что значит картонный персонаж
«Картонные» персонажи
Недавно обнаружилась такая проблема. Один мой знакомый перечитывал черновик фанфика по игре «Зло внутри», где я описывала жизнь главного антагониста Рубена Викториано до создания одной машины (спойлерить не буду), и обнаружилось, что персонаж, по-русски говоря, «картонный». Вроде история, места, события, все такое, но чего-то не хватает. Не хватает каких-то курьезных ситуаций, каких-то деталей, каких-то способов разбавить сюжет чем-то новым и интересным, чтобы читатель спал с книгой в обнимку %) И я не совсем понимаю ситуацию. А как поступили бы вы, если б подобная проблема возникла у вас с персонажами? Как вы выйдете из подобной ситуации? Как разбавите сюжет? Или может быть добавите парочку новых персонажей? Сейчас я об оригинальных сюжетах, не о фанфиках. О работе над романом по Сайлент Хилл отдельный разговор.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Что делает персонажа живым:
– детали (милые привычки, постоянно вмешивающиеся в ход событий, какие-то любимые мелочи, страхи, что-то, что персонаж ненавидит; например, вставая с постели после сна, персонаж встаёт на голову, потому что считает, что так быстрее просыпается);
– внутренний конфликт, понятный и близкий читателю (например, мама-папа хотят, чтобы персонаж стал врачом, а он в душе балерина и хочет пойти в балетную школу и поменять пол);
– развитие персонажа во времени (а теперь представьте себе, как персонаж с таким исходными данными добьётся своего, и кем он в итоге станет? Как ему надо измениться, чтобы доказать маме с папой, что он балерина?).
Может, вы его не любите? Ну, в хорошем, авторском, смысле этого слова.
Конечно, к персонажу по имени Рубен Викториано, трудно испытывать нежность, но нужно как-то изловчиться. Если не любить, то хотя бы жалеть. Пусть простатитом (к примеру) мучается. Это будет накладывать отпечаток на его восприятие жизни и подталкивать к малообоснованным злодействам.
Для создания «картонного персонажа» достаточно выбрать его характерную черту, или очередной шаблон:
После этого персонаж используется в соответствии с данным шаблоном.
Достоинством такого подходя является ограниченный набор типовых схем поведения, или разрозненный набор черт. Чётко обозначив роли картонных персонажей уже можно не тратить время на проработку характера и использовать такого персонажа в различных литературных проектах.
Важно помнить, что излишняя психологичность снижает градус накала.
Характер и поведение картонного персонажа целиком и полностью зависит от его названия. Читатель может с легкостью абстрагироваться от окружающих вашего главного героя второстепенных персонажей и полностью сосредоточиться на вживании в образ главгероя!
Отдельно стоит остановится на шаблоне «Злодей»
При использовании шаблона М. Сью автор может предусмотреть так называемый «шаблон антагониста» для своего Главного Героя.
Отдельную сложность составляет проектирование такого набора характеристик, который можно безопасно предоставить в использование «антагонисту», что бы не сместить фокус произведения на него полностью.
Здесь начинающему автору придет на помощь шаблон «Тёмный властелин»
Что бы облегчить проектирование данного образа, необходимо использовать следующие маркеры, уместные в рамках текста:
— порабощать, захватывать, разорять, истязать, свирепствовать, набигать
— контроль, мерзость, предательство, уловка, шовинизм, патриархат, гомофобия
— тиран, кровопийца, угнетатель, карлик, мужская шовинистическая свинья, доминатор, мужик
— кровавый, мерзкий, пакостный, скользкий, мужественный
Нельзя указывать, что Темный Властелин пришел к власти в результате демократических процедур. В обязательном порядке необходимо упомянуть захват власти, государственный переворот, непредоставление избирательных прав женщинам и меньшинствам, избирательную карусель
Военные и политические силы Темного Властелина должна быть достаточна для угнетения собственного народа, но, вместе с тем, он должен позволять существовать оппозиции, что бы Главному Герою было с кем сотрудничать в деле свержения тирана. Так же личная сила ТВ не должна превышать личной силы Главного Героя, иначе вам придется объяснять, как герой победил, что довольно утомительно.
О картонности героев
А что вы делаете, чтобы ваши герои, в том числе второстепенные, выглядели живыми?
19 комментариев
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии
Никто вас не научит, в литературном институте тоже. Либо вы видите героев, схватываете образ и умеете описывать, либо нет.
Найдите Макса Далина, у него есть пост по теме. Там всё исчерпывающе описано.
Помню, про Джонатана Харкера в исполнении Киану Ривза писали, что Ривз и его герой абсолютно «деревянный». Я много раз пересматривал «Дракулу» и мне Харкер кажется естественен в том, что он такой флегматично задумчивый. Какие плотники оценивали его «деревянность», не знаю.
Мне ещё не писали про моих картонных персонажей никогда. Я обычно добавляю героям противоречия, обаятельность и часто заставляю их говорить в разной манере, с фишками в речи. Но у меня есть немного картонные герои, я их сам специально картонными делаю)))
Имхо, тут две причины. Иногда проблема в авторе, но часто проблема бывает и в читателе, которому мерещится картон везде или если герои, например, бурно не выражают эмоции.
Другое дело, что парочку центральных персонажей может быть прописана хорошо, даже слишком хорошо, а все остальные персонажи будут картонками с набором шаблонов. Вот и ходит мегаобъемный персонаж среди картонок(( это даже хуже полного картона.
Играю в героев, играю за героев. Вживаюсь в образ и пытаюсь быть этим героем, рассуждать, жить за него, естественно, опираясь не на свои, а на его исходные данные.
Считаю, у меня получается.
Персонажи и картон
Мало что так бесит автора, как обвинение в том, что у него картонные персонажи. Причем нарваться на этот славный коммент может кто угодно, когда угодно.
Картонность персонажа каждый конкретный читатель определяет для себя сам. Однако, если ты, друг-автор, слышишь это о своих персонажах часто, причина может быть не только в глазах читателей. Есть и еще несколько факторов из-за которых персонаж может восприниматься картонкой. Вот три наиболее распространенных:
Причина 1
Наглый, веселый, бесстрашный.
Тихая, милая, застенчивая.
Умный, строгий, прагматичный.
Иногда можно к этим персонажам добавить одно существительное для определения: мудрый старый волшебник.
Угрюмый резкий солдат.
Вот это дурной знак.
Если персонажа можно описать двумя-тремя прилагательными, и эти прилагательные действуют на протяжении всего романа (про малые формы не говорю), то этот персонаж точно картонный.
Персонаж может меняться в тексте, может не меняться, но он все равно меняется в рамках собственной основы. Иначе в конце текста из персонажа 1 вы получите персонажа 2. И это просто будут разные люди. Не один, который изменился, а вообще разные. Что не есть гуд.
Причина 1.1
Яркие особенности есть, но на них нет больше никаких мелких особенностей, которые «надеваются» поверх типажа (собственно личности) и потому персонаж выглядит как шаблон. Типаж у него уже есть, а ничего кроме типажа нет.
Причина 2
Причина 3
Ты сказал про персонажа одно, а показал другое. Например, ты сказал нам: Х был умным и хитрым, всегда готовым действовать и найти выход из самой безвыходной ситуации. А потом твоего Х начали шантажировать, и он сел. И начал думать, что это плохо и надо что-то сделать. И тридцать страниц думал. А потом пошел выполнять требования похитителей, так ничего и не придумав.
Всем спасибо за внимание, если понравился пост, загляните почитать мои тексты (да, я придумала идеальную завершающую фразу для любого блога)
3 способа вдохнуть жизнь в картонного героя
Это стереотип, который вы встречали сотни раз. Красивая стерва-разлучница. Несчастная сиротка. Жестокий деспотичный отец. Злой волшебник. У такого героя нет больше никакой задачи в сюжете, кроме как проявлять свои основные характеристики: быть злым, страдать, причинять боль, разлучать влюблённых. У такого героя нет внятной мотивации, нет характера, нет прошлого, которое бы влияло на его поступки.
Что с этим делать-то?
Превращать картонного героя в живое и мыслящее существо.
1. Изучите своего героя
По интернету ходит большое количество анкет для персонажей, куда предлагается вписывать самые общие сведения. Якобы это поможет лучше его представить. Я не знаю, кому-нибудь это помогает? Кто-то до заполнения анкеты не представлял себе примерный рост-вес-цвет волос героя, его черты характера? Сухие данные совершенно не интересны, рост и вес не сделают героя живым.
Подумайте о его прошлом. О его детстве, об отношениях с родителями и старшими взрослыми. Какие хорошие воспоминания оттуда он носит в себе, какие ужасы помнит? Как это продолжает влиять на него прямо сейчас?
В общем, изучайте своего героя, его прошлое, его мотивации, его устремления. Без всего этого он будет только функцией.
2. Наделите героя недостатками
Об этом все говорят, но мало кто делает. И маршируют со страницы на страницу бравые попаданцы всех полов, сметающие врагов с пути.
Пусть он боится собак, пусть он врёт, пусть он будет боязлив, неграмотен, отчаянно некрасив, незнаком с манерами. Если к этому недостатку приложить правильные достоинства, у вас получится отличный герой.
3. Показывайте достоинства и недостатки в действии.
Мало сказать, что герой способен соблазнить любую леди от 16 до 60. Покажите это. Покажите, чем он умеет нравиться, как он делает комплименты, как он ухаживает, в чём его сила. Сделайте, так, чтобы ваши читатели позавидовали тем, на кого он расточает своё обаяние.
Думайте о своих героях, как о живых людях, а не как о болванке, которая должна пойти туда, не знаю куда, и принести, не знаю что. И тогда они начнут оживать. А в живых героев читателям куда легче влюбиться.
Пример: как показать героя, который популярен у девчонок? Написать сцену пикапа здорового человека.
Под потолком тихо шуршал кондиционер, но Майкл заметил, что в приёмной всё равно было жарко. Он отвернулся от Купидончика, встретился взглядом с миловидной девушкой за стойкой регистрации. Встал с места.
— Привет, — он глянул на бейдж у неё на груди, — Ариэль. Это как русалочка?
— Это как у Шекспира, — ответила она и дежурно улыбнулась. — Я могу вам чем-то помочь?
— У Шекспира? Не видал, — сказал Майкл. — Советуешь? Хорошая тема?
Ариэль неуверенно пожала плечами.
— А я Майкл. Как архангел. Знаешь, которого обычно рисуют, как он дракона херачит.
Девушка невольно улыбнулась, опустила глаза.
— А ещё он, говорят, райские врата охраняет. Чтоб яблоки не тырили. Хочешь, кстати?
Он вытащил из кармана красное яблоко и положил на стойку. Ариэль смутилась:
— Не надо. что вы!
— Бери-бери, угощаю. Ты ж тут сидишь весь день — ни отойти, ни вздохнуть до вечера.
Девушка взяла яблоко, положила перед своим монитором.
— Давай я тебя после работы поймаю, — непринуждённо предложил Майкл и обернулся на часы работы клиники, вывешенные на стенде. — В пять, да? Прокачу до дома.
Ариэль засмеялась.
— Спасибо, Майкл, но я живу в Энфилде, это далеко.
— Да сорок минут всего, — он положил локти на стойку, наклонился ближе. — Соглашайся. Чего тебе в электричке полтора часа трястись? В шесть уже дома будешь.
— Майкл, это очень любезно, правда. — она колебалась, катая яблоко в ладонях.
— Я ж просто так предлагаю, – простодушно заявил он. — Без намёка. Не, ну если ты меня потом на кофе пригласишь, то я только за, но я и без кофе подброшу. За поцелуй, — он улыбнулся. — Хочешь.
Ариэль весело посмотрела ему в глаза и кивнула:
— Хочу.
— Тогда в пять, — Майкл стащил у неё чистый листок для заметок, написал номер, — это мой телефон, если передумаешь. До встречи.
Сцена взята из романа Вдребезги