что значит франко станция назначения
Что значит франко станция назначения
Огромное значение не только в транспортной логистике, но и вообще в процессе ценообразования на товары имеют базисные условия поставки.
Базисными условиями поставки называют специальные условия, которые фиксируются в контрактах купли-продажи и определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товара. При этом устанавливается момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя.
Основная цель базисных условий поставки имеет прямую логистическую направленность — определить, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара.
Как уже отмечалось, данная совокупность логистических расходов очень разнообразна и достаточно велика, составляя иногда 40
50% цены товара. Они могут включать:
Далее остановимся на характеристике некоторых наиболее употребляемых на практике конструкций базисных условий поставки.
Франко представляет собой обозначение порядка возмещения и учета в цене товаров транспортных и других издержек, связанных с доставкой продукции конкретизированным получателям.
Термин «франко» указывает, до какого звена системы продвижения продукции на пути к покупателю (потребителю) транспортные издержки несет поставщик. Данные расходы в оптовой цене учитываются по средним величинам, остальные же расходы оплачиваются покупателем сверх установленной цены.
В зависимости от особенностей ценообразования на отдельные виды грузов и условий транспортировки выделяют следующие виды франко:
Рассматривая вышеперечисленные базисные условия поставки, отметим, что в основе платы за перевозку грузов водным транспортом лежит фрахт. Размер фрахта может оговариваться в каждом конкретном случае (при заключении чартера) или же исчисляться на основе действующего тарифа.
В зависимости от условий договора фрахт оплачивается за единицу массы или объема либо в виде общей суммы за перевозку. В последнем случае она (сумма) называется «люмпсум».
Люмпсум как разновидность провозной платы взимается аккордно за все судно безотносительно к фактическому количеству перевозимого груза.
К люмпсуму обычно прибегают тогда, когда перевозке подлежит разнохарактерный груз, массу и кубатуру которого заранее трудно определить. Люмпсум используется также в тех случаях, когда фрахтователи не могут гарантировать приемлемого для перевозчика использования грузо-подъёмности или грузовместимости судна. Оговариваемая при такой ситуации в чартере сумма фрахта выплачивается судовладельцу полностью, независимо от того, какое количество груза фактически погружено на судно. Как правило, фрахтователи, соглашаясь на фрахт люмпсум, требуют включения в чартер данных о гарантированной перевозчиком грузоподъемности и грузовместимости судна с тем, чтобы лишить судовладельца возможности необоснованно ограничивать количество груза, принимаемого на судно.
Право на получение фрахта (платы) возникает у судовладельцев после того, как он выполнит свои обязательства перед фрахтователем. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе гибель судна или груза, не дают грузовладельцу права на получение фрахта, если груз не доставлен по назначению. В то же время в некоторых случаях судовладельцы добиваются включения в чартер условия, в соответствии с которым право на фрахт возникает у судовладельца независимо от того, погибло судно или груз или нет. Добавим, что момент, когда у судовладельца возникает право на получение фрахта, не обязательно совпадает с фактическими сроками платежа. В соответствии с условиями чартера фрахт может быть выплачен как в порту назначения, так и в порту отправления.
В организации транспортной деятельности, связанной с транспортировкой грузов, следует учитывать еще один тип фрахта — так называемый обратный фрахт.
Обратный фрахт — это плата, которую грузовладелец обязан оплатить перевозчику за обратную доставку груза в порт отправления, если груз не может быть сдан в порту назначения по независящим от перевозчика причинам.
При организации доставки грузов водным транспортом нередко важное значение имеет сам процесс заключения и согласования условий фрахтования судна. Поясним.
В широком смысле под фрахтованием понимается проведение определенной работы по бронированию линейного тоннажа. Результаты этой работы оформляются подписанием специального документа — букинг-нота.
Заметим, что фрахтование судов в трамповом судоходстве, как правило, осуществляется через специализированных экспедиторов — фрахтовых брокеров, а в линейном судоходстве — через разветвленный аппарат аквизиторов.
Теперь осветим основные виды фрахтования судов в торговом мореплавании. В этой сфере применяются следующие виды фрахтования:
По этому соглашению судовладелец за определенную плату (фрахт) обязуется на обусловленном судне перевезти конкретный груз из одного или нескольких портов отправления в один или несколько портов назначения. Данный вид фрахтования судов оформляется, как сказано, рейсовым чартером.
Фрахтование на последовательные рейсы.
Это разновидность рейсового чартера. Такая форма фрахтования применяется при перевозках большого количества однородного груза в одном и том же направлении одним и тем же судном. На практике такие договоры заключаются с условием, что судно после окончания выгрузки должно немедленно вернуться в порт погрузки для совершения следующего рейса. При этом перевозчик вправе в балластном направлении перевозить грузы других фрахтователей.
Количество последовательных рейсов может быть либо твердо оговорено в чартере, либо ограничено определенным периодом времени. Соглашение, как правило, оформляется одним чартером с указанием количества рейсов, которое должно совершать судно.
Фрахтование по генеральному контракту.
В этом случае судовладелец обязуется в течение определенного времени перевезти обусловленное количество груза. При этом он вправе выделить для перевозки любые пригодные для этой цели суда, причем их наименование в соглашении на транспортировку не указывается. На каждый рейс судна, осуществляющего перевозку по генеральному контракту, обычно выписывается отдельный чартер. Однако в некоторых случаях составляется лишь букинг-нот, в котором делается ссылка на то, что перевозка совершается в счет исполнения генерального контракта. В настоящее время такая контрактация тоннажа получила довольно широкое распространение.
Фрахтование на условиях тайм-чартера.
Оно зависит от способа определения продолжительности нахождения судна в аренде. Данная форма фрахтования делится на:
По условиям кругового рейса время аренды определяется фактической продолжительностью обусловленного рейса.
Димайз-чартер представляет собой договор аренды судна, по которому судовладелец передает фрахтователю судно на обусловленный срок в полное его владение с передачей прав контроля над командой. На время аренды экипаж судна, включая его командный состав, становится служащими фрахтователя. Фрахтователь принимает на себя все расходы по эксплуатации судна, включая зарплату экипажу, а также страхование. При этом он выплачивает судовладельцу арендную плату (обычно помесячно).
Экономическое содержание арендной платы по димайз-чартеру сводится к возмещению судовладельцу его капитальных затрат на приобретение судна и к выплате ему определенной прибыли. Фрахтователь обязан поддерживать судно в должном состоянии, выполнять и оплачивать за свой счет периодические и аварийные ремонты по судну, использовать его только в рамках договора.
Очень важным аспектом в процессе фрахтования судна, также имеющим транспортно обеспечивающий характер, является оплата грузовых работ.
Базисы поставки и условия транспортировки нефтепродуктов
«Франко-вагон станция отправления»
Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях сдачи товара первому перевозчику на железнодорожной станции отправления.
По согласованию сторон Поставщик может оказывать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом от станции отправления до станции назначения,указанной покупателем.
«Франко-вагон станция назначения»
Поставка товара осуществляется с НПЗ железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до железнодорожной станции, указанной покупателем и являющейся пунктом назначения.
Поставка товара осуществляется по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти путем сдачи товара Поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта Транснефти из резервуара НПЗ.
По согласованию сторон организация транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти может осуществляться либо покупателем самостоятельно и за свой счет, либо Поставщиком
путем оказания услуги по организации транспортировки нефтепродуктов по системе магистрального трубопроводного транспорта Транснефти.
Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуаре покупателя.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара покупателя осуществляется Поставщиком по трубопроводу.
«Франко-резервуар 3 их лиц»
Поставка товара осуществляется путем передачи товара от Поставщика покупателю в резервуарах 3 их лиц.
Транспортировка нефтепродуктов до резервуара третьих лиц осуществляется Поставщиком по трубопроводу.
Начиная с даты поставки товара дальнейшее хранение или транспортировка товара производится покупателем самостоятельно и за свой счет.
Поставка товара осуществляется на условиях самовывоза (выборки) товара автомобильным или железнодорожным транспортом покупателя с пунктов налива /погрузки (НПЗ).
«Франко-вагон промежуточная станция»
Поставка товара импортного производства осуществляется железнодорожным транспортом на условиях доставки товара Поставщиком до промежуточной железнодорожной станции.
По согласованию сторон Поставщик может оказать покупателю услугу по организации транспортировки нефтепродуктов от промежуточной станции до станции назначения, указанной покупателем, либо покупатель самостоятельно и за свой счет организует транспортировку от промежуточной станции до станции/пункта назначения.
Сейчас другие времена, другие термины…
Материал подготовлен специалистами ЗАО «Консалтинговая группа «Зеркало» под руководством генерального директора Перелетовой И.В.
Опубликован: журнал «Экономика и Жизнь вопрос-ответ», 5
Наша организация отгрузила в одну из республик СНГ свою продукцию. Товар был отвезен на железнодорожную станцию, прошел таможню, был передан железнодорожному перевозчику (указанному покупателем), получен покупателем на станции, который потом местным автотранспортом отвез товар к себе на склад. Условия поставки в договоре (базис поставки) – франко-пункт назначения. В какой из перечисленных моментов нужно отразить реализацию в налоговом учете, если для целей исчисления налога на прибыль мы применяем метод начисления? (Т. Сафонова, г. Екатеринбург)
Как и в бухгалтерском учете, доходы в целях налогообложения прибыли признаются при соблюдении следующих условий:
— определение точной даты, при наступлении которой факт хозяйственной деятельности считается состоявшимся;
— приобретение права собственности на имущество (работы, услуги) и (или) имущественные права;
— определение размера дохода в денежном выражении;
— наличие соответствующих документов, подтверждающих получение дохода.
Таким образом, для определения даты реализации товара, на которую следует считать выручку для целей налогообложения прибыли (в случае, если в договоре момент перехода права собственности отдельно не определен), необходимо уточнить момент исполнения обязанностей поставщика по договору поставки. Согласно пункту 1 статьи 458 ГК РФ, обязанность продавца передать товар считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара (и если иное не предусмотрено договором купли-продажи).
Термином “франко-пункт назначения” определялся порядок распределения между продавцом и покупателем товаров транспортных расходов, оплаты погрузочно-разгрузочных работ и страхования грузов. При указании в договоре “франко-пункт назначения” расходы несет поставщик (они считаются вошедшими в цену товара), а покупатель освобождается от всех расходов по доставке товара до станции назначения.
Таким образом, в рассматриваемом случае, по мнению автора, обязанность организации по поставке товара можно считать выполненной в момент передачи товара железнодорожному перевозчику. Следовательно, именно в этот момент должна быть отражена реализация для целей налогообложения прибыли.
Везем товар, оформляем документы
заместитель директора направления 1С
6 мин на чтение
Нет времени читать?
Например, если договором поставки определено, что право собственности на товары переходит к покупателю на складе поставщика, то в качестве условий доставки следует указать, что доставка товара осуществляется за счет покупателя.
Из смысла ст. 510 ГК следует, что продавец по общему правилу обязан доставить товар покупателю. Если не определен базис поставки, т.е. условие о распределении обязанностей и расходов сторон по транспортировке товара, обязанность доставки лежит на продавце.
Ситуация 1. Доставку автотранспортом осуществляет Продавец
Продавец нанимает транспортную компанию.
Итак, предполагается 2 варианта.
Отметим, что согласно п. 7 Инструкции в тех случаях, когда в ТТН (Т-1) в разделе «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых ТМЦ, в качестве товарного раздела к накладной должны прилагаться как неотъемлемая ее часть специализированные формы (например, ТОРГ-12), утвержденные в установленном порядке, по которым производятся списание ТМЦ у грузоотправителя и оприходование их у грузополучателя, а также ведется складской, оперативный и бухгалтерский учет. В этих случаях в ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю. То есть если в ТТН можно перечислить все наименования и характеристики товара, то заполнять форму ТОРГ-12 не обязательно.
Покупатель примет товар у перевозчика по товарно-транспортной накладной, которая будет первичным документом (если приложением к этому документу являлась форма ТОРГ-12, то по ней будет сверяться товар по количеству и ассортименту).
Продавец получит от транспортной организации третий экземпляр ТТН вместе со счетом за перевозку. В ней будет указана дата, когда покупатель получил товар. Если продавец желает быстрее получить информацию о дате перехода права собственности на товар, то в договоре купли-продажи он может согласовать с покупателем обязанность последнего сообщить об этом продавцу (посредством телефонной связи, по электронной почте и т.д.).
Для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации применяется товарная накладная (форма ТОРГ-12), которая относится к первичной учетной документации по учету торговых операций.
Таким образом, надлежащим образом оформленные товарная и транспортная накладные являются документальным подтверждением расходов в виде стоимости реализованного (приобретенного) товара и расходов на его доставку в целях налогообложения прибыли.
Продавец может осуществить доставку собственными силами, если у него имеется собственный или арендованный транспорт, тем более что с 17.07.2005 на перевозку грузов автомобильным транспортом лицензии не требуется (ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29.12.2010). Если собственного (арендованного) транспорта нет, то поставщик вправе привлечь специализированную организацию, заключив с ней соответствующий договор.
Признать расходы налогоплательщик вправе, только если они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, т.е. экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с получением дохода. Требование о документальном подтверждении расходов вытекает и из норм бухгалтерского законодательства, а именно из ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.09.2010). В соответствии с п. 1 указанной статьи все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Вопрос о том, должен ли поставщик, доставляющий товары собственным транспортом, в обязательном порядке оформлять товарно-транспортную накладную, является спорным.
В Определении ВС РФ от 10.11.2009 №КАС09-515 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 26.08.2009 №ГКПИ09-589, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим абз. 3 п. 6 Инструкции Минфина СССР №156, Госбанка СССР №30, ЦСУ СССР №354/7, Минавтотранса РСФСР №10/998 от 30.11.1983» суд пришел к выводу, что накладная №ТОРГ-12 и ТТН не являются равнозначными документами, в силу чего по товару, доставленному автотранспортом, наличие ТТН всегда обязательно.
Как нам представляется, поставщику целесообразно оформлять ТТН при самостоятельной доставке товаров, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с партнером из-за применения вычетов по НДС.
Если же для целей доставки привлекается специализированная организация, то оформление ТТН является бесспорным.
Некоторые фирмы подтверждают транспортные услуги перевозчика актом оказанных услуг. Однако одного акта недостаточно, поскольку он не содержит сведений, вносимых именно в ТТН, характеризующих транспортную операцию и подтверждающих реальность ее совершения (в частности, маршрут следования, Ф.И.О. водителя, гос. номер ТС) (Определение ВАС РФ от 21.01.2013 №ВАС-14647/12, Постановления ФАС ЦО от 23.01.2013 №А64-5348/2011, ФАС ПО от 31.01.2013 №А65-11363/2012).
Ситуация 2. Покупатель сам оплачивает перевозку товара со склада продавца, при этом, не имея собственного автотранспорта, он нанимает транспортную компанию.
В этой ситуации также возможны 2 варианта.
Итак, сначала покупатель заполнит транспортный раздел ТТН и все четыре экземпляра ТТН передаст перевозчику, который едет к продавцу. Продавец заполнит товарный раздел ТТН, вписав наименование, количество и другие характеристики отгружаемого товара (либо отметит в ТТН. что неотъемлемой ее частью является накладная ТОРГ-12, где указаны характеристики товара). Продавец, отпустив товар, расписывается в ТТН, 1 экземпляр оставляет себе, а 3 остальных передает перевозчику, который везет груз к покупателю.
ФРАНКО-СТАНЦИЯ НАЗНАЧЕНИЯ
Смотреть что такое «ФРАНКО-СТАНЦИЯ НАЗНАЧЕНИЯ» в других словарях:
франко-станция назначения — франко станция назначения … Орфографический словарь-справочник
ФРАНКО-СТАНЦИЯ НАЗНАЧЕНИЯ — Базис поставки, при котором продавец несет коммерческие издержки транспортировки товара или продукции до станции назначения, а также разгрузочных работ. Покупатель получает товары под подпись в накладной транспортной организации и принимает на… … Словарь бизнес-терминов
франко-станция назначения — фра/нко ста/нция назначе/ния … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ФРАНКО — условия поставки и оплаты товара, от которых зависит учет в ценах затрат на транспортные, погрузо разгрузочные работы, страхование. В зависимости от вида ФРАНКО (франко вагон, франко станция отправления или назначения, франко склад поставщика и т … Финансовый словарь
Франко — в коммерческих операциях условия поставки продукции, в соответствии с которыми потребитель освобождается от расходов по доставке грузов (погрузка, транспортировка, выгрузка) в связи с включением их в цену товара. Существуют следующие виды франко … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Франко (экономика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Франко. Франко (Свободно, фр. franco, англ. free) торговый термин, обозначающий определённое место, обозначенное в договоре купли продажи, за доставку товара в которое вся… … Википедия
франко — (сокращенное обозначение фко) общее выражение для обозначения бесплатности операций: 1) франко станция обозначает, что товар доставляется за счет продавца к станции отправления или назначения; 2) перед или после наименования банковской… … Справочный коммерческий словарь
ФРАНКО — – распределение транспортных расходов между поставщиком и потребителем. Указание, что цена утверждена или установлена по соглашению сторон Ф. такое то место, означает, что все транспортные расходы по доставке прэдукции до этого места несёт… … Советский юридический словарь
Франко (в торговле) — Франко (итал. franco, буквально √ свободный), в договоре перевозки термин, обозначающий, что часть расходов по транспортировке товара несёт поставщик. Основные виды Ф.: Ф. вагон (судно) станция (пристань) назначения (поставщик несёт все расходы… … Большая советская энциклопедия
Франко — I Франко Иван Яковлевич (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Дрогобычского района Львовской обл., – 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в… … Большая советская энциклопедия