что значит физическое внимание
Виды внимания человека: полная классификация + примеры из жизни
Дорогие друзья, всем привет! С вами Людмила Редькина. Давайте проведем эксперимент: войдите в комнату и обратите внимание на самый большой предмет в ней. Что это будет? А теперь вспомните: когда что-то падает, куда вы смотрите? А знаете ли вы, что в первом и втором случаях ваш мозг работает в усиленном режиме, так как “включает” внимательность. Но вот тут-то и секрет: в первом и во втором случаях работают разные виды этого процесса! В сегодняшней статье мы с вами поговорим, какие виды внимания есть у человека и как они проявляются в жизни.
Определение и значение внимания для человека
Этот процесс занимает важное место в познании окружающей среды, жизни человека, его развития и самовыражения. Перейдем сразу к определению:
Внимание – это сосредоточение нашего сознания, направленность на конкретный объект, реальный или идеальный, которая обеспечивает его четкое и ясное отражение.
Это распространенное в психологии определение. Уж простите, без него никуда. А вот теперь простыми словами.
Внимание – это когда ты смотришь на цветок и видишь, что он зеленый, в белом горшке, приблизительно по пояс и с мелкими листиками (я описываю фикус). То есть вы направили свое сознание, взгляд и мозговую активность на этот объект и можете четко его охарактеризовать.
Когда человек невнимательный, про него говорят “в одно ухо влетело, из другого вылетело”. То есть он ничего не понял, не запомнил, у него в мозгах ничего не осталось. Чтобы сосредоточиться, нужно отвлечься от всего постороннего, приложить усилия. Именно поэтому процесс внимания сложно проявлять в дошкольном возрасте, когда ребенок не может направленно изучать предметы.
Без него человек не сможет понять, что находится вокруг, и запомнить это. Вообще, память и концентрация очень тесно связаны между собой, поэтому когда говорят о том, как развить мозг, то сразу же упоминают и память, и внимание. Про эти психические процессы можно сказать “мы с Тамарой ходим парой…”.
Ну не может невнимательный ребенок запомнить все части речи в предложении. Он-то их услышит, но надолго не удержит в памяти. Если еще поговорить о сложном, то внимание – это постоянная работа нервных клеток в коре головного мозга. Механизм работает так: одна область активизируется, а другие в этот момент тормозятся. Получается, чтобы сосредоточиться на чем-то, нужно от чего-то отказаться.
В жизни человека проявляются разные типы и свойства внимания. Именно это помогает ему достигать успехов, так как высокая концентрация на чем-то (в работе, жизни) ведет к повышению эффективности.
В таблице я кратко представила основные виды этого психического процесса:
Виды внимания
Их немного. В классификации выделяется несколько типов, которые характеризуют психическую деятельность человека.
По требованию волевых усилий
Этот когнитивный процесс тесно связан с волей. Благодаря силе воли мы можем концентрироваться на важных вещах, но без воли мы тоже сосредотачиваемся на предметах. В чем же разница?
Непроизвольное
Оно рождается вместе с ребенком. Основано на рефлексах. Когда вы касаетесь горячего чайника, что делаете? Правильно, отдергиваете руку. Это происходит неосознанно. Так и с вниманием. Вы неосознанно направляете свое сознание на определенный объект. Здесь нет работы воли.
Оно возникает само по себе, нет цели, определенных задач. Часто мы непроизвольно реагируем на что-то новое, как дети, которые изучают незнакомую комнату. Это может быть для нас громкий звук, свет, запах и другие раздражители.
Произвольное
Здесь сознание человека уже связано с волей. Оно возникает в более взрослом возрасте, когда у личности есть задачи, цели, необходимые для умственного действия. Этот вид созревает, когда ребенок начинает учиться. Но формируется постепенно: у младших школьников оно длится до 20 мин, у взрослых столько, сколько потребуется для работы.
Характеристики произвольного внимания
Такое намеренное сосредоточение поддерживается волевым усилием, которое постоянно поддерживает внимание. Для мозга такое усилие – это напряжение, мобилизация сил для решения задач. Именно воля в тесной дружбе с вниманием помогает человеку не ошибаться, не отвлекаться и удерживать сознание на объекте.
Послепроизвольное
Особенности этого вида в том, что здесь используется и воля, и интерес. Сначала человек прилагает усилия, чтобы что-то сделать, а потом у него появляется интерес. Именно он и подкрепляет дальнейшие действия. В процесс включается увлечение, любая работа осуществляется без особых трудностей. Этот вид характеризует направленность личности, характерен для творческого процесса.
Антипроизвольное
Это специфический вид, во многих учебниках по общей психологии вы его не встретите. Его особенность в том, что сосредоточенность проявляется вопреки воле человека. Даже если вы будете усиленно отводить от чего-то глаза, затыкать уши, то антипроизвольное внимание все равно возьмет верх и вы поддадитесь искушению на чем-то сосредоточиться. Про него говорят “запретный плод сладок”.
По происхождению
Здесь мы говорим, откуда происходит наше внимание. Из каких характеристик человека оно берется.
Сенсорное
Здесь речь идет о наших анализаторах. Мы видим, слышим, ощущаем вкус, нюхаем, осязаем. Так и с психическими процессами – по анализатору различается память, такие же различия имеет и человеческое внимание. Опишу формы этого вида.
Человек направляет свое сознание на объект, который к нему прикоснулся. Например, человек наступил на ногу в транспорте – мы уже рассматриваем его, даже можем с чувством выразить свое “Фи”.
Что-то услышали и направили свое сознание туда, по слуху. Например, сигналит машина на дороге – значит, нужно отреагировать.
Что-то увидели и “зацепились” на этом взглядом. Этот вид встречается чаще всего из всех сенсорных.
Была ли у вас когда-нибудь ситуация, когда вы проходили мимо какого-то дома, а из двора шашлычком пахло? Вы обратили внимание? Сработал этот вид. Мы направляем наше сознание на то, что хорошо пахнет, будь то роковая дама с духами от Dolce&Gabbana или запах сигареты, шашлыка, рыбы.
Когда вы пробуете новый продукт, то направляете свое осознание на его вкус. Например, недавно попробовала питьевой кокос. Классная штука, скажу я вам. Молочко – супер, а его внутренность помогла вылечить кашель! Я обратила свое внимание на этот продукт, запомнила его, и, думаю, использую не последний раз.
Двигательное
Этот вид обеспечивает осознание и регуляцию движений. Он очень важен в таких видах деятельности, как спорт, музыка. Помню, когда я училась играть на скрипке, сцена была для меня местом казни. Я усиленно направляла свои пальцы на струнах так, чтобы ни в коем случае не фальшивить. Здесь работало двигательное внимание, которое регулировало слаженное движение рук и пальцев.
Эмоциональное
Название уже говорит само за себя. Проявляется этот вид, когда начинают действовать эмоции. Оно регулируется эмоциями, направлено на внешнее или внутреннее проявление переживаний.
Например, когда я получаю неприятные известия, внешне я в ступоре, но все мое внимание направлено вовнутрь – переживаю, продумываю, а что будет дальше, а как себя вести, какие действия предпринять.
Такой вид вызывается раздражителями, которые важны для человека. Если вы узнаете, что в какой-то там стране погиб какой-то Петров Петя, это вас не коснется, но сильно отразится на человеке, для которого Петя был близким другом. Чем значимее этот раздражитель, тем ярче эмоциональное внимание. Оно тесно связано с памятью.
Интеллектуальное
Этот вид регулируется мышлением, а также может быть направлен на мысли человека. Здесь идет речь о решении задач “в уме”, просчете разных операций, заучивании стихов.
Интеллектуальное внимание также очень тесно связано с памятью. Считайте, друг без друга они быть тут точно не смогут. Иначе, как потом “вытащить” из мозга то, что человек надумал, просчитал? Только через свойство памяти – воспроизведение. Также тут в ход идут и свойства мышления, особенно анализ и выводы.
По проявлению
Здесь речь идет о том, куда направлен процесс осознанности у человека. В различных видах деятельности это будет разная направленность.
Внешнее
Направлено на важные объекты в окружающем мире, внешней среде. Например, обратить внимание на включенный телевизор.
Внутреннее
Направлено на выделение важного в работе психики человека. Например, какие-то мыслительные процессы или работа воображения.
Это основные виды внимания, которые известны психологии. И все они важны для человека. Это хорошо исследованный психический процесс, хотя сейчас много детей, да и взрослых, с его дефицитом. Благодаря тестам на внимание мы можем узнать, какой вид психического процесса у нас преобладает и на каком он уровне развития.
Свойства внимания
Кроме видов, в науке выделяют еще свойства – какое качество внимания у человека, насколько долго или сильно он может сосредоточиться.
Концентрация
Это свойство позволяет человеку сосредоточить внимание на каком-то одном предмете, объекте. Здесь важной характеристикой этого процесса является способность не отвлекаться на все остальное, что находится вокруг.
Сконцентрированный человек может со стороны выглядеть отмороженно, когда к нему обращаешься, он не отвечает. В процессе работы при высокой интенсивности концентрации люди могут забыть, что хотели кушать или сходить в туалет. Это необходимое условие успешности выполнения человеком важных дел.
Интенсивность
Качество, которое определяет эффективность работы внимания и других психических процессов одновременно. Здесь в работу впрягаются память, мышление, восприятие. Если у человека большой интерес к работе, она сложная, есть влияние отвлекающих раздражителей, то интенсивность будет больше.
Устойчивость
Другими словами, выносливость внимания. Если при концентрации важна интенсивность, то есть сила этого процесса, то здесь важно время – насколько долго сохраняется внимание на одном предмете, объекте, задании. Эта функция важна в учебной деятельности детей, работе взрослых. Она формируется по мере усложнения задач у человека.
Переключение
Это осознанный перенос внимания с одного объекта на другой. Здесь речь идет о скорости перемещения фокуса, переход от одной деятельности к другой. Этот переход используется для возможности охватить вниманием все важные события, объекты в короткий промежуток времени. Для человека это хороший навык, ведь тогда он будет успевать быть в центре всех событий и новшеств.
Объем
Здесь оценивается, сколько объектов человек может одновременно удерживать в зоне осознанности. Объем внимания важен для многоуровневой деятельности, при многозадачности.
У взрослых людей объем достигает 6 объектов, которые одновременно находятся в фокусе внимания. У детей – не больше 2-3. Здесь важно, насколько объекты однородные (тогда их легче осознавать), как они взаимосвязаны между собой. Также немаловажны профессиональные навыки человека.
Распределение
Это свойство очень похоже на объем – возможность человека выполнять несколько действий одновременно. Если в объеме можно обойтись без деятельности (смотри себе на несколько объектов и осознавай их), то в распределении речь идет о том, как внимание проявляется в деятельности.
Но здесь важно, чтобы эти действия были из разных сфер: легче распределять внимание, выполняя одну умственную, а другую физическую деятельность. Второй вариант – одно действие должно быть доведено до автоматизма. Например, когда человек физически управляет машиной, а умственно смотрит, чтобы не нарушить правил дорожного движения.
Примеры проявления внимания в нашей жизни
В жизни человека любое действие начинается с осознанности, а значит, с его внимания. В детстве он действует в рамках интереса, потом – с помощью силы воли, а потом (и это лучший вариант) совмещает интерес и силу воли.
Приведу пример. Студент заходит в новую аудиторию, садится на первый попавшийся стул, открывает книгу, готовится к семинару. И только потом, в процессе пары, начинает осознавать, что стены в персиковом цвете, на них интересные тематические плакаты, стул царапается, а у преподавателя прикольные ямки на щеках и очки допотопные. Это произвольное внимание – сначала сосредоточенность на деле.
И заходит ребенок в новый класс – он быстро переключается с одной парты на другую, рассматривает новые плакаты, дергает соседа по парте. И только потом, где-то к середине урока, понимает, что пришел на математику и пора бы заняться делом. Это непроизвольное внимание – сначала сосредоточенность на внешних стимулах, исходит от интереса.
В рекламе используется технология, направленная на несколько свойств и непроизвольный вид внимания. Постоянные переключения картинок стимулируют человека долгое время оставаться “во внимании”, то есть направлять осознанность к экрану. И тут главная хитрость – действие именно на непроизвольный вид, так как силу воли напрягать не надо, человек смотрит ее из-за интереса. И запоминает. И покупает.
Если не хотите попасть на крючок рекламщиков, проявите силу воли и отвлекитесь на что-то другое. Для этого нужно развивать внимание. Есть много инструментов и программ.
Но есть и нарушения работы этого процесса. Признаком проблем с ним является рассеянность – она возникает по разным причинам:
Современные методики по развитию концентрации, переключения внимания помогают решать эту проблему. Есть много курсов по развитию внимания. В них уже готовые рецепты для решения проблем с внимательностью.
Заключение
Постепенно, тренируясь в направленности сознания на объекты, человек тренирует у себя устойчивое свойство – внимательность. Это качество напрямую связано с познавательными процессами, эмоционально-волевой сферой личности. Именно поэтому так важно развивать внимание.
Есть много методик и программ развития. Поделюсь парочкой из них.
Онлайн-курс от Викиум Развитие внимания – это 15 занятий, 11 тренажеров, аудиоматериалы и пользовательский дневник самоотчета. Программа поможет научиться не отвлекаться на помехи, эффективно переключаться между действиями, замечать мелкие ошибки и недочеты.
Стоимость курса – 1 490 руб.
Игровой курс для развития внимания от BrainApps – 7 уроков, 10 тренажеров, вводный и финальный тесты, адаптивная программа под каждого человека.
Стоимость курса – 490 руб.
Дорогие друзья, если вы дочитали статью до конца, значит, у вас не так уж плохо с внимательностью. Но совершенству нет предела! Желаю эффективного развития этого психического процесса! До новых встреч!
С Уважением, Людмила Редькина
Привет! Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе «Об авторах».
Что такое внимание и зачем его нужно развивать
Арсений Якунин
Нобелевские лауреаты, призеры Олимпийских игр, изменившие мир бизнесмены и даже просветленные бодхисатвы ❓ В буддизме существо (или человек), которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. упоминают внимание и умение концентрироваться как один из главных факторов успеха. В том, что такое внимание и почему так важно его развивать, нам помог разобраться Арсений Якунин.
Арсений Якунин
Методолог и автор курса «Фокус внимания»
Как работает внимание
Мы живем в субъективном мире, который каждый воспринимает по-своему. Внимание, будучи высшей психической функцией и основой всех сознательных процессов, является строительным материалом этого мира : если внимания не хватает, мозг домысливает изображение до целого, но фактически в таком достраивании уже больше фантазии, чем реального окружения.
Гештальт — психология выделяет две ключевые функции внимания: выделить фигуру на фоне, удержать на ней концентрацию.
Внимание — это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой
Фигурой может быть любой объект: кружка на столе, музыка, мысль об отпуске, эмоция. Фоном становится все остальное, что выпало из внимания, размылось, стало неясным: смотрим на кружку — не замечаем тарелки, слушаем музыку — заглушились остальные звуки. Помните видео с баскетболистами и медведем? В нем фигурой стал мяч, а медведь выпал из поля зрения и остался незамеченным.
Какое бывает внимание
По степени участия в отборе информации внимание можно разделить на непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.
Непроизвольное внимание
Лень, апатия, низкая энергия, хаос в голове — следствие непроизвольного внимания
Произвольное внимание
Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания : эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения. Произвольное внимание всегда сопровождается большим или меньшим волевым усилием, и длительное поддержание произвольного внимания вызывает утомление более сильное, чем при физической работе.
Полный контроль над своим вниманием и волей подразумевает активное сознание — это и есть то, что принято называть осознанностью. Когда мы направляем свое внимание и энергию в сторону собственных целей, мы живем в парадигме «Я хочу» — так начинается рост, развитие, создание чего-то ценного.
Произвольное, упорядоченное внимание напрямую связано с активностью и уровнем энергии. Когда в голове порядок, мы тратим гораздо меньше психической энергии, поэтому помыть посуду иногда будет большим отдыхом, чем зависнуть в соцсетях.
Источник: francescoch / istockphoto.com
Постпроизвольное внимание (Поток)
О подобном опыте мне рассказывали нейрохирург, делающий девятичасовые операции, экстремальный спортсмен и дирижер, по несколько часов не отходящий от пульта. Феноменологию состояния хорошо описал психолог Михай Чиксентмихайи в книге «Поток: психология оптимального переживания», однако он мало говорит о том, как в него зайти. Изучение методологии входа в состояние потока является одним из главных вопросов, ответ на который ищут сейчас в области внимания.
Проблематика внимания
Клиповое мышление и СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) также говорит о кризисе управления вниманием. Если коротко, то люди с СДВГ — это всесторонне развитые личности, которые не доделывают дела до конца. Они фантастически умеют входить в момент, чувствовать его полноту, но тут же теряют интерес, когда интенсивность переживаний спадает.
Внешняя среда
Современность предъявляет особые требования к скорости обработки информации, поэтому внешний мир тоже постоянно нас отвлекает. Например, многие эксперты станут невостребованными, если всего на год выпадут из процесса актуализации своего навыка. Именно поэтому мы так стремимся к многозадачности, надеясь разделить свое внимание на несколько процессов, чтобы везде успеть.
Испытания предстают в виде ситуаций неопределенности: так, кризис и пандемия ставят новые проблемы, пытаясь перехватить у нас управление нашим вниманием, а стресс ухудшает концентрацию. Неудивительно, что людям становится все сложнее видеть ясно и действовать эффективно.
Источник: francescoch / istockphoto.com
Внимание — ограниченный ресурс
Внимание — это валюта
В будущем именно способность к многочасовой концентрации, активная позиция и умение выйти за рамки шаблонного мышления будут определять лидеров и профессионалов в каждой сфере.
Как развивать внимание
Мы помним, что цель внимания — выцепить фигуры на фоне: именно это называется концентрацией. Но есть и обратный процесс, деконцентрация, алертность, когда нет фигуры, а есть только фон, полностью наполненный вниманием. Когда мы воспринимаем мир целостно, мы попадаем в состояние, родственное потоку, накапливаем весь опыт на острие момента и готовы предпринять свое идеальное действие. Как можно прокачать внимание?
Когнитивные тренажеры, или специальные программы и игры
Плюсы: дают хорошие результаты в начале, когда для мозга стоит пока еще новая задача — она стимулирует спящие зоны и способствует прогрессу.
Минусы: как только мозг адаптируется, наступает привыкание. Прогресс в овладении тренажерами продолжается, но в жизнь навык не переносится. Работая с тренажерами, вы работаете с внешним раздражителем, а он не поставит ваш мозг в активную позицию: вовне просто нет предмета, который бы обратил ваше внимание на себя.
Впрочем, тренажеры эффективно работают в связке с формальными (происходящими в изолированных ситуациях) и неформальными (происходящими в ходе реальных ситуаций) практиками.
Формальные практики — восточные подходы (йога, дзогчен)
Плюсы: медитации до сих пор остаются самым эффективным инструментом работы с вниманием.
Минусы: осознанные занятия йогой и цигуном накладывают определенные идеологические ограничения, что для некоторых людей может быть неприемлемым.
Источник: francescoch / istockphoto.com
Неформальные практики
Плюсы: различные игровые и метафорические тренинги и упражнения на включение в момент, а также проигрывание реальных ситуаций с активизацией спящих когнитивных функций дают хорошую встряску мозгу и активизируют внимание.
Минусы: без системной работы результат быстро сходит на нет.
Волевые методики
Плюсы: В отличие от восточных практик, психонетика направлена на результат и творчество и потому подходит для активной жизни целеустремленного человека.
Минусы: необходимо самостоятельно искать подход, который будет работать именно для вас, также ключевую роль играет регулярность.
Что получает внимательный человек
Можно сказать, что тот, кто владеет вашим вниманием, владеет вами, поэтому я предлагаю взять внимание под личный контроль и начать вкладывать его в то, что важно именно вам.
Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка
Что собой представляет произвольное внимание, Его определение, характеристики, виды, особенности и формирование.
Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.
В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.
Особенности произвольного внимания
Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.
Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.
Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.
Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.
Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:
Виды и характеристики произвольного внимания
Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:
У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.
Произвольное внимание ребёнка
Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.
Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.
Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.
Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.
Формирование произвольного внимания
Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:
Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.
В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.
В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.