что значит фоновая музыка
Зачем нужна фоновая музыка и откуда она взялась
Сцена из исторического фильма: светский вечер, парочка переговаривается в отдаленном углу, в соседней зале играют музыканты. Современный зритель нечасто улавливает интригу — мы слишком привыкли не обращать внимания на музыку. Но до XX века она была событием, а для влюбленных — возможностью пошептаться, пока окружающие увлечены исполнением. Как и почему музыка стала фоном?
Историческое место музыки — за обеденным столом. Наряду с актерскими представлениями она чаще всего сопровождала пиры и праздники. В Древней Греции и к первым и ко вторым относились серьезно, как, впрочем, и к другим мероприятиям по обслуживанию тела.
Известно, что в среде интеллигенции совместные трапезы (симпозионы), как и акты дефекации, совершались за беседой в дружеской компании.
Зря герой Годара в фильме «Прощай, речь» уничижительно высказывается о философствовании на толчке — эта традиция уходит корнями к великим эллинам. Еще одно пикантное сочетание духовного и телесного: на пир приглашались девушки-музыкантши, обычно исполнительницы на духовых инструментах (авлос, тибия, флейта), которые, помимо своих основных талантов, часто владели искусством любви. Быть может, выражение «кожаная флейта» тоже родом из Древней Греции?
Русское застолье до запрета скоморошества в 1648 году сопровождалось представлениями и пением сказителей. И те и другие использовали музыкальные инструменты для аккомпанемента. Скоморошины воспринимались в общем веселье, а сказителей было принято слушать внимательно, поскольку пели те о важном и исполняли былины, исторические песни, рассказывали легенды. Музыка тут имеет прикладное значение, но она еще не становится фоновой в нашем понимании, ее пока слушают.
В XIX веке повсеместно появляются салоны, где привычные рамки восприятия искусства начинают размываться. Демократичная атмосфера позволяет выбирать степень участия; на таких вечерах исполнителя обступает кружок поклонников, внимающих каждому звуку, а менее страстные любители музыки предаются флирту и сплетням.
XIX век — это апогей серьезности и романтического пафоса. Кто-то должен был снять налет спеси с искусства, и в музыке таким энтузиастом раскрепощения стал Эрик Сати, родившийся, по его словам, «слишком молодым в слишком старое время», а именно — в 1866 году.
Одним из его открытий является «меблировочная музыка» — нарочито однообразные композиции, основанные на повторении ячеек и не имеющие драматического развития. Предтечей этого направления стало произведение Сати «Раздражения» (Vexations), где один и тот же мотив следовало повторять «840 раз подряд, по желанию, но не больше».
В 1916 году Сати создает концепцию фона, но первое представление с использованием новинки показало, что люди еще не готовы пропускать музыку мимо ушей: когда во время антракта раздались звуки, публика стала возвращаться в зал, несмотря на вопли композитора «Гуляйте! Не слушайте!»
Тем не менее находка Сати очень быстро входит в оборот, приобретая коммерческие черты: уже через два десятилетия появляется прикладная, или функциональная, музыка — все то, что играет в лифтах, на производствах и в супермаркетах, звучит в режиме ожидания на телефонной линии, сопровождает видеоигры и телепередачи.
Технологический прогресс в музыке начался с создания радио. Уже с XVIII века промышленный шум отличал города от деревень. С распространением автомобилей шумовое загрязнение добралось до сельской местности, что негативно сказалось на здоровье людей. Радио же, наоборот, помогло человеку справиться с ужасом стремительно разворачивающегося будущего.
В 1934 году была создана компания Muzak, основатель которой придумал включать музыку в лифтах, чтобы помочь пассажирам преодолеть страх высоты. До сих пор Muzak Holdings, недавно поглощенная компанией Mood Media, является лидером на рынке лифтовой музыки (elevator music). Поначалу к такому репертуару относились со снисхождением, а Набоков подобные творения совершенно не переносил. Но со временем на место легких мелодий пришел джаз и классика. Так, например, бразильский стиль босанова, появившийся в 1950-х годах как экзотическая ветвь джаза, заслужил почетное место в лифтовых плейлистах за безмятежный характер.
Плейлист Muzak
Сегодня лифтовые компании создают свои плейлисты: Щербинский лифтостроительный завод предпочитает «оснащать» продукцию популярным барокко и классическим роком, а Карачаровский механический завод делает ставку на патриотическое ретро в обработке начала 90-х.
Известны случаи, когда жильцы протестуют и добиваются отключения музыки.
Лифты оказались вне культуры аудиорекламы, в отличие от всего остального мира: транспортные средства, торговые центры, домашние радиоприемники — коммерческие предложения потоком хлынули из громкоговорителей и начали стремительно заполнять эфир.
В рекламных целях использовать музыку начали еще в Древней Греции, когда глашатаи проговаривали на улицах объявления нараспев. Во все времена правители заказывают произведения на торжества с главной целью — покрасоваться перед другим монархом, рекламируя свое богатство. Легендарными любителями культурного хайпа были венценосные особы из династии Медичи, с чьими именами связан расцвет искусств во Флоренции. А первая опера — «Эвридика» Якопо Пери — написана по случаю бракосочетания Генриха IV с Марией Медичи. Купцы тоже понимали толк в рекламе: одним из ярких примеров использования музыки в торговле является «Кофейная кантата» Иоганна Себастьяна Баха, написанная в XVIII веке по заказу кофейного дома Циммермана в Лейпциге.
Влияние музыки на настроение человека было известно всегда, но научные подтверждения этому появились только в XX веке.
1937 год: настоящие британские ученые Стенли Уайт и Джек Лэнгдон выяснили, что фоновая музыка на предприятии увеличивает производительность. Muzak подхватили эту идею и через некоторое время создали продукт манипуляции работниками под названием «Стимулирующая последовательность» (Stimulus Progression). Музыкально-психологические разработки позволяли уменьшать количество прогулов и влиять на настроение персонала.
Настоящим триумфом функциональной музыки стало использование ее во время американской миссии на Луну.
Капиталисты взяли эти разработки на вооружение и создали монструозную разветвленную систему музыкального воздействия на человека. Первое масштабное маркетинговое исследование в этой области датируется 1982 годом и принадлежит британской социологической фирме Milliman: обнаружилось, что покупатели проводят в магазине на 34 % больше времени, если играет фоновая музыка. С тех пор было организовано еще шесть крупных исследований влияния звукового фактора на продажи — так появилась расслабляющая музыка в супермаркетах, ненавязчиво подталкивающая посетителя совершать покупки, и более громкая и агрессивная в бистро, которая вынуждает есть быстрее и освобождать место для других клиентов. Таким же образом можно определить ценовую категорию магазина: массмаркет делает ставку на высокий товарооборот и вынужден подгонять покупателя активной музыкой; магазины премиум- и люкс-сегмента, наоборот, включают расслабляющие композиции — они заставляют дольше задерживаться взглядом на товаре и располагают к дорогостоящим покупкам.
В середине XX века возродился интерес к меблировочной музыке, и благодаря Анри Соге, ученику Сати, который передал архив записей своего учителя композитору Джону Кейджу, фоновая музыка вернулась из коммерческого сегмента в высокое искусство. Идеи Сати начали развивать авторы-минималисты, такие как Терри Райли, Ла Монте Янг, Стив Райх и Филип Гласс. Благодаря последнему минимализм как стиль стал ближе к народу: на сегодняшний день Гласс — один из самых популярных кинокомпозиторов, произведения которого служат фоном к таким фильмам, как «Иллюзионист», «Часы» и «Левиафан».
Саундтрек к фильму «Левиафан»
Коммерция не раз становилась неверным ориентиром для композиторов, сбивавшим их с правильного пути. Брайан Ино, один из основателей стиля эмбиент, противопоставляет свое творчество продуктам Muzak и считает, что общественные пространства должны заполняться качественной музыкой фонового типа.
Музыка для аэропортов, Брайан Ино
Каждый, кто работал на компьютерах с операционной системой Windows 95, знаком с другим популярным произведением Ино:
Заставка Windows 95, замедленная в 23 раза
Заставки к телепередачам, музыка к рекламе, джинглы радиоэфира, напоминающие нам, на какой мы волне, — всё это называется «аудиобрендингом».
Сможете ли вы определить компанию по музыкальному логотипу?
Для композиторов это возможность легкого заработка, но нередко в аудиобрендинге появляются настоящие шедевры. Канадский композитор Ив Дау относится к фоновой музыке не менее серьезно, чем Ино. Его аудиобрендинговые работы отсылают к ранним опытам авангардиста Ивана Вышнеградского, который разделил звуки на более мелкие структуры, дав музыке возможность быть более певучей и плавной.
Академические произведения Дау также проникнуты любовью к фону. Постмодернистская Suite Baroque — это монтаж бытовых сцен и всего того, что мы слышим каждый день: звуков, доносящихся с кухни, пения птичек, секса соседей за стеной.
Yves Daoust, Suite Baroque, фрагмент Les Agrémens
Из фоновой музыки произошли многие стили. Эмбиент Брайана Ино возник как реакция на повсеместно звучащий плохой фон, со временем явление плотно вошло в массовую культуру, не потеряв актуальности для академических музыкантов. С мерцающим смыслом слова ambient («окружение», «пространство», «стиль музыки») нередко играет композиторша Ираида Юсупова, помещая, по ее словам, «прекрасные голоса в прекрасные амбиенты».
Ираида Юсупова, Beautiful Continuums in Beautiful Ambients, фрагмент
Ультраминималистичные произведения группы композиторов Wandelweiser окончательно размывают границу между элитарным и фоновым, являясь и тем и другим одновременно.
Jürg Frey, Circular Music No. 2
Сегодня невозможно дать простое определение фоновой музыке. Слуховое восприятие современного человека иное, нежели было сто лет назад, и музыка отзывается на эти перемены, в разных формах встраиваясь в повседневную жизнь. Мы можем зашазамить лифтовую мелодию и открыть для себя бразильский джаз; слушая саундтреки из фильмов — пристраститься к современной академической музыке; стандартный рингтон для телефона оказывается фрагментом малоизвестной классической пьесы, а заставка канадской телепередачи корнями восходит к русскому музыкальному авангарду.
Концертные залы больше не имеют монополии на элитарность, не звук красит место, а наоборот.
Благодаря фоновой музыке мы имеем возможность узнавать новое, не прикладывая больших усилий, но для этого нужно заново учиться вслушиваться в пространство.
Background Music. What is it? (Что такое фоновая музыка)
Background music is quite a popular phenomenon in modern life. As you know, music in different ways can influence our mood and perception of the world around us. The main purpose of background music, is to sound in the background of the main activity of a person. This musical direction promotes relaxation, positive mood, therefore it is often used for commercial purposes: shops, shopping centers, entertainment facilities, cafes and restaurants, Internet resources.
The use of background music is a product of Western countries, where the writing of such music is quite profitable and is in a great demand. To learn more about the latest developments in background music you can learn English-speaking resources and pick up some new technologies and sounds. In our country, this direction has only just begun to develop, therefore, having certain skills, one can occupy this niche.
Background Music Styles
If you decide to write such music, then you can choose almost any direction to which you have more skills.
Secondly, the instrumental style, which is characterized by the pure sound of musical instruments, arrangements in the classical style. More often a guitar or a piano is chosen for the background.
Third, the festive style. It is suitable for festive and pre-holiday atmosphere. These are thematic melodies for the New Year, Valentine’s Day, Victory Day and other holidays. This is a rather narrow direction, so you can not experiment here.
Fourthly, easy style (easy listening). These are easy, catchy melodies that gently create a good mood. Here it is possible to single out the following:
«Chillout», which promotes relaxation;
«Chillhop» with characteristic slow rhythms and bits;
«Modern disco», which welcomes rhythmic melodies and often includes vocals.
Fifth, jazz, which has over 30 sub-styles. Not all of them can serve as background music, so it is very important to study the reactions of people to this or that composition.
To start earning on writing background music, you need to start small. Here you should not rush, but you need to concentrate and make a good product. You can experiment with styles and directions, give listen to their friends. Then try to send them to the owners of sites that use background music, send them to stores or beauty salons, music companies, radio resources. Also there are special catalogs with background music, which you can listen to and download for a fee.
Что такое фоновая музыка?
Фоновая музыка – это довольно популярное явление в современной жизни. Как известно, музыка по-разному может влиять на наше настроение и восприятие окружающего мира. Главное назначение фоновой музыки, как видно из названия, звучать на заднем плане основной деятельности человека. Данное музыкальное направление способствует расслаблению, позитивному настроению, поэтому ее часто используют в коммерческих целях: магазины, торговые центры, развлекательные заведения, кафе и рестораны, интернет-ресурсы.
Стили фоновой музыки
Если вы решили заняться написанием такой музыки, то можно выбрать практически любое направление, к которому у вас больше лежит душа.
Во-вторых, инструментальный стиль, для которого характерны чистые звучания музыкальных инструментов, аранжировки в классическом стиле. Чаще ля фона выбирают гитару или пианино.
В-третьих, праздничный стиль. Он подходит для праздничной и предпраздничной атмосферы. Это тематические мелодии для Нового года, Дня влюбленных, Дня Победы и других праздников. Это довольно узкое направление, поэтому особо здесь не поэкспериментируешь.
В-четвертых, легкий стиль (easy listenning). Это легкие, запоминающиеся мелодии, которые ненавязчиво создадут хорошее настроение. Здесь можно выделить подстили:
В-пятых, джаз, который имеет свыше 30 подстилей. Не все из них могут служить фоновой музыкой, поэтому здесь очень важно изучать реакции людей на ту или иную композицию.
Чтобы начать зарабатывать на написании фоновой музыки, нужно начинать с малого. Здесь не стоит торопиться, а нужно сосредоточиться и сделать хороший продукт. Можно экспериментировать со стилями и направлениями, дать послушать их знакомым. Затем попробуйте отправить их владельцам сайтов, использующих фоновое музыкальное сопровождение, отослать в магазины или салоны красоты, музыкальным компаниям, радио ресурсам. Также есть специальные каталоги с фоновой музыкой, которую можно прослушать и скачать на платной основе.
Зачем нужна фоновая музыка?
Что такое фоновая музыка? Когда и зачем она появилась?
Музыка окружает нас повсюду: в барах, спортивных залах и кафе, в торговых центрах, на общественных мероприятиях. Мы слышим фоновую музыку во время рекламы и в кино. Под нее мы играем в видеоигры и смотрим видео-блоги. Мы ее замечаем, но редко вслушиваемся.
Задача фоновой музыки – дополнять картинку происходящего, а не стать главным фокусом аудитории. Она рассчитана на пассивное прослушивание. Но откуда она появилась и для чего она вообще нужна?
Понятие фоновой музыки. Эрик Сати
До XX века музыка была событием. Инструментальные произведения, различные сказания, легенды, исторические баллады привлекали максимум внимания. Ни одно событие не обходилось без музыки – она была неотъемлемой частью культуры и искусства.
В 1916 французский композитор Эрик Сати создал концепцию фоновой музыки: однообразные композиции с повторяющимися мотивами. Его пьеса ‘Мебельная музыка’ должна была звучать ‘как если бы ее не существовало’, то есть быть частью окружающего мира, а не его центральным событием. Но тогда люди еще не готовы были ‘пропустить мимо ушей’ музыку: когда она заиграла во время антракта – все стали возвращаться в зал и композитор вынужден был объяснять им: ‘Уходите, гуляйте, не слушайте!’.
Но всего через пару десятилетий фоновую музыку оценили. Стала появляться так называемая функциональная музыка – которая играет в магазинах, лифтах, в телешоу или во время ожидания ответа оператора на линии. В основном, это ненавязчивые и безмятежные мелодии, которые не напрягают слух.
Компания ‘Muzak’ и лифтовая музыка
В 1934 году была создана компания ‘Muzak’ – изобретение генерала-майора George O. Squier, главного офицера связи армии США во время Первой мировой войны. Он придумал включать музыку в лифтах, чтобы помочь пассажирам справиться со страхом высоты. Отсюда появился термин ‘лифтовая музыка’.
Её можно было сколько угодно раз играть с начала, и никто бы не заметил, что композиция закончилась и началась заново – такой она была спокойной и однообразной.
Радио тогда было сложной и дорогостоящей штукой, поэтому Squier нашел способ передавать сигнал через электрические провода. Компания стала поставлять записанную музыку в отели, рестораны и клубы.
Британские учёные и NASA
В 1937 британские ученые выяснили, что фоновая музыка на предприятии увеличивает производительность. Тогда ‘Музак’ представили ‘Стимулирующую последовательность’: 15-минутные отрезки фоновой музыки, которая должна повышать трудоспособность работников. И продукт стал популярным.
Даже NASA стали использовали произведения ‘Музак’ во многих космических миссиях (например, при запуске ‘Апполона-11’), чтобы успокоить космонавтов и занять периоды бездействия.
Фоновая музыка в кино
В середине XX века фоновую музыку стали развивать музыканты-минималисты: Терри Райли, Ла Монте Янг, Филип Гласс. Кстати, Гласс – очень популярный кинокомпозитор, чьи произведения мы слышим в фильмах ’Иллюзионист’, ’Часы’ и ‘Шоу Трумана’.
Музыка говорит нам, как чувствовать то, что мы видим. Она способна выделить настроение сцены, заставить зрителя полностью погрузиться в атмосферу. Меняясь, она может перейти от веселой и романтичной – к жуткой, грустной и напряженной. И каждый момент ты прочувствуешь с полной глубиной.
Вспомни ‘Интерстеллар’ – вся эта пугающая тишина космоса и великолепная музыка Hans Zimmer, которая наполняет смыслом драматические моменты.
Фоновая музыка может заставить зрителя подвергать сомнению происходящее на экране. Например, сцена, где счастливая парочка целуется. Медленная романтическая музыка заставит зрителя почувствовать, что они собираются остаться вместе навсегда. Та же сцена с тревожными нотками даст понять, что случится что-то плохое.
В общем, фоновая музыка может передавать эмоции и даже историю без каких-либо диалогов. Всё происходящее на экране не было бы таким динамичным без музыкального сопровождения.
Влияние музыки на покупки
Ты когда-нибудь бывал в магазине, где не звучит музыка в фоновом режиме? Большинство людей в таких случаях чувствуют себя некомфортно и быстро уходят, направляясь к более уютному и дружелюбному магазину. С другой стороны, некоторые выходят из магазина, когда музыка слишком громкая или неприятная.
Правильная музыка может выгодно влиять на настроения людей, привлечь клиентов и увеличить продажи. Даже длинная очередь будет казаться короче, если в фоновом режиме будет звучать хорошая мелодия.
Скорость, ритм и объем музыки в магазине влияет на темпы потока клиентов. Когда тихо играет спокойная музыка – люди склонны медленно блуждать по проходам. Энергичные и громкие песни ускоряют темп передвижения. А еще исследования показывают, что импульсивные и дорогие покупки совершаются, когда в торговом зале играет приятная музыка.
Фоновые мелодии в ресторанах
В кафе и ресторанах музыка нужна для того, чтобы настроить посетителя на отдых, задать нужное настроение. Она маскирует сторонние звуки, шум улицы и чужие разговоры, создавая атмосферу приватности. Согласись, гораздо приятнее слышать ненавязчивую музыку, чем лязг вилок, тарелок и как та барышня за соседним столом уже третий час жалуется подруге на мужа.
Музыка во время работы
Бывает, что в течение рабочего дня концентрация теряется. И нам снова приходит на помощь музыка!
Оптимистичная музыка повышает эффективность работы. Лучше всего это работает, если музыка играет не постоянно, а вводится периодически, когда внимательность ослабевает. Музыка может сделать задачу менее скучной, и помочь сфокусироваться на деталях.
Исследования, подтверждающие эти выводы, рекомендовали использовать музыку без слов. Но если уж выбирать музыку с текстами – они должны быть либо знакомыми, либо скучными, чтобы не отвлекать от работы 🙂
Эта навязчивая фоновая музыка: как она работает и почему?
Автор фото, Reuters
Мэрии многих городов мира, как больших, так и малых, тоже вкладывают средства в создание праздничной атмосферы с помощью уличного музыкального сопровождения
Если бы я могла мгновенно перенестись из одного места в другое, то даже с закрытыми глазами могла бы определить, где нахожусь. По звучащей музыке.
Впрочем, у того, что льется в наши уши из динамиков в магазинах, фойе, вестибюлях, лифтах, аэропортах и прочих общественных местах, в английском языке есть свое особое название: это не музыка, а «музак», то есть музыкальное фоновое сопровождение.
Как это ни странно, начало этому нехорошему тренду положил еще в начале ХХ века французский классик Эрик Сати своей «меблировочной музыкой», созданной в 1910-х годах.
Автор фото, API/Getty
Эрик Сати (справа, с Клодом Дебюсси в 1900 году) полагал, что музыка должна создавать определенный фон, как правильно подобранная мебель, и быть при этом незаметной
Muzak по проводам
Способ «доставки» фоновой музыки потребителю придумал примерно в то же время генерал-майор американской армии Джордж Оуэн Сквайр. Будучи начальником службы связи в годы Первой мировой войны, Сквайр разработал проводное радио (используя деревья в качестве антенн), чтобы посылать радиограммы, а уже в мирное время запатентовал свое изобретение и основал компанию Wired Radio («Проводное радио»), начав передавать целевые звуковые комплекты по телефонным проводам. Позже он переименовал компанию в Muzak.
Конец истории Подкаст
Поначалу это была по большей части инструментальная классика или джаз, а позднее к этому присовокупили инструментальное исполнение популярных шлягеров.
В Америке такая музыка особенно пришлась кстати в лифтах, поскольку отвлекала внимание и тем самым успокаивала нервы особо тревожных посетителей и клиентов, а это было существенным моментом, если представить, сколько там небоскребов и сколько у них этажей.
Популярности «музака» помогло и опубликованное в 1937 году исследование британских индустриальных психологов «Усталость и скука на рабочем месте», где говорилось, что спланированное звуковое оформление рабочего места улучшает продуктивность и повышает настроение.
Однако было отмечено и обратное: если музыкальное сопровождение слишком заинтересовывало, то люди наоборот переставали работать и начинали активно слушать или уносились куда-то далеко-далеко в своих мыслях.
В военные 1940-е годы компания Muzak разработала с помощью архитекторов звука что-то вроде звукового алгоритма, назвав его «Прогрессивной стимуляцией».
Смысл его был в том, что трансляции были разбиты на 15-минутые интервалы, в течение которых громкость звучавшей музыки неуклонно возрастала, а затем умолкала на следующие четверть часа, создавая у работника ощущение «движения вперед» и тем самым, как считалось, повышая производительность труда.
Автор фото, Mike Kemp/Getty
Благоприятный фон
Впрочем, всевозможных исследований на предмет воздействия музыки на наше подсознание было сделано огромное количество.
Было даже такое, которое обнаружило, что ежедневное прослушивание фоновой музыки повышает наш иммунитет.
Студенты университета Уилкса в Пенсильвании в конце 1990-х в ходе своего эксперимента пришли к заключению, что прослушивание фоновой музыки в течение 30 минут на 14,1% повышало уровень иммуноглобулина А, который обитает в слизистых оболочках и отваживает вирусы и патогены.
При этом экспериментаторы заметили, что прослушивание такого же количества музыки по радио, равно как и прочих звуковых стимуляций или же просто тишины, не приносило такого же результата.
Еще одно исследование, проведенное профессором музыкальной психологии Адрианом Нортом в одном из ресторанов в английском городе Маркет Босуорт, показало, что посетители в среднем тратили на 2 фунта (2.55 доллара) больше, если подвергались «обработке» классикой, а не поп-музыкой.
Одно из возможных объяснений тому, по мнению ученых, может быть то, что классическая музыка ассоциируется у большинства с качеством, и именно по этой причине, кстати, классический репертуар подстегивает нас делать более дорогие покупки.
Автор фото, Getty Images
Может ли музыка воздействовать на вкус вина?
В дебри музыкального подсознания. С вином
В ходе другого маркетингового исследования выяснилось, что если в магазине, например, звучал французский шансон, то покупатели предпочитали брать французское, а не немецкое вино (пять бутылок французского на одну немецкого), тогда как проигрывание бравурных маршей приводило к обратному эффекту, хоть в меньшем масштабе (две бутылки немецкого на одну французского).
С музыкой и вином было еще одно любопытное исследование, проведенное психологами из университета Гериот-Ватт в Эдинбурге. Они попытались установить, может ли музыка влиять на вкус вина.
Участвовавшим в этом эксперименте предлагалось попробовать красное или белое вино и охарактеризовать его как: 1) крепкое, бьющее по мозгам; 2) изысканное, утонченное; 3) терпкое, бодрящее и 4) легкое, деликатное.
С бокалом вина испытуемых разводили по комнатам, где была закольцована соответствовавшая каждому из перечисленных выше настроений музыка: 1) Кантата Карла Орфа «Кармина Бурана»; 2) Вальс цветов Чайковского (из балета «Щелкунчик»); 3) поп-хит 1980-х Just Can’t Get Enough в исполнении группы Nouvelle Vague и 4) электронный эмбиент Slow Breakdown.
По итогам этого эксперимента оказалось, что участники характеризовали вино точь-в-точь в соответствии со звучавшей в этот момент в их комнате музыкой.
В то же время ученые Ратгерского университета американского штата Нью-Джерси обнаружили, что фоновая музыка если и воздействует, то только на импульсивных покупателей, которые готовы ухватиться за любую возможность, чтобы потратить лишнее, тогда как «задумчивые, созерцательные» покупатели наоборот тратили меньше, чем собирались.
Автор фото, Anadolu Agency/Getty
Музыкально оформить такой торговый центр, как московский ГУМ, не так просто
Архитектура звука и сенсорный брендинг
Но мы, конечно, понимаем, что хоть музыка и обладает способностью рождать у нас сложные ассоциативные ряды, клиент не дурак и в лоб прорекламировать ему что-то при помощи музыки вряд ли удастся. Да и к тому же еще не написано столько шлягеров на каждый конкретный товар.
Но бывает, что преследуется прямо противоположная цель, если, допустим в кафе, расположенном на вокзале или в небольшой гостинице, нет достаточно посадочных мест; тогда управляющим важно, чтобы клиент не рассиживался, и в этом случае фоновая музыка у них, скорее всего, будет более оживленной, бравурной.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Кафе на вокзале Ватерлоо вряд ли заинтересовано, в том, чтобы клиент занимал столик надолго
Компания Muzak (которая после поглощения в 2004 году канадской фирмой стала называться Mood Music) в далекие 1930-40-е годы специально приглашала ансамбли и оркестры для инструментальной записи известных мелодий.
Автор фото, Waring Abbott/Getty
Станция лондонского метро Charing Cross стала одной из первых, начавшей транслировать при входе классическую музыку
Классикой по хулиганью
Если раньше главным врагом создателей музыкального фона была тишина, то в последнее время к ней присоединилась новая проблема: как можно залить в уши потребителю некий атмосферный музыкальный мусор, если он, этот потребитель, расхаживает по торговому залу в собственных наушниках, откуда доносится не пойми что?
С другой стороны, сколько существует фоновая музыка, столько существует и противостояние ей.
Когда это новшество в 1948 году внедрили в вашингтонских автобусах и трамваях, то небольшая группка разгневанных пассажиров подала в суд на основании посягательства на свое личное пространство. Судебную тяжбу они проиграли с треском.
В 2006 году всемирно известный пианист и дирижер Даниэль Баренбойм обрушился на «музак», сказав в своей публичной лекции, что этот навязчивый музыкальный фон, изменить который мы совершенно бессильны, «убивает активное прослушивание музыки» и рождает поколение, которое будет не способно концентрировать свое внимание на музыкальном произведении.
Однако психологи говорят, что у музыки много разных функций, не только эстетическая, и отношение к ней уже изменилось, став более утилитарным.
По их данным, для многих людей сегодня часы бодрствования на 40% заполнены музыкой в том или ином ее виде. Да и классические шедевры всех жанров разменяны на рингтоны, сомнительного качества телерекламу и самодельные гифки.
Пилотный проект оказался настолько успешным, что его распространили не только на всю лондонскую подземку, но и на некоторые страдавшие от вандализма и антисоциального поведения британские супермаркеты, автобусные станции и городские парки, где она тоже доказала свою действенность.