что значит класс комплект в школе
«Класс-комплект» — повод для конфликта или для развития?
Могут ли дети разного возраста учиться вместе? Практика показывает: могут. Только нужно грамотно организовать процесс.
Класс-комплект — слишком «чиновничий» термин для образования. Обычно он идёт под руку со словом «оптимизация» и не вдохновляет на человеческий разговор. Так обозначают класс, в котором дети разных годов обучения занимаются с одним учителем в течение одного урока.
Многие федеральные СМИ отметили 1 сентября 2015 года новостью о том, что родители школьников посёлка Ламбасручей в Карелии бойкотировали праздничную линейку в знак протеста против оптимизации малокомплектных школ. При этом вскрылся целый ворох проблем, с которыми сталкиваются учителя не только посёлка Ламбасручей, но и других малонаселённых пунктов республики: недостаточное материальное обеспечение школ, плохие дороги, по которым ходит школьный автобус, неготовность районной администрации вести открытый диалог об образовании и многое другое.
Но с точки зрения образовательных технологий интересен другой момент. В связи с этой новостью часто приводится фраза родителей о том, что обучение в одном классе детей разных возрастов (то, к чему должна в данном случае привести оптимизация школы) — это препятствие для качественного образования. Это утверждение (или опасение?) возникает почти всегда, когда речь заходит о малокомплектных школах.
В наши представления о школе до сих пор успешно вписываются перо, чернила и строгое расписание классно-урочной системы.
Родители бьют тревогу, узнав о создании классов-комплектов. Юристы дают советы, как этого не допустить. Можно найти немало профессиональных форумов, где и учителя делятся своими бедами при работе с классами-комплектами. Кроме проблем с начислением заработной платы, они говорят о том, что невозможно следовать ФГОСу и давать детям достаточный уровень знаний, когда у тебя рядом сидят, например, пятиклассники и восьмиклассники: за один урок сложно объяснить две темы и уделить всем должное внимание.
Читайте также :
Тем временем, лидеры современного образования считают систему деления на классы по возрастам и годам обучения искусственной и далеко неидеальной. И это не открытие.
Разновозрастное обучение — это естественно
Классно-урочная система с дифференциацией детей по возрасту и году обучения — ответ на необходимость организовать массовое общее образование. Практически сразу после повсеместного распространения этот ответ стал подвергаться критике, а в середине XX века ряд педагогов высказали утверждение, подкреплённое различными исследованиями, что дети усваивают материал с разной скоростью, а значит, это вообще противоестественно — «тащить» группу детей по ступеням образования в одинаковом темпе.
Другая претензия к такой системе — изолированные друг от друга дети разных возрастов лишаются уникального социального и психологического опыта. В разновозрастных детских группах проще развивать ответственность, коммуникативные навыки, толерантность и другие полезные качества. Кроме того, в них легче решаются вопросы иерархии и распределения обязанностей.
Салман Хан, основатель всемирно известных онлайн-курсов «Академия Хана», представил в своей книге такую «Школу Будущего»: в её классах занимаются дети, каждый из которых находится на своём этапе учебной программы, поодиночке или группами они решают проектные задания или работают с новым материалом. Нет отстающих и «второгодников», потому что у каждого свой образовательный маршрут. Старшие и младшие учатся вместе, потому что каждому возрасту есть чем поделиться с другим возрастом. И это всё становится возможным ещё и благодаря современным технологиям — электронным учебникам, смартфонам и другим устройствам, которые позволяют освободить учителя от обязанности читать лекции. Освобождённый учитель становится наставником и помогает справиться с практическими заданиями.
Например, The Guardian опубликовал в 2013 году статью, посвящённую практике так называемого «вертикального обучения» в школах Великобритании. Суть этого обучения заключается в создании разновозрастных групп, в которых используется принцип «старшие учат младших». Английские колледжи используют такую модель для объединения учеников на занятиях по непрофильным предметам, которые не пользуются большой популярностью «на выбор»: музыке, изобразительному искусству и т.д.. Преподаватели отмечают, что старшие школьники после года совместного обучения становятся более ответственными, а младшие, переходя на следующий год, не так боятся контрольных и экзаменов, потому что им есть, с кем обсудить подготовку. Проблем с дисциплиной на занятиях становится меньше: старшие дети берут на себя функции учителя по части наведения порядка.
Российский опыт
В России с разновозрастными учебными коллективами целенаправленно работает «Общественно-педагогическое движение по созданию коллективных способов обучения» в Красноярском крае. «КСОшники», как называют себя участники этого движения, начали с того, что создали экспериментальную разновозрастную группу на базе обыкновенной средней школы Красноярска в начале 1990-х. Так они решили разобраться с проблемой низкой успеваемости ребят из неблагополучных семей, которые традиционной школе доставляли немало трудностей.
Это может быть интересно :
Разновозрастная группа была определена как сложная самообеспечивающаяся творческая группа, где обучаются дети разного возраста по принципу «каждый работает с каждым, все друг другу помогают». Вместо классов были сформированы сводные отряды по предметам, во время занятий использовались индивидуальная, парная и групповая форма работы. Интересно, что, движимый лишь энтузиазмом учителей, которые были заняты ещё и в основной школе, эксперимент просуществовал недолго. Но в результате остались методические рекомендации, основанные на личном опыте, которыми «КСОшники» готовы делиться с другими.
Сейчас на сайте этого движения можно найти многочисленные работы учителей-практиков и методистов о том, как организовать работу в разновозрастном классе без ущерба качеству образования.
В сельских школах работа с возрастными группами всегда была актуальной
Некоторые учителя сельских школ, изначально вынужденные работать с классами-комплектами в силу обстоятельств, самостоятельно открыли для себя потенциал такого обучения. Они отмечают, что оно способствует социализации учеников и развитию коммуникативных навыков, а ведь именно такого опыта детям в небольших посёлках и деревнях крайне не хватает, если учесть, что местное немногочисленное население в большинстве своём пожилое.
Такие учителя размещают в Интернете статьи о своих успехах и неудачах, сотрудничают с региональными педвузами для разработки адекватных методик, объединяются для того, чтобы учиться друг у друга работать эффективно в любых условиях. Главная сложность работы в объединённых классах, которую отмечают все — это сложность перехода от классно-урочной системы к новой парадигме. Нужно строить процесс на основе общения детей друг с другом, давать им больше самостоятельности, по-другому посмотреть на учебный материал.
Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать. Не предоставляя ученику такой возможности и пытаясь ему всё объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить.
Сосновоозёрская школа №1, между прочим, является авторской стажировочной площадкой для учителей сельских школ Бурятии, на которой Жаргалма Аюшеевна и коллеги на практике передают опыт работы с разновозрастными группами.
Всё время прихожу к выводу, что необходимы изменения в структуре учебников, необходима своя, как мне кажется, «семейная» система обучения и воспитания в таких школах, где учатся одновременно дети разных возрастов в одном помещении (классе). Мне кажется, эта организация детей – оптимальная для деревни.
Валерия Игоревна Кудряшова — директор и единственный учитель в своей школе. Кроме неё в образовательном учреждении работают только «печник да тётя Тамара, которая готовит школьникам завтрак».
В школе посёлка Кенг-Кюель, Якутия, учителя реализуют программу с внушающим названием «Организация разновозрастного обучения на основе повторяющегося блочно-модульного построения образовательного процесса в сокращенные сроки в условиях малокомплектной сельской школы».
Ученики неполной сельской школы в селе Большая Брембола встречают сотый учебный год своей школы.
Но новый взгляд на устоявшиеся вещи бывает необходим, ведь это естественно, что образовательная система подстраивается под изменения реальности. То, что эффективно работает в одних условиях, может оказаться бесполезным в других.
Статья «Особенности работы в классе-комплекте»
Особенности работы в классе-комплекте.
Самым важным условием работы учителя с несколькими классами является планирование работы с учётом ряда следующих особенностей:
Уровня подготовки каждого класса и навыков самостоятельной работы.
Необходимо учитывать степень сложности изучаемого или повторяемого материала.
Урок в классе-комплекте имеет свою специфику. Структура урока состоит из двух чётко выраженных этапов: работа учащихся под руководством учителя и их самостоятельная работа. Если в обычном классе за определённый промежуток времени проходит несколько этапов урока, то в классе-комплекте – один этап. Однако, во всех случаях работа должна быть завершена во времени и по содержанию.
Ещё одна особенность – объединение классов в совместной работе. На уроках математики – устный счёт, арифметический диктант. Возможна также совместная работа над задачей, когда каждый класс получает некоторые данные условия задачи (учитывая программные и возрастные особенности), заканчивают составление плана решения задачи, затем решают её. На уроках русского языка совместная работа может быть при фонетическом разборе слова, при словарной работе (например, учащиеся первого класса проводят слого-звуковой анализ слова, а учащиеся 3 класса составляют с этим словом словосочетание, предложение и т.д). Возможна работа над изложением по одному тексту, сочинение на одну тему; беседы по чтению. На уроках ИЗО, физкультуры, трудового обучения – общая тема урока. На уроках трудового обучения можно объединить ребят разных классов в разновозрастные группы, где старшие консультируют и помогают младшим. Но при этом дети занимаются изготовлением одного изделия.
Для плодотворной работы в классе-комплекте необходимо умело чередовать коллективную и самостоятельную работу, широко использовать опоры, памятки, схемы, карточки-помогайки и т.д. и обязательно – обратную связь.
Эффективно использовать в классе-комплекте работу с учеником-консультантом. Пока учитель работает с одним классом, ученик-консультант может провести словарный или арифметический диктанты в другом классе. В первом классе тоже могут быть консультанты. Например, хорошо читающие ученики помогают слабочитающим детям, также ученики-консультанты могут помочь своим товарищам решать примеры. Так как в классах-комплектах, как правило, небольшое количество учащихся, поэтому мы постоянно работаем в парах.
Самостоятельная работа – важнейший этап работы в классе-комплекте. Главное, надо организовать работу так, чтобы дети знали, как её выполнить и для чего это надо. В моём классе на уроках русского языка в начале урока обязательно идёт повторение пройденного материала или проверка домашнего задания. При этом участвуют все ученики класса. Каждый получает карточку с определённым заданием, и ученики уже знают, кто за кем выполняет работу, как выполнять, кто работает у доски, кто – в тетради. Такой вид деятельности очень эффективен.
Очень важно соблюдать темп урока, в том числе – темп самостоятельной работы разными учащимися (поэтому и здесь работают консультанты, помогая слабым). Каким образом? На отдельной парте лежат дополнительные карточки с заданиями. Учащиеся обычно без напоминания выполняют следующую работу после того, как справились с основной. Главное условие при самостоятельной работе – дифференцированные задания.
Продолжительность самостоятельной работы не должна превышать 15 минут. Чем моложе класс, тем подробнее должна быть проверка самостоятельной работы. В старших классах проверка выборочная. (Я часто проверяю на переменах).
Ещё опыт показывает, что нужны более частые переходы от одного класса к другому. Почему? Слабые дети нуждаются в помощи учителя. Я стараюсь давать задания маленькими порциями, чтобы дети справились с ними. На этапе самостоятельной работы слабый ученик может допустить ошибку и если вовремя не проверить, не подсказать, то это повлечёт за собой и другие ошибки.
Недостатки обучения в классе-комплекте:
Нехватка времени, невозможность использовать дополнительную информацию в том объёме, в котором хотелось бы. Мало времени отводится при работе с учителем.
Учебники не учитывают специфики организации учебного процессав классе-комплекте. Особенность стабильных учебников состоит в том, что они предполагают совместную работу учащихся и учителя. (Особенно трудно приходится при обучении учащихся первого класса).В классе-комплекте учащиеся, как правило. Ограничиваются прочтением заданий и сразу, опустив множество необходимых умственных операций, приступают к списыванию. В результате смысл выполненных упражнений теряется, а в знаниях учащихся могут образоваться пробелы. Довольно значительная часть заданий требует различного рода дополнений, уточнений, расшифровки и т.д.
Возрастает утомляемость ребёнка. Поэтому мы на уроке много двигаемся: помимо физминуток, переходим от одной парты к другой, к доске, к парте с карточками. Дети привыкли к такой динамике урока, поэтому общаются шёпотом, не мешают друг другу.
Нечётко выделяются структурные звенья уроков, устанавливаются неверные соотношения между ними, особенно, при объяснении нового материала, его закреплении.
Трудно осуществлять проверку самостоятельной работы. Иногда приходится проверять на переменах.
Если в комплекте первый класс, то основная часть времени на уроке отводится им. Из-за этого, в какой-то мере, ущемлены интересы учащихся другого класса.
Методические рекомендации «Особенности организации класса/комплекта»
Особенности организации и осуществления
образовательной деятельности в условиях класса/комплекта
Зам директор по УР
МБОУ «С(К)ОШ №72 г.Челябинска»
В различные периоды своей истории педагогическая наука неоднократно обращалась к идее организации учебно-воспитательного процесса в группах, состоящих из детей разного возраста Воспитательное влияние разновозрастных групп на развитие личности подтверждают труды А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого, а также современных педагогов (Л.В.Байбородовой, В.К.Дьяченко, Т.Е.Конниковой и др.). Все исследователи отмечают, что деятельность разновозрастных детских коллективов дает высокие результаты, потому что в ее основе лежит особое общение детей.
Мы руководствовались нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2014 г. № 1590 (далее ФГОС)
Был сформирован класс/комплект для 6 обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Малая наполняемость класса/комплекта обладает рядом преимуществ, которые необходимо рационально использовать в повседневной практической деятельности.
1. В условиях класса/комплекта учителю легче осуществлять:
индивидуальный подход к обучающимся с учетом особенностей их развития, уровня знаний и умений;
личностно-ориентированный подход в обучении, при котором ученик и учитель «слышат» друг друга;
решение поставленных задач и достижение поставленной цели.
2. Главными отличительными чертами обучения в классе/комплекте становятся:
мотивационный аспект ( ученик учится «сам», у него все получится, т.к. учитель помогает ему);
увеличение индивидуального общения учителя с учеником;
дозирование объема школьных заданий, регулирование ритма работы и отдыха;
более прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков;
всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в оказании помощи младшим;
Иными словами, организованный таким образом учебный процесс позволяет:
расширять сотрудничество, естественное общение разновозрастных детей
осуществлять работу в парах, и даже в группах
по возможности осуществлять самостоятельную работу старших обучающихся
как следствие высвободить время учителя для организации работы с младшими детьми, требующими особого внимания в процессе обучения.
Но имеются и свои минусы, недостатки объединения разновозрастных обучающихся в класс/комплект
далеко не все дети могут удержать в памяти и решать поставленную учителем задачу ( в то время, когда учитель работает с другими обучающимися)
автоматически увеличивается объем и время самостоятельной работы обучающихся 6-7 года обучения, т.к. обучающиеся 3 и даже 4 года обучения требуют большего индивидуального учебного времени
1. Главное достоинство однопредметных уроков в следующем:
освоение предметной области на разных уровнях, при конкретной детальности ;
возможность обратить внимание обучающихся на содержание схожих тем внутри одного предмета, хотя они являются обучающимися разных годов обучения;
выполнение различных видов индивидуальной и фронтальной работы в соответствии с уровнем знаний;
создание условий ( по возможности ) для самостоятельной работы разного уровня сложности с учетом возрастных особенностей учащихся (различные виды индивидуальной и фронтальной работы попытается продемонстрировать в следующем выступлении моя коллега – Лилия Фаритовна);
коллективное общение обучающихся в процессе возможной взаимопомощи во время обучения;
возможность использовать старшими ребятами свои знания на практике в процессе оказания помощи младшим одноклассникам;
выработка у обучающихся умений и навыков решения типовых практических задач в различных предметных областях, развитие способностей к определенным видам деятельности (например, лепка/ремесло, конструирование/ ремесло и т.п.);
контроль и оценивание уровней знаний и умений.
2. Р азнопредметная часть учебного плана:
Сегодня в нашей ОО задача формирования такого варианта УП уже становится актуальной, т.к. не за горами первый выпуск обучающихся к/к, а следовательно, и набор обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в 1 класс.
Если посмотреть на учебные планы, предлагаемые нормативной базой, можно сразу найти отличия, как в формулировке основных понятий, так и в их содержании
Предметные области (различные) Образовательные области
Речь и альтерн. коммуникация (язык и речевая практика)
Альтерн. коммуникация (кор.курсы)
Развитие устной речи
Окружающий природный мир
Ком-ция и правила соц.поведения
Разнопредметная часть УП
Окружающий социальный мир
При формировании УП необходимо решать как проблемы разнопредметности (коричневый цвет), но и различной недельной нагрузки одного предмета (синий цвет)
Формировать учебный план в данном случае проще, т.к. УП формируется из учебных предметов одинаковых предметных областей, а различие составляет только недельная часовая нагрузка этих предметов.
Речь и альтерн. коммуникация
Окружающий социальный мир
Хотелось бы обобщить наши наблюдения и определить некоторые основные функции разновозрастного обучения:
Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Круг общения детей в классе, где обучаются несколько человек, весьма ограничен, что создает особую психологическую атмосферу для детей. Объединение обучающихся разных классов в разновозрастную группу обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, разнообразит общение обучающихся, повышает эмоциональность атмосферы, позволяет избежать монотонности при организации учебного процесса. Обучающийся такого ученического коллектива чувствует себя комфортнее на занятии. Практика показала, что ребятам нравятся занятия в разновозрастном коллективе. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на них легче работается.
Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: это помощь старших младшим в организации учебной деятельности, поддержка тех школьников, которые нуждаются в помощи. В этой ситуации старшие осознают свою полезность как помощников педагога при организации работы младших учащихся. Такие связи между обучающимися и педагогом способствуют обогащению его коммуникативного и социального опыта.
В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослого, взять на себя ответственность помощника педагога.
Подводя итог, отметим, что разновозрастные занятия в большей степени, чем традиционные, развивают мотивацию учения, познавательные интересы обучающихся, а также стимулируют развитие межличностных и деловых отношений между обучающимися разного возраста.
Что значит класс комплект в школе
от 23 декабря 2008 года N 04-17-7757
О направлении методических рекомендаций
Руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования
Министерство образования Хабаровского края направляет для использования в работе методические рекомендации по организации учебных занятий в начальных классах малокомплектных школ края.
Просим довести данные рекомендации до педагогических коллективов подведомственных малокомплектных школ.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации учебных занятий в начальных классах
малокомплектных школ края
Преподавание в малокомплектной начальной школе имеет ряд особенностей. Из-за малого количества учащихся, детей приходится объединять в классы-комплекты, в одном помещении с разновозрастными учащимися работает один учитель.
Формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей (п. 2.9.10. СанПиН 2.4.2.1178-02).
Таким образом, выбор принципа объединения классов в комплект зависит от объективного фактора (число учащихся каждого класса и число первоклассников, стабильности условий и числа учителей).
Организация учебного процесса в классе, где одновременно под руководством одного учителя в одном помещении обучаются ученики первых, вторых, третьих и четвёртых классов, имеет ряд особенностей, отличающих его от учебно-воспитательного процесса в школе, где один учитель работает с детьми одного класса. Соответственно, и урок в объединённом классе отличается от урока с одной возрастной группой и по структуре, и по организационным формам.
Количество чередований этапов урока зависит от многих условий: характера расписания (разнопредметное и однопредметное), содержания учебного материала, степени умения учеников самостоятельно работать, а также возрастных возможностей детей. Так, первоклассники в состоянии сосредоточенно работать не более 5 минут, поэтому и количество этапов их самостоятельной деятельности должно соответствовать их возможностям. Они ещё не владеют даже самыми простыми учебными умениями, помощь учителя им нужна постоянно.
Чем старше ученики, чем большим числом умений они владеют, тем больше возможностей для самостоятельной деятельности. Как правило, в один урок включаются две-три самостоятельные работы, иногда пять. Но дробность самостоятельной работы может привести к разрушению целостность восприятия учебного материала.
В общем виде структуру уроков можно представить так
Какова наполняемость класса-комплекта за одну ставку
у меня комплект 2-4 класс 16 человек какова должна быть оплата и на какие документы опираться
В соответствии с пунктом 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении», наполняемость классов общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью, которая определяется уставом общеобразовательного учреждения.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, в соответствии с пунктом 27 указанного Типового положения определяются исходя из потребностей населения.
В соответствии с пунктом 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов — СанПиН 2.4.2. 2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрированными в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный № 19993), наполняемость классов, за исключением классов компенсирующею обучения, не должна превышать 25 человек.
Указанные нормы СанПиН 2.4.2. 2821-10 вступили в силу с 1 сентября 2011 г.
Таким образом, исходя из изложенного, при наличии финансовой возможности классы могут формироваться с любой наполняемостью, не превышающей 25 человек.
Вместе с тем, принимая во внимание низкую, как правило, наполняемость обучающихся в I-IV классов, находящихся в составе сельских общеобразовательных школ (особенно начальных школ) по сложившейся практике учредитель может принять решение об обучении учащихся начальных классов не с каждым классом отдельно (т.е. не осуществлять обучение детей разного возраста отдельно), а проводить обучение путем создания классов-комплектов, состоящих из обучающихся I-IV классов разных лет обучения (разных классов).
Такая практика применяется довольно давно, в связи с чем для обеспечения эффективности реализации образовательных программ для обучающихся, а также условий работы учителей принимались нормативные правовые акты о порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов.
Так, целесообразно, к примеру, учесть практику организации обучения в I-IV классах с малой наполняемостью, предусмотренную приказом Минпроса СССР от 02.11.84 г. № 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей I-IV классов в малокомплектных общеобразовательных школах» с изменениями, внесенными приказом Гособразования СССР от 23.12.88 г. № 542 «О внесении изменений в приказ Министерства просвещения СССР от 02.11.84 № 122», в котором содержатся указания о расчете количества часов, в течение которых будут проводиться занятия с обучающимися разных классов в классе-комплекте и за которые должна осуществляться оплата труда учителя (учителей).
При использовании в практической работе указанных приказов необходимо принять во внимание, что со времени их принятия произошло снижение нормативной наполняемости классов с 30-40 до 25 обучающихся, в связи с чем количество обучающихся, входящих в соответствующий класс-комплект, предусмотренное указанными нормативными актами, должно быть соответствующим образом скорректировано.
Корректировку формирования классов-комплектов и предельную их наполняемость следует осуществлять в соответствии с нормами, предусмотренными пунктом 10.15. СанПиН 2.4.2. 2821-10, предусматривающими (в отличие от норм приказа Министерства просвещения СССР от 02.11.84 № 122), что при объединении обучающихся I ступени образования в класс-комплект оптимальным является создание его только из двух классов: 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4), а не из 2, 3 или даже 4 классов, как предусматривалось ранее.
Существенно в СанПиН 2.4.2. 2821-10 изменилась и предельная наполняемость классов комплектов, которая для классов-комплектов в составе 1 и 3, 1 и 2, и 1 и 4 классов определена в количестве 8-10 человек, классов-комплектов в составе 2 и 3 классов — 10-12 человек, а 2 и 4, 3-4 классов 10-15 человек.
При применении приказа Министерства просвещения СССР от 02.11.84 № 122 особое внимание следует обратить на изменения, предусмотренные приказом Гособразования СССР от 23.12.88 г. № 542, в соответствии с которыми в отдельных случаях занятия в классе-комплекте предусмотрено проводить одному учителю в полторы смены. Необходимо учесть, что употребление понятия «полторы смены» в данном случае не соответствует полутора ставкам учителя начальных классов. Под сменой для учителя понималось количество часов, соответствовавшее количеству часов учебных занятий по учебному плану.
Если сохраняется тот же принцип проведения учебных занятий в классе-комплекте (т.е. в полторы смены), то количество часов для оплаты труда учителя определяется в полуторном размере от количества часов, предусмотренных в учебном плане для класса, входящего в класс-комплект, имеющего наибольший объем часов по учебному плану.
Например, если класс-комплект состоит из второго и четвертого класса, то проведение учебных занятий одним учителем в полторы смены будет означать, что за основу, прежде всего, принимается количество часов по учебному плану, предусмотренное для третьего класса, а затем это количество учебных часов увеличивается на 50%, для того чтобы часть предметов обучающимися класса-комплекта изучались раздельно, т.. в разное время, а часть учебных занятий проводились в совмещенном режиме.
Оплата труда учителей I-IV классов должна производиться с учетом фактического количества часов учебной нагрузки.
Если, к примеру, для второго класса в учебном плане предусмотрено 22 часа, а для четвертого класса 24 часа в неделю, то соответственно полторы смены для класса-комплекта будут составлять 36 часов (24+12).
Средства на оплату труда учителей за проведение занятий должны планироваться из расчета 36 часов в неделю.
Если учитель ведет в классе-комплекте все учебные предметы, а фактическое количество часов учебных занятий (как проводимых раздельно по классам, так и в совмещенном режиме) составляет 36 часов в неделю, то оплата его труда должна производится за все 36 часов учебной нагрузки. Заработная плата за указанное количество часов должна исчисляться путем умножения размера установленной ему ставки заработной платы на 36 и деления полученного результата на норму часов преподавательской работы, установленную за ставку заработной платы, которая теперь составляет 18 часов в неделю.
Если же преподавание физкультуры, музыки, изобразительного искусства, иностранного языка в этом классе-комплекте ведут другие учителя, то из 36 часов исключаются переданное другим учителям количество часов, а оплата «основного учителя» будет производиться за оставшееся количество часов с учетом того же принципа расчета его заработной платы.
Другим учителям либо другому учителю, который будет вести преподавание в классе-комплекте физкультуру, музыку, изобразительное искусство, иностранный язык, оплата труда должна исчисляться за то количество часов учебной нагрузки, которое фактически будет выполняться.