что значит горный мтв велосипед
Горные велосипеды от А до Я
10 минут Автор: Михаил Скворцов 2503
Как и момент самого изобретения велосипеда, появление первых горных велосипедов приурочивается сразу к нескольким датам.
Самые ранние варианты – это рубеж XIX-XX вв., когда армия США изучала возможность применения велосипедов в горах. Следующая дата, претендующая на первенство, – появление велокросса как дисциплины в 1940 г., или 1956 год, когда во Франции механики-энтузиасты собрали очень похожий на современный MTB байк.
Официально же первый горный велосипед был выпущен компанией Ritchey в 1975 году, но весил целых 29 килограмм. Постепенно он совершенствовался. В 1981 на сцену вышла компания Specialized с моделью-доработкой Ritchey, которая стоила вдвое меньше и называлась Specialized Stumpjumper. Вскоре рынок был сформирован, и на нём появились многие ныне знаменитые компании, например, Shimano и Santour.
Конструкция MTB
Теперь немного о том, что же является определяющим для класса горных велосипедов. В первую очередь, следует сформулировать предназначение. Данный класс велосипедов предназначен для того, чтобы ездить вне дорог, и потому имеет особенности конструкции, обеспечивающие:
Соответственно, практически все узлы горных байков отличаются от элементов дорожных, трековых и шоссейных моделей, хотя общее строение у них совпадает.
Элементы конструкции
Разберём все элементы конструкции мтб и особенности их строения:
В целом, все элементы лишь немного смещаются в ту или иную сторону от некоторого среднего «стандарта», но в комбинациях не только сам класс горных велосипедов отличается от других, но и байки внутри данного класса, в зависимости от дисциплины, в которой они используются, могут серьёзно различаться.
Типы компоновок
Среди горных велосипедов нет каких-либо особых ухищрений в плане форм, поэтому компоновка стандартная, и выделяют лишь типы от наличия амортизаторов:
Так же можно выделить велосипеды с амортизатором, встроенным в задний треугольник рамы, но это, скорее, редкость, чем стандарт какой-либо конструкции.
Спортивные модели и дисциплины
Далее мтб разделяются по конструкциям, заточенным под конкретную дисциплину или определённый стиль катания. Стандартом здесь становится велосипед, описанный в предыдущем разделе.
КроссКантри
Абсолютная классика mtb, собственно, с этой дисциплины и начинается история большинства современных моделей. Но, в первую очередь, кросс-кантри – это лёгкий спортивный велосипед, и ошибочно так называть любой хардтейл с «круто» выглядящими покрышками.
Передний амортизатор у кросскантрийников имеет средний ход – около 10 см. Иногда добавляется очень короткий задний амортизатор, но подавляющее большинство моделей – это hard tail. Оборудование ставится высокого или среднего (для любительских вариантов) уровня, часто появляются различного рода защиты, успокоители.
Традиции по тормозам и механизму привода не сложились, поэтому здесь можно увидеть и диски, и v-brake. Всё зависит от вкуса и целей райдера.
All-terrain-bike (ATB)
Небольшое движение в сторону «универсального» велосипеда от кросс-кантрийника. Ход вилки ещё меньше (сантиметров 8), иногда и вовсе без амортизаторов. Обычно используются недорогие комплектующие и рамы.
Цель этого класса – удовлетворить огромный спрос на «условно» горные велосипеды, которые используются максимум в парках и на грунтовых дорогах. Для серьёзных нагрузок и агрессивного катания такие варианты, конечно, непригодны.
Низкие требования к надёжности рамы позволяют дизайнерам спроектировать в этом классе и женский байк, и прогулочный круизер, и различные модели, которые сами по себе являются произведениями искусства.
Даунхилл
Сама дисциплина скоростного спуска привлекает очень рисковых ребят, и оборудование им необходимо соответствующее. Основная функция велосипеда для даунхилла – помочь райдеру добраться до конца дистанции целым, и только это.
Велосипеды данного класса тяжёлые (до 20 килограмм), с двумя амортизаторами очень широкого хода. Комплектуются исключительно высококачественными и очень надёжными компонентами. Соответственно, даунхилл-модели – самые дорогие байки, за исключением, пожалуй, высокотехнологичных гоночных шоссейников и трековых моделей, где используются лучшие материалы.
Агрессивные широкие покрышки на двухподвесе при очень низкой (иной раз смахивающей на BMX) раме – перед нами специализированная модель для даунхилла. Для больших дистанций и вообще длительного катания такой велосипед не предназначен.
Фрирайд
Модели для прохода смешанных трасс представляют нечто среднее между моделями для даунхилла и обычными кросс-кантрийниками. Рама чуть ниже и крепче стандарта, обычно это двухподвесные велосипеды с достаточно жесткими амортизаторами (редко – качественно спроектированный хардтейл), качественные комплектующие – получаем велосипед для сложных трасс, на котором райдер может передвигаться достаточно долгое время без моментальной потери сил.
Триал
Велосипеды для триала – это, скорее, варианты BMX, а не спортивные горные модели. Низкая жесткая рама, обычно единственный задний тормоз через гироротор и синглсипд. Данные байки предназначены не для преодоления тех или иных препятствий, а для исполнения трюков и прохождения искусственных сложных трасс.
Вариации и специализированные модели
Уже давно на рынке не виды горных велосипедов формируют модельный ряд, а различные теоретики пытаются как-то организовать огромное число вариаций в некоторые классы – по предназначению, дисциплинам, конструкции или иным признакам. Вот и на базе горных комплектаций начинают появляться новинки или оформляться небольшие решения.
Электровелосипед
Один из примеров апгрейда стандартных моделей – это добавление электромотора. Есть целая серия компоновок и с мотор-колесом, и с отдельным двигателем, которые делают из стандартных байков электровелосипеды практически без изменений в конструкции. Знай, добавь моторчик да батарею.
Компактные
Второе направление – это компактные велосипеды. Наверное, все помнят советскую модель «Кама». Западные же производители пошли ещё дальше. Сейчас можно найти складной горный велосипед, который складывается по 3-5 точкам, упаковываясь в небольшую сумку, пригодную для провоза в ручной клади или на багажной полке электрички.
Производители
Так как выбрать горный велосипед нелегко, начать следует с изучения производителей, несмотря на их обилие. Это позволит понять, что перед нами: настоящий, «заточенный» на решение одной задачи, велосипед или очередная сборка средних комплектующих, удовлетворяющая запросам лишь новичка.
Логичнее всего начать с тех, которые выпустили первые MTB:
Видео с полезными советами по выбору MTB:
Заключение
Горный велосипед – основа сегодняшнего рынка байков. Выделяют множество типов, а скорее, комбинаций комплектующих, которые при должных знаниях можно скомпоновать в уникальный байк, отвечающий запросам любого, даже самого привередливого райдера.
Особенности выбора горного велосипеда
Как просто было выбирать велосипед еще лет тридцать назад! Для обычных потребителей делились они попросту по возрастным категориям – малышам покупали детские на дутых шинах, затем детвора осваивала «Школьник», чуть позже – «Орленок» и, наконец, все пересаживались на «взрослые», в обычном или «дамском» исполнении. Некоторое разнообразие вносили складные модели или туристические велосипеды, которые, впрочем, несильно отличались от обычных – «ручные» тормоза и небольшой диапазон переключения скоростей.
Сейчас разнообразие ассортимента веломагазинов просто потрясает! Представлено огромное количество моделей самых разнообразных категорий, отличающихся своим предназначением и условиями эксплуатации. Особой популярностью пользуются горные велосипеды, маунтинбайки, или сокращенно — МТB.
Для чего предназначены горные велосипеды
Хотя все модели маунтинбайков объединяет слов «горный», область их применения весьма разнообразна. Перед выбором конкретного велосипеда нужно четко определиться: «Для чего же мне необходим МТB?».
Если все ограничивается желанием показать друзьям и подругам свою «крутость», а ездить предполагается по городским дорогам, то не стоит и деньги тратить, ведь хороший горный велосипед – вещь недешевая.
Итак, области применения горного велосипеда:
Итак, определившись с целью приобретения маунтинбайка, можно переходить к выбору модели по конкретным параметрам.
О том как и где хранить велосипед зимой читайте также на нашем сайте.
Про необычные виды зимнего экстремального спорта читайте на этой странице. Драйтулинг, сноускут, сноукаякинг и другие…
Колеса, тормоза
Горный велосипед предусматривает повышенные нагрузки, поэтому прочность колес и надежность тормозов – обязательные условия.
Как правило, большинство горных велосипедов оснащены 26-дюймовыми колесами (исключение составляют гибридные модели – там диаметр колеса может быть 28 дюймов). Резина «агрессивная» или умеренно агрессивная, с выраженными зацепами протектора.
Если предполагается, что значительная часть эксплуатации будет все же происходить на шоссейных дорогах, лучше приобрести полуслики, иначе «злая» резина на трассе вытянет из велосипедиста силы без всякой видимой пользы. Может быть, если позволяют финансы, имеет смысл приобрести сменные комплекты и сделать свой МТB вседорожным.
Обязательно нужно обратить внимание на обода. Если они выполнены из стали, лучше сразу вежливо отказаться – они тяжелые, недолговечные, подвержены коррозии. Основной материал для этой части колес – алюминиевые сплавы. Можно встретить обода с анодированием – они несколько дороже обычных, их легко узнать по черному цвету.
По поводу выбора тормозов существуют разногласия. Некоторые настоятельно рекомендуют, по старинке, применять ободные, есть ярые сторонники дисковых. И те и другие имеют свои достоинства и недостатки.
Рама и амортизация
Современные МТBмогут комплектоваться стальными, алюминиевыми, титановыми или карбоновыми рамами (иногда встречается сочетание нескольких конструкционных материалов).
Стальные – самые дешевые, но это не означает, что они – самые плохие. Сталь имеет перед другими материалами ряд преимуществ:
Главный недостаток стальных конструкций – их большой вес, однако, для тех видов езды, где это не столь важно (к примеру, даунхилл) это может быть вполне приемлемое решение.
Хотите знать как правильно выбирать велосипедные покрышки? Все нюансы выбора на нашем сайте.
О том как оснастить свой велосипед двигателем вы можете узнать в этом материале нашего сайта.
Хотите научиться ездить на заднем колесе и удивить друзей? Прочитайте эту страницу: pro-extrim.com/ground/velo/na-zadnem-kolese.html
Алюминиевые рамы (точнее, из алюминиевых сплавов) обойдутся покупателю дороже. Они намного легче стальных, не в ущерб прочности. Материал позволяет выполнять самые сложные виды рам, для различных типов велосипедов. На таких МТB легче подниматься в гору, они быстро набирают ход на ровных участках, но накат будет слабый.
Основной недостаток алюминиевых рам – они очень жесткие, передают вибрацию, что особенно чувствуется на плохих дорогах. Алюминий стоек к коррозии, но имеет свойство накопления «усталости металла» — длительно эксплуатирующаяся рама может внезапно сломаться в самом неожиданном месте, а вот ремонт ее – дело очень сложное.
Титановые рамы – это, конечно, идеальное решение, так как металл совмещает преимущества и стали, и алюминия. Они прочны, очень долговечны, абсолютно не подвержены коррозии, хорошо гасят удары и вибрацию. Однако, это в основном удел профессионалов, так как стоимость подобных велосипедов очень высока.
Карбоновые рамы (если говорить о качественном материале) – очень надежная и долговечная конструкция, но стоимость хороших брендовых изделий крайне высокая. Дешевые модели, предлагаемые покупателям под видом карбона, приобретать не стоит – такая рама будет очень чувствительна к точечным ударам и долго не прослужит.
При выборе велосипеда обращается особое внимание на высоту рамы. Расстояние между пахом велосипедиста и верхней трубой, когда ездок стоит на земле, оседлав велосипед, должно быть не менее 8-10 сантиметров, во избежание травмы.
Седло должно регулироваться по высоте, оптимальная его расположение – на уровне выступающей косточки бедра.
Одной из характерных особенностей большинства горных велосипедов является наличие амортизационной подвески.
Различают три вида МТB: ригиды – жесткая конструкция, хардтейлы – жесткая рама и амортизационная передняя вилка, и «двухподвесы», Full Suspension, с амортизационной подвеской заднего колеса.
В зависимости от предназначения велосипеда, амортизационные вилки могут иметь различный рабочий ход. Так, для даунхилла он должен составлять 160 – 200 мм, для кросс-кантри достаточно 80 – 100 мм. Отличным решением являются вилки и задние амортизаторы с регулируемым ходом, который подстраивается под условия рельефа трассы.
Банджи-джампинг, роуп-джампинг, бейс-джампинг и другие виды экстремальных прыжков в бездну.
Тем, кто увлекается походами в пещеры, рекомендуем не пропустить описание самых интересных пещер России и СНГ.
Не стоит бросаться на хардтейлы или двухподвесы с ценой 200 – 300 долларов, это всего лишь имитация «мягкой» подвески, которая не будет работать, как положено, а в определенных случаях даже представляет опасность для велосипедиста. Амортизирующая подвеска – высокотехнологичная и сложная система, стоящая немалых денег. Стоимость хороших двухподвесов начинается примерно от 800 долларов.
Механика и педали
Лидерами в производстве механического оборудования являются фирмы Shimano (Япония) и Sram (США). Если велосипед имеет именно такую оснастку – это уже служит показателем его качества.
Линейка оборудования у обеих фирм достаточно большая, от недорогих прогулочных вариантов до сверхтехнологичных профессиональных комплектов. Количество скоростей варьируется от 9 до 30. Для даунхилла и фрирайда достаточно будет только заднего переключения с числом передач 8-9, гибриды должны иметь 27 – 30 передач.
А вот велосипеды для дёрта или триала вообще не предусматривают возможности переключения скоростей.
Хорошая механика предполагает удобное расположение и конфигурацию переключателей скоростей (манеток) и легкость в их использовании.
Бывалые велосипедисты не советуют приобретать МТB с переключателем в виде вращающейся ручки на руле – в сырую погоду или в грязь возможно проскальзывание руки, кроме того, есть вероятность самопроизвольного переключения при сильных ударах на переднее колесо.
Несколько слов о педалях. Сразу и без колебаний нужно отказаться от дешёвых пластиковых прогулочных — прослужат они недолго, особенно при экстремальной езде. Для МТB должны использоваться специальные педали – платформы (их еще называют «топталками»), выполненные из алюминиевого сплава, у которых широкая «агрессивная» поверхность, зачастую снабжённая шипами.
Более профессиональные – педали с платформой и зацепами, которые обеспечивают надежный контакт с обувью велосипедиста и во многом решают проблему «мёртвой точки». При выборе конкретной модели нужно обратить внимание на простоту отстегивания педалей с зацепами, чтобы избежать проблем при вероятных падениях.
Какой бренд велосипеда выбрать?
Если решено потратить какую-то значительную сумму на горный велосипед, лучше всего обратить свой взор на модели ведущих мировых производителей. Заслуженной славой пользуются маунтинбайки американских фирм Cannondale, Felt, GT, Specialized, немецких BMW M Bike, Cube, Wheeler, тайваньских Giant и Merida.
Большую популярность все больше завоевывают МТB молодой, но очень успешной германской компании Bergamont, причем спрос на них растет и за пределами Европы. В работе фирмы прослеживается отличное взаимодействие с научным коллективом Гамбургского Технического Университета – все ключевые теоретические разработки конструкции проводятся именно там.
Любая новинка, прежде, чем дойдет до производственных цехов, подвергается многоступенчатым испытаниям в самых экстремальных условиях, с компьютерной оценкой действия всех возможных нагрузок. Контроль качества на производстве – высочайший, поэтому в надежности горных велосипедов Bergamont сомневаться не приходится.
Интересно, что фирма, в целях проведения испытаний в реальных экстремальных условиях и для поддержания своего высокого имиджа, имеет собственные профессиональные команды, выступающих в различных райдерских дисциплинах.
Привлекают модели этой компании и тем, что высочайшее качество велосипедов сочетается с достаточно разумной ценой.
Например, отличный хардтейл Bergamont Revox 3.3 с алюминиевой рамой, дисковыми тормозами, 24 скоростями можно приобрести за 17 – 18 тысяч рублей. А модель попроще, вполне подходящая для начинающего, Bergamont Vitox 5.3, с ободными тормозами и 21 передачей обойдется всего в 10 тысяч.
Видео
Выражения «вездеход», «вездеход» и аббревиатура «ATB» используются как синонимы слова «горный велосипед», но некоторые авторы считают их устаревшими.
СОДЕРЖАНИЕ
История
Происхождение
Техническая эволюция
Об эволюции дизайна горных велосипедов можно судить по последовательным линейкам продуктов среднего класса основных производителей.
Год | Материал рамы | Размер колеса | Шестерни | Приостановка | Тормоза | Репрезентативные примеры |
---|---|---|---|---|---|---|
1981 г. | Сталь | 26 « | 3 × 5 | Жесткий | Каверномер | Специализированный Stumpjumper |
1993 г. | Сталь | 26 « | 3 × 7 | Жесткий | Каверномер | Специализированный Stumpjumper; Trek 830; Марин Мюрвудс; |
1995 г. | Сталь | 26 « | 3 × 8 | Жесткий | Каверномер | Специализированный Stumpjumper; Trek 970; Марин Мюрвудс; |
2000 г. | Алюминий | 26 « | 3 × 9 | Хардтейл | Каверномер | Специализированный Stumpjumper M2; Cannondale F500; Марин Мюрвудс |
2005 г. | Алюминий | 26 « | 3 × 9 | Хардтейл | Диск | Специализированный диск Stumpjumper; Cannondale F600; Марин Уайлдкэт Трейл |
2010 г. | Алюминий | 26 « | 3 × 9 | Полная сус | Диск | Специализированный Stumpjumper FSR Comp; Cannondale Scalpel 4; Маршрут атаки Марина |
2015 г. | Алюминий | 27,5 « | 2 × 10 | Полная сус | Диск | Cannondale Jekyll 4; Trek Fuel EX 8; Крепление Marin Mount Vision C-XM8 |
2020 г. | Алюминий | 29 « | 1 × 12 | Полная сус | Диск | Cannondale Habit 4; Trek Remedy 8; Альпийская тропа Марин 8 |
Дизайн
Горные велосипеды обычно можно разделить на четыре большие категории в зависимости от конфигурации подвески:
Дизайн, ориентированный на дисциплину
Существует несколько различных стилей катания на горных велосипедах, обычно определяемых рельефом местности и, следовательно, типом используемых велосипедов. Стили быстро развивались. Раньше все они были в некотором роде изготовленными на заказ самодельными машинами и использовались для любого количества трюков, трюков, гонок или других мероприятий. Общий дизайн был похож. По мере роста спорта были представлены более специализированные конструкции и оборудование. Дальнейшая сегментация рынка, выходящая за рамки простых велосипедов XC с передней подвеской, началась в середине 1990-х годов, когда крупные производители велосипедов и оборудования смогли удовлетворить меняющиеся потребности. Сегодня существует большое разнообразие дизайнов, ориентированных на дисциплину. Горные велосипеды могут быть машиной за несколько тысяч долларов, специально созданной для той дисциплины, для которой они были созданы.
Напрямик
Тащить
Эти велосипеды являются разработкой для кросс-кантри и обычно используются велосипедистами-любителями. Обычно они имеют ход 120–140 мм (5 дюймов), весят от 11 до 15 килограммов (от 24 до 33 фунтов), а их геометрия находится где-то между конструкциями для бездорожья и всех гор. Имея более слабый угол наклона головы (65-67 °) обеспечивает большую устойчивость при спуске. С меньшим упором на вес, они обычно предназначены для работы на пересеченной местности. Трейловые велосипеды обычно рассматриваются как жесткие хвосты и рамы с полной подвеской. В качестве материала рамы обычно используется алюминий или углеродное волокно, но есть Иногда их можно увидеть с использованием стали. Обычно они имеют колеса 27,5 дюйма или 29 дюймов. Трейловые велосипеды также считаются универсальными горными велосипедами. Это связано с тем, что они очень хорошо поднимаются и неплохо спускаются. Потому что у них меньше подвески. путешествия, их можно использовать на трассе с плоскими педалями в один день, а на следующий день их можно использовать для легкого восхождения и спуска по горам.
Эндуро / all-mountain
Спуск
Примеры включают сеанс Trek и специализированную демонстрацию.
Бесплатная поездка
Подобно скоростному спуску, но с меньшим упором на вес и больше на силу. Эти конструкции имеют широкую подвеску с ходом не менее 7 дюймов (180 мм). Особое внимание уделяется особенностям трассы с большим эфирным временем, таким как прыжки и падения. Таким образом, они выдерживают сильные удары. Рамы и детали редко изготавливаются из углеродного волокна из-за соображений прочности и долговечности, а вместо этого обычно изготавливаются из алюминия, что позволяет жертвовать незначительным увеличением веса ради более предсказуемой реакции материала при интенсивном использовании. При подъеме снижается эффективность педалирования и маневренность. Изначально велосипеды для фрирайда располагались между гористой и скоростной геометрией, с более крутыми углами рамы, чем при спуске, и более высоким расположением райдера, повышая маневренность на технических или низкоскоростных характеристиках, обычно встречающихся на трассах в стиле «Северный берег». Вес варьируется от 14 до 20 килограммов (от 31 до 44 фунтов), причем широкий диапазон вариаций обусловлен разнообразием компонентов, применимых для этой цели. Некоторые включают в эту категорию велосипеды для слоупстайла и дерт-джампинга из-за схожих целей, но различия в дизайне значительны.
Велосипеды North Shore очень похожи на велосипеды для фрирайда по своей геометрии и велосипеды для скоростного спуска по составу компонентов. Поскольку трюки северного берега эволюционировали, чтобы включать в себя не только простые и сложные мосты, но и большие обрывы и скоростные спуски через серию трюков, велосипеды северного берега обычно имеют столько же путешествий, сколько велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, но с гораздо более маневренной и маневренной рамой. конструкции, а зачастую и меньший вес.
Прыжки по грязи в городах и улицах
Где-то между велосипедным мотокроссом (BMX) и фрирайдом конструкции бывают жесткими или жесткими с передней подвеской от 3 до 4,5 дюймов (76-114 мм). Прочная рама с низкими нижними кронштейнами и короткими перьями улучшает маневренность. Конструкции часто пересекаются с четырьмя крестовинами, со многими рамами, включая съемные подвески переключателей и / или встроенные натяжители цепи, что позволяет использовать односкоростные и многоскоростные механизмы. Шины обычно имеют диаметр 24 или 26 дюймов, быстро катящиеся слики или полуслики с узкими оболочками (примерно 1,8–2,2 дюйма). Низкие подседельные штыри и большие рули используются, чтобы освободить место для трюков. В большинстве из них установлен удлиненный задний тормозной трос и отсутствует передний тормоз, что позволяет водителю многократно крутить руль, не запутывая тросы.
Слоупстайл
Сочетание дерт-джампинга и фрирайда, имеет геометрию, аналогичную дерт-джамперу, но с ходом подвески примерно 4 дюйма (100 мм) как спереди, так и сзади. Эти велосипеды в основном используются профессиональными гонщиками для склонов, особенно Использование является их происхождением, и как таковые предназначены для чрезвычайно больших прыжков и высоких скоростей, встречающихся в соревнованиях. Рамы либо адаптированы из существующих всегорьевых конструкций или конструкций для фрирайда, либо разработаны специально для этой цели, с прочной конструкцией рамы и сложной конструкцией. рычаги подвески, чтобы максимально использовать их минимальный ход подвески.Эти велосипеды обычно имеют относительно слабые углы наклона головы по сравнению с их коротким ходом подвески, с немного более агрессивной общей геометрией, чем у многих прыгунов для грязи. Эти велосипеды часто оснащены сочетание характеристик интерфейса для дерт-джампинга и all-mountain (размер гарнитуры, тип каретки, ширина и диаметр задней оси, подвеска заднего переключателя) для размещения обоих Компоненты для безбилетной езды и грязи, необходимые для выдерживания высоких скоростей и резких ударов, связанных с их использованием. Склонные велосипеды также используются многими для легкого скоростного спуска или трейлового катания, если не для прыжков в том же масштабе, что и профессиональные райдеры, благодаря своей прочности и сложной конструкции подвески, обеспечивающей дополнительную универсальность по сравнению с велосипедами для бездорожья.
Испытания
Существуют две разновидности триал-байков: с 26-дюймовыми колесами (называемыми «стоковыми») и с 20-дюймовыми колесами (называемыми «моделями», потому что исторически это были модифицированные велосипеды BMX). У них обычно нет подвески, хотя некоторые все еще используют ее в той или иной форме. Правила соревнований требуют, чтобы стандартные велосипеды имели несколько передач для соревнований, но большинство гонщиков никогда не используют свои переключатели. Правила соревнований не требуют наличия на модбайках каких-либо передач. Многие гонщики, не участвующие в соревнованиях, ездят на одной скорости, выбирая низкоскоростную передачу с высоким крутящим моментом. В большинстве современных триалл-байков вообще нет сиденья, так как гонщик все время проводит вне седла, а триал-езда не способствует использованию седла в качестве интерфейса управления, как при обычном катании на горных велосипедах. Эти велосипеды значительно легче, чем почти все другие горные велосипеды, от 7 до 11 кг (от 15 до 24 фунтов). Это значительно упрощает маневрирование на велосипеде.
Односкоростной
Выбранное единственное передаточное число зависит от местности, по которой едут, силы и навыков гонщика, а также размера велосипеда (велосипед с колесами 29 дюймов часто требует другой передачи, чем велосипед с колесами 26 дюймов). Часто односкоростные велосипеды представляют собой полностью жесткие велосипеды со стальным каркасом. На них обычно ездят очень подготовленные люди по бездорожью от легкой до умеренной.
Велоспорт по гравию
Велоспорт по гравию начался в США, где у них огромное пространство с множеством длинных пожарных дорог. Велоспорт по гравию произошел от гонщиков, которые едут по длинным участкам гравийных и пожарных дорог. Спорт сокращает разрыв между шоссейным и горным велосипедом, где скорость и эффективность езды на шоссейном велосипеде сочетаются со способностью и свободой езды по пересеченной местности.
Велосипеды с гравийным покрытием на первый взгляд очень похожи на шоссейные велосипеды из-за отсутствия подвески, тонких шин и дуг. Гравийные велосипеды отличаются от шоссейных тем, что рули обычно шире, геометрия адаптирована для более комфортной езды по бездорожью в течение длительных периодов времени, а современные гравийные велосипеды также будут оснащены трансмиссией 1x, удаляющей передний переключатель. Колеса также часто шире, а вилка и задний треугольник позволяют устанавливать гораздо более широкие шины, чтобы справиться с рельефом и требованиями езды по бездорожью.
Современный дизайн
Шестерни
Геометрия
Приостановка
Раньше горные велосипеды имели жесткую раму и вилку. В начале 1990-х были представлены первые горные велосипеды с вилкой с подвеской. Это сделало езду по пересеченной местности более легкой и менее утомительной. Первые вилки передней подвески были около 1 1 / 2 до 2 дюймов ( от 38 до 50 мм) подвеска. После того, как была представлена подвеска, велосипеды с передней подвеской и жесткими задними колесами без подвески, или «хардтейлы», стали популярными почти в мгновение ока. Несмотря на то, что конструкция хардтейла имеет преимущества, заключающиеся в более низкой стоимости, меньшем количестве обслуживания и лучшей эффективности педалирования, она постепенно теряет популярность из-за улучшений в конструкции полной подвески. Подвески передней вилки теперь доступны с ходом 8 дюймов (200 мм) и более (см. Выше в разделе « Конструкции» ).
Дисковые тормоза
В большинстве новых горных велосипедов используются дисковые тормоза. Они предлагают значительно улучшенную тормозную способность (требуется меньшее давление на рычаг для большей модуляции торможения) по сравнению с ободными тормозами при всех условиях, особенно в неблагоприятных условиях, поскольку они расположены в центре колеса (на ступице колеса). Таким образом, они остаются более сухими и чистыми, чем колесные диски, которые легче загрязняются или повреждаются. Недостатком дисковых тормозов является их повышенная стоимость и зачастую больший вес. Дисковые тормоза не допускают накопления тепла в шинах при длительных спусках; вместо этого в роторе накапливается тепло, которое может сильно нагреться. Существует два различных типа дисковых тормозов: гидравлические, в которых используется масло в трубопроводах, чтобы прижимать тормозные колодки к роторам и останавливать велосипед. Они стоят дороже, но работают лучше. Механический, который использует провода в линиях, чтобы прижимать колодки к роторам.
Дизайн колес и шин
Типичными чертами горного велосипеда являются очень широкие шины. Первоначальный диаметр колеса 26 дюймов с шириной
2,125 дюйма ( диаметр обода ISO 559 мм) все больше вытесняется колесами 29 дюймов с шириной
2,35 дюйма (диаметр обода ISO 622 мм), а также колесами диаметром 27,5 дюйма с диаметром обода
2,25 мм. ширины (диаметр обода ISO 584 мм). Также доступны горные велосипеды с 24-дюймовыми колесами, иногда для дерт-джампинга или в качестве юниорского велосипеда.
Размеры велосипедного колеса не являются точными измерениями: колесо горного велосипеда размером 29 дюймов с диаметром седла борта 622 миллиметра (24,5 дюйма) (термин «диаметр седла борта» (BSD) используется в системе определения размеров шин и обода ETRTO ) и средняя 29-дюймовая шина для горного велосипеда (в обозначении ISO) 59-622 соответствует внешнему диаметру около 29,15 дюйма (740 мм).
Самая широкая ширина колеса / шины, обычно 3,8 дюйма (97 мм) или больше, иногда используется ледобайкерами, которые используют свои горные велосипеды для зимней езды в снежных условиях.
Производители производят велосипедные шины с широким разнообразием рисунков протектора для удовлетворения различных потребностей. Среди этих стилей: гладкие уличные шины, уличные шины с центральным гребнем и внешним протектором, полностью выпуклые, специально для передней части, для задней части и с шипами для снега. Некоторые шины могут быть специально разработаны для использования в определенных погодных условиях (влажная или сухая) и на местности (жесткая, мягкая, грязная и т. Д.). Другие конструкции шин пытаются быть универсальными. В рамках того же предполагаемого применения более дорогие шины, как правило, легче и имеют меньшее сопротивление качению. Липкие резиновые шины теперь доступны для использования на велосипедах для фрирайда и скоростного спуска. Хотя эти шины изнашиваются быстрее, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой в любых условиях, особенно на поворотах. Шины и обода доступны как в камерной, так и в бескамерной конструкции, причем в последнее время (2004 г.) бескамерные шины получили признание за их сопротивление плоскому прижатию.
Тандемы
Смотрите также
СМИ, связанные с горными велосипедами, на Викискладе?