что значит когда дорогу перебегает заяц
Примета заяц перебежал дорогу перед машиной. Заяц перебежал дорогу: приметы
Когда-то верили, что ведьмы могут по желанию превращаться в зайцев. Они могли принимать облик и других животных, но в Великобритании и Ирландии чаще всего это был именно заяц. По сведениям Роберта Питкэрна («Уголовные процессы в Шотландии», 1833), Изабель Гауди из Олдэрна призналась в 1662 году, что она и другие участники шабаша по желанию превращались в зайца, произнося три раза нечто вроде:
Вот хочу я зайцем стать,
Бояться, прятаться, голодать,
Пусть дьявол будет защитник мой,
Пока опять не вернусь домой.
Пожелав вернуться в человеческое обличье, они произносили:
Заяц, заяц, храни тебя Бог.
В образе зайца я сейчас,
Но в образ женщины вернусь тотчас.
Вера в возможность таких превращений оказалась очень живучей. Еще в двенадцатом веке о ней упоминает Гиральд Камбрийский, и в девятнадцатом веке она еще была жива. Полагали, что ведьма-заяц крадет молоко у лежащих на лугу коров и овец и вообще наносит всяческий вред. За ними часто охотились, но они всегда скрывались, а подстрелить их можно было только серебряной пулей. Если во время погони зайца ранили, то соответствующее повреждение ожидали обнаружить у одной из местных ведьм.
Дикие животные служили славянам не менее точными предсказателями, чем домашнее зверьё. И хотя современный человек редко может увидеть лису, зайца и уж тем более крупное животное вроде лося где-нибудь, помимо зоопарка, временами такие встречи случаются. Что они предвещают?
Приметы о лисе
Лису традиция считает не самой лучшей попутчицей для человека. Рыжий цвет на Руси недолюбливали, видя в нём знак принадлежности к нечисти, а самого зверька с пышным хвостом людская молва ещё в языческую эпоху наделила непревзойдённой хитростью и изворотливостью. Кто захочет иметь дело с плутовкой, которая только и ждёт, как бы обвести первого встречного вокруг пальца?
Встретить
В прежние времена в Европе считали, что лисой может обернуться ведьма. Конечно же, с самыми гнусными намерениями! Поэтому встреча с рыжим зверем в мистических местах – на пустырях, в заброшенных селениях или кладбищах навевала удвоенный ужас. Мало ли что придумает зловредное созданье!
Героиня русских сказок сулит водителю сплошные траты и неприятности
Сбить
Водители лисичку тоже недолюбливают:
Другие суеверия
Лису, бегающую поблизости от жилища, воспринимали как пророчество о болезнях и смертях. Но есть громадный плюс! Никто не заставляет вас относиться к рыжехвостой гадалке, как к дурному знаку. Вспомните, ведь одна лисица в народных поверьях сулит удачу. Значит, всегда остаётся возможность, что она прибегала сообщить о грядущем успехе. А вдруг? Если же вы держите кур, вопросы отпадают сами собой. Проверьте, надёжно ли заперта дверь в вашем курятнике, и спите спокойно.
О зайцах и кроликах
Пушистые, безвредные, мягкие… У кого повернётся язык назвать дурным знаком ушастых ребят, которых так и хочется взять на руки и потискать?! Правильно, ни у кого. Братцы-кролики во всех культурах воплощают собой сплошной позитив.
Кролик в доме
Домашний кролик в частном доме или квартире это:
Дикий заяц
Дурной приметой считают лишь белого зверька
Широко известна легенда о том, как Пушкин, направляясь в Петербург на встречу с декабристами, увидал на дороге зайца. И тут же приказал разворачивать коляску, что впоследствии спасло его от Сибири и каторги. Рассуждая логически, можно предположить, что великого поэта терзали нехорошие сомнения, а заяц стал последней каплей и ничего не предсказывал. Но факт есть факт: образованный, умный и одарённый человек не стеснялся признать, что нет-нет, да и руководствуется в своих поступках приметами. Времена прошли, зато косой по-прежнему пугает суеверных водителей на лесных дорогах.
Сбить
Некоторые поверья считают: убивший зайца человек навлекает на себя множество проблем, так что и случайно попавшее под колёса автомобиля животное добрых событий не предвещает. С другой стороны, сколько охотников промышляли этим безобидным пушным зверьком! Если бы примета действовала, кто решился отправляться в лес с ружьём?
О лосях
Верная примета: если перед вами на дорогу вышел лось, значит, леса в вашей области густые и обширные, потому как встретить это чудо в наши дни удаётся единицам. А что говорит по этому поводу народная мудрость?
С лесным великаном лучше не ссориться
Увидеть на дороге
Не имеет значения, вышел ли лось на шоссе перед машиной или повстречался пешему путнику. И в том, и в другом случае дорога пройдёт не так гладко, как планировалось. Либо что-нибудь сломается, либо возвращаться придётся, либо дорожная полиция найдёт к чему придраться. Обходить лесного зверя бесполезно, сигналить – и того хуже. Дождитесь, пока лось сам надумает отправиться дальше, а затем подберите с земли три камешка и киньте через левое плечо со словами: «Ступай своей дорогой, а меня не трогай». После этого поверье требует камни подобрать и выбросить их только после того, как благополучно доберётесь до места назначения.
Сбить
По поводу сбитого лося наши предки инструкций не оставили, да и современные автолюбители в этом вопросе оплошали. Должно быть, примета эта к потере денег: за сбитого лося полагается немаленький штраф, а что после подобного столкновения станется с вашей машиной, и представлять не хочется.
Также это может быть признаком того, что пора совершенствовать свои водительские навыки! Если уж вы такого гиганта вовремя не заметили, как бы в следующий раз не наскочить на пешехода поменьше и на двух ногах.
О рогах
Кое-кому на встречи с рогатой лесной животиной не везёт. Зато удаётся близко познакомиться с самой приметной её частью – сброшенными рогами. Как поверья предлагают поступать в таком случае?
Оленьи рога обеспечат целой армией сыновей!
Найти
Рога как украшение дома
Вот, пожалуй, и все приметы, связанные с лисами, зайцами и рогатыми лесными зверями на дороге. Что ещё добавить? Будьте аккуратнее за рулём, украшайте дом, как вам вздумается и любите животных. Добрые приметы приложатся, дурные… А зачем вам о них задумываться?
Наши предки долгие столетия жили в окружении домашних животных и птиц, а потому нам в наследство досталось немало примет, связанных с собаками и кошками, коровами и овцами, курами и гусями.
Кроме того, в отличие от нас, пращуры существовали в неразрывной связи с дикой природой и всеми её обитателями, используя лис и зайцев, волков и лосей в качестве настоящих оракулов. Например, перебежавшая дорогу лисица обещала массу неприятностей, а встреченный на пути лось сулил трудное путешествие. А что же можно ожидать от зрелища невинного зайчика или кролика?
Приметы про зайцев
Серенький зайчишка, скачущий по лесной опушке, мог поведать знающему человеку немало интересного о будущем. Причём, несмотря на обаятельную внешность зверька, чаще всего такая встреча сулит очевидцу мало хорошего.
Кролик в доме – опасность или позитив?
Многие мечтают завести в квартире собственного ручного крольчишку. Ведь они – такие забавные и милые создания. Однако суеверных людей останавливают дурные приметы, сложенные народом про их диких собратьев – зайцев. Так что же сулит семье присутствие длинноухого питомца?
Известно, что многие великие люди верят в приметы-предсказания. И это «суеверие» не делает их менее великими. Напротив, те, кто прислушиваются к пророческим знакам, получают подарки судьбы. Те же, кто их игнорируют, попадают впросак, а то и вовсе в беду. Издревле у всех народов Европы существуют поверья о смысле происходящего, символические толкования будущего. Знаком могут выступить и вещь, и знамение, и даже поведение людей и животных.
Особое значение в народной мудрости приобрели встречи. В русском фольклоре одно из самых пророческих предупреждений – баба с пустым или полным ведром. По английской примете, встретить первым путником мужчину – к доброму путешествию. Весь европейский мир всегда верил, что встретить трубочиста – к счастью, а вот человека в черной рясе – к неприятностям. Легенды и сказания донесли до нас поверье о том, что неожиданно выпрыгнувший на дорогу заяц сулит несчастье и в то же время служит предупреждением: откажитесь от дороги, все равно пути не будет или он приведет к беде. Словом, длинноухий «малый братец» у всех народов мира служит неким предсказателем и охранителем. Послушаешься пророческого знака – убережешься от беды.
Но от чего пошло такое поверье? Да от того, что еще в античном мире верили, что в шкуру быстроногого посланника облачается злой дух, которого Вакх, бог вина и вакхических игрищ, гонит прочь, дабы он не мешал празднику. И ясно, что никто из людей не хотел бы встретить этот выгнанный злой дух на своем пути.
Известно, что древнеримский полководец Фламиний, увидев выбежавшего на него зайца, отказался командовать конницей. Ну а в христианском мире этот миф трансформировался в уверенность, что бесы, колдуны и ведьмы, чтобы преодолеть расстояние побольше, облачаются по ночам в заячьи шкуры.
Уже во времена бонапартистских войн историк Ги Бретон записал случай с самим Наполеоном. В 1812 году, изучая местность по реке Неман, которую он собирался форсировать в нападении на Россию, Бонапарт ехал на лошади. Он был отличный наездник, но внезапно прямо под копыта лошади выпрыгнул заяц, и Наполеон выпал из седла. Когда же он поднялся, то был бледен, ибо усмотрел в этом плохое предзнаменование. Он даже спросил у приближенных: «Вы ведь подумали о том же, о чем и я, не правда ли?» Конечно, приближенные бросились заверять императора в том, что никакого предзнаменования они не видят да и в приметы-пророчества не верят.
Словом, летом армия Наполеона прошла через Неман и вторглась в Россию. И что же? Правильно – бежала потом домой, как заяц…
Россияне же никогда не пренебрегали приметами. Знали точно: примета – то же пророчество, только краткое и прямое. Никаких тебе иносказаний: перебежит дорогу заяц – жди беды, коль не остановишься или не свернешь с пути. Кстати, стоит отметить, что в ХХ веке, когда зайцы повывелись, их роль взяли на себя черные коты. Да и как не взять? Во-первых, не пропадать же примете. Во-вторых, как известно, мистически это родственные животные, недаром в китайском календаре они означают один и тот же год – кролика-зайца-кота. В-третьих, немудрено, что зайца заменили котом, в ХХ веке лопоухие повывелись в наших лесах.
Однако в XIX веке в России зайцев было немерено. И вот эта-то примета и сослужила верную службу самому Александру Сергеевичу Пушкину.
Как отмечали современники, поэт был человеком, доверявшим интуиции, в приметы верил, предсказания всегда пытался расшифровать. Недаром его любимая героиня Татьяна Ларина «верила преданьям простонародной старины». Да в «Евгении Онегине» прямо написано:
Быстрые зайцы и черные монахи сослужили верную службу в судьбе Пушкина. Вот его слова: «Зайцы, луна и попы приносят несчастье!» А вот свидетельства его друзей. Как-то раз поэт был приглашен на именины к соседке Новосельцевой. Гости уже собрались, но Пушкина все не было. Его не стали дожидаться и сели за стол. Пир уже шел вовсю, когда, наконец, прибыл и поэт. Вбежал в залу и упал на колени перед хозяйкой: «Не сердитесь! Я выехал из дома и был уже неподалеку отсюда, когда проклятый заяц пробежал поперек дороги. Вернулся домой, вышел из коляски, а потом сел в нее опять и приехал!»
А вот письмо самого Пушкина жене Наталье Николаевне: «Третьего дня, выехав ночью, отправился я к Оренбургу. Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне ее. Черт его подери… На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков… решился я ехать другой дорогой. Повезли меня обратно – я заснул – просыпаюсь утром, – что же? Не отъехал я и пяти верст. Гора – лошади не взвезут… Дорого бы я дал, чтобы быть борзой собакой: уж этого зайца я бы отыскал».
А вот другое письмо жене: «Въехав в границы болдинские, встретил я попов и так же озлился на них, как на симбирского зайца. Недаром все эти встречи».
Словом, судьба учила поэта: перебежит дорогу заяц – быть беде, встретится чернорясник – жди неприятностей. Вот только к чему была такая настойчивость?
Оказалось, все неспроста. Замысел судьбы раскрылся в декабре 1825 года. Узнав о смерти императора Александра I, Пушкин, живший тогда в опале в Михайловском, решил поехать в столицу. Надеялся, что в наступившей неразберихе никто не узнает, что он побывал в Петербурге, куда путь ему был заказан.
И вот поэт приказал слуге готовить повозку и собираться с ним в столицу. Сам же отправился проститься с тригорскими соседками, столь милыми его любвеобильному сердцу. Но когда ехал в Тригорское, дорогу ему перебежал заяц. Вот неприятность! Но когда возвращался – другой. Так что домой поэт явился уже в полной досаде на злые предвестия. Только вошел в дом, узнал, что слуга его внезапно свалился в горячке. Конечно, приказал собираться другому слуге. А время все шло. Когда, наконец, ввечеру поэт с сопровождающим собрались выезжать, то прямо в воротах столкнулись со священником в черной рясе. Ну как бороться с такой лавиной злых предсказаний?!
Пушкин плюнул и велел распрягать лошадей. Так и остался в деревне.
О том, что было бы, не прислушайся он к старинным приметам-предсказаниям, и каковы были бы последствия, сам поэт рассказал позже на пирушке в тесном кругу: «Я рассчитывал приехать в Петербург поздно вечером и, следовательно, попал бы к Рылееву прямо на совещание 13 декабря. Меня приняли бы с восторгом; вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы теперь с вами, милые!» Ох, недаром современники замечали, что «Провидению угодно было осенить покровом нашего поэта. Он был спасен!». Уточним – не Провидение, а простые российские зайцы и черный монах спасли Пушкина. А еще точнее – народные приметы, которые за века стали настоящими предсказаниями и оберегами тем, кто их замечает.
Ещё много веков назад наши предки заметили связь между поведением различных животных и последующими событиями, происходящими в жизни их хозяев или очевидцев. Конечно, большая часть таких примет связана с домашними питомцами или скотом. Однако и их дикие собратья также не остались без внимания.
Особенно часто поверья касаются такого происшествия, как перебежавшая дорогу лесная живность. Если вам посчастливилось встретиться с кабаном, будьте готовы к наступлению счастливой полосы в жизни. Повстречали на дороге лося – не избежите трудностей и на жизненном пути. Мелькнула наперерез рыжая лисица – готовьтесь к серьёзным неприятностям со здоровьем. А что же готовит судьба тому, кому встретился заяц?
Заяц на дороге
Опасались перебежавшего дорогу или же встреченного на пути зайца. Такие приметы и поверья известны у славян повсеместно. Это неоднократно отмечалось в специальной литературе, например в работах А. В. Гуры[449]. Скажем, в популярном в XVIII и начале XIX в. справочнике М. Д. Чулкова (1743–1793) сказано: «…Добра не предвещает, когда перебежит через дорогу заяц или другое животное»[450]. Интересно, что заяц тут на первом месте, и уже потом добавлено про какое-либо иное животное. А. В. Гура отмечал: «Эта примета, также связанная с восприятием зайца как существа нечистого и опасного, в недавнем прошлом имела такую же популярность, как сейчас примета о чёрной кошке»[451].
Вятский лесник, охотник и литератор Владимир Морозов образно описал народные представления о зайцах, которые пересекают человеку путь:
«Сравнялся день с ночью, и зайцы на радостях умишком тронулись. Белый день на дворе, а им как будто никакого указа нет. Меж ивовых кустов скачут, играют в пятнашки-догонялки. Лапами друг дружку по спинам лупят, договариваются, кому водить следующему. Туда-сюда шастают, путь-дорогу пересекают.
Известное дело: перебежит заяц человеку дорогу – можно дальше и вовсе не ходить. Не то что, там, удачи или успеха в задуманном деле – совсем пути не будет.
Ну да и ты будь не лыком шит, кричи сразу против них, ушканов ушлых, отворотное слово. Едва мелькнёт впереди через тропинку куцый хвост, тут же ему вослед и гаркни:
– Тебе, косой, пень да колода, а мне путь да дорога!
Заворачивай обратно свою удачу, не дай ей угнаться по свежему пахучему следу. А то ведь заплутает её хитрый зверёк, истреплет о частые гребни еловых сучьев, утопит в глубоких сугробах.
Удача-то, она тебе и самому, надо думать, пригодится»[452].
В повести Д. Н. Мамина-Сибиряка «Доброе старое время» (1889, из цикла «Уральские рассказы»), где речь шла о временах ещё до отмены крепостного права, есть эпизод, когда по зимней дороге мчалось несколько саней. И вот – типичная реакция ехавшей там старушки:
«В одном месте заяц бойко пересёк дорогу, отковылял немного в сторону и присел под ёлкой. Улитушка так и ахнула.
– Ох, неладно дело… – шептала она, творя молитву и отплёвываясь на левую сторону. – Чтобы ему пусто было, треклятому! Обождал бы, а то прямо через дорогу. Ох, не быть добру…»[453]
А в рассказе Мамина-Сибиряка «На перевале: из осенних мотивов» (1887, из цикла «Сибирские рассказы») – концовка такая: «В одном месте нам дорогу перебежал заяц – это уже окончательно взволновало Ивана Василича, и он сердито начал отплёвываться»[454].
У Н. А. Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос» (1862–1863) крестьянка Дарья, похоронив мужа, вынуждена одна ехать в лес по дрова в сильный мороз. Ей и без того тяжко, а тут ещё заяц: «Заяц спрыгнул из-под кочи, // Заинька, стой! не посмей // Перебежать мне дорогу!» Вроде бы обошлось: «В лес укатил, слава богу…»[455] Но из зимнего леса, из владений Мороза, вдовица ведь так и не вернулась.
В рассказе Н. С. Лескова «Пугало» (1885), который написан от первого лица, по его детским, «гостомельским» воспоминаниям (от названия реки в Орловской губернии), есть эпизод, когда группа детей и подростков едет по весенней дороге:
«А в это же время из-под талой межи выскочил заяц и, пробежав через дорогу, понёсся по полю.
– Фуй, чтоб тебе пусто было! – закричали вслед ему Аннушки.
Они все знали, что встреча с зайцем к добру никогда не бывает».
Малолетний герой, который правил лошадью, струсил, упустил вожжи – и повозка перевернулась. Поскольку ехали они к тому загадочному лесу, где нелюдимо обитал некий странный человек, которого уже считали прямо-таки колдуном-оборотнем, то решено было, что это не иначе как его козни[456].
А вот как начинается опубликованная в 1886 г. юмореска А. П. Чехова «Ночь перед судом (рассказ подсудимого)»:
«– Быть, барин, беде! – сказал ямщик, оборачиваясь ко мне и указывая кнутом на зайца, перебегавшего нам дорогу.
Я и без зайца знал, что будущее моё отчаянное. Ехал я в с-ий окружной суд, где должен был сесть на скамью подсудимых за двоежёнство»[457]. Интересно в связи с этим и то, что заяц в народных поверьях имеет отношение к свадьбе.
Когда же Чехов в 1890 г., направляясь на Сахалин, проезжал по Томской губернии, то в письме домашним от 14–17 мая он отмечал: «Зайцы, которых здесь не едят и не стреляют, ничтоже сумняся стоят на задних лапках и, вздёрнув уши, любопытным взором провожают едущих. Они так часто перебегают дорогу, что это здесь не считается дурною приметой»[458]. Зайчатиной и вправду кое-где по России пренебрегали. Но действительно ли в тех местах Сибири не знали о такой примете, неведомо. Может быть, Чехов сам этак обобщил да и прописал.
Обрисовавший верования крестьян Орловской губернии А. И. Иванов приводил в своём очерке пару услышанных там в конце XIX в. колоритных быличек о зайце, что пересёк людям дорогу и навлёк на них беду. Первую из них он предварил замечанием: «А вот ещё рассказ про зайца: это был не заяц, а чёрт»[459].
Этнограф и священник Г. Е. Верещагин (1851–1930) записал от вятчанина Василия Звонова такую быличку: «Лежу я однажды у горна на фабрике и вижу. Идет к горну ребёнок 2–3 лет на вид… Я перекрестился и сказал: “Господи благослови”, и ребёнок, сделавшись зайцем, прыгнул в горн и исчез. Это видели и другие»[460].
Горн – промышленная печь, температуры в которой достигают очень больших значений. Вот туда-то, в огонь, и бросилось странное существо в обличии зайца. Характерна всегдашняя готовность углядеть в зайце нечистую силу. Именно так – зверёк казался воплощением нечисти, исчадием злой, «иномирной» силы.
В старой литературе сохранился интересный рассказ о зайце, который стал причиной гибели молодого придворного Екатерины II. Писатель и историк XIX в. М. И. Пыляев в своих очерках о прошлом окрестностей Петербурга упоминал о кладбищенской церкви Казанской Божьей Матери в Царском Селе. В связи с этим он цитировал священника Иоанна Смирницкого, который так писал «об устроении царскосельского кладбища»: «Известный флигель-адъютант императрицы Екатерины II, граф Алек. Дмитриевич Ланской, выехал однажды на охоту, и когда проезжал по здешней местности, то выбежавший из кустарников заяц испугал его лошадь, которая сбила Ланского с себя, и он, страшно ушибленный, вскоре скончался; императрица, видевшая всё это с балкона своего дворца, распорядилась устроить тут церковь и кладбище». Пыляев прокомментировал рассказ священника: «Предание это неверно. А. Д. Ланской (род. 1758 г., умер 25 июня 1784 г.), камергер, генерал-адъютант Екатерины II, пользовавшийся благоволением государыни, сильно опечаленной его раннею смертью, умер от слишком сильного приёма секретного лекарства, известного в медицине под именем Aphrodisiacum»[461]. Действительно, «предание» это выглядит малодостоверным: императрица с балкона дворца видит охотившегося придворного, который погибает от внезапно выскочившего зайца… Если же Пыляев прав, то тем интереснее эта полуфольклорная история о несущем гибель зайце.
Опасение встретить на пути зайца нередко и у других народов.
В середине XIX в. среди украинцев Литинского уезда Ковенской губернии отмечено поверье, что заяц сотворён чёртом и служит ему «передовым». И если заяц перебежит кому-либо дорогу, то с этим человеком будет несчастье. «Увидев зайца, перебегающего дорогу, нужно сейчас же выбросить из повозки клок сена. Утверждают, что в таком случае заяц сейчас же возвратится назад»[462].
Следовательно, заяц иной раз мог оказаться даже более зловещим, чем сам волк. Вот и другие промысловики, русские старообрядцы на Чудском озере, занимавшиеся там рыбной ловлей, знали, что нельзя поминать зайца – в сетях будет пусто[469].
Действительно, заяц у славян представлялся животным, имевшим демонические свойства, «нечистым» и опасным. Он связан с лешим, чёртом или какой-нибудь «нечистой силой». Потому и встреча с ним бывала более опасной, чем даже с волком; пересекавший путь волк – к добру. Лешие, по распространенным поверьям, имели свою скотину, состоявшую из обитавших в лесу зверей – прежде всего, зайцев. Заяц мог оказаться оборотнем, он становился вихрем, а «нечисть» в заячьем облике стремилась перебежать дорогу охотнику или свадебному поезду[470].
В Прикамье записан такой народный рассказ: «Мужик репу караулил. Заяц прибежал. Он его, значит: “Понеси тя лешак!” К нему скоро лешак и пришел с кузовом: “Давай садись”. ‹…› Это такая легенда ходила, что нельзя, когда заяц бежит, его к лешему посылать, а то он тебя унесёт»[471]. Само это вырвавшееся проклятие вослед зайцу очень показательно: мол, надо бы, чтоб пронесло этого зловредного зверька мимо и без ущерба! Но история, собственно, о том, как мужик не учёл прочной связи зайца и лешего, за что и поплатился.
А иной раз в народе прямо утверждали, что леший оборачивается зайцем. Н. Я. Неклепаев, собравший в 1880–1890-х гг. этнографические материалы о русских жителях Западной Сибири, писал: «Иногда леший принимает вид собаки или зайца, и если в таком виде перескочит через дорогу, то может “скрасть дорогу”», то есть путник или проезжающий потеряют путь и заблудятся»[472]. Русские в Карелии считают, что леший может показываться в виде лесного зверя. Вот как об этом писал К. К. Логинов: «Зайцем же или медведем лешие людям видятся довольно часто. В этих зверей они будто бы оборачиваются запросто, например участвуя в выпасе крестьянского скота согласно договору с пастухом. Заяц, перебежавший дорогу путника, – это верная примета того, что леший затуманит людям разум, заставит кружить по лесным тропинкам и дорожкам»[473].
Почему в виде зайца или иного животного, пересекавшего человеку дорогу и навлекавшего тем самым несчастье, представлялся именно леший? Прежде всего, очевидно, потому, что в наших условиях человечьи пути-дороги слишком часто проходили по лесу или же вблизи него, то есть через владения лешего. И главное: именно лесной «хозяин» (уподобляясь, очевидно, подвластному ему зверью) сам любил проходить по собственным тропам, пугая тех, кто по неопытности или по невнимательности располагался на них для отдыха. Среди прочих мифологических персонажей именно леший более всех был связан с передвижением, с лесными тропами, с путями-дорогами[474].
Согласно широко известной (и, кстати, распространявшейся самим поэтом версии), А. С. Пушкин, собираясь в декабре 1825 г. выехать из с. Михайловского в Петербург, прервал свой путь из-за зайца. А ведь он поспел бы как раз к выступлению декабристов, со многими из которых был дружен. То ли один, то ли даже два зайца перебежали ему дорогу. По некоторым свидетельствам, в дополнение к этому несчастному предзнаменованию, уже тронувшаяся в путь повозка на выезде из ворот встретила шедшего проститься с отъезжающим барином священника – а это тоже дурная примета[475].
Известно, что Пушкин разделял распространённые суеверия и терпеть не мог, когда путь ему пересекал заяц или священник. Это отразилось и в собственных его письмах, и в воспоминаниях о нём. Главный герой его повести «Дубровский» (1833) считал попа несчастливым предзнаменованием. Героиня романа «Евгений Онегин» (писавшегося Пушкиным с 1823 по 1831 г.) Татьяна Ларина, «русская душою», тоже была суеверна:
Когда случалось где-нибудь
Ей встретить чёрного монаха,
Иль быстрый заяц меж полей
Перебегал дорогу ей,
Не зная, что начать со страха,
Предчувствий горестных полна,
Ждала несчастья уж она[476].
14 сентября 1833 г., в письме жене из Симбирска, по дороге в Оренбург для сбора материалов о восстании Пугачёва, Пушкин рассказывал о происшествии, случившемся «третьего дня, ночью», едва он выехал из Симбирска: «Только выехал на большую дорогу, заяц перебежал мне её. Чорт его побери, дорого бы дал я, чтоб его затравить. На третьей станции стали закладывать мне лошадей – гляжу, нет ямщиков – один слеп, другой пьян и спрятался. Пошумев изо всей мочи, решился я возвратиться и ехать другой дорогой…» И он тогда вернулся в Симбирск! Дело, конечно, не только в зайце, но и в неудобствах именно этой дороги. Описав свои злоключения, Пушкин добавил: «Дорого бы дал я, чтоб быть борзой собакой; ужэтого зайца я бы отыскал. Теперь опять еду другим трактом. Авось без приключений»[477]. А на обратном пути из Оренбургского края, добравшись до Болдина, он сообщал жене в первом же письме, от 2 октября: «Въехав в границы Болдинские, встретил я попов, и так же озлился на них, как на симбирского зайца. Недаром все эти встречи»[478].
Вот и тогда, в 1825-м – то ли поп, то ли заяц… Пожалуй, это самые частые и общеизвестные вестники несчастья, которые могли встретиться путнику на дороге. Составители статистического отчёта о русских жителях Котельничского уезда Вятской губернии в 1850 г. указывали на этакое суеверие: идя на охоту и рыбалку, не поминают ни священника, ни зайца. И «ежели охотник на пути встретит священника или заяц перебежит ему дорогу, он ворочается домой и в этот день уже не решается идти на охоту»[479]. А в романе И. С. Тургенева «Дым» (опубликованном в 1867 г.) главный герой Литвинов видел сон, где фантасмагорически слились перебегающий дорогу заяц и рязанский священник, умевший лечить наведённую порчу (о нём повествовал в письме отец Литвинова): «…Уже священник, “мастер против порчи”, два раза в виде очень прыткого зайца с бородой и косичкой перебежал ему дорогу…»[480]
Впрочем, заяц рядом с Пушкиным – это как-то колоритнее. Зверьку, спасшему для России её лучшего поэта, благодарные потомки в декабре 2000 г. поставили памятник (автор – А. А. Великанов). Изваяние, правда, небольшое и съёмное. Зато этот памятник, установленный к 175-летию события и к годовщине восстания декабристов (то есть в самом конце красиво обозначенного года), по мысли создателей, должен был оказаться последним памятником тысячелетия![481]
Близкие по смыслу поверья о зайце на дороге были и у живших в пределах государства Российского финно-угорских и тюркских народов. Вот выразительное свидетельство «о суеверии» черемисов (марийцев) Верхотурского уезда (это на Урале), датированное 1738-м г.: «Ежели кто из них пойдет на какой промысел, а встречю ему попадет мужеск пол или женской с порозжею какою посудою, или птица жолна или заец навстречю или поперег дороги, то он воротится и на промысел того дня не пойдет. И почитают то себе за несчастие, что и в промыслу тому добычи не будет. А в счастии никакого примечания не знают»[482]. Удмурты, отправляясь на сватовство, молились, чтобы дорога была хорошей, чтобы по пути не встретился «человек со злыми глазами», «человек с тяжёлыми ногами», «с пустыми вёдрами идущий за водою». А если путь пересекал заяц, то они и вовсе поворачивали назад, «так как подобное пересечение пути, по их мнению, всегда влечёт за собой не только неудачу, но даже какое-нибудь большое несчастье»[483]. Чуваши боялись и перебегавшей дорогу кошки. Для них это была не просто дурная примета: они знали, что в таком случае человек может заболеть. А перебегающий дорогу заяц, по представлениям северных чувашей, означает неуспех в задуманном человеком деле. В застольной чувашской песне об этом пелось так:
Когда я проезжал через тёмный лес,
Двенадцать зайцев навстречу мне попались.
Покуда двенадцать зайцев не проскакали,
Надо было бы пролежать мне под листьями.
Если бы я знал трудности нашего бытия,
Лежать бы мне лучше в утробе матери[484].
В общем, заяц – животное, которое ассоциировалось с опасным «иным миром» и мифологическими «хозяевами» леса. Всякое же пересечение пути перед идущим человеком считалось нежелательным и даже вредоносным. Два этих представления стали основой распространённых примет и поверий, согласно которым перебежавший дорогу заяц – не к добру.
Примета о зловещем зайце на дороге, как известно, дожила до нашего времени. Вот что писал в 1970-х гг. учёный-историк Н. Н. Улащик в книге о своей родине – белорусской д. Вицковщине, которая до революции входила в Минский повет (примерно соответствует русскому уезду): «Суеверия в конце XIX в. в какой-то мере поддерживал поп. Он утверждал, что чёрт и ведьма – это пустяки, их нет, но вот если жених с невестой едут венчаться, а заяц перебежит дорогу, то необходимо повернуть обратно и свадьбу отложить». И добавлял далее: «Такого случая, чтобы заяц перебежал дорогу свадьбе, не случалось, но думаю, что если бы это и произошло, то свадьбы всё же не отложили бы – слишком уж много для этого было затрачено средств и усилий»[485]. А писатель Викентий Вересаев в заметках «Супруги (пунктирный портрет)» (1940, из цикла «Невыдуманные рассказы о прошлом») приводил рассуждение некой женщины: «Никогда я не могла понять, как это люди верят во всякие предрассудки. Ну, я понимаю: тринадцать человек за столом, три свечи, заяц перебежал дорогу… А всякие там предрассудки… Не понимаю»[486].