что значит как фанера над москвой
Откуда взялось и что означает выражение: «Пролетать как фанера над Парижем».
Пролетать как фанера над Парижем — выражение в разговорном русском языке, означающее упущенную возможность получить что-либо или произвести какое-либо действие, оказываться не у дел, терпеть неудачу.
Существует множество сомнительных версий возникновения этого выражения (народная этимология), среди которых:
1.Выражение возникло в начале XX века, когда в газетах активно обсуждался полет над Парижем дирижабля под названием «Фленер». Со временем выражение перекочевало из газет в разговорную речь, а смысл стал переносным. Непонятное же название дирижабля превратилось в более привычную русскому уху «фанеру».
2.В 1908 году известный французский авиатор Огюст Фаньер, совершая показательный полет над Парижем, врезался в Эйфелеву башню и погиб. После чего известный меньшевик Мартов писал в «Искре», что «царский режим летит к своей гибели так же быстро, как г-н Фаньер над Парижем».
3.Данный фразеологизм возник в 1987 году в результате недоразумения при печати очередного номера «Комсомольской правды».
Первая и вторая версии, несмотря на частую цитируемость и широкое распространение, не имеют основательного подтверждения могут классифицироваться как городские легенды или народная этимология. Третья версия опровергается публикациями 1984 года, где это выражение встречается в художественных произведениях.
Противники третьей версии также утверждают, что широкое использование этого выражения было замечено еще во время московской олимпиады 1980 года.
Даже авторам программы «Говорим по-русски» радиостанции «Эхо Москвы» не удалось найти ответ на вопрос радиослушателя о происхождении этой крылатой фразы.
Вероятным прототипом Огюста Фаньера также считают пилота Анри Фурнье (Henry Fournier), который действительно летал над Парижем в октябре 1909 на биплане, построенном братьями Вуазен, но в Эйфелеву башню не врезался. Вообще же фамилия Фаньер, хотя и существует, довольно редка, а фамилия Фурнье, означающая «печник», встречается среди французов довольно часто. В то же время по-немецки Furnier как раз и означает «фанера».
Есть также версия, что выражение происходит от фамилии Президента Франции (Третья Республика) Армана Фальера.
25 июля 1909 г. Л. Блерио впервые перелетел через Ла-Манш. В это же время Николай II встречался с г-ном Фальером в Шербуре и через год Россия закупила первые французские самолеты. 25 сентября 1909 г. Президент Франции открыл в Париже первую международную аэронавтическую выставку, после которой в газетах и появились карикатуры — Арман Фальер над Парижем.
Сторонники этой последней версии считают, что мифическими и вводящими в заблуждение являются следующие утверждения:
1.существовал известный французский авиатор Огюст Фаньер.
2.что он врезался на аэроплане в Эйфелеву башню.
3.что об этом инциденте в 1908 г. писал Мартов в газете Искра (вроде как в 1908 газета уже не издавалась).
4.что выражение «пролететь как фанера над Парижем» происходит именно от этого инцидента.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Никогда не задумывались об этом выражении? Почему фанера? Почему именно над Парижем? Суть данного фразеологизма всем известна: упущенная возможность сделать что-то или серьёзная неудача (как сейчас говорят, «эпическая» неудача).
История происхождения этой фразы довольно необычна.
Не берутся называть точную дату происхождения этого выражения, тогда как знающими людьми называются 1900 — 1920 гг, а широкую известность оно получило в русском языке позднее — в 60-70е гг.
В 1908 году французский авиатор очень неудачно завершил показательный полёт: он врезался в Эйфелеву башню и погиб. После этого события известный меньшевик Мартов написал в «Искре», что царский режим «летит к своей гибели так же быстро как г-н Фаньер над Парижем». В среде рабочих эту фразу восприняли немного в другом виде, заменив фамилию авиатора на фанеру. С тех пор мы так и говорим: «пролетел как фанера над Парижем».
А вот что пишет vasiliy_okochka:
Это полная чушь, и плод чьей-то чересчур буйной фантазии, так как:
а) Никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.
б) Ни наши, ни французике сайты, посвященные истории авиации, понятия не имеют ни о каком Огюсте Фаньере. Иными словами, его просто не существовало.
в) Газета «Искра», где будто-бы Мартов и опубликовал эти свои строки издавалась с1900 года по 1905 год, а затем с сентября по декабрь 1917 года. Нетрудно заметить, что в первом случае не было еще претендента с аварией, а во втором уже не было царского режима.
Есть еще и такая версия:
Опять обращаемся к vasiliy_okochka: Тоже полная чушь, в силу того что:
a) Как уже говорилось, никаких аварий воздухоплавательных аппаратов возле Эйфелевой башни история не знает.
б) Дирижабль «Фленер» никогда не терпел крушения.
в) Дирижабля «Фленер» никогда не существовало.
д) Превратить «Фленер» в «фанеру» как-то проблематично.
Катастрофу терпит дирижабль «Гинденбург»
Для справки: терпели катастрофы дирижабли с названиями: «Гинденбург», «Шенандоа», «Акрон», «Мейкон», «R.38», «R.101», «Диксмюнде».
Также существует версия, что данный фразеологизм возник в 1987 году в результате недоразумения при печати очередного номера «Комсомольской правды». Правда ничего не уточняется подробнее, что это была за статья и по какому поводу.
Четвертый вариант имеет под собой хоть немного оснований и заключается в том, что был во Франции такой президент как Арман Фальер (находился при должности с 1906 года по 1913), который уделял много внимания развитию авиации. В 1909 году он открыл первую международную авиационную выставку и в газетах на него была опубликована карикатура, где он изображен на фоне Эйфелевой башни на падающем аэроплане. Карикатура перепечатывалась, российские либералы сравнивали царский строй с пролетающим над Парижем Фальером, фраза была на слуху и Фальер в народе с легкостью превратился в фанеру.
Арман Фальер, 8-ой президент Третьей республики
У данной версии есть хоть какая-то реальная подоплека, но она вызывает сильнейшие сомнения в силу следующих обстоятельств:
а) Неужто какая-то карикатура на французского президента так потрясла умы российского общества, что послужила поводом для возникновения всенародного мема? Да и сколько было в той России людей, которые вообще слышали про этого Фальера?
б) После этой карикатуры Россия увидела массу реальных примеров более неудачных обстоятельств, которые, по идее, должны были вытеснить собой столь незначительное мифическое происшествие. К примеру, крах царского режима (вот уж кто пролетел, так пролетел), 1-ая мировая война с ее неудачными боевыми действиями, гражданская война (неисчерпаемый кладезь всяких пролетов), Отечественная война, приведшая Гитлера к самоубийству (у парня явно не все так сложилось как он задумывал) и тому подобное.
г) Ничем не подтверждается, что российские газеты перепечатывали карикатуру.
д) Даже если поверить, что революционеры и сравнивали полет Фальера с царским режимом (о чем также нет никаких сведений), то они могли делать этот только в запрещенных газетах, а тираж их и популярность по понятным причинам были не велики. Как же тогда этот образ получил столь широкое распространение?
Та самая карикатура.
Ну и наконец, возражения применимые ко всем трем версиям.
а) Сама фраза «Пролететь, как фанера над Парижем» появляется, судя по всему, в 70-х годах прошлого столетия. Отчего же корни ее надо искать в столь давно прошедшем времени?
б) Все три версии содержат в себе крах полета «фанеры» непосредственно в Париже, а по смыслу нам надо не попасть в Париж (пусть и столь неудачным образом), а миновать его, хоть и без особого на то желания.
Так откуда же тогда взялась эта фраза? Если уж совсем обобщить и приблизить к реальности, то можно предположить вот что:
В 70-х годах на экранах телевизоров стали появляться документальные фильмы, посвященные истории воздухоплавания. Франция была одной из стран-пионеров авиации. И все могли наблюдать картинку, как над городом Парижем неуклюже и в то же время настойчиво пролетает фанера — аэроплан.
Пролетая, как фанера над Парижем
Вот тогда, в чьей-то голове и родился этот красивый образ — пролетающая, над Парижем фанера.
Новое в блогах
Почему говорят «пролетел как фанера над Парижем»?
Почему говорят «пролетел как фанера над Парижем»?
Вы никогда не задумывались, почему говорят «пролетел как фанера над Парижем»? Почему фанера? И именно над Парижем?
Эта фраза является фразеологизмом, означающая упущенную возможность, неудачу. Но откуда произошла? Существует несколько вариантов происхождения этой фразы.
Первый вариант: фраза появилась примерно в 1900 году, но в русском языке начала использоваться только в 60-70х годах. В 1908 году французский авиатор Фаньер делал показательный полет, но эта затея оказалась неудачной – он врезался в Эйфелеву башню и погиб. После произошедшего информацию об этом событии опубликовали в газете «Искра», где Юлий Мартов сказал, что «царский режим летит к своей гибели так же быстро, как господин Фаньер над Парижем». Люди, читавшие газету, восприняли фразу немного по-другому, заменив Фаньеро на фанеру. С тех пор так и говорят: «пролетел как фанера над Парижем».
На самом деле никакого авиатора Фоньеро не существовало, но был авиатор Фурнье, фамилия которого близка к фанере, однако карьера летчика у него не задалась, он был известен как автогонщик. А газета «Искра», где будто бы Мартов опубликовал информацию, издавалась с 1900 по 1905 год, когда об аварии не было и речи, а потом возобновилась только в 1917 году, когда царского режима уже не существовало.
Вторая версия звучит так: в ХХ веке активно обсуждали полет дирижабля «Фленер» над Парижем, о котором напечатали в газете. Со временем выражение перешло в разговорную речь, а его смысл стал переносным значением. А непонятное название дирижабля быстро заменили похожим – фанерой.
И эта версия неправильна – дирижабль «Фленер» никогда не терпел крушения, а уж тем более не существовал. (Для справки: терпели катастрофы дирижабли с названиями: «Гинденбург», «Шенандоа», «Акрон», «Мейкон», «R.38», «R.101», «Диксмюнде»).
Обломки дирижабля «Акрон»
Третий вариант говорит о том, что во Франции с 1906 по 1913 годы пост президента занимал Арман Фальер, который очень много внимания отдавал авиации. В 1909 году им были открыты соревнования авиаторов в Шампани, и в честь этого были выпущены открытки с изображением президента, пролетающего над Эйфелевой башней верхом на аэроплане. Карикатура перепечатывалась множество раз в различных газетах, в том числе и русских, которые изменили фамилию на созвучное слово фанера и затем начали использовать фразу «как фанера над Парижем».
Эта история хоть и кажется правдивой, но об этих открытках в России знало мало людей и вряд ли их печатали в российских газетах, поэтому происхождение фразы на основе карикатуры маловероятно.
Ну и наконец, наиболее правдоподобная версия:
В 1975 году ввести эту фразу мог советский кинематограф, а именно фильм «Воздухоплаватель», в которой авиатором решается стать Иван Заикин, русский тяжелоатлет. Он отказывается от карьеры и едет в Париж, где угоняет фанерный аэроплан и пролетает над Парижем. Правда, в фильме не было фразы про фанеру, но скорее всего именно «Воздухоплаватель» оказал влияние на ее происхождение.
Фрагмент из фильма «Воздухоплаватель» 1975г.
Про известное выражение..
В интернете довольно часто встречается история о том, что в далеком 1908 году известный (известный?) французский авиатор Огюст Фаньер, совершая показательный полет над Парижем, врезался в Эйфелеву башню и погиб. После этого инцидента известный (известный?) меньшевик Мартов писал в «Искре», что «царский режим летит к своей гибели так же быстро, как г-н Фаньер над Парижем». Позднее фонетика выражения была невольно искажена массами, что и привело к современному «пролететь как фанера над Парижем».
Пытливый ум заставил обратиться к интернету еще раз и поискать что-либо об этом несчастном случае в истории французской авиации, об этом пилоте и дирижабле. Но ничего о катастрофических полетах вблизи Эйфелевой башни найти не удалось! Разве что встречались описания полетов Alberto Santos Dumont.
На одном из форумов была найдена поразительна картинка, кардинально меняющая представление о происхождении выражения «пролететь как фанера над Парижем». Теперь я смею предположить, что выражение происходит именно от фамилии Президента Франции (Третья Республика) Армана Фальера, изображенного на этой картинке. И я объясню почему!
Таким образом, можно предположить, что мифическими и заблуждающими являются следующие утверждения:
1) существовал известный французский авиатор Огюст Фаньер
2) что он врезался на дирижабле в Эйфелеву башню
3) что об этом инциденте в 1908 г. писал Мартов в газете Искра (вроде как в 1908 газета уже не издавалась)
4) что выражение «пролететь как фанера над Парижем» происходит именно от этого инцидента
а что вы скажите про выражение «Пиз#ой накрылся»?
версия является полностью ложной: авиатора по имени Auguste Fanier никогда не существовало, в 1908 г. не зарегистрирована авиакатастрофа в результате столкновения с Эйфелевой башней; газета Искра выходила с 1900 по 1905 годы.
Лига детективов негодует!
Была у меня когда-то книга «Из жизни слов», в которой приводились забавные происхождения многих крылатых выражений, ох и зачитывался я ею
На службе Королевских ВВС во времена Второй мировой состоял вот такой вот многоцелевой бомбардировщик, ночной истребитель «Mosquito». Был очень дешев в производстве, конструкция была фанерная, но очень удачная. С ними тягаться могли только первые реактивные истребители немцев Messerschmitt Me.262. По одной из версий именно скорость этих фанерных «Москито» в битве за европу родила выражение «Пролететь как фанера над Парижем».
Денёчком октябрьским рыжим,
Как будто над сельвой — орлы,
Фанера летит над парижем
И слышится с неба «курлы. «.
Живою мечтой Монгольфьера,
Неспешной небесной арбой
Летит над Парижем фанера,
А я остаюся с тобой.
автор, спасибо, эта фраза в детстве мне мозг ломала, а никто объяснений не давал 🙂
«Мля, откуда тут башня?» (С)
Я недавно сидел на толчке и как раз об этом думал, теперь мне все ясно, спасибо.
Мне больше по душе «Как фанера над Москвой»
Откуда пошло выражение «пролететь как фанера над Парижем».
Существует множество сомнительных версий возникновения этого выражения, среди которых:
1. Выражение возникло в начале XX века, когда в газетах активно обсуждался полет над Парижем дирижабля под названием «Фленер». Со временем выражение перекочевало из газет в разговорную речь, а смысл стал переносным. Непонятное же название дирижабля превратилось в более привычную русскому уху «фанеру».
2. В 1908 году известный французский авиатор Огюст Фаньер, совершая показательный полет над Парижем, врезался в Эйфелеву башню и погиб. После чего известный меньшевик Мартов писал в «Искре», что «царский режим летит к своей гибели так же быстро, как г-н Фаньер над Парижем».
3. Данный фразеологизм возник в 1987 году в результате недоразумения при печати очередного номера «Комсомольской правды».
Первая и вторая версии, несмотря на частую цитируемость и широкое распространение, не имеют основательного подтверждения и могут классифицироваться как городские легенды или народная этимология. Третья версия опровергается публикациями 1984 года, где это выражение встречается в художественных произведениях.
Противники третьей версии также утверждают, что широкое использование этого выражения было замечено еще во время московской олимпиады 1980 года.
Даже авторам программы «Говорим по-русски» радиостанции «Эхо Москвы» не удалось найти ответ на вопрос радиослушателя о происхождении этой крылатой фразы.
Вероятным прототипом Огюста Фаньера также считают пилота Анри Фурнье (Henry Fournier), который действительно летал над Парижем в октябре 1909 на биплане, построенном братьями Вуазен, но в Эйфелеву башню не врезался. Вообще же фамилия Фаньер, хотя и существует, довольно редка, а фамилия Фурнье, означающая «печник», встречается среди французов довольно часто. В то же время по-немецки Furnier как раз и означает «фанера».
Есть также версия, что выражение происходит от фамилии Президента Франции (Третья Республика) Армана Фальера.
25 июля 1909 г. Л. Блерио впервые перелетел через Ламанш. В это же время Николай II встречался с г-ном Фальером в Шербуре и через год Россия закупила первые французские самолеты. 25 сентября 1909 г. Президент Франции открыл в Париже первую международную аэронавтическую выставку, после которой в газетах и появились карикатуры — Арман Фальер над Парижем.
почему я только с 3 раза прочитал г-н как господин?? что со мной не так?о_0
Вот за что меня не любят, так за то что в беседах я всегда блещу остроумием выдавая подобные познавательные факты. Любой человек рефлекторно враждебно настроен к более образованному собеседнику, по причине осознания собственного скудоумия. Потому как естественно ненавидеть все являющееся укором собственной судьбе.
Известное где? в какой период? я первый раз услышал )
Оборот денег в семье.
Старший сын подарил младшей сестре 5000 руб на днюху(13 лет разница).
Сегодня она подходит ко мне:
— Пап, вот 5000 рублей. И вот мои заказы на али. Это подарки тебе, маме, брату, его жене и их мелкому. Успеют же приехать? Можешь оплатить по карте?
— Конечно, доча.
Оплатил. Деньги взял. Ибо это её решение. Добавлю их в её подарок. Но об этом ей, конечно, не скажу.
Новый Год на носу. Подарки. Берегла эти деньги с апреля. Вот так решила их потратить.
У меня хорошие дети.
Это только начало, кожаные
Битва
Золотой фонд багоделов
Если в ремастере GTA покачивать машиной из стороны в сторону, она увеличивается в размерах.
Семейные ценности
Цена высока
Ответ на пост «Про халат»
Действительно
На злобу дня
Маленький
Хороший совет
Ответ на пост «Не прокатило»
Как фанера над Москвой: что происходит с ценами на авиабилеты
Взлетели до небес
Уже к весне внутренние рейсы по отдельным направлениям подорожали от 15 до 120 процентов, если сравнивать с 2019-м. Самый резкий рост — на билеты из Москвы и в Набережные Челны. К лету прибавил и российский Юг. В Сочи — в два раза.
В отрасли объяснили это увеличением затрат, низкой рентабельностью и убытками. Еще один очевидный фактор — сокращение числа доступных направлений. Влетает в копеечку авиационный керосин, доля которого в затратах — почти 35%. Сказался и слабый рубль, ведь платежи по лизингу у перевозчиков, как правило, в долларах — это еще десять процентов в себестоимости.
Вдобавок в застойном для авиарынка прошлом году игроки пытались стимулировать продажи заниженными тарифами. Это обернулось дополнительными финансовыми потерями.
Крупнейшие авиакомпании в 2020-м понесли рекордные убытки — 125 миллиардов рублей. «Аэрофлот» — 96,53 миллиарда, «Уральские авиалинии» — 5,85, S7 («Сибирь») — 5,23.
Откат назад
Впрочем, на рынке — качели. В условиях рухнувшего спроса пару месяцев назад цены на некоторых внутренних направлениях снизились.
«Авиакомпания обычно располагает сетью маршрутов и управляет ею так, чтобы в целом получать прибыль: просадки на одних направлениях компенсируются другими. Обычно это зарубежные рейсы, но они еще не вполне доступны. Задирать же цены сильно нельзя — спрос тоже не растет», — рассуждает Сергей Черников, доцент экономического факультета РУДН.
Это подтверждает и статистика онлайн-сервисов по продаже авиабилетов. По данным «Купибилет», средний чек на перелеты из регионов России в Москву и обратно с апреля по июнь — 8386 рублей. Подорожание на треть. Правда, по некоторым популярным направлениям зафиксировали снижение — от 35% в Калининград до 58% в Ставрополь. Тем не менее на общую картину это не повлияло.
Нулевой НДС и субсидии
Премьер Михаил Мишустин поручил Минтрансу провести конкурс среди авиакомпаний, «чтобы как можно быстрее открыть продажи билетов по специальному тарифу».
Субсидировать планируют 46 маршрутов. В списке — Казань, Калининград, Нижний Новгород, Владивосток, Петрозаводск. Билет со скидкой будет стоить от 4,6 до 10,9 тысячи в зависимости от направления. На компенсации перевозчикам выделят из бюджета 1,35 миллиарда рублей.
Льготный НДС действительно сделает путешествия по России доступнее. Цены несколько охладит расширение полетных программ внутри страны и рост предложения.
«Субсидирование государством льготных тарифов и продление льготной ставки НДС для внутренних авиарейсов однозначно помогут. Более того, ожидают, что программа льготных тарифов для семей существенно снизит цены на перелеты в отдаленные регионы. Россиянам, планирующим путешествие, например, в Хабаровск или Владивосток, это обойдется дешевле», — указывает Сергей Пирожников, основатель «Купибилет».
Существенного роста цен на внутреннюю авиаперевозку не ждут и в «Горящих турах». Господдержка авиакомпаний сгладит возможные всплески, считает директор турагентства Сергей Корчагин.
Уже не бюджетно
Другое дело, что туристы переориентировались на зарубежные направления. Хотя авиабилеты в Грецию, Болгарию и Черногорию с 2019-го подорожали в разы и стоимость перелета туда-обратно достигает 100 тысяч рублей.
Вообще в сегменте международных перевозок ситуация напряженная. «Разрешенных» стран слишком мало. Однако увеличивать число регулярных рейсов авиакомпании пока не хотят — опасаются новых ограничений. Предложения на востребованные летние направления в дефиците, а значит, ценам есть куда расти.
При этом летать за рубеж за большие деньги россияне явно не готовы. Так, по данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), несмотря на возобновление авиасообщения с Болгарией и увеличение числа рейсов с 24 июля, спрос невелик. Причина та же — дорого.
Но дело и в дефиците предложения: объемы перевозок ограничены, чартеры не возобновились. Игроки туротрасли констатируют: авиабилеты в страны, вновь доступные для отдыха, будут продавать по завышенным тарифам.
«Повышение цен может быть существенным, особенно на те направления, которые сейчас закрыты для туризма, а потом откроются. Стоимость билета увеличится вдвое или больше по сравнению с доковидным периодом. Это справедливо сегодня практически для всех международных рейсов», — говорит Сергей Корчагин.
В «Купибилет» фиксируют наибольшее изменение среднего чека год к году по маршруту Москва — Кипр. Почти в два раза: в 2019-м — 20 028 рублей, сейчас — 36 299. Увеличились и траты на перелеты в Грецию.
Впереди август — традиционно самый популярный отпускной месяц у россиян. Следовательно, включаются обычные рыночные механизмы.
«Подавляющее большинство перевозчиков действуют сейчас по принципу динамического ценообразования. То есть авиакомпания отслеживает спрос на каждом своем направлении и меняет тарифную сетку. Именно поэтому в высоком летнем сезоне на некоторых рейсах на популярные массовые туристические направления стоимость билетов достигает астрономических величин», — поясняет Артем Чернышов, директор международной туристической выставки MITT.
При этом, добавляет Евгений Миронюк, аналитик ИФК «Солид», динамика во многом зависит от эпидемиологической ситуации. Пока нет уверенности, что заболеваемость значительно снизится — дельта-штамм слишком активен. Если спрос опять упадет, есть шанс, что августовское увеличение стоимости авиабилетов будет минимальным.
Если же ситуация с ковидом выровняется, в течение года авиакомпании могут повысить цены еще на 15-20 процентов. Пострадают, разумеется, традиционно более доходные для перевозчиков международные авиаперелеты.