что значит герб москвы
Герб города Москва
Утвержден 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы №674-РМ «О восстановлении исторического Герба города Москвы»; переутвержден Законом города Москвы № 4-12 «О гербе и флаге города Москвы» (утвержден 1 февраля 1995 года постановлением №12 Московской Городской Думы) и Законом города Москвы № 39 «О гербе города Москвы» от 11 июня 2003 года.
Всадник-змееборец как символ Московского княжества известен как минимум с XVI века и был центральным элементом герба сначала Московского царства, а затем и Российской империи. Изображение всадника присутствует и в центральной части герба Российской Федерации, однако, согласно официальному описанию герба этот элемент не описан как Святой Георгий и не упоминается как герб города Москвы.
Советский герб города Москва 1924 г.
Герб был составлен архитектором Д. Осиповым.
Утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года. Но этот герб не получил широкого распространения и довольно быстро был просто забыт.
Исторический герб города Москвы
Герб 1730 г.:Описание московского герба содержалось в утвержденном Сенатским приказом 8 марта 1730 года «Знамённого гербовника» для описаний гербов полковых знамён. В описании российского государственного орла в Знамённом гербовнике 1730 года московский герб описан так: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное«.
Что означает герб Москвы
Герб столицы России
Из истории происхождения герба Москвы
История опровергает мнение, что изображение Святого Георгия всегда было на гербе Москвы. Рассмотрим факты происхождения герба. После легендарной Куликовской битвы, на гербе великих князей Московских стал появляться светский всадник, поражающий дракона копьем. В 16-17 веке и в более раннее время этот образ наши предки воспринимали, как образ государя. Ассоциации о схожести изображения всадника со Святым Георгием возникали у заморских послов, посещавших нашу страну. Русские красноречиво доказывали, что это не так. Каждый российский государь утверждал новый герб. Менялись композиции, цветовая гамма.
С 20-х годов 18 века всадника начали называть святым Георгием. Этому поспособствовал царь Петр первый. Он сделал святого Георгия покровителем столицы, прислушавшись к рассуждениям европейских мужей по геральдике. Существенное изменение герба произошло в 1883 году – всадник был перевернут в другую сторону. Рыцари носили щит на левой руке, и изображение воина на гербе стало смотреть «в лицо врагу». После революции 1917 года герб был упразднен. Новую эмблему утвердили в 1924 году. В центре композиции были изображены звезда, серп и молот – символы рабоче-крестьянского братства.
Только 23 ноября 1993 года Москве был возвращен древний образ герба. Кем же был этот воин, Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы? Георгий происходил из знатного греческого рода, состоял на военной службе у императора, сам был христианином. Когда император Диаклетиан объявил гонения на христиан, Георгий встал на их защиту. За это его подвергли ужасным испытаниям. Георгий молился Господу, чтобы он укрепил его, и стойко выносил все испытания. Тогда жрецы и толпа народа потребовали казни Георгия. 6 мая 303 года ему отрубили голову. С тех пор каждый год 6 мая отмечается день Святого Великомученика Георгия. С князя Юрия Долгорукого началась история Москвы. Юрий – в переводе с греческого означает Георгий. Может не случайно такое совпадение?
Многочисленные чудеса, связанные с образом Святого Георгия, снискали к нему любовь и почитание русского народа.
Герб Москвы
Герб города Москвы, как и гербы других российских городов, является официальным символом столицы и его визитной карточкой. Данный символ на протяжении нескольких веков, претерпев ряд изменений, приобрел современный вид и свой праздник, названный Днем флага и герба Москвы. Этот городской праздник каждый год москвичи отмечают в день памяти покровителя города, Георгий Победоносца, 6 мая, начиная с 2005 года.
Внешний вид
В современном виде герб города Москвы был утвержден в 1993 году. Его автором стал художник и график Константин Константинович Иванов, который реконструировал в своем эскизе столичный герб 1781 года. Описание герба столицы сейчас гласит, что на французском щите темно-красного цвета нарисован великомученик Георгий Победоносец в серебряных латах и шлеме, в синем плаще, на белом коне, пронзающий черного змея у ног коня золотым копьем.
История изменений
Попав на эмблему Московского княжества еще в XVI веке, Георгий Победоносец отсутствовал на ней лишь в советское время, в период с 1924 по 1993 год.
Георгий Победоносец
Его изображение на гербе Москвы за столь долгий период времени было несколько раз существенно изменено:
Герб с великомучеником Георгием после революции упразднили и до современного московского герба использовали советский герб г. Москвы.
Цвета и их символика
Цвета имеют символичный смысл и значение:
Цветовая палитра герба ограничена небольшим набором цветов, сочетающих в себе геральдическое значение и христианский смысл.
Неточности
Как отмечают исследователи геральдики, есть две ярко выраженные погрешности:
Эти неточности изображения укоренились на гербе Москвы и не вызывают вопросов и отторжения у обычных людей, тогда как у геральдистов и историков по-прежнему вызывают жаркие споры.
Факты
Существует ряд фактов, связанных со столичным гербом, которые могут быть интересны обычным москвичам и гражданам РФ:
Тот факт, что жители России не делают различия между гербом столицы и щитом, помещенным в центр герба России неудивителен: сюжет и цветовое решение этих геральдических знаков очень похожи. Различия заключаются лишь в некоторых деталях изображения, которые способен заметить лишь глаз внимательного человека, а именно:
Данные нюансы гербового изображения никого не смущают и мало кому заметны. Герб Москвы на протяжении последних лет стал уже привычным символом столичной жизни, так как его изображения можно встретить в Москве повсюду: на зданиях Правительства Москвы, Государственной Думы РФ, мэрии, на бланках и печатях московских органов власти и даже на указателях при въезде в столицу. Иностранные туристы, почитающие и знающие Георгия Победоносца как католического святого, узнают его и на эмблеме столицы российского государства, что говорит о его схожести со святым и с сюжетом о победе над змеем.
Герб Москвы
Наша история богата событиями, которые повлияли на современность. Большинство государственных праздников уходят своими корнями в историю.
Появление герба
Хроника появления праотца современной эмблемы Москвы ссылается на далекое четырнадцатое столетие (времена Ивана II). В те времена впервые появляется изображение герба с пешим змееборцем. Во времена Ивана III на эмблеме появилась фигура всадника, убивающая дракона (змея).
Московское правительство утвердило эмблему города в далёком 1993 году. На ней изображён Георгий Каппадокийский с золотым копьём в руках, восседающий на скакуне. Герой облачён в серебряную амуницию. Фон герба неспроста выбран тёмно-красного цвета, что означает почтение памяти воинов, погибших на поле битвы. Георгий Победоносец золотым копьём убивает чёрного дракона, символизирующего зло).
История герба
Герб неоднократно подвергался трансформации. Сегодня он представляет собой прямоугольный щит темно-красного цвета. Изображённый на нём Святой Георгий Победоносец в голубой мантии восседает на лошади серого цвета. В руке всадник держит золотое копьё, которым он поражает чёрного Змия. Эту эмблему мы видим в наши дни в аналогичном исполнении на флаге Москвы.
Исторически не подтверждено, что Георгий Победоносец изначально был изображён на гербе. Когда закончилась знаменитая Куликовская битва, на гербе появлялся светский всадник, поражающий дракона копьём. До шестнадцатого века образ всадника ассоциировался у наших предков с образом царя-правителя. Образ воспринимался предками как прототип Святого Георгия, причём чаще такие мысли выражали заморские послы, приезжавшие в Россию. Наши соотечественники спорили с подобными предположениями. Менялась композиция и цвет, но каждый государь России с уважением относился к своему гербу.
Начиная с 1720 года изображённого на гербе всадника стали величать Святым Георгием. Не последнюю роль в этом сыграл Пётр первый, назначивший Георгия покровителем Москвы. В 1883 году герб претерпел кардинальные изменения: наездник был повёрнут в обратную сторону. Традиционно воины носили щиты слева, а изображение рыцаря повернулось «лицом к врагу». В 1917 году герб отменили. Было принято решение разрабатывать новую символику страны. В 1924 году была утверждена новая эмблема. В самом сердце герба находились звезда, серп и молот, ставшие атрибутами пролетарского сообщества.
В 1993 году российской столице вернули старый образ герба. Кто же такой Георгий Лиддский, запечатлённый на эмблеме Москвы? По происхождению он относится к известному греческому роду, по вероисповеданию христианин. Служил у императора Диаклетиана и когда тот начал притеснение христиан, Георгий принял решение защищать их права, за что был подвергнут жесточайшим испытаниям. Общественность потребовала казни своего защитника, что и произошло 6 мая 303 года, когда он был обезглавлен решением императора. Теперь этот день ознаменован как день почтения памяти Святого Великомученика Георгия.
В старорежимные времена деревенские жители впервые после зимних холодов выводили на выпас животных в День почтения памяти Георгия Победоносца, совершая при этом освящение домов и скот. В народе этот день принято именовать “Юрьев день”, когда до эпохи властвования Бориса Годунова, сельские жители переводились к другому помещику. Имя “Георгий” переводится как “земледелец”, потому его именем назван цикл работ русских крестьян: “Вот тебе бабка и юрьев день”, “Юрьем починают, Юрьем завершают”.
Как ни назови герб российской столицы, во все времена она была и будет собирательным образом, символизирующим противостояние добра и зла. Всадник-змееборец – это воин, защитник, древнее отображение победы света над тьмой.
Современные традиции
Принятый 22 сентября 2004 года Закон РФ “О праздниках города Москвы” установил 6 мая праздновать День герба и флага. В этот день принято почитать городские традиции, совершать экскурс в историю, вспоминать заслуги известных предков. Герб Москвы является одним из объектов официальной символики Российской Федерации, потому относиться к нему стоит уважительно. Приобщать молодое поколение к празднованию Дня герба, стимулировать интересоваться историей и оберегать символику государства – вот основные задачи проведения данных мероприятий.
Общая площадь: 2 561 км²
Дата образования: 1147 г.
Население: 12 506 468
Валюта: российский рубль (RUB)
Телефонный код: +7 499, +7 498, +7 496, +7 495
Всадник-драконоборец и герб Москвы: как у горожан появился новый праздник
Сейчас в Москве четыре городских праздника: День города Москвы — первая суббота сентября, День Московского университета (Татьянин день) — 25 января, День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год) — 5 декабря и День герба и флага города Москвы — 6 мая.
Действующие герб и флаг города были утверждены 1 февраля 1995 года, после чего в их описание вносились незначительные поправки. Но если флаг Москвы — символ новый и впервые он был законодательно принят лишь в сентябре 1994 года, то история герба имеет долгую и богатую историю.
В распоряжении Мэра Москвы № 674-РМ от 23 ноября 1993 года «О восстановлении исторического герба города Москвы» говорится: «Настоящий герб воссоздан на основе иконографического сюжета “Чуда Георгия о змие” и изображения его на печатях, монетах, княжеских и царских гербах Древней Руси, а также по образцу первого официально утверждённого герба Москвы 1781 года».
Неофициально этот образ был возвращён ещё в 1991 году, когда художник Константин Иванов, бывший тогда депутатом Моссовета, опубликовал на страницах «Вечерней Москвы» свой вариант нового герба города. По сути, этот проект стал очередным этапом полемики, длившейся уже более пяти лет, о том, стоит ли возвращать старинный герб или нет.
Поиск нового
Утверждённый в 1925 году социалистический символ изжил себя спустя какие-то лет десять даже на официальном уровне. «Герб некоторое время применялся “при необходимости обозначать принадлежность имущества Московскому совету, Губернскому исполнительному комитету, его отделам и предприятиям”»[1].
Злую шутку с новым гербом сыграли переизбыток производственных эмблем и сложная композиция: место в нём нашлось и для пятиконечной звезды, и обелиска, и серпа с молотом, и для зубчатого колеса и связанных с ним ржаных колосьев, и для наковальни с челноком и даже динамо-машины.
Этот герб, кстати, сохранился в узоре ограды Каменного моста через Москву-реку.
В середине прошлого века делались-таки попытки придумать новый герб, но ничего не выходило. В 1964 году Главное архитектурно-планировочное управление Мосгорисполкома объявило открытый конкурс на создание герба, предложив совместить национальные традиции древней столицы и достижения столицы социалистического государства. Получили 177 проектов, но выбрать победителя так и не смогли. Многие художники, к слову сказать, в своих работах возвращались к образу всадника, побеждающего змея.
Старый герб
Именно он, всадник-змееборец в его каноническом понимании, и был утверждён императрицей Екатериной II в качестве центрального элемента первого герба Москвы 20 декабря (31 декабря по новому стилю) 1781 года. «Город Москва, имеет старый герб. Святый Георгий на коне, против того ж, как в средине Государственного герба, в красном поле, поражающий копиемъ чернаго змия»[2].
Чиновники герольдмейстерской конторы во главе с Иоганном фон Энденом были профессионально точны и, готовя законодательные акты, тщательно проверяли наличие у города какой-либо существовавшей ранее символики. Если подобные факты были обнаружены, город получал старый герб.
Именно это и произошло с Москвой, эмблема которой стала частью государственного герба ещё в XVI веке. На больших государственных печатях царей Иоанна Васильевича Грозного и Фёдора Иоанновича московский герб — всадник на коне — изображён на особом щите посередине. «Неразделён с Всероссийским гербом был герб Москвы. Настоящее его место есть в сердце Русскаго орла, как средоточие, из котораго выросло Государство»[3].
Впервые же образ святого Георгия, или «человека на коне», «ездеца», «великого государя на аргамаке», стал использоваться великим князем Московским Иваном III Васильевичем в XV веке. Он появляется на его монетах, наградных деньгах, а с 1497 года его изображение становится обязательным для всех печатей русских государей.
Детали
В 1720-х годах произошло знаменательное событие. По приглашению Петра I работой над составлением гербов царств, провинций и городов занялся пьемонтский дворянин Франциск (Франц Матвеевич) Санти. Именно ему принадлежит первое в истории колористическое решение московского герба. «Поле красное, на котором изображён святой Георгий с золотою короною, обращён он налево, он же одет, вооружён и сидит на коне, который убран своею збруею с седловою приправою с покрышкою и подтянут подпругами, а всё то колера серебряного или белого; оной святой Георгий держит своё копье в пасти, или во рту, змия чёрного»[4].
Одежда всадника на московском гербе изменялась постоянно в зависимости от того, кем его подразумевал художник.
«Он был или в шишаке, если в нёмъ видели воина, который колол копьем змия, или в Мономаховой короне, каким он изображен на печатях Царя Михаила Феодоровича, ибо представлял самого Великаго Князя, или же в короне княжеской на печатях Царя Алексея Михайловича… Иногда, хотя и реже, всадник в Государственном гербе представлялся с обнаженною головою»[5].
Допускались вольности и в степени поражения змея: «То копье только вонзилось в животное, то оно пронзило его, то змей как бы жалитъ коня в ногу, то конь давит дракона в самую грудь»[6].
Геральдический канон
В 1857 году управляющий гербового отделения департамента герольдии Сената Бернгард Карл (Борис Васильевич) Кёне совершил небольшую революцию, повернув всадника влево от зрителя согласно западноевропейским правилам. Именно этому обороту святой Георгий обязан столь неестественной позе, в которой он изображался вплоть до 1918 года, когда новая власть приняла декрет «О памятниках Республики»: бросив узду, он колет змея двуручным хватом.
Любопытно, кстати, что в XVII веке подобное изображение уже использовалось. На малой печати Лжедмитрия I всадник тоже едет влево. И всё от того, что делал её западный мастер, хорошо знавший геральдику, по правилам которой все живые фигуры должны быть обращены вправо, то есть влево от зрителя.
Изменил Кёне цветовое решение герба, а также внёс очень важный элемент — крест на копье, что должно было подчеркнуть, что изображён на нём не простой воин, а святой Георгий.
Описание утверждённого 16 марта 1883 года герба звучало так: «В червлёном щите Святой Великомученник и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелёными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьём. Щит увенчан Императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединённые Андреевскою лентою»[7].
От всех этих нововведений в 1993 году было решено отказаться. Новый герб Москвы вернул традиционный для исконно русского образа всадника-драконоборца оборот вправо от зрителя и избавил от новых элементов, внесённых Борисом Кёне.
Два года спустя Константин Иванов получил за свой герб премию Москвы, а горожане в 2004-м — новый праздник «День герба и флага города Москвы».
[1] Наука и жизнь. 1966. № 8. С. 108.
[2] Полное собрание законов Российской Империи. Том XXI. СПб., 1830. С. 361.
[3] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 227.
[4] Символика Москвы. М., 2003. С. 222.
[5] Лакиер А.Б. Русская геральдика. Кн. 1. СПб., 1855. С. 231.