что значит быть на гребне волны
Что значит быть на гребне волны
Психолог Михали Шикшентмихали задался вопросом, почему в мире так много несчастных людей. Почему, несмотря на весь комфорт, роскошь и огромные возможности современного мира, «люди продолжают чувствовать, что их жизнь проходит впустую и вместо памяти о наполненных счастьем днях прожитые годы оставляют только скуку и тревогу?»
Шикшентмихали решил непременно найти ответ. За двадцать пять лет он опросил сотни людей во всем мире, самых разных профессий и судеб — артистов, спортсменов, шахматистов, дворников, с просьбой описать самые счастливые мгновения жизни и вспомнить, что привело их к этим минутам. С удивительным единодушием все повторяли примерно одно и то же.
«Лучшие минуты наступают тогда, — пишет Шикшентмихали в своей книге “Психология оптимального опыта”, — когда тело и дух человека неимоверно напряжены в сознательном усилии добиться чего-то сложного и трудного, но несомненно стоящего затраченных усилий. Ощущение счастья далеко не всегда приходит в тот же момент. Во время рекордного заплыва мускулы пловца мучительно ноют; легкие, кажется, готовы лопнуть; он дрожит на пределе возможностей — но потом будет вспоминать эти минуты как ярчайшее событие своей жизни».
Шикшентмихали именует подобное экстремальное состояние «быть на гребне волны», что ближе всего передает нам райское наслаждение. Шикшентмихали полагает, что оно наступает, когда мы полностью поглощены не слишком легкой, но и не слишком сложной для нас деятельностью. Если все очень просто, то быстро наступает скука, если непосильно — раздражение. Но при оптимальном соотношении вскоре приходит то состояние необременительной сосредоточенности, которое Мария Монтессори наблюдала у детей в игре.
Как удержаться на гребне.
Ученые обнаружили, что удовольствие — основная составляющая силы мышления. Чем большее удовольствие доставляют нам умственные упражнения, тем сильнее эффект. Согласно Шикшентмихали, наш разум становится тем изощреннее, чем больше времени мы проводим «на гребне волны». Радиотехники оценивают чистоту передачи сигнала отношением уровня сигнала к уровню шумов. Все очень просто: если сигнал намного сильнее шума, то он слышен отчетливо, если сигнал слишком слаб по сравнению с шумом, то слышен в основном фон.
Чем дольше вы остаетесь на гребне волны — то есть в состоянии приятной сосредоточенности, — тем совершеннее будут ваши способности. Представим, что диаграмма иллюстрирует случай с Алексом — мальчиком, который учился играть в теннис. Когда он делал только первые шаги, то перебрасывание мяча через сетку было трудным, но увлекательным для него занятием. Но вот мастерство Алекса выросло, и ему уже скучно просто бросать мяч. Чтобы вернуться на гребень волны, задачу необходимо усложнить, предложив игру против сильного игрока. Сначала противник настолько силен, что Алекс пропускает все мячи. Он раздражается, и ему перестает нравиться игра. Остаться на гребне можно лишь продолжая тренироваться, стремясь достичь уровня противника.
Когда человек находится на гребне волны, интенсивность его мышления усиливается, отношение уровня сигнала к уровню шума при этом увеличивается. Если мы пытаемся выполнить слишком трудное для нас задание, то обычно испытываем стыд, неуверенность и даже страх. Эти чувства создают постоянный обессиливающий фоновый шум, отвлекающий от работы. И точно так же, когда работа слишком примитивна, то разум вынужден бороться со скукой — и снова рабочий сигнал тонет в болоте шума.
Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел в виду. — Меня все ненавидят. — Что они думают? — Ничего не понимаю, наверное, я совсем тупица. — И что я здесь делаю? — Неужели они не видят, как мне тяжко? — Это плохая идея, мне никогда не объяснить, что я имел.
При низком отношении уровня сигнала к уровню шума сигнал теряется на фоне шума. При высоком отношении «сигнал — шум» сигнал воспринимается отчетливо.
Кроме всего прочего, люди, подхваченные волной, испытывают то состояние увлеченности, когда время останавливается, тревога уходит и кажется, что вокруг не существует ничего, кроме любимого дела. Все 126 бит сознательного внимания заняты. Ни одна негативная или отвлекающая мысль не может просочиться в сознание.
В такие минуты мышление становится сфокусированным, как луч лазера. Настольная лампа — некогерентный источник света. Поток ее излучения очень слаб и не влияет на окружающий мир. Но если упорядочить его, привести все волны к одной частоте и выровнять их по фазе, то «ах!» — это будет уже луч лазера. Когерентный свет намного мощнее обычного. Он может все: заживить микроскопическую рану на роговице глаза или разрушить вражеский спутник. Сила лазерного луча в его упорядоченности и фокусировке.
Разум тоже обретает могучую силу, если он упорядочен и сосредоточен. Люди в состоянии на гребне волны работают с такой скоростью и выносливостью и демонстрируют такие невероятные таланты, что временами их способности кажутся сверхчеловеческими. Именно будучи на гребне, Моцарт создавал шедевры за одну ночь, Бейб Рут забил шестидесятый гол в бейсбольном сезоне 1927 года, скалолазы штурмовали стену Эль Капитан в Йосемитском национальном парке, хирурги проводили «марафонские» операции. Но они осознавали свои высочайшие достижения, только когда все уже было позади. Это состояние сверхпродуктивности мы в своем «Проекте возрождения» называем творческим горением.
Удовлетворение от обратной связи.
Конечно, пребывание на гребне не всегда сопровождается столь драматичными событиями. Чаще мы даже не осознаем, что находимся на вершине. Это может случиться, когда вы увлеченно играете в теннис или прогуливаетесь по улице и восхищаетесь красивыми четкими бликами солнечного света на зданиях, забывая обо всех своих проблемах. Вы испытываете такие чувства, просто играя со своими детьми или наслаждаясь свободной минутой с супругом или супругой.
Фактически любое активное действие, которое полностью использует ваши 126 бит сознательного внимания, может привести вас на гребень. Но если каждую минуту вы ощущаете шум, проникающий в мозг в виде тревоги, волнения, возмущения, неуверенности и т. п., то знайте, что бы вы ни делали, данное занятие для вас либо слишком простое, либо слишком сложное. Задействуй ваши усилия действительно все 126 бит — отвлекающий шум был бы полностью блокирован.
В соответствии с учением доктора Шикшентмихали обратная связь более чем любой другой фактор привносит элементы игры в работу и обучение.
Любая хорошая игра всегда содержит в себе хоть какую-то систему подсчета очков. Это способ обратной связи с играющими, позволяющий постоянно оценивать, насколько успешны усилия того или иного игрока. Мы гораздо более активны у баскетбольной корзины, если можем следить на табло за соотношением попаданий и промахов. Напряженная работа на спортивном тренажере пойдет намного веселее, если перед глазами цифровой датчик, сообщающий каждую секунду, сколько калорий мы «сожгли» и на какой этаж поднялись.
Овладейте мастерством.
Математика из всех наук наименее склонна к компромиссу. Или вы знаете материал в совершенстве, или вы не знаете его вообще. По этой причине занятия математикой доставляют нам больше всего хлопот.
Удивительно, что даже такое внушающее страх препятствие легко преодолевается, если применить принцип работы на гребне волны. К примеру, система обучения, разработанная японским педагогом Тору Кумоном, для многих студентов превратила математику из испытания в восхитительную игру — как в США, так и в Японии. Под руководством Кумона студенты выполняют порядка 4400 письменных работ, начиная с основ арифметики. Занятие длится обычно от 15 до 30 минут, и в ожидании сигнала гонга каждый, не разбрасываясь, посвящает их только одной задаче, стремясь получить более высокую оценку. Вместо того чтобы корпеть над новыми головоломками, все стараются побить свой предыдущий рекорд быстроты решения задач известного типа. Благодаря программе Кумона студенты постоянно пребывают на гребне. Они вырабатывают скорость и упорство в работе, но делают это в собственном темпе — согласно своим способностям.
Обычно студенты, изучая курс математики, чтобы не отстать от товарищей, не освоив до конца одной темы вынуждены переходить к следующей. Такая ситуация напоминает строительство сооружения на неустойчивом фундаменте. Чем выше требования к студенту, тем более беспокойным он становится, а его жизнь с каждым днем все больше напоминает многоэтажное шаткое здание.
Механизм обратной связи постепенно рушится. Преобладает тревожное состояние. Оказаться на гребне волны становится невозможным.
Студенты, обучающиеся математике по методу Кумона, напротив, никогда не приступают к решению задач по следующей теме, пока не научатся быстро и в совершенстве решать задачи предыдущей. Они подходят к каждому новому уроку почти с прокурорской уверенностью, что свидетельствует о настоящем мастерстве.
Любите сам процесс.
Во время работы над «Фантазией» Уолт Дисней обратился к своим мультипликаторам со словами: «Это не просто мультфильмы — это целый мир, который нужно завоевать». Мультипликация для Диснея была больше, чем просто сфера шоу-бизнеса. Он верил, что удивительная страна движущихся картинок когда-нибудь расширит выражение человеческих чувств настолько, что мы сможем по собственному желанию воплощать свои самые невероятные идеи. «То, что я вижу впереди, слишком туманно, чтобы его описывать, — сказал как-то Дисней о будущем индустрии развлечений, — но выглядит это как нечто огромное и сверкающее».
Сегодня предвидение Диснея уже воплощается при помощи специальных эффектов, основанных на использовании цифровых устройств. Эти технические достижения появились только через тридцать лет после его слов — и, к сожалению, он не застал их. Подобно Моисею, Дисней провел свою жизнь в пути к Земле Обетованной, которую ему так и не довелось увидеть. Но стоит ли его жалеть? По мнению самого Диснея, нет. Пока он был жив, он с неповторимым изяществом принимал все правила «смертельной игры».
Дисней говорил: «Мы, последние из первопроходцев, кто не доживет до того момента, когда можно будет увидеть реализованным будущее, о котором мы мечтаем. Наше счастье — в работе по созданию фундамента этого будущего». Как и у других гениев, для Диснея главное удовольствие заключалось в самом процессе работы. Выдающиеся результаты обеспечивались в основном кропотливым трудом, который он так любил.
На гребне волны
Все люди мечтают быть удачливыми, энергичными и полными сил. Желательно всегда и везде.
Но это попросту невозможно, да и не нужно. Если бы мы всегда находились на гребне волны — то очень быстро мы бы просто перестали это замечать. Мы бы принимали это как данность и не могли оценить всего волшебства происходящего.
Естественная цикличность
Вселенная мудрее, поэтому человек изначально создан как существо, подверженное внутренним колебаниям. Он никогда не бывает статичен. Тем самым он органично существует в этом мире, где все живет циклично и волнообразно.
Ч еловек изначально создан как существо, подверженное внутренним колебаниям. Он никогда не бывает статичен
Смена времен года, лунные циклы, возрастные, эмоциональные и даже социальные – такова сущность всего живого. Природа не делит себя на приливы и отливы, горы и долины, спады и подъёмы – все это необходимо и органично вплетено в полотно жизни.
Это важно понимать лишь с одной целью – осознав волну своего природного ритма, Вы поймете неизбежность так называемых подъемов и спадов и научитесь с ними эффективно сотрудничать.
Просто примите как данность – природа человека волнообразна. Это справедливо как по отношению к женщинам, так и по отношению к мужчинам.
Подъемы и спады
Конечно, на пике волны Вы нравитесь себе гораздо больше. Вы полны сил и энергии, дела делаются, идеи генерируются, Вам нравится Ваше отражение в зеркале и вообще будущее кажется светлее и безоблачнее, чем, скажем, неделю назад.
О сознав волну своего природного ритма, Вы поймете неизбежность подъемов и спадов и научитесь с ними эффективно сотрудничать
На спаде всё выглядит немного иначе – состояние опустошённости, нет ни сил, ни желания что-либо делать, в зеркало вообще лучше не смотреть и даже мелкие неурядицы обретают черты крупной катастрофы.
Но волна есть волна и надо понимать, что за любым спадом последует подъем, а потом вновь спад и опять подъем…
Вот так Вы и движетесь между этими состояниями наполненности и опустошенности. Если это понимать и принимать, то волны можно сгладить, приручить и даже научиться извлекать пользу.
Сопротивление бесполезно
На самом деле, проблема в том, что мы всегда встречаем спады «в штыки» и начинаем с ними бороться. Но это также бессмысленно, как желать, чтобы всегда был день. Или чтобы дыхание состояло из одних вдохов.
Нездоровое требование к себе всегда находиться на подъеме – это просто непонимание своей природы
Нездоровое требование к себе всегда находиться на подъеме – это просто непонимание своей природы. Вы начинаете внутренне пинать себя: «Ну давай, соберись! Не раскисай!» и стремитесь всеми силами взобраться обратно на гребень, поскольку там было куда более веселее и продуктивнее.
Такое игнорирование своих жизненных циклов ведет лишь к усугублению Ваших спадов, появлению чувства вины за свою унылую натуру и ещё большему недовольству собой и жизнью.
Так люди зачастую прокладывают себе путь из обычного спада в апатию и депрессию, выйти из которых бывает уже не так просто. Поэтому надо понимать, что жить всегда одинаково ровно и спокойно у Вас нет никаких шансов, а спады – это не болезнь, это нормальное течение жизни.
Принятие
С жизненными спадами не нужно бороться и осуждать себя за то, что выходные прошли в кресле за книжкой. Просто это не время для активных действий. Это период аккумулирования энергии и сил.
Это еще и период обработки информации, полученной на «гребне волны». Период отдыха и внутреннего замедления. Когда-то же надо всё обдумать!
И гнорирование своих жизненных циклов ведет лишь к усугублению Ваших спадов и ещё большему недовольству собой и жизнью
Пытаясь насильно себя разгонять, Вы боретесь с природой — и результаты этой борьбы могут быть разными: физические недомогания, болезни, «застревание» в этом спаде или депрессия. Не стоит сопротивляться естественной цикличности. Так Вы перестаете слышать себя и свой внутренний голос.
Итак, как же наиболее эффективно переживать периоды спадов?
Для начала попробуйте проследить свой собственный ритм, составить примерный график своих энергетических колебаний, чтобы они не заставали Вас врасплох. У каждого человека этот ритм разный.
Принцип серфингистов
Научитесь уважать свои жизненные циклы, принимать их и не пытаться сломать. Реки вспять повернуть невозможно. В каждом моменте бытия есть своя красота, нужно только научиться её видеть.
С пады – это не болезнь, это нормальное течение жизни
Действуйте по принципу серфингистов – они любят всю волну, целиком, одинаково получая удовольствие от спусков и подъемов. Они всегда пытаются сначала её почувствовать, а затем поймать, подхватить.
Созерцайте
В моменты спада просто немного подстраивайтесь под него. Не пытайтесь выжимать из себя максимальный КПД, не делайте резких движений по жизни, не принимайте судьбоносных решений. Это не время для трудовых подвигов.
С опротивляясь естественной цикличности, Вы перестаете слышать себя и свой внутренний голос
В этот период важно высыпаться, бывать на свежем воздухе, читать поддерживающую мотивирующую литературу. Созерцайте… Ваша волна подсказывает Вам, что самое время расслабиться, оглядеться и принять жизнь во всех её проявлениях.
Спад длится не вечно. И чем быстрее Вы его осознаете, тем быстрее на смену ему придёт подъем.
Прислушивайтесь к знакам
Важно слушать и слышать себя, а также понимать, что если у Вас сейчас период спада, то действовать напролом – это не Ваш метод.
Научитесь уважать свои жизненные циклы, принимать их и не пытаться сломать
Если Вы методично не можете дозвониться до важного человека или все запланированные дела срываются одно за другим – не пытайтесь завязать себя в узел, думая, что Ваш упорный труд всё перетрёт.
Аккуратно перенесите все, что возможно на более поздние сроки. Те дела, которые нужно «сделать не смотря ни на что» (а такие дела есть всегда и у всех) делайте без фанатизма и комплекса отличника. По мере сил, так сказать. При таком подходе силы вскоре начнут заметно прибывать.
Не тормозите
Если уж в период спадов мы замедляемся, то в периоды подъемов не надо тормозить. Тут стоит пользоваться моментом и делать все самые сложные дела.
Сейчас они будут даваться гораздо легче, вложение сил будет минимальным, а чувство неотвратимости движения к Вашей цели – устойчивым и непоколебимым. Это стоит использовать себе во благо: подъём тоже длится не вечно.
Благодарите
Благодарите Вселенную за приливы и отливы, за жизненную силу, данную Вам. Сегодня её может быть больше или меньше, но она всегда есть. И она всегда с Вами.
Просто скажите себе: «Любой мой шаг, большой или маленький, ведет меня к успеху!» И смело шагайте вперёд!
Чтобы мы узнали понравилась вам статья или нет, пожалуйста, нажмите кнопку социальных сетей или напишите ниже Ваш комментарий. Спасибо!
Лови волну и будь на гребне
«Лови волну!». Это часто произносят, когда хотят сказать, что нельзя упускать удачу. Поймать свою волну, оказаться на её гребне – это суметь использовать шанс. Тот самый, которых один на миллион. И такое случается очень редко, но бывает в жизни. Касаться это может совершенно любой её области. Ведь у всех нас разные интересы, поэтому так же разнятся и предпочтения. И для кого-то будет ценен шанс отправиться в уникальное путешествие, а для другого – приобрести качественную вещь, а для третьего – продать её. А как это сделать лучше?
Лови волну своей удачи
Лови волну своей удачи! Фото: SVNews
…на музыкальной волне. Да, именно музыка помогает нам порой принимать решения или находить выход из сложной ситуации. Вот так ходишь по комнате из угла в угол, напевая какой-то однообразный мотивчик…. А потом – ап! И неожиданно появляется шикарная мысль. Или идёт человек по улице, где какофония городских звуков мешает сосредоточиться. И вдруг забывает о цели своего пути. Перед глазами вывеска кафе. Может, зайти? Лови волну удачи! Чашечка кофе бесплатно десятому посетителю этим утром! И это сегодня его удачное число.
Присаживается за стол, попивая отличный кофе маленькими глотками… И слышит музыку. Она звучит отовсюду и одновременно из ниоткуда. Кажется, что она парит между столиками, забирается в складки одежды у него на коленях… Покружась на них, как мохнатый котёнок, она уляжется и уснёт, давая покой и ему с его суетными мыслями. А, съев ещё и десерт, человек весело отправится по делам. И сделки будут совершаться сегодня совершенно самостоятельно, клиенты будут сговорчивыми, а он будет на гребне волны удачи, которую поймал с утра в кафе под приятную музыку.
Музыка вашей удачи
Да, это она. Если вы тот, кто желает продать вещь. Эти слова отсылают нас к концу первого абзаца этой статьи. Там говорится о том, что в жизни у всех разные ценности. И если они имеют материальную основу, то это совсем не значит, что они не так хороши, как другие. Вы хотите продать вещь? Тогда вам нужна музыка! Лови волну отличных продаж на гребне музыкальной волны! Музыка звучит ненавязчивым фоном с volna-media.ru, а потом и из ваших колонок за барной стойкой. Она заставляет людей мыслить иначе, переводит мыслительную деятельность в более приятное русло. Практичности мало, а эмоций – много. И когда такое происходит, то всё вокруг оживает, приобретает новые краски и оттенки. И хочется чего-то, а кого – не понятно…).
Поэтому начинают покупаться новые блузки к старым джинсам, съедаются сладкие пончики в разгар весеннего похудения и приобретаются те вещи, которые, возможно, потом будут просто пылиться на полке. Но в один, тот самый момент времени они соответствовали эмоциональному настрою и были просто необходимы…! Ведь это «музыка волн, музыка ветра» …. Лови волну! И с нею будь всегда на гребне!
«На гребне волны» – 30 лет: как снимали легендарный фильм о серфингистах-грабителях
Съемки фильма длились 77 дней. Сцены серфинга снимали на пляжах южной Калифорнии, ключевые же эпизоды были сняты на Гавайях. Для съемки скайдайвинга были арендованы авиабазы в Калифорнии и на живописном озере Пауэлл в Аризоне.
По сюжету фильма загадочная банда серфингистов среди белого дня совершает дерзкие ограбления банков, скрываясь за масками бывших президентов США.
Амбициозный агент ФБР Джонни Юта ( Киану Ривз ), рискуя жизнью, внедряется в банду и раскрывает это дело. Но понимает, что прикипел к образу жизни преступников-авантюристов во главе со свободолюбивым Боди ( Патрик Суэйзи ), готовым поставить на кон все ради одной идеальной волны.
Киану Ривз же еще не был звездой: именно эта картина и принесла ему мировую славу. Как отмечал его коллега по цеху Гэри Бьюзи, исполнивший в ленте роль напарника Джонни Анджело Паппаса, Ривз был создан для этой роли, потому что в жизни он точно такой же, как его герой: ему приятнее разговаривать с людьми, чем размахивать кулаками.
Физически съемки в фильме дались Киану сложно. Сперва для постижения азов профессии его прикрепили к настоящему агенту ФБР. Затем ему пришлось обучаться серфингу, скайдайвингу и стрельбе. В интервью он рассказывал: «Впервые войдя в воду, я получил доской по голове. Но, в конце концов, научился стоять на доске, по крайней мере, когда волны были не очень сильные. В некоторых кадрах на доске действительно я, а не дублер. И всегда, когда Джонни падает с доски в воду, вы видите меня. Все падения я без труда выполнял самостоятельно».
Несмотря на все трудности, эту роль Ривз обожал. В одном из интервью он признался, что ему было приятно играть героя, испытывающего непреодолимую тягу к адреналину и острым ощущениям.
Патрик Суэйзи говорил, что с Ривзом работается великолепно: «Он отличный товарищ, который понимает тебя с полуслова. Киану готов до ночи трудиться над ролью, а потом – бабах! – и получается то, что надо. Он имеет сильную страсть к своей работе, его заботят малейшие нюансы. Недостаток терпимости ко всему, что не является безупречным, сделает его однажды одним из лучших актеров мира». Как мы знаем, Патрик был абсолютно прав.
Киану не остался в долгу, ему было также очень приятно работать в команде со Суэйзи. Актер так высказывался о своем коллеге: «Я встретился с ним в первый съемочный день. Он вышел на площадку, улыбнулся и протянул мне руку со словами: «Рад познакомиться. У этого фильма огромный потенциал. Давай поможем его реализовать». Патрик был душой любого проекта, заряжал энергией абсолютно всех. Он подходил к своей роли с невероятной страстью. Для подготовки к образу Боди он много прыгал с парашютом, участвовал в воздушных съемках наравне с профессиональными каскадерами и заразил этим хобби большинство парней из съемочной команды. Патрик был волшебным источником света, к которому тянулись все окружающие».
Отдаваясь роли на все сто, Суэйзи даже получил две травмы: сначала сломал несколько ребер, когда учился серфингу, а затем повредил колено – оно так разбухло, что каждый вечер врач откачивал из него жидкость.
Прыжки с парашютом снимали на специальной платформе, которая держала актеров в воздухе в трех метрах от земли. Операторы также находились на этой платформе. Для имитации ветра под актерами размещали очень мощные вентиляторы.
Одной из самых эпичных погонь в истории кинематографа стала долгая сцена, в которой Джонни гонится за грабителем в маске по домам и улочкам Лос-Анджелеса.
Оператор Джеймс Муро бежал позади актеров и перед ними, с максимальной точностью направляя на них камеру, закрепленную на трости. Кэтрин Бигелоу в интервью делилась своим восхищением тем, какими живыми он сделал эти кадры.
Интересно, что во время погони Боди все время был в маске не только потому, что это важная часть сюжета, а из необходимости – Патрик Суэйзи не снимался в этой сцене, потому что находился в тот момент в Европе, презентуя премьеру «Привидения». Патрик увидел сцену лишь после окончания съемок картины и был рад, что ему не пришлось так много и интенсивно бегать.
Финальную сцену «На гребне волны» создавали спустя полгода после окончания съемок – вот почему у персонажей уже совсем другая длина волос: Ривз отрастил их, готовясь к «Новым приключениям Билла и Теда», а Суэйзи подстригся для «Города удовольствий». Прическа Киану была даже на руку создателям фильма: она символизировала уход его героя из ФБР.