что значит экзамен по направлению

Государственный экзамен по направлению подготовки

В соответствии с макетом ФГОС-3 государственный экзамен по направлению подготовки для выпускников 1-ого (бакалавров) и 2-ого уровня ВПО (магистров) вводится по решению Ученого совета вуза.

Целью проведения итогового государственного экзамена является проверка знаний, умений, навыков и личностных компетенций, приобретенных выпускником при изучении учебных циклов ООП, в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, ПООП ВПО и требованиями к результатам освоения ООП вуза по соответствующему направлению подготовки.

В соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» «программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов».

В связи с необходимостью объективной оценки степени сформированности компетенций выпускника, тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции. Например, в экзаменационное задание (вопрос) могут входить элементы нескольких дисциплин (модулей) гуманитарного, естественнонаучного и профессио­наль­ного циклов. Выбор модулей и дисциплин возлагается на вуз (выпускающую кафедру).

На государственных экзаменах могут контролироваться как отдельные компетенции, так и элементы различных компетенций. Так, при ответе на вопрос экзаменационного билета студент может продемонстрировать совокупное владение следующими компетенциями или их элементами:

универсальные компетенции – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания естественных наук, математики, информатики, гуманитарных наук, основ философии, социологии, психологии, экономики и права; способность приобретать новые знания, необходимые для формирования суждений по соответствующим профессиональным, социальным, научным и этическим проблемам; способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном языке; способность создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет; способность ксаморазвитию и самосовершенствованию; способность и готовность работать самостоятельно и в коллективе, критически переосмыслять социальный опыт;

общепрофессиональные компетенции – владение профессиональной и общенаучной терминологией; оригинальность или новизна полученных результатов, ясность, четкость, последовательность и обоснованность изложения, способность пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза информации; способность пользоваться нормативными документами; степень полноты обзора совокупности знаний по поставленному вопросу (использование отечественной и зарубежной научной литературы); корректность формулирования ответа; степень комплексности ответа (применение знаний математических и естественнонаучных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин); использование современных информационных технологий и ресурсов (применение современных пакетов компьютерных программ, использование Интернети т.д.); умение грамотно представить выполненную работу с использованием современных текстовых редакторов (качество иллюстраций; оформление рисунков и таблиц, использование редактора формул), объем и качество выполнения графического материала.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен может проводиться в письменной, устной и смешанной форме. Экзаменационные билеты включают несколько вопросов из представленного перечня математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин (для естественнонаучных и технических направлений ВПО) или гуманитарных, социальных и экономических дисциплин (для гуманитарных и социально-экономических направлений ВПО). Один из вопросов рекомендуется делать комплексным, ситуационным или представляющим задание практического характера.

Индивидуальное экзаменационное задание (экзаменационный билет) может содержать три вопроса – по одному из каждого учебного цикла ООП. Каждый вопрос может оцениваться по 5-ти балльной системе. 1-й вопрос можно оценивать с позиции «иметь представление»; 2-й вопрос – «знать или уметь». 3-й вопрос может быть комплексным, творческим или адаптационным и оцениваться в компетентностном формате.

Перед государственным экзаменом предполагается консультация (вариант А) или цикл консультаций (вариант Б) и выделение времени на подготовку к экзамену не менее 7 – 10 дней. Варианты экзаменационных заданий (билетов) составляются члены ГАК, хранятся в запечатанном виде и выдаются студентам непосредственно на экзамене. Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, также (с разрешения ГАК) справочной литературой и другими пособиями.

Время, отводимое на подготовку студента к ответу на поставленные в экзаменационном билете вопросы, должно быть не менее 1 часа (но не более 3-х часов) после получения билета. Продолжительность опроса студента, в котором участвует не менее двух членов ГАК, не должна превышать 45 минут. Продолжительность заседания (работы) государственной аттестационной комиссии не должна превышать 6 часов в день.

Ответ может сопровождаться иллюстрациями, выполненными в виде эскизов на бумаге или электронных презентаций.

После окончания экзамена на каждого студента каждым членом ГАК заполняется протокол государственного экзамена с предложениями по оценке ответа на каждое экзаменационное задание, а также оценке степени соответствия подготовленности выпускника требованиям ФГОС и ПООП ВПО по данному направлению подготовки.

Решение о соответствии компетенций студента требованиям ФГОС и ПООП ВПО по данному направлению принимается членами ГАК персонально на основании балльной оценки каждого вопроса. Несоответствие констатируется в случае оценки какого-либо из вопросов ниже 3 баллов. Соответствие отмечается в случае оценок ответов на отдельные вопросы не менее 4 баллов. В остальных случаях принимается решение «в основном соответствует».

Окончательное решение по оценкам определяется открытым голосованием присутствующих на экзамене членов ГАК (а при равенстве голосов решение остается за председателем ГАК) и результаты обсуждения заносятся в протокол. Результаты сдачи государственного экзамена объявляются в день его проведения.

Источник

Что такое внутренние экзамены в вузах

Внутренний экзамен вошел в российские образовательные реалии вместе с введением ЕГЭ. Максимально стандартизированное выпускное школьное испытание, результаты которого оцениваются по единой шкале, уравняло шансы на зачисление в лучшие вузы страны для всех абитуриентов, но определенные категории поступающих все-таки могут, а в некоторых случаях должны, сдавать в вузах еще и внутренние экзамены.

Что такое внутренний экзамен в институте

Зачисление в российские вузы большинства поступающих проходит по результатам ЕГЭ. Большинства, но не всех – для некоторых категорий абитуриентов законодательно предусмотрено проведение вступительных испытаний – внутренних экзаменов, которые учебные заведения организуют сами.

Внутренний экзамен – это основное или дополнительное вступительное испытание (ДВИ), которое проводится в вузе по его программам, но имеет ту же силу и значимость, что и результаты ЕГЭ.

Внутренние экзамены могут быть разного характера:

Вступительные экзамены по общеобразовательным предметам тоже могут быть основными (то есть служат полноценной альтернативой ЕГЭ) и дополнительными – в этом случае их результаты суммируются с баллами за единый госэкзамен и существенно влияют на позицию абитуриента в конкурсном рейтинговом списке.

Кто может сдавать

Право сдавать внутренние профильные вступительные испытания как основные вместо ЕГЭ имеют абитуриенты нескольких категорий:

Также внутренний экзамен в качестве вступительного сдают:

Дополнительные творческие или профессиональные вступительные испытания вузы проводят для поступающих на педагогические, медицинские, военные, многие инженерные (архитектура, строительство) и, естественно, творческие специальности.

Вузы, которые проводят вступительные испытания

Принимать внутренние экзамены вместо ЕГЭ у иностранцев и тех, кто сдавал ГВЭ или окончил ссуз, могут все высшие учебные заведения. Дополнительную проверку знаний по общеобразовательным предметам или творческие испытания проводят лишь в отдельных случаях некоторые вузы.

ДВИ профильной направленности

Профильными считаются предметы, хорошее знание которых необходимо для работы по будущей профессии. Экзамены по таким дисциплинам выпускники школ сдают во время ЕГЭ – для поступления на нужную специальность. Но некоторые высокорейтинговые вузы проводят дополнительный внутренний экзамен по профильному (то есть общеобразовательному) предмету. Такое право есть у считанных учебных заведений.

Реестр вузов, которые перед зачислением могут проводить внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, вместе с перечнем соответствующих испытаниям направлений ежегодно формирует Минобрнауки и утверждает Правительство РФ. Рособрнадзор отбирает университеты и институты по правилам, утвержденным постановлением № 843 Правительства РФ от 25 августа 2016 г. Жесткий «кастинг» проходят далеко не все вузы, подавшие заявку на проведение внутренних экзаменов по профильным предметам.

Для того чтобы получить исключительное право перепроверять знания абитуриентов, высшее учебное заведение в течение трех лет подряд должно бить рекорды по качеству приема на бюджет. В переводе на сухой язык статистики это значит, что не менее 90 % первокурсников, зачисленных на все аккредитованные специальности вуза, соответствуют одному из двух критериев:

В последние три года право проведения профильных ДВИ на определенные специальности получают всего шесть вузов. Четыре из них вошли в перечень, утвержденный специальным правительственным распоряжением.

Перевод и переводоведение

Международные отношения

Реклама и связи с общественностью

ВузНаправления (бакалавриат и специалитет), на которые проводится профильное ДВИ
Московский государственный юридический университет им. О. Е. КутафинаЮриспруденция
Московский государственный лингвистический университет
Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.ДобролюбоваПеревод и переводоведение
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

Постоянный особый статус еще двух – Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) и Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) – закреплен законом об образовании. Эти два флагмана российской высшей школы в ежегодных конкурсных отборах не участвуют и самостоятельно определяют специальности и направления, при поступлении на которые абитуриенты сдают ДВИ.

На особом положении и высшие учебные заведения, обучение в которых предполагает в дальнейшем поступление на госслужбу и получение допуска к государственной тайне. Это вузы МИД, МВД, ФСО и МЧС. Перечень дополнительных испытаний, которые они могут проводить для приема на определенные специальности, устанавливают соответствующие министерства-учредители. Будущие дипломаты сдают английский, силовики – математику, русский или обществознание.

Рособрнадзор и правительство крайне придирчиво относятся к формированию перечня вузов, наделенных исключительным правом проводить внутренние профильные экзамены. Если в 2009 году в список входили 24 учебных заведения, то в 2010 – уже только 11, а в 2014 – и вовсе всего 5.

Творческие

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

ЕГЭ – это универсальный экзамен для всех. Во время него учащиеся решают однотипные задания, а уровень их подготовки оценивается по единой шкале. Такая форма контроля знаний уравняла шансы на поступление в престижные вузы для всех абитуриентов, независимо от того, проживают ли они в крупном городе или провинции. Но никакие тесты не покажут уровень таланта будущего артиста или физической подготовки потенциального спасателя.

Для того чтобы оценить способности своих будущих студентов, наличие у них творческих талантов, определенных психологических или физических качеств, в некоторых вузах проводят внутренние экзамены. Иногда их результаты важны для зачисления в институт даже больше, чем баллы ЕГЭ.

Важнейшая функция ДВИ – исключить ситуацию, когда зачисленный студент окажется не в состоянии учиться. Конкурс на престижные специальности, как правило, 10–15 и больше претендентов на место. Благодаря экзамену вуз может отсеять случайных кандидатов и набрать студентов, которым по силам освоить выбранную профессию.

Проходит внутренний экзамен в форме письменной работы, психологического тестирования, творческого испытания, сдачи нормативов по физподготовке или просто устного собеседования. В число основных направлений, по которым университеты дополнительно «испытывают» знания, умения, таланты и возможности абитуриентов, входят:

Полный перечень направлений и специальностей, на которые сдают внутренние экзамены творческой и профессиональной направленности, утвержден приказом №21 Минобрнауки РФ от 17 января 2014 г.

Как проходит ДВИ

Внутренние экзамены и ДВИ по каждому предмету вузы проводят по единым заданиям и, как правило, одновременно для всех факультетов, на которых дисциплина включена в список обязательных вступительных испытаний. Письменные работы, как и ЕГЭ, «обезличиваются» – им присваивается код, и проверяют их в зашифрованном виде по стандартным критериям. Результаты внутреннего экзамена автоматически засчитываются в конкурсе на всех направлениях, куда абитуриент подал заявления.

По предметам ЕГЭ

Дополнительное тестирование по профильным предметам единого госэкзамен обычно проходит в письменной форме. Чего-то сверхъестественного во время него требуют редко. Вопросы в билетах не выходят за рамки школьной программы, но охватывают немного больше, чем ЕГЭ.

Вступительный экзамен по профилю – это проверка не столько школьных знаний, сколько понимания предмета, способности мыслить логически.

К примеру, ДВИ по математике, которого так боятся поступающие в МГУ, в последние годы состояло из 8 заданий, которые надо решить за 4 астрономических часа.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Первые 4 вопроса – легкие и средней сложности, с ними запросто справится выпускник неспециализированной школы с четверкой по математике. Задания 5 и 6 считаются более трудными, а попытку решить 7-е и 8-е делают всего 2 % поступающих, причем получается примерно у 0,5 % абитуриентов. Но и 6-7 решенных заданий хватает, чтобы набрать 75-80 баллов, достаточных для поступления на технические факультеты. Минимум для будущих экономистов – 50, а менеджерам – главное просто получить положительную оценку.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Информация о ДВИ по математике для абитуриентов экономического факультета МГУ

Если же внутренний экзамен проводится не в дополнение к ЕГЭ, а для тех, кто сдавал ГВЭ или проходил итоговую аттестацию в другой форме, то задания никогда не выходят за рамки школьной программы.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Фрагмент пояснительной записки к программе внутренних экзаменов по математике в МИРЭА – Российском технологическом университете

ДВИ по гуманитарным дисциплинам часто подразумевает умение высказать свою мысль, отстоять собственное мнение. Например, на вступительном экзамене по обществознанию абитуриенту нужно не только показать базовые знания предмета, но и изложить рассуждения по конкретной проблеме.

Экзамен для будущих лингвистов-языковедов обычно включает тест и аудирование, редко – устное собеседование с экзаменатором. Подготовку к нему нужно начинать уже с 7-8 класса, или же учиться в школе с углубленным изучением иностранного языка.

Профессиональное

Экзамен при поступлении на специальности, связанные с искусством и творчеством, обычно проводится в несколько туров. Каждый, как правило (возможны и другие варианты), оценивается по 100-балльной шкале. В сумме можно набрать 200-300 баллов плюсом к ЕГЭ.

Единого стандарта для проведения творческих экзаменов нет, их программы разрабатывают непосредственно в вузе. Но все они имеют одну цель – дать поступающему возможность раскрыться. Если говорить в общих чертах, будущие живописцы, художники и графики – рисуют, журналисты – пишут, вокалисты поют. При этом экзаменаторы много внимания обращают на потенциал.

Например, в балетной академии пристально смотрят на физические данные, пластику, артистизм и чувство ритма. В музыкальных вузах – на владение инструментом и умение импровизировать. В художественных институтах ценится техника, видение и воображение.

При поступлении во ВГИК им. Герасимова будущие актеры проходят пробы – фото- и видеосъемку; режиссеры – читают отрывки художественных произведений и выполняют творческие задания, требующие проявить фантазию, наблюдательность, образное мышление.

Часто внутренний экзамен имеет две составляющие – творческую и профессиональную. В том же ВГИКе абитуриенты специальности «Продюсерство» вначале в письменной форме излагают свое понимание этой профессии, ее значение в разных сферах творческого производства. Далее еще одна письменная работа, в которой нужно показать свое знание литературы, музыки, кинематографии, изобразительного искусства. Последнее задание – профессиональное: поступающий разрабатывает сюжет и идею собственного произведения, определяет характер съемок, монтажа, рекламы и прокатной кампании.

Одно из самых непростых ДВИ проходят будущие архитекторы. Им нужно выполнить несколько рисунков – с натуры (или гипсовой модели) и композиционный – с абстрактных геометрических форм. Тех, кто справится, ждет заключительный экзамен – по черчению.

Выбор такой профессии, как учитель, часто бывает неосознанным. Но преподавательская стезя требует определенного склада характера, поэтому будущие педагоги проходят психологическое тестирование и сдают творческий экзамен. Его цель – выявить склонность и умение работать с детьми, грамотно излагать материал.

А вот будущим медикам предстоит испытание сугубо профессиональной направленности. Экзамен проходит в письменной форме. Билет обычно включает несколько вопросов по различным школьным наукам, связанным с человеческим организмом (биология, анатомия, физиология, паразитология, генетика и т. д.) и задачу. Также потребуются знания по оказанию первой медицинской помощи.

ДВИ для кандидатов на учебу в военных вузах зависит от профиля направления. Обычно требуется сдать только нормативы по физподготовке – бег (100 м и 3 км), подтягивание на перекладине (юношам) или пресс (девушкам), в институтах ВМФ – еще и плавание. Но на некоторых специальностях есть и другие экзамены. Например, будущим дирижерам духового оркестра предстоит творческое ДВИ, а военным переводчикам и тем, кто будет охранять границы – профессиональное.

Что будет, если не сдать внутренний экзамен

Тех, кто не сдал внутренний экзамен, не зачислят в вуз. Но лишь в тот, где проходило испытание. ДВИ – это экзамен, который показывает, насколько знания абитуриента соответствуют специфике не только выбранного направления, но и конкретного университета. Поэтому главное для тех, кто не набрал достаточно баллов, – не отчаиваться. Возможно, в вузе с меньшим конкурсом или на другом, смежном, направлении обучения будет гораздо больше шансов поступить. Можно, конечно, повторить попытку через год, основательно подготовившись к внутреннему экзамену.

Обязательно изучите программы внутренних экзаменов – они публикуются на сайтах вузов. Многие факультеты престижных университетов и институтов проводят подготовительные курсы для поступающих. На них можно познакомиться с заданиями, которые будут на испытаниях. Ну а чтобы окончательно приобрести уверенность в своих силах, пообщайтесь со студентами выбранного вуза. Они поделятся своим опытом поступления и расскажут, трудно ли сдать внутренний экзамен в вузе.

Источник

Словарь абитуриента

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Конкурс

Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).

Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.

Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.

Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.

Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.

Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.

Зачисление

Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.

Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.

Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.

Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.

Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.

Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.

Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.

Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.

Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.

Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.

Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.

Направления, специальности, укрупненные группы

Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.

В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.

Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):

Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).

Укрупненные группы объединены в области образования.

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.

Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:

что значит экзамен по направлению. Смотреть фото что значит экзамен по направлению. Смотреть картинку что значит экзамен по направлению. Картинка про что значит экзамен по направлению. Фото что значит экзамен по направлению

Коды уровней высшего образования:

Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.

Экзамены

Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.

Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.

Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.

Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.

Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *