что значит дать определение понятию
Логика
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, в него включены темы формальной логики: язык логики, понятия, суждения, законы логики, умозаключения, доказательство и опровержение с изложением основного содержания теории аргументации. Особое внимание уделено вопросам применения логики и аргументации в практической деятельности юристов. В конце каждой главы предлагаются вопросы и задания для контроля и выработки у студентов практических навыков и умений. Предназначено для студентов факультета непрерывного образования (колледжа) юридических вузов.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Логика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие. Определение, деление и классификация понятий
♦ Логическая характеристика понятия
♦ Отношения между понятиями
♦ Деление и классификация понятий
♦ Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия
Ни одна из коммуникационных систем не обходится без понятий, они в естественных и специальных языках фиксируют кванты знания, важные смысловые образования.
Понятия (в формальной логике):
• один из основных элементов исследования;
• необходимая составляющая мышления — построения суждений, умозаключений, теорий;
• средство формирования и хранения знаний в самой логике, как науке.
2.1. Логическая характеристика понятия
Понятие — мысль, в которой отражены в обобщенной форме объекты, процессы, явления действительности в совокупности их существенных свойств и отношений (или отдельные их свойства, отношения). Это форма познания, позволяющая выделить изучаемый объект (процесс, явление, свойство, связь) из универсума, отраженного мышлением, определив уникальность данного — интересующего исследователя объекта, увидеть его различие и подобие с другими предметами.
В широком смысле понятие отражает все то, с чем может сталкиваться в своей жизни человек, и фиксируется в словах естественного языка. Иногда выделяют также понятия научные и другие, используемые искусственными языками. В любом случае, понятия — форма абстрактного мышления и, значит, входит в предмет логики.
Понятие — форма абстрактного мышления, отражающая единство существенных и отличительных признаков отдельного предмета или класса однородных предметов.
Признаки — наличие или отсутствие свойств, качеств, каких-то показателей у предмета, наличие или отсутствие отношений между предметами.
В свою очередь свойства — это характеристики, параметры, атрибуты предметов и явлений, словом, все, что позволяет воспринимать предметы, процессы и явления и сравнивать их между собой.
Свойство — сторона объекта (процесса, явления), отличающая его от других объектов или позволяющая увидеть их сходство, что выявляется в их отношениях; то, в чем предметы сходны или различны между собой.
Признаки отражают сходство или отличие предметов. Предметы одного класса имеют общие существенные признаки, то есть признаки могут быть существенными и несущественными, отличительными и неотличительными.
Существенные признаки раскрывают внутреннюю природу предмета, его сущность, то, без чего предмет не будет самим собой.
Несущественные признаки к сущности предмета не относятся, а отражают его неосновные стороны, они могут принадлежать и не принадлежать предмету. Например, фасон одежды, цвет бытового прибора, стиль шрифта текста и т. д.
Так, для человека существенный признак — способность мыслить, трудиться, а рост или цвет глаз — несущественный. Для баскетболиста рост может оказаться, наряду с прочими, существенным признаком, для ученого-физиолога существенным может стать и цвет глаз.
В оценке качества участия студента в учебном процессе существенные признаки — успеваемость, посещаемость, прилежание и дисциплина на занятиях и несущественные — тембр голоса и степень волнения при ответах на семинарах.
Отличительные признаки присущи только предметам, принадлежащим одному классу. Они отличают предметы, относящиеся к данному классу (например, стулья), от всех остальных (например, от блокнотов, стрекоз или от водорослей). Так, отличительные признаки профессии — тип образования, функционал, моральные нормы (профессиональные кодексы чести).
Неотличительные признаки принадлежат не только данным предметам, но и предметам, входящим в другие классы. Например, и необходимые и бесполезные вещи могут быть одного цвета или совершенно новыми.
К отличительным признакам судьи следует отнести юридическое образование, стаж юридической практики, заслуженный авторитет честного и ответственного человека. Хорошее владение логикой — в данном случае неотличительный признак, так как это свойственно ученым, преподавателям, шахматистам, военным и многим другим участникам социальных отношений.
Вместе с тем, хорошее владение логическим мышлением — отличительный признак здравомыслящих людей.
Любое понятие имеет объем и содержание.
Объем понятия — множество предметов, обобщаемых и выделяемых в понятии, то есть тех предметов, которым присущи признаки, составляющие содержание понятия.
По объему понятия могут быть:
единичными — обозначают один предмет, явление («Российская академия правосудия», «вселенная», «Марс»).
общими — включает число элементов больше одного («мост», «галактика»),
Есть также всеобщие понятия, которые включают все предметы конкретной области знания или рассуждения («люди», «предмет», «явление», «натуральные числа» и др.);
пустые (или нулевые), которые не отражают ни один предмет из универсума («горячий лед», «то, чего не может быть», «разноугольный квадрат»);
неопределенные, объем которых нельзя определить однозначно («население России в 2040 году», «чудовище Lochness»). (см. схему 1).
Классификация понятий (по объему)
Кроме того, выделяют понятия собирательные, в которых группа однородных предметов обозначается как единое целое («коллегия адвокатов», «студенческая группа», «сборник стихов»); и несобирательные, которые можно отнести к каждому предмету данного класса, охватываемому понятием (например, «воин», «судья», «учебник»). Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в объем этого понятия; несобирательное отражает содержание любого отдельного предмета (процесса, явления) данного класса.
Учитывая, что классификация понятий содержит две группы (вида): по объему и по содержанию, возникает вопрос, к какой их них отнести деление понятий на собирательные и несобирательные. Поскольку собирательными понятиями обозначается группа (несколько, не один) сходных предметов, представляющая собой целостность — «взвод пехотинцев», «группа студентов» — можно предположить, что речь идет о классификации по объему. Однако несобирательные понятия могут быть как единичными, так и общими (уже рассмотренный тип деления по объему). В связи с этим возможно предположить и то, что в данном случае главное — содержание понятие.
Содержание понятия — совокупность основных, существенных и отличительных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии.
«Судебная власть» (по содержанию) — понятие, содержащее ряд существенных и отличительных признаков: специфический орган государственной власти; социальный институт обеспечения прав и свобод граждан; арбитр спорящих сторон; сила, призванная воздействовать на общество с целью соблюдения права и обязанностей друг перед другом.
Логическое содержание — информация, включающая логическую форму понятия, по которой можно дать его характеристику. 1. Определить: является ли понятие универсальным, то есть включающим весь универсум рассуждения — род (например, «субстанция», «разум»).
2. Установить: является ли понятие пустым (обозначающем нечто, не существующее в действительности, «ковер-самолет», например).
3. Соотнести понятия между собой по содержанию: богаче или беднее одно понятие по сравнению с другим (например, понятие «студент РАП» богаче понятия «студент» и беднее «студент второго курса РАП»).
Фактическое содержание — содержание с учетом всего имеющегося знания о предметах (об их свойствах и отношениях), обобщаемых в понятии, о признаках, по которым происходит обобщение.
По содержанию понятия могут быть:
1) конкретными и абстрактными: конкретные — отражают отдельный предмет или класс предметов («лошадь», «планета», «Солнце»); абстрактные — отражают признак предмета, отношения между ними («несправедливость», «честность», «неравенство», «тождество»);
2) относительные и безотносительные: относительные — отражают предметы, существование которых предполагает существование других предметов («начальник — подчиненный», «отец — сын», «учитель — ученик»); безотносительные такой связи не предполагают (означают предметы, не связанные непременно с другими — «дом», «слово», «Родина»);
3) положительные и отрицательные: положительные — содержат характерные качества или отношения свойственные предметам («эксплуататор», «тиран», «враг», «грамотный человек»); отрицательные — отражают отсутствие в предмете неких качеств («безграмотный специалист», «бескорыстный партнер», «незлобивый человек», и т. д.).
Классификация понятий (по содержанию)
Не стоит путать один из элементов логического анализа понятия с этическими, эмоциональными, юридическими и другими социальными характеристиками. Таким образом, дать логическую характеристику понятию означает — определить его тип по всем известным параметрам «по качеству» (по содержанию) и «по количеству» (по объему).
Так, понятие «студент» — общее (не пустое), несобирательное, конкретное, безотносительное, положительное.
Объем и содержание понятия взаимозависимы. Строгая зависимость одного параметра от другого отражена в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия.
Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия — увеличение содержания (количества признаков) понятия ведет к уменьшению его объема (числа элементов, которое оно объединяет), и наоборот, уменьшение содержания понятия означает увеличение объема.
То есть чем богаче содержание понятия, тем уже его объем и, наоборот, чем беднее содержание понятия, тем шире его объем.
Чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем больше класс предметов оно отражает и неопределеннее его состав. И наоборот, увеличение информации о предметах, заключенной в понятии, уменьшает количество отражаемых им предметов, делает определеннее его состав. Понятие «герой» гораздо шире, чем понятие «герой романа Л. Н. Толстого «Воскресенье» или «Герой России».
Итак, важно уметь давать логическую характеристику понятий, то есть определять все их параметры по объему и содержанию. Не менее важно уметь соотносить понятия между собой.
2.2. Отношения между понятиями
Понятия могут быть сравнимыми и несравнимыми.
Сравнимые понятия имеют хотя бы один общий признак, что дает возможность выявить между ними отношения тождества, противоречия, противоположности, подчинения, несравнимые общих признаков не имеют.
Значение слова «определение»
1. Действие но глаг. определить—определять (во всех знач., кроме 5) и определиться—определяться (во 2 и 3 знач.). Определение времени. Определение понятия. Определение меры наказания. Определение на вакантную должность.
3. Одна из форм судебного решения. Определение суда.
4. Устар. Постановление, решение. Состоялось определение совета принять меня в гимназию на казенное содержание. С. Аксаков, Воспоминания.
5. Грамм. Второстепенный член предложения, обозначающий признак, свойство другого члена предложения и отвечающий на вопросы: какой? чей? который?
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Определение, или дефиниция — в логике, логическая операция установления смысла термина.
Гегель: «Качество, которое есть „в себе“ в простом нечто и сущностно находится в единстве с другим моментом этого нечто, с в-нем-бытием, можно назвать его определением».
Определение — в математике, введение нового понятия или объекта в математическое рассуждение путём комбинации или уточнения элементарных либо ранее определённых понятий. Определения обычно служат для сокращения, упрощения и увеличения наглядности дальнейших определений, теорем и доказательств. Несмотря на формальную возможность обойтись без определений, они служат одним из важнейших средств в развитии и преподавании математики.
Определение — в синтаксисе, член предложения, обозначающий класс объектов по принадлежности.
Определение — синоним понятия измерение — выяснение точного значения какой-либо величины.
Определение — назначение человека на какую-либо работу или должность.
Определение — в праве, это постановление должностного лица, государственного органа или его уполномоченного подразделения, которым находящееся на рассмотрении дело не разрешается по существу. Таким образом, определение различается от тех иных постановлений, которые разрешают дело по существу (таких, как решение, приговор). Примеры: частное определение суда, определение административной комиссии о передаче дела в соответствии с установленной законом компетенцией. В правоведении существуют и иные точки зрения на значение данного понятия, но они в настоящее время не являются общераспространёнными.
ОПРЕДЕЛЕ’НИЕ, я, ср. 1. Действие по глаг. определить во всех знач., кроме 5. Точное о. обязанностей. О. признаков холеры. О. растений. О. углов. О. наказания. О. на службу. 2. Формулировка, раскрывающая содержание понятия (науч.). — Что значит дать «определение»? Это значит прежде всего подвести данное понятие под другое, более широкое. Лнн. Дать чему-н. о. Построить о. Сжатое о. Неточное о. 3. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос: какой? чей? который? (грам.). 4. Постановление суда, вынесенное по частному вопросу, возникшему при рассмотрении дела (право). О. суда.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
определе́ние
1. действие по значению гл. определять; выяснение, вычисление чего-либо ◆ Тотчас после затмения мы занялись определением широты той местности Луны, на которой мы находились. Циолковский, «На Луне», 1887 г. ◆ Мы, врачи, желая поставить диагноз, т. е. определение тому или другому, выделяющемуся в душевной или телесной жизни человека, состоянию, прежде всего перечисляем кратко его симптоматологию, т. е. те проявления, на сочетании которых мы можем выделить и обособить данное состояние как особенное и характерное. П. И. Ковалевский, «Генералиссимус Суворов», 1900–1910 г. (цитата из НКРЯ)
2. формулировка, разъясняющая содержание, смысл чего-либо ◆ Здесь необходимо более точное определение термина. ◆ Достоевский не имел никаких богословских притязаний, а потому и мы не имеем права искать у него каких-нибудь логических определений Церкви по существу. В. С. Соловьев, «Три речи в память Достоевского», 1881–1883 г.
3. юр. одна из форм решения суда ◆ Суд вынес определение по данному делу.
4. лингв. второстепенный член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета ◆ Cогласованное определение выражается прилагательным.
5. назначение, предопределение, предначертание, предписание ◆ Но оставим это; я нашёл моё благополучие, и вы, последователи мои, вы также можете обладать им: раскройте сердца ваши, познайте все изгибы оных, научитесь терпению и без отчаяния носите тот тяжкий крест, который определение судьбы налагает на вас: тогда вы будете истинно счастливы, тогда найдёте подобие моей Вареньки, под именем которой скрывается терпение, вера, надежда, любовь, все добродетели. Неизвестный, «Варенька», 1810 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Я не очень давно достиг до сего здравого рассуждения и теперь удостоверен, что по определению неисповедимых судеб и славные стихотворцы должны жевать зелёные лавры и питаться только сею не очень вкусною пищею. Н. И. Новиков, «О поэзии классицизма», 1769–1770 г. (цитата из НКРЯ)
6. действие по значению гл. определяться; обусловливание, задача какого-либо действия, выбор ◆ Но Россия, ещё в самом своём младенчестве крещённая в христианскую веру, получила отсюда залог высшей духовной жизни и должна была, достигнув зрелого возраста, сложившись и определившись физически, искать себе свободного нравственного определения. В. С. Соловьёв, «Три речи в память Достоевского», 1881–1883 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В такие минуты, когда мысль не отсуживает вперёд каждого определения воли, а единственными пружинами жизни остаются плотские инстинкты, я понимаю, что ребёнок, по неопытности, особенно склонный к такому состоянию, без малейшего колебания и страха, с улыбкой любопытства, раскладывает и раздувает огонь под собственным домом, в котором спят его братья, отец, мать, которых он нежно любит. Л. Н. Толстой, «Отрочество», 1854 г.
7. устраивание, пристраивание, привлечение ◆ Когда умер Иван Фёдорович Мельников, казанские родные его стали хлопотать о наследстве в пользу его законных детей и об определении на службу моего отца. П. И. Мельников-Печерский, «Начало неоконченной автобиографии», 1863 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Он по просьбе восемнадцатилетнего своего брата Василия Ивановича, которого любил император Павел Петрович, не в пример другим определён был одиннадцати лет от роду лейб-гвардии в Семеновский полк унтер-офицером (9 марта 1800 г.) и оставался при матери, а затем также по ходатайству брата 1 января 1801 года был отставлен из военной службы для определения к статским делам коллежским регистратором, имея от роду только 12 лет. П. И. Мельников-Печерский, «Начало неоконченной автобиографии», 1863 г. (цитата из НКРЯ)
8. назначение на службу ◆ Назначения и увольнения от общественных должностей следовали так быстро, что едва газета успевала объявить об определении известного лица, как его опять лишал места произвол императора. П. И. Ковалевский, «Император Павел I», 1900–1910 г. (цитата из НКРЯ)
Как давать определения?
Поскольку как аналитики мы вынуждены давать определения постоянно, неплохо было вспомнить эти правила.
Почему я так серьезно рассматриваю тему определений? Потому что регулярно встречаю определения, пользоваться которыми на практике невозможно. И тенденции к улучшению я не вижу. Для начала разберем термин процесс по аналогии с тем, как в прошлой статье мы разобрали термин система.
Я видел множество определений процесса, каждое из которых противоречит другому. Вот одно из них:
Процесс — это совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.
Причина противоречий в том, что одним термин «процесс» обозначает очень много разных понятий (я досчитал в свое время до 30-ти и остановился), а определений ему стараются дать только одно. Если бы все они были перечислены отдельно, было бы 30 определений разных понятий, обозначенных одним словом.
Хорошо, если слово имеет всего несколько смыслов, которые легко читаются из контекста. Например, смысл термина «коса» легко угадывается из контекста. Значения этого термина украшают книгу Сахарного.
Хуже, если из контекста мы не можем понять, о каком понятии идет речь, как, например, происходит с термином конструкция, который я разбирал в прошлой статье Понятие системы и конструкции. Их место в проектировании информационных систем. Проблема его в том, что не ясно, что сейчас имеется ввиду: объект, или множество объектов, потому что и то и другое обозначено одним именем: конструкция. Например, если сказать, что взвод окопался, то понятно, что в данном контексте речь идет о системе взвод, рассматриваемом нами как объект. Если же сказать, что взвод состоит из 20 бойцов, то речь идет о взводе, который рассматривается нами как множество объектов. При этом первое значение термина «взвод» никак не связано со вторым значением того же слова «взвод». Однако, если не уточнять контекст, то невозможно понять, о чем сейчас идет речь: о множестве, или об объекте? Как сказал наш знакомый филолог, тема известная, и произошло так не случайно. Чтобы не перегружать язык лишними терминами, некоторые из них могут обозначать разные понятия. Однако, при формализации высказываний, мы сталкиваемся с трудностями перевода, поскольку тут мы вынуждены различать их явно.
Еще хуже, когда понятий два, а определение одно, как произошло с термином система. У системных инженеров отняли одно из определений термина система, и я не знаю, как они теперь их различают. И совсем плохо, когда понятий много, а определение одно, как у термина процесс. Это и функция, и функциональная структура, и класс функций, и тип функций, и операция, и последовательность операций, и типовая последовательность операций, и класс последовательностей операций, и класс операций и тд. В итоге, почти все, кто занимаются процессным подходом, не могут отличить функцию от сценария, не могут сказать, что они моделируют при помощи нотации IDEF0, чем модели в нотации IDEF0 отличаются от моделей в нотации BPMN, а модели в нотации BPMN от диаграмм Ганта. Поэтому каждый раз, когда я слышу этот термин, сильно напрягаюсь, потому что для его перевода мне приходится одновременно держать в сознании все множество возможных понятий, чтобы из контекста понять, о чем сейчас говорит собеседник. Очень часто собеседник использует термин процесс в разных смыслах, иногда в одном предложении. Понять такого собеседника невозможно, а разговор можно прекращать. Есть и другая ошибка, когда термин процесс, обозначающий функцию, противопоставляют термину функция, обозначающему функцию. И говорят буквально следующее: видите, функция — это плохо, а процесс (в смысле функции) — хорошо. Фактически, на этой эквилибристике терминами основана манипуляция с «изобретением» процессного подхода в управлении. О том, как это выглядит со стороны, я расскажу в отдельной статье, ведь теперь, после определения термина конструкция, у нас есть все необходимое для этого.
В данной статье я рассмотрю лишь небольшой фрагмент, касающийся определения термина «процесс» в той его части, которая перекликается с текущей темой разговора: конструкциями и правилами подачи определений.
Напомню, что процессом мы решили называть совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Совокупность, состав и проч. — это обозначение множества. То есть, в данном определении процесс определен как множество объектов — действий. Сам термин действие не прост, но мы пока оставим его в стороне. Пока посмотрим на следующий тезис: множество действий кем-то направлено на достижение результата. Понятно, что множество не может обладать таким свойством. Множество может обладать свойствами: количество элементов в множестве, средняя продолжительность действий, входящих в данное множество и тд. (Это ровно то же, что мы видели в определении термина поезд. Это — множество вагонов, ведомых локомотивом. Понятно, что множество не может двигаться. Двигаться могут элементы этого множества, или синтезированный из этого множества объект. Когда мы говорим, что поезд движется, мы имеем ввиду, что движется объект, а не множество). В определении процесса направить на результат можно лишь тот объект, который синтезирован из последовательности действий. Следовательно, когда речь идет о направлении объекта на результат, имелся ввиду процесс как объект. Получается, что процессу, как объекту определение не дано, а ссылка на него имеется. Узнаете проблему с определением системы? Термины система, конструкция, процесс одновременно обозначают и множество объектов, и объект. Если в определении конструкции эти понятия разведены, то в определении системы, а теперь, как мы видим, и процесса — они слиты в одном флаконе. Но не стоит пенять только на эти определения. Все определения в словарях грешат этим. В них дается только одно определение термина, но не указывается другое. Например, когда говорят, что самолет — это транспортное средство, не говорят, что самолет — это множество <хвост, фюзеляж, крылья, шасси, моторы>. Когда говорят, что поезд — это множество вагонов, не говорят, что поезд — это транспортное средство. Наш знакомый филолог подтвердил, что в лексикографии эта проблема известна. Если она известна филологам, то почему мы о ней ничего не знаем? И как наше незнание влияет на то, как мы строим модели?
Синтез самолета как множества порождает самолет как объект. Синтез поезда как множества вагонов порождает поезд как объект. Синтез последовательности действий порождает что? Что такое процесс как объект? Для себя я решил, что это действие. То есть, как функции при синтезе порождают функции, так и действия при синтезе порождают действия. По аналогии с конструкцией процесс определяет два разных понятия:
Процесс — это действие, направленное кем-то на достижение определенного результата.
Мы получили ту же проблему, что и с определением термина система. Как мы выяснили, все объекты — это системы(о), а теперь мы поняли, что все действия — это процессы(о). Именно поэтому я бы не стал бы называть системой объект, а действие процессом. Я бы сказал, что есть объекты и их конструкции. Тогда мы смогли бы давать разные определения самолету и его конструкции, поезду и его конструкции явно.
Разобравшись с первой задачей, перейдем ко второй. Нам надо определить, что значит «направленное кем-то на достижение определенного результата»? То есть, в определении явно заложена субъективная точка зрения. Кто-то должен нам сказать, направлено ли данное действие на достижение результата, или нет? В любом определении есть ссылка на субъект. Например, плавательное средство — это объект, на котором можно плавать. Но кто решает, можно ли плавать на объекте? Какой-то субъект. До тех пор, пока все сходятся в том, что на данном объекте можно плавать, мы можем отнести его к плавательным средствам. Но как только появляется субъект, который скажет, что этого делать нельзя, у нас возникнет проблема: можно ли назвать этот объект плавательным средством, или нельзя? Если в плавательным средством мы можем еще договориться и случаи, когда лодку не признают плавсредством, можно пересчитать по пальцам, то с действиями все не так однозначно. Часто можно услышать что действие, со стороны одного стейкхолдера проекта считается полезным, а с точки зрения другого — нет. Если действие бесполезно, то его нельзя назвать процессом. Получается, что действие в одной ИС может одновременно быть и процессом и не быть оным. Ничего страшного в этом нет, но представьте себе ситуацию, когда заказчик знает, что действие бессмысленно, вредно, но он просит нас автоматизировать его. Может он идиот? Не знаю. Но как нам назвать то, что он просит нас автоматизировать? Процессом уже нельзя. Как называется действие, не направленное никем никуда?
Пришла пора вспомнить книгу Сахарного. Он пишет, что для определения нового понятия мы должны:
Вернемся к определению процесса(о). Напомню, что Процесс — это действие, направленное кем-то на достижение результата.
Теперь про эмерджентность систем. Кто-нибудь знает, в чем гешефт от этого ограничения? Какой класс задач решается проще, если система признана эмерджентной?
Какой гешефт мы имеем от того, что ограничиваем количество объектов в конструкции больше одного? почему нельзя рассмотреть конструкции с нулевым количеством элементов, или с одним элементом?