что значит индивидуально направленное образование приведите пример
Методы и приемы индивидуализированного обучения
Ирина Михнёва
Методы и приемы индивидуализированного обучения
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Внимание к личности ребенка, забота о развитии его способностей и поддержке интересов, входит в круг проблем современного общества.
Для того, чтобы идти в ногу со временем, в современной образовательной ситуации, в основе которой личность ребенка, особое внимание уделяется образовательному процессу на основе личностно – ориентированного подхода, предполагающего индивидуализацию обучения, при котором ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.
Большая роль в индивидуализации обучения отводится методам обеспечения индивидуализации, с помощью которых стимулируется и направляется деятельность детей.
Их особенность в том, что они представляют собой некий условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием.
Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.
Основные его признаки – предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими. Этот метод включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т. д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Пример обучения на основе метода реагирования:модель трех вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнаем об этом?
Например, выбрали вместе с детьми тему «Птицы наших лесов». Провели неформальный опрос детей и выяснили, что дети знают о птицах (не улетают в теплые края, что им нечего кушать, что их надо подкармливать).
Затем выяснили, что дети хотят узнать о птицах? (Почему они остаются зимовать с нами, какие есть зимующие птицы, чем мы можем помочь зимующим птицам).
Далее дети предположили,что узнать ответы на свои вопросы они могут несколькими путями: прочитать в книжках, посмотреть передачу, спросить у взрослых. Таким образом, создаются условия, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставляют выбранные детьми средства получения знаний.
Получая новые знания или новый опыт от взрослого, от других детей или в самостоятельной деятельности, ребенок, как правило, стремиться поделиться с детьми, с которыми он дружит. Так знания и опыт распространяются и увеличиваются.
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности.
Например, во время ручного труда дети планировали сделать разных голубей. Работа может быть построена таким образом, какую технику будет использовать каждый из детей; из какого материала (бумага разной фактуры). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по изготовлению голубей. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Спонтанная индивидуализация.
Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).
Например, учитывая разный темп выполнения задания детьми, педагог дифференцированно подбирает вид недирективной помощи, задания разной сложности, подбирает наглядность с учетом возможностей детей, учитывает интересы и опыт. Данным методом педагог может воспользоваться при возникновении спорной, конфликтной ситуации, возникшей между детьми, когда найти выход, решить эту ситуацию необходимо срочно, что называется «здесь и сейчас». Педагог тут же обучает детей основным правилам взаимодействия, общения, выхода из конфликтной ситуации, т. е. даёт индивидуализированный «урок» правильного поведения.
Бывают случаи, когда именно спонтанное взаимодействие даёт наибольший эффект, достигает нужной воспитательной цели, нежели специально подготовленная и проведённая беседа о правилах поведения.
Обеспечивает индивидуализацию и метод тщательного отбора материалов и средств, через использование разнообразного разноуровнего материала и пособий по степени сложности, предполагающих выполнение определенных заданий, упражнений, выполнение посильных задач, последовательное их усложнение с учётом уровня развития. У детей всегда должен быть выбор, так как без выбора нет индивидуализации. Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности. Например, разные конструкторы по сложности; наборы пазл состоящие как из 20, так и 100 и более; разнообразный бросовый материал; разнообразные игры, соответствующие индивидуальному уровню развития дошкольников. Подобная вариативность позволяет создавать оптимальные условия для индивидуализации.
Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.
— Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);
— Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);
— Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);
— Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;
— Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);
— Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);
— Метод презентации продуктов детской деятельности;
— Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;
— Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;
— Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;
— Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);
— Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Индивидуализацияможет происходить одновременно на нескольких уровнях:
В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения, в которой индивидуализация проявляется стихийно.
Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театру, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.
Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:
-чтобы ребенок имел во всем возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)
-осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.
-в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.
— иметь опыт кооперации с другими детьми.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Список используемых ресурсов:
2. Методическоепособие для педагогов дошкольных учреждений: Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» / издательство Москва «Просвещение» 2015 г.
Индивидуализация в образовании (с учетом ФГОС)
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Методические рекомендации для воспитателей.
Индивидуальный подход – это организация педагогом воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребенка.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели. Добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты собственной деятельности.
Индивидуальный подход в образовании
Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.
Организация процесса передачи суммы знаний умений и навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка, обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.
Придание права выборы, совместное обсуждение целей и деталей, акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.
Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми. Требования и оценка результата.
Инициативный, самостоятельный. Способный ясно сформулировать свои цели желания творчески.
Ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Самое ценное для полноценного и своевременного развития – это приобретение ребенком собственного опыта.
Следующий заданному, предложенному взрослым способу, образцу выполнения действия.
Ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого.
Усвоение опыта взрослых – наиболее ценный способ развития.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы. От педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания, проблемы и недостатки в развитии и знание нормы
Индивидуализация образования – это обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулирование детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.
Ситуации, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, которая стимулирует активность детей. При индивидуальном подходе элементы общих знаний доносятся до ребенка косвенно, когда они делают выбор, реализуют собственные интересы, решают свои задачи. При этом, дети становятся заинтересованными участниками деятельности, имеющей для них свое собственное знание, а не отдельных вырванных из контекста искусственных ситуаций.
Методы индивидуального обучения:
Обучение по принципу реагирования – этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовать их собственные цели. К методу реагирования относится модель трех вопросов:
2. Что мы хотим узнать?
3. Как нам это сделать?
Задача педагога помочь тому, кому трудно начать работу самостоятельно (словом или показом). В ходе работы, воспитатель может задавать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок вместо того, чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать. Педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранятть самостоятельность, а педагог, при необходимости реагировать на их индивидуальное желание и потребности.
(просмотр диска «Индивидуализация в образовании»)
Метод контракта – предполагает, что некоторые дети выбирают карточки не на следующий день, а про запас. Выбирают, где им работать и когда. Главное условие – это отчетность.
Направленность заданий: Ознакомление с окружающим при формировании элементарных математических представлений; действия с цифрами и знаками; развитие речи и основы грамотности; стимулирование мыслительной активности и развитие мелкой моторики. Компоновать знания на карточках надо так, чтобы работая с ней, ребенок практиковался в выполнении самых разных заданий. Задания на карточках должны повторяться. Счет, обобщение и классификация, копирование букв и слов – это даёт детям возможность практиковаться в важных умениях и навыках на разном интересном для них содержании.
Продуманы задания, основанные на работе в команде. Индивидуальность карточки достигается тем, что ребенок обязательно подписывает свою карточку, ставит дату работы (либо это делает взрослый). Индивидуализация образования предполагает индивидуальный темп, последовательность работы с заданием, получение своего результата. Не следует говорить ребенку, что нужно сделать. Правильнее использовать метод комментирования. Например:
— Я вижу, что ты уже закрасил белочек, а сколько их всего?
— Ты планируешь только посчитать домики, или будешь рисовать?
— Ты хочешь сегодня выполнить все задания, или продолжишь работать завтра?
Работа с карточками предполагает обязательное представление результатов детей. Это может происходить в конце деятельности или проговаривание в ходе совместной деятельности. Обязательно должны присутствовать вопросы для общего обсуждения. Например:
— Что мы вместе сегодня делали?
— Что нового узнали и т. п.
В карточках обязательно должны присутствовать мыслительные операции. Вашему вниманию предлагаются некоторые варианты карточек и задания к ним.
Варианты заданий к карточке № 1
Рассмотреть карточку, назвать то, что на ней изображено.
Сосчитать количество этажей, окон и т. д.
Найти предметы определенной формы и назвать их.
Написать слова по схемам (внизу карточки).
Определить, где живет кот. Кот может жить на чердаке (в любой из квартир, в подвале). Дополнительные вопросы, которые могут поддержать интерес детей к этой теме: «А в вороньем гнезде (в конуре, в печной трубе) кот может жить»?
Назвать, кто где живет (кто живет в конуре, в гнезде, на чердаке, в подвале дома).
Для детей, умеющих считать, можно предложить определить, к чему относится цифра 5: это количество этажей (квартир, котов) или номер дома? Если дети умеют писать цифры – они могут написать номер дома или номера квартир. Если нужна подсказка – подсказкой могут служить специально подготовленные карточки или совет воспитателя посмотреть на цифры в книге (на телефоне, на цифровом фризе и т. п.).
Рассматривая окна, можно найти похожие и непохожие переплеты рам; дорисовать к окнам наличники, украсить окна занавесками и цветами на подоконниках.
Одно из заданий может быть выполнено в виде диагностического среза. В этом случае детям предлагается «заселить все квартиры, начиная с себя». Для понимания особенностей социально-эмоционального развития или текущего состояния ребенка будет важным то, кого и как ребенок расселил в доме.
Варианты заданий к карточке № 2
Определить, где чей домик.
Соединить домики и их жильцов «дорожками».
Раскрасить животных и домики.
Написать название животных.
Варианты заданий к карточке № 3
Рассмотреть карточку. Назвать все, что на ней изображено.
Определить, из какой сказки изображенные персонажи. Рассказать сказку.
Найти дорожку каждого персонажа.
Раскрасить. Написать название сказки.
Варианты заданий к карточке № 4
Рассмотреть, сравнить гномиков по высоте, толщине; сравнить дома.
Найти для каждого гномика подходящий для него дом.
Определить, в каком домике не может жить самый высокий гном. Определить, в каком домике может жить самый маленький гном.
Сосчитать, сколько домов подходят для каждого гнома.
Написать номера домов.
Придумать имена для каждого гнома и написать их на домиках.
Варианты заданий к карточке № 5
Рассмотреть и назвать все, что изображено на карточке.
Определить, что изображено: город или деревня. Объяснить свою точку зрения.
Придумать название деревни, реки. Записать их.
Дорисовать пейзаж. Раскрасить.
Назвать все, что находится внизу (вверху, слева, справа) от …; что выше (ниже) от …
Написать номера домов. Придумать историю.
Варианты заданий к карточке № 6
Рассмотреть и назвать все, что изображено на карточке.
Определить, что изображено: город или деревня. Объяснить свою точку зрения.
Итак, мы с вами рассмотрели, чем же отличается индивидуализация образования от индивидуального подхода в образовании, и более подробно коснулись метода использования раздаточных материалов, тематических комплектов, карточек с заданиями. Надеемся, что данный материал поможет педагогам в дальнейшей работе. Желаем успехов!
Рекомендации: просмотр диска «Индивидуализация работы с детьми» издательства «Линка-Пресс», Центра «Обруч».
Индивидуализация образования – важнейшее условие развития школьника
В современном российском образовании усиливается роль обучающегося как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможности в проектировании собственных образовательных траекторий и свобода выбора учебных действий. Общественные ожидания требуют наиболее полного раскрытия личностных особенностей каждого ребенка, испытания его сил в деятельности, связанной с предполагаемой профессией, ищут широкий спектр возможностей для реализации потребностей в общении и повышения коммуникативной компетентности обучающихся. Эти требования выполнимы при условии широкой индивидуализации процесса образования.[1] Федеральный государственный стандарт основного общего образования одним из условий реализации образовательной программы определил индивидуализацию процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов.[2]
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок. При индивидуализации позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. И тогда педагог выступает уже как помощник, наставник, репетитор. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
Принцип индивидуализации можно реализовать в разных масштабах: в рамках урока, занятия через индивидуальный учебный план; в рамках образовательного учреждения через индивидуальную учебную программу; в рамках образовательной среды через индивидуальную образовательную программу.
В конце обучения 9 класса проводится родительское собрание для будущих десятиклассников и их родителей по теме профилизации обучения на третьей ступени. С родителями и учениками обсуждаются вопросы осознанного выбора профильных предметов, элективных предметов. Выбор образовательных предметов должен соответствовать их будущему профессинальному самоопределению.
До начала нового учебного года учащимся старшей школы предлагается выбрать уровень освоения ими тех или иных учебных предметов школьного учебного плана. Уровень освоения определяется выбором программы изучения предмета (профильное, базовое изучение). Помимо этого, учащиеся, могут выбрать элективные предметы которые они хотели бы посещать.
В результате осуществления этого выбора каждый обучающийся третьей ступени составляет свой индивидуальный учебный план на год обучения. Предусматривается возможность изменения своего учебного плана в соответствии с Положением об индивидуальном учебном плане. На основании выбора учащихся составляется учебный план 10 и 11 классов. Основой его формирования являются нормативы базисного учебного плана. На основании выбора учащихся составляется учебное расписание. Так в 2013-2014 учебном году на старшей ступени обучения было составлено 10 индивидуально-учебных планов, учебная недельная нагрузка составляла 28-34 часа.
Все текущие и итоговые формы контроля сохраняются: тематические и итоговые контрольные работы, зачеты, тесты и промежуточная аттестация. Аттестация проводится по полугодиям, поэтому изменение учащимися своего учебного плана возможно по окончании каждого полугодия. Основанием для такого изменения служит желание ученика, соотнесенное с его реальными учебными достижениями.
Вместе с тем внедрением ИУП в 10 классе не позволило решить проблему, актуальную для нашей школы, а именно: школьники, обучавшиеся на средней ступени по общеобразовательным программам базового уровня, испытывают большие трудности в изучении тех предметов, которые в 10-м классе они стали изучать на профильном уровне.
Следует отметить достоинства и недостатки индивидуализации процесса образования в МОУ Снежногорской СОШ.
Обучение в рамках новой модели привело к росту социализации школьников (умение выбирать содержание и уровень своего обучения, необходимость общаться в разных коллективах и пр.).
Кроме того, повысилась конкурентоспособность учеников в более широком спектре учебных предметов.
К недостаткам внедренной технологии можно отнести, прежде всего, сложность учебного расписания: не все школьники начинают занятия с первого урока, у некоторых существуют в расписании «окна». Это время используется учащимися для самоподготовки.
Проблемы составления учебного расписания решаемы за счет накопления опыта этой работы и применения компьютерных технологий.
Для профессионального самоопределения учащихся используются разнообразные формы внеурочной деятельности: работа с индивидуальной траекторией развития ребенка увеличила проектную и исследовательскую составляющую в деятельности педагогического коллектива. Ежегодно учащиеся представляют проектные и исследовательские работы в школьных, муниципальных, региональных очных и заочных научно-практических конференциях, конкурсах и становятся победителями и призерами.
Уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся проявляется в их профессиональных интересах, в выборе дальнейшего направления образования в соответствии в выбранным профилем на третьей ступени обучения: за последние три года более 60% выпускников МОУ Снежногорской СОШ успешно поступают и обучаются в вузах Амурской области.
Индивидуализация образования стала одним из ключевых моментов инновационной деятельности школы. Педагогический коллектив работает над построением такого образовательного процесса, который в полной мере учитывал бы индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающихся, предоставлял им оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.