что значит быть ребенком в душе
Не взрослейте, это ловушка! 20 цитат о том, как важно любить своего внутреннего ребенка
Спросите себя: чего вам больше всего хотелось в детстве? Кроме той большой куклы/машинки в витрине детского магазина. А если серьезно, скорее всего, вам хотелось побыстрее стать взрослыми. Мы часто слышим, как дети говорят: «Когда я вырасту, то стану…» Как будто взрослость – это отправная точка, с которой и начинается жизнь.
Конечно, никто не останется маленьким навсегда, однако отвергая своего внутреннего ребенка, вы совершаете большую ошибку! Поведение детей наиболее подлинное с точки зрения эмоции и реакций на окружающее. Речь идет об удивлении, радости, чувствительности, игривости… Это действительно самый увлекательный способ постигать жизнь!
Мы предлагаем подборку прекрасных цитат, которые вдохновят пробудить своего внутреннего ребенка и посмотреть на окружающее более любопытным и жизнерадостным взглядом.
1. «Есть два способа прожить свою жизнь. Как будто ничто не является чудом. Другой, как будто все чудо», – Альберт Эйнштейн.
2. «Я понимаю, что юмор не для всех. Он для людей, которые хотят веселиться, радоваться жизни и чувствовать себя живыми», – Энн Уилсон Шейф.
3. «В своем путешествии не забывайте вдыхать аромат цветов. Потратьте время на то, чтобы почувствовать, что вы живы. Вы можете жить только в настоящем моменте».
4. «Каждый ребенок рождается божеством, а потом опускается до человека», – Симона де Бовуар.
5. «Самое важное занятие в жизни – баловство. Не взрослей – это ловyшкa!», – Слава Полунин.
6. «Взрослым нужно поучиться у детей не думать о прошлом и будущем, а жить настоящим».
7. «В любом возрасте оставаться ребенком – лучший способ прожить жизнь на полную», – Гинтама.
8. «Если наше сердце полно любви, каждый встречный будет нам братом или сестрой. Именно так живут дети – просто, естественно, легко принимая других», – Далай-Лама
9. «На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым», – Антуан де Сент-Экзюпери.
10. «Дети взрослеют слишком быстро. Надо это запретить. Запретить взрослеть. Тогда все будет лучше, чем есть», – Джеймс М. Барри.
11. «Юноша становится взрослым, когда он наконец понимает, что взрослых не существует», – Жильбер Сесброн.
12. «Моя жена не желает взрослеть. Я принимаю ванну, а она топит мои кораблики», – Вуди Аллен.
13. «Взрослея, мы становимся серьезнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть», – Джозеф Аддисон.
14. «Ты повзрослела. И поумнела. И погрустнела. Обычная лестница из трех ступенек», – Дмитрий Емец.
15. «Тайна и ложь – это то, что мы принимаем, став взрослыми», – Джоан Роулинг.
16. «Чем старше я становлюсь, тем меньше верю в расхожую присказку, что мудрость приходит с годами», – Пол Маккартни.
17.«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста», – Пабло Пикассо.
18. «Детство – это то, что мы потеряли во времени, но сохранили в себе. Знаешь, что важно взять из детства во взрослую жизнь? Мечту. И постараться, чтобы у этой мечты не выцвели глаза…»
19. «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть», – Януш Корчак.
20. «Мы не перестаем играть, потому что стареем; мы стареем, потому что перестаем играть», – Джордж Бернард Шоу.
Новое видео:
10 причин, чтобы остаться в душе ребенком
Дети радуются каждому моменту в жизни
Если вспомнить свое детство, то наверное каждый помнит, что положительные эмоции были получены и от увиденного маленького щеночка на улице, и от летнего дождя, от мультфильмов и катаний на санках. Все эти вещи очень обыденны для взрослого, но ребенка они могут привести в восторг. А может ли человек вспомнить, что именно ему доставляло радость в последнее время? Наверное, это отдых на курорте, или новенькая машина. Взрослые не умеют радоваться мелочам.
Дети не страдают от депрессии
У детей есть фантазии
Малыши часто воображают для себя особенный мир с супергероями, там все, что невозможно в обычном мире, сбывается. И именно этих фантазий очень не хватает взрослым в из серых и скучных рабочих буднях. Даже если человек занимается серьезным делом, иногда можно посмотреть на сложившуюся, как кажется безвыходную ситуацию, с другой стороны, и решение найдется.
Малыши верят в чудеса
Дети не способны обмануть
Малыши не могут обмануть специально, из-за каких-то корыстных целей. Малыши могут оправдывать свое поведение ложью или попытаться скрыть свой плохой поступок, чтобы его не поругали, но ребенок никогда не будет искать в своей лжи какую-либо выгоду.
Дети видят вещи такими, какие они есть
У малышей нет взрослой логики, которая развивается за годы жизни. Именно поэтому малыши видят все вещи так, как они есть. Например, если малыш видит, что на улице пошел дождь, то они не начинают думать о том, что произошла смена антициклона, гороскоп вообще обещал плохой день, а машина из-за дождя будет стоять долго в пробке, и человек точно опоздает на работу, и ему выпишут выговор и лишат премии. Нет, для малыша на улице просто пошел дождик.
Малыши умеют жить одним днем
Дети никогда не откладывают деньги, чтобы купить что-то дорогое. Они не берегут свои вещи, не думая о том, что завтра будет нечего надеть. Не планируют свои дела на неделю. Малыши просто просыпаются и начинают играть. Все что нужно будет сделать завтра, они сделают именно завтра.
Дети не могут привязаться к вещам
Малыши очень редко замечают, что какие-то игрушка сломалась, или вещь пришла в негодность. А вот взрослые могут начать беспокоиться из-за потерянного блокнота или поломанного телевизора. Ведь для ребенка все выглядит проще, если какая-то игрушка сломалась, то можно купить новую. А если денег нет на новую, то можно поиграть и с другими.
Дети не замечают зла
Дети не воспринимают всерьез такие проблемы, как голод, нищета, боль, страх и убийство. Для малышей это очень редкие случаи, которые из не пугают.
Малыши умеют мыслить шире
Если ребенок мечтает, то его мечта это что-то глобальное. Они не хотят получить что-то одно. Им нужно все и сразу. Дети чувствуют, что у них все получится, но взрослея эта вера в себя утрачивается.
Взрослые учат своих детей, как нужно читать, писать и считать. Но никто даже не задумывается о том, что некоторые способности малыша очень нужно человеку в его взрослой и сложной жизни.
Внутренний мир человека полон загадок. Далеко не все из личностных состояний ясны и понятны. Между тем именно в них находится первопричина того, как человек себя чувствует, поступает, воспринимает что-либо. Даже то, чем в жизни люди занимаются, во многом определяется их самоощущением, душевным состоянием.
Конечно же, всем знакомо понятие «инфантильность». Его применяют в тех случаях, когда дают характеристику взрослым людям, демонстрирующим личностные черты и поведение, присущие детям. Но откуда берется инфантильность? В чем ее причина? В том, что внутри взрослого человека живет ребенок, захвативший его сознание и руководящий поступками, поведением.
Три эго-состояния
Что значит внутренний ребенок? Откуда он появился и как его выгнать? Нужно ли это делать? Вопросов возникает немало, и, чтобы в них разобраться, нужно четко представлять, о чем именно идет речь.
Внутренний ребенок – это одно из трех основных состояний эго человека. Помимо него людям свойственны состояния родителя и взрослого. Как правило, у гармонично развитой личности, пребывающей в полном согласии с собой и окружающей действительностью, три эго-состояния чередуются между собой, в зависимости от конкретной ситуации, от жизненных обстоятельств.
Если же в душевном состоянии человека образуется какой-либо дискомфорт, то происходит своеобразный разлом единства трех основных эго-состояний и одно из них начинает доминировать, вне зависимости от того, уместно это в конкретных жизненных обстоятельствах или же нет.
Что же это такое?
У человека, не испытывающего никаких проблем во взаимодействии с окружающим миром, не ощущающего внутреннего душевного дискомфорта, эго-состояния находятся под контролем сознания. Конечно же, в этом случае ни о какой коррекции не идет речи, поскольку она совершенно не требуется.
Но если начинает доминировать внутренний ребенок, как с ним работать? Как достичь контроля над этой субличностью? Для начала следует выяснить, что именно происходит во внутреннем мире. Для этого психологи используют методику трансакционного анализа. Поговорим о ней подробней.
Что такое трансакционный анализ?
Это психологическая методика, позволяющая специалистам проанализировать поведение людей как в индивидуальном порядке, так и в коллективах. С помощью этого анализа можно понять, пребывает ли взрослый человек в состоянии ребенка или в каком-либо из других. Иными словами, благодаря данной методике люди могут узнать о том, почему они поступают определенным образом, а также понять себя и разобраться в душевном состоянии.
Главные тезисы этой методики сформулировал американский психотерапевт Эрик Берн в 60-х годах минувшего столетия. Этот анализ основывается на разборе трансакций. Что это? Так называют условную единицу общения, состоящую из стимула и последовавшей за ним реакции.
Разумеется, реакция должна соответствовать стимулу, то есть быть адекватной. Если же это не так, значит, человек испытывает сложности с балансом собственных эго-состояний.
Например, если взрослая женщина в ответ на отказ супруга приобрести какую-либо безделушку, начинает рыдать или топать ножками, то подобная реакция свидетельствует о том, что из всех ее эго-состояний в ней доминирует внутренний ребенок. Как с ним работать? Это определяется психологами с учетом степени развитости субличности или же ее возраста, а также в связи с тем, каких именно результатов желает добиться человек.
Как возникает это состояние?
Не следует рассматривать внутреннего ребенка как подобие какого-либо душевного расстройства или патологии. Эго-состояния – неотъемлемая часть психики человека, компоненты его внутреннего мира.
Что это означает? Только то, что внутренний ребенок никогда не появлялся в сознании, он был внутри человека всегда, так же, как и иные субличности. Это состояние является не чем иным, как воспоминаниями детства, теми переживаниями, сквозь которые прошел когда-то человек, и тем опытом, который он получил.
Но не только из детских «розовых снов» состоит данная субличность. Во внутреннем ребенке содержатся и все подавленные желания, неосуществленные планы, разочарования и обиды, пережитые человеком.
Почему внутренний ребенок начинает доминировать?
Как правило, это эго-состояние «активизируется» и занимает лидирующую позицию в подсознании человека при следующих обстоятельствах:
Данный перечень можно продолжить, поскольку обстоятельств и эмоциональных состояний, приводящих к доминированию внутреннего ребенка, достаточно много. Однако ничто из них не является первопричиной стремления внутреннего ребенка к излишней активности. Какие-либо жизненные обстоятельства выполняют функцию будильника, заставляющего эго-состояние активизироваться.
Что является первопричиной активизации этого эго-состояния?
По какой же причине проявляется внутренний ребенок? Как с ним работать, если она неизвестна человеку? Ответ у психологов один: первопричину следует определить, а уже после этого пытаться «договориться» с собственной субличностью.
Действительно, далеко не все люди, попадающие в сложные жизненные обстоятельства или испытывающие душевную дисгармонию, «включают» детей. Многие остаются вполне адекватными и взрослыми, не проявляют никакой инфантильности.
Психологи утверждают, что внутренний ребенок начинает доминировать над другими эго-состояниями в том случае, если у него имеется какое-либо «незаконченное дело», сочетающееся с привычкой человека прятаться от проблем, убегать от них.
Под «незаконченным делом» понимается следующее:
Без сомнения, важную роль играет и необходимость соблюдения в детстве определенных правил, регламентирующих поведение, манеру разговора и даже игры. Речь идет об утрированных правилах. Например, если ребенок не имел возможности побегать с мячом, а был вынужден часами просиживать за фортепиано, не испытывая ни малейшей внутренней склонности к занятиям музыкой и не обладая талантом, то это неизбежно приведет к тому, что, став взрослым, он попытается «закончить дело», воплотить собственные представления о детстве.
Как понять, что это эго-состояние активизируется?
Не каждый взрослый с душой ребенка испытывает неудобство из-за доминирования этого эго-состояния. Более того, оно далеко не всегда нуждается в коррекции, а в некоторых творческих профессиях без подобных реакций, без детского взгляда на мир попросту нельзя обойтись.
Как же понять, что внутренний ребенок активизировался? Психологи выделяют такие основные признаки:
Разумеется, и чрезмерное пристрастие к «взрослым игрушкам» тоже является признаком высокой активности внутреннего ребенка.
Тест на определение внутреннего ребенка
В психологии очень часто используются различные тестирования. Наша тема не является исключением. Выберите ребенка на рисунке выше, и узнаете, что хочет донести до вас ваш внутренний ребенок:
Пользуясь этим и подобными тестами, нужно понимать, насколько случаен будет результат, и не принимать полученные данные за неоспоримую истину.
Как понять, в каком возрасте находится ребенок внутри человека?
Психологи связывают возраст внутреннего ребенка с временем получения самой сильной эмоциональной детской травмы или же, наоборот, с наиболее радостным событием. При посещении психотерапевта человек находит этот момент в своей памяти при помощи специалиста. Если же определить возраст нужно самостоятельно, то следует не погружаться в воспоминания, а наблюдать за собственным поведением и реакциями.
Проще всего выяснить вопрос о возрасте тем людям, которые растят собственных детей. Если при достижении малышом определенного количества лет у взрослого «начинает сносить крышу», то именно в этом возрасте и находится внутренний ребенок. Что это означает? Потерю взрослым человеком адекватности и демонстрацию совершенно несвойственного прежде поведения.
Например, взрослый может внезапно начать проявлять излишнюю требовательность и даже агрессию. Причем хвататься за ремень, ставить в угол, принципиально выключать ночник, хотя малыш и просит не делать этого, отказывать в подарках и вкусных мелочах одинаково свойственно как мужчинам, так и женщинам. Взрослые не в состоянии себя контролировать, им кажется, что они начинают ненавидеть собственного ребенка. Потом людей мучает раскаяние, стыд, их преследует чувство вины. Однако даже попросить прощения они не могут у малыша, словно в голове при виде ребенка переключается тумблер. Как правило, подобное поведение проходит примерно за год, но малыш о нем не забывает. А когда он вырастет, его собственный внутренний ребенок окажется именно в этом возрасте.
Таким образом ведут себя те, чье эго-состояние «больно» и требует исцеления. Иными словами, подобные реакции свидетельствуют о сильной психологической травме, полученной в детстве, которая навсегда осталась в подсознании в качестве компонента субличности. И когда настоящий собственный ребенок достигает такого же возраста, он фактически «срывает кольцо с гранаты». Самостоятельно справиться с данным состоянием практически невозможно. Поэтому есть смысл посетить психотерапевта, а не калечить душу своего малыша, делая из его будущего внутреннего ребенка копию своего.
Если же внутренний мир человека состоит из позитивного опыта, а не основывается на душевных травмах, то поведение его тоже становится неадекватным, но только со знаком «+». Иными словами, взрослый начинает баловать своего малыша, заваливать его подарками, водить на аттракционы, постоянно приобретать ребенку всевозможные лакомства и обновки.
Как быть тем людям, у которых нет детей? Нужно внимательно прислушиваться к собственным чувствам, возникающим при столкновении с детьми на улицах, в транспорте или в магазине. К примеру, если дети в сидячих колясках вызывают не объяснимое ничем раздражение, бешенство, злость, значит, именно в таком возрасте человек и получил травму. Разумеется, и такие чувства, как умиление, восторг, тоже говорят о возрасте внутреннего эго-состояния.
Также нужно очень внимательно относиться к сновидениям, которые повторяются, а в сюжете присутствуют дети. Как правило, такие сны являются проявлением подавленных воспоминаний, картинками из забытого прошлого. Во всяком случае, именно так считал доктор Зигмунд Фрейд.
Как договориться с ребенком внутри себя?
Как договориться с внутренним ребенком? Точно так же, как и с настоящим. Разумеется, потребуется намного больше терпения, а также не помешает наличие развитого воображения.
Для начала нужно понять, с каким именно ребенком внутри придется общаться. Эго-состояние может нести в себе ребенка:
Понять свое состояние необходимо для того, чтобы стать услышанным собственным подсознанием. Например, можно часами рассказывать «раненому» трехлетнему ребенку внутри о том, что о его существовании помнят. Ни к каким результатам такие беседы не приведут, разумеется. Разговаривать нужно о том, что важно не для сознания взрослого человека, а для ребенка, запертого внутри его подсознания.
Как это делать? Единого ответа нет. Можно вести мысленный диалог или же разговаривать с собой вслух. Тем, чье воображение не особо развито, психологи рекомендуют найти фотографию себя в возрасте, соответствующем эго-состоянию, и обращаться к ней. Изначально разговоры будут скомканными, а человек станет чувствовать себя неудобно. Этот период достаточно быстро пройдет, а со временем монолог взрослого сознания перерастет в диалог. Специально придумывать ответы от ребенка внутри не нужно, они возникнут в голове сами, тогда, когда придет подходящее время.
Как работать со своим эго-состоянием?
Методик для самостоятельной работы с ребенком внутри себя не так уж и много. Помимо имитации разговоров психологи рекомендуют:
Все эти способы подходят людям, задумывающимся о том, как повзрослеть внутреннему ребенку. Фиксация эго-состояния на определенном возрасте происходит не столько из-за того, что в тот момент в прошлом произошло нечто экстраординарное, сколько по причине того, что человек запер воспоминание об этом.
Те, кто пережил счастливые моменты, пытаются остаться в них навсегда. Те же, кто получил эмоциональную травму, панически боятся ее повторения, поэтому не отпускают свои переживания, фиксируют их, чтобы вовремя распознать приближающиеся беды.
Как подавить ребенка внутри себя?
Как избавиться от внутреннего ребенка? Очень просто, нужно всего лишь дать ему то, что он хочет. Что именно? Это вопрос полностью индивидуальный. Нужно прислушаться к себе и понять, чего же не хватало в детстве, что до сих пор влияет на поведение, мотивы поступков и сами действия, на ход мыслей?
Если человек ощущал нехватку любви, нужно ее найти. Необязательно искать это чувство в отношениях, вполне можно устроиться волонтером или же завести домашних животных. Если ему не давали играть в футбол, нужно записаться в любительскую команду.
Однако нужно понимать, что в буквальном смысле от одного из собственных эго-состояний избавиться невозможно. Речь идет лишь о коррекции активности внутреннего ребенка, о прекращении его доминирования и установке баланса между всеми эго-состояниями.
Вопрос психологам
Спрашивает: Леся
Категория вопроса: Самопознание
Ответов на сайте: 1170 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 10
Юдина Елена Владимировна, психолог г. Ногинск
Психолог Москва Был на сайте: Сегодня
Ответов на сайте: 13614 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 8
Это прекрасно, быть ребёнком в дУше. И в детской комнате. Но на улицу ребёнок должен выходить под присмотром взрослого, а то если будет перебегать дорогу в неположенном месте, то его может сбить машина! 🙂
Рекомендую вам почитать у меня на сайте в разделе «книги» первую в списке.
Ответов на сайте: 20343 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 6
Здравствуйте,Леся.В норме,счастливый человек тот,кто живет от слова Я Хочу,а не от слова Я Должен.Если Вам лично чувствовать,как ребенок-здорово,значит,живите так,как Вам здорово.Если Вам ребенком в душе быть расхотелось-откажитесь от такого мироощущения.Все решаете всегда Вы,а не окружающие.И,почему Вы опираетесь на них,а не на себя-странно.Делайте всегда то,что хотите Вы,и не прогибайтесь под желание и критику окружающих.Живите с тем душевным наполнением,которое Вам впонраву.Ваша точка зрения на себя Генеральная.
Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград
Как дети
Кто выдумал сказку о безоблачном детстве? Наверное, тот, кто родился взрослым, человек, забывший, что сам был ребенком.
Миф о беззаботном детстве мне никогда не внушал доверия. И фраза взрослого, сказанная со вздохом ребенку: «Эх, мне бы твои проблемы», — обижала и отталкивала. Слишком свежи в памяти детские слезы, обиды и разочарования. Детство моё не было ни счастливым, ни несчастным. Как у всех детей, в нем были свои скорби и горести, свои радости и чудеса.
Недавно мне довелось пережить ощущение детского горя вновь. Моя четырёхлетняя дочь Маша забыла в садике любимую игрушку — ободранного тигрёнка. В 11 часов вечера из детской послышался плач. Маша сидела на кровати и горько плакала: «Я забыла в садике своего тигрёнка! Как он там будет без меня? Ему страшно и холодно. Он всю ночь не будет спать, будет смотреть в окно и плакать — где же его Маша!» В этих словах, полных слёз и надрыва, меня удивило то, что плакала она не о себе и не о том, что ей не уснуть без игрушки. Слёзы эти были о том другом, которому сейчас гораздо хуже. Глядя на неё, я понимала, что именно так рождается человек — скорбями и состраданием. Если проживать с ребёнком его горе и радости, жить его реалиями, жизнь эта уже не покажется шуточной и беззаботной.
Часто приходится слышать евангельскую цитату «будьте как дети». Фраза эта даже вошла в моду благодаря повсеместной пропаганде инфантилизма как образа жизни. И когда в очередной раз от ортодоксально настроенного человека я слышу, что, исполняя заповеди Христа, он бегает по газонам с разноцветными шарами, я недоумеваю.
Христос говорит — будьте как дети (см. Мф. 18, 3), и в этом «будьте» есть что-то знакомое, философское — быть, а не казаться. Создать видимость впавшего в детство человека легко, только выглядит это как-то не по-христиански приторно. Впадать в детство особенно хочется тогда, когда нет желания терпеть скорби и нести свой крест, а душу разъедает ядовитый ропот.
Но надеть короткие штаны с рюшами и прыгнуть в песочницу к шепелявым друзьям — это вовсе не путь восхождения, а наоборот. Психологи называют это регрессией, дорогой вспять. Хотя, безусловно, и среди психологических школ есть такие, которые поощряют подобные всплески «души» и безумные поступки. Люди платят деньги своим психоаналитикам, летают во снах и наяву и думают о личностном росте. А совесть, та самая, евангельская, которая живёт в каждом из нас, почему-то подсказывает, что всё это «счастье» бутафорское и искусственное. Популярные ныне философско-психологические тенденции в большинстве своём как раз отличаются позитивным отношением к атрибутам детства. Но, не вникая в истинный смысл понятия «детство», на деле они учат быть целеустремлённым и расчётливым, иметь высокую самооценку и такие же высокие амбиции и сформированное отношение ко всем и вся. Под запретом психологов находятся открытость и доверчивость, сострадание и принятие ближнего.
Мыльные пузыри, кувыркания на траве и озорные поступки — безусловные атрибуты детства, его форма, но не суть. И по-евангельски чистыми и искренними эти детские выходки будут лишь тогда, когда будут соответствовать душевному настрою.
Сохранить в сердце частичку детства, остаться в душе ребёнком — вовсе не значит следовать инфантильным порывам души. И искренне радоваться восходящему солнышку и разноцветной от бензина луже можно лишь тогда, когда мы сможем и плакать, как дети, не надевая масок и не стыдясь своих чувств. Иначе и лужи, и солнце, и слёзы будут лишь маскарадным костюмом.
Душа ребёнка может жить в нас и дарить ощущение подлинности бытия. И совсем неважно, сидим ли мы в пыльных офисах за гудящими мониторами, ставим ли диагнозы в больницах или, с бóльшим или меньшим успехом, отрабатываем любой другой диплом.
|
Сохранить детство и оживить ребёнка в своей душе — значит вновь открыться миру, не гадая о цене, рискуя каждый миг, как рискует ребёнок, отдавая другу ту самую дорогую игрушку, купленную папой в командировке. Ребёнок в мир приходит именно таким — полным доверия и открытым миру. Но грех, вошедший в наше естество, в первые годы жизни заставляет глядеть на мир уже враждебно или, по крайней мере, с опаской.
Личностный рост, о котором сейчас так много шумят, на самом деле есть путь к человеку открытому и доверяющему, незлобивому и искреннему, возвращение к себе истинному, исконному. Путь этот лежит через весь мир, и идти по нему нужно всю жизнь. Сумевшие открыться и научившиеся доверять становятся святыми, постигшими Истину. Обросшие стереотипами и твердящие, что «никому нельзя нынче верить», — ворчливыми преждевременными стариками.
Ребёнок, которого мать ругает и шлёпает по мягкому месту, заливается слезами. И тут же тянет к ней ручки, доверчиво кричит ей «мамочка». Первоклассники, отчаянно дерущиеся каждый за свою правду, считают себя лучшими друзьями и не запоминают ни драк, ни обид. Каждый ли из нас так поступает со своим обидчиком и обличителем? Каждый ли так незлобив сейчас со своими родителями и предан друзьям, живущим каждый своей правдой? Этому незлобию и учит нас Христос, призывая быть словно дети. Этому незлобию учат нас святые. Батюшка Серафим, доверчиво встречая каждого и искренне ему радуясь, тоже имел горький опыт общения с людьми. Но опыт этот не родил предубеждения к людям. Да и мало ли их — святых, страдавших от предательств самых близких людей и не закрывавших никогда своего сердца и дверей своего дома?
Стать снова ребёнком — это пот и кровь. Через призму опыта и нажитой мудрости, ран и обид — снова открыть объятия миру, доверчиво склонив на плечо ближнему свою голову, — может каждый человек.
Дети беседуют с Богом. Иногда — твердят заученный и не понятный им текст молитв, но часто — говорят с Ним как с Близким, как с Отцом, забывая условности мира.
Я попросила свою семилетнюю дочь записать то, о чём она просит Бога. Захотелось оставить память о чистой детской просьбе (к сожалению, моё детство не оставило мне такой памяти). Она охотно согласилась и принялась за работу, предупредив меня, что будет писать только то, чего ей очень хочется.
Я готова была уже увидеть послание «деду морозу» с пожеланиями подарков и конфет, когда на мой стол легло письмо на листке в косую линию. Удивил красивый, ровный почерк, словно выведенный для высокой оценки. «Ты же сама говоришь, что Бог всегда рядом и всё видит!» — сказала Саша в ответ на моё недоумение. «А, ну да!» — только и нашла я что ответить (вот уж не думала, что ребёнок это примет так на веру).
Она просила то, чего ей очень хотелось: «Здравствуй, Бог! — было написано там. — Я хочу, чтобы у папы было всё хорошо с работой, а Маша слушалась маму. А у Насти не болел больше живот. Я бы хотела, чтобы Ты помог Диане, и она перестала колдовать над водой. До свиданья, Бог!» Это было письмо детства, с напоминанием о том, сколько важного утеряно где-то между средними и старшими классами школы, или когда-то ещё.
Может быть, не впадая в детство, а возвращаясь в него, и я ещё имею шанс снова научиться желать счастья ближнему как себе самой? И делать это своим желанием, своей потребностью, своей молитвой.