что значит генерал песчаных карьеров
Реальные беспризорники погибли, а Дора бросила кино. Драмы звезд «Генералов песчаных карьеров»
Даже если кто-то не видел драму американца Холла Бартлетта о бразильских беспризорниках, то музыку из кинофильма слышали все. Сама история получилась трогательной и впечатляющей потому, что в картине были задействованы настоящие сироты.
Еще в 1937-м Жоржи Амаду написал роман «Капитаны песка», и хотя спустя 14 лет общественная деятельность автора была отмечена Сталинской премией, гораздо большую известность обрел не оригинальный текст книги, а вольная интерпретация истории Холла Бартлетта «Генералы песчаных карьеров». Американец изменил и название, и персонажей Амаду: 15-летнего вожака банды беспризорников Педро Пулю (Буллита) сыграл 29-летний Кент Лейн, его 13-летней возлюбленной Доре соответственно стало 26. Вместо шрама на щеке Педро получил лишь ангельские светлые кудри, а о том, что Безногий не только растапливал сердца чужих матерей, но и жестоко истязал кошек и уродовал людей, зрители так и не узнали.
Окультуренные, но все равно воровавшие и обманывавшие народ в силу тяжелых обстоятельств жизни, экранные беспризорники вызывали у публики глубокое сочувствие. 1 июля 1971-го картину впервые показали в столице, затем внесли в конкурсную программу Международного московского кинофестиваля, а в широкий прокат выпустили в 1973-м, благодаря чему работу Бартлетта посмотрели 43,2 миллиона зрителей.
Культовым в СССР фильм во многом стал из-за музыки: композиция Доривалла Каимми «Марш рыбаков» на территории России превратилась в гимн «Генералов песчаных карьеров», слова которого написал Юрий Цейтлин. «Я начал жизнь в трущобах городских» в 70-е исполнял квартет «Аккорд», а в 90-е вторая волна популярности композиции накрыла страну благодаря «Несчастному случаю» и «Старым песням о главном». Однако в юбилей картины поговорим не о печальных мелодиях, а о судьбах артистов, сыгравших ключевые роли в драме.
Кент Лейн — Буллит
Реальная трагедия состояла в том, что половину малолетних актеров фильма убили уже через полгода после премьеры: то были настоящие беспризорники, а не профессиональные артисты, и выдержать опасную, голодную уличную жизнь они не смогли. Совсем иначе обстояло дело с Кентом Лейном, родившимся не в трущобах, а в солнечном Лос-Анджелесе.
Его мама Ронда Флеминг активно снималась в 40-50-е и даже получила прозвище «Королева Текниколор», ведь именно этот способ съемки позволял передать образ яркой рыжей женщины. Ронда также записала сольный альбом, прославилась благодаря частому участию в телешоу и сериалах, а окончив карьеру в 70-е, погрузилась в благотворительность. Неудивительно, что сын обладательницы звезды на Голливудской аллее славы тоже решил попробовать себя в качестве актера.
Но если о Ронде Флеминг можно найти массу информации, то ее наследник оставил не слишком заметный след в истории кинематографа. До «Генералов песчаных карьеров» Кент сыграл главную роль в картине «Перемены», а после — второстепенного персонажа в комедии «Хупер». На этом актерство для мужчины закончилось.
Зато Кент стал отцом двух дочек, Келли и Кимберли, и счастливым дедушкой. Известно, что с 1997-го бывший артист живет с семьей в Палм-Спрингс и много лет дружит с фотографом Джесси Истлендом. В августе звезде «Генералов песчаных карьеров» исполнится 80.
Тиша Стерлинг — Дора
В книге истории Доры посвящена только вторая часть, а в фильме героиня становится центральной фигурой. Девушка и ее брат попали в банду, после того как осиротели. Беспризорники радушно приняли их в семью, и юная красавица заменила малолетним воришкам сестру и мать, а для Буллита превратилась в невесту.
Дочь актрисы Энн Сотерн Тиша Стерлинг начала сниматься в 60-х, засветившись в «Часе Альфреда Хичкока» и «Напряги извилины». После «Генералов песчаных карьеров» девушку с выразительными глазами позвали в сериалы «Шестое чувство», «Коломбо» и «Ангелы Чарли», но на эпизодические роли. В ее фильмографии отмечены также «Молодые и дерзкие» и «Завтрак чемпионов», которым и завершилась карьера артистки.
В 21 Тиша родила дочку Хайди от коллеги по цеху Лала Баума, однако через несколько лет супруги разошлись. Лал умер в 49 из-за злокачественной опухоли мозга, и несмотря на развод, это разбило Стерлинг сердце. Одинокая актриса перебралась к матери, у которой в конце 60-х обнаружили гепатит. Некогда красивая и стройная, Энн Сотерн располнела, из-за чего практически перестала сниматься. Депрессия и болезнь сделали женщину невыносимой, но Тиша Стерлинг закрывала глаза на агрессию и продолжала заботиться о маме вплоть до 2001-го, когда та умерла от сердечного приступа.
Через 15 лет после ухода Энн Тиша опубликовала мемуары, значительная часть которых повествовала о звездной маме. По некоторым данным, сейчас 76-летняя Тиша Стерлинг живет с дочкой в Айдахо и занимается флористикой.
Доривал Каимми — Джон Адам
Барду достался лишь эпизод, хотя его вклад в фильм бесценен: Доривал написал тот самый «Марш рыбаков», что так полюбили зрители, и спел его в драме. В Бразилии композитора давно называют классиком, ведь свой первый хит O Que е Que a Baiana Tem он создал еще в 1939-м.
Музыкант писал о том, что хорошо знал: Доривал вырос в прибрежном районе Баия, поэтому и воспевал в композициях труд рыбаков. В 23 он переехал в Рио-де-Жанейро, желая прославиться. Затея удалась: в 1968-м за вклад в родную культуру правительство наградило Каимми квартирой в Сальвадоре.
Доривал выступал с группами и оркестром, написал более ста композиций в жанре самбы и босса-новы, но массовым советским зрителям открылись лишь его «Марш рыбака» и «Песня переселенца». Последнюю Каимми изначально создал для постановки Жоржи Амаду, а спустя 20 лет мелодия попала в сериал «Рабыня Изаура». Ну а в 90-е его O Bem do Mar музыканта зазвучала в «Тропиканке».
В 1938-м Доривал познакомился с певицей Стеллой Марис и влюбился с первого взгляда. Творческие люди поженились и стали родителями троих детей, которые пошли по их стопам. Дочь Нана выросла в сильную вокалистку, сыновья Дори и Данилу зарекомендовали себя как талантливые композиторы. Семья Каимми собирала на своих выступлениях тысячи поклонников.
В последние годы Доривалу было не до концертов: девять лет мужчина боролся с раком. Артист умер в 2008-м в 94 года, и в траурный день бразильские журналисты писали, что его музыка погибла вместе с ним: подражать стилю Каимми не решались даже родственники.
Алехандро Рей — священник Хосе Педро
Лишь один взрослый прорвался в круг несовершеннолетних беспризорников — священник. Ему пришлось долго доказывать свою искренность в отношении сирот, а позднее было суждено поплатиться за отстаивание прав бродячих воров перед власть имущими…
Сам Алехандро Рей не понаслышке знал о тяжелом положении бездомных Южной Америки: он родился в Буэнос-Айресе. Артисту повезло прославиться на Родине в аргентинских фильмах и сериалах, а в 70-х получить ключевые роли в картинах «Мачеха» и «Генералы песчаных карьеров». Позднее актер засветился в телекартинах «Дни нашей жизни», «Рыцарь дорог», «Команда А» и «Санта-Барбара», а также срежиссировал два проекта.
Благодаря роли в ситкоме «Летающая монахиня» Алехандро получил американское гражданство. Всех своих жен артист встретил в Калифорнии. Первый брак сердцееда продлился всего семь дней, союз с Кристиной Руди растянулся на два года, а вот с агентом по недвижимости Джойс Боуман актер прожил 11 лет. Супруга подарила звезде сериалов сына Брэндона.
Карьеру артисту пришлось оставить не из-за отсутствия предложений, а в связи с болезнью. В 1986-м на экраны вышли последние проекты с участием актера «Даллас» и «Телетеррор», а уже через год 57-летний мужчина скончался от рака легкого.
Буч Патрик — Безногий
С этим беспризорником также связана весьма душещипательная история: банда заставила Безногого втереться в доверие к богатой сеньоре, чтобы тот разузнал, где хранятся основные ценности женщины и ее мужа, а коммуна смогла позднее обчистить дом. Мальчик зашел с козырей — показал больную ногу, хромал сильнее, чем обычно, представился именем Августо — именно так звали погибшего сына хозяйки особняка.
Донна Эстер приютила ребенка, не подозревая, что он может ее предать. Сердце сироты дрогнуло только после ограбления, но хотя Педро Пуля предложил герою вернуться, мол, господа примут его, несмотря ни на что, воришка остался верен прежним друзьям.
Сыграл Безногого уроженец Лос-Анджелеса Буч Патрик, который на тот момент уже успел засветиться в главной роли в фильме «Монстры, идите домой!» Тема чудовищ Франкенштейна преследовала актера и после «Генералов песчаных карьеров» в различных интерпретациях хорроров и комедий. Сейчас Буч продолжает сниматься, продюсирует и озвучивает картины. Так, голосом артиста говорят персонажи «Симпсонов».
Джон Рубинштейн — Профессор
Ситуация, когда актеры гораздо старше книжных прототипов, повторилась и в случае с Профессором: Джону Рубинштейну на момент съемок было уже 24. В романе его герой становится художником, чьи картины о жизни бедняков потрясают страну, тогда как финал ленты пессимистичен: после смерти Доры Педро Пуля ведет беспризорников ко дворцу губернатора, требуя выслушать их. Полицейские целятся в ребят, и раздается выстрел…
Рубинштейн не только играл в эпизодах фильмов и сериалов, но и получил «Тони» за работу в музыкальных пьесах. Как его знаменитый отец Артур Рубинштейн, Джон был еще и композитором. Он создавал саундтреки, дирижировал с оркестром, шесть лет вел радиопрограмму «Карнеги-холл сегодня вечером», а два года был клавишником в рок-группе. Кроме того, талантливый артист записывал аудио-книги.
Женился артист трижды: на Джуди Уэст, Джейн Ланье и Бонни Берджес, — а детей у него появилось пятеро. Самый известный из них — Майкл Уэстон, сыгравший детектива Лукаса Дугласа в «Докторе Хаусе».
Что же стало с остальными?
У многих актеров, засветившихся в картине, небогатая фильмография: Джимми Фрэйзер, сыгравший брата Доры, «беспризорники» Адемир Де Силва и Гильерме Ламунье, «сеньор» Уильям Хобсон и «жрица Вуду» Креуза Миллет не снимались больше нигде.
«Сеньора» Мариза Урбан завершила карьеру после еще пары лент, а вот Элиана Питтман, перевоплощавшаяся в Дальву, вернулась в кино в нулевых с сериалами «Америка», «Новые времена» и «Самое прекрасное».
Несчастный случай в Бразилии: о непростой истории песни «Я начал жизнь в трущобах городских»
«Я начал жизнь в трущобах городских…» Изначально содержание песни не имело никакого отношения к сюжету известной кинокартины. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
kinopoisk.ru
В ином ракурсе
Песня из фильма «Генералы песчаных карьеров» (1971) американского режиссера Холла Бартлетта написана не для ленты. В 1957-м музыка вошла в состав «Рыбацкой сюиты». Отдельно с текстом увидела свет в 1965-м. Автор и исполнитель Доривал Каимми, снявшийся в эпизодической роли в картине, — один из самых популярных бразильских композиторов. Позже его произведения стали музыкальной основой сериала «Рабыня Изаура».
Холл Бартлетт
Изначально песня написана на португальском. Она не об уличной романтике, в чем были уверены советские мальчишки, посмотревшие фильм. Девушка, провожающая в море возлюбленного — рыбака, молится, чтобы ему сопутствовала погода, и обещает по возвращении постель, благоухающую розмарином.
Подростки-герои в «Неуловимых мстителях» или «Молодой гвардии» — отважные борцы за светлое будущее или с оккупантами. Дети в «Генералах песчаных карьеров» — бразильские сироты, они сбиваются в банды, терроризируют зажиточные семьи, грабят богатых. И всё это под лирическую, душевную музыку. Конечно, им не чуждо желание любить и быть любимыми. Их действия романтизированы режиссером, поэтому никому не приходило в голову, что с героями что-то не так. Банды малолеток-грабителей называли в ленте коммунами. Стоит любое варварство завернуть в красивую обертку — оно становится в умах потребителей благородным делом. В начале 1970-х в советских кинозалах были дети и внуки тех, кто в 1920-е делал то же самое, что и герои картины, — экспроприировали имущество буржуев. Поэтому никаких этических противоречий она в СССР не вызывала. Зрители восхищались героями. Никого не смущало и то, что 13–15-летних главных персонажей играли явно 30-летние актеры. На афишах красовалась надпись: «Детям до 16 лет вход воспрещен», но не было в СССР подростка, который бы не знал перипетий сюжета «Генералов песчаных карьеров» и не насвистывал щемящую мелодию. В первый год проката ленту в стране посмотрели 43 млн зрителей. В рамках Международного московского кинофестиваля ее демонстрировали в конкурсной программе. «Комсомольская правда» назвала «Генералов» лучшим иностранным фильмом. Первая волна популярности песни несколько лет зиждилась на варианте с тем самым португальским текстом, его перевод знали немногие. Счастливые обладатели бобинных магнитофонов на батарейках записывали ее в кинозалах, потом давали переписывать одноклассникам и приятелям во дворе.
Всему свое время
Далеко не все зарубежные картины могли попасть в советский кинопрокат. Но тут был особый случай. Она снята по произведению бразильского коммуниста Жоржи Амаду «Капитаны песка», написанному в 1937 г. Есть предположение, что роман отчасти автобиографический: писатель в юности месяцами путешествовал дорогами Бразилии, где как раз промышляли коммуны, подобные описанным. Режиссер значительно отошел от первоисточника, желая героизировать персонажей. Главный фигурант Педро Пуля в романе не погибает на площади, как показано в кино. Его занятие грабежами имеет типичное логическое завершение. Бывший грабитель Педро вступил в коммунистическую партию Бразилии. Туда же вступил и автор романа после скитаний по стране. Потом он успел посидеть в тюрьме. После легализации компартии в Рио-де-Жанейро в декабре 1945-го писателя избрали депутатом от Сан-Паулу в Национальный конгресс. Он неоднократно посещал СССР. А когда была снята лента по роману Жоржи Амаду, он не мог не лоббировать ее кинопрокат в советских республиках, где проживали 300 млн потенциальных зрителей. Грезилась перспектива получения авторских отчислений. И не без оснований.
Две версии
Действительно, красивая мелодия из фильма обрела новую жизнь, когда советский поэт и джазовый музыкант-трубач Юрий Цейтлин написал русский текст «Я начал жизнь в трущобах городских…». Утверждалось, что песня написана под впечатлением от «Генералов». Но автор явно не бывал в Бразилии, большая часть территории которой находится в зоне тропического климата. Поэтому в строчке «Я есть просил, я замерзал» не вызывает сомнения только первая фраза.
Квартет «Аккорд»
Произведение взялся исполнить вокальный квартет «Аккорд», состоявший из двух мужчин и двух женщин. Вокалисты обладали меццо-сопрано, сопрано, баритоном и тенором. Композицией заслушивались. Ее популярность в 1970-е подтверждается эпизодом из картины «Старший сын» (1975) с Леоновым, Караченцовым и Боярским в главных ролях. Персонаж Михаила Боярского наигрывает ее на гитаре. Параллельно текстовку на известную музыку написали участники одной из популярных московских бит-групп «Аргонавты». Чиновники им доверяли: их композицию «Кремлевские куранты» некоторое время использовали как музыкальное сопровождение заставки к завершению передач на Втором общесоюзном канале. Виталий Черницкий решил, что текст о сиротах не будет вызывать восторга у юных поклонниц. Он видел, кто приходит на их концерты. Спел именно то, что девушки желали услышать: «Зачем так рано ты ушла от нас, зачем покинула меня? Качает ветер на волнах баркас, я на руках несу тебя». Обе русскоязычные версии звучали в молодежных музыкальных программах ЦТ, которые вел Олег Анофриев.
Группа «Аргонавты»
С распадом СССР казалось, что песня забыта, настало время новых мелодий.
Третий круг
В ночь с 31 декабря 1997 г. на 1 января 1998-го в эфире Первого канала России состоялась премьера музыкальной ленты «Старые песни о главном 3».
Алексей Кортнев
В ней многие музыканты исполнили популярные советские композиции. Филипп Киркоров — «Уходило лето», Татьяна Буланова — «Не отрекаются любя». А группа «Несчастный случай» спела «Марш рыбаков» — именно такое название дали песне «Я начал жизнь в трущобах городских…» в СССР. Исполнение было одноразовой акцией. Никто не собирался включать в свой дальнейший репертуар «Старые песни о главном». Они казались отработанным материалом. Но на первом же концерте после новогодних праздников публика «Несчастного случая» стала требовать исполнить песню. За 23 года произведение успело стать визитной карточкой группы. Многие из тех, кому менее 30, считают, что она написана лидером «Несчастного случая» Алексеем Кортневым, и понятия не имеют о картине «Генералы песчаных карьеров», выходившей в США под названием The Defiant («Непокорный») в ограниченном прокате и не имевшей там успеха из-за социалистической направленности.
В 1991-м в рамках телевизионной программы «Матадор» ее автор и ведущий Константин Эрнст разыскал в Лос-Анджелесе режиссера Холла Бартлетта. К сожалению, судьба его сложилась так, что жизнь он заканчивал в трущобах городских. В обшарпанной комнате в кресле-качалке, перемотанном изолентой, сидел больной старик. Он не знал, что его фильм в СССР стал культовым, а песня популярна и сегодня.
yana_anders
Яна Андерс
Записки русской феминистки в Америке
“Я начал жизнь в трущобах городских
И добрых слов я не слыхал.
Когда ласкали вы детей своих,
Я есть просил, я замерзал.
Вы, увидав меня, не прячьте взгляд,
Ведь я ни в чем, ни в чем не виноват…”
Возможно, многие слышали эту песню в исполнении группы «Несчастный случай» и в фильме «Бригада», но не все знают, что это песня песня «Марш рыбаков» из американского кинофильма «Генералы песчаных карьеров» (1971), снятого по роману бразильского писателя Жоржи Амаду «Капитаны песка» (The Sandpit Generals), написанного в 1937.
Фильм «Генералы песчаных карьеров» получил премию на Международном московском кинофестивале и вышел в широкий прокат в СССР в 1974 году.
Напомню, что фильм рассказывает о жизни банды беспризорных бразильских детей и подростков, которые вынуждены грабить и воровать, чтобы выжить. К банде беспризорников присоединяется девушка Дора со своим братом, которых после смерти родителей родственники выгнали на улицу. Дора становится бездомниым детям матерью и сестрой. Один из беспризорников Педро Пуля влюбляется в Дору, и она отвечает ему взаимностью. В конце фильма девушка умирает от опасной болезни.
Этот фильм обожали наши родители, он стал по-настоящему культовым. Я часто слышала в детстве русскую версию песни из этого фильма в исполнении квартета «Аккорд», я знала её наизуть, мы пели эту песню в пионерском лагере. Став студенткой, я прочла в переводе роман Жоржи Амаду «Капитаны песка» и рыдала над последними главами. Я много слышала от своих родителей об этом фильме, но никогда его не видела.
И вот, наконец, живя в Америке, я решила во что бы то ни стало восполнить пробел в своём образовании и посмотреть этот фильм. Я долго его искала, но его нигде не было. Это сейчас его уже выложили в интернете, а ещё несколько лет назад его там не было. Я даже стала сомневаться: «А может это очередной советский миф? Так называемый «американский фильм», который никогда не выходил в Америке?» Но покопавшись в интернете, я обнаружила, что в Америке он вышел совсем под другим названием “The Defiant” («Непокорный»).
В англоязычной Википедии я прочла, что фильм был снят на малоизвестной студии American International американским режиссером Холлом Бартлетом, но что в США этот фильм был только в ограниченном прокате и не пользовался успехом из-за своей социалистической направленности.
Наконец, на каком-то местном вебсайте мне всё-таки удалось его купить, но только на видеокассете. Поскольку здесь, в Америке, все давно уже перешли на DVD, видеомагнитофона у меня не было. Но мне повезло: среди моих русских друзей, живущих здесь, мне удалось найти старенький видеомагнитофон, который они мне с удовольствием безвозмездно отдали.
И вот настал торжественный момент: на экране замелькали беспризорники, зазвучала знакомая мелодия, правда на португальском языке.
Первые минут десять в фильме ничего не происходило. Последующие за этим двадцать минут в фильме тоже ничего не происходило. Первые минут 30-40 действие почти стояло на месте, а потом начало двигаться в ускоренном темпе.
Меня неприятно удивило, что актёры, которые играли главных героев, выглядели минимум лет на 30, хотя в романе Педро Пуле было 15, а Доре 13. Остальных беспризорников (за исключением некоторых) тоже вряд ли можно было назвать детьми. Кастинг оставлял желать лучшего: было странно видеть в нищих кварталах Рио де Жанейро такое количество блондинов с голубыми глазами. Кроме того, все беспризорники, живущие по сюжету в городских трущобах, были весьма ухоженными и опрятными, с чисто вымытыми волосами.
Главные актёры играли настолько плохо, что у меня закралось подозрение, что это не профессиональные актёры. Самые важные диалоги в фильме выглядели слишком пафосными и какими-то неестестественными. Поскольку я смотрела фильм в оригинале, на английском языке, я подумала о том, что, вероятно, игра актёров значительно выиграла благодаря советскому дубляжу.
Вся сюжетная линия в фильме казалось какой-то размытой, не чёткой. Сцены были плохо связаны между собой, отсутствовали плавные переходы от одного эпизода к другому. Было такое впечатление, что при монтаже просто нарезали разрозненные куски и как попало соединили их между собой. В финале отсутствовала какая-либо завершённость.
В общем, фильм, несмотря на хорошую идею и прекрасный роман Жоржи Амаду, показался мне бездарным. Хотелось сказать: «Не верю!». Так чем же так восхищались наши мамы и папы? Неужели этот весьма посредственный фильм произвёл на них такое неизгладимое впечатление, что стал культовым?!
Думаю, что дело не в фильме. Дело в восприятии. Сейчас другое время, другой кинематограф, и у зрителя – совсем другой менталитет. Для тех, кто вырос на этом фильме, «Генералы песчаных карьеров» остался шедевром. Для нас, современных зрителей, он представляет мало интереса.
Думаю, что вечным может быть только настоящее искусство, к которому фильм «Генералы песчаных карьеров» не относится. Он вошёл в советскую историю, но не вошёл в историю мирового кинематографа. От него осталась только щемящая душу песня.
Возможно, и тем, кто восхищался им раньше, сейчас он покажется весьма средним. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Всему своё время.