что значит ерик в астрахани
Кто и зачем предложил ликвидировать Казачий ерик в Астрахани
Завершилось интернет-голосование на сайте администрации Астрахани о судьбе ерика Казачий. Одновременно мы узнали, откуда растут ноги у предложения не мучиться с злосчастным ериком, а просто засыпать его.
Напомним, голосование по Казачьему ерику было объявлено городскими властями еще в августе. Астраханцам было предложено три варианта на выбор: провести реанимацию ерика с дноуглублением и организацией подкачки; ликвидировать пересохшую часть с последующим строительством на этом месте объектов благоустройства; ликвидировать ерик полностью с последующим строительством на его месте дороги.
28 сентября голосование завершилось. Сегодня, 29 сентября, в мэрии сообщили о результатах. Из 4136 проголосовавших подавляющее большинство, а именно 3586 человек, ожидаемо высказались за реанимацию ерика с проведением работ по его углублению и организацией водопополнения.
А откуда дровишки предложение?
Между тем по-прежнему большой интерес представляет вопрос: откуда вообще взялась постановка вопроса о ликвидации ерика. Проблемы водоема начались в 2011 году, когда Астраханская ГРЭС, питавшая его сбросами воды, перешла на замкнутый режим. Отрезанный от притока – Прямой Болды, ерик стал мельчать, заболачиваться и превращаться в вонючую свалку.
Фото с сайта ОНФ по Астраханской области
Все эти годы власти обещают расчистить Казачий, дноуглубить, а также построить насосную станцию для подкачки воды. Только просят подождать, потому что работы слишком дорогие. В конце прошлого года даже сообщили, что уже готова проектно-сметная документация для включения объекта в нацпроект «Экология».
Фото astrobl.ru
И ни разу за все это время никто не поднимал вопроса о засыпке водоема. Потому вариант ликвидировать ерик прозвучал как гром среди ясного неба, поверг астраханцев в шок и вызвал бурные дискуссии.
На сайте администрации Астрахани присутствует только скупая строчка о том, что голосование проводилось с целью мониторинга общественного мнения. Однако понятно, что ни с того ни с сего такие вопросы на голосование не выносятся. Но ни на многочисленные публикации, ни на бурные дискуссии в интернете чиновники никак не реагировали и не пытались внести ясность.
Да будет свет и ясность
Узнать, откуда растут ноги у предложения ликвидировать ерик, удалось с помощью регионального отделения Общероссийского народного фронта. В начале сентября эксперты ОНФ направили запросы в администрацию Астрахани, губернатору и в областную прокуратуру с просьбой разъяснить позицию местных властей, инициировавших опрос о ликвидации любимого горожанами водоема, и отреагировать на ситуацию. Ответы получены, рассказали ПУНКТ-А в штабе организации.
В администрации Астрахани сообщили, что ерик находится в федеральной собственности, а охрану его осуществляет служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области. Еще в прошлом году службой была разработана проектно-сметная документация мероприятий по экологической реабилитации ерика для включения их в региональный проект «Оздоровление Волги» нацпроекта «Экология». Она предполагает расчистку водоема, дноуглубление и строительство искусственных сооружений для его наполнения: насосной станции, переливных плотин. Городская администрация в свою очередь разработала ПСД на строительство насосной станции на реке Прямая Болда в истоке ерика Казачий. Опрос же, размещенный на сайте мэрии, проводится по просьбе службы природопользования.
Из ответа службы природопользования и охраны окружающей среды следует, что в ходе подготовки конкурсных процедур были выявлены замечания к проектам, в частности, по причине использования гербицида «Раундап» (очевидно, призванного справиться с камышовыми зарослями) – в соответствии с Водным кодексом применение таких препаратов в охранных зонах водных объектов запрещено. В установленный законодательством срок проектировщику были направлены претензии о несоответствии разработанного проекта требованиям природоохранного законодательства. В ходе устранения замечаний выявлено, что проведение работ по расчистке и углублению ерика на всей его протяженности нецелесообразно, в том числе экономически, так как содержание насосной станции для подкачки потребует значительных затрат из бюджета региона. С таким посылом служба природопользования обратилась в администрацию Астрахани, которая в свою очередь инициировала общественный опрос.
Астраханцы уже высказали свое мнение, проголосовав подавляющим большинством за полную реанимацию ерика. Однако мы не зря упомянули про развернувшиеся бурные дискуссии: если бы вопрос был однозначным, то и дискутировать было бы не о чем. Мы мониторили комментарии на нашем сайте, обсуждения в соцсетях. Не припомним высказываний за полную ликвидацию ерика. А вот за засыпку пересохшей части выступали многие (хотя и не большинство). Сторонники этого варианта считают, что бессмысленно реанимировать покойника, что содержание насосной станции слишком обременительно для нашего тощего бюджета, и напоминают о множестве бывших астраханских ериков (Криуша, Луковка и т.д.), на месте которых сейчас стоят дома. В этих доводах есть свой резон. Вопрос, на наш взгляд, стоит того, чтобы его озвучить. И те, кто это сделал, не побоявшись вызвать бурю негативных откликов, заслуживают как минимум уважения.
Какова дальнейшая судьба Казачьего – стопроцентно сказать нельзя. Да, голосование выявило позицию горожан. Однако это всего лишь опрос, а общественное мнение не имеет силы закона.
Астраханские слова, которые введут в ступор гостей города
Ссылки по теме:
Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы давно привыкли слышать различные, непонятные для гостей города слова, заимствуя их у разных народов. Татарские, казахские, нагайские и многие другие фразеологизмы очень гармонично вписались в повседневную речь.
Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы давно привыкли слышать различные, непонятные для гостей города слова: татарские, казахские, нагайские и многие другие фразеологизмы очень гармонично вписались в повседневную речь.
Такие слова как тарашка, тутник давно не вызывают у нас недоумения. Их использует каждый астраханец. Может, это и просторечье, но даже стихи с подобными словами помогают проникнуться атмосферой Астраханской области.
К нам в редакцию написал астраханец Антон Аносов, который сейчас проживает в Москве, он поделился с нами своим стихотворением и дал определения некоторым региональным (и не только) словечкам.
Я родился среди казахских
и калмыцких отшельных юрт,
где Кайратов, по огласке,
было столько же, сколько и Юр.
Где по нормам негласным старым,
(я не знаю с какой поры)
беляши любят жарить татары,
любят русские – кайнары.*
Где-то к маю пускают Волгу,
как впускает гостей консьерж,
и к раскатам втихомолку,
ходит вобла, тарашка и берш.*
Кто-то едет в низовья на ерик,*
а потом на какой-то ильмень,*
мы избрали БолдИнский берег,
ехать дальше нам было лень.
Повторялась одна реприза:
порыбачив всухую полдня,
Коля тупо топил телевизор,*
а потом всё валил на меня.
Астраханский насыщен край) —
мы ругались: «Вот же растыка,*
ну и ёкарный, ты, бабай». *
Проходила весна, а летом
красил губы детишкам тутник *
и въедался фиолетом
в дармовые футболки их.
Днем с причала ныряли башем, *
вечерами гуляли толпой,
повелось, что народы наши
дружат тесно между собой.
По ночам, у подъезда бакланя, *
собирался дворовый кильдим, *
на гитарке хреначил Ваня,
горлопанил как фраер Салим.
Многих позже не стало от пьянки,
героина и прочих бед.
Мама часто тушила демьянки *
и варила уху на обед.
Мы садились за стол семейный,
разбирали сазанью башку,
дед себе наливал портвейна,
иногда шёл к Армяну дружку.
Был изрядно бабулей чихвостим, *
что поддатый ходил к дружбанам,
а на праздники бабушка в гости
приглашала. Готовила нам:
Бешбармак и пирог с визигой, *
золотистый восточный щербет,
видно как-то монгольское иго
в крови нашей оставило след.
Волос русый, но скулы и веки,
говорят мне зеркально о том,
что, возможно, при хане Узбеке,
заходила орда в мой дом.
Заплетались косички в косы
генетических южных цепей:
положение глаз раскосых —
отражение вольных степей.
И сродни мне отшельные юрты,
и родные мне купола,
и песчаные каракурты, *
Диалектизмы и жаргонизмы:
* Кайнары – это небольшие по размерам беляшики, которые готовят обычно татарские хозяйки на праздники;
* Тарашка – местное название таранки (густеры);
* Берш – вид лучепёрых рыб из семейства окуневых, схожий с маленьким судаком;
* Ерик – относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, обычно на нижней Волге;
* Ильмени – пресные озёра, преимущественно сконцентрированы к западу от дельты;
* Телевизор – народное название рыболовной снасти;
* Растыка – недотепа; рассеянный человек;
* Ёкарный бабай – междометие, аналог. «ёлки-палки»;
* Тутник – тутовник, шелковица (Деревья, культура с богатым урожаем вкусных ягод и множеством полезных свойств);
*Нырять башем – вниз головой;
*Бакланить – болтать, встречаться поговорить;
*Кильдим – сходка, сборище группы лиц;
* Демьянки – баклажаны на юге и Северном Кавказе;
* Чихвостить – ругать, бранить;
* Бешбармак – традиционное мясо-мучное блюдо тюркоязычных народов;
* Визига, вязига – название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб. Пироги с вязигой – традиционное, историческое блюдо жителей Астраханской области;
* Каракурт – вид пауков из рода чёрных вдов, встречается в пустынной и степной зоне (Средняя Азия, Иран, Афганистан, юг России).
Мрачная версия странного названия астраханского ерика
Как раньше писалось слово ерик, и почему один из них так странно назван?
Ерик – привычное для астраханцев слово и элемент гидросферы. Слово заимствовано из тюркских языков и означает «трещина, щель».
Похожие термины – яруга и арык.
Но далеко не всегда слово звучало так, как в наши дни. Вот что писал в своем путеводителе 1884 года Монастырский: «Волга, не встречая на левом берегу никаких препятствий своему течению, раздробляется на множество продольных и поперечных протоков или воложек… Частью эти протоки представляют из себя маленькие речки или естественные каналы, которые, рассекая твердую землю в разных направлениях, опять соединяются с главным руслом: такие естественные канавки, или проточины, называются ёриками. Если ёрик врежется в матерую землю и пробьет себе путь степью, то его называют подстепком. Случается, что маленький ёрик, наполняясь водой, более и более расширяет свое ложе и превращается в настоящую реку; случается и противное тому: ёрик с одного конца высыхает и образует так называемый ильмень, а впоследствии совершенно зарастает камышом».
И вот один такой «ёрик», входящий в систему Западных подстепных ильменей, нас и интересует. Западные подстепные ильмени – система пресных и солоноводных озёр в западной части дельты Волги, на территории нашей области и соседней Калмыкии. Среди них есть и ерик (или проток) Вертячка или Вертячий, связанный с более крупной рекой Увары.
Вертячка, или Вертячий, относится к Камызякскому району и вместе с речками Увары, Троицкий и другими является популярным местом рыбалки и отдыха.
Откуда же такое название?
Самая простая версия производит топоним от глагола «вертеться» – якобы течение у ерика очень извилистое, он все время как бы вертится в своих берегах.
Второе объяснение дают те, кто знает о похожих гидронимах других регионов. Например, в Самарской области есть родник Вертячий Колодец. Вода в нём постоянно вращалась по кругу, образуя воронку, а брошенные предметы уходили на дно не сразу. Возможно, течение в нашем ерике тоже имеет подобные «вращательные» свойства.
Третья и четвертая версии… зоологические.
Вертячкой раньше называли тяжелое заболевание животных (обычно овец и коз), вызываемое личинками ленточных червей, при котором животное кружится, вертится перед агонией. Может быть, гидроним отразил грустное событие – произошедший здесь некогда мор домашнего скота, случившийся именно из-за «вертячки». Или же именно здесь животные могли заражаться.
Наконец, не столь мрачное, но более правдоподобное объяснение связывает название ерика с… насекомым! Ведь вертячка – это небольшой водяной жук, обитающий в пресных водоемах. Если сказать проще – жук-плавунец. Возможно, ерик служил излюбленным метом обитания жуков, их в нем было изобилие – отсюда название и произошло.
На днях мне задали вопрос к посту Водный мир Астрахани:
Хотелось бы узнать о ерике Коньга, откуда такое название.
Сначала я ответила в комментариях, не рассчитывая на какие-то особые результаты в поиске истины:
Ох, эта задача мне вряд ли по силам 🙂
Очевидно, название идёт от тюркского. Но какое оно было первоначально до трансформации в «Коньга». Можно строить только догадки и предположения.
«Кон» мог образоваться от «кан», что во всех тюркских языках означает кровь. Так в топонимике Хакасии много рек, сохранивших исторические названия, содержат это «кан»: Дикий Кан, Тихий Кан, Кан, Абакан, Байкан и т.д. Вроде, в данном случае в названия закладывается философское осмысление рек как «кровеносной системы» Земли. Но, правда, в астраханской дельте я такой системы в сохранившихся тюркских названиях не замечала.
А это значит, друзья мои, что, вероятнее всего, этимология Коньги родственна этимологии рек юга Красноярского края (Хакасии в том числе) и отсылает нас к давним традициям тюркских народов отождествления рек с кровеносной системой.
Когда в название Канга попал «ь», не знаю, но на советской карте Астрахани и окрестностей за 1984 год, а также на плане города за 1988 год, речка записана как ерик Каньга. То ли кому-то когда-то показалось, что так будет благозвучнее, то ли на каком-то этапе случайно вкралась, а после укоренилась описка, как это порой бывает.
Поскольку эти годы являются практически завершающими в советской истории, можем предположить, что Каньга в Коньгу превратилась где-то на лихой волне перестройки страны в новую державу.
В таком виде наше название ускакало и на интернет-карты.
А вообще, очень забавно выходит, когда несколько языков дружно берутся создавать одно слово. Получается что-то типа «у семи нянек. » 🙂
Достоевский и Астрахань: к 200-летию писателя
Ольга Кузовлева: «Говорить миру о нашей любви к Хлебникову и увлекать за собой»
Счастливого ноября! Несколько ярких событий на конец осени
Игра со смертью
Шерстяная акварель, декупаж и другие находки для рукодельниц Астрахани
Астраханский диалект: расскажем про наши “словечки”
Целая азбука получилась!
Правильно говорят: у астраханцев свой язык, особый… Проявляется это редко, но очень метко! Сегодня расскажем о том, как жители нашего региона привнесли в великий и могучий несколько собственных слов и высказываний. Картина получилась прелюбопытная…
Нашим путеводителем стала книга “Астраханские словечки”, выпущенная Г.А. Лосевым и М.И. Кирокосьяном в 2007 году – издание поистине уникальное. Именно благодаря этой настольной книге мы обнаружили несметное количество словесных богатств и интересных историй в нашем регионе. Но расскажем обо всем уже своими словами.
Итак, астраханские словечки (начало).
А – Арбузная муха – в период созревания настоящих астраханских арбузов в воздухе начинают витать… нет, не «вкусные мысли» и вовсе не бабочки, а кусачие мухи! Существует даже такая астраханская примета: если мухи точат зубки, значит, арбузы уже поспевают.
Б – Бабайка. Сегодня это всего лишь “народное” название городского микрорайона за “Новым Новым мостом”. А вот раньше астраханцы называли так толстую деревянную втулку, насаживаемую на весло ниже того места, где держит его рука. А еще «бабайкой» – то есть злым мифическим дедом – пугали непослушных детей в низовских селах.
В – В пролове! Вот не наловил ты на своей рыбалке ничего, значит, все – ты в пролове! Будем знать!
Г – Голимый (есть еще вариант – гольный) – означает «сплошной». Слово, как многие могли догадаться, вновь всплыло уже в современном жаргоне и не используется более в прежнем значении.
Д – Дельная рыба – иными словами, путевая такая, зачетная рыбка (снова вспоминается жаргонный язык). Ну, в общем, та, которая сразу в дело пойдет без дополнительной сортировки.
Ё – Ёкарный бабай! И снова о “бабайках” – ну или почти. Фраза эта не совсем астраханская (хотя, кто его знает). Всего одной такой забавной фразой можно описать разные виды эмоций: удивление, сожаление, злость. Но, ко всему прочему, «ёкарным бабаем» на астраханских судах назывался самый большой якорь! А вот это уже неожиданно…
Ж – Жидрик – до сих пор можно услышать в Астрахани такое необычное название городской птицы. Да-да, жидрик – это воробей по-астрахански!
З – Закиднушка – так астраханские рыбаки называют донную удочку или тяжелую блесну для ловли рыбы на большой глубине.
И – Исады – чисто астраханское название, которое знакомо астраханцам с детства: кто не бывал на Больших Исадах, пусть первый бросит в нас камень. А раньше исадами называлась торговая пристань.
К – Коромыслики – так астраханцы зовут стрекоз. Эх, поймать бы парочку, как привет из детства…
К – Кошкиндох – этим чудным словом зовется период плохого лова рыбы. Проще говоря, не ловится рыба – все, кошкиндох! Коты останутся без обеда, да и нам сидеть на безрыбье.
М – Мошка – слово, которое приводит в удивление “местных” туристов. Но еще больше эмоций вызывает незапланированная (хотя вряд ли такое кто-то планирует) встреча с этим астраханским насекомым. Мелкое, двукрылое и сильно кусачее – вот его основные характеристики. Хорошо, что сезон процветания мошки короткий – пройдет июнь, пройдет и мошка.
Н – Ни пера, ни журки! – именно такое напутствие давали астраханскому рыбаку перед рыбалкой. Так что если вы планируете выходные с удочкой, то ни пера вам, ни журки!
О – Окрошка астраханская – есть такое блюдо! Вместо мясных продуктов в него добавляется отваренная сухая вобла. Говорят, очень вкусно. Попробовать уже хочется!
П – Паром пришел! – нерадостное высказывание астраханских водителей о большом притоке машин. Откуда оно пошло? Дело в том, что ранее в нашей Южной Венеции единственным способом переправиться на другой берег был именно паром. В районах они и сегодня работают, мы на одном прокатились. Из личного опыта: на паром очередь автомобилей большая, сразу въезжает много машин – все хотят поскорее пересечь реку. А после целая вереница машин тянется по дороге уже на том берегу. Отсюда и выражение.
Подлещик – так астраханские рыбаки называют некрупный лещ. Получается даже как-то ласково…
Р – Рыба в законе – а это означает, что данный вид рыбы находится под охраной, то есть занесен в Красную книгу. Тут даже шутить рука не поднимается – дело серьезное.
Кстати, о рыбе – есть у нас в обиходе несколько речных слов, приятных астраханскому сердцу и знакомых далеко не всем жителям страны.
С – Сандык – это лужа в степи после таяния снега. Не шлепай по сандыкам! – говорят детям здешние жители.
Х – Хурды-мурды – так и сегодня некоторые астраханцы называют личные вещи, пожитки. Кстати, судя по особенности местных “поэтов” рифмовать всевозможные слова по такому же принципу – мы могли бы еще пару словарей обнаружить,. Впрочем, это уже совсем другая история.
Ч – Чебак – устаревшее название лотоса. Так что восхищались бы мы с вами сейчас Чебаковыми полями…
Чилим – а это уже другое растение, которое тоже занесено в Красную книгу Астраханской области. Растет в воде, его сердцевина съедобна. Говорят, что на вкус это что-то среднее между картошкой и каштаном. Гурманы нас сейчас поймут. Раньше у астраханцев это было излюбленным лакомством, а тех, кто их ел, называли «чилимщиками».
В 2017 году это “словечко” приобрело для Астрахани новый смысл – ведь именно такое, сугубо астраханское, название получил яркий и красочный фестиваль – итогом которого стали такие граффити-объекты.
Ш – Шайтан – кроме того, что это злой дух, так еще называется приспособление на судне для крепления каната в нужном положении. Так что ни одно астраханское судно без своего шайтана не обходится.
Ю – Юшка – тут все просто: это рыбацкая уха. Вкусная на астраханских просторах юшка…
Я – Яловки рыбацкие – сапоги. Именно с этим словом мы заканчиваем свой сегодняшний поход по астраханских просторечьям. Надеемся, еще вернемся в эти просторы – впереди много словечек!
Словечки от наших читателей
Эта публикация вызвала огромный интерес у астраханцев. С наших страниц соцсетей посыпались дельные комментарии с новыми и новыми словечками. Несколько примеров мы решили добавить сюда. Итак…