоборот – они мне нравились, и это пугало меня. Страх будил во мне внутренний голос, который твердил: «Пойдём отсюда. Давай найдём что-нибудь получше. Не зацикливайся».
Складывалось впечатление, будто мой внутренний демон постоянно меня отталкивал от людей, которые мне нравились. Однако я хотел быть рядом с ними, поэтому я около десяти лет вёл себя как безумец, пытаясь хоть что-то с этим сделать.
У каждого из нас внутри прячутся демоны – мы не хотим этого признавать, однако мы знаем, что они есть. Они заставляют нас совершать иррациональные и эгоистичные поступки не из любви к себе, а из страха.
Но как бы мы ни старались не обращать внимания на наших демонов, они всегда будут давать о себе знать, пытаясь вырваться наружу. И чем сильнее мы препятствуем этому, тем хуже становится наша жизнь. Мы употребляем наркотики и алкоголь, чтобы забыть о своих демонах. Мы пытаемся заглушить их работой или соперничеством. Мы относимся к другим людям как к дерьму, поскольку в глубине души боимся, что они в конечном итоге будут относиться к нам аналогичным образом.
Ничто не может сдержать демонов…
Возможно, в какой-то момент своей жизни вам приходилось бороться со своими демонами: вы пытались избавиться от чувства гнева или вины; вы ненавидели себя за глупое поведение. Вы пообещали себе, что прекратите слушать этот тихий голос внутри себя или что, наконец, бросите пить.
Один из демонов, с которыми я борюсь до сих пор – это лень. В то время как мы все бываем ленивыми оболтусами, моя борьба с собственной «полезностью» в этом мире часто заводит меня в тёмное и одинокое место, если я не проявляю осторожность.
Когда я прокрастинирую, я склонен довольно жёстко относиться к самому себе, говоря, что я плохой, ленивый кусок дерьма. Мне кажется, будто все вокруг продуктивны и выжимают максимум из каждого дня… кроме меня. Теперь, по прошествии многих лет, я осознаю, насколько иррационально данное убеждение. Однако тот тихий голос внутри меня по-прежнему шепчет, что ни у кого больше нет проблем с мотивацией, поэтому я неудачник.
Демоны провоцируют вас на самоосуждение: вы ленивый, неряшливый, глупый, непривлекательный человек и тому подобное.
Затем мы изо всех сил стараемся доказать, что это не так. Мы убираемся в гараже шесть раз. Мы работаем по 11 часов в сутки. Мы выигрываем соревнования на местном катке. Видишь? Я же говорил тебе, что я классный и привлекательный. Видишь? Посмотри, какой я замечательный!
Однако, в конечном счёте, такое поведение становится разрушительным. Вы снова убираетесь в гараже вместо того, чтобы забрать детей из школы. Вы так долго работаете, что засыпаете по дороге домой. Ваша одержимость соревнованиями на катке разрушает отношения с партнёром, который кричит, что вы его не любите, потому что не уделяете достаточно времени.
И что ещё хуже, сколько бы вы ни доказывали, что ваш демон не прав, он никуда не денется. Демон лени никогда не оставит меня в покое. Демон чистоты (один из демонов моей жены) никогда не позволит ей довольствоваться в полной мере результатом уборки. Ей всегда будет казаться, что всё вокруг недостаточно чистое или упорядоченное. Как бы вы ни старались, демон никогда не успокоится. Единственная альтернатива – отстраниться от демона, чем-либо увлёкшись, или, того хуже, сдаться.
Таким образом, наши демоны превращаются в своего рода ненависть к себе. Вы чувствуете себя беспомощным и загнанным зверем. Вы не можете победить. Как бы вы ни старались, вы не можете доказать, что демон ошибается. Однако когда вы сдаётесь и терпите неудачу, вы просто доказываете, что демон прав.
Внезапно алкоголь становится вашим другом…
… но должен быть способ получше.
Подружитесь со своими демонами
В книге «Накорми своих демонов» Цултрим Аллионе рассказывает о старой тибетской буддийской медитативной практике, в ходе которой вы буквально визуализируете «демона», преследующего вас, а затем садитесь и кормите его, словно друга или гостя на званом ужине. Аллионе утверждает, что это обладает целительным эффектом — вы принимаете худшую часть себя и развиваете к себе сострадание.
Вдохновлённый этой идеей, я решил попробовать то, чего никогда не делал раньше: подружиться с моим демоном, неутомимым внутренним критиком. Я начал с того, что дал ему имя: Карл.
Так вот, Карл – полный кретин. Но это фишка Карла. Быть полным кретином. Однако в основном он осуждает меня за малейшие признаки неудач.
Но знаете, что? Я не собираюсь ни в чём обвинять Карла. Вообще.
Как и все мы, Карл тоже нуждается в любви и сострадании. И вот однажды, лёжа в постели, я закрыл глаза и представил, как сажусь ужинать с Карлом.
«Карл, — сказал, — ты действительно иногда превращаешь мою жизнь в ад, ты знаешь это? Мне постоянно кажется, будто я прилагаю недостаточно усилий, потому что ты никогда не оставляешь меня в покое».
Карл, заговорив голосом Моргана Фримена, произнёс: «Марк, ты сам превратил меня в демона, хотя на самом деле я лишь обратная сторона твоих пламенных амбиций. Единственная причина, по которой я здесь – подвергать сомнению всё, что ты делаешь, поскольку ты так много хочешь. Я не заставляю тебя сидеть и играть в видеоигры двенадцать часов подряд. Я просто напоминаю тебе о том, что нужно ценить. И если это больно, пусть будет так».
«Чёрт возьми, Карл. Ты говоришь совсем как Морган Фримен».
Карл, взглянув на свои когти и проведя по их краю рукой, словно в попытке отполировать, ответил: «Знаю, знаю. Мне часто это говорят».
«Значит, ты говоришь, что находишься здесь только потому, что отражаешь жертвы, на которые я иду ради желаемого?» – спросил я.
«Можно и так сказать, – ответил Карл. – Ты можешь пойти ещё дальше и сказать, что я не твоё отражение. Я и есть ты».
Я не помню, о чём мы говорили дальше. Я заснул, и мне приснилось, будто в моей комнате в общежитии колледжа выступают цирковые акробаты. Через пару дней я начал погружаться в глубину сказанного Карлом…
Я давно утверждаю, что наилучшее в людях часто оказывается наихудшим, поскольку наши невероятные положительные качества обычно приводят к невероятным негативным последствиям. Способность к сопереживанию иногда может сделать вас чересчур эмоциональным человеком. Дух соперничества, который помогает вам достигать великих целей, может превратить вас в настоящего мудака. Спонтанный творческий дух, который даёт вам художественный талант, может сопровождаться плохой способностью вести финансовые дела и платить налоги.
В моём случае моя лень – это всего лишь обратная сторона огромной энергии и амбиций. Мой старый демон, который пугал меня всякий раз, когда я сближался с людьми, позволил мне стать независимым и идти на риски, на которые многие не способны (начать бизнес, переехать за границу, написать две книги и так далее).
В этом смысле у каждого демона есть свой ангел. Наши демоны – это лишь обратная сторона наших лучших качеств. Отказаться от ангела или демона означает отказаться от обоих.
Следовательно, мы не можем почитать лучшее в себе, не принимая то, что мы боимся считать худшим. То, что мы привыкли рассматривать как «худшее» в себе на самом деле является отражением того лучшего, которое мы желаем.
Теневые части наших испорченных душ – это вовсе не проблема. Истинная проблема заключается в нашем стремлении отделить себя от наших испорченных душ в первую очередь. И чем сильнее наше стремление отделиться от наших демонов, тем больше становятся наши демоны.
Иными словами, что бы вы ни выбрали ценить в своей жизни, вы также выбираете опыт столкнуться с несостоятельностью этой ценности. Прочитайте это дерьмо ещё раз. Всё ценное и важное в этом мире имеет обратную тёмную сторону, тонкую тень, демона. И вы не можете выбрать одно без другого, нравится ли вам это или нет.
Когда мы не противостоим демону и пытаемся подружиться с ним, мы усложняем нашу способность жить в соответствии с нашими ценностями. Это плохо, поскольку жить в соответствии с нашими ценностями – это то, что позволяет нам развивать чувство идентичности и цели в жизни. Это то, что делает нас счастливыми и здоровыми и не даёт нам обратиться к порокам и зависимостям.
Демоны и зависимость
Зависимые люди настолько возненавидели свои сомнительные стороны, что впадают в крайности, чтобы избежать их. Выбранное ими вещество, вызываемое зависимость, или поведение становятся не просто попыткой отстраниться от демонов; они стремятся полностью избегать их и постоянно пребывают в поисках кайфа.
Зависимость – это вдвойне отстойно с психологической точки зрения, поскольку вы не просто избегаете демонов, потребляя наркотики или алкоголь, к примеру, но и чувствуете свою вину и ненавидите себя за разрушительные последствия, которыми сопровождается зависимость.
В своей книге «Тонкое искусство пофигизма» я большую часть времени говорю о том, что мы заслуживаем особого отношения или лучших результатов, чем остальные. Я называю это привилегией.
Это стремление отделиться от наших демонов является тонкой формой данной привилегии. Это предположение или вера в то, что мы должны быть в состоянии жить без сомнений в себе или страданий. Побочным результатом этого предположения часто является вера в то, что наша боль является особенной и уникальной для нас, что никто не понимает, каково это – быть нами или бороться с нашими проблемами. Более того, злоупотребление наркотиками и алкоголем обычно разрушает отношения, заставляя человека отчуждаться ещё больше, вызывая большее страдание и большее чувство, что их страдание является уникальным.
Но вот горькая правда, которую мы все должны услышать: в ваших демонах нет ничего особенного. Карл приходит не только ко мне. Он посещает миллионы людей по всему миру каждый день. И хотя это в какой-то степени задевает моё эго (чёрт бы тебя побрал, Карл, я чувствовал себя особенным с тобой), осознание того, что я не один такой, освобождает.
Если каждый в тот или иной момент своей жизни сталкивается с демонами, это значит, что нам не нужно стыдиться их. Это просто значит, что все мы люди.
Я получаю тысячи писем от читателей, которые пишут что-то вроде: «Эй, Марк, у меня такая сложная проблема. Ты, вероятно, никогда не слышал о ней…»
Затем они продолжают описывать проблему, на предмет которой я только на этой неделе уже получил около трёх десятков писем.
Как и дерьмовый партнёр, наши демоны обманывают нас, заставляя думать, будто они только наши. Однако мы не единственные, в чьё сердце они проникли, поскольку они живут ещё в половине населения мира.
Чёрт бы вас побрал, демоны.
Но, несмотря на сомнительные аналогии, мы всё равно должны подружиться с нашими демонами. Это единственный способ не дать им управлять нашей жизнью.
Однако важно отметить: дружба с демоном не обязательно означает, что вы должны соглашаться с ним. И это определённо не то же самое, что потакать им. Алкоголику не станет лучше, если он будет больше пить; это лишь усиливает его зависимость. И если вы по какой-то причине ненавидите себя, потакание этой ненависти в сочетании с саморазрушительным поведением будет только подпитывать ваше отвращение к себе.
Вам следует подружиться со своим демоном и обращаться с ним так, как вы обращаетесь со своим сумасшедшим дядей, который верит в теории заговора о кругах на полях: вы уважаете его, даже если вы не согласны с ним.
«Да, я сегодня ленюсь. Но это нормально. Я могу позволить себе пару дней ничего не делать. Это не значит, что я ужасный человек, но спасибо, что напомнил мне об этом».
У каждого из нас в голове есть группа голосов, которые всё время предлагают какие-то варианты. Многие наши решения принимаются так, как будто в их обсуждении участвует целый комитет. Одна часть вас сочувствует вашему брату, которого арестовали за вождение в нетрезвом виде, и хочет вытащить его из тюрьмы под залог. Другая часть вас возмущена и говорит: «Да пошёл он». Одна часть вас хочет произвести впечатление на родителей. Другая часть вас говорит, что к чёрту все эти старания.
Ваши демоны – всего лишь члены одного мозгового комитета. Позвольте им занять свои места. А затем, когда возникнет необходимость, проголосуйте против них.
Тьма и свет, ангелы и демоны
Ничто из этого не является новым. Помимо буддистов, которые побуждают вас подружиться с худшими частями вашей натуры, известный психоаналитик Карл Юнг много писал о том, что он назвал «тенью». Под «тенью» Юнг подразумевал те части вашего «Я», которые вы презираете или ненавидите, а потому стремитесь спрятать или избегаете их. Подобно тени, это тёмный образ, который следует за вами повсюду, он всегда позади вас, он связан с вами. Невозможно убежать или потерять свою тень, потому что, в конце концов, ваша тень – это часть вас.
Это красивая метафора, поскольку ни одна тень не способна существовать без источника света. Чтобы избавиться от своей тени, вам придётся избавиться от света в своей жизни и, таким образом, жить в полной темноте.
Юнг утверждал, что мы должны встроить нашу тень в себя, «повернувшись лицом» к темноте. Это означает принятие своих тёмных сторон – наших худших импульсов, нашего худшего стыда, наших худших страхов – и овладение ими. Примите, что они есть в вас. Однако это принятие должно сопровождаться уважительным несогласием.
Вы не можете обладать светлой стороной, не имея тёмной. Вы не можете по-настоящему ценить что-то, если вы не цените отсутствие этого. Вы не можете стремиться к большому успеху, если вы не относитесь параноидально к неудаче. Вы не можете желать прекрасных отношений, если вы не боитесь потерять человека. Вы не можете быть светом без тьмы, ангелом без демонов.
Таким образом, будьте добры к своим демонам. И со временем они проявят к вам свою доброту.
Внутренние демоны человека
Происхождение бессонницы крайне загадочно. Она плохо поддается лечению, и бороться с ней почти бесполезно. Причины?
Думаю, это наличие внутренних демонов в каждом из нас. Ведь часто мы сваливаем всю вину на демонов внешних: виним черта, Дьявола, Люцифера, хотя они здесь ни при чём. Есть скрытое, внутреннее зло, которое трудно отследить, но которое реально борется со своём хорошим в нас. Тёмная сторона самих себя. (Хотя есть и вполне обычное объяснение бессонницы: человек просто «сова» по своей природе, и его не уложить спать до 3-4 часов ночи).
Под внутренними демонами я подразумеваю энергии хаоса, которые таятся в различных чакрах, особенно самой нижней энергетической чакре человека, отвечающей за двигательную и сексуальную энергии. Это не одержимость бесами, или какими-то другими душами, которые стараются поработить хозяина, это просто «душа материи», которая борется с вашей душой и хочет победить. Если внешних демонов может выгнать бесогон, то со внутренними демонами мы сможем справиться только сами. Ибо своеобразные внутренние демоны есть и у бесогона.
Если человек покорен своему телу, то внутренние демоны довольны, ведь они у власти. Если же душа начинает развиваться и противиться, материальное тело начинает ей мстить. Например, если человек собирается идти в духовное собрание, то у него ни с того ни с сего может резко заболеть нога, или какой-нибудь другой орган тела. Стоит ему отказаться от своего намерения, как боль сразу же проходит. Или к человеку приходит мысль, что ему срочно нужно заняться каким-то важным делом, которое на самом деле можно отложить. Или родственник начинает охать, что ему плохо или одиноко, и просит остаться дома. Стоит вам остаться, как он сразу же включает телевизор и забывает про вас.
Итак, месть внутренних демонов крайне разнообразна. Есть и внешние демоны, я не спорю. У них своя работа, а у внутренних демонов своя. Со внешними демонами вы можете и не встретиться в своей жизни, но внутренние демоны есть у каждого, начиная со времён грехопадения, когда материя овладела душой и забрала у неё власть. И если вы идете против материи, эти духи тела будут с вами бороться.
Иллюзия не возникает на пустом месте, она родилась в момент грехопадения человечества и поддерживается внутренними демонами человека. И если внешние демоны скорее пугают и отталкивают, то внутренние демоны стараются нам понравиться и даже привлечь, стать друзьями.
Демоны материи оттачивали свою власть веками, и с каждым нашим рождением они становилось всё более сильными и изощрёнными. Завладевают они душой ещё в момент порочного зачатия тела, дремлют в ребенке и просыпаются в подростке. И если бы зачатие было непрочным, у человека был бы шанс родиться без внутренних демонов. Вот почему некоторым святым и приписывают непорочное рождение.
Как бы мы ни искали, нет радикального способа покончить с внутренними демонами. Только понимание, что я душа, а не тело, и сильная вера в Бога могут помочь, но самым сильным средством было бы непорочное рождение.
Так что, пока мы рождаемся по велению демонов материи, мы и будем жить в плену у них. Если мы хотим свободы и независимости, нужно изменить условия нашего появления на свет.
Религии молчат об этой возможности, спихивая всю вину за зло на внешних демонов и напирая на покорность Богу и на слепую веру. Но внешние демоны виноваты лишь в ничтожной части наших бед. Обратите внимание на своё тело, в отношении к нему и кроется вся разгадка. Мягкая, но крайне навязчивая и непонятная Майя гораздо сильнее резкого, но давно понятного и изученного нами Дьявола. Бесогоном её не выгонишь, и она настолько распространена, что считается нормой. Её сила в том, что её не замечают и вместо обмана считают данностью.
Увы, 99% людей не способны распознать Майю, хотя очень чётко могут сказать: это тьма, это свет, это Бог, это Дьявол. А из 1% людей, которые могут её распознать, 99% не могут с ней эффективно бороться.
Признаком наличия Майи является также панический страх, возникающий порою на пустом месте. Страх таится где-то в солнечном сплетении, и по ночам он порою вылезает оттуда, как змейка. Сон в этом случае полностью вырубает, начинается либо лёгкая паника, либо сильнейшая паническая атака. Все это объясняется тем, что нематериальной душе, действительно, страшно в этом материальном теле, с которым в любой момент может случиться всё, что угодно.
Этот страх приходит по ночам, когда лежишь в кровати и думаешь, как ты жалок и одинок, запертый в клочке органической материи, несущейся с бешеной скоростью сквозь бескрайнее космическое пространство. Смысл жизни души в этом теле порою непонятен, оттого далёк и пугающ. Вроде ты не делаешь ничего плохого, ты не болен, не стар и не одинок, но тебе все равно тебе порою бывает очень страшно. Это страх порабощенной телом души, потерявшей своё правление и своё самосознание. Ты чувствуешь себя просто маленьким комочком, который в любой момент может быть раздавлен природными или космическими силами, болезнями, нищетой, голодом или другими людьми.
Итак, власть тела и его внутренних демонов скрыта и многолика. Это проклятие, полученное нами при грехопадении наших предков. Но мы всё переложили на внешних демонов и расслабились.
Приближается время, когда битва добра и зла будет пониматься не как битва со внешними демонами, но как сражение с материей собственного тела за власть души над материей. Это битва внутри сознания, лишенная насилия. Это будет борьба за осознание, от которой зависит будущее всей планеты.
А что касается внешних демонов, то и у них есть свои внутренние демоны, с которыми им тоже предстоит бороться.
О злых духах и их влиянии на людей
Наверное, все мы часто сталкиваемся с мнением, что темные силы действуют на человека в связи с порчей или колдовством. При этом мало кто обращает внимание на то реальное их воздействие, коему человек подвергается вне всякой связи с магией. Значит, важно иметь правильное представление о самих темных силах и способах их влияния на людей.
Кто же такие демоны?
Это личностные, наделенные разумом, бесплотные существа, отпавшие от Бога, образовавшие особый, враждебный всему доброму мир. Лишившись духовного Неба, они находятся в сфере поднебесной или воздушной (см.: Еф. 2: 2) и обращают свое злобное внимание на мир людей.
Им принадлежит определенная власть в этом мире, поскольку венец творения – человек – в грехопадении уступил свое место царя мира лукавому обольстителю. В этой связи понятно, что темные силы способны причинять определенный вред. Так, в Священном Писании, в книге Товита, говорится о демоне Асмодее, убившем поочередно семерых мужей, за которых была выдаваема Сарра, дочь Рагуила (см.: Тов. 3: 8). В книге Иова повествуется, как под действием диавола огонь, представлявшийся сошедшим с неба, пожег принадлежавшие Иову стада овец вместе с пастухами (см.: Иов 1: 16). По наваждению темных сил начался также ураган, разрушивший дом, где собрались дети Иова, так что они все погибли (см.: Иов 1: 18–19). Правда, есть в этом повествовании одна особенность. Все случившиеся с Иовом и его семьей бедствия были попущены Богом, Который согласился для испытания праведника допустить подобное демоническое вредительство (см.: Иов 1: 6–12).
Вот на этом важно заострить внимание. Хотя влияние демонов на мир по силе своего разрушения может быть невероятно мощным, сами они зависимы от Бога и действовать могут только тогда, когда попускает Бог. Из Евангелия мы знаем, что даже чтобы войти в свиней, бесы вынуждены были рабски просить позволения у Спасителя (см.: Мф. 8: 31). Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу изъяснял:
Это значит, что подлинной основой для нашей духовной жизни должен быть не страх перед падшими силами, а страх перед Богом, страх отпасть от Него посредством своих грехов, через что стать более доступными непосредственному воздействию падших ангелов.
Мир падших духов невидим для нас, однако способен проявлять свое существование. Более того, проявление это часто бывает именно там, где человек его вовсе не ожидает, например в возникающих мыслях, внутренних движениях души, желаниях. В житии святой мученицы Иулиании повествуется, как однажды во время молитвы ей явился диавол в виде светлого ангела и убеждал принести жертву бесам. Господь укрепил святую Иулианию, так что она осталась выше его искушений. Демон признался святой угоднице:
Злобные духи способны вкладывать в нас помыслы, которые мы воспринимаем как свои собственные. Это все те мысли, которые ведут ко греху и не дают обратиться к Богу. Мрачные демоны пытаются воздействовать на волю, возбуждая в нас порочные желания, приглушают в нас голос совести, призывая наслаждаться всецело земными благами, а после безрассудного вкушения, когда вскрывается вся пустота безбожной жизни, они же наводят на душу отчаяние.
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков
Наивно думать, что демоны воздействуют на людей непременно в образе жутких призраков или в страшных формах одержимости. Влияние их на людей бывает самым разнообразным и не всегда внешне устрашающим. Например, подлинно страшное, что они делают, это то, что демоны препятствуют обращению человека к Богу, к жизни по Заповедям Евангелия. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» (Мф. 13: 19), – изображал Господь в притче состояние тех людей, которые услышали благовестие, но не явили вовремя к нему усердия. Человек даже не подозревает, что некогда услышанное слово Истины, легшее ему на сердце, но не реализованное в жизни, было похищено лукавым. У неверующих, по слову апостола Павла, «бог века сего (то есть диавол. – о. В.Д.) ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования» (2 Кор. 4: 4). Это выражается в неспособности видеть и воспринимать Истину духовной жизни, а предпочитать ей мертвые сокровища мира земного.
Бесы, словно грамотные психологи, исследуют нас, на что мы более падки, и этим более всего искушают нас. Господь говорит: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26: 41). Без внутренней бдительности и постоянного обращения к Богу невозможно распознать козни лукавого.
Преподобный Антоний Великий учил, что всякого христианина, преуспевающего в духовной жизни, демоны вначале искушают через лукавые помыслы. Если подвижник окажется тверд, тогда нападают на него посредством мечтательных привидений. Затем принимают на себя вид прорицателей, дабы подвижник поверил им как будто предсказывающим правду.
Знаменитая болгарская предсказательница Ванга – яркий пример бесовского обольщения
Ярким примером подобного обольщения является знаменитая болгарская предсказательница Ванга (1911–1996). Как и у многих других подобных людей, появлению особых способностей Ванги предшествовала травма: когда двенадцатилетняя Ванга возвращалась с двоюродными сестрами в деревню, страшный ураган поднял ее в воздух и отнес далеко в поле. Там ее завалило ветками и песком, глаза у Ванги болели, и вскоре она ослепла. Через некоторое время у нее обнаружились «необычайные» способности. Она могла рассказать человеку его прошлое, открыть подробности, которые не знали даже близкие, определяла заболевания людей, часто предсказывала будущее. Свои способности она сама считала Божиим даром.
Кто же именно открывал ей сокрытые от простых смертных тайны?
Своей племяннице Красимире Стояновой Ванга объясняла, что видит высшие силы как прозрачные фигуры, подобно человеческим отражениям в воде, но чаще слышит их голос. Красимира Стоянова написала о своей тетушке несколько книг и в одной из них сообщает следующее:
Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность
Конечно, подобный вид обольщения – исключительный. Обыкновенно же люди претыкаются на самых мелких вещах: получше обустроить земную жизнь, забывая о собственной бессмертной душе; возводить на первое место себя и свои успехи, полностью игнорируя скорби и страдания ближних. Цель диавола – посеять в людях злобу, самооправдание и недоверие Богу. Одним из излюбленных вражьих внушений является мнительность: человек надумывает себе целые истории в связи с отдельными обстоятельствами собственной жизни, а в болезнях и неудачах видит не проявление Промысла Божия, а магическое наваждение недоброжелателя.
Но вот есть одна такая истина, которую стоило бы знать. Душе больше всего вредит непримиримая вражда к другим людям, и именно она чаще всего заставляет думать о колдовстве со стороны своего врага. Обычно в порче или колдовстве подозревают дальнего родственника, соседа, сотрудника по работе. Таким образом, создается пугливо-оккультное мировоззрение, в котором личные беды соединяются с обидой на предполагаемого зложелателя, в итоге христианство вытесняется из нашей бытовой, повседневной жизни мыслями о заговорах и поиском магической же защиты от них.
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные советы считающим, что их “сглазили”
У старца Паисия Святогорца есть весьма полезные в этой связи рассуждения:
Получается удивительная вещь: подлинным нападением врага является не чье-то колдовство или порча, а мнение о том, что приключившаяся беда наведена на тебя колдовством. В отношении же всех вообще искушений падших ангелов хочется напомнить слова Священного Писания: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 5: 8–11).
1 Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея Евангелиста // Иоанн Златоуст, святитель. Полное собрание творений. Т. 7. Кн. 1. М., 1993. С. 318.
2 Жития святых в изложении святителя Димитрия Ростовского. Т. 12. Декабрь. Минск, 2004. С. 1023.
3 Евагрий, авва. Наставления о подвижничестве // Добротолюбие. Т. 1. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1993. С. 630–631.
4 Афанасий Великий, святитель. Житие преподобного отца нашего Антония // Афанасий Великий, святитель. Творения: В 4-х т. Т. 3. М., 1994. С. 207.
5 Стоянова Красимира. Ванга ясновидящая и исцеляющая. М., 1998. С. 11–12.
8 Паисий Святогорец. Слова. Т. 3. Духовная брань. М., 2003. С. 204–205.