что значит гетто район
Значение слова «гетто»
1. Часть города в средневековой Европе, выделенная для проживания евреев.
2. Особые городские кварталы в некоторых капиталистических странах, за пределами которых не имеют права селиться представители дискриминируемых расовых или религиозных групп. Еврейское гетто. Негритянское гетто.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ге́тто
1. этнолог. часть города, выделенная для принудительного поселения лиц (первоначально евреев) по национальному, расовому или религиозному признаку ◆ Тут он и прочитал мне лекцию, предупредив, что классификация принадлежит не ему, а почерпнута частью из любимых его немецко-еврейских авторов, частью из фольклора волынского гетто, где он родился. Владимир Жаботинский, «Пятеро», 1936 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Гетто было устроено на Пересыпи, в той скучной, низменной части города, где на уровне моря стояли обгоревшие нефтяные цистерны, похожие на палатки бродячих цирков. В. П. Катаев, «Отче наш», 1946 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: предохранение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гетто — что это такое, понятие, определение простыми словами.
История и происхождение слова «гетто» достаточно длинная и тянется примерно с 1516 года, когда этим определением называли еврейский квартал в Венеции. В котором, евреи были ограничены в правах и разделены по классам. Также термином Гетто назывались специальные изолированные районы городов, куда нацисты выселяли евреев в период Холокоста 1933 — 1945 годов.
Современное определение слова Гетто
Гетто – это часть города, в которой проживают люди с низким уровнем дохода, часто безработные, выживающие за счет государственных пособий. В данных кварталах обычно доминирует одна из этнических групп. К примеру, в США есть сугубо «черные» кварталы, или те в которых основную массу населения составляют представители Латинской Америки или Азии. Процент преступности в данных районах гораздо выше, чем в остальных более благополучных районах города.
Если проводить аналогию относительно территорий постсоветского пространства, то в каждом городе есть промышленные, заводские районы, в которых лучше не гулять после захода солнца с новым телефоном в руках. Думаю, не стоит расписывать по этому поводу слишком детально, тут и так все понятно. И хотя эти районы не совсем подходят под все критерии определения «гетто», все ровно это будет очень близко по духу.
Зачастую в таких районах зарождаются различные субкультуры: реп баттлы, брейк данс, лоурайдеры и так далее.
Что значит гетто район
Вряд ли найдется человек, который не слышал, что в период Холокоста евреев насильно размещали в гетто. Многие люди, ассоциируя само это понятие с гитлеризмом, даже не задумываются, а откуда же появилось это слово. А ведь немецкий фюрер в ХХ веке использовал давно обкатанную технологию, придуманную за много веков до появления его самого.
Сам термин появился в Венеции в 1516 году. Однако собственно явление компактного проживания людей по национальному, расовому или религиозному признаку возникло намного раньше. Исторически так сложилось, что расселявшиеся по Европе евреи старались жить компактно, не смешиваясь с другими народностями. И вот в 1239 году в Арагоне такое положение вещей было утверждено законодательно. С этого момента всем евреям предписывалось проживать только в местах, специально для них отведенном. Правда, для них не было придумано специального определения.
Спустя три столетия данную «ошибку» исправили венецианцы. В этом итальянском городе евреи появились еще в XII веке, выбрав для своего поселения остров Джудекка. Но руководство католической церкви постоянно старалось любыми путями дискриминировать иудеев, находя все новые способы для их ограничения в правах. И вот в 1516 году появился папский указ, требовавший от властей Венеции изгнать евреев из города. Не желая терять часть населения, приносящую городу хорошую прибыль, правивший там Совет Десяти избрал компромиссное решение: выделить для евреев один из районов острова, который носил название Getto Nuovo, в переводе означающее «новая плавильня». В дальнейшем слово Getto стало нарицательным понятием.
Сам район отлично контролировался. Ведь с остальной территорией города Getto Nuovo связывалось тремя мостами, где были установлены ворота, у которых несла постоянное дежурство христианская стража. На ночь они закрывались, а выход в это время суток был разрешен лишь еврейским врачам. Днем же отправиться в в город можно было только при наличии специального головного убора и отличительных знаков желтого цвета.
Несмотря на довольно жесткие условия проживания, численность еврейского населения в данном районе росла, поэтому власти Венеции были вынуждены расширить его пределы. В 1541 году к Getto Nuovo добавили Ghetto Vecchio (старую плавильню), а спустя еще 90 лет, в 1633 году, и Ghetto Novissimo, т.е. новейшее гетто. На тот момент времени там проживало свыше 5000 евреев, разделенных на две общины: ашкеназскую и сефардскую. Вся жизнь поселения регулировалась раввинами. Однако на этом, пожалуй, границы самоуправления и заканчивались. Для евреев существовал перечень профессий, которыми им запрещалось заниматься. В частности, даже синагоги проектировались не евреями, а христианскими архитекторами.
Подобную систему еврейских поселений быстро начали копировать и в других европейских странах. Она просуществовала несколько столетий, вплоть до периода наполеоновских войн. Именно с утверждением на посту Императора Франции Наполеона I начался закат эпохи гетто. В завоеванных им странах император вводил систему гражданского права. И хотя после разгрома Франции и смерти ее правителя имели место попытки возрождения системы гетто, их время быстро уходило. В середине 1800-х годов все они были упразднены. Последнее в средневековой Европе гетто было ликвидировано в 1870 году.
Что такое гетто?
Это часть города, отведенная для принудительного проживания меньшинств в результате социального, национального, правового или экономического положения.
В период Второй мировой войны словом «гетто» стали называть жилые зоны оккупированных территорий Третьего Рейха, которые были созданы в целях уничтожения еврейского населения. Эта изоляция была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса». Почти все узники еврейских гетто были уничтожены во время Холокоста. Крупнейшее гетто периода войны находилось в Варшаве.
Гетто: что это такое раньше и сейчас
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Иногда, чтобы разобраться в проблемах современного общества, необходимо заглянуть в прошлое.
Многие понятия и/или связанные с ними явления прошли через несколько веков развития, подчас приобретая совершенно новый смысл.
Наглядный тому пример – термин «гетто», под которым обычно подразумевают изолированные районы города, куда принудительно заселяли евреев во времена Второй мировой.
Однако большинство обитателей XXI века, ассоциируя это слово с нацизмом и Холокостом, даже не догадывается об изначальном значении этого понятия.
И хотя печально известный фюрер, помешанный на чистоте своей расы, использовал технологию, обкатанную долгим историческим опытом, придумана она была вовсе не для дискриминации людей «не той категории».
История гетто
Первое официально подтвержденное появление термина датируется началом XVI века. Языковеды до сих пор не сошлись в определении его точной этимологии, но, судя по академическим словарям и Википедии, предпочтение отдается итальянской версии.
Ведь именно на северо-востоке Италии в те времена в большом ходу были фразы, эквивалентные оригинальным значениям понятия ghetto:
И такой разброс в понятийном сегменте существовал даже несмотря на то, что корни понятия кроются в венецианском диалекте, на котором исходное слово «ghetum» обозначало всего лишь литейную фабрику. Напрашивается закономерный вопрос: тогда при чем здесь евреи?
Дело в том, что представители еврейской диаспоры, будучи весьма сплоченной – в силу и социальных, и религиозных причин, – этнической общностью, всегда старались селиться компактными группами. Так они могли сохранить свои традиции даже в условиях агрессивного окружения с периодическими гонениями на иноверцев.
Уровень развития культуры и ремесел в таких анклавах зачастую был существенно выше, чем в «вольных» частях города, однако этот фактор практически не влиял на материальное благосостояние евреев, которые испытывали нужду и жили в постоянном страхе из-за систематических погромов и расправ со стороны местных жителей.
Хотя попытки дистанцироваться от «чужаков» существовали во все времена, сам факт выделения обособленных мест для проживания дискриминируемых меньшинств имел место задолго до XVI века.
Впервые это явление было закреплено юридически в 1239 году, когда власти испанского сообщества Арагон отдельным указом заставили еврейское население жить и работать исключительно в пределах выделенного для этого городского района.
Итак, разделение такого рода уже существовало, но названия для него еще не придумали. Эта сомнительная честь принадлежит итальянским властям, решившим спустя три столетия перенять арагонскую практику притеснения евреев, руководствуясь их религиозными и национальными «несоответствиями».
Так, в Венеции местом для еврейского поселения оказался островной райончик Ghetto Nuovo – окруженная тремя мостами и достаточно обособленная территория вокруг только что построенной литейной мастерской.
Когда в 1516-м власти издали специальное предписание, запрещающее евреям селиться вне пределов выделенного для этого квартала, возникло понятие Ghetto di Venezia. Именно оно впоследствии стало нарицательным. Почему?
Гетто – что это по сути
Официальному закреплению, равно как и популяризации термина и явления, способствовал папа римский Джанпьетро Карафа (он же – Павел IV), имевший большой инквизиторский опыт.
Именно он, едва водрузив на свое чело папскую тиару, в 1555 году издал буллу, в силу которой на всех подконтрольных Святому Престолу территориях начали изгонять евреев из «вольных» районов и принудительно поселять их в особых кварталах.
На выходах из таких районов непременно стояли стражники, а еврейскому населению воспрещалось покидать гетто с наступлением темноты и во время христианских праздников. Зато в дневное время выйти можно было почти без проблем, если только на выходящем был специальный отличительный знак (обычно желтый) и иудейский головной убор.
И хотя многие обитатели таких поселений оказывались весьма зажиточными, на их благосостояние ощутимо влиял дополнительный запрет: территорию гетто нельзя было расширять. Однако с постепенным ростом населения ухудшалась и инфраструктура гетто, и социальное положение:
Неудивительно, что впоследствии слово «гетто» стало ассоциироваться с рассадником грязи, заразы и нищеты. Несмотря на это и другие факторы – например, ужасающие условия и проблемы с гуманностью, – подобная система обособления еврейской диаспоры достаточно быстро распространилась по другим странам.
И хотя в соответствии с требованиями времени европейские многие гетто стали обносить глухой стеной, постепенная либерализация общества поспособствовала упразднению большинства еврейских кварталов уже к рубежу XVIII—XIX веков. Часть закрылась окончательно, в иных меры были ослаблены до возможного минимума.
Ну а сама система, просуществовавшая несколько столетий, начала утрачивать былую актуальность к середине XIX века. Это постыдное явление постепенно сдавало свои позиции более совершенным и гуманным системам, и в первую очередь – системе гражданского права, вводимую Наполеоном I на завоеванных им территориях.
К 1870 году на большей части Европы гетто были ликвидированы, а сама система – упразднена. Но увы – эта практика возродилась с приходом мировых войн…
Новейшая история гетто
Понятно, что для любой власти жизненно важно укрепить свое положение, а еще лучше – распространить свое влияние как можно более всеобъемлюще.
Так, в частности, для Третьего Рейха еврейские кварталы превратились и в основную цель, и в перевалочные пункты, через которые сотни тысяч людей направляли в концентрационные лагеря.
В Германии, например, еще известно франкфуртское гетто, образованное еще в 1460 году, откуда было депортировано более 11 000 евреев и откуда, кстати, берет начало династия Ротшильдов.
Однако гораздо более печальную славу обрело знаменитое варшавское гетто, созданное нацистами в 1940-м и вмещавшее в себя около 450 000 евреев на территории в 4,5% от площади Варшавы.
Трагедия в том, что за два года существования гетто его население сократилось до 37 000 человек, а как именно были уничтожены остальные – это самая черная страница истории человечества.
Что касается современной практики разделения, то как явление гетто оказались на редкость живучими и все еще встречаются повсеместно. Правда, не всегда поселение в них принудительное – иногда это происходит в добровольном порядке, только с использованием более «лояльных» определений.
Например, все чаще в контексте с гетто можно услышать слова «анклав», «квартал», «резервация». Те же китайские кварталы в США – практически достопримечательность, куда можно сходить за экзотическими товарами или просто с туристическими целями.
Одновременно с этими образованиями существуют «цветные» и «черные» гетто (испанские, латиноамериканские, индейские, афроамериканские и т.д.), и все они поражают уровнем преступности.
Это постоянный источник социальных конфликтов, когда люди не могут интегрироваться в окружающее общество и продолжают жить по диким законам небольшой замкнутой системы, вызывая недовольство местного населения.
Вместо заключения
Как и семь веков назад, существующие сегодня гетто непосредственно связаны с диаспорами. Проблема религиозной принадлежности стоит на третьем месте после расовой сегрегации и национального вопроса.
И только выверенная государственная политика и наша с вами личная толерантность способны сохранить баланс.
Знакомство с культурой, обычаями других народов, учебные программы могут стать спасением. Жить в ладу с теми, кто рядом, – этому ведь тоже нужно учиться!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
В отличии от ситуации в нацистской Германии, сейчас ведь никто насильно не сгоняет людей определённой национальности в замкнутые пространства, приезжие сами селятся скученно, им так проще выжить в чужой стране. Такие места, которые можно назвать Гетто, есть и в Москве, я как-то в такой район зашёл, там живут выходцы из СНГ, таджики, узбеки, мне там не очень понравилось, как будто в другую страну попал.
Сейчас еврейских гетто и не сыскать, всё больше разные беженцы и эмигранты отгораживаются от коренного населения. Не знаю потворствуют ли этому власти принимающей стороны, но будь я на месте властителей, не допустил бы такой обособленности внутри городов.
Считаю, что иностранцев нужно ассимилировать, а для этого они должны быть погружены в соответствующую общественную атмосферу, их дети должны посещать обычные школы и эти семьи должны жить среди аборигенов, а не в своем отдельном мирке.
Гетто — это признак нетерпимости и отсталого мышления. Надеюсь, подобная практика больше никогда не повторится.
Гетто и трущобы в Америке: ошибка властей или закономерность?
Гетто и трущобы ассоциируются с преступностью, наркоманами и нищетой, a в случае с Америкой ещё и с чернокожими. Несмотря на то, что всё, кроме последнего, теперь в избытке присутствует и на территории СНГ, жителям той же России пока ещё сложно представить крупнейшие города, где целые районы нужно обходить стороной. Даже такой видный либерал как Варламов сопровождает свои путевые заметки по США заголовком «Героиновое гетто Сан-Франциско: у нас такого нет (пока)».
Разбираемся, как возникают гетто, чем они отличаются от трущоб, как власти с ними боролись и чем эта борьба закончилась. А заодно выясним действительно ли бедняки шикуют на свои пособия, не желая выходить из зоны комфорта.
Гетто и трущобы от Гражданской войны до Великой депрессии
В научном смысле слова, гетто — это принудительное заселение тех или иных районов расовыми и национальными группами, а также их изоляция и контроль. Классический пример — это еврейский квартал Ghetto Nuovo в Венеции, в который в XVI веке переселили всех евреев и оттуда же пошёл термин. Но если перейти с научного языка на обывательский, то картина складывается простая: если где-то компактно в нищете проживает этническое меньшинство, то это гетто, а если большинство, то трущобы. Разберемся, что есть что в Америке.
Как говорят некоторые исследователи, европейский «оригинал» от американской «копии» заключается в том, что в США подобные районы возникали как бы «естественным» путём «снизу», в результате расселения тех или иных расовых групп. Но насколько это было естественно говорит решение Верховного суда США от 1882 года, признававшее правомерным запрет межрасовых браков. Во многих южных штатах белым женщинам за рождение цветного ребенка грозило тюремное заключение.
А в 1883 году был объявлен неконституционным закон о равных гражданских правах 1875 года. С 1890 года в штате Луизиана неграм запрещалось селиться в одних домах, кварталах и гостиницах с белыми, ездить вместе с белыми в одних вагонах на поездах и трамваях, обучаться с белыми в одних школах, действовал запрет на многие профессии, владение собственностью. В 1890-е годы в южных штатах негров лишили большинства прав, полученных по итогам Гражданской войны.
Карикатура в газете 1898 года, пугающая наступлением «Власти негров»
Власти США не указывали чёрным, где конкретно они должны жить, но всячески подчёркивали, где им жить нельзя. То есть это не совсем еврейское гетто, в оккупированной немцами Польше. Но в итоге, более 95% чернокожих жили в нескольких районах, а до 1917 года им было запрещено селиться в домах, где большинство жителей белых. И даже небольшая прослойка среднего класса, имея достаточно денег чтобы переехать, ещё в 1930-х была вынуждена жить в гетто.
Это были так называемые «Законы Джима Кроу», которые позволили плантаторам и промышленникам получить ещё более бесправную и низкооплачиваемую рабочую силу. Естественно, жить чёрнокожие могли себе позволить только с такими же, образовывая в городах негритянские гетто. Но эти же законы также вынудили многих чёрных мигрировать в северные штаты, где дискриминация была не такая сильная.
Темнокожие арестованные за бродяжничество и теперь будут использованы как бесплатная рабочая сила, 1908 год
Хотя по сегодняшним меркам свободная жизнь белых рабочих конца XIX века покажется многим настоящим фильмом ужасов. С середины века в США активно прибывали мигранты из Европы. Сначала это были ирландцы, бежавшие от организованного англичанами голода. Затем стали прибывать немцы, многие из которых осели в Техасе, а затем и итальянцы, массово осевшие в Нью-Йорке. Их всех вместе с женщинами и детьми поглощала активно развивавшаяся промышленность.
В 1890 году репортер Якоб Риис опубликовал книгу под названием «Как живет другая половина», посвящённая трущобам восточной части («Истсайда») Нью-Йорка, в котором жила масса иммигрантов, как и в соседнем Гарлеме. В то время фотография была очень дорогой, поэтому никто не считал нужным тратить ценные материалы и оборудование на всякую бедноту, ютившуюся в темных и маленьких комнатах. Фотографии из его книги потрясли общественное мнение, обратив внимание людей по всей стране на ужасные условия, в которых живут люди буквально через дорогу.
Итальянские семьи иммигрантов, живущие в лачугах на Джерси-стрит, 1890 год
Итальянский иммигрант курит трубку в своем импровизированном доме на свалке на Ривингтон-стрит, 1890 год
Жильцы в переполненном убогом многоквартирном доме, который можно было арендовать за пять центов в сутки. Двенадцать мужчин и женщин спят в комнате длиной менее 4 метров, 1890 год
Два сотрудника Жилищного департамента обследуют жилой подвал, 1900 год
Юридически они не были людьми второго сорта и могли жить где захотят, но экономическое и социальное неравенство заставляли их жить именно там. Хотя в Нью-Йорке тогда же существовал еврейский квартал, который называли «нью-йоркским гетто», хотя евреи в правах ограничены не были и сталкивались в основном с бытовым расизмом. А вот негры, которых власти держали в ещё большей нищете, жили попросту в деревянных бараках.
Пристроенный к кирпичному дому двухэтажный барак, 1890 год
Сами афроамериканцы начали использовать слово «гетто» относительно своих кварталов в 1910-х, а вслед за ними это подхватили власти и пресса. И никто из властей тогда всерьёз даже не думал бороться как с трущобами, так и с гетто. Наоборот, это воспринималось как естественная и неотъемлемая часть Америки – страны возможностей, где каждый всё равно может стать богатым, стоит только захотеть и много работать. А соседство подобных трущоб будет только стимулом к саморазвитию.
Журналист и большой друг Генри Форда Сэмюэль Кроутер писал: «Беден лишь тот, кто хочет быть бедным или пострадал от несчастного случая или болезни, да и таких ничтожно мало. Те, кто жалуются на тяжелую жизнь, просто не умеют приспособиться к новому порядку вещей» .
Ещё в 1930 году Чарльз Майкельсон, глава отдела рекламы Национального комитета Демократической партии опубликовал в New York Times статью, в которой лагерь для бездомных в Чикаго назвал «Гувервиллем». Название быстро прижилось и вскоре стало использоваться повсеместно. Часто их заселяли согнанные банками за долги фермеры, как чёрные, так и белые.
Гувервиль в Бруклине, 1932 год
Семья рабочих в Гувервиле
Гувервили сильно различались по качеству: если безработные квалифицированные рабочие-строители использовали камни и кирпичи из снесенных зданий, то большинство «домов» складывали из деревянных ящиков, картонных коробок, металлолома и прочего подобного. Иногда ограничивались дырой в земле, покрытой жестью или картоном.
Люди, жившие там либо нанимались на самые тяжелые сезонные работы, вроде уборки персиков, как это делали герои романа Стэйнбека «Гроздья гнева», или просили милостыню. Гувервили вмещали от нескольких сотен жителей до многих тысяч людей в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Вашингтон и Сиэтл. Меньшие лагеря, как правило, приходили и уходили, в то время как, например, Гувервиль в Сиэтле простоял с 1931 по 1941 год.
«Достойный дом в достойном окружении для каждого американца»
Не смотря на экономический подъём военного времени, окраины многих городов страны, особенно крупных промышленных центров, по-прежнему опутывали трущобы, построенные ещё в начале XX века для рабочих металлургических и автомобильных заводов, угольных шахт и химических предприятий. Это были наспех построенные кирпичные здания, которые кроме того что банально устарели, оставались рассадниками антисанитарии и криминала.
В 1948 году Верховный суд США запретил использовать термин «гетто» в официальных документах именно из-за ассоциации с еврейскими гетто, созданными нацистами: «Гетто – это отвратительно слово для всякого, кто видел, как Гитлер отмечал жёлтыми звёздами евреев, чтобы разделить их, чтобы они страдали и умирали порознь. Для американца – этот отвратительно», – говорилось в вышедшем в том же году отчёте правительственной комиссии.
Надпись на плакате «Трущобы плодят преступность». Управление жилищного строительства США
А в 1949 году Конгресс США принял новый закон о жилье, одна из статей которого провозгласила принцип: «Достойный дом в достойном окружении для каждого американца». Ведь продолжающееся разрастание трущоб пугало даже зажиточный средний класс, который стремительно бежал в более благополучные пригороды, сбивая цены уже на приличное жильё в центре города.
Экономический рост позволил части рабочих найти жильё получше, но далеко не всем так повезло. Особенно это коснулось чернокожих, которые по-прежнему официально считались людьми второго сорта. Только в 1954 году Верховный суд США признал расовую сегрегацию противоречащей Конституции США, в частности постановив ликвидировать расовую сегрегацию в школах. Но власти штатов просто отказывались исполнять решение суда. Сенатор Джеймс Истленд из Миссисипи даже заявил, что «американцы англосаксонского происхождения видят в сопротивлении интеграции подчинение воли Божьей».
Трущобы ДеСото-Карр до сноса
Проект Минору Ямасаки
Хрестоматийным примером реализации этой концепции в США стал район Пруитт-Айгоу в городе Сент-Луис в штате Миссури. Мэр-демократ Джозеф Дарст очень хотел избавиться от примыкавшего к центру города трущобного района ДеСото-Карр. И вот, наконец, после принятия закона 1949 года на это выделили средства. По плану Ямасаки, на 23 гектарах бывших трущоб возводились 33 панельных 11-этажных дома, которые должны были вместить около 10 000 человек, причём не только чёрных, но и вполне белых бедняков.
Важной особенностью района, получившего название Пруитт-Айгоу, стала его сегрегация. В Пруитте должны были жить черные жители, а в Айгоу — белые, хотя обе половины и составляли единое целое. В общем, к 1956 году жилой район нового типа был готов, и ещё спустя год пустовало всего 9% небольших, но комфортабельных квартир. Казалось бы феноменальный успех, но дальше что-то пошло не так.
Поскольку расовые предрассудки никуда не делись, а дома в приличных районах неграм просто отказывались продавать или сдавать и в 1970-х тоже, то в ответ на желание чёрных поселиться в Приутте там, где им хочется, белые жители начали массово съезжать. Жилье было социальным, но государство финансировало лишь его строительство. А вот дальнейшее его содержание легло на жильцов.
А поскольку экономическое положение чёрных американцев никто улучшать не собирался, то естественно всё больше домов заполняла беднота, живущая на пособие. Они не могли своевременно оплачивать аренду, и вот, 33 дома, торжество модернистской концепции по организации жилых районов, стали стремительно приходить в упадок: коммунальщики перестали убирать мусор, разбитые окна никто не заменял, так и не появилась обещанная району инфраструктура.
Один из заброшенных домов
Как только у жителей появлялась возможность съехать ею обязательно пользовались. Из-за этого бюджет комплекса быстро оскудел, что приводило к еще большему упадку. Пруитт-Айгоу превратился в криминальное гетто и рай для наркоторговцев, а сами многоэтажки стали идеальным убежищем для банд.
Снос одного из домов в Приутте в 1972 году
Архитектор горько констатировал: «Никогда не думал, что люди настолько разрушительны. Как архитектор, сомневаюсь, что сейчас подумал бы браться за такой проект. Я хотел бы, чтобы и эта работа вообще не была сделана». А вот предложение обеспечить всех чернокожих нормальным образованием, работой и культурным досугом от архитектора не поступило, а поэтому пришлось сетовать на негодную человеческую природу.
Социальное жильё Детройта
Районы подобные Приутту в те годы возникали по всей стране и пережили его на десятилетия, но их финал мало отличался, хоть и жили там далеко не одни чёрные. Одни из самых неблагополучных жилых комплексов Чикаго и всех США Кабрини-Грин Тейлор Хоумс, рассчитанный более чем на 40 000 жителей, снесли только в 2011 году. И каждый раз события развивались одинаково.
Недорогие многоэтажки заселялись наиболее бедными и неблагополучными семьями и превращались в рассадник преступности и наркомании, а затем сносились. Никаких выводов власти из череды таких «случайностей» не делали, а продолжали и дальше осваивать средства, буквально закатывая их в асфальт. Исключениями стали только социальные высотки Нью-Йорка – в переполненном мегаполисе просто некуда расселять сотни тысяч жителей, и вообще это слишком дорого.
И всё же, с 1945 по 1975 в Европе и особенно в США был «золотой век» капитализма, когда экономика была на подъёме, уровень жизни постоянно рос, а государство брало на себя массу социальных обязательств. Хоть среди афроамериканцев, как и прежде, оставался высокий уровень нищеты и преступности, но был там и свой средний класс, и свои бизнесмены. И если они вырывались из гетто и находили себе место среди условно «белой» Америки, то большинство оставалось изолированно в этих районах, балансируя на грани полной нищеты. А это уже не могли изменить законы.
Новое гетто и старые проблемы
Сам термин «гетто» вернулся в обиход только в 1960-х годах, когда на пике была борьба за гражданские права чернокожих (как вы видели на плакате 1949, власти предпочитали слово «Slums»). В 1965 году вышла книга психолога Кеннета Кларка Dark Ghetto («Тёмное гетто»), которая внесла весомый вклад в увязывание «чёрных» и «гетто». Название символизировало не столько цвет кожи, сколько мрачные, полные страдания места, жители которых, без надежд на будущие, погрязли в алкоголизме, преступности и других пороках.
Руины завода, работавшего в 1970-х в Балтиморе
А в 1970-х «негритянское гетто» затмило по частоте использования «еврейское гетто». И это произошло не просто так, ведь в 1970-е в США разразился первый послевоенный кризис. Нефтяной кризис 1973 года привёл к банкротству множества американских автомобилестроителей, базировавшихся в Балтиморе, Детройте и других городах. На их место пришли европейские и японские фирмы с более дешёвыми и экономичными моделями.
В городах начался упадок не только машиностроения, но и промышленности вообще. А реальное производство как раз в 1970-е начали переносить в Китай. Закрытие заводов привело к массовой безработице и исходу из городов квалифицированных белых рабочих. Примерно в эти же годы в города вроде Балтимора начался приток чёрного населения из южных штатов, где власти их по-прежнему держали за людей второго сорта. Но, оказавшись в городе в разгар рецессии, и без того бедные люди со всеми гражданскими правами начали стремительно маргинализироваться, а их районы проживания превращаться в трущобы.
тот процесс захватил многие города старого индустриального пояса США, протянувшегося от Чикаго до Коннектикута, который вследствие интенсивной деиндустриализации стали называть «Ржавый пояс». Стремительный рост преступности, бездомности, алкоголизма и наркомании был неизбежен. Начали формироваться этнические банды, на улицах всё чаще были слышны выстрелы, а полицейские каждый день выезжали на очередное место преступления.
Чёрные кварталы Балтимора
Гетто, уже в своём новом значении сформулированном Кларком, продолжили существовать спустя многие годы после исчезновения формального неравенства, в котором негров удерживали больше полувека. Ведь оказавшись на свободном рынке труда, афроамериканцы, имея крайне низкий уровень образования и даже элементарной грамотности, стали просто наименее востребованы в мире постиндустриальной неолиберальной экономики.
Бывший полицейский и школьный учитель из Балтимора Эд Бёрнс говорил про подростков из гетто: «Образование, которое они получают, недостаточно даже для того, чтобы стоять на кассе, но его достаточно, чтобы торговать наркотиками. Может они малообразованные, но они не глупые. Они многое понимают, а если они всё понимают, то чего ещё вы от них ждёте? Они знают, что просто готовятся к торговле наркотиками».
А ведь исчезнувшая промышленность традиционно предоставляла людям с невысоким уровнем образования и навыков возможность работать у станка и зарабатывать неплохие деньги. Так произошло как раз в Балтиморе, где некогда была мощная индустрия. Зато молодёжь ждали на самых низкооплачиваемых должностях, зарплаты с которых едва хватало на самое необходимое.
Белые трущобы в Детройте
И дело тут вовсе не в расе, ведь проблема затронула вообще всех американцев, высвободившаяся рабочая сила не перетекла в высокопроизводительные сектора, а заполнила созданные экономикой массу низкоквалифицированных рабочих мест с соответствующей зарплатой.
С 1980-х становилось всё больше «белых» трущоб, а с 2005 по 2019 годы в США резко выросло число рабочих даже без оконченных 9 классов школы. А многие деиндустриализированные города, потеряли вместе с промышленностью и массу высокооплачиваемых рабочих мест. Люди просто перебрались в другие, более экономически развитые города и штаты, забирая с собой деньги, которые и поддерживали на плаву сферу обслуживания, дававшую много рабочих мест.
Как выглядит современное гетто
Район Филадельфии Кенсингтон
У каждой капиталистической страны есть своя специфика и так исторически сложилось, что Американский капитализм сформировался и развился в условиях апартеида, который достался в наследство от рабовладельческих времён. И даже когда афроамериканцы получили в 1960-е равные с белыми права, рынок не собирался решать сохранившееся экономическое неравенство.
На 2017 год, в 168 городах Америки было 1060 афроамериканских гетто. Причём в 58 случаях все районы города подходили под критерии гетто. В основном это пригороды крупных городов с населением около 25 000. Всего в этих гетто проживает более 6.55 миллионов человек — 12,2% всех чернокожих американцев. Если в Лос-Анджелесе и в Окленде в гетто живёт всего 4% и 10% чернокожих от общего числа, а в Далласе и Филадельфии по 35%, то в Атланте рекордные 76%.
По статистике чёрных в гетто сегодня живёт даже меньше, чем белых
Уже упомянутый Балтимор в 2010 году стал вторым по уровню преступности городом с населением более 500 тысяч человек, уступив «почетное» первое место Детройту. Ну а уровень убийств каждый год бьёт рекорды. Лишь 66% населения имеет среднее образование, а высшее — всего 19%. Уровень безработицы в Балтиморе в 2007 году превысил 11%, четверть всех жителей, а также 37% детей жили или в бедности, или в условиях крайней нищеты. Это касалось и до сих пор касается далеко не только Балтимора.
В статье для The Guardian известный журналист, писатель и сценарист Дэвид Саймон писал: «Когда только в чёрных районах и городах был высокий уровень преступности, безработицы и наркомании это ещё можно было списывать на расу. А теперь мы видим, что и белый средний класс оказался с ними в одной лодке. […] Оказалось, что дело не в расе, а в их классовой принадлежности. Ты либо оказываешься на гребне волны, либо идёшь на дно».
Филадельфия считается одним из самых опасных больших городов США, где есть район Philadelphia Badlands («Филадельфийские пустоши»), который является средоточием городской преступности и в частности наркоторговли. Это название неофициальное (официальное Кенсингтон), но используется как полицией, так и местными жителями. Когда-то Филадельфия была крупным промышленным центром, а в «Пустошах» предприятия чередовались с массовым жильём для рабочих. А потом большинство производств не закрыли.
Парк в «Пустошах». Обратите внимание, что белых здесь больше чем чёрных
Одна из точек по торговле наркотиками. Никто даже не пытается скрываться
А экономический кризис первым делом бьёт по самым бедными слоям, не разбирая ни расы, ни религии, ни сексуальной ориентации. В данном случае это как раз результат вывоза промышленности в Китай. Ведь экономика должна быть экономной, а зачем платить своим рабочим нормальные зарплаты, если можно не платить. Спецагент Управления по борьбе с наркотиками Патрик Трэйнор называет Кенсингтон крупнейшим рынком героина под открытым небом на Восточном побережье США.
А есть другой, но не менее характерный пример современного гетто. В самом центре Сан-Франциско между зданием Верховного суда и Капитолием (!) расположился район «Тендерлойн», по одной из версий названный в честь крупных бёдер проституток, стоявших на углах. Когда Сан-Франциско стал одним из IT-центров Америки, цены на жильё устремились в бесконечность. Многие люди просто не могли позволить себе снимать квартиру или комнату и оказывались на улице.
Вот такие картины можно запросто встретить в самом центре Сан-Франциско
Наркоман со шприцем в руке поднимает зажигалку. Символично, что это всё происходит в самом центре на фоне Верховного суда Калифорнии.
Не смотря на все пособия, которые получают местные жители, только за август 2018 года с улиц Тендерлойна было собрано более 164 тысяч (. ) шприцов. Единственная отрасль, которая там процветает – это наркоторговля, которую по сути финансируют власти, ведь пособия перекладываются прямо в карманы наркоторговцев.
В июне 2018 года мэром в Сан-Франциско стала афроамериканка Лондон Брид, которая, конечно, обещала решить проблему района, но после выборов все эти обещания как принято остались в прошлом до следующей кампании. И вот жители всех этих районов с говорящими названиями вроде « Атлантастан» (намек на Афганистан) и «Чирак» (сочетание Чикаго и Ирак) десятилетиями слушают рассказы, что если проголосовать за демократов, то всё наконец изменится, ведь голоса чёрных важны как никогда раньше.
Деньги на борьбу с бедностью неизменно выделяются и всякий раз растворяются в карманах политиков и приближенных бизнесменов. А местные жители вынуждены годами терпеть соседство бандитов, наркоманов и сумасшедших, ведь переехать в более благополучный район денег просто нет.
Триумф американского « вэлфер »
Негритянские и прочие гетто регулярно взрываются бунтами. Но происходит это всё же не настолько часто, чтобы превратиться в фон жизни, а поэтому масса обывателей по обе стороны океана смотрит на происходящее с неподдельным любопытством, словно этого никогда не было и вот вдруг началось. И всегда возникает вопрос, а чего это они бунтуют? Ведь многие скажут, что им грех жаловаться, ведь они мало того что на пособиях сидят, так ещё и талоны на еду получают.
И вот представьте, что из всех описанных выше проблем вы просто начали регулярно кушать. Но мало того, что еда самая низкосортная, так ещё и получаете вы её наиболее унизительным способом. Хотя ходить по таким улицам уже само по себе стресс, просто потому что любой наркоман, которому сейчас на дозу не хватает, может вас зарезать даже если ему просто покажется, что у вас с собой есть лишняя двадцатка. А как растить и воспитывать детей в таком окружении? Вся система американских пособий не решает ни одной из этих проблем.
Беспорядки в Балтиморе в 2015 году
The New York Daily News подводила итоги на фоне беспорядков в Балтиморе 2015 года: «Если какой-либо город может служить примером провала так называемой либеральной политики, то это Балтимор. В течение десятилетий политическая элита города выбрасывала миллиарды на разные проекты, которые должны были принести доллары в бедные районы Балтимора, но этого не произошло. Уровень насилия остается высоким, уровень обучения в школах – низким. Между тем преобладающее в Балтиморе черное население с низкими доходами продолжает недоумевать: когда же эти деньги волшебным образом вытянут их из бедности ».
И бунтуя, они стихийно как раз демонстрируют усталость от пустых обещаний политиков. В свою очередь полиция и ФБР с 1960-х всеми законными и незаконными средствами старательно устраняли любых политических лидеров и партии, которые бы могли увести всплески возмущения от погромов к последовательной политической борьбе. В итоге, даже такие неоднородные движения, как «Чёрные пантеры», выступавшие за экономическое равенство, заменило движение Black Lives Matter, которое может вечно бороться против полицейского насилия и угнетения.
Протестующие сторонники BLM во время беспорядков 2020 года
Хотя мейнстримные американские СМИ и политики, что особенно хорошо видно по беспорядкам 2020 года, стараются перевести проблему именно в расовое русло. Правая пресса рассказывает, что негры и прочие нищие объедают приличных американцев, а либеральная пресса будет рассказывать, что и правильно делают, что « объедают » и нужно платить и каяться за века рабства. Но достаточно взглянуть на все эти толпы наркоманов и бомжей, чтобы понять – огромные деньги, которые якобы проедают бедняки, утекли совсем в другие руки.
И если республиканцы просто урезают социальные расходы вроде попытки Трампа отменить систему Obamacare, то демократы принимают социальные программы, призванные улучшить жизнь бедных, но в итоге увеличивают только благосостояние политиков и бизнесменов, занятых их освоением. Зато всегда можно преклонить колено – пустой жест, который ничего не стоит и ничего не меняет.