что значит дисциплина по выбору в институте
Как получить максимум от обучения в вузе? Или что такое элективы?
Индивидуальная образовательная траектория формируется студентом за счет выбора элективных курсов в общеобразовательном и профессиональном блоке дисциплин, а также возможности освоения дополнительного профиля.
Что такое элективные дисциплины?
Начнем с того, что элективы относятся к вариативной части учебного плана. В ТюмГУ это 75 курсов из пяти областей знаний: 1) естественные науки и технологии; 2) искусство; 3) математика и информатика; 4) социальная коммуникация; 5) науки об обществе и человеке.
После выбора студентом элективные курсы включаются в его индивидуальный учебный план и становятся обязательными для изучения.
Как происходит выбор и запись на элективы?
Выбор элективных дисциплин осуществляется студентами в личном кабинете.
В общеобразовательном блоке во 2-м семестре студенту предстоит выбирать 6 дисциплин из 5 блоков. На втором и последующем курсах – по 3 дисциплины из любой области знаний.
Элективная дисциплина будет реализовываться, если на нее записалось не менее 25 человек. Если количество желающих изучать дисциплину будет слишком велико, то приоритет при формировании групп получат студенты с более высокими баллами.
В чем преимущества элективных курсов?
Выбирая дисциплины из общеобразовательного или профессионального блоков в соответствии со своими интересами, студент имеет возможность не только более глубоко погрузиться в освоение дисциплин профессиональной сферы, но и получить дополнительные компетенции в других областях. Это существенно повышает шансы студента на рынке труда.
Когда можно выбрать элективы?
Изучать элективные курсы можно только со второго семестра и далее в течение всего периода обучения.
Выбор элективных дисциплин на весенний семестр будет проходить с 15 по 30 декабря. На осенний семестр следующего учебного года – с 15 по 30 апреля.
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Как выбрать дисциплину по выбору и не ошибиться в своём выборе
Одним из преимуществ современных образовательных стандартов является то, что они предоставляют студенту возможность влиять на процесс обучения, формируя его в соответствии со своими интересами. Это достигается путем включения в учебные планы элективных и факультативных дисциплин.
Кстати, учебные планы по каждой специальности/направлению подготовки вуз обязан публиковать на официальном сайте. Учебные планы РосНОУ размещены в разделе «Образование» официальных сведений об образовательной организации >>>
Все дисциплины, которые изучают студенты, разделены на две части: базовая и вариативная.
Дисциплины базовой части формируют направление подготовки. Пять из них обязательны для всех студентов всех направлений подготовки: история, философия, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности и физическая культура. Остальные дисциплины базовой части определяются вузом в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Дисциплины базовой части обязательны для изучения всеми студентами, которые поступили на данное направление подготовки.
Например, для студентов первого курса направления подготовки бакалавриата «Экономика» обязательными для изучения являются: пять дисциплин, указанных выше, а также психология, право, социология, математический анализ, микроэкономика и так далее. Эти предметы входят в базовую часть, поскольку государство определило их как необходимые для формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Экономика».
Дисциплины вариативной части определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин определяется вузом. Дисциплины вариативной части делятся на обязательные и элективные (дисциплины по выбору).
Например, для направления подготовки бакалавриата «Лингвистика» (профиль «Перевод и переводоведение») наш университет в качестве обязательных дисциплин выбрал теорию перевода, основы теории первого иностранного языка, историю литературы стран первого иностранного языка, древние языки и культуры и так далее.
И, наконец, дисциплины, которые могут выбрать сами студенты, — это дисциплины по выбору вариативной части. Выбрать, правда, не из бесконечного списка, а одно из двух. Например, будущие бакалавры по направлению подготовки «Туризм» могут изучать или всемирную историю, или геополитику; конфликтологию или этику; музееведение или туристское ресурсоведение…
О том, что дают дисциплины по выбору и как происходит сам выбор, рассказывает начальник учебно-методического управления РосНОУ Людмила Юрьевна Михальченкова.
Людмила Юрьевна, зачем нужны элективные дисциплины?
— Элективные дисциплины — это дисциплины, содержание которых позволяет удовлетворить профессиональные интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями. Элективные дисциплины студент выбирает из предложенного образовательной организацией перечня, после чего они становятся обязательными для изучения. В учебном плане это дисциплины вариативной части, определяющие направленность (профиль) программы и формирующие знания, умения и навыки, необходимые для реализации тех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа.
Когда можно выбрать себе дисциплину?
— Элективные дисциплины выбираются заранее на следующий учебный год. Сроки осуществления выбора отличаются в зависимости от курса и формы обучения.
Студенты первого курса очной и очно-заочной форм обучения должны выбрать элективные дисциплины на текущий учебный год в период с 1 по 7 сентября, а на следующий учебный год — с 5 по 30 ноября.
Студенты 2-6 курсов очной и очно-заочной форм обучения — в период с 5 по 30 ноября.
Студенты 1 курса заочной формы обучения должны выбирать элективные курсы на текущий учебный год в первую неделю установочной сессии, а на следующий учебный год — во время зимней сессии.
Студенты 2-6 курсов заочной формы обучения — во время сессии в нечётном семестре.
Как происходит выбор?
— По распоряжению декана факультета (директора института, филиала, колледжа) сотрудники деканата или кафедры размещают перечень и краткую аннотацию предлагаемых к выбору дисциплин на информационных стендах и сайтах учебных подразделений. Затем проводится собрание, на котором студенты могут ознакомиться с учебными планами, перечнем предлагаемых элективных дисциплин и содержанием каждой из них. Студентам предоставляется информация о преподавателях, ведущих данные дисциплины (их должности, учёные степени и звания), а также информация о процедуре выбора и записи на учебные дисциплины.
Все студенты группы (курса) должны написать личное заявление о выборе элективных дисциплин по установленной форме. Если студент не записался в установленные сроки на дисциплину по выбору, то решением декана факультета (директора института, филиала, колледжа) данный студент будет изучать ту элективную дисциплину, которую выбрало большинство студентов.
Элективная дисциплина считается выбранной, если на нее записалось не менее 25 человек или не менее 80% всей численности студентов курса и формы обучения, обучающихся по образовательной программе.
Выбранная элективная дисциплина включается в расписание и является обязательной для изучения.
Есть ещё факультативные программы. Чем они отличаются от элективных?
— Факультативная дисциплина — это необязательный для изучения курс, который может изучаться по выбору студента. В учебный план включается определённое количество предметов, на изучение которых можно записаться дополнительно. (Например, студентам направления «Реклама и связи с общественностью» предоставлена возможность дополнительно освоить классические языки, иностранный язык в профессиональной сфере, историю российского предпринимательства, обычаи и традиции народов мира — Ред.).
Главное отличие факультативных дисциплин от элективных состоит в том, что студенты группы (курса) вправе выбрать произвольное количество дисциплин (одну, несколько или все доступные) либо отказаться от изучения факультативных дисциплин вовсе (для этого необходимо написать заявление об отказе по установленной форме).
Когда и как происходит выбор факультативных дисциплин?
— Выбор факультативных дисциплин происходит одновременно с элективными дисциплинами. Процедура выбора факультативных дисциплин аналогична процедуре выбора элективных дисциплин.
Если на изучение факультативной дисциплины записалось более 30% студентов группы (курса), то она включается в дополнительное расписание занятий по факультативным дисциплинам.
Освоение факультативной дисциплины завершается промежуточной аттестацией в форме зачёта или экзамена. По заявлению студента, результат освоения факультативной дисциплины заносится в приложение к диплому об образовании и (или) о квалификации.
Положение о порядке формирования, выбора и изучения студентами факультативных и элективных дисциплин (.pdf)
Дисциплины по выбору
Дисциплины по выбору являются вариативной (профильной) частью Стандарта об образовании бакалавра. Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей). Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной юридической деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно.
Помимо этого как поступающему, так и студенту интересно – в какой форме и на каком курсе, уровне образования осуществляется специализация студентов, например, на «Гражданско-правовую» и «Уголовно-правовую»?
У каждого вуза могут быть свои нюансы деления направлений, но следует иметь в виду следующее. По направлению «Юриспруденция» Стандарт образования бакалавра один, поэтому все студенты получают одинаковый базовый уровень знаний и вполне способны начать трудиться в любой отрасли права. При текущем делении на бакалавриат и магистратуру специализация «в чистом виде» предполагается в магистратуре. Но определенная специализация возможна и в бакалавриате. Стандарт образования бакалавра использует термин: формирование профиля подготовки.
Вуз в рамках вариативной части программы бакалавриата правомочен давать больше занятий по тому или иному профилю (специализации). Также Стандартом образования бакалавра предусмотрено, что сам обучающийся может выбирать дисциплины, предусмотренные вариативной частью основной образовательной программой, а значит и специализироваться на тех вопросах, которые считает для себя важными. Отметим, что такие занятия после их выбора становятся обязательными к изучению. Это очень похоже на западные системы преподавания, построенные на такой же модульной системе, при которой студент выбирает по своему желанию ряд дисциплин.
Более того, вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки. Таким образом и в рамках бакалавриата юрист уже выбирает свой будущий профиль,специализацию.
В любом случае целесообразно изначально (или на старших курсах) определиться со специализацией в зависимости от будущей профессии, так как не бывает юристов профессионально работающих одновременно во всех отраслях права.
Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста». Подробнее об авторе можно узнать здесь.
Обязательные предметы во всех вузах
Студенты часто возмущаются, что им приходится учить предметы, которые никак не относятся к их специальности. Действительно, есть общие дисциплины в вузе, которые преподают студентам любых направлений. Мы приведём список этих обязательных предметов в институтах и расскажем, чем они будут полезны.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Больше интересного об образовании в разных учебных заведениях можно узнать, подписавшись на наш информационный телеграм-канал. Не забудьте и про акционную группу: там собраны самые выгодные предложения.
Обязательные предметы в вузах России: список
Абитуриенты поступают в вузы потому, что хотят освоить конкретную профессию. Когда они понимают, что на младших курсах их расписание состоит из общеобразовательных дисциплин, многие разочаровываются в университете.
Большинство профильных предметов начинаются с 3-го курса, на 1-2-ом году обучения у студентов формируют кругозор, дают им основные знания по базовым дисциплинам, которые пригодятся любому специалисту. Вот обязательные предметы в вузах независимо от специальности:
Расскажем об этих предметах из обязательной программы подробнее.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Зачем нужны обязательные дисциплины в вузах
Не стоит считать, что общие предметы в вузах бесполезны. Они дают основы, которые в будущем пригодятся любому специалисту.
Русский язык
Чаще всего работодатели отклоняют резюме из-за грамматических ошибок соискателя. Изучение русского помогает студенту научиться правильно писать ключевые для его специальности термины, формирует культуру письменной и устной речи.
Русский язык — обязательный предмет для поступления в вуз
История
Эта наука учит понимать причинно-следственные связи между событиями, формирует общий кругозор и помогает избежать ошибок прошлого.
Иностранный язык
Знание иностранного языка упрощает жизнь любого специалиста: он сможет знакомиться с зарубежными публикациями, вести переговоры с партнёрами из других стран.
Экономическая теория
Без знания основ экономики нельзя построить успешный бизнес или запустить выгодный проект.
При подготовке дипломной работы на старших курсах студентам пригодятся знания об экономической целесообразности и окупаемости различных товаров и услуг.
Социология
Это наука об обществе, при её изучении студенты узнают ключевые проблемы социума и возможные пути их решения. Кроме того, зная больше об обществе в целом, можно лучше узнать и самого себя.
Философия
Учащиеся младших курсов часто не любят этот обязательный предмет в университетах, считают его оторванным от жизни. На самом деле, философия стала базисом для многих наук (история, социология, культурология, филология и пр.): она изучает общие связи между субъектами и объектами, базовые закономерности.
Экология
Среди глобальных проблем сегодня больше всего экологических:
От того, насколько эффективно мы их решим, зависит наше будущее.
Психология
Это наука о внутреннем мире человека, она учит понимать себя и окружающих, учитывать в общении с людьми их характерные особенности. Знание психологии делает взаимодействие людей более конструктивным и на деловом, и на личном уровне.
Охрана труда
Эта дисциплина знакомит студентов с потенциальными рисками их специальности и учит сводить их к минимуму. Преподаватели расскажут о технике безопасности на будущем месте работы, научат предотвращать производственные травмы и другие несчастные случаи.
Предмет обычно ведут на старших курсах, т. к. в дипломной работе должен быть раздел по охране труда.
Физическая культура
Молодому организму нужные регулярные физические нагрузки: это помогает поддерживать в тонусе костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему, укрепляет иммунитет.
Во многих вузах студентам предлагают на выбор различные секции: футбол, баскетбол, волейбол, плавание, аэробика. Каждый может выбрать себе спорт по душе.
А если у учащегося возникла проблемой с работой по общему или специальному предмету, её всегда поможет решить студенческий сервис. Там работают профессионалы с большим опытом, которые справятся и с лабораторной, и с курсовой, и с диссертацией.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Обязательные предметы в вузе: формы изучения, исследования и пр.
Образовательная программа по любому направлению подготовки предусматривает выделение два блока изучаемых дисциплин.: обязательная и вариативная.
Образовательная программа по любому направлению подготовки предусматривает выделение два блока изучаемых дисциплин.: обязательная и вариативная.
Обязательная часть распространяется на всех студентов поголовно и не зависит от их желания или мотивации, стремления к новым знаниям. Вариативная часть действует далеко не во всех профессиональных заведениях. Она предполагает, что учащиеся имеют право самостоятельно выбирать некоторые дисциплины для обучения, формируя тем самым багаж навыков и знаний, расширяя собственные возможности и горизонт профессиональной пригодности.
Чаще всего вариативный блок образовательной программы представлен в виде углубленного раздела или научного направления, общей (широкоформатной) дисциплины.
Какие предметы называют обязательными?
Наверняка каждый из Вас не раз задавался вопросом, будучи как первокурсником, так и студентом старших курсов: зачем мне этот предмет? Притом в большинстве случаев данный вопрос возникает в отношении предметов, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к выбранной специальности или сфере.
Обязательными дисциплинами называют те науки и их области, которые предусмотрены учебным планом и действующими образовательными стандартами. Миссия таких разделов может быть разной:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что обязательные предметы в колледже или вузе могут быть двух видов:
Изучение обязательных дисциплин
Первый – общеразвивающий, призванный предоставить общие представления по специализации, научить пользоваться информацией, грамотно ею оперировать. Здесь обретаемые познания носят общий характер и помогают студенту закрепить уже пройденный материал, частично углубить знания, развить математические, аналитические и иные качества с учетом будущей профессии.
Второй – профессиональный, то есть непосредственно связанный с будущей профессией, который способствует развитию конкретных профессиональных качеств и навыков, пригодных в трудовой жизни, необходимых для выполнения рабочих обязанностей. Этот блок узкоспециализированный и помогает студентам обрести реальные профессиональные навыки, без которых он просто не сможет устроиться на работы по специализации.
Общеразвивающие обязательные предметы и их роль в профессиональном образовании
Общий модуль способствует постепенной выработке конкретных личностных и профессиональных качеств, необходимых для более глубокого погружения в осваиваемую профессию. Для того чтобы приступить к любому делу, необходима определенная база.
Например, перед поступлением в вуз абитуриент строит свою траекторию: изучает правила приема, выделяет дисциплины (вступительные испытания) и начинает усиленно по ним заниматься. Здесь начинает формироваться та самая «основа», которая в дальнейшем совершенствуется и пополняется новыми знаниями и умениями.
Какие предметы изучают все студенты независимо от выбранного направления?
К числу общеразвивающих дисциплин, входящих в состав любой программы и специализации, можно отнести:
Нередко в общеразвивающий блок обязательных предметов также включают «патриотические» и спортивные дисциплины: история, обществознание, политология, социология и пр. Все они призваны углубить познания и расширить кругозор студентов, описать им «схожие ситуации» и ранние методы их решения, научить определять причинно-следственные связи и выявлять конкретные тенденции и пр.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Физическая культура – незаменимая дисциплина, способная развить не только интеллектуальные, но и спортивные возможности: ориентация в пространстве, реакция (скорость реагирования, внимание) на происходящие вокруг явления, развитие силы воли, выносливости, укрепление здоровья и иммунитета, в отдельных направлениях подготовки – спортивная подготовка приобретает более значимый вид (например, по программе «Правоохранительная деятельность»).
Профессиональный обязательный блок в подготовке специалистов при ссузах и вузах
Обязательной частью становления любого специалиста является погружение в узкоспециализированные предметы, состав и объем которых определяется с учетом учебного плана, подготовки преподавательского состава ссуза или вуза, а также паспортом специальности, условиями аккредитации, ГОСТами и пр.
Все основные профессиональные навыки и качества прививаются в базовой форме, то есть в достаточном для работы минимуме. В рамках магистерских программ происходит более глубокое погружение в профессиональную область с акцентом на научно-исследовательские возможности и перспективы, практические занятия и прохождение практики на базе действующих предприятий.
Профессиональная обязательная подготовка
Профессиональная обязательная подготовка при колледжах и вузах акцентирована исключительно на выбранной студентом профессии и соответствующей научной области. В частности, экономисты погрузятся в экономические предметы: налогообложение, бухгалтерский учет, анализ и аудит, планирование и бюджетирование и пр. Управленцы будут осваивать азы по планированию, координации и контролю действий, работа в команде, проектная деятельность, управление ресурсами компании: менеджмент организации, управление персоналом, стартегический/рисковый/операционный/финансовый/логистический менеджмент, страхование и пр. Психологи перейдут к изучению практических навыков: проведение экспериментов, анализ ситуации и выработка решений с учетом конкретных обстоятельств/факторов, причини и следствий и пр.
Притом обязательная профессиональная подготовка на бакалавриате будет носить общий характер, прививая студентам минимальный багаж знаний и опыта, а в магистратуре – более утонченный, профилированный и глубокий. В этом случае учащиеся погружаются в «дебри», будут глубже исследовать проблемы, заниматься поиском их решений и инновационных приемов, вариантов совершенствования существующих законов, правил и методик.
НИР по обязательным предметам
В рамках общеразвивающего блока студенты чаще всего выполняют рефераты и доклады, курсовые и контрольные работы. Если дисциплина носит прикладной характер, то допускается выполнение лабораторных исследований.
Проекты данного плана призваны научить студентов работать с информацией: формировать четкую доказательную базу, исследовать проблему в теории и на практике, обосновывать гипотезу, работать в рамках действующих стандартов, алгоритмов и правил. Как правило, в подобного рода исследованиях студенты описывают основные понятия, инструменты и механизмы, практикуются в их исполнении.
По профильным обязательным дисциплинам учебная программа предполагает выполнение более серьезных изысканий: курсовые (аналитические, аналитико-исследовательские, прикладные) проекты, научные статьи, научно-исследовательские работы, ВКР и пр.
Исследования узкоспециализированного плана призваны развить профессиональные навыки и качества: диагностика и решение проблем, установление причинно-следственных связей, воздействующих факторов, планирование мероприятии по решению проблем обоснование решения и его эффективности и пр. В подобного рода изысканиях учащиеся оттачивают свое профессиональное мастерство, учатся адаптировать стандартны решения и правила под конкретную ситуацию/обстоятельства, определять перспективы, обосновывать свою позицию и предложение.
Обязательная часть недаром так называется. Эти предметы призваны закрепить базовые знания и навыки, конкретизировать их в конкретной области и привить определенные качества, умения, пригодные в трудовой жизни. Без изучения этих дисциплин студент не сможет вступить на новый жизненный этап – стать квалифицированным и востребованным специалистом. Поэтому неважно, общий или профильный предмет Вы исследуете, погружайтесь в него по максимуму (от А до Я)!
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!