что значит кооперативная игра
Кооперативный режим
История
Кооперативная игра в режиме splitscreen (несколько человек на одной машине) была популярна на игровых приставках и первых персональных компьютерах.
Первой игрой, в которой был сетевой кооперативный режим, был интернет привёл к тому, что разработчики начали отказываться от кооперативной игры, предлагая взамен различные виды соревнований (начиная от простого TeamFortress).
Список игр, в которых есть кооперативный режим
(по материалам английской Википедии)
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Кооперативный режим» в других словарях:
Portal 2 — Обложка «тёмного» ПК издания игры … Википедия
Call of Duty: Black Ops — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Mass Effect 3 — Разработчик BioWare Издатель … Википедия
Call of Duty: Modern Warfare 2 — Разработчик Infinity Ward … Википедия
Battlefield 3 — Российская обложка расширенного издания игры Разработчик … Википедия
Apache: Air Assault — Обложка PS3 издания игры … Википедия
SWAT 4 — Разработчик Irrational Games Издатель Vivendi Universal Games Sierra Entertainment Локализатор Софт Клаб … Википедия
Castlevania: Portrait of Ruin — Разработчик Konami Издатель … Википедия
Resident Evil 5 — Обложка североамериканского издания игры для ПК Разработчик Capcom Издатель … Википедия
Far Cry 3 — У этого термина существуют и другие значения, см. Far Cry (значения). Far Cry 3 Обложка PC ве … Википедия
Кооперативная игра
Чем обычно заканчивается партия в настольную игру? Кто-нибудь выигрывает из-за того, что он первым выполнил некоторое игровое условие, набрал больше всех очков или вынес всех своих соперников. Но только не в этой игре.
Здесь предполагается, что игроки должны трудиться совместно и сообща достигнуть какой-то цели. Среди возможных вариантов окончания обязательно присутствует «игроки победили» и более того — сеттинг недвусмысленно намекает, что именно такое окончание является наиболее правильным и желательным. Другие варианты окончания являются либо провальными («все проиграли»), либо менее желательными (часть персонажей достигла личных целей, но общая цель не достигнута), так как означают, что команда не справилась.
Такие игры называются кооперативными, и они требуют от игроков несколько иного подхода к игровому процессу, за что и любимы своей аудиторией. А ещё на кооперативную механику естественным образом переносятся сюжеты книг и фильмов, в которых герои действуют командой (причём, если игра сделана удачно, то получать от неё удовольствие можно даже без знания канона!). Примеры чуть ниже.
Содержание
Какие бывают [ править ]
«Команда против игровой механики». Антагониста в игре нет, точнее, им является сама игра. Она тем или иным образом генерирует задачи или неприятности, которые команде нужно решать или преодолевать. Побеждают или проигрывают все вместе, для победы обычно нужно выполнить условие (чему игра активно препятствует) или пройти определённое количество игровых кризисов. Погибший персонаж может означать как автоматический проигрыш, так и отдельный кризис (команда уменьшилась, её функционал снизился), иногда его можно воскресить.
Такие игры обычно непросто придумывать: механика должна генерировать кризисы адекватно и правдоподобно, при этом быть в принципе проходимой и, желательно, допускать какое-то регулирование сложности. Не говоря уже о том, чтобы автоматически масштабироваться под число игроков.
«Команда с предателем». Антагонистом также может являться сама игра, но главное в другом — среди членов дружной команды есть предатель (возможно, что и не один). Его целью является сделать так, чтобы команда не выполнила игровую задачу. Средства могут быть различными, например, использование двусмысленных игровых возможностей (восполнить один ресурс за счёт убыли другого, суметь убедить команду в предательстве другого игрока и ограничить ему круг действий, предатель может раскрыться перед командой за явное обретение вредительского функционала, да мало ли что ещё). Соответственно, проигрыш команды означает выигрыш предателя.
Интересные моменты возникают, если число предателей заранее неизвестно, или их вообще может не быть, или если сам игрок узнаёт о своём предательстве только в середине партии.
«Команда против Тёмного Властелина». Один игрок управляет кризисами, остальные образуют команду. Важно понимать, что задачей «Тёмного Властелина» обычно является не только тупо гадить команде, а ещё делать игру интересной. Это может быть непросто, но если за «Властелина» садится опытный игрок с фантазией, то партия превращается в истинное удовольствие, становясь чем-то вроде настольной ролевой игры. (В отличие от последней, «Властелин» более ограничен правилами, чем мастер, длится всё намного меньше, да и возможностей отыгрыша не так много.)
«Команда против изгоя». Есть команда, и есть один-два игрока-«изгоя», которых команда сообща должна нейтрализовать. Отличие от «Тёмного Властелина» в том, что «изгои» выступают не управителями игровой механики, а просто особыми игроками с особыми способностями. Отличие от «предателя» в том, что «изгои» и их особые возможности известны с самого начала (и обычно они имеют определённое преимущество в инициативе). Типичные сюжеты: группа сыщиков ловит преступника, команда охотников на вампиров преследует вампира и т. п.
Как в это играют [ править ]
Примерно так же, как в обычную настольную игру. Основных отличий два:
Что здесь бывает интересного [ править ]
Примеры из кино [ править ]
Синематограф просто не мог обойти стороной эту благодатную тему, пусть даже в довольно специфическом ключе.
Взаимодействие между игроками в кооперативной игре
Важной составляющей ко-опа является взаимодействие между игроками. Это совместные или однонаправленные действия игроков для прохождения. Оно добавляет глубины в геймплей и генерирует интересные игровые ситуации.
Например, в упомянутой Army of Two один игрок может взять в руки щит и стать передвижным укрытием, в то время как второй будет вести огонь по противникам из-за плеча напарника.
Взаимодействие не всегда добавляется в ко-оп, либо оно является вспомогательной механикой. Так, в режиме Special Operations в Call of Duty игроки могут только вылечить друг друга. В Trine персонажи между собой не взаимодействуют вообще, либо это взаимодействие опосредовано. Кроме этого взаимодействие может проявляться чисто визуально и никак не влиять на геймплей.
Как и в реальной жизни, командное взаимодействие в игре увеличивает радость от разрешения поставленной задачи. Прямой интерактив между подконтрольными воспринимается как настоящая коммуникация. Вспомните, как совместно выполненный супер приём или противостояние орде зомби заставляло вас веселиться и совместно обсуждать только что полученные эмоции. Поэтому ко-оп должен содержать в себе игровое взаимодействие в его достаточном количестве.
Давайте посмотрим, как взаимодействие между игроками влияет на получение удовольствия от игрового процессе с учётом вышеописанной классификации.
Одна роль, отсутствие взаимодействия.
Все игроки проходят уровни так же, как если бы они играли одни. Между персонажами не устанавливается связи, каждый игрок сам по себе.
Одна роль, наличие взаимодействия.
У каждого игрока в распоряжении одинаковый набор функций. Взаимодействие друг с другом позволяет им получить доступ к супер приёмам или другим возможностям. Причём у каждого игрока есть на это равное право.
Несколько ролей, отсутствие взаимодействия.
Игроки не влияют на друг друга, но комбинация уникальных для каждого персонажа способностей может создать интересные ситуации. Так же, как и в первом случае, прямого влияния на геймплей товарищей у игроков нет.
Несколько ролей, наличие взаимодействия.
Способности одного игрока могут влиять на других. Игровые роли распределяются таким образом, чтобы действительно была создана сильная команда с ясно очерченными границами ответственности.
Моим самым свежим кооперативным опытом является дилогия Knack на PlayStation 4. Благодаря ей можно увидеть разницу между подходами к архитектуре кооперативной игры.
Большим шагом вперёд в развитии кооператива стала вторая часть. Второй игрок может играть за основного персонажа и обладать теми же самыми способностями, большая часть из которых работала именно при совместном исполнении. Кроме этого на уровнях появилось много зон, которые проходятся исключительно вдвоём. В угоду равноправию между игроками в игре отсутствует разделение обязанностей.
Взаимодействие между игроками и их персонажами улучшают опыт в кооперативной игре. Не так важно, какую практическую ценность оно приносит для прохождения. Важнее, что игроки могут создавать интересные связки своих действий или валять дурака.
Что не так с кооперативными играми?
15 ноября 2014
Информация
Текст
В Екатеринбурге поднялось горячее обсуждение. Я решил перенести основные мысли на «Тесеру», значительно сдобрив их своим мнением. )
Давайте определимся, что такое кооперативная игра?
Кооперативная игра — игра, в которой игроки действуют сообща против игры или одного игрока.
Определение не претендует на энциклопедическую точность и взято из обсуждения выше.
Определение и классификация игр (вообще чего угодно) — неблагодарное дело. Раньше, в эпоху Shadows over Camelot, всё было чётко и понятно, но сейчас жанр развился, смешался с другими и стал обширен и разнообразен, что затрудняет чёткую классификацию.
Таким образом, примем по условию: Rex — не кооператив, Cosmic Encounter — не кооператив. А SDE можно отнести к кооперативам. «Бэнг!», «Мафия», «Гномы-вредители» по определению не проходят. Их можно назвать кооперативом, но совсем не таким, как BSG или «Робинзон Крузо». Это, скорее, игры на вычисление ролей других игроков, филлеры, патигеймы.
Далее речь пойдёт об основной (по моему мнению) и самой глубинной проблеме кооперативов: проблеме лидера (альфа-игрок). Когда один игрок принимает решений больше, чем другие, или принимает решения за других.
Как это можно решить:
Возьмём, к примеру, «Пандемию» — идеальный пример шарообразного кооператива в вакууме. Прекрасная игра, реализующая концепцию обсуждения и совместного принятия решения. Я с ностальгией вспоминаю времена, когда мы играли в неё через VASSAL.
«Пандемия» полностью лишена всех перечисленных выше решений. С одной стороны, именно это делает её такой прозрачной, понятной и логичной. Но с другой. Как человек без иммунитета или как космические захватчики из «Войны миров», «Пандемия» никак не защищена от всевысшего зла — АЛЬФА-ИГРОКА!
По сути цель всего этого — не дать одному игроку принимать очевидно верные решения.
№1 и №2 с двух сторон подходят к проблеме, но, вообще говоря, не являются панацеей. Игрок, знающий «Ужас Аркхэма» вдоль и поперёк, будет советовать новичку, что делать (несмотря на огромный поток информации). Хотя с ограниченным временем кажется, что проблема решается, на самом деле это не так — профессионал Space Alert явно потянет одеяло на себя в команде салаг.
№3 — очень необычный вариант. Его правильной реализации я пока не вижу, к сожалению. Может быть, игрокам вообще не стоит понимать, кто из них выигрывает?
№4 — неэффективное поведение предателя сразу его выдаст, поэтому в Shadows over Camelot вообще непонятно, что делать предателю, а в BSG предатель проявляет себя только в тайных голосованиях. Конечно, самое вкусное — это ложные обвинения, но это всегда ситуативный и часто рисковый шаг, который в конкретной игре может себя не показать. Может, стоит ввести неочевидность выбора открытых игровых действий? Например, не положительный или отрицательный эффект в BSG, а один из двух путей (чего-либо)?
№5, к сожалению, часто раздражает. Не показывать карты — это ещё куда ни шло, очевидное решение для игр с предателем, но вот не называть их. В Shadows over Camelot все норовят попросить «самый крутой бой» или «бой чуть ниже крутого». В «Ангеле смерти» запрет, как я считаю, работает до тех пор, пока игроки не выучат карты — то есть он работает на повышение реиграбельности, а не борьбу с лидером. В BSG тоже постоянно просят: а есть у тебя жёлтая 1–2? Короче, тут вопрос дисциплины и самой игровой группы. Но меня такие запреты РАЗДРАЖАЮТ.
№6, не хочу никого задеть, но в BSG и «Аркхэме» история минимальна. Хотите историю — играйте в настольные ролевые игры. Современные НРИ — это просто, интересно, а с учётом времени игры в «Древний ужас», НРИ ничем не уступают. Мне встречался только один человек, который наотрез отказался от НРИ, но это клинический случай «бараньего рога и ослиного хвоста».
Очень важно понимать, что многие проблемы кооперативов (в том числе и проблема лидера) решаются на мета-уровне, то есть вне игры.
Конечно, обсуждение перед началом игры её проблем и мета-игровых путей решения кажется бредовой идеей для настольщика. Но если Nickolay будет давать лишние 20 секунд на раздумье перед своими советами, Petr после отказа от его плана не будет проклинать команду и впадать в уныние, а Vicheslavv попробует осознать правила, разобраться в первых нескольких ходах и принимать осмысленные решения, то игра может стать действительно интереснее.
Возможно, «Древний ужас» доставляет вам очень приятные ощущения, а Space Alert играется идеально именно ТАКИМ составом игроков. А может, ваша игровая ячейка уважает ЛЮБЫЕ индивидуальные решения игроков в «Ангеле смерти».
Эти игры не лишены проблем и не существует пока «идеальной игры в отрыве от игровой группы». Но это не значит, что они не могут приносить удовольствия и хорошо работать.
Все фотки, кстати, взяты с BGG.
Как ещё решается проблема лидера? У вас есть любимый кооператив?
Кооператив всему голова. Игры, которые невозможно пройти одному
Текстовая версия:
Существует немало игр, которые полностью заточены под кооперативное прохождение. В них иногда даже есть одиночный режим, но он не способен предложить все те ощущения, что можно получить, попробовав проект вместе с друзьями.
Если вам надоели совместные режимы, прикрученные к игре для галочки, вы жаждете настоящих командных механик со взаимовыручкой и уже нашли товарища, который жаждет пройти увлекательную сюжетную кампанию вместе по сети или на одном экране, то наша подборка точно для вас.
А если еще не нашли, то не забывайте, что у нас есть удобный сервис по поиску напарников с фильтрами по возрасту, названию игры и все такое.
Unravel Two
Перед вами потрясающий платформер, который полностью заточен под взаимодействие двух человек. В игре есть одиночный режим, но если вы его попробуете, то точно не сможете понять все сильные стороны игры. Unravel Two – это интересное приключение, которое рассказывает о поддержке и взаимовыручке. Геймплей во многом строится на действиях одновременно двух главных героев и лишь кооператив помогает узнать, чем же так хороша Unravel Two.
Здесь вам придется постоянно двигаться вперед, преодолевая разнообразные преграды. Причем просто побегать по вымышленному миру не получится, так как ландшафты здешних локаций очень разные. Только что вы со своим товарищем беззаботно бежали по полю, уже через несколько минут вам придется затаскивать друг друга на крутую гору, а еще через мгновение необходимо будет синхронно прыгать по неустойчивым платформам. Unravel Two лучше всего раскрывается в кооперативе и это факт, так что даже не пытайтесь пробовать ее самостоятельно, вам вряд ли понравится.
Пожалуй, одна из самых оригинальных кооперативных игр за последнее время. DYO – это инди-платформер с необычной механикой, которая позволяет играть вдвоем на разделенном экране и взаимодействовать друг с другом. По сути, в игре часто придется ломать «преграду» между экранами двух пользователей, чтобы решать интересные головоломки и двигаться дальше по сюжету.
Также стоит отметить крутую стилистику, которая однозначно понравится многим, кто попробует DYO. По сюжету вы, играя за минотавров, которые находятся в греческом лабиринте. Решая загадки вместе с товарищем в кооперативном режиме на двоих, необходимо выбраться из этой каменной «тюрьмы». Играть в DYO одному я бы не советовал, потому что вы вряд ли поймете, чем хороши здешние механики, и вам просто будет скучно, а вот на двоих эта игра один из неплохих вариантов.
Portal 2
Наверняка за 10 лет существования Portal 2 ее уже успели пройти все кому не лень, но она однозначно заслуживает места в нашей сегодняшней подборке. Пройти игру можно и одному, причем вы, скорей всего, получите от этого невероятное удовольствие, но еще лучше сделать это в кооперативном режиме, что усилит эффект ровно в 2 раза. Дело в том, что для совместного режима в Portal 2 принципиально меняются механики. Вместо решения разнообразных задач с использованием всего двух порталов, вам необходимо будет создавать целых 4. Каждый уровень прекрасно адаптирован под парное прохождение и за счет этого интерес к игровому процессу только усиливается.
Valve сумела сделать идеальный проект и для одного, и для двоих. Собственно, именно это и можно назвать неким феноменом Portal 2. К тому же игра остается популярной и по сей день, так что если вы когда-то давно прошли ее один, видимо, настало время повторно вернуться к этой истории, только уже со своим другом или второй половинкой.
Degrees of Separation
Еще один платформер в нашем списке, на этот раз аркадный и с любовной историей. Degrees of Separation рассказывает историю пары, которую в какой-то момент разделили. Теперь им необходимо выполнить кучу разнообразных головоломок, чтобы наконец-то воссоединиться в мире игры и продолжить свои отношения.
Действия Degrees of Separation происходят в выдуманном мире, где у каждого из персонажей есть определенная сила стихии. Один управляет холодом, другой теплом. Именно на стихиях и строятся основные геймплейные элементы. К тому же разработчики постарались придумать как можно больше связок для комбинирования сил холода и тепла, чтобы решение каждой загадки было максимально увлекательным. Проходить Degrees of Separation нужно строго вдвоем и лучше всего со своей второй половинкой, ведь только в таком ключе эта трогательная история сможет раскрыться в полной мере.
Серия Trine
Популярная серия Trine уже много лет радует поклонников кооперативных игр качественным геймплеем, и если вы до сих пор о ней не слышали, то настоятельно рекомендую попробовать вместе со своими друзьями или знакомыми. Проект представляет собой красочную головоломку в 2,5D формате, где необходимо проходить разнообразные уровни за отважных героев. Каждый персонаж имеет свои уникальные способности и, только комбинируя их с другими, может предоставить желаемый результат во время прохождения.
На сегодняшний день я считаю актуальной каждую часть серии, так что не стоит брезговать тем, что первая игра вышла аж в 2009 году. Поскольку все части Trine не такие уж и длинные, то я бы советовал пройти всю серию залпом вместе с друзьями, вы получите невероятный игровой опыт и точно будете довольны. Одному в нее играть однозначно не так весело, как пытаться решать головоломки вместе с близкими людьми. Рекомендую!
Unruly Heroes
Unruly Heroes – это игра по мотивам популярной в Китае книги «Путешествие на запад». В ней автор рассказывает о приключении четырех героев, которые должны вернуть священный свиток и таким образом восстановить баланс во всем мире. На пути им, естественно, будут встречаться злые монстры и страшные боссы, которые пытаются уничтожить все живое и посеять хаос.
Проект полностью заточен под кооперативное прохождение и именно в таком формате работает лучше всего. Вам предстоит путешествовать по разнообразным локациям, выполнять нетривиальные задачи, сражаться с монстрами и, конечно же, противостоять злобным боссам. Каждый герой Unruly Heroes имеет свои уникальные навыки, которые необходимо комбинировать с другими персонажами, чтобы успешно решать головоломки и одерживать верх в сражениях.
В общем, это отличное произведение по китайскому фольклору, которое даст вам возможность вместе с друзьями провести время за интересной историей с увлекательным геймплеем. Обязательно поиграйте в кооперативе.
Перед вами увлекательная бродилка про двух друзей, которые должны спасти небесное светило и вместе с этим весь мир. Проект сделан в скандинавском сеттинге и умело жонглирует его мифологией. При этом здесь вас ждет завораживающая музыка и достаточно расслабляющий геймплей. По сути, в Pode игроки просто изучают красочные локации и параллельно решают множество интересных загадок. Самое главное, что все задачки продуманы до мелочей и по-настоящему увлекательны, а не заставляют делать одно и то же действие по 100 раз.
Я бы еще отметил визуальное оформление, потому что Pode – яркий пример игры, в которой дизайн однозначно играет на руку. Ее стоит попробовать как минимум из-за визуала. А еще здесь прекрасно продуманы все ключевые механики, которые заточены на взаимодействие двух игроков. Проходить Pode в одиночку приравнивается к преступлению, потому что вы просто не сможете в полной мере насладиться всем тем, что она предлагает.
A Way Out
Начнем с того, что A Way Out полностью заточена под кооперативное прохождение, в одиночку вы просто не сможете начать играть, так что в этой подборке ей самое место. Проект рассказывает историю двух заключенных, которые решили совершить побег из одной из самых охраняемых тюрем. Им придется разработать масштабный план и воплотить его в реальность за короткое время. В целом A Way Out – это экшен от третьего лица, в котором большую часть прохождения вам предстоит решать головоломки в паре со своим товарищем.
Попробовать A Way Out в кооперативе стоит еще и потому, что она идеально под него заточена. Достаточно поиграть всего несколько минут и сразу становится понятно, что разработчики даже не думали включать сюда одиночную кампанию, вот настолько каждый элемент геймплея подразумевает участие двоих. Помимо головоломок, вас ждут еще и перестрелки, погони, а также потрясающие кат-сцены в духе культовых фильмов про заключенных (привет, «Побег из Шоушенка»). Это удивительный проект, который дарит незабываемый опыт и, пожалуй, только он один может стать причиной наконец-то найти себе друга по интересам.
Вот такой получилась подборка кооперативных проектов, в которые лучше даже не пробовать играть одному. Мы постарались отобрать только те игры, где весь геймплей строится на кооперативном взаимодействии, где одиночный режим отсутствует или предельно скучный.
Пишите в комментариях, во что из этого играли с друзьями, а также можете порекомендовать другие игры, которые раскрываются по полной только в кооперативе.