что значит красный шарик в белоруссии

Власти Беларуси отправили боевые вертолеты Ми-24 на разгон воздушных шаров из Литвы. Разгорелся международный скандал

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

Минобороны Беларуси в своем телеграм-канале заявило о «попытке нарушения воздушного пространства» республики со стороны Литвы путем запуска восьми воздушных шаров «с антигосударственной символикой». Инцидент, как утверждается, произошел вечером 23 августа в районе погранперехода «Каменный Лог».

«Благодаря действиям экипажей вертолетов Ми-24 из состава дежурных сил ПВО полет воздушных шаров был пресечен без применения оружия», — сказали в военном ведомстве.

В Минобороны уже подготовили документы, чтобы МИД Беларуси передал литовской стороне ноту протеста. Минск также заявил, что расценивает произошедшее как «провокацию со стороны Литвы».

«Эти на первый взгляд безобидные шарики несут в себе угрозу безопасности полетов, в том числе и гражданским судам. Никто не знает, какая подвеска у этих шариков. Она может быть абсолютно различная: взрывчатые вещества, ядовитые вещества и так далее», — пояснили в пресс-службе белорусского ведомства.

После заявлений Минска в МИД Литвы вызвали белорусского посла и вручили ему ноту протеста из-за нарушения госграницы. Вильнюс настаивает, что белорусский вертолет Ми-24 накануне пересек литовскую границу в районе деревни Мядининкай. В Беларуси это отрицают.

Для предотвращение примерно такого уровня антигосударственной угрозы подняли несколько МИ-24 pic.twitter.com/1zEApsQOUy

Издание https://t.co/3qYKJ0k8Gi утверждает, что это видео перехвата «зонда из восьми воздушных шаров с антигосударственной символикой».

На момент публикации министерство обороны не подтвердило подлинность записи. На видео восемь шариков с бело-красно-белым флагом. pic.twitter.com/ap0lCYcVHx

На происходящее не могли не отреагировать в соцсетях, где конфликт в шутку прозвали «гелиевой войной».

Источник

Видео: Минобороны подняло боевые вертолеты против воздушных шаров с «антигосударственной символикой»

Министерство обороны информирует о попытке нарушения воздушного пространства Республики Беларусь. «23 августа около 19:30 дежурными силами ВВС и войск ПВО была пресечена провокация со стороны Литовской Республики в районе Волковщина Ошмянского района. С сопредельной территории был запущен зонд из восьми воздушных шаров с антигосударственной символикой», — говорится в заявлении. После обеда появилось видео того, как это было.

Напомним, вчера в знак солидарности с белорусами от Вильнюса до границы выстроились 48 тысяч литовцев.

В акции принимали участие действующий президент Литвы Гитанас Науседа, а также экс-президенты Даля Грибаускайте и Валдас Адамкус, министр иностранных дел Линас Линкявичюс, дипломаты, другие представители власти.

23 августа — день, когда в 1989 году состоялась акция «Балтийский путь». Спустя 31 год десятки тысяч литовцев выстроились в цепочку солидарности с белорусами. Она растянулась от центра Вильнюса до деревни Мядининкай на границе с нашей страной — это 32 километра.

Стало известно, что Литва вручила Беларуси ноту протеста из-за предполагаемого нарушения воздушного пространства страны во время проведения акции «Путь свободы».

— Их вертолет нарушил наше воздушное пространство. И сегодня послу Беларуси была вручена нота решительного протеста, — сообщил в понедельник агентству BNS министр иностранных дел Линас Линкявичюс.

В ноте говорится, что белорусский вертолет Ми-24 23 августа в 18:50 пересек литовскую государственную границу в районе Мядининкай. Литовцы хотят выяснить обстоятельства инцидента и не допустить повторения подобных нарушений.

Позже релиз Минобороны был дополнен комментарием исполняющего обязанности заместителя командующего Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны полковника Олега Орлова.

— Вчера вечером в районе погранперехода «Каменный Лог» дежурными силами авиации была пресечена попытка нарушения Государственной границы в воздушном пространстве Республики Беларусь со стороны Литовской Республики. Мы расцениваем данный инцидент как провокацию со стороны Литвы. Обывателю может показаться, что это факт малозначительный. Но давайте рассмотрим с других сторон.

— Действия наших летчиков расцениваю как абсолютно соответствующие нашему и международному законодательству. Наши летчики действовали в воздушном пространстве нашего государства, это зафиксировано материалами объективного контроля. Нарушения государственной границы Литовской Республики не было. Хотелось бы всех предупредить: мы выполняем нашу работу и будем ее выполнять впредь решительно, в соответствии с нашим законодательством.

Позже стало известно, что послу Литвы в Беларуси вручили ноту протеста в связи с инцидентом на госгранице. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на МИД РБ.

«По имеющимся данным, 23 августа с литовской территории был запущен воздушный объект, который нарушил государственную границу Беларуси и углубился на территорию страны на 3 км. Белорусская сторона расценивает данный факт как спланированную провокацию», — отметили в ведомстве.

Дополнено

После 16:00 на сайте belvpo.com появилось видео инцидента. На нем видно, что на связке шариков летит бело-красно-белый флаг.

Источник

Мода – за свободу. Бело-красно-белая одежда как символ протеста в Беларуси

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

В субботу 10 октября в Минске прошла акция «Массовый женский демарш с цветами против политических репрессий». В ней участвовали сотни женщин. Они прошли по проспекту Независимости с букетами цветов. Женские марши спровоцировали перемены не только в понимании того, каким может быть протестное движение, но и добавили серым улицам цвета благодаря своей одежде.

Когда все только начиналось и люди еще не знали тактики борьбы, знали только, что вместе – лучше – началось невиданное. Девушки, у которых в сетевых статусах всегда были цитаты из Коэльо, вдруг начали цитировать Купалу и Короткевича. Эти представительницы поколения, не заставшего иных цветов флага, кроме красно-зеленого, переоделись в белое и красное.

Уже появилась одежда с репродукциями «Евы» Хаима Сутина. Эта картина нечаянно солидаризировала белорусов, из-за того, что она была арестована вместе с коллекцией других произведений искусства, при том что она не содержит в себе ни социальной критики, ни радикального посыла. Затем The Guardian Weekly вышел с обложкой Flower Power, посвященной белорускам, выступающим против насилия и узурпации власти, и уличный стиль начал меняться радикально и молниеносно.

Девушки одевались в белое с рюшами, несли георгины, хризантемы и, конечно, васильки. Они, пусть не белые и не красные, зато милые сердцу белорусок. В центре Минска стали бить, и с этого момента все чаще можно было видеть бело-красно-белую одежду на окраинах, вдоль веток метро – Каменная Горка, Серебрянка, Малиновка.

Инна Зайцева – так называемая протестная невеста – решила, что если уж и попадать в СИЗО на 15 суток, так хотя бы делать это не зря. Она достала свое белое свадебное платье, муж нанес спреем на кринолин красную краску, и девушка так гуляла на фоне серых металлических щитов и «шредеров» (так называют ОМОН. – Прим. РС) в шлемах, вдохновляя своим видом демонстрантов. Инна рассказывает, что к ней подходили люди, благодарили, плакали и говорили: «Вы такая сильная, смелая и красивая! Спасибо!»

Викторианских воротничков, какие были на обложке российского октябрьского журнала Elle, в котором писали о Беларуси, на улицах нет. Сейчас, несмотря на пасмурную погоду и дождь, люди выходят на марши в раскрашенных дождевиках, многие – в комбинезонах.

Дизайнер Ольга Кардаш выпустила коллекцию маек с логотипами белорусских заводов. Планировалось, что большая часть средств от продажи будет направлена в фонд солидарности и пойдет на поддержку рабочих протестующих заводов и политзаключенных.

«Это аналогия с «супергеройскими» футболками. Ребята, наши заводчане – новые реальные герои и заслуживают, чтобы ими гордились не меньше, чем героями Марвел», – сказала Кардаш.

На следующий день на сайт дизайнерки была совершена атака. Следом в адрес Ольги Кардаш пришли письма от предприятий с требованием прекратить тиражирование логотипов. В результате Ольга записала обращение, что не считает возможным дальше продолжать работать и платить налоги в Беларуси, и переехала в Варшаву.

Дизайнер Ксения Романова считает, что уличный стиль Минска меняется радикально и молниеносно. Недавно она выпустила несколько предметов гардероба с названием «Перемен!» с шестью разными мотивами: есть и диджеи перемен, и кричалка «Собачку!», которая является пародией на лозунг «За батьку!» (его скандировали сторонники Лукашенко на акциях в его поддержку), далее цитата из «Чиполлино» «В наших тюрьмах сидят честные люди», Flower Power, Peace and Love, «Я гуляю» с Ниной Багинской.

Еще один элемент протестной моды – дождевик. В коллекции Романовой есть дождевик с надписью «Удалите диктаторский режим, загрузите демократию».

О том, существует ли протестная мода в сегодняшней Беларуси, мы говорим с Ольгой Жадеевой, экспертом моды, fashion-журналистом, создателем и главным редактором портала о белорусской моде pret-a-portal.by.

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

– Протестная мода, разумеется, есть. Это заметно и по спросу в магазине и по фотографиям блогерок. Светская жизнь сейчас свелась к участию в митингах, развлекательные мероприятия практически не проводятся. Негласно считается, что это моветон, когда вокруг аресты, ведь они коснулись очень многих. Тут как с коронавирусом – у каждого есть знакомый в пределах одного рукопожатия, который переболел. Такая же ситуация с протестами – у всех есть знакомый, который отсидел, был задержан и/или избит. Мероприятий нет, а на митингах дресс-код негласный. Многие девушки готовятся к демонстрациям серьезно. Два раза меняют образ на протяжении одного женского марша. Это делается для конспирации, поскольку на женские марши ходит людей гораздо меньше, и вероятность быть схваченной – выше, чем на других акциях протеста. Во время субботнего марша омоновцев было столько же, сколько девушек. Если у них привлекающий внимание свитер с капюшоном, ленты в волосах, они забегают в магазин или кафе, выворачивают свитера, надевают сверху что-то другого цвета, кепку сняли, завязали платок – для того чтобы выйти как другой человек. Это как будто из какого-то шпионского фильма, но это реальность жизни, очень многие так делают. Многие хотят декларировать свою причастность к движению сопротивления, однако уже не так явно, как в августе, когда девушки выходили в бело-красно-белых цветах. Тогда смеялись, что закончилась вся одежда нужных цветов: стирать не успевают, и приходится покупать что-то новое. В магазинах мы не могли купить шарики белого и красного цвета. Белые хризантемы и розы раскупали так быстро, что люди передавали их друг другу: «Я уже сходил сегодня, сходи ты». Это было демонстративно, детей наряжали в такую же одежду. Сейчас силовики стали жестокими – применяют санкции к родителям, которые ходили на демонстрации с детьми, дают по несколько суток всем подряд, и уже не действует правило, что если у женщины несовершеннолетние дети, ее должны в течение трех часов отпустить. Недавно была задержана мама пятерых детей, ее продержали сутки, потом дали штраф – 20 базовых величин (207 долларов США. – Прим. РС).

Я слышала, как пожилая женщина кричала омоновцу: «Вы понимаете, я выхожу в магазин, беру с собой таблетки на два дня, удобную обувь, чтобы убегать, и теплую одежду, чтобы не мерзнуть в камере».

– С одной стороны, хочется подчеркнуть свою позицию, но, с другой стороны, ОМОН реагирует на это как бык на красную тряпку и может задержать с большей долей вероятности, чем если ты будешь одет во что-то более нейтральное. На прошлом воскресном марше было прохладно, многие надевали темную одежду, праздника в этом гораздо меньше. Сейчас, когда повсюду задержания, девушки предпочитают брать с собой одноразовые недорогие вещи, потому что воду окрашивают специальными жидкостями, одежда пачкается и портится. И дождевики тоже должны быть одноразовыми.

После белого и красного третий по популярности цвет – черный. Я черный не носила четыре года. Мне казалось, если я надеваю что-то черное, то сразу становлюсь больная и некрасивая, а сейчас хочется, есть потребность в защите, в коконе.

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

«Авторитаризм – не такая простая штука». Беларусь и женский протест

Так было и в Гонконге. Начиналось все с белой одежды, продолжалось черной, а закончилось запретом ввоза одежды черного цвета в страну…

– На маршах можно наблюдать, как люди самовыражаются при помощи одежды. С любым человеком в любой компании вы все равно придете к обсуждению этой темы. Для меня было открытием, насколько белорусы креативны. Казалось бы, я давно работаю в сфере моды, знаю очень многих художников, дизайнеров, и тем не менее, я была поражена, насколько быстро все это хлынуло на улицы. Столько интересных перформансов, мини-спектаклей, сколько появилось музыкантов, графических дизайнеров, инсталляций, плакатов, в соцсетях потрясающее количество шаржей, картинок, историй.

– Как протесты вообще сказываются на креативной индустрии Беларуси?

– Виден не только оптимизм. С началом протестов ряд дизайнеров и брендов вообще приостановили свою деятельность, потому что им не до креатива. Очень часто именно творческие люди остро реагируют на происходящие события. Я знаю дизайнеров, которые отказались от создания осенних коллекций, настроения были упаднические. Одни говорили: «Кому сейчас нужна одежда? Людям вообще не до этого». Другие же становились волонтерами, работали в штабах кандидатов, занимались общественной активистской работой. Одна моя знакомая выслеживала, куда ОМОН повез бить ребят в лес, и потом их, брошенных, избитых, оттуда забирала. Была волна обсуждений на тему производства одежды с принтами. Многие говорили, что это спекуляция и желание нажиться на протесте. Противоположное мнение – если и могут белорусские дизайнеры сделать что-то важное, привлечь внимание мировой общественности, то именно так. Есть дизайнеры, которые за свою активную деятельность оказались под давлением и были вынуждены уехать.

Сейчас можно ожидать всплеска интереса к Беларуси, белорусскому искусству, белорусским дизайнерам. Наступит ренессанс белорусской культуры и идентичности. У нас очень талантливые одаренные дизайнеры, и сейчас они получают огромную энергетическую подпитку.

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

«Когда поёшь, становится не так страшно». Музыка и белорусский протест

– Раньше жаловались, что в Беларуси все советское и мы чуть ли не обязаны эту «советскость» оправдывать и поддерживать этот имидж. Вот такие были настроения. Сейчас все это может быть переосмыслено.

– Мода – это живая структура, но наши дизайнеры научились выживать в абсолютно разных условиях. Как они умудряются закупать ткани, лекала, что-то создавать и продавать, выплачивать налоги в условиях бесконечного экономического кризиса? Глобального интереса к белорусским дизайнерам не было. Многие наши мастера (такие как Елена Цокаленко, Ольга Самощенко) показывали свои коллекции в Москве, и до сих пор многие считают их российскими дизайнерами. И не было такой гордости за свою родину, внутри уверенности не было. Не было и консолидации. В той же Грузии все иначе. Я ездила на Неделю моды в Тбилиси и говорила с создателем очень успешного бренда Ниной Заркуа. Она говорит о том, что такие знаменитости, как Демна Гвасалия, которые уже добились успеха, сильно поддерживают своих, молодых, начинающих. Она говорит, что секрет успеха как раз в том, что они держатся друг за друга, в этой консолидации, у них нет глобальной конкуренции, они просто все говорят о грузинской моде. У нас такой консолидации не было, и как раз вот эти события дают шанс ей появиться.

Источник

БЧБ-символика: какими сказками о ее происхождении оболванивают белорусов и почему бело-красно-белый в глазах большинства навсегда останется флагом полицаев?

что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть фото что значит красный шарик в белоруссии. Смотреть картинку что значит красный шарик в белоруссии. Картинка про что значит красный шарик в белоруссии. Фото что значит красный шарик в белоруссии

Обозначим сразу: во многих странах роль высшего символа выполняет именно национальный флаг.

Так, в соответственном законе, изданном в 1957 году в Венгрии, сказано, что «флаг – знак государства, выраженный через национальные цвета». Но в ряде стран вместе с национальными есть и флаги государственные, которые отличаются от первых главным образом изображением государственного герба на полотнище. Основное же различие между ними заключается в использовании государственных флагов преимущественно официальными учреждениями. И, наконец, в преобладающем большинстве стран приняты особые символы, которые используются исключительно в практике официальных учреждений – государственные гербы.

Герб и национальный флаг объединяет цветовая символика, но смысловая нагрузка у них разная. Если национальный флаг можно было бы назвать «визитной карточкой» страны, её народа, то герб (и государственный флаг) – «визитной карточкой» системы этой страны, её государственных институтов. Символика герба выражает не столько национальные черты, сколько политическую сущность того или иного государственного образования (даёт возможность отличить, например, республику от монархии).

Важно понимать, что грань между «национальным» и «националистическим» довольно ощутимая. Оттенок идеологии национального размежевания легко увидеть при соответствующей общественной обстановке в национальной символике и отношении к этой символике со стороны большинства людей (народа), который выступал и выступает за консолидацию в наше непростое время.

О чем нам говорят неправду?

О том, каким остался в народной памяти бело-красно-белый флаг за годы Гражданской войны, пожалуй, неплохо было сказано в резолюции деятелей БНР, собравшихся в 1923 году на Белорусскую национально-политическую конференцию. Последняя, «обсудив выступление Балаховича (одного из главарей контрреволюции) под национальным белорусским знаменем, констатирует, что, связав своё имя с белорусским освободительным движением, он до сего времени не очистил себя от позорящих белорусское имя обвинений в еврейских погромах и грабежах». И такая уничижительная критика шла в адрес «главнокомандующего» вооружённых сил.

История свидетельствует: бело-красно-белый флаг впервые появляется в 1917 году. Его создатель – происходивший из католической шляхты архитектор и общественный деятель Клавдий Дуж-Душевский. В своих воспоминаниях, датированных 31 августа 1934 года, он записал: «Интересно отметить, что белорусы считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы, то есть белый всадник на красном фоне, но национального флага тогда ещё не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы. Отныне этот флаг и является белорусским национальным флагом».

Рассказывать о том, что бчб-флаг – это древнейший белорусский символ, который пришёл к нам из эпохи Средневековья, а то и вовсе от Полоцкого княжества, это, мягко говоря, неправда. Ныне встречаются сказочники, утверждающие, что бчб-флаг применяли повстанцы Калиновского. Но они задействовали бело-красное полотнище с двумя косицами. На красной полосе размещался синий щит с белым польским орлом, а на белой – синий щит с белорусско-литовской «Погоней». Вот что использовали повстанцы в 1863 году.

БЧБ: символ нации или нацизма?

Следует отметить, что в 1920-1930-е годы бчб-флаг использовался эпизодически, в основном немногочисленными группами эмиграции. Но самые страшные события, дискредитировавшие это полотнище, произошли в годы немецко-фашистской оккупации. Он задействовался всеми коллаборационистскими структурами и пронацистскими вооружёнными формированиями, укомплектованными этническими белорусами.

Нам всем об этом забыть? Внукам и правнукам убитых и замученных нацистами и их прислужниками белорусов встать под их бчб-флаги? Или, может быть, нам всем взять под козырёк и принять определение Нобелевского лауреата, а в молодости – истовой почитательницы «меча и пламени революции» Светланы Алексиевич, что «Беларусь страна полицаев»? И снова: никому ничего это не напоминает? Те юнцы, которые полицейским флагом размахивают сегодня, – они же ничего «плохого не делают», да? Те взрослые, что вывешивают полицейские цвета во дворах и на домах, – они же «за культурное наследие», правда? Холокост в Беларуси проводился под этими символами – и это забыли? Так может, пора перестать позволять себя оболванивать? Уж сколько раз это пытались делать с белорусами в нашей истории – и всё равно находятся желающие стать манкуртами…

Да, есть и такие. Люди со скелетами в семейном шкафу. Или, наоборот, которые совсем не знают своей истории.

Уж отцы-основатели «незалежнасці» постарались, чтобы белорусы не задумывались о происхождении этой символики. Ещё в начале 1990-х в детских учебниках писали просто лютую дичь про древнего князя, который на поле боя перевязал рану белым полотном с кровавой полосой. Эту чушь выдумал «філёляг» из БНФ Винцук Вячорка, и этот бред на полном серьёзе транслировали не только в школе, но и в студенческих аудиториях… Забыв про историю государственного флага страны.

Подсуетилась и учёная братия. На сентябрьской сессии Верховного Совета республики в 1991 году сам президент АН БССР В.П. Платонов с высоты своего авторитета сказал депутатам: «Флаг этот – глубокая история». И депутаты поверили математику! А оппозиционер В. Голубев дезинформировал почтенную публику результатами голосования по флагу на Бюро отделения общественных наук АН БССР. А сколько спекуляций о «законности» бчб!

…Итак, символ «вывесили при немцах в 1918-м. Первый раз кланялись «кайзеру-покровителю», второй раз – «Гітлеру-вызваліцелю». И вешали, вешали, вешали…

Был ещё третий заход в 1991-м, но абсолютное большинство белорусов на референдуме 1995 года решило выбросить на свалку истории этот символ национального позора, смерти и разрушения. И здравомыслящие люди понимают: защита собственных символов – норма практически для любого государства. Равнение на флаг Республики Беларусь!

Оформление государственной символики

До 1919 года: Витебская, Виленская, Могилёвская, Минская и Смоленская губернии входили в состав Западной области (с 13 сентября 1918 года – «Западная коммуна) – административно-территориальной единицы Советской России. Государственные символы РСФСР были приняты и узаконены органами Советской власти на этой территории.

Социалистическая Советская Республика Белоруссия (ССБР) была провозглашена 1 января 1919 года. В Конституции, принятой 3 февраля 1919 года I Всебелорусским съездом Советов, содержалось описание флага и герба республики: «Торговый и военный флаг ССРБ состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого у древка, наверху, помещены золотые буквы ССРБ, или надпись «Социалистическая Советская Республика Белоруссии». «Герб ССРБ состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещённых рукоятками книзу, окружённых венцом из колосьев и с надписью: а) Социалистическая Советская Республика Белоруссии; б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Таким образом, первые флаг и герб БССР, копировали флаг и герб РСФСР, отличаясь от них лишь названием республики. Общность государственных символов РСФСР и БССР, аналогия цветовой гаммы отражали в условиях гражданской войны и интервенции политическое, экономическое и военное единство советских республик, интернациональную основу их сотрудничества.

В 1922 году геральдическая аббревиатура «ССРБ» была заменена на «БССР».

Создание СССР поставило в повестку дня вопрос о новом гербе БССР. Первый герб, к сожалению, не отражал никаких национальных особенностей республики. К тому же был нарушен один из основополагающих законов геральдики, запрещающий использование одного и того же герба различными лицами и государствами. Это в полной мере относилось и к флагу.

Впервые вопрос о новом гербе республики был рассмотрен на заседании Президиума ЦИК БCCP 22 февраля 1924 года, где было высказано пожелание, чтобы в новом гербе нашли отражение особенности республики и её связь с Союзом ССР.

Работа над гербом продолжалась более трёх лет.

5 апреля 1927 года начал работу VIII Всебелорусский съезд Советов, которому предстояло принять новую Конституцию республики. Проект герба БССР, выполненный В.В. Волковым, был выставлен в зале заседаний съезда, где с ним ознакомились делегаты и гости. 11 апреля 1927 года съезд единогласно утвердил рисунок герба, и его описание было дано в статье 74 Конституции БССР: «Государственный герб Белорусской Социалистической Советской Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах восходящего солнца серпа и молота, помещённых крест-накрест рукоятками книзу и окружённых венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетённых клевером, и справа – из дубовой ветки; внизу между обеими половинками венка находится часть Земного шара. Обе половинки венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском, еврейском, русском и польском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и ниже – инициалы «Б.С.С.Р.». Наверху герба имеется пятиконечная звезда. Таким образом, в новый герб БССР впервые вошли атрибуты, отражающие в графической и смысловой форме суверенитет республики и её национальные черты.

Конституция БССР, принятая 19 февраля 1937 года Чрезвычайным XII Всебелорусским съездом Советов, внесла изменение в описание Государственного флага БССР. В статье 120 Конституции говорилось: «Государственный флаг Белорусской ССР состоит из красного полотнища с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними – красной пятиконечной звезды, обрамлённой золотой каймой, а внизу серпа и молота золотые буквы – БССР. Отношение ширины к длине 1:2».

Существенные изменения в изображение герба БССР были внесены в 1938 году. Они коснулись как рисунка герба, так и надписей на нём. По решению первой сессии Верховного Совета БССР от 26 июля 1958 года художник В.В. Волков видоизменил венок герба: левая часть венка осталась прежней, в правой части дубовая ветка была заменена колосьями, переплетёнными льном. На этой же сессии основными языками Белорусской ССР были признаны белорусский и русский. В связи с этим в гербе девиз давался на двух этих языках. Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 ноября 1938 рода был изменен перевод девиза «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Раньше слово «соединяйтесь» переводилось на белорусский язык как «злучайцеся», по новому указу оно должно было переводиться «еднайцеся», что наиболее соответствовало смыслу лозунга на белорусском языке. Ещё одно изменение произошло в гербе БССР в 1958 году. Оно также касалось девиза. Слово «соединяйтесь» стало звучать на белорусском языке как «яднайцеся». Все эти изменения нашли отражение в Конституции БССР, принятой 14 апреля 1974 года на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Белорусской ССР.

Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Владимир Егорычев, кандидат исторических наук, член Союза писателей Беларуси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *