что значит хозяйство ликвидировано
Что такое ликвидация юрлица. Объясняем простыми словами
Проще говоря, это закрытие компании, при котором она перестаёт существовать. Учредители могут ликвидировать юрлицо добровольно. Также ликвидация возможна по решению суда.
В Гражданском кодексе перечислены основания для ликвидации юрлиц по решению суда по иску государственных органов или органов местного самоуправления:
Также ликвидация по решению суда возможна на основании иска участников общества и на основании иска антимонопольного органа (если фирма нарушила законодательство о защите конкуренции).
Если организация не сдает отчетность и не проводит движения денежных средств по счетам в течение 12 месяцев, налоговый орган вправе принять решение о принудительном исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц ЕГРЮЛ, что также можно считать видом ликвидации.
Процесс добровольной ликвидации включает в себя нескольких этапов.
Пример употребления на «Секрете»
«Добровольная ликвидация проходит через налоговую и занимает не больше года. Ещё один плюс — руководство компании самостоятельно выбирает, кто будет заниматься ликвидацией (ликвидатор или состав ликвидационной комиссии). Для обращения в налоговую нужно составить ликвидационный баланс и собрать относительно небольшой комплект документов».
(Директор юридической компании «Ителия» Эмиль Халимов — о том, в каких случаях лучше добровольно ликвидировать компанию.)
Ошибки в употреблении
Иногда ликвидацию путают с банкротством — это разные процедуры. Банкротство всегда заканчивается ликвидацией, а ликвидация далеко не всегда включает в себя банкротство.
Процедуру банкротства запускают, когда компания не может выполнять платежи по своим обязательствам. Объявить юрлицо банкротом может лишь арбитражный суд. Во время банкротства компания проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На любом этапе можно заключить мировое соглашение с кредиторами.
Юрлицо может прекратить своё существование не только в результате ликвидации, но и при реорганизации компании. Гражданский кодекс различает пять вариантов реорганизации:
Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?
Как передать учредителю оставшееся после ликвидации имущество
После завершения расчетов с кредиторами при добровольной ликвидации у ООО часто остается нераспределенное имущество, которое его участники вправе разделить между собой. В том случае, если в обществе лишь 1 участник, оставшееся после ликвидации имущество переходит в его единоличную собственность, т. е. как таковой раздел не требуется.
Порядок раздела и распределения имущества при ликвидации ООО регламентирован статьей 58 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, согласно которой в первую очередь должны быть разделены средства, являющиеся разницей между наличным имуществом и величиной уставного капитала ООО (нераспределенная прибыль). Ее раздел происходит пропорционально долям участников. При отсутствии нераспределенной прибыли либо после ее раздела переходят к распределению средств, составляющих величину уставного капитала (также пропорционально долям).
Важно помнить, что имущество, внесенное в уставный капитал общества его участниками в натуре, передается участникам, имеющим в отношении него вещные права, согласно части 8 статьи 63 ГК РФ. В случае возникновения спора по поводу принадлежности или фактической стоимости такого имущества оно подлежит реализации с торгов, а вырученные в итоге средства — разделу в общем порядке.
На расчетном счету ООО «Смайлик» осталось 2 млн рублей и автомобиль. У компании 2 учредителя: Анатолий с долей 40% и Виктор с долей 60%. Ликвидационная комиссия распределила остаток имущества следующим образом:
Автомобиль был переоформлен в общую собственность с теми же долями.
В каких случаях можно направить добавочный капитал на выплату (возврат) денежных средств участникам общества? Ответ на этот вопрос см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.
Получение оставшегося имущества в собственность и его налогообложение
Передача распределенного между участниками ООО имущества оформляется путем составления обычного передаточного акта. Каких-либо специальных требований к его составлению или определенной (унифицированной) формы законом не предусмотрено. К обычным реквизитам данного документа относятся:
На практике распространены случаи, когда передача всего распределенного имущества осуществляется на основании единого передаточного акта с указанием размера и стоимости доли каждого из участников. Подписывается данный документ, соответственно, ликвидатором и всеми участниками ООО. Подобная практика является наиболее юридически грамотной, поскольку позволяет в будущем избежать разногласий по поводу судьбы той или иной части распределенного состояния.
Какую ставку налога выбрать в каждом конкретном случае, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Ликвидация ООО — последовательность и этапы проведения
Говоря о распределении оставшегося после ликвидации ООО имущества, следует подчеркнуть, что данная процедура является финальным этапом проведения собственно ликвидации организации. При этом размер оставшегося имущества будет напрямую зависеть от оперативности и грамотности проведения именно ликвидации ООО. Условно, согласно статье 63 ГК РФ, весь процесс ликвидации ООО можно разделить на 4 этапа:
Приведенная схема наглядно показывает, что участникам, прежде чем приступать к распределению имущества, необходимо выполнить значительный объем работы.
Пошаговую инструкцию с образцами всех необходимых для ликвидации ООО документов см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Важно также помнить, что помимо добровольной ликвидации в отношении организации может быть применена и процедура банкротства — как по требованию кредиторов ООО, так и по решению самих участников, согласно требованиям закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
При этом юридически значимым признаком банкротства, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 данного ФЗ, служит невозможность ООО выплатить заработную плату своим сотрудникам, рассчитаться по платежам в соответствующие бюджеты (фонды), а также обслуживать свою кредиторскую задолженность в течение 3 месяцев. При наличии таких признаков статья 7 отмеченного ФЗ № 127 наделяет правом заинтересованных лиц (работников, налоговые органы или кредиторов) обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом).
На практике также распространены ситуации, когда участникам общества очевидно, что созданное ими предприятие фактически уже является банкротом либо неумолимо движется к несостоятельности. При этом формальный признак банкротства в виде трехмесячной задолженности отсутствует. В указанном случае статья 8 ФЗ № 127 наделяет участников правом самим обратиться в суд с заявлением о банкротстве. При этом начало реализации процедуры, как правило, означает невозможность получения участниками какого-либо имущества ООО, поскольку все оно будет реализовано для расчета по долгам общества.
Решение о ликвидации
Принятие учредителями решения о ликвидации ООО, согласно требованиям части 1 статьи 62 ГК РФ, является отправной точкой для начала данной процедуры. Одновременно с решением о ликвидации учредителям требуется также назначить уполномоченных лиц (ликвидатора или ликвидационную комиссию), которые в дальнейшем будут проводить данную процедуру. Круг лиц, которые могут выполнять обязанности ликвидаторов, законодательство не ограничивает, поэтому в состав комиссии (либо единственным ликвидатором) может быть назначен учредитель ООО, его работник или любое иное лицо. После назначения только ликвидатор или комиссия вправе осуществлять управление ООО и представлять его интересы в суде без выдачи доверенности.
О начале ликвидации учредителям необходимо уведомить налоговый орган для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Также важно помнить, что после начала процедуры ликвидации, согласно части 4 статьи 61 ГК РФ, срок исполнения по всем обязательствам ООО считается наступившим. Таким образом, с указанного момента ООО фактически утрачивает возможность ведения хозяйственной деятельности, найма работников и т. д.
Промежуточный баланс
Основная цель подготовки промежуточного баланса ООО — определение размеров имущества и кредиторской задолженности. Также при этом происходит определение степени достаточности активов общества для покрытия всех долгов.
Для составления баланса ликвидатору необходимо:
Результаты перечисленных действий фиксируются в промежуточном балансе, для подготовки которого используются также данные бухгалтерии. После составления баланса его необходимо утвердить участникам общества. Согласно части 2 статьи 63 ГК РФ, 1 экземпляр баланса должен быть направлен в налоговый орган для согласования.
Ликвидационный баланс
Утвержденный и согласованный в налоговом органе промежуточный баланс, согласно части 5 статьи 63 ГК РФ, является основой для проведения расчетов с кредиторами, которые выполняются в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.
Первые 3 категории кредиторов выглядят следующим образом:
После расчетов с перечисленными субъектами ликвидатор вправе приступить к расчетам с другими кредиторами на общих основаниях без установления какой-либо очередности.
После удовлетворения всех требований кредиторов ликвидатору необходимо приступить к составлению ликвидационного баланса, цель которого — подведение итога всей обязательной части процедуры. Ликвидационный баланс утверждается участниками ООО и направляется, согласно части 6 статьи 63 ГК РФ, в налоговый орган для согласования.
Одновременно туда же, согласно пункту 1 статьи 21 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, направляются:
В случае принятия перечисленных документов у налогового органа, согласно статье 8 упомянутого ФЗ № 129, имеется 5 дней на их проверку и внесение записи в реестр в ЕГРЮЛ. После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ общество, согласно части 9 статьи 63 ГК РФ, считается прекратившим свою деятельность.
ИТОГИ
Как видите, величина полученного в итоге участниками ООО имущества во многом зависит от успешности деятельности общества. При этом немалое значение при расчете имеют также оперативность и компетентность проведения самой процедуры ликвидации.
Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией
Налоговики могут в принудительном порядке ликвидировать компанию, если она в течение 12-ти месяцев не представляла отчетность и по ее расчетным счетам нет никакого движения. Как именно принудительная ликвидация отразится на учредителях и директоре компании, если ее исключат из ЕГРЮЛ?
Первоначальная причина закрытия компании
Владельцы компании в такой ситуации принимают решение просто забыть о фирме, не заниматься ею. Также они, как правило, не желают вести процесс ликвидации самостоятельно, поскольку он требует достаточно весомых затрат и проводится в течение длительного периода времени.
В такой ситуации ликвидацией компании занимается налоговая инспекция, причем проводит ее в принудительном порядке. Каковы последствия такого действия для собственников и директора?
Как раньше принудительно закрывали компании
До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась «чистка» ЕГРЮЛ.
В 2016 г. из реестра было исключено только около 4 тыс. недействующих юридических лиц.
Как быстро ИФНС убирает из реестра недействующее юрлицо?
Проверка базы 1С на ошибки для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.
Какие юрлица считаются недействующими?
Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:
При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.
При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:
Последствия исключения компании из ЕГРЮЛ для учредителей и директора
Для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директора компании последствия ее принудительного исключения налоговиками из ЕГРЮЛ заключаются в том, что они в течение 3-х лет с момента исключения не могут стать учредителями или директорами другого юридического лица. При этом данное ограничение применяется в случае, если организация на момент исключения из реестра имеет задолженность перед бюджетом (неважно, в каком размере).
Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.
Внимание! Иногда налоговики, даже не разбираются, есть у компании задолженность перед бюджетом или нет, и ставят ограничение для всех собственников и директоров исключаемых компаний.
Другим важным последствием для учредителей и директоров исключенной компании является субсидиарная ответственность. С 1 сентября 2017 г. внесены изменения в законодательство о банкротстве и ООО, согласно которым кредиторы компании вправе предъявлять материальные претензии к собственникам и директорам. Они могут это делать даже после принудительной ликвидации компании по решению налоговой инспекции в течение 3-х лет.
Как остановить исключение из ЕГРЮЛ
До 2017 г. остановить исключение из ЕГРЮЛ можно было при подаче заявления в простой письменной форме. Это могли сделать как само юрлицо, так и кредитор или иное заинтересованное лицо.
После 1 сентября 2017 г. нужно подавать не простое заявление, а специальную форму Р 38001, через которую выражается возражение заинтересованного лица относительно принудительной ликвидации компании. Заявление данной формы подается либо в электронном виде с подтверждением электронной подписью, либо на бумажном носителе лично заявителем, через доверенное лицо или по почте. Во втором случае заявление удостоверяется нотариально.
В каком случае нет смысла останавливать исключение из ЕГРЮЛ
Если заниматься ликвидацией самостоятельно, то по компании нужно сдать отчетность за много лет, а также заплатить достаточно большие штрафы (минимум 20 тыс. за каждый календарный год). Кроме того, нужно оплатить работу бухгалтера и юриста, которые помогут сдать отчетность и провести добровольную ликвидацию.
И в этом случае действительно проще и удобнее, если ликвидация будет не добровольная, а принудительная по решению ИФНС.
Как не допустить принудительное закрытие компании?
Чтобы не допустить принудительное закрытие компании важно принимать быстрые и правильные управленческие решения, быть в курсе всех процессов в компании. Мы, как никто другой, понимаем это. И поэтому предлагаем вам познакомиться с универсальным инструментом БИТ.Бизнес-Анализ.
С решением БИТ.Бизнес-Анализ в ваших руках окажется современный аналитический инструмент класса Business Intelligence.
Вы сможете адаптировать любую сложную и объемную информацию о бизнес-процессах и результатах работы каждого подразделения. Перед глазами окажется такая форма отчета, которую вы сами выберете, будь то отчёт по сданной отчётности или любой другой показатель.
Система позволит проанализировать эффективность продаж и оценить работу каждого менеджера. Увидеть и понять, почему сорвалась сделка, на каком этапе сотрудник упустил клиента. Бухгалтеру иметь перед глазами информацию об отчётности, налогах и так далее. Любой показатель можно визуализировать!
Руководителю будет удобно управлять дебиторской задолженностью и вовремя принимать верные решения, чтобы не допускать кассовых разрывов.
Главным преимуществом БИТ.Бизнес-Анализ перед набором “плоских” отчетов является ассоциативная взаимосвязь выводимых данных. Для получения дополнительной информации по какому-либо элементу (например, контрагенту или складской позиции) достаточно выделить его мышью и интерактивный механизм мгновенно отобразит информацию, связанную с этим элементом (например, последние платежи или список поставщиков позиции).
БИТ.Бизнес-Анализ применяет для отчетов не только данные из любых баз 1С (7.7, 8.1, 8.2, 8.3). Система также эффективно использует файлы Excel, Access, csv, dbf, данные систем MS SQL, SAP, Microsoft Navision и Axapta, Oracle и другие.
Система встраивается в любую конфигурацию 1С 8, и если потребуется, возможна доработка под нужды именно вашего бизнеса.
Вы можете заказать демонстрацию всех функций БИТ.Бизнеc-Анализ, и за короткое время оценить его работу.
Правовые основания и последствия ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ
СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.
Хозяйство прекращается, если отсутствуют участники или их наследники, желающие продолжить деятельность КФХ, а также в случае банкротства хозяйства. Первое из указанных оснований требует уточнения, поскольку ст. 21 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве не разъясняет, кто принимает решение о ликвидации хозяйства при отсутствии в нем членов. Ведь если наследники не пожелают вести КФХ, то они и не будут вступать в состав хозяйства. Очевидно, что в рассматриваемом случае решение о прекращении деятельности КФХ должен принять суд.
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Дополнительно к вышеуказанным причинам по Закону Республики Узбекистан «О фермерском хозяйстве» КФХ ликвидируется при добровольном отказе от права аренды земельного участка, расторжении договора аренды земли, изъятии участка для государственных нужд либо за нарушение земельного законодательства, в том числе при нецелевом использовании земли (ст. 32).
СоюзПравоИнформ. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ».
Аналогичные основания ликвидации КФХ предусмотрены в законодательстве других странах СНГ, в том числе в Законах «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» Беларуси (ст. 23) и Азербайджана (ст. 42). В Беларуси также основанием ликвидации фермерского хозяйства является истечение срока, на который земельный участок был предоставлен хозяйству, и неведение производственной деятельности в течение одного года с момента регистрации КФХ (ст. 23). По Закону Республики Таджикистан «О дайханском (фермерском) хозяйстве» КФХ ликвидируется в случае использования земельного участка методами, приводящими к деградации земли (ст. 31). В Молдове согласно ст. 27 Закона РМ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ прекращается, если ни один из членов хозяйства не обладает правом собственности на землю.
Специфика Молдовы проявляется в том, что КФХ может быть ликвидировано за нарушение положений о семейном составе хозяйства и норм относительно площади земельного участка, с тем чтобы более 50% производимых хозяйством работ осуществлялось трудом его членов. Соответствующие положения предусмотрены в ст. 27 республиканского Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которой при наличии указанных обстоятельств КФХ ликвидируется в судебном порядке по иску регистрационного органа или членов хозяйства.
Статья 21 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве в качестве отдельного основания указывает, что КФХ подлежит ликвидации по судебному решению. Схожие нормы действуют в Беларуси, где ст. 23 Закона РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» говорит о принудительной ликвидации хозяйства в случае неоднократного или грубого нарушения законодательства, регулирующего деятельность КФХ. Но в данных актах не приводятся правовые основания, руководствуясь которыми суд может принять законное решение.
Постановление Президиума ВАС РФ от 3 июля 2001 г. N 6151/99 // ВВАС РФ. 2001. N 9.
См.: Ведомости РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324.
СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.
Постановление ФАС Центрального округа от 20 апреля 2004 г. N А68-153/ГП-1-03; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27 июня 2005 г. N Ф08-2724/2005-1121А // СПС «Гарант».
Решение Арбитражного суда Брянской области от 10 июня 2003 г. N А09-3735/03-15; решение Арбитражного суда Псковской области от 20 февраля 2002 г. N А52/104/2002/1 // СПС «Гарант».
Данная позиция не может быть признана законной и обоснованной. Правовое положение КФХ регулируется Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве 2003 г., ст. 21 которого предусмотрены основания для ликвидации хозяйства. Данные положения носят специальный характер и подлежат применению в рассматриваемых правоотношениях. Анализ ст. 21 названного Закона показывает, что вменяемые инспекцией нарушения не подпадают под перечень оснований, предусмотренных этой статьей, перечень которых является исчерпывающим.
При рассмотрении аналогичных дел рекомендуется обращать внимание на следующие обстоятельства. В настоящее время действуют два вида КФХ. Одни образованы до введения в действие части первой ГК РФ в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 г. Эти хозяйства являются юридическими лицами и вправе сохранить свой статус до 1 января 2010 г. (п. 3 ст. 23 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве). Другие хозяйства созданы в соответствии с ГК РФ и осуществляют свою деятельность без образования юридического лица. На них не распространяются нормы Гражданского кодекса, регулирующие статус юридических лиц.
Данную точку зрения необходимо рассмотреть более подробно. Во-первых, если говорить о прекращении КФХ, действующего в форме юридического лица, то ликвидация хозяйства должна осуществляться по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.
Во-вторых, ссылка в законе на Гражданский кодекс касается порядка раздела имущества хозяйства в случае его добровольной ликвидации или прекращения по иным основаниям. Так, ст. 13 киргизского Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258 ГК РФ четко говорят, что при ликвидации КФХ раздел имущества осуществляется по правилам гражданского законодательства. Следовательно, не совсем верным является утверждение о декларативности норм ст. 22 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, так как порядок раздела имущества КФХ определен.
С другой стороны, следует признать, что процедура ликвидации хозяйства осталась вне сферы правового регулирования и ученые абсолютно верно поднимают проблему обязательств фермерского хозяйства и защиты прав кредиторов. Согласно письму МНС РФ от 24 марта 2004 г. N 09-0-10/1303 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств» ликвидация КФХ осуществляется в порядке, предусмотренном для индивидуальных предпринимателей. То есть действует уведомительная процедура, и для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении КФХ достаточно представить заявление, документ об уплате государственной пошлины и решение членов о ликвидации хозяйства. При этом согласно ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» указанный перечень документов является исчерпывающим. Таким образом, действующее законодательство разрешает фермерскому хозяйству прекратить свою деятельность вне зависимости от наличия неисполненных обязательств.
Приложение к газете «Учет. Налоги. Право» // «Официальные документы» от 20 апреля 2004 г. N 15.
В соответствии с гражданским законодательством стран СНГ ликвидация юридического лица влечет прекращение его прав и обязанностей. Как обстоит ситуация с фермерским хозяйством? Поскольку в Узбекистане, Беларуси, Азербайджане и Туркменистане КФХ образуются в форме юридического лица, прекращение фермерского хозяйства в данных государствах не предполагает правопреемства (кроме реорганизации).
Нормативная база стран СНГ не содержит ответа на вопрос о последствиях ликвидации фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица. В Молдове, Таджикистане, Киргизстане и Казахстане хозяйство не является юридическим лицом, при этом в отличие от России глава КФХ не признается предпринимателем, поэтому его статус в контексте ответственности по долгам КФХ не отличается от обязанностей, которые должны нести другие члены фермерского хозяйства.
СоюзПравоИнформ. Информационно-правовая система «Законодательство стран СНГ».
Для решения рассматриваемой проблемы необходимо исследовать опыт Таджикистана и Молдовы. В соответствии со ст. 32 Закона Республики Таджикистан «О дехканском (фермерском) хозяйстве» при ликвидации хозяйства его имущество и денежные средства прежде всего используются для выплаты заработной платы, налогов, возврата банковских кредитов и расчета с другими кредиторами. Остальная часть имущества и средства, приобретенные от его реализации, распределяются между членами дехканского хозяйства.
Схожие положения предусмотрены Законом Республики Молдовы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а согласно п. 48 Постановления Правительства Молдовы N 977 от 14 сентября 2001 г. «О регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств» при ликвидации КФХ необходимо предоставить сведения об отсутствии обязательств перед бюджетом. Такой подход следует оценить положительно, хотя есть и недостаток, который проявляется в том, что ликвидируемое хозяйство должно подтвердить исполнение не только публичных, но и частных обязательств. В противном случае прекращение деятельности КФХ необходимо осуществлять в соответствии с законодательством о несостоятельности.
Постановление КС РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» // СЗ РФ. 2000. N 3. Ст. 353.