что значит инклюзивный конкурс
Инклюзия в школьной среде: стереотипы, факты, культура общения
Что такое инклюзия?
В июне 1994 года в Испании была подписана «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями». Среди принципов, которые были освещены в декларации, есть несколько основных, в которых и заключена центральная идея самой инклюзии:
«Инклюзия не подразумевает только лишь обучение детей с инвалидностью в обычной общеобразовательной школе. Изначальный принцип инклюзивного обучения состоит в том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры комфортные условия обучения в школьных стенах».
Инклюзия и интеграция: в чем разница?
Когда ребенок учится в обычной общеобразовательной школе, чаще всего его индивидуальные особенности не учитываются. Подвижки в этом процессе сейчас есть, но они пока не очень значимы. К сожалению, чаще всего ребенка оценивают на среднем школьном уровне, проверяя лишь зазубренный материал учебника. В этом смысле несовершенна сама система оценивания знаний: мы, педагоги, не можем учитывать уровень ребенка до получения этих знаний, и вынуждены ставить «тройку» даже в том случае, если школьник прошел большой путь и значительно улучшил собственные навыки. Мы не имеем возможности отталкиваться от изначального уровня знаний ребенка.
Специальное, или коррекционное образование направлено на обучение ребят с особенностями, для которых придуманы методики, помогающие им учиться. И вот здесь хочется подчеркнуть, что инклюзия ни в коем случае не отменяет идею коррекционного образования. Родители каждого ребенка с инвалидностью или какими-то еще особенностями развития могут самостоятельно решить, где ему будет комфортнее учиться — в обычной школе или в специальной.
Интегрированное образование предполагает некое изменение исходных данных ребенка и подстраивает его под обычные школьные условия с помощью различной терапии, коррекции и реабилитации. Это означает, что система подстраивает ребенка под себя. И тут кроется основное отличие интеграции от инклюзии. В инклюзивном образовании система подстраивается под потребности ребенка, а не наоборот.
«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».
Стереотипы и подходы к пониманию инвалидности
«Жалость не дает развиваться личности».
Зачастую родители задают вопрос: как вы думаете, ребенку с инвалидностью будет комфортно в обычном классе? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, потому что все дети разные, но нужно учитывать простую вещь: ребенку с инвалидностью необходимо находиться среди обычных детей, чтобы он социализировался.
Подходы к пониманию инвалидности:
«Человек на коляске ощущает себя беспомощным до тех пор, пока ему нужна помощь других людей. Но если среда, в которой он живет, благоустроена, и ему доступен поход в магазин или библиотеку, вы не будете испытывать к нему жалость и каждый раз думать: „Бедненький, как же он заберется по этой огромной лестнице!“».
В России пока только осуществляется переход от медицинского подхода к социальному — наша страна ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и должна соблюдать ее условия.
«Медицинский подход подразумевает, что ученик с инвалидностью болен и его надо лечить. В социальном подходе все иначе: как проблема воспринимается не сам ребенок, а система образования, в которую ему предстоит погрузиться и которую нужно подстраивать под разных людей».
Язык и этикет
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы (нажмите на изображения, чтобы увеличить):
«Помните, что в первую очередь перед вами находится человек — вместо „инвалид“ используйте словосочетание „ребенок с инвалидностью“».
Общие правила этикета, составленные людьми с инвалидностью
Что такое «Уроки доброты»?
Цикл из пяти уроков — впоследствии их стали называть «Уроки доброты» — был разработан Региональной Общественной Организацией Инвалидов «Перспектива» в рамках реализации программы школьных занятий по пониманию инвалидности. В основе «Уроков доброты» лежат занятия по пониманию инвалидности, проводимые в калифорнийских школах организацией KIDS (Keys to Introducing Disability to Society Project). Эти занятия знакомят школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помогают преодолеть непонимание и предрассудки по отношению к ним.
Основная цель «Уроков доброты» — изменить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные права и возможности. Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.
«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка».
«Инклюзия — это не история про жалость»
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?
Расскажите, как проходит процесс инклюзии?
Бытует мнение, что при инклюзивном образовании ребенок с ограниченными возможностями, попадая в среду здоровых детей, остается брошенным, сам по себе. Но это не так. На самом деле, инклюзивное образование — это специально организованный процесс. Он построен так, чтобы нейротипичные (так на языке специалистов называются обычные дети — прим.ред.) и дети с инвалидностью получили максимум для своего развития. Чтобы всем было комфортно от такого взаимодействия.
Прежде, чем попасть в среду нейротипичных детей, ребенок с повышенными потребностями проходит комиссию, которая определяет меру включения в процесс и те условия, которые должны быть созданы. Например, комиссия может порекомендовать ребенку приходить два раза в неделю на полдня или каждый день, но в сопровождении тьютора. То есть всё основывается на его индивидуальных потребностях. Комиссия же определяет программу, по которой ребенок будет обучаться, и нужное специальное медицинское оборудование.
Прежде чем особый ребенок придет в детский сад или школу, формируется команда, которая будет работать с ним. Это могут быть воспитатели, дефектологи, психологи. Команда пишет адаптированную программу для ребенка. Допустим, учащийся немного отстает в развитии и ему сложно дается математика. Есть несколько выходов, чтобы осилить предмет: ребенок занимается математикой отдельно под руководством другого учителя или воспитателя либо прямо на уроке с обычными детьми, но при помощи тьютора/дефектолога. Уровень сложности предмета будет ниже, чем для нейротипичных детей.
На примере инклюзивного садика № 16 в Красноярске объясню, как готовятся к приходу в группу ребенка с ограниченными возможностями. Для начала мы собираем всех ребят и рассказываем им, что каждый человек уникальный и имеет свои индивидуальные особенности: кто-то носит очки, кто-то слуховой аппарат. Мы проигрываем разные ситуации, показываем сценки, читаем сказки, например, «Цветик-семицветик».
Далее ребенок с ограниченными возможностями приходит к нам в гости. Это может быть праздник. Дети учатся вступать в коммуникацию, и у них возникают вопросы наподобие «почему он/она не ходит, не говорит, не слышит?». Постепенно мы пришли к выводу, что у детей нет барьеров. Все барьеры в головах у взрослых, которые очень долго жили в мире без инвалидов. А инвалиды жили в другом мире.
Дети нашего детского сада придерживают дверь перед ребенком на коляске, помогают учиться тем, кто слабее их. Чувствуется атмосфера абсолютного равенства, сплоченности. Между детьми складываются теплые отношения, главенствует взаимопощь.
Большая работа ведется с родителями. Мы проводили собрания, где рассказывали о нашем инклюзивном проекте. Сами дети рассказывали папам и мамам о своих новых друзьях, которые оказались веселыми и интересными ребятами. Проблем с родителями не было, потому что мы не просто рассказали об инклюзии, но показали ее плюсы.
Что дает обычным детям инклюзивное образование?
От инклюзии выигрывают все дети без исключения. Например, если ребенок находится в коррекционном детском садике, где никто не разговаривает, откуда у него возьмется речь? А попадая в инклюзивную среду и видя, как дети говорят, он потянется за ними, все процессы пройдут быстрее.
От инклюзии выигрывают и обычные малыши. У них возникает безбарьерное мышление. Инклюзивная среда учит находить сильные стороны в каждом и не вешать ярлыки: ты очкарик, ты толстый и так далее. Дети становятся более заботливыми, могут выстраивать коммуникацию с разными людьми.
Инклюзивный опыт поможет ребенку в будущем, когда он будет общаться с кем-то, отличающимися от него. Встречая человека на коляске на улице, он уже не будет отводить глаза, пугаться, жалеть. Инклюзия — это не история про жалость. Человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Я уверена, что перед нейротипичными детьми, которые выросли в инклюзивной среде, не встанет в будущем вопрос, что такое пандус и зачем он так необходим перед тем или иным учреждением.
Сколько может быть детей с инвалидностью в обычной группе/классе?
Доказано, что для оптимального процесса коммуникации на группу из 25 здоровых детей должно приходится не более 3-4 ребят с инвалидностью.
Инклюзивность, Инклюзивный и Инклюзия — что это такое простыми словами.
Инклюзивный – это тот, который включает всех или все. Инклюзивность – это включение всех в определенную систему (например, образования) независимо от их физических, физиологических или других особенностей.
Что такое ИНКЛЮЗИВНЫЙ (ИНКЛЮЗИВНОСТЬ) — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Инклюзивный (инклюзивность) – это стремящийся (стремление) вовлечь и интегрировать всех людей и группы в деятельность, организации, политические процессы и т. д., особенно тех, кто находится в неблагоприятном положении, пострадал от дискриминации или имеет ограниченные физиологические возможности. Например, инклюзивная практика найма, инклюзивные детские площадки, инклюзивная школа, инклюзивное образование. Если вы описываете группу или организацию как инклюзивную, то вы имеете в виду, что она позволяет всем людям принадлежать к ней, а не только какому-то определенному типу людей.
Что такое инклюзивные ценности.
Инклюзивные ценности – это признание
Что такое инклюзивное образование.
Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.
Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.
Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.
Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:
Что не является инклюзивностью в системе образования:
Эффективная инклюзивная школа
предполагает такие действия:
Что такое инклюзивное рабочее место
Инклюзивное рабочее место – это такое место, где люди с различными особенностями и ограниченными возможностями чувствуют себя желанными и ценными за свой вклад в работу. Это место, где люди с физическими недостатками разного рода имеют те же возможности для развития, что и их коллеги. Это место, где люди чувствуют себя в безопасности, раскрывая свои невидимые физические недостатки.
Принципы инклюзивной культуры:
Сотрудники с ограниченными возможностями, как и все остальные, хотят возможности профессионального развития. Это включает в себя конференции и тренинги, а также спонсирование программ наставничества.
Разрешение сотрудникам с ограниченными возможностями осваивать новые навыки и продвигаться по карьерной лестнице приносит пользу всем.
Руководители и коллеги должны ясно дать понять, что они приветствуют мнение и вклад коллег с ограниченными возможностями. Убедитесь, что ваши сотрудники с ограниченными возможностями имеют право голоса на собраниях персонала и во время групповых обсуждений. В инклюзивной культуре сотрудники с ограниченными возможностями также участвуют в повседневном рабочем взаимодействии: от встреч по случаю дня рождения до обедов с коллегами, которые приводят к дружбе и чувству принадлежности.
В корпоративной культуре, которая является инклюзивной, работа с людьми с ограниченными возможностями – лишь часть обычного способа ведения бизнеса. Есть явные доказательства того, что инклюзивная культура на рабочем месте положительно влияет на прибыль и ценности организации. Исследование, проведенное Accenture в 2018 году, показало, что компании, применяющие передовые методы найма и поддержки людей с ограниченными возможностями, превосходят своих конкурентов. Эти компании достигли в среднем на 28 процентов увеличения выручки, удвоения чистой прибыли и на 30 процентов более высокой рентабельности.
Что такое инклюзивное развитие
Инклюзивное развитие направлено на то, чтобы все люди в мире получали выгоду от устойчивого экономического и социального развития. Многие организации реализуют этот подход в борьбе с бедностью путем поддержки образования и обеспечения средств к существованию для тех, кто нуждается в этом. Они пропагандируют комплексный подход, который решает взаимосвязанные проблемы нищеты, неравенства, социальной изоляции, расширяя при этом знания и навыки людей.
Цель инклюзивного развития – создать благоприятную среду для равного доступа к возможностям, уделяя особое внимание наиболее уязвимым и изолированным группам населения.
Творчество других: как в России развивается инклюзивное искусство
Фото: Антон Ростовский
В начале зимы впервые прошел Всероссийский форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение». На заключительном показе работ в Центральном доме художников выступали новосибирские певцы, московские музыканты и хореографы, воронежские актеры театра и петербургские мультипликаторы. Корреспондент m24.ru посетил киноконцертный зал в ЦДХ, пообщался с организаторами и участниками фестиваля.
Пока гости гуляли по закрывающейся ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction в ЦДХ, практически между строк – стендов трехсот издательств из разных стран, которые презентовали новинки и переизданные произведения, в киноконцертном зале Дома художников происходило что-то необыкновенное.
В этот вечер на фестивале показывали мультфильмы, отрывки театральных постановок, пели народные песни, танцевали вальс, румбу и играли этническую музыку. Небольшая ремарка – мультфильмы были созданы детьми и подростками с особенностями в развитии, ребятами из неблагополучных семей и детских домов, вальс танцевали, сидя в колясках, а слепые певцы выступали, не имея возможности видеть эмоции публики.
Организаторы «Вдохновения» называют происходящее социальным искусством. Когда на сцену выходят люди с ограниченными возможностями здоровья и делают что-то такое, что не всегда под силу «нормальному» человеку. Это имеет поразительный эффект и вызывает бурю эмоций, показывает лучшую сторону человеческой души: на что мы бываем способны, несмотря ни на какие преграды и обстоятельства.
В зрительном зале собираются самые благодарные зрители – никто не будет третировать актера за небольшую ошибку или оплошность, никто не станет критиковать исполнителя или танцора. Зрители умышленно обращают внимание только на положительные моменты. И это прекрасно.
Вечер начался с мультфильмов, созданных в петербургской анимационной студии «Да». Это благотворительный проект, который дает возможность детям из сложных семей или детских домов, детям с особенностями в развитии создать собственный мультфильм. Они самостоятельно занимаются разработкой сюжета, вырезают декорации и персонажей, снимают, монтируют – в общем, участвуют в процессе от самого начала и до конца. Картины о семье и счастье быть «нормальными», а также замечательная сатира. Например, про цаплю, которая безуспешно училась падать; про роботов, сделанных из коробок, которые вынуждены по приказу громкоговорителей ходить по улице в шапочках из фольги «ради безопасности и здоровья населения».
Короткий перерыв, ведущая зачитала приветственное послание от министра культуры Владимира Мединского, выразившего радость по случаю проведения такого знакового мероприятия в Москве и в России. Он сообщил о важности происходящего и поддержки власти в этом вопросе.
На сцене кружится в вальсе красивая пара – молодая девушка в сиреневом платье и ее кавалер – директор студии инклюзивного танца «Одухотворение» Леонид Тарасов. Девушка ослепительно улыбается. Когда они танцуют, это выглядит действительно трогательно, мило, красиво и профессионально. После очередного па танцоры кланяются и под овации покидают зал, мужчина на ногах, девушка – на коляске.
Студия «Одухотворение» занимается именно инклюзивным танцем – профессиональные танцоры и актеры занимаются в паре с людьми, имеющими какие-либо ограничения по здоровью.
Снова смена участников. Теперь к зрителям выходит Кристина Томина, она прилетела в Москву из Новосибирска как победитель гран-при конкурса «Второй шанс» и обладатель мощнейшего, звонкого и чистого голоса. Она спела несколько патриотических песен про Россию и свою малую родину.
«Миссия культурного продукта – делать людей более человечными, помогать зрителям узнать, что они стоят с такими же людьми, которые ничем не хуже их самих»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля
В центре внимания оказываются независимые, довольные хиппи – миролюбивые, талантливые, добрые актеры и участники театра-студия «Круг II». Уровень этой компании по-настоящему зашкаливает – в какой-то момент ты забываешь, что происходит вокруг и отдаешься волне музыки и танцев. Со сцены 24-летний музыкальный руководитель театра Иван Афонин небрежно бросает, что два года назад студия получила обычную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Эксперимент». Ребята выступили с музыкальной постановкой «Винегрет». С помощью гитар, джамбеев, кахона, скрипок, этнических инструментов и костюмов четыре актера и пять волонтеров в течение получаса телепортировали весь киноконцертный зал в ЦДХ на просторы Южной Африки в индийскую деревню: к кельтам, к славянам, в испанские города, на побережье южной Америки.
Фото: Александр Куров
«У нас состав смешан из актеров с особенностями и волонтеров, которые приходят помогать и заниматься музыкой. На музыкальных инструментах мы учимся играть чаще всего по ходу дела. Огромный акцент мы ставим на чувство ритма и пение – это то, чем должен обладать каждый актер. Например, Паша Журавихин, десять лет назад совершенно не мог петь, не попадал в ноты, сейчас он – настоящая звезда нашего театра. Еще у нас есть слабослышащий парень – он несколько лет назад раскрылся и потрясающе начал петь. Он чувствует и улавливает какие-то тонкие моменты, если говорить канонически он не всегда попадает в ноты, но зрителя всегда трогает, потому что поет он фантастически красиво», – рассказал Иван Афонин m24.ru.
Студия существует двадцать лет, за это время команда выработала собственный подход к обучению. По словам Афонина, ребят с особенностями не приходится заставлять – достаточно дать задание и они отдаются на 100 процентов. Творчество – это продолжительный процесс, это дисциплина, это умение слушать и принимать то, что тебе говорят. А не обижаться, не смущаться – это сложная театральная работа.
«Мы видим границы и всегда даем задания, которые заставляют ребят немножко преодолевать себя. Наши актеры готовы к любым заданиям, без вопросов и какого-то стеснения. При этом бывают проекты, когда у нас играют профессиональные актеры из театров, например, выпускники МХАТ и с ними гораздо тяжелее. Им тяжелее себя преодолевать, у них больше клише, они меньше открыты к новому опыту», – заключил он.
Участник студии-театра «Круг II» Павел Журавихин присоединился к команде в 2003 году, в 2007 году он стал профессиональным актером.
«Мне очень нравится «Круг II», здесь много людей, мы с ними прошли и выступали – у меня появилось много новых друзей. В ЦДХ мы выступали в первый раз: здесь здорово, приехали актеры из разных регионов страны. Я многому научился, у нас проходят речевые тренинги, распевка, разминка. Еще занимаюсь с 2007-го года в столярной мастерской у Димы Мурашева», – поделился он с m24.ru.
Последним номером программы фестиваля стал отрывок постановки «Денискины рассказы» от воронежского Театра равных. Действие происходит в самой обыкновенной школе, где два лучших ученика опаздывают на уроки, придумывают идиотские отмазки, выдергивают страницы из дневника и участвуют в топорных инициативах классной руководительницы. Та, в свою очередь, ведет себя в лучших традициях жанра – прикрикивает, отчитывает, взывает к ответственности и называет своих подопечных исключительно по фамилии. Половина актерского состава этого представления – люди с особенностями развития.
Руководитель оргкомитета фестиваля инклюзивного творчества «Вдохновение» Иван Донцов в разговоре с m24.ru рассказал, что происходит в российском мире социального искусства.
«Фестиваль создан по инициативе Министерства культуры. Они хотели, чтобы появилось какое-то мероприятие с инклюзивным искусством. Мы являемся оператором двух социокультурных программ, которые реализуем в течение этого года по всей стране. Опираясь на то, что происходило в этом направлении последние два года, мы отобрали наиболее достойные коллективы, пригласили их участвовать. Для них мы создали программу, отличительной особенностью которой является то, что в рамках одного мероприятия на одной сцене появляются инклюзивные творческие коллективы в разных направлениях искусства», – пояснил Донцов.
«Выбор организаций, занимающихся инклюзивным искусством на данный момент небольшой. «Вдохновение» опиралось на два важных фактора: качество и региональная представленность.»
Иван Донцов, руководитель оргкомитета фестиваля
В регионах страны сложнее заниматься таким непростым направлением и им вдвойне важно, чтобы их заметили и признали. Фестиваль базировался на хореографии, музыке, театре и мультипликации.
«Мероприятие подобного формата прошло впервые, и на это обратили внимание участники. У театра, например, все уже более менее неплохо – это активно развивающееся сообщество, у танцев также есть свои мероприятия, но ничего не происходит в мультипликации. При этом, на форуме мы узнали, что в России существует огромное количество небольших студий, которые занимаются инклюзивными съемками. Но на поверхности их в разы меньше, а до нас доехала только одна. И с музыкой тоже все странно – такого направления как инклюзивное музыкальное творчество практически нет, в лучшем случае, это региональные конкурсы творческого исполнительства. Целенаправленных студий, которые занимаются с инвалидами практически нет», – развел руками собеседник m24.ru.
По ходу форума-фестиваля организаторы составили резолюцию: набор тезисов, что они ждут от всех руководителей организаций, которые занимаются инклюзивным творчеством. В планах – показать это Министерству культуры. В следующем году «Вдохновение» может стать более глобальным и массовым, к нему привлекут больше внимания, задействуют больше площадок. Организаторы планируют провести системную работу по поиску инклюзивных организаций: показать, что про них знают и помочь им стать видимыми.