что значит инициировать человека
Инициировать — что это значит: толкование и синонимы
Слышали ли вы когда-нибудь слово «инициировать»? Оно мелькает в речи, используется в различных коммуникативных ситуациях. Но не все знают, что значит «инициировать». Эта статья повествует об указанном глаголе: что он обозначает, какие у него бывают синонимы. Начнем с толкования. У данного слова есть два лексических значения.
Официальным языком
Первое значение слова «инициировать» — поднять вопрос о выполнении какого-либо официального действия. К примеру, человек совершил какое-то противозаконное действие (разбил витрину магазина). Теперь пострадавшая сторона (хозяин торговой точки) инициирует судебное разбирательство.
В данном случае слово «инициировать» используется в официально-деловом стиле речи. Вот несколько примеров употребления:
Научный термин
Научные сотрудники также знают, что значит инициировать. Это слово употребляется в научном стиле речи. Его толкование — являться причиной чего-то, провоцировать определенное явление.
Чаще всего имеются в виду какие-то химические процессы либо физические явления. К примеру, соединение двух веществ инициирует химическую реакцию. Вот примеры предложений.
Подбор синонимов
Можно подобрать синоним к слову «инициировать». Есть несколько глаголов со схожим значением.
Данные синонимы нужно употреблять в зависимости от контекста. Например, есть устойчивое сочетание «возбуждать уголовное дело». В науке применяется слово «активизировать», к примеру, цепную реакцию. То есть, следует проанализировать контекст, а уже потом подбирать синоним.
Инициировать. Что это значит? Значение слова «инициировать», примеры
Реформы, проводимые Петром I, отразились не только на военной, экономической и общественной жизни России, но также и на языке тех, кто ее населял. В частности, речь была обогащена различными иностранными заимствованиями. Одним из них является глагол «инициировать». Синоним этого слова в русской языке – «начинать». Но все же в глаголе немецкого происхождения, который так прочно вошел в нашу речь, присутствуют смысловые оттенки, которые не позволяют заменить его на русский эквивалент. Инициировать… Что это значит? Значение и употребление этого слова – тема статьи.
Происхождение
Как уже было сказано, немецкие корни имеет слово «инициировать». Что это значит, какой морфологический признак указывает на его происхождение? С развитием кораблестроения и других сфер деятельности в русскую речь проникло множество иностранных слов, из которых значительную часть составляли немецкие. Главным признаком того, что этот глагол является заимствованием из языка Гете, есть суффикс «ирова».
Судебная лексика
В статьях на юридические темы также встречается употребление этого слова в словосочетаниях, которые стали почти устойчивыми. Например, «процедуру банкротства любой субъект экономических отношений вправе инициировать». Что это значит? Если «перевести» это предложение на разговорный язык, то получится: «Каждый может подать на банкротство». Стало быть, слово «инициировать» – это лексическая единица, которая нечасто встречается в устной речи, потому как ее использование характерно, прежде всего, для официального стиля.
Биология
В тексте, посвященному ботанике, можно увидеть следующее предложение: «Фруктами выделяется этилен, который способен цветение инициировать». Что это значит? Плоды выделяют химическое соединение, которое вызывает процесс размножения цветковых растений. То есть «инициировать» – синоним не только таких слов, как «начинать», «зачинать», но и «вызывать», «являться причиной какого-либо процесса».
Еще один пример применения глагола, о котором идет речь в этой статье: «Развитие яйцеклетки инициирует половая мужская клетка».
Культура
В новостях кино, музыки и телевидения также встречается этот глагол. Например:
В приведенных выше примерах можно увидеть еще один семантический оттенок, которым обладает слово «инициировать». Значение этого глагола – способствовать чему-то, посодействовать в чем-либо.
Инициировать скандал
Это словосочетание встречается в различных контекстах. И не во всех значение его равнозначно. Если речь идет о спортсмене, инициировавшем допинг-скандал, то значение этого глагола – являться предметом спора. Но часто это словосочетание имеет несколько иное толкование. Инициировать скандал, значит, намеренно провоцировать кого-либо на конфликт.
Инициировать – подстроить
Инициатор – это не просто тот, кто способствует развитию какого-либо процесса. Но тот, кто делает это запланировано, намеренно, неслучайно. Например: «Немецкие агенты инициировали восстание среди жителей Калмыкии на национальной почве». Из этого предложения следует, что сотрудники немецких спецслужб были не просто главными участниками оппозиционного движения, а организовали мятеж запланировано, руководствуясь отнюдь не желанием освободить калмыкский народ от гнета. Однако оттенок этот настолько тонок, что если заменить слово «инициировали» в приведенном выше предложении на «вызвать», значение останется прежним.
Производные слова
В русском языке есть существительное «инициатор». Нетрудно догадаться, что этим словом определяется человек, который зачинает действие, способствует проведению какого-либо мероприятия. Одним словом – инициирует. Например:
Однокоренным словом является также существительное «инициация». Однако значение его совершенно иное. Под инициацией понимают ритуальный обряд, цель которого – переход на новую ступень в рамках определенной социальной группы одного из ее участников. Это слово имеет латинское происхождение. Оно восходит к слову initio, которое означает также «начинать», «зачинать». Впрочем, и немецкий глагол initiíeren происходит от этого же слова.
ИНИЦИИРОВАТЬ
Смотреть что такое «ИНИЦИИРОВАТЬ» в других словарях:
инициировать — ИНИЦИИРОВАТЬ, ИНИСИИРОВАТЬ initier. Посвятить во что л., познакомить. Я хотел было инисиировать тебя во все таинства гуманности, эксплуатировать твой грубый интеллект, приготовить тебя к цивилизации, но вижу, что в тебе нет ни малейшей тенденции… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
инициировать — предпринять, инспирировать, начинать, начать, предпринимать, зачинать, активизировать, активировать, воздействовать, возбуждать. Ant. тормозить, останавливать, подавлять, заканчивать Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
инициировать — — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN preset … Справочник технического переводчика
инициировать — ▲ вызывать (что) ↑ начало, процесс инициировать вызывать начало процесса. вызвать [вызывать] к жизни. провоцировать (# болезнь). разжигать (# темные чувства). дать [положить. давать. класть] начало чему. будить. разбудить. пробудить. посеять.… … Идеографический словарь русского языка
инициировать — несов. и сов. перех. 1. Давать импульс, толчок чему либо; вызывать, возбуждать что либо. 2. Проявлять инициативу [инициатива 2.] в каком либо деле. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
инициировать — смягчать … Словарь антонимов
инициировать — иници ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
инициировать — (I), иниции/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка
инициировать — Syn: активизировать, активировать, воздействовать, возбуждать Ant: тормозить, останавливать, подавлять, заканчивать … Тезаурус русской деловой лексики
инициировать — рую, руешь; инициирующий; св. и нсв. [от лат. initiāre начинать] что. Книжн. Способствовать началу чего л.; дать давать толчок чему л. И. строительство моста. И. переговорный процесс. // Положить класть начало чему л. (процессу, явлению и т.п.).… … Энциклопедический словарь
Любите ли вы инициативу, как любим ее мы? Инициатива – это прекрасно. Слухи ходят, что она основание успешной карьеры, больших денег, счастливый семьи и других приятных вещей. И это отчасти правда. Но поговорим мы о глаголе, который непосредственно связан с существительным, и ответим на вопрос, инициировать – это что значит.
Происхождение существительного
Прежде чем говорить о трудной судьбе инициативы в России (практически о ее приключениях), мы должны рассказать, откуда пришло слово, как оформилось понятие. Существительное и глагол разделили. Существительное есть в этимологическом словаре, а глагол только в словаре иностранных слов. Уяснение того, откуда взялось существительное, углубит наше понимание содержания глагола. Итак, к делу.
Происходит от латинского initium (начало). Пришло к нам в XIX веке и осталось навсегда. Споры ведутся о том, какой язык послужил проводником – немецкий или французский. Инициатива – это первый шаг к действиям, побуждение к ним.
Значение
И вот теперь, чтобы плавно перейти от существительного к глаголу, мы поговорим о судьбе инициативы в России. Инициатива у нас – это вопрос трудный. Потому что сначала была крестьянская община, потом колхозы. Поэтому в нашей стране «мы» всегда превалировало над «я». Недаром же есть у нас присказка или пословица, что инициатива наказуема.
Как это относится к вопросу: инициировать – это что значит? Все очень просто. Инициировать что-то может только человек, уже обладающий властью и полномочиями. Эволюционные изменения, идущие снизу, что-то невообразимое в прямом смысле этого слова для наших реалий. На Западе иначе, то есть там можно, наверное, сделать карьеру благодаря только своему уму и настырности, но мы бы не исключали и там каверзной игры и начальников, которые не хотят что-либо менять в системе. Но одно ясно: на Западе «я» превалирует над «мы», так же, как и у нас, подобная тенденция имеет историческое основание.
Теперь мы готовы раскрыть значение «инициировать»:
Естественно, люди пользуются в основном вторым значением, первое остается на откуп профессионалам.
Предложения
Мы поняли, что это значит, инициировать. Пора посмотреть, какие могут быть примеры употребления:
Предложения получились какие-то официальные, но это вполне отражает характер объекта исследования. Редко кто будет использовать в быту рассматриваемый глагол.
Синонимы
И важный (но не главный) элемент нашего повествования, который венчает программу, – синонимы к «инициировать». Дадим списком для удобства:
Это все, что приходит на ум, это почти все, что предлагает словарь синонимов. Нельзя сказать, что здесь есть, где разгуляться. Но живут в языке слова, которые трудно заменить. Наш случай именно такой, хотим мы того или нет. Вопрос, инициировать – это что значит, исчерпан.
Мертвецы в свиных кишках, вырывание здоровых зубов и глоток мужской крови: инициатические практики с древних времен до современности
Инициация — это обряд перехода и посвящения, во время которого человек сменяет один статус на другой. Эти традиции, берущие начало в первобытных временах, сохраняются в традиционных культурах и продолжают жить в тайных обществах. «Нож» рассказывает о том, какие причудливые практики приема новичков в группу существуют в племенах аборигенов, джентльменских клубах и студенческих организациях.
Для досовременного сознания инициация — это непосредственный опыт встречи с сакральным. В этот момент неофиты покидают профанный мир, где творится человеческая история, и попадают в мир богов и героев, где творится история духа. Инициация берет начало за гранью нашего опыта, и, проходя ее, человек не просто приобщается к мифам, а сам становится их частью.
В современном мире традиционные связи практически разорваны. Но люди любой эпохи сталкивались с событиями, которые их меняют, и нуждались в поддержке, когда проходили важные жизненные этапы. Как ритуалы помогали нашим предкам и зачем это нам сейчас?
От ребенка к юноше или девушке
Ритуалы зрелости отмечают переход от детства или отрочества ко взрослому состоянию. После этого человек считается полноправным членом племени: ему можно ходить на охоту, заниматься мужской или женской работой, вступать в брак или комьюнити.
Такие коллективные обряды обязательны для всех членов общества. Если к мужскому тайному союзу можно не присоединяться, а чтобы стать шаманом, и вовсе нужно пройти особые испытания или иметь призвание, то с пубертатными ритуалами всё иначе. Не пройти их — это то же самое, что не получить аттестат зрелости и навсегда остаться в глазах людей ребенком или «недоделанным» человеком.
Чтобы считаться взрослым, нужно пройти ритуал из нескольких ступеней. Французский этнограф Арнольд ван Геннеп разделял пороговые обряды на три ступени:
1. На прелиминарной ступени все юноши, достигшие определенного возраста, отделяются от матерей и вообще всех женщин. Это символизирует расставание с миром детства и безответственности и драматически оформляется.
Мальчиков могут похитить «чудовища» в страшных масках, а женщинам полагается оплакивать потерю сыновей так, как если бы те действительно погибли.
2. На пороговой (лиминарной) ступени неофит символически пребывает в другом мире. Так он может прикоснуться к вечным основам мироздания и вступить в контакт с сакральным. На физическом уровне это означает, что юноши изолируются на несколько дней, недель или даже месяцев.
В этом «лагере для посвящаемых» новички постигают племенные мифы. По мнению религиоведа Мирчи Элиаде, человек в ходе инициации принадлежит Священной Истории. Поэтому в основе обряда лежит познание легенд, принадлежащих этой сверхистории — не только теоретическое, но и через отыгрыш ключевых событий. Юноши соблюдают запреты и проходят испытания, способствующие обновлению духа и тела.
3. На третьей (постлиминарной) стадии неофитов принимают в круг взрослых мужчин. Зачастую посвящаемый получает новое имя вместо детского. Иногда практикуют инициации, обозначающие переход в следующую возрастную группу: мужчина, сын которого прошел ритуал, тоже переходит в другой класс — «отцов мужчин».
Разные народы разрабатывали свои, порой причудливые ритуалы пубертатных инициаций, которые сегодня уходят в прошлое или видоизменяются под влиянием цивилизации.
В ходе обряда «бора» у племен восточной Австралии подростки собираются в изолированном убежище, где постигают религиозные традиции. Там же совершаются различные операции с телом: обрезание, вырывание переднего зуба, надрезы полового члена или других частей тела, удаление волос.
Некоторые посвящаемые пьют мужскую кровь, чтобы «заменить» материнскую, которая течет в их венах.
Возможно, порезы нужны в том числе для этого: кровопускание призвано вывести прежнюю кровь.
Пищевые запреты тоже «очищают» организм от материнского утробного питания. Считается, что после посвящения участники вступают в контакт с первоначальным миром, каким его создали высшие силы, и сами наконец становятся теми, кем их задумали боги. После этого опыта мужчины уже иначе будут смотреть на религиозные символы племени, поняв их глубинный смысл и испытав буквально на своей шкуре, что значит миф.
Через все обряды посвящения проходит мотив смерти и перерождения. У племен, живущих в северной части Новой Гвинеи, инициация выглядит как символическое заглатывание неофитов чудовищем. Потом их торжественно изрыгают наружу. Чудовище — могущественный дух предков — у племени тами представляет звук трещотки. Женщинам и детям категорически запрещается смотреть на музыкальные инструменты, которые хранятся у посвященных. У народа кай к этому добавляется такая процедура: человек, исполняющий роль духа, стоит на помосте, делает глотательное движение, а потом выплевывает воду на «извергнутого из утробы».
На островах Фиджи разыгрывают постановку: целая поляна «мертвецов», измазанных кровью и обмотанных свиными кишками, поднимается по крику жреца.
На острове Рук неофитов захватывают в плен ряженые в масках духа Марсабы. Дух сообщает, что выдаст юношей их обратно только после получения даров, затем подношения торжественно съедаются от его имени.
Тело, дух, природа, культура в досовременном мировоззрении обладают особыми значениями. Арнольд ван Геннеп писал о ритуальных увечьях:
«Тело человека рассматривалось как простой кусок дерева, который каждый обтесывал и прилаживал по своему усмотрению: отрезали то, что выступало, продырявливали перегородки, обрабатывали плоские поверхности».
Такие бодимодификации действительно напоминают работу с материалом: человек как будто создается заново. Однако делать такое может не каждый и не по своему усмотрению. Элиаде отмечал, что новое существо «делают» духовные наставники, которые действуют от имени сверхъестественных сущностей. Новое рождение — не биологическое, но символическое — происходит по трансчеловеческим принципам. Обряды инициации устанавливают не люди, а сверхъестественные силы, а человек творится ими.
О женской инициации известно меньше, однако такие обряды тоже существуют. Если у мальчиков они часто бывают групповыми и проводятся в определенном возрасте, то у девочек есть явные физиологические признаки, указывающие на наступление нового этапа. Самая простая версия обряда — торжественное церемониальное объявление о первой менструации, после чего девушка переходит в класс невест. В некоторых племенах практикуют искусственную дефлорацию и ритуальные совокупления.
Кроме сексуальных мотивов, в центре женских инициаций также находится тема смерти и перерождения, и часто она выражается через изоляцию.
Например, в Новой Ирландии существовала традиция запирать девушек на несколько лет в тесные клети из листьев, не позволяя ступать на землю.
Как в случае с мальчиками, которым рассекают или надрезают половой член и/или удаляют крайнюю плоть, девочкам иногда делают операции на половых органах: прокалывают, надрезают или удаляют клитор, а иногда и другие части вульвы. Это не только существенно снижает качество жизни, но и зачастую приводит к смерти из-за осложнений. Члены одного племени так объясняли ученому Джеймсу Фрэзеру, почему подростки иногда гибнут после таких процедур: всё дело в том, что чудовище, заглотив проходящих ритуал, так и не извергло их обратно.
Сегодня ООН борется против калечащих операций на половых органах, однако порой встречает сопротивление. Например, женщины народа масаи (Кения) протестуют против запрета на женское обрезание, поскольку без операции девушек не возьмут замуж.
Инициационные практики, сопровождающие взросление, существуют не только в экзотических племенах. У многих европейских народов отголоски пубертатных обрядов встречались до конца XIX века и до сих пор считываются в реконструкциях традиционных сельских увеселений. Они проступают в обычаях, играх и народном творчестве, а также в мистериальных обрядах, например, во время зимних христианских праздников.
Так, у восточных и южных славян были свои молодежные практики, после которых подростки переходили в группу взрослых юношей и девушек: кумление (на территориях России, Украины и Беларуси), калита (Украина), лазарование (болгары и сербы).
Читайте также
В дворянской среде инициацией служил первый выход в свет. Он хоть и был оторван от народной символики, но осознавался как важный этап, изменяющий статус. После первого бала условная Наташа Ростова становилась взрослой барышней и могла принимать брачные предложения.
Тайные общества
Еще одна форма племенного посвящения связана со вступлением в секретный союз, мужской или женский. Если возрастные инициации доступны всем, то испытания более высокого уровня — только избранным. В ходе таких посвящений участники приобщаются к знаниям, недоступным для остальных, и должны показать свои духовные качества.
Тайные общества нужны для того, чтобы сделать связь с сакральной стороной бытия более плотной. В ее основе лежат практики и род деятельности, характерные для каждого гендера: плодородие и собирательство или война и охота. Членов тайных братств и сестринств объединяют общие практики, недоступные их женам и мужьям. Максимально реализовать себя в племенном обществе можно в традиционных занятиях — в них участники тайных обществ и совершенствуются, получая наставления старших.
Может быть интересно
По структуре, элементам и символике обряды посвящения в тайные общества похожи на ритуалы взросления. Здесь тоже есть символы смерти и воскресения, практикуются временная изоляция, увечья и бодимодификации, употребление изменяющих сознание растений, табу на какие-то действия. Общая цель — прикоснуться к тайному знанию и перейти на новую ступень.
По сравнению с пубертатными посвящениями взрослые инициации могут быть более сложными и суровыми. В Африке и Меланезии особенно распространены тайные мужские культы. У африканского народа бакхимба посвящение продолжается несколько лет.
Испытуемого бьют бичом, пытают и дают ему наркотический напиток. В итоге несчастного оставляют в яме голым на несколько дней — если выберется живым, то уже в новом качестве.
В женских тайных обществах есть особые практики, связанные с рождением, оплодотворением и плодородием. Женские посвящения имеют те же ритуальные символы перехода, включают испытания и приобщение к знанию. Участницы обществ ниембе (Западная Африка) и бунду (Сьерра-Лионе) пользуются уважением мужчин, которые побаиваются их и избегают следить за ритуалами. Членов ниембе, которые особенно хорошо знают обряды, танцы и ритуальные ругательства (именно так, через проклятия, сообщество наводит страх на мужчин и непосвященных), называют госпожами. Эти женщины сопровождают неофитку во всех испытаниях.
Инициации шаманов
В отличие от описанных выше групповых практик, шаманизм или знахарство — это индивидуальный путь мистического призвания. Шаман может получить свой статус по наследству, по собственному решению или услышав зов, то есть получив особые сигналы от высших сил.
У бурятов и некоторых других народов есть поверье, что шаманом становится тот, чей родственник был «убит громом», то есть в любом возрасте; для обучения к нему приглашают стариков, которые знают песни и предания. Но обычно призвание проявляется с самого детства. Считается, что, если юношу избирают, это воля покойных предков-шаманов или божеств. Такой ребенок часто уединяется в лесу, видит вещие сны, наносит себе порезы, у него случаются припадки. Так что зов предков не всегда приятен, а путешествие по мирам вовсе не развлекательная прогулка. По поверьям, в такие периоды душа ребенка странствует по мирам, встречается с добрыми юго-западными тэнгриями или злыми духами северо-востока.
С западной точки зрения, симптомы шаманской болезни — это явная клиническая картина. Однако инициированный шаман скорее излечившийся, чем больной.
Именно в способности взять под контроль психопатологию избранности состоит его сила — психическая или магическая (в зависимости от того, какую терминологию мы выберем).
О «шаманской болезни» сообщают у бурят, якутов, тунгусов и других народов. Когда-то сибирские шаманы начинали свою работу уже с 10 лет, но в последнее время обычно не раньше 20. До этого времени они выстраивают свои отношения с духами и только после начинают практиковать осознанно.
Читайте также
Символы становления шамана и обрядов посвящения схожи. Шаманы рассказывают, что в видениях звери, духи или божественные существа наносят им увечья и разделяют их тело на части; описывают они и свои восхождения на небо по Небесному Древу.
Схожие мотивы встречаются у всех народов, практикующих шаманизм и колдовство. Североамериканские индейцы племени патвин верят, что испытуемому протыкает пуп бог Куксу. На острове Малекула колдуна посвящают через символическое расчленение. У аборигенов Калимантана шаманы- мананги символически отрезают голову неофиту, «вынимают» оттуда мозг и прочищают, чтобы тот стал светлым. Расчлениение тела и замена внутренностей входит в обряды и австралийских колдунов.
Таким образом, шаманское посвящение происходит внутри — во снах и галлюцинациях. Однако в некоторых обществах есть и яркие внешние обряды с тем же смыслом. Например, буряты устанавливают в юртах специальные березы «удеши бурхан», ведущие на небо. По такой березе шаман-неофит забирается, чтобы выглянуть из дымового отверстия и призвать богов.
Обряды посвящения в мировых религиях
Классические инициации (обряды взросления, тайные общества, мистические посвящения) существовали в религиях народов Средиземноморья, хотя и не в рамках одной и той же эпохи одновременно. Следы таких практик можно найти в греческих мифах. Путешествия и подвиги героев (например, проникновение Тесея в лабиринт и победа над Минотавром) связывают с героическим посвящением. К инициациям можно отнести и эллинистические мистерии. Если в племенной культуре два пола четко отделены друг от друга, то в греческих мистериях мужчины и женщины могли участвовать вместе.
Элементы обрядов посвящения в упрощенном виде вошли в мировые религии: обрезание у мусульман, бар-мицва и обрезание у иудеев, крещение у христиан, упанаяна (получение священного шнура, с которого начинается изучение Вед) в индуизме.
Мотивы посвящения проходят через всю мировую религиозную культуру. Вступление в контакт с сакральным всегда было важным этапом, а для верующих ключевые события в жизни предполагают участие высших сил. Божество принимает неофита в ряды взрослых людей (в лоно церкви), сопровождает человека во время пороговых событий (рождение ребенка, свадьба или похороны), принимает посвящение жрецов или служителей.
Ремесленники, аристократы, студенты
Дохристианские мужские союзы и братства нашли продолжение в ремесленных, молодежных, военных, аристократических и мистических тайных организациях Старого и Нового Света. Всех их объединяет тема инициации: как может тайная организация обойтись без посвящения?
В XVIII и XIХ веках дворяне обожали тайные общества. Их учреждали по любому поводу — масонские, вольтерьянские, литературные, а то и кружок декабристов. Зачастую аристократическая молодежь организовывала такое общество в рамках своего учебного заведения. Далеко не всегда речь шла о высоких целях — порой это было лишь развлечение. Однако в мужские клубы, в парочке которых состоял любой порядочный аристократ, нельзя было попасть просто так, всегда была какая-то форма посвящения. Приобщившись к специфическим ритуалам, новый участник становился полноправным членом общества.
Может быть интересно
Виктор Гюго в романе «Человек, который смеется» подробно описывает развлечения членов клубов, занятых пьянством, издевательствами над простым народом, богохульствами и откровенными злодеяниями:
В этих диких развлечениях, кроме естественного для золотой молодежи желания гонять на гелендвагенах и противопоставлять себя простым смертным, есть ритуальный момент — совершить нечто настолько дикое, что отделит инициированного от мира профанов.
В 2015 году тогдашний британский премьер-министр Дэвид Кэмерон оказался в центре скандала. Его коллега по партии Майкл Эшкрофт написал о нем книгу, где утверждал, что в студенческие времена Кэмерон симулировал половой акт с головой свиньи. Соцсети пришли в восторг: министр и мертвая свинья, да это просто праздник какой-то, смесь «Черного зеркала» и «Зеленого слоника»! Для непосвященных такой поступок трудно чем-то оправдать. Но эта история становится понятнее, если взглянуть на нее с точки зрения тайных обществ Кембриджа и Оксфорда.
Роман Ивлина Во «Упадок и разрушение» начинается с того, что главного героя отчисляют из колледжа за непристойное поведение: юноше пришлось пройти по двору без штанов, потому что его раздели члены клуба «Буллинджер». При этом замдекана и казначей, глядя на традиционные бесчинства буллинджеровцев, мечтали только о том, чтобы сумма штрафов оказалась достаточно высокой. В своей книге Во описал реальный оксфордский клуб «Боллингдон».
В древних племенах к сакральным действиям относились очень серьезно, но со временем в обрядах инициации в западных тайных обществах появлялось всё больше самоиронии. Ярким примером служит механизация розыгрышей и садистских развлечений в викторианскую эпоху и в начале ХХ века.
Зачем взрослым людям могли понадобиться взрывающиеся пироги, алтари с выскакивающим скелетом, устройство, хлопающее жертву лопаточкой по заду, и коврики, бьющие электричеством?
Кроме инициаций, студенческие братства США также имеют традиции, пароли, рукопожатия и прочие признаки тайных обществ. Исторически они выполняли ту же роль сплочения элит, что и в Англии: отпрыски богатых семей держались вместе, а после университета поддерживали друг друга, помогая с продвижением по службе.
Парадокс в том, что сам принцип существования групп, которые теперь стали центрами борьбы с элитарностью, всегда состоял именно в элитарности, иначе зачем нужны секретные общества? Тайна не может быть демократичной и принадлежать всем, ведь тогда это уже не тайна. Это чувствует каждый мальчишка, который, повинуясь древнему зову, строит домик на дереве и пишет на двери «Девчонкам вход воспрещен».
Тема инициации в психотерапии
Антропологи, этнографы и религиоведы, изучая инициацию, обычно фокусировались на структуре обрядов и народных обычаях. Иногда они рассматривали символическое значение и смысл ритуала, состояние духа и сознания племенных людей и сравнивали их с опытом современного человека, как это сделал Мирча Элиаде.
Практиками посвящения заинтересовались и психоаналитики. Карл Густав Юнг связывал инициацию с процессом становления личности, когда человек раскрывает свои черты в социуме.
С традиционной точки зрения человек, который не прошел важные этапы, теряется между мирами и не может считаться ни живым, ни мертвым. К архетипическим сюжетам обращается и возрастная психология, которая работает с кризисами жизненных этапов. В основном специалисты по психологии развития соглашаются с мифологической трактовкой: если базовые моменты вроде отделения от родителей и становления личности в обществе не пройдены, человек не будет развиваться гармонично.
Если процессы укрепления своего «я» нарушены, развивается синдром самозванца, неуверенность, тревожность и другие проявления, свойственные скорее ребенку, чем взрослому.
Основатель традиционализма философ Рене Генон утверждал, что истинные инициации предполагают преемственность и связаны с регулярной организацией. Нельзя инициировать самого себя, ведь само слово initium означает «вступление», присоединение к другим.
Во многом сакральные практики посвящения и перехода на новый этап вне церкви и тайного общества сегодня утрачены. Но для современного человека инициация может стать метафорой внутренней работы, которая помогает примириться с жизнью и реализовать себя. Ее можно проводить самостоятельно или с помощью специалиста, во время взросления или возрастного кризиса. Какие-то ступени этой работы могут пугать, как шаманский спуск в нижние миры, и предполагают разрушение отжившего, но приводят к восстановлению и переводят нас на новый уровень. Так человек в полной мере становится собой.