что значит капитанский штурвал
Встать у штурвала Как получить капитанский диплом и не свалиться за борт
С наступлением осени яхтенные школы открывают набор на зимние теоретические курсы. Самое время идти учиться на капитана, чтобы уже весной, получив права, где-нибудь в Хорватии или Турции взять яхту в аренду и провести неделю с друзьями или с семьей на море. «Лента.ру» расскажет, как стать главным человеком на борту.
Капитан яхты — это не только человек, способный управлять судном. В первую очередь это тот, кто умеет управлять людьми и не боится брать на себя ответственность за свои решения. От капитана зависит практически все: безопасность экипажа, микроклимат на борту, качество отдыха в целом. Стать капитаном непросто. Яхтенная школа — всего лишь первая ступенька на мостик. Но без соответствующего сертификата на право управления судном капитаном точно не стать.
Право без права
Во многих цивилизованных странах капитанский диплом для выхода в море формально не требуется вовсе. Владельцу судна достаточно иметь страховку, аналогичную нашему КАСКО. Другое дело, что страховая компания, оформляя документы, может потребовать права. Но для аренды яхты, что случается гораздо чаще, наличие прав яхтенного капитана обязательно.
Некоторые страны имеют собственные национальные морские права, признающиеся по всему миру. Программа обучения для получения таких прав сертифицирована в международном агентстве по береговой охране (MCA) — специальной организации, занимающейся выработкой правил и обеспечением безопасности на море.
Национальные права, и даже несколько, существуют и в России. Главная организация, выдающая права в нашей стране, — Государственная инспекция маломерных судов (ГИМС). Это по сути своей водное ГАИ. Права, выдаваемые ГИМС, даже внешне похожи на старые автомобильные. Даже если вы обычный рыбак на маленькой резиновой лодке, то вам надо в ГИМС. В правах ГИМС существует четыре категории, по аналогии с автомобильными — лодка, катер, скутер и яхта. Кроме того, отдельно вы открываете для себя регион плавания — внутренние водные пути (реки, озера, водохранилища) или открытое море.
По стопам ГИМС пошло Министерство транспорта, также получившее разрешение выдавать свои собственные права. Они аналогичным образом делятся категории и по идее должны приниматься везде, но на практике бывает по-разному.
В яхтенной школе будущих капитанов научат всем морским премудростям
Фото: Corbis / East News
Не так давно Федерация парусного спорта России начала выдавать спортивные права для участия в гонках. Вот и получается, что для того, чтобы прийти на соревнования на лодке, нужны права ГИМС, а чтобы в соревнованиях поучаствовать — права Федерации. При этом ни одни из этих прав официально за границей не признаются.
Некоторые могут возразить: мол, мне давали яхту по правам ГИМС в Хорватии. Действительно, охочие до денег коммерсанты могут сдать вам яхту по вышеназванным правам, но при этом они не предупредят вас о том, что страховка по вашим правам работать не будет. А если учесть, что любой, пусть даже самый простой страховой случай обходится в тысячи евро убытков, ваш отдых может быть как минимум безвозвратно испорчен, а по максимуму вы попадете на круглую сумму.
Загвоздка все в том же MCA. Ни одна российская программа обучения не прошла сертификации в этой организации. ГИМСу это, по-видимому, не очень надо, так как основной контингент его — рыбаки и владельцы катеров. Минтрансу — тоже. Федерация парусного спорта уже четвертый год собирается отправить программу на согласование в MCA, но воз и ныне там. Именно поэтому для тех, кто хочет управлять яхтой по всему миру, в России появились школы, выдающие международные права. По иронии судьбы эти документы, конечно же, недействительны в России.
Поверх барьеров
Кроме национальных существуют две международные школы, прошедшие сертификацию программ обучения в MCA и открывшие в различных странах мира свои филиалы. Одна из них — британская Королевская яхтенная ассоциация (Royal Yacht Assosiation или сокращенно RYA), а другая — канадско-американская школа International Yacht Training (IYT). Спор о качестве обучения в этих двух школах идет постоянно.
На первый взгляд кажется, что RYA — предпочтительнее. Требования к образовательному процессу, оборудованию и расположению учебного класса, а также местам проведения практики у RYA значительно строже. Все это привело к тому, что школ RYA в России нет. Есть те, кто оказывает посреднические услуги по отсылке студентов за границу. Для россиян это не очень удобно. Во-первых, дороже, во-вторых, занимает больше времени, в-третьих, требует хорошего знания языка, так как по стандартам RYA преподавание ведется на английском. Получается, пока язык не выучишь — капитаном не станешь. Да и понимать совершенно незнакомый материал на другом языке — достаточно сложное дело.
С информацией о RYA в России следует быть осторожней. Приведу лишь один факт. Некий весьма предприимчивый субъект зарегистрировал в нашей стране Русскую яхтенную ассоциацию. По-английски это звучит как Russian Yachting Association. Не трудно заметить, что в сокращении британская и русская ассоциации пишутся одинаково — RYA. Дальше дело за малым: логотип, похожий на английский, цветной принтер, ламинатор — и яхтенные права готовы.
Настоящий капитан должен уметь все
Фото: Corbis / East News
В качестве альтернативы RYA в России появились филиалы IYT. И в этом случае тоже все пошло по обычному для нашей страны сценарию. Первая школа IYT открылась в 2004 году по соглашению с турецкой школой Джима Гекова. Долгое время, пока спрос на яхтинг в России оставался незначительным, школ было всего четыре-пять на всю страну. Но в последние пять лет их количество росло в геометрической прогрессии. Многие капитаны, а также те, кто решил променять скучные офисные будни на полную приключений жизнь на яхте, решили стать преподавателями. Для примера: в Испании, где король — главный яхтсмен всей страны, школ IYT — всего пятнадцать, а в России, где, как известно, в большем почете горные лыжи и хоккей с дзюдо, их тридцать семь! Это максимальный показатель филиалов IYT по всем странам.
С увеличением количества школ катастрофически стало падать качество образования. Многие школы вообще предлагают недельный курс и сразу выдают права капитана. Не далее как неделю назад у меня проходил практику выпускник одной из таких школ. Он не только не мог управлять яхтой, но даже не знал основных принципов хождения под парусами. Тем не менее имел в кармане диплом капитана.
На мой взгляд, в России не так важно, под каким брендом проходит обучение, — важно, кто учит и какие цели ставит. На одной чаше весов бизнес-эффективность и количество выданных дипломов, на другой — качество обучения. При этом реальная цена всему — человеческая жизнь. Ни больше ни меньше.
Большая разница
Как разобраться с таким количеством школ и отделить зерна от плевел? В первую очередь не стоит гнаться за дешевизной. Пару лет назад несколько школ закрыли за торговлю дипломами, сейчас они снова вышли на рынок. Во-вторых, оценивать школу по ее репутации, году образования и преподавательскому составу. В конечном счете именно от этого зависит, насколько основательно вы освоите материал, а значит — сумеете гарантировать безопасность экипажа. Конечно, конкуренция на рынке заставляет школы снижать цену, уменьшать количество часов теории. Но школы, думающие о качестве образования, а значит, и о своей репутации, редко идут на поводу у рынка. Велика цена ошибок на море. Поговорите с теми, кто уже стал капитаном, посмотрите сайты, форумы.
От капитана в море зависит очень и очень много
Фото: Corbis / East News
В реальности из всего многообразия можно выделить пять-семь школ в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, которые на протяжении десятка и более лет выпускают хорошо подготовленных яхтенных капитанов: Московская яхтенная школа, школа Олега Гончаренко, Русский яхтенный центр, 60 North Федора Дружинина, Центр морского права, Ассоциация шкиперов Алексея Панасенко. Здесь вы гарантированно получите хорошее образование.
Курс обучения делится на подкурсы: строение лодки, навигация, метеорология, планирование путешествия, юридические аспекты яхтинга, приемка и сдача лодки, радиообмен, спасение и безопасность на море, первая помощь. Как правило, у достойных школ есть дополнительные курсы — морской английский, гоночный яхтинг, медицинская помощь.
Еще одной особенностью хорошей школы является уровень сервиса для курсантов, особенно при первом выходе в море. Например, организация совместных флотилий, где новички-капитаны вместе с преподавателями впервые выходят в море. Выпускники не чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и привыкают стоять на мостике постепенно, с минимальным стрессом. В дальнейшем такая школа помогает выпускникам арендовать яхты, оказывает бесплатные консультации по выбору маршрута и времени отдыха, организует дополнительные занятия по повышению квалификации.
Конечно, никто не застрахован от ошибок. Мало кто с первого раза способен освоить все тонкости морского ремесла. Но образование в хорошей школе поможет быстрее и легче принять правильное решение в сложной ситуации на море. А они порой бывают.
Что значит капитанский штурвал
Вас каким-то образом выбрали капитаном. Поздравляю! Теперь у вас есть команда из десятка рабов человек, которая подчиняется вам.
Данное руководство предназначено для обзора вещей, связанных с командованием кораблем в Blackwake.
Вы не сможете научиться всему, прочитав только это руководство. Есть множество элементов, в которых нужно будет разбираться самому, делать выводы после часов, проведенных за штурвалом судна.
Я еще никогда не встречал игры, где экипаж сам выбирает своего лидера, где капитан должен контролировать весь ход боя. Капитан физически управляет движение всего судна. Ситуация в Blackwake диктуется, в основном, только капитанами кораблей. Это уникально для игр. И это делает руководство кораблем самой важной частью игры.
Капитан управляет судьбами всего экипажа. Недостаточно хорошее управление кораблем может привести к проигрышу всей команды. Как капитан, вы несете ответственность за успех всей вашей команды. Не принимайте эту ответственность легкомысленно.
Добро пожаловать в игру Blackwake!
На данный момент в игре присутствует всего два корабля: Галеон(Galleon) и Шлюп(Hoy).
Галеон способен нести 16 человек экипажа, а Шлюп 8. Оптимальное количество экипажа спорно, но в целом корабль будет полностью эффективен при примерно трех четвертях экипажа.
В смешанных сражениях необходимо позаботиться о снабжение экипажем более большого судна, чтобы обеспечить максимальную эффективность.
Сопоставление размера Галеона (сзади) и Шлюпа (спереди). Идти в бой против Галеона на Шлюпе не подарок, но если у вас все получится, это будет черезвычайно полезно для команды.
Шлюп является одномачтовым кораблем, с одним парусом на корме и двумя парусами впереди.
Он несет 8 пушек, по 4 с каждой стороны, а также два фальконета с ядрами по бортам и два на носу с книпелями.
У Шлюпа точных указаний по прицеливанию нет. Нужно просто целится перепендикулярно вашему движению.
Главные сильные стороны данного корабля его скорость и маневренность. К сожалению, у этого судна есть и плохие качества: частота залпов, высота и прочность. Шлюп имеет значительно меньшую высоту надводной части борта, чем Галеон, и, таким образом, очень сложно забраться на борт к Галеону, если он не низко в воде.
План Шлюпа сверху. Обратите внимание, что штурвал капитана располагается на юте(корме/сзади). Три пушки с каждой стороны располагаются на палубе и еще две в трюме, под штурвалом.
Также обратите внимание, что бортовой залп Шлюпа всего 4 выстрела. Будьте осторожны, когда сближаетесь с Галеоном.
Однако не отчаивайтесь! Грамотный капитан на данном корабле может использовать свою скорость и маневренность и избежать выстрелов Галеона, а также найти слепые пятна в развороте Галеона. 45 градусов от стороны данного судна очень безопасное место, и если вы сможете остаться там и вести огонь по корпусу и парусам, то Галеон в реальной опасности.
Борьба с другими Шлюпами является также проблемой. Трудно прицелиться в быстро движущееся судно. Обращайте внимание на промахи орудий и корректируйте свое движение.
Будьте все время на связи со своим экипажем.
Галеон в настоящее время является самым крупным кораблем в Blackwake.
Он несет в себе грозную огневую мощь.
При командовании, успешный залп из Галеона вызывает удивительные чувства. Вы имеете в своем распоряжении одно из самых смертоносных орудий в многопользовательских играх.
Галеон очень крепкий, он имеет два насоса, три мачты, орудия с левого, правого бортов, на носу корабля и корме.
Командным центром Галеона является квартердек.
Для прицеливания используйте данную сетку.
Так же, Галеон имеет два орудия, стоящие впереди и установленные на нижней палубе, а также два фальконета, заряженных книппелями. Еще два орудия расположены сзади, на корме. Обратите вынимание, что для стрельбы с помощью этих орудия, вам придется прислушиваться к своим артиллеристам, потому что вам прицелиться будет мешать главная мачта и подъем юта, который находится позади вас.
Хотя Галеон является крепким и мощным судном, его маневренность оставляет желать лучшего, по сравнению с Шлюпом, и, если оба корабля не повреждены, то при должном командовании Шлюп может взять верх в этой схватке. Но горе тому судну, что зайдет в зону бортового залпа Галеона.
Опытный экипаж и капитан на Галеоне являются грозной силой, хотя они и не являются непобедимыми. Любой соперник должен ожидать жесткий и кровавый бой при встрече с этим судном.
Для новых людей, я бы не рекомендовал Галеон как ваш первый корабль.
Ваши пушки
Хороший артиллерист может зарядить пушку за 5 секунд, если он работает быстро. Затем залп орудий занимает ровно три секунды. После того как орудия были зажжены – не раскачивайте корабль. Орудия стреляют туда, куда были наведены, поэтому постарайтесь хорошо прицелиться перед залпом.
Ваша команда
Каждый член экипажа имеет различное оружие: мушкеты, пистолеты, гранаты, сабли, разбитые бутылки, ножи и т.п. Любой из них способен накормить свинцом команду противника. Убедитесь, что ваша команда знает, что нужно делать в различных случаях. Если враг низко в воде, нужно сфокусировать нападение на их насосы и ремонтников, чтобы отправить их судно на дно.
Нос корабля
Это не шутка, таран может быть эффективен в различных ситуациях. Однако знайте, при столкновении вы ломаете свой бушприт и не можете сдвинуться с места, пока не отремонтируете его. При этом вы наносите противнику 4 отверстия. Вражеский корабль также замедляется, так что можно воспользоваться этой возможностью и попытаться взять врага на абордаж. Однако будьте уверены, они постараются уйти от вас так быстро, как только смогут.
Фальконетки
Фальконетки, которые распологаются на носу корабля, заряжаются книппелями. Они очень эффективны для уничтожения вражеских парусов.
Ядра – выстрелы ядрами делают отверстия в корпусе противника, смертоносные для тех, кто находится поблизости. Отверстия – это причина, почему тонет корабль. Тонущие корабли противника = победа. Основной тип снаряда, является эффективным на любых дистанциях. Любой, кто заряжает пушки картечью при стрельбе на дальние дистанции должен быть вздернут на рее или казнен!
Картечь – является смертельной на близких дистанциях. Гибельна для вражеского экипажа. Стрельба картечью на дальние расстояние – это просто трата припасов.
Отверстия
Вызываются выстрелами противника с использованием ядер. Может быть отремонтировано одним человеком. Для откачки воды необходимо использовать насосы. Ваш корабль будет очищен от воды только тогда, когда все отверстия будут отремонтированы и насосы будут работать. Галеон имеет два насоса, а Шлюп один. Если на Галеоне работает только один насос, то затопление судна замедляется на 20%, если оба, то на 40%. Насос в Шлюпе всегда работает с КПД 40%.
Оба судна получают повреждения с разной скоростью. Я бы оценил серьезность ущерба в каждом судне так:
Огонь
Паника! Огонь! Огонь реальная боль, если распространяется в неправильных местах (например, капитанский штурвал). Другой его ужасной чертой является то, что он может испортить ваши паруса. Огонь можно потушить двумя способами. Во-первых, залить его водой с помощью вёдер.
Во-вторых, погрузить ваш корабль в воду. Естественно, что автор предпочитает второй путь. Огонь не должен быть переоценен, однако, хотя страшно, особенно для новых игроков, огонь не наносит длительный ущерб кораблю и не вызывает отверстия в корпусе судна. Через некоторое время огонь гаснет.
Ваши товарищи капитаны.
Итак, эта новая для вас вещь называется коллективной работой.
Теперь вы капитан! Прежде всего убедитесь, что вы: А) знаете, какой из кораблей является дружественным к вам. Б) поддерживайте связь с вашими артиллеристами. Я много раз видел матчи, брошенные потому что дружественные артиллеристы стреляли в друг друга.
Так что же делать с этими дружественными кораблями? Клавиша B! Используйте ее для того, чтобы поговорить со своим товарищем капитаном и разобраться в тактике. Например, набрасываться на одинокие, ничего не подозревающие вражеские корабли, которые отдалены от дружеских кораблей. Убедитесь, что и ваш товарищ капитан и вы знаете, что делать. Очень эффективным является таран одного корабля одновременно. Старайтесь держаться все время вместе и не разделяться.
Далее, не используйте чат фракции для того, чтобы поговорить со своим экипажем. Исключением является, когда вы пытаетесь поднять мораль всей команде. Если вы собираетесь взять на абордаж вражеский корабль, который сражается с вашим товарищем, то общение в чате фракции будет очень полезным. В противном случае, общайтесь на канале своего собственного корабля.
Вы новичок в игре. Вы сыграли всего несколько матчей в качестве экипажа(никогда не переходите сразу к руководству).
Итак, как же мы научимся быть хорошим капитаном?
На данный момент это все. Я надеюсь, что старые игроки, как и новые узнали из этого что-то полезное. Я с нетерпением жду дня, когда побываю в вашей команде. Если хотя бы один игрок улучшил свои навыки после прочтения этого руководства, то его цель была выполнена.
История штурвала
Силуэт штурвала стал использоваться в отраслях, далеких от мореплавания: в производстве дизайнерской одежды и оформлении интерьеров. Но когда-то именно появление штурвала стало началом важных перемен в мировом кораблестроении.
Первые штурвалы: колесо времени
Самые первые штурвалы стали появляться на судах настолько давно, что о точном времени их введения, как и о том, кто был изобретателем первого рулевого колеса, сейчас очень сложно сказать что-то определенное. Считается, что впервые штурвалы стали использоваться на голландских торговых судах – флейтах, первое из которых вышло в открытое море в 1595 году, а сконструировал его мастер-корабел Питер Янсзон Лиорн из городка Хорн.
Эти парусные корабли были очень технологичными для своего времени. У них был вполне необычный конструктивный дизайн: длина корпуса значительно превышала ширину (что снижало коэффициент сопротивления флейта при движении, улучшая его ходкость), мачты были увеличены в высоте, а реи, напротив, стали менее длинными, поэтому на флейтах стали использоваться более дешевые и удобные узкие паруса.
Особенно тяжело обстояли дела с управлением судов с высокими палубами, когда на румпель насаживался еще и колдершток. Во время сильного волнения ведение флейта стало бы невозможным, поэтому со временем новые модели торговых судов стали оснащаться системами блоков и тросов, ведущими к колесу со спицами.
Покорить весь мир: революция в судоходстве
Распространение нового типа рулевого управления произошло именно из-за моды на флейты. Потрясающая работоспособность, маневренность и универсальность сделали голландские суда востребованными по всему миру. Через десяток лет после выхода первого флейта на воду аналогичные торговые судна стали строить в Германии.
Массовое появление рулевого колеса на плавательных средствах началось после 1664 года, и, опять же, произошло это благодаря нидерландскому судостроению. В Голландии свершился зрелищный выход в море военного корабля «Королева Екатерина», оснащенного 100 пушками. А примерно через столетие у берегов Свири и в водах Финского залива постройкой флейт займется и император Петр Первый.
Но первые упоминания о штурвале на Руси можно встретить и раньше запуска императорского строительства. Архангелогородские поморы применяли конструкции, похожие на рулевые колеса, для управления своими небольшими кочами. В то время, как царский фрегат «Орел», построенный по указу Алексея Михайловича, имел на борту стремительно устаревающий колдершток. Оказалось, что частное строительство более прогрессивно, чем официальное мореходное дело.
Уже в XVIII веке о штурвале прекрасно знали корабельные мастера из Англии. Свидетельство наличия ранней модели штурвала имеется в задокументированном проекте перестройки военного корабля, английского 90-пушечного «Оссори». Уже в 1711 году «Оссори» отправился в плавание в обновленной конфигурации, с рулевым колесом на борту.
Еще более интересная модель судна имеется в Гринвиче, постройка которой относится к 1706 году: в ее конструкции есть и опора для колдерштока на палубе, и штурвал. О времени происхождения другого корабля из Гринвича нет точных сведений (хотя историки утверждают, что это произошло не позже времен правления королевы Анны – до 1714 года), но на его конструкцию также, вероятно, повлияло изобретение штурвала. Для путешествия на этом корабле было необходимо приспособление, имеющее вид лебедки с двумя рукоятями, и соединяющееся с румпелем тем же образом, что и в предыдущей модели.
Штурвал, тем не менее, не сразу пришел на смену колдерштоку. В английских печатных изданиях середины XVIII века есть упоминания и о первом, и о втором устройствах. В испанской морской практике штурвал также долгое время соперничал с колдерштоком, окончательно вытеснив его только к началу XIX века. Удивительно, что в морском словаре, изданном во Франции в 1765 году, нет никакого упоминания о рулевом типе управления, хотя колдерштоку в нем посвящен целый параграф.
Эволюция штурвала до наших дней
Принцип работы первых штурвалов был очень простым. Прочный канат оборачивался в несколько узлов и закреплялся на оси рулевого колеса. Оба конца каната опускались вниз сквозь палубы, проходили через блоки и крепились к румпелю. Когда штурвал поворачивался, один конец каната натягивался и перемещал румпель: так менялся курс корабля.
Управление штурвалом нельзя было назвать легкой работой. Из-за громоздкой конструкции и крайне ненадежных блоков вести корабль приходилось вдвоем, а для больших судов требовалась команда из четырех человек.
Со временем конструкция штурвалов претерпевала многие изменения. В XIX веке управлять судном стало проще за счет внедрения рулевых машин и уменьшения диаметра колеса. Еще позднее тросы заменили на шестерни и гидравлические усилители.
Современные яхты лишены той конструкции штурвала, которую мы привыкли видеть на изображениях: электрические и гидравлические манипуляторы обеспечивают более точное управление. Штурвалы, выпускаемые сейчас, по размеру не отличаются от автомобильного руля.
На некоторых современных крейсерских яхтах присутствует не один, а целых два штурвала. Такое решение позволяет путешественнику видеть курс на разных галсах, при этом паруса не будут мешать обзору.