что значит быть собой итоговое сочинение
402. Трудно ли всегда оставаться самим собой? (2 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.12.2020 · Обновлено 15.04.2021
Многомудрый Литрекон считает, что человеку сложно быть самим собой, потому что на него давят многочисленные табу и установки общества. Об этом он повествует в итоговом сочинении на тему: Трудно ли быть самим собой? Аргументы он взял из книг «Обломов», «Олеся», «Гроза», «Капитанская дочка».
Вариант 1
Так, в пьесе А.Н. Островского «Гроза» главная героиня стремится сохранить верность своим принципам и убеждениям в чужеродной среде и постоянно находится в битве за свою самобытность. В девичестве Катерина жила в атмосфере любви, уважения и свободы, но брак с купцом Тихоном вынудил ее сменить круг общения. Она оказалась в окружении эгоистичных, лицемерных и грубых людей. Катерине не нравилось их поведение, не подходил их образ мыслей, и она не хотела подстраиваться под них. А свекровь, напротив, стала приручать своенравную невестку своими методами — угнетением, агрессией, подавлением воли. Марфа Игнатьевна навязывала Катерине свои представления о мире и предрассудки купеческой среды. В ее доме все подчиняются архаичному сценарию, согласно которому каждый должен кланяться, произносить определенные реплики, лить слезы тогда, когда того требуют приличия и традиции времен Домостроя. За отказ следовать нормам «темного царства» Катерина поплатилась: не выдержав тирании семьи, одиночества, неуважения, она утопилась. Ее пример подтверждает, что быть собой очень трудно, ведь окружение всегда навязывает свое видение мира и злится, когда его не принимают.
Аналогичный пример описал А.И. Куприн в повести «Олеся». Главная героиня жила вдали от общества, ведь и она, и ее бабушка стали жертвами дискриминации. Жители Полесья считали знахарок ведьмами и выгнали их за пределы села. Теперь все непонятные и, главным образом, негативные явления списывались на их счет, поэтому имена «колдуний» обрастали слухами и сплетнями. Но Олеся не общалась с ними и жила наедине с природой, черпая мудрость из ее недр. Она помогала животным залечивать раны от охотников, собирала лечебные травы, развивала свои навыки целительницы. Бабушка дала ей поверхностные знания о внешнем мире, но пытливый ум девушки был не по годам остер и восприимчив. Встретив городского жителя Ивана, Олеся стала перенимать его опыт и знания. Общение привело к взаимной влюбленности. Чтобы угодить своему избраннику, который высоко ценил женскую религиозность, героиня решила отправиться в церковь и приобщиться к духовным богатствам. Но прихожанки избили ее, ведь она была другой, а значит, чужой. За нежелание быть такой как все Олеся жестоко поплатилась. Ее пример доказывает, что общество не дает человеку оставаться самим собой, оно навязывает свои каноны поведения и мировоззрения.
Таким образом, людям сложно сохранить индивидуальность в среде, которая пытается подчинить всех своей воле и вынудить членов коллектива подстроиться под определённые правила. Чтобы оставаться верным себе, человеку необходимо проявить твердость характера и независимость суждений.
Вариант 2
(464 слова) Человеку всегда непросто оставаться самим собой, потому что на каждом шагу его подстерегают соблазны и препятствия. Гораздо легче, удобнее и выгоднее подстраиваться под обстоятельства и менять позицию, чтобы соответствовать новейшим представлениям общества о норме. А вот индивидуальность часто становится мишенью для нападок и травли. Эта закономерность не раз становилась предметом изображения в отечественной литературе.
Например, А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» описал героя, который едва не поплатился жизнью за верность своим убеждениям. Когда Белогорскую крепость захватили мятежники во главе с Пугачевым, все офицеры гарнизона оказалась перед сложным выбором: либо умереть за присягу, но сохранить свои принципы, либо присоединиться к бунтовщикам и остаться в живых. Алексей Швабрин, дворянин и военный, не нашел в себе смелости защищать убеждения и переметнулся на сторону врага. А вот Петр Гринев, который был моложе его и только начал службу, предпочел остаться при своем. Он не хотел изменять себе и притворяться кем-то еще даже ради своего спасения. Петр был горд и уже готов был проститься с белым светом, как вдруг вмешался его слуга и убедил Пугачева простить барского сына. Но до этого момента Гриневу пришлось непросто: он сделал выбор в пользу индивидуальности и должен был расплатиться за него кровью. На его примере мы убеждаемся, что быть самим собой сложно, так как это решение всегда требует сопротивления воле обстоятельств.
Но даже когда нет войн и революций, человеку приходится непросто, если он намерен сохранить индивидуальность. Это доказывает пример из романа И.А. Гончарова «Обломов». Главный герой не стремился к тому, что называлось успехом в его эпоху. Ему не нравились пустые разговоры в обществе, ему претила пестрая суета города, его не прельщала государственная или военная служба. Деньги, как и слава, были ему безразличны. Илья Ильич не нашел занятия себе по душе, поэтому проводил досуг в грезах и праздности. Днями напролет он лежал в старом халате на диване и лениво мечтал о своем, изредка принимая гостей и получая корреспонденцию. Он любил свой размеренный и спокойный образ жизни. Но окружение не переставало упрекать и «переделывать» его, ведь он вел себя не так, как другие. Андрей Штольц пытался навязать ему свои представления о мире, труде, призвании. Он принуждал друга покинуть зону комфорта и изменить себя. Того же хотела и невеста Обломова, Ольга Ильинская. Она стремилась сделать из Ильи Ильича свой идеал, не считаясь с его интересами и склонностями. И Ольга, и Андрей подгоняли героя под свои понятия о норме. Обломову было нелегко отказаться и избавиться от их влияния. Он чувствовал себя виноватым и по-своему страдал из-за несоответствия своих взглядов в общепризнанными. Этот пример побуждает нас задуматься о том, как трудно человеку отстоять свое право на самобытность.
Таким образом, сохранить индивидуальность очень трудно, ведь приходится постоянно бороться с неблагоприятными обстоятельствами и противостоять людям, которые хотят переделать окружение под себя. Человек может остаться самим собой, только если он готов регулярно отстаивать свои права и свободы.
Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку
Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам
Что значит быть самим собой — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
Аргументы
«Гроза», А.Н. Островский. Человек остается самим собой, если даже в невыгодной для себя ситуации гнет свою линию и не подчиняется необходимости лжи. Такой героиней является Катерина из пьесы Островского «Гроза». Живя в доме деспотичной свекрови и мирясь с ее вздорным и жестоким характером, Катерина все же не лицемерит и говорит то, что думает, в глаза, не боясь осуждения. «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю» — признается героиня, и мы верим ей. Она — единственный член семьи Кабановых, который открыто возмущается, получая незаслуженные упреки. Поэтому у нее часто возникают конфликты с Марфой Игнатьевной, которая привыкла к лести, раболепию и лжи. Правда Катерины сердила ее, и любая реплика воспринималась Кабанихой, как вызов. Но таков был характер ее невестки. Она осталась верной самой себе, даже когда изменила мужу. Катерина нашла в себе силы покаяться прилюдно и еще раз выразила себя настоящую. Ее поведение наглядно показывает, что значит быть самой собой.
«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Человек, который остается самим собой, всегда выражает свою истинную позицию, не боясь вызвать неудовольствие людей. Таким героем можно назвать Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Пребывая в гостях у дворян, он, обычный сын лекаря, не конфузился и не старался пустить пыль в глаза. Даже с гордостью Евгений рассказывал, что его дед пахал землю, и что он совсем не знатного рода. Он твердо и без прикрас говорил о своем противоречивом мировоззрении, не страшась критики и спора. Базаров не признавал авторитетов и обо всем имел свое суждение: «Да зачем же я стану их признавать? И чему я буду верить? Мне скажут дело, я соглашаюсь, вот и все» — говорил он. На каждый вечный или злободневный вопрос у него был свой ответ, и он излагал его прямо. Например, Евгений мог осуждать и высмеивать помещиков в разговоре с Кирсановыми и отстаивал свою позицию, приводя аргументы. В каждой беседе он не пытался показаться кем-то другим, в каждом его слове прослеживались честность и индивидуальность. Вот что значит быть самим собой.
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Тот, кто остается самим собой, несмотря ни на что, часто вынужден приносить жертвы, сохраняя верность себе. Именно так произошло в судьбе Татьяны, героини романа в стихах «Евгений Онегин». Первая и единственная любовь девушки была несчастной: избранник не был готов к семейной жизни и вернул ей письмо с признанием, чтобы ничем ее не связывать. Потеряв его навсегда, Татьяна долго горевала, но все же вынуждена была выйти замуж по настоянию родных. В браке она обрела уважение и поддержку, богатство и авторитет, но не любовь. И все же героиня была честным и принципиальным человеком, дающим свое слово раз и навсегда. Поэтому когда ее возлюбленный раскаялся и признался в своих чувствах, Татьяна отказала ему: «Но я другому отдана и буду век ему верна». В данном случае героиня сохранила верность себе и своим моральным убеждениям. Она осталась преданной и серьёзной женщиной, которой все мы ее знали, но цена этого выбора очень высока.
«Чистый понедельник», И.А. Бунин. Чтобы сохранить себя в неприкосновенности и цельности, человеку приходится вступать в противоречие с другими людьми, которые имеют свои виды на его будущее. Так произошло и в рассказе «Чистый понедельник». Главная героиня встречалась с богатым, красивым и молодым кавалером, который очень хотел сблизиться с ней и создать полноценную семью. Он безумно любил избранницу и засыпал ее приглашениями, подарками, знаками внимания. Однажды она подарила ему долгожданную близость, но после этого навсегда исчезла из его жизни. Оказалось, что героиня давно мечтала о постриге и духовном призвании. Свое будущее она видела в пределах женского монастыря и в служении Богу. Если бы она уступила горячим просьбам своего спутника и стала его женой, но безвозвратно потеряла бы себя. Сохранение индивидуальности вынудило ее бросить своего избранника. Принеся эту жертву, она осталась самой собой.
«Алые паруса», А. Грин. Человек, который остается собой в любой ситуации, должен противостоять влиянию общества и его предрассудков. Чтобы сохранить свою индивидуальность, Ассоль, героиня произведения «Алые паруса», вынуждена была терпеть одиночество и град насмешек в свой адрес. Поверив в предсказание волшебника о судне с алыми парусами и прекрасном принце, девушка навлекла на себя неприятности. Жители Каперны были людьми ограниченными и склочными. Фантазии Ассоль убедили многих из них в том, что она просто не совсем здорова. Ее называли дурочкой, с ней почти никто не общался. Если бы героиня сдалась и стала как все, чтобы покончить с изоляцией и травлей, она потеряла бы свою самобытность. Но Ассоль терпела такое отношение и сохраняла верность своей мечте. Судьба вознаградила ее исполнением грез, потому что девушка до последнего верила в свою счастливую звезду и не менялась в угоду большинству. Вот что значит быть самой собой.
«Юшка», А. Платонов. Многие люди стремятся сделать так, чтобы все люди в их окружении были одинаковыми и жили по одному образцу. Чтобы сохранить себя, немногим индивидуальностям приходится постоянно сталкиваться с непониманием и даже агрессией. Так было и в рассказе «Юшка». Герой от природы был добрым, отзывчивым и самоотверженным человеком, который любил людей и не хотел никого обижать. Но всех остальных жителей его городка раздражал непонятный образ жизни и мыслей Юшки. Он не пил чая с сахаром, ходил в одной и той же одежде, а куда девались накопленные деньги, никто не знал. Таинственности его образу добавляли летние отлучки в неизвестном направлении. Кроме того, Юшка вел себя совершенно неестественно: никогда не отвечал злом на зло, не отгонял от себя детей, которые бросали в него камни и насмешки. Он ни с кем не конфликтовал, хотя многие люди его унижали. Безответность и великодушие Юшки воспринимались как слабость. Чтобы сохранить себя в неприкосновенности, чтобы быть честным с собой и миром, герою приходилось терпеть издевательства. Поэтому «быть собой» — это означает иметь стойкость оставаться таким, какой ты есть.
«Вишневый сад», А.П. Чехов. Тот, кто остается собой, не подчиняется даже времени. Несмотря на перемены вокруг себя, такие люди придерживаются раз и навсегда выбранных стандартов поведения и мышления. Такими героями являются Раневская и Гаев. Они — дворяне, привыкшие к роскоши, праздности и неистощимому богатству. Даже находясь на пороге разорения, Любовь Андреевна щедрой рукой дает милостыню золотом и закатывает праздничные обеды. Лопахин, купец и друг семьи, уговаривает хозяев сада, заложенного и выставленного на продажу за долги, разделить его на участки для дачников и выйти из сложного материального положения. Но помещики остается верными себе: они не могут допустить, чтобы сад и дом, где жили призраки их счастливого прошлого, стали частью пошлого и обывательского проекта Лопахина. Для них есть вещи, которые более ценны, чем деньги. Их поведение можно осуждать или оправдывать, но неоспоримым остается тот факт, что Раневская и Гаев остались собой, даже несмотря на изменившиеся обстоятельства жизни.
«Чучело», В.К. Железников. Главная героиня повести «Чучело» смогла остаться собой, даже несмотря на травлю и бойкот одноклассников. Лена была доброй и отважной девочкой, способной на преданность и подвиг во имя нее. Она стала свидетельницей ябедничества со стороны всеобщего любимца — Димки. Видя его смятение, Лена взяла вину на себя, ведь симпатизировала мальчику. Он, конечно, пообещал ей сознаться во всем, но струсил и тянул время до последнего. А в это время одноклассники превратили жизнь Лены в кошмар, преследуя ее. За эти ужасные дни всеобщей ненависти и презрения Лена не отступила от своего решения и защищала собой Диму. Из-за насмешек и оскорблений она не озлобилась на детей и не отомстила им. Когда все выяснилось, девочка решительно высказалась против бойкота Димы. Она смогла простить его и дать детям важный урок великодушия и благородства. Несмотря на испытания и давление окружения, Лена осталась собой — отзывчивой, сильной и доброй девочкой, которая выше всего ставит моральные принципы.
«Человек на часах», Н.С. Лесков. Быть самим собой – значит оставаться верным своим принципам даже в экстренной ситуации. Ярким примером служит рассказ Николая Семёновича Лескова «Человек на часах». Главный герой – солдат Измайловского полка Постников. События разворачиваются во время его ночного дежурства на посту часового. Перед юношей встаёт трудный нравственный выбор: он слышит крики о помощи откуда-то из темноты, но броситься на помощь не позволяет военный устав. Вернее, он запрещает покидать пост. Что же делать? Ведь совесть говорит об обратном – нужно бежать, нужно спасать, человек в беде. Именно такие ситуации – нравственного выбора – и помогают понять, что значит быть самим собой. Когда человек в столь затруднительной истории решается послушать себя, свои принципы, свою совесть, своё сердце – он способен быть самим собой. Постникову в рассказе Н.С. Лескова это удалось. Герой пришёл на помощь к утопающему. А после достойно вынес наказание за то, что покинул пост часового – то есть полностью взял на себя ответственность за свой поступок. Это также признак сформировавшейся личности – такой, которая верна себе. Таким образом, быть самим собой – значит уметь самостоятельно принимать решения, даже в тяжёлых ситуациях, уметь справляться с последствиями своих решений и действий, не жалеть о совершённом, слушать самого себя, самостоятельно анализировать ситуации.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Когда просят вспомнить героя русской классической литературы, который не боялся быть самим собой, на ум непременно приходит Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Он — незаконно рождённый сын знатного графа Безухова. Однако юноша вовсе не вписывается в светское общество и его рамки. На вечере в салоне Анны Павловны Шерер Пьер скучает. Ему гораздо интереснее вести живые разговоры с другом – князем Андреем Болконским. Безухов не знает и половины правил и негласных норм светского общества – но и не стремится узнать их, а тем более соблюдать. При этом герой не груб, не хамит, не оскорбляет, он действительно мил, добр и вежлив. Он самоотвержен и благороден, даже умён. То, что Пьер Безухов не пытается быть кем-то другим, не подстраивается под окружающих людей, остаётся при своём мнении, – это и значит, что он является самим собой. Ведь быть самим собой – значит отстаивать собственные взгляды на вещи, самостоятельно мыслить, не бояться и не стесняться вести себя так, как хочешь, говорить то, что думаешь – конечно, в рамках приличия, морали и нравственности. Пьер позволяет себе не соблюдать некоторые формальности «высшего общества», быть более искренним, настоящим, выражать свои чувства и мысли. Герой не боится ни осуждения, ни репутации глупого или смешного юноши. Это и есть то, что мы называем «быть самим собой».
«Горе от ума» А.С. Грибоедов. В пьесе Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» читатель находит пример человека, который на личном опыте знает, что значит быть самим собой. Таким героем стал Александр Андреевич Чацкий. Оказавшись в фамусовском обществе, он видит пороки окружающих людей. Более того, Чацкий не боится и не стесняется говорить об этом вслух, высказывать своё мнение, которое отличается от общепринятого. Например, Павел Афанасьевич Фамусов и его знакомые считают, что лесть и раболепство – хорошие и эффективные инструменты для достижения целей, для продвижения по карьерной лестнице, для получения более высоких должностей. Александру Андреевичу принадлежит знаменитая фраза: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Главный герой не подстраивается под «нормы» светского общества, не уподобляется этим безнравственным людям. Он бесстрашно рискует идти наперекор обществу и его мнению. Ему решительно все равно, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна», ведь он не хочет лестью и ложью пробивать себе дорогу в жизнь. Он честен с собой и своим окружением. Даже когда гости Фамусова принимают Чацкого за сумасшедшего, Александр Андреевич не отступает от своих принципов, своего мнения. Это и значит быть самим собой.
«Ионыч» А.П. Чехов. В рассказе Антона Павловича Чехова «Ионыч» читатель находит пример человека, который в начале своего пути был самим собой, но со временем деньги и обывательская среда, застывшая в своем консерватизме и невежестве, испортили его, он поменял свои взгляды и отказался от былых принципов. Главный герой – врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он работал земским доктором и выполнял свои задачи прекрасно, а главное – с удовольствием и искренне. Он действительно хотел помогать людям, лечить их. Потом у героя стало появляться всё больше пациентов в городе, он стал больше зарабатывать. И постепенно отказывался от земской практики, становился более алчным, безразличным к собственному когда-то любимому делу. Теперь медицина была была для него лишь источником дохода, а пациенты — денежными мешками. Так, Ионыч перестал быть самим собой – предал свои прежние взгляды, сбился с пути, потерял нравственный ориентир. Из искреннего и доброго человека превратился в равнодушного и жаждущего выгоды. Быть самим собой – значит быть искренним, несмотря ни на что, слушать своё сердце (а не звон золотых монет), не зависеть от чужого мнения, самостоятельно принимать решения, придерживаться своих принципов.
«Старуха Изергиль» М. Горький. Вспомним рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль». Героиня-рассказчица делится легендой о Данко. Он умел быть самим собой – даже когда народ не верил ему, оскорблял его, обижал его. Несмотря на эти трудности, на непринятие со стороны общества, Данко отстаивал своё мнение, свой взгляд на решение проблемы. Герой знал, что он прав, что выход есть – и он там, куда Данко ведёт людей. Так что юноша бесстрашно руководил народом и в итоге привёл его к спасению. Финальные аккордом в его пути была жертва: он вырвал сердце из груди и осветил им путь к свободе. Таким образом, быть самим собой – значит верить и доверять самому себе больше, чем кому-либо другому, не поддаваться давлению общества, чужому или общепринятому мнению. Такой человек не сомневается я в себе, даже когда все вокруг сомневаются. Таким был Данко в произведении М. Горького.
«Олеся» А.И. Куприн. Говоря о том, что значит быть самим собой, непременно стоит обратиться к повести Александра Ивановича Куприна «Олеся». Главная героиня (именем которой названо всё произведение) – смелая девушка, которая не боится быть самой собой. Раньше она жила в деревне вместе со своей бабушкой. Но их необыкновенные способности предсказывать будущее, лечить людей были приняты людьми за колдовство и зло. Народ практически выгнал их. Но не сломил, не заставил поменять мировоззрение и образ жизни. Олеся и её бабушка остались верны своим взглядам и своей вере, поэтому ушли жить в лес, ближе к природе. Олеся по-прежнему занималась развитием своих аномальных способностей и противилась общепринятым крестьянским догмам. Она осуждала охоту и вредительство природе, не принимала жестокие суеверия и традиции. Она готова была жить с любимым человеком без брака, лишь бы не обременять его. Быть самим собой – значит не подстраиваться под чьи-то стандарты и нормы, не меняться под давлением тех, кто не понимает тебя и не поддерживает.
«Гранатовый браслет» А.И. Куприн. Быть самим собой – значит не стесняться своих чувств, быть искренним, проявлять свои эмоции (конечно, не нарушая личных границ и свободы других людей), несмотря на мнение общества. Пример такого человека – герой повести Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Георгий Желтков по-настоящему любит Веру Шеину. Но он телеграфист, а она – княгиня. Разное социальное положение, предрассудки общества, безответные чувства – всё это не страшит героя. Он всё равно признаётся в любви Вере, пишет ей трогательные письма и даже присылает фамильную драгоценность в качестве подарка. Он не давит на неё, не требует от неё ничего. Георгий лишь смело выражает свои эмоции, он настоящий – он умеет быть самим собой. Ведь быть самим собой – значит принимать себя со всеми своими чувствами и переживаниями, невзирая на давление общества, на чужое мнение и осуждение. Не стеснятся себя и своих эмоций, быть искренним.
«Обломов» И.А. Гончаров. Быть самим собой – не значит быть достойным, благородным, хорошим и абсолютно положительным героем. Это доказывает Илья Ильич Обломов в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой не любит выходить в свет, не любит активный образ жизни. Он обожает свой домашний халат и проводит все время на диване. Он мало читает, ничему не учится, никуда не движется. Он спокоен, почти ко многому равнодушен и пребывает в дремотной праздности. Однако он предпринимает попытку измениться – ради своей возлюбленной Ольги. Со временем Обломов понимает, что меняясь, делая постоянные усилия над собой, он перестаёт быть самим собой, перестаёт быть искренним и обманывает как самого себя, так и свою любимую женщину. Тогда он оставляет попытки сломать себя и срывает помолвку. Позже он знакомится с Агафьей Пшеницыной, которая принимает Илью Ильича таким, какой он есть, – со всеми недостатками и достоинствами. Таким образом, быть самим собой – значит не подстраиваться под общество, под стандартные нормы, не строить из себя личность, которой ты не являешься, не менять своё мировоззрение под чьи-то давлением, быть настоящим, даже если не все тебя понимают и принимают.
«Исповедь хулигана», С.А. Есенин. Примеры людей, которые смоги остаться собой, можно найти не только в прозе, но и в лирике. Например, в стихотворении Сергея Александровича Есенина «Исповедь хулигана». Это автобиографичное и личное произведение: «Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган». В лирическом герое поэт видит самого себя и от его лица выражает собственные чувства и делится собственными взглядами на мир. Несмотря на популярность, которую С.А. Есенин получил как в Москве, так и в Петербурге, на литературный успех и признание, литератору удалось остаться самим собой. Сергей Александрович родился в крестьянской семье в небольшой рязанской деревне Константиново. Он всей душой любил свою семью и свою родину. Поэт не забывал обо всём этом – и отразил свои чувства в «Исповеди хулигана». «Я всё такой же. Сердцем я все такой же», – пишет он. С.А. Есенин не боялся осуждения и не стеснялся своего незнатного и небогатого происхождения. Получается, быть самим собой – значит не боятся общественного мнения, осуждения, не стесняться своего рода, а принимать и уважать всё это. Такой человек не поддается сиянию славы, признания и богатства, не предает свои принципы и взгляды.
421. Что значит быть самим (3 варианта)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.10.2020 · Обновлено 12.05.2021
Многомудрый Литрекон сочинил для Вас три варианта итогового сочинения по направлению «Разговор с собой» на тему: Что значит быть самим собой? Аргументы он взял из произведений «Олеся», «Чистый понедельник», «Гроза», «Гранатовый браслет», «Обломов», «На дне».
Вариант 1
(385 слов) Быть самим собой — это значит придерживаться своих взглядов и убеждений, несмотря ни на что. Такие люди независимы от влияния среды и сильны. Их верность себе не может не вызывать искреннего уважения. Подобные герои вдохновляют нас день за днем. Их каждый может встретить в прозе А.И. Куприна.
Например, в повести «Олеся» главная героиня имела смелость жить не так, как другие. Они с бабушкой поселились в лесу и черпали мудрость из близости с природой и древних знахарских традиций. Прислушиваясь к внутреннему чутью, обе женщины могли предсказывать судьбу и проявлять другие экстрасенсорные способности. Из-за этого другие жители Полесья считали их ведьмами и в своей ханжеской нетерпимости доходили до безумных поступков: нападали, угрожали, распускали ужасные сплетни. Однако Олеся стойко защищала свои взгляды от влияния окружения. Она не перестала совершенствовать свои навыки и накапливать знания об окружающем мире. В ее сознании не было места для предрассудков невежественных крестьян: она любила Ивана без брачных уз и материального обеспечения. Для нее был важен человек, а не его капитал, вера или происхождение. Она не жеманилась и кокетничала, чтобы привлечь мужчину, а прямо и твердо смотрела любви в глаза, отдавая избраннику всю себя. Олеся — цельная и независимая натура, которая остается верна себе и своим чувствам, несмотря на давление общества. Вот что значит «быть самим собой».
Не менее интересный пример мы находим в произведении «Гранатовый браслет». Георгий Желтков очень любит Веру Шеину, но она — княгиня, а он — простой телеграфист. Герой отдает себе отчет, что у него ничего не выйдет с его избранницей, что она никогда не будет с ним рядом. Однако его любовь лишена собственнического инстинкта и эгоизма, и он готов мириться с выбором своей музы, не принуждая ее изменить свое решение. Ему достаточно лишь отдаленно присутствовать в жизни Веры: писать ей нежные и проникновенные письма, изредка и мельком видеть ее. Желтков не вписывается в общепринятую норму общественного поведения, так как не подчиняется стереотипам и предрассудкам окружения. Он не заводит семью по принципу «лишь бы была», не меняет журавля в небе на синицу в руках. Несмотря на давление общепринятых стандартов, Георгий следует за своей мечтой, живет по своему уставу. Он наглядно демонстрирует, что значит «быть самим собой».
Таким образом, когда человек сохраняет верность себе и своим убеждениям, несмотря на общественное порицание, он становится поистине цельной и уникальной личностью. Быть самим собой — это значит отстаивать личную позицию ежеминутно и нести ответственность за свои решения.
Вариант 2
(394 слова) Что подразумевают люди, когда говорят: «Я хочу быть самим собой»? Думаю, в этих словах выражается их решимость жить по своим лекалам, по индивидуальным стандартам поведения. Они всегда сами решают, как поступить и что делать, не подстраиваясь под «изменчивый мир». Таких героев мы часто встречаем в литературе.
Не менее принципиальна и категорична героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она была богата, красива, молода, образована, и весь мир был у ее ног. Преуспевающий поклонник настойчиво ухаживал за ней и был готов к серьезным отношениям. Отец не неволил дочь и предоставлял ей все возможности для самоопределения. Казалось бы, ее судьба предрешена: прекрасная партия, обеспеченная жизнь, увлечение искусством. Окружающий мир диктовал ей определённый шаблон поведения, которому она не последовала. Героиня была глубоко верующим человеком и видела свое призвание в монастырской аскезе, а не мирских развлечениях. Сблизившись со своим избранником, познав любовь, она навсегда отрешилась от мира и сделала окончательный выбор в пользу религиозной деятельности. Несмотря на протесты своего кавалера, отца, окружения, она сделала так, как захотела. Это и есть воплощение принципа «быть самим собой».
Таким образом, остаться самим собой в обществе, навязывающем универсальные ценности и устремления, можно только ценой постоянной борьбы за свою самостоятельность. Тот, кто имеет индивидуальность, имеет силу и терпение отстаивать свою точку зрения.
Вариант 3
(396 слов) Если человек не подстраивается под требования окружения и общепринятые шаблоны мышления, о нем говорят следующее: «Он смог остаться самим собой». Это означает, что он не променял свою индивидуальность за уважение, одобрение или принятие общества. Ему важнее сохранить верность себе, чем заслужить похвалу. Примерами таких героев богата отечественная литература.
Так, в пьесе «На дне» Максим Горький описывает человека, который противопоставляет себя обществу «нормальных людей» и провозглашает принципы, противоположные морали большинства: «…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю. ». Сатин гордится своим положением бездомного шулера и не соглашается с общепринятыми догмами о том, что труд необходим человеку и обществу. Он же утверждает, что жалость, которую многие из нас считают высоконравственным чувством, является унижением для личности. Он выступает за горькую правду и своими разоблачениями доводит Актера до самоубийства. Его рассуждения об уме и добропорядочности тоже выходят за рамки общеупотребительных: «Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…». Во всем он стремится проявить свои индивидуальность, даже лексикон его далеко не всем понятен: «…Люблю непонятные, редкие слова…» — признается он. Глядя на Сатина, мы понимаем, что значит быть самим собой. Что бы ни случилось, герой имеет свой взгляд на ситуацию и не боится противоречить тому, что говорит большинство.
Не менее самобытным героем является Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова. Своим примером он опровергает все устоявшиеся убеждения о жизни русских дворян своего времени. Ни шальных троек, ни пышных балов, ни модных сюртуков, ни вечеров за кулисами театра у него в жизни нет. Илья Ильич не видит смысла читать модные, но неинтересные книги, заниматься выгодной, но скучной работой, надевать красивые, но неудобные вещи. Он не хочет общаться просто потому, что так принято, и гулять просто потому, что это нужно для здоровья. Герой не видит смысла в общепринятых ценностях и целях. Однажды он попробовал было себя изменить ради любимой женщины, но вскоре понял, что перемены ему самому не нравятся, а Ольгу эти усилия только обманывают. Поэтому Обломов женился на Агафье Пшеницыной, ведь она приняла его таким, каким он был: праздным, пассивным, апатичным и инфантильным. Вся жизнь Ильи Ильича, которая противоречила всем стандартам его окружения, является иллюстрацией того, что значит «быть самим собой».
Тот, кто остается преданным защитником самого себя, имеет смелость противостоять мнению большинства о том, что является нормой. Он каждый день идет против всех, дабы сберечь самобытность и право на принятие своего решения. Такие люди уникальны, поэтому им трудно адаптироваться в обществе, канонам которого они не соответствуют.